Anti-PISA. Anatoly Krasnyansky: Errors in PISA tasks. Анатолий Краснянский о «правильном» ответе на вопрос № 4 из группы заданий «Питьевая вода» программы PISA-2006: «Чтобы очистить воду, нужно добавить таблетки хлора». Это правильный (по мнению авторов заданий) ответ на вопрос № 4.

"Чтобы очистить воду, нужно добавить таблетки хлора". Если не верите, то посмотрите ответ на вопрос № 4 задания "Питьевая вода" международной программы PISA-2006. Здесь дефект в английском тексте "складывается" с дефектом перевода с английского на русский. Переводчики с английского на русский не знают, что хлор - это газ.

 

Anti-PISA

Anatoly Krasnyansky: Errors in PISA tasks

Анатолий Краснянский о "правильном" ответе на вопрос № 4  из группы заданий "Питьевая вода"  программы  PISA-2006: "Чтобы очистить воду, нужно добавить таблетки хлора". Это правильный (по мнению авторов заданий) ответ на вопрос № 4.

Внимание! Последний вариант статьи:   URL:  https://avkrasn.ru/article-4130.html 

 

  Источник информации о задачах программы PISA: http://www.centeroko.ru/public.html

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Международная оценка образовательных достижений учащихся
(Programme for International Student Assessment – PISA)
У ч и м с я
д л я ж и з н и ! Москва, 2007

СОСТАВИТЕЛИ: КОВАЛЕВА Г.С., к.п.н., КОШЕЛЕНКО Н.Г.
ОФОРМЛЕНИЕ: БАРАНОВА В.Ю.

В данной публикации представлены примеры заданий, которые использовались в международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), осуществляемом Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) в области функциональной грамотности пятнадцатилетних учащихся в 2006 году. Для каждого задания-вопроса указаны его основные характеристики. Характеристики представлены в двух форматах: по заданиям, которые использовались в основном исследовании 2006 года – трудность задания по международной шкале; процент российских учащихся правильно выполнивших задания (полностью или частично); средний процент выполнения по странам ОЭСР и максимальный процент выполнения задания; по заданиям, которые использовались только на этапе экспериментальной проверки – процент выполнения российскими учащимися. Задания, которые не использовались в основном исследовании 2006 года, а использовались только в экспериментальной проверке, отмечены зведочкой (*) в разделе «Содержание». Материалы предназначены для широкого круга лиц: представителей органов управления образованием разного уровня; методистов в области общего среднего образования; специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования. Представленные материалы могут быть полезны учителям основной и старшей школы, а также студентам педагогических вузов.
© ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ИСМО РАО, 2007.

  ГРУППА ЗАДАНИЙ  – Питьевая вода
 

На рисунке, приведенном выше, показано, как вода, которая подается в городские дома, становится пригодной для питья.
Рисунка здесь нет — А.К. — но есть схема, основанная на рисунке: Источник воды (водохранилище или озеро)  —> решетка —> отстойник —> фильтр —> хлорирование —> подача воды в водопроводный кран.

Вопрос 1
   Важно иметь источник хорошей питьевой воды. Воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами.  Назовите одну причину, почему в грунтовой воде меньше бактерий и загрязняющих частиц, чем в воде, взятой из поверхностных источников, таких как озера и реки.
………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………….

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 73,2
Код 11: Ответы, в которых учащиеся ссылаются на фильтрацию грунтовых вод во время просачивания через земные пласты.
• Во время прохождения воды через песок и почву вода очищается.
• Происходит естественная фильтрация.
• Потому что когда вода проходит через землю, происходит ее фильтрация с помощью камней и песка.
Код 12: Ответы, в которых делаются ссылки на то, что грунтовые воды находятся в замкнутом пространстве и тем самым защищены от возможных загрязнений; ИЛИ что поверхностные воды более легко загрязняются.
• Грунтовые воды находятся внутри земли и, следовательно, загрязнение воздуха не может сделать эти воды грязными.
• Потому что грунтовые воды не открытые, они под чем-то находятся.
• Озера и реки могут загрязняться через воздух, в них можно, например, плавать, поэтому они не чистые.
• Потому что озера и реки загрязняются людьми и животными.
Код 13: Другие правильные ответы.
• В грунтовых водах нет достаточно питательной среды для бактерий, поэтому они там существовать не могут.
Ответ не принимается
Код 01: Ответы, в которых даются ссылки на то, что грунтовые воды очень чистые (повторяется информация из текста задания).
• Потому что вода прошла очистку.
• Потому что в озерах и реках может быть мусор. (Без объяснения – почему.)
• Потому что там меньше бактерий.
Код 02: Ответы с очевидными ссылками на очистительные процессы, приведенные на рисунке в начале задания.
• Потому что грунтовые воды проходят через фильтр и хлорируются.
• Грунтовые воды проходят через фильтр, который их полностью очищает.
Код 03: Другие ответы.
• Потому что вода всегда находится в движении.
• Потому что вода не перемешивается и, следовательно, грязь со дна не поднимается.
Код 99: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы, связанные с Землей и Вселенной
Область применения: природные ресурсы
Контекст: глобальный
 


Анализ вопроса 1









Авторы вопроса № 1 дают такое определение понятию "грунтовые воды": воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами. По определению (см. БСЭ, http://bse.sci-lib.com/article015680.html), грунтовые воды — это подземные воды первого от поверхности Земли постоянного водоносного горизонта (Подробнее см. приложение № 1). Следовательно, авторы сделали логическую ошибку: подмена определения понятия.

   

Вопрос 2






    Очистка воды часто осуществляется в несколько этапов, включающих в себя различные способы. Процесс очистки, показанный на рисунке, включает в себя четыре этапа (пронумерованные 1- 4). На втором этапе вода собирается в отстойнике.  Каким образом происходит очистка воды на этом этапе?
A      Бактерии, находящиеся в воде, погибают.
    В воду добавляют кислород.
C     Гравий и песок оседают на дно.
D     Токсичные вещества растворяются.
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 79,5
Код 1: С. Гравий и песок оседают на дно.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.

Тип вопроса: с выбором ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: физические системы
Область применения: здоровье
Контекст: глобальный



 




Вопрос  3






На четвертом этапе процесса очистки вода хлорируется.  Зачем в воду добавляют хлор?
………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………….
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 87,3
Код 1: Ответы со ссылками на удаление, уничтожение или разрушение бактерий (или микробов, или вирусов).
• Очистить ее от бактерий.
• Хлор убивает бактерии.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
• Вода становится менее кислой, и в ней не будет водорослей.
• Он действует как фтор.
• Получше очистить воду и убить все оставшиеся элементы [“Элементы” не раскрыты.].
• Сохранить ее чистой, чтобы можно было пить.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: социальный






Вопрос 4






     Предположим, что сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен. Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить эту воду?
………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………………………….
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 88,9
Код 11: Ответы со ссылками на кипячение воды.
№ 1  • Вскипятить ее.
Код 12: Ответы со ссылками на другие способы очистки, которые возможно без риска проводить в домашних условиях.
№ 2   • Добавить в воду таблетки хлора —
выделил крупным шрифтом Анатолий Краснянский.
№ 3   • Использовать микропористый фильтр.
Ответ не принимается
Код 01: Ответы со ссылкой на «профессиональные» методы очистки, которые в домашних условиях невозможно проводить без риска или которые практически невозможно осуществить в домашних условиях.
№ 4   • Смешать воду с хлоридом в ведре и затем пить ее.




№ 5   • Больше хлорида, химикатов и биологических приспособлений.
№ 6   • Дистиллировать воду.
Код 02: Другие ответы.
• Еще раз очистить ее.
• Использовать фильтр из кофеварки.
• Покупать воду в бутылках до тех пор, пока не наладят процесс очистки.
[Уклоняются от ответа на вопрос].
Код 99: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом
Компетенция: научное объяснение явлений —
выделил крупным шрифтом Анатолий Краснянский
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: социальный
   






 

Анализ вопроса 4 

  "Чтобы очистить воду, нужно добавить таблетки хлора" — это неправильный ответ, поскольку при "обычных" условиях (например, при температуре 0 оС — 30 оС и давлении 1 атм) хлор — это газ. Очевидно, что переводчики  не знают, что хлор — это газ. За такой ответ на уроке химии в российской школе поставили бы  двойку. Так что будем считать, что российские учителя химии поставили двойку российским "модернизаторам" и западным "экспертам".    Более того,  этот ответ не является научным объяснением явления.

Этот "правильный" ответ — результат двух ошибок.

1. Ошибка в оригинальном  (на английском языке) тексте: "Treat the water with chlorine tablets (e.g., Puratabs)":  словосочетаниие Сhlorine tablets  не взято в кавычки.  Правильно: "Сhlorine tablets".

2. Ошибка в переводе с английского — не перевели  слова в скобках: (e.g., Puratabs). Перевод: "например, Puratabs".  Смотрите  текст на английском, приложение 5.  

Правильный перевод (без указанных ошибок): текст: "Чтобы очистить воду, нужно добавить "таблетки хлора", например, Puratabs".

В настоящее время  для обеззараживания воды используется Aquatabs.  В качестве действующего вещества в состав Акватабса входит натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты, которая является носителем хлора.  [10].

 

 

 Анализ кода 01. Авторы четвертого вопроса называют «профессиональными» следующие «методы» очистки воды – ответ № 4: «Смешать воду с хлоридом в ведре и затем пить ее»  и ответ № 5: «Больше хлорида, химикатов и биологических приспособлений».  На самом деле эти ответы –  бессмысленные выражения. Но авторы забраковали эти ответы не из-за их бессмысленности, а из-за того, что «это методы очистки, которые  в домашних условиях невозможно проводить без риска или которые практически невозможно осуществить в домашних условиях».



  Вопрос 5     Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания?  Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая.

Диабет                                                                     Да / Нет
Диарея                                                                     Да / Нет
ВИЧ-инфекция или СПИД                                Да / Нет

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 90,2
Код 1: Три верных ответа: Нет, Да, Нет, в указанном порядке.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.

Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: комплексный с выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: личностный
   

Анализ вопроса 5 

 
  Во-первых, авторы вопроса назвали диарею заболеванием. Однако диарея (понос) — это не заболевание, а основной симптом острых кишечных заболеваний  бактериальной и вирусной природы: дизентерии, пищевых токсикоинфекций, колиэнтеритов и др., а также холеры, кишечных инвазий и других воспалительных заболеваний кишечника.

Во-вторых, если ученик знает, что употребление загрязненной воды не может вызвать СПИД или диабет, но может вызвать понос, но это не значит, что он компетентен в научном объяснении  явлений.

 

 

 

 

Последняя редакция статьи (ноябрь 2017 года)

 Анатолий Краснянский 

Системный анализ группы заданий "Питьевая вода" международной программы PISA-2006

 Фрагменты заданий и их анализ

 

 Фрагмент № 1


 

 

 

 Анализ фрагмента № 1

 Анализ рисунка. Рисунок содержит ложную информацию. Из рисунка следует, что при хлорировании в воду добавляют (через воронку) какую-то жидкость или порошок. Однако в группе заданий «Питьевая вода» речь идет об очистке воды хлором (см. приложение 1, вопрос 3). При этом способе очистки воды через воду пропускают газообразный хлор. Хлор поступает из баллонов, в которых он находится  в жидком состоянии под давлением 0,60 – 0,8  МПа (6 – 8 атм).   Стандартные баллоны содержат 25—40 (малые) и 100 (большие) кг жидкого хлора. Хлор из баллона  поступает в промежуточную емкость, в которой он переходит из жидкого в газообразное состояние. Из этой  емкости хлор поступает в  специальные приборы –  хлораторы, в которых осуществляется его дозирование и смешивание с некоторым количеством воды. Получаемая «хлорная вода» поступает в обрабатываемую воду [1]. Система должна быть герметичной, поскольку хлор сильно ядовит. В случае разгерметизации баллона  хлор, находящийся под давлением 6 – 8 атм, начнет  интенсивно поступать в атмосферу.  Поэтому ни о каком переливании жидкого хлора из одной емкости в другую через воронку, как показано на рисунке, речи быть не может.

Анализ определений понятий "грунтовые воды" и "подземные воды". Определения выполняют две важнейшие функции: познавательную и коммуникативную. Очевидно, что ошибки в определениях наносят большой вред учащимся.

Авторы вопроса № 1 дают такое определение понятию "грунтовые воды": "Воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами. На самом деле грунтовые воды – это только один из видов подземных вод. Подземные воды (родовое понятие) по условиям залегания делятся на почвенные воды, верховодку, грунтовые и межпластовые воды [2]. По определению [3], грунтовые воды – это подземные воды первого от поверхности Земли постоянного водоносного горизонта.  Подземные воды – родовое понятие, грунтовые воды – видовое. Логическая ошибка: "широкое определение" [4] понятия "грунтовые воды".       

 

Фрагмент № 2

Вопрос 4

   Предположим, что сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен.

Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить эту воду?

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 88,9

Код 11: Ответы со ссылками на кипячение воды.

1.  Вскипятить ее.

Код 12: Ответы со ссылками на другие способы очистки, которые возможно без риска проводить в домашних условиях.

2.  Добавить в воду таблетки хлора.

3.  Использовать микропористый фильтр.

Ответ не принимается

Код 01: Ответы со ссылкой на «профессиональные» методы очистки, которые в домашних условиях невозможно проводить без риска или которые практически невозможно осуществить в домашних условиях.

4. Смешать воду с хлоридом в ведре и затем пить ее.

5.  Больше хлорида, химикатов и биологических приспособлений.

6.  Дистиллировать воду.

Код 02: Другие ответы.

7.  Еще раз очистить ее.

8.  Использовать фильтр из кофеварки.

9.  Покупать воду в бутылках до тех пор, пока не наладят процесс очистки.

[Уклоняются от ответа на вопрос].

Код 99: Ответ отсутствует.

Тип вопроса: с открытым свободно-конструируемым ответом
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: социальный

 Анализ фрагмента № 2

 Анализ ответа 2 (код 12).  «Чтобы очистить воду, нужно добавить таблетки хлора» –  это неправильный ответ, поскольку при обычных условиях хлор (простое вещество) – это газ, и причем весьма ядовитый.  Однако, по мнению деятелей программы PISA-2006,  этот ответ – правильный, и, более того, учащиеся, давшие такой ответ, компетентны в научном объяснении явлений.  Очевидно, что деятели программы PISA понятия не имеют, что такое научное объяснение явлений.

 Этот "правильный" ответ — результат двух ошибок.

1. Ошибка в оригинальном  (на английском языке) тексте: "Treat the water with chlorine tablets (e.g., Puratabs)". Словосочетание Сhlorine tablets  не взято в кавычки.  Правильно: "Сhlorine tablets".   Смотрите приложение 5. 

2. Ошибка в переводе с английского — не перевели  слова в скобках: (e.g., Puratabs). Перевод: "например, Puratabs".

Правильный перевод (без указанных ошибок): текст: "Чтобы очистить воду, нужно добавить "таблетки хлора", например, Puratabs".

В настоящее время  для обеззараживания воды используется Aquatabs.  В качестве действующего вещества в состав Акватабса входит натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты, которая является носителем хлора.  [10].

 

 Анализ кода 01. Авторы четвертого вопроса называют «профессиональными» следующие «методы» очистки воды – ответ № 4: «Смешать воду с хлоридом в ведре и затем пить ее»  и ответ № 5: «Больше хлорида, химикатов и биологических приспособлений».  На самом деле эти ответы –  бессмысленные выражения. Но авторы забраковали эти ответы не из-за их бессмысленности, а из-за того, что «это методы очистки, которые  в домашних условиях невозможно проводить без риска или которые практически невозможно осуществить в домашних условиях».

 

Фрагмент № 3

Вопрос 5

Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания?

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Ответ принимается полностью – 1 балл.
Процент российских учащихся, набравших данный балл 90,2

Код 1: Три верных ответа: Нет, Да, Нет, в указанном порядке.
Ответ не принимается
Код 0: Другие ответы.
Код 9: Ответ отсутствует.
Тип вопроса: комплексный с выбором ответа
Компетенция: научное объяснение явлений
Содержание: системы живой природы
Область применения: здоровье
Контекст: личностный

 Анализ фрагмента № 3

 Анализ вопроса: «Может ли употребление загрязненной воды вызвать такое заболевание, как диарея?»  Авторы пятого вопроса назвали диарею заболеванием. В СССР, а также в России принято считать диарею (понос) — не заболеванием, а основным симптомом острых кишечных заболеваний  бактериальной и вирусной природы: дизентерии, пищевых токсикоинфекций, колиэнтеритов и др., а также холеры, кишечных инвазий и других воспалительных заболеваний кишечника [5]. Симптом (от греч. sýmptoma — случай, совпадение, признак)  –  один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности [6].

 Анализ вопроса: «Может ли употребление загрязненной воды вызвать такое заболевание, как диабет?» и ответа: «Нет». В настоящее время различают несколько типов диабета и есть основания считать, что различные вирусные заболевания могут воздействовать на развитие диабета.

Во-первых, для инсулинзависимого сахарного диабета (ИЗД) характерна сезонность заболеваемости. Подъем заболеваемости приходится на осенние и зимние месяцы с пиком в октябре и январе, причем минимум новых случаев диабета отмечается в июне и июле. Максимум заболеваемости сахарным диабетом у детей отмечается в возрасте 5 и 11 лет, что, вероятно, связано с возможностью воздействия различных вирусных заболеваний на развитие диабета. В настоящее время считается, что у животных развитию сахарного диабета способствуют: вирус энцефаломиокардита, Коксаки, менговирус 2 типа, реовирус 1 и 2 типа, вирус краснухи.

У человека в патогенезе ИЗД определенная роль отводится вирусу Коксаки В3 и В4, реовирусу 3-го типа, вирусу паротита, цитомегаловирусу и врожденной краснухи. Роль вирусной инфекции в патогенезе диабета, вероятно, сводится к тому, что вирусы первично инициируют повреждение b-клеток у лиц с генетической предрасположенностью к такому повреждению. Как правило, между вирусным заболеванием и началом диабета проходит определенный срок. 

Во-вторых, было доказано, что вирус Коксаки В4 может быть причиной развития инсулинзависимого сахарного диабета (ИЗД) у человека. Из поджелудочной железы мальчика, умершего вскоре после манифестации диабета, была выделена культура вируса Коксаки В4, которая при инокуляции мышам привела к развитию у них диабета, и вирусной антиген был обнаружен в некротизированных b-клетках поджелудочной железы подопытных животных [7].

В-третьих, вирус Коксаки В4 присутствует в поверхностных водах и даже попадает в питьевую воду [8,9]. Заразиться вирусом можно через питьевую воду и воду в бассейнах, а также через загрязнённые продукты питания.

Следовательно, на вопрос: «Может ли употребление загрязненной воды вызвать такое заболевание, как диабет?» в настоящее время нельзя  ответить категорически:  «Да», «Нет».

Правильный ответ: «Употребление загрязненной воды может привести к вирусной инфекции, которая, в свою очередь, может способствовать развитию  ИЗД».   

 

2.7. Выводы (пока не сформулированы)

 

2.8. Заключение

О логически некорректных вопросах остроумно высказался немецкий философ И. Кант:  «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый  признак ума и проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для спрашивающего, он имеет иногда тот недостаток, что побуждает неосторожного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) козла доит, а другой держит под ним решето».

 Анализ  заданий международной программы PISA  позволяет уточнить выражение древних мудрецов  применительно к современности: «Одни козлов доят, других заставляют держать под козлами решето, и весь мир обсуждает результаты этого доения».

 


2.9. Источники информации

[1] Н.Н. Абрамов. Водоснабжение. М. Стройиздат. 1974.  URL:  http://bibliotekar.ru/spravochnik-15/index.htm  

[2] Урок географии  в 6 классе  по теме «Подземные воды»  на основе УМК  «Сферы» «География Планета Земля. 6класс» (www.mosschool-1.ru/m_sclass/lsgeo_6.doc – см. приложение 4).

[3] Большая Советская энциклопедия. 3-е изд.  URL:  http://bse.sci-lib.com/article015680.html

[4 ] Е.А. Иванов. Логика. 2-е издание. М. Издательство БЕК. 2002.

[5] Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. URL:  http://bse.sci-lib.com/article091437.html

[6 ]  Википедия – Свободная энциклопедия.  URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Симптом

[7]  М.И. Балаболкин.  Эндокринология.   Глава  6.   Сахарный  диабет. URL:  http://med-lib.ru/encik/endok/part6-3.php

[8]  Р.А. Дмитриева, Т.В. Доскина. Вода и кишечные вирусные инфекции.   URL:  http://lib2005.rat-info.ru/files/voda_i_infekchii.htm  

[9]   Амросьева Т.В., Богуш З.Ф., Казинец О.Н. и другие. Вспышка энтеровирусной инфекции в  Витебске, связанная с загрязнением воды энтеровирусами. Журнал «Гигиена и санитария». М. № 1. 2004.  

[10]  Акватабс. URL:  http://www.e-apteka.ru/preparats/antiseptica/aquatabs.asp

 

Приложение № 1 к вопросу 1 группы заданий "Чистая вода"

  Значение слова "грунтовые воды" в Большой Советской энциклопедии  (http://bse.sci-lib.com/article015680.html)
 

    Грунтовые воды — это подземные воды первого от поверхности Земли постоянного водоносного горизонта. Образуются главным образом за счёт инфильтрации (просачивания) атмосферных осадков и вод рек, озёр, водохранилищ, оросительных каналов; местами запасы Грунтовые воды пополняются восходящими водами более глубоких горизонтов (например, водами артезианских бассейнов), а также за счёт конденсации водяных паров.

 

 

Приложение № 2 к вопросу 5 группы заданий "Чистая вода"

 Диарея у детей. Терминология 

Источник информации: http://www.diarea.ru/deti2.php?param=18&id=982

      Согласно существующим воззрениям диарея и понос являются синонимами. Практически так и есть, поскольку в повседневной многообразной деятельности врач мало задумывается о смысловых корнях каждого из терминов. Под поносом обычно понимают учащение стула, изменение формы и консистенции, наличие примесей. Понос рассматривается как симптом инфекционных и неинфекционных заболеваний, как результат нарушения характера и качества питания. Он возникает при отравлениях, вследствие радиации, стресса, в результате побочного действия лекарственных средств, при нервно-эндокринных расстройствах, обменных нарушениях и т.п. Без преувеличения все это в полной мере относится к термину диарея. И тем не менее между этими названиями существуют различия, на первый взгляд, казалось бы, непринципиального характера.

 Если понос всегда или почти всегда трактуется как симптом, подчас весьма существенный в диагностическом плане, то под диареей подразумевают как симптом, так и синдром, то есть определенный симптомокомплекс, свойственный тому или иному заболеванию или поражению отдельных органов и систем. Не случайно в литературе и в обиходе утвердились термины: синдром холестаза, синдром дыхательных расстройств, синдром слабости синусового узла и др. Нередко синдромы имеют именные названия, например, синдром Жильбера, синдром Мориака и др. Тем самым подчеркивается не только дань уважения к автору, описавшему своеобразие клинических проявлений и обобщившему их в виде ранее неизвестного симптомокомплекса, но также определяется этапность врачебной деятельности, прежде всего диагностических и врачебных мероприятий.

Нелишне отметить, что имеются различия в использовании термина диарея в отечественной и иностранной литературе. Предполагая тождественность терминов «понос» и «диарея», врач никогда не встретит в отечественной литературе словосочетание «синдром поноса». Это нонсенс. В зарубежной литературе читатель сплошь и рядом сталкивается с выражениями «синдром диареи», «синдром хронической диареи», «острая и хроническая диарея» и т.п.

 

 

Приложение № 3 к вопросу 5 группы заданий "Чистая вода"

 

Значение слова «понос» в Большой Советской Энциклопедии (http://bse.sci-lib.com/article091437.html)

   Понос, диарея (от греч. diarrhéo — истекаю), учащённое выделение жидкого кишечного содержимого. Основной симптом острых кишечных заболеваний (диареи, диарейных заболеваний, по английской и американской терминологии) бактериальной и вирусной природы: дизентерии, пищевых токсикоинфекций, колиэнтеритов и др., а также холеры, кишечных инвазий и др. воспалительных заболеваний кишечника. Может быть также симптомом хронического поражения др. органов пищеварения (например, желудка, поджелудочной железы), общих хронических заболеваний (например, туберкулёза), острых и хронических отравлений экзогенного (например, тяжёлыми металлами) и эндогенного (почечная недостаточность) происхождения, следствием нарушений обмена веществ, питания (избыточная, грубая пища), неврозов и т.д. Наблюдается также при детской, бродильной, гнилостной диспепсии. Механизм развития поноса связан с разжижением содержимого кишечника воспалительным выпотом или в результате накопления жидкости в просвете кишечника при нарушении её всасывания, с ускорением продвижения кишечного содержимого (в частности, действием на этот процесс простагландинов), изменением транспорта натрия и др. электролитов, сдвигами в осмотических процессах в кишечнике и т.д. Ложные («запорные») поносы — вторичное разжижение содержимого кишечника при длительном запоре; при этом многократно выделяется небольшое количество жидкого кала. Клиническая картина поноса зависит от основного заболевания. Для диагноза важны также данные анамнеза, изучение испражнений (копрологическое исследование). Лечение основного заболевания и симптоматические средства (лечебное питание, противоинфекционные, вяжущие средства, ферменты и т.д.). 

 

 Приложение 4

Скриншоты группы заданий "Питьевая вода"

URL:   http://semidc.edusite.ru/DswMedia/pisa2006_zadaniyapoestestvoznaniyuexampleunitsscience.pdf

URL:  http://window.edu.ru/resource/350/60350 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 5

 URL:  http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/Take the test e book.pdf 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: