Анна Ромашова. Стандарты для шариковых. Содержание: 1. Реформа образования добралась и до литературы. 2. Новый Федеральный образовательный стандарт для старшей школы уже начинает приносить первые плоды. Но только тем… кто его разрабатывал. 3. Задумаемся, а почему учителю рекомендованы не только столь разномаштабные литературные фигуры, но и расставлены они просто в алфавитном порядке?

Анна Ромашова: "Не плохо бы чиновникам понять, что «без русского духа», «русского ума и сердца» - нет русской культуры, а без русской культуры - не может быть и вообще культуры в России". Анатолий Краснянский: "К сожалению, модернизаторы знают, что если они разрушат российскую культуру, то они разрушат и Россию".

Анна Ромашова

Стандарты для шариковых

Реформа образования добралась и до литературы

Источник информации — http://www.stoletie.ru/obschestvo/standarty_dla_sharikovyh_447.htm  (21.01.2013), http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/01/22/standarty_dlya_sharikovy .
 

Новый Федеральный образовательный стандарт для старшей школы уже начинает приносить первые плоды. Но только тем… кто его разрабатывал.

Сначала – о хорошем. У научных сотрудников Российской академии образования наступает время «Ч», то есть – чёса. Обычно им, чёсом, занимаются артисты во время новогодних елок, улов за время которых иных потом год кормит. С образовательным стандартом все по-другому: здесь «чесать» надо быстро, пока «хлебные» темы не расхватали. А это – и учебники, и учебно-методические комплексы, и разного рода «литература» для школьников. От «краткого курса» предмета, умещающегося, например, по географии и биологии на 56-ти страницах брошюрки, до «краткого содержания литературных произведений», где роман «Война и мир» — на пяти (!) страницах…

Все это, несомненно, приносит и еще принесет немало дивидендов тем, кто, можно сказать, живот положил на борьбу за «новые стандарты».

Самое забавное, что никто так толком и не объяснил народу, чем же плохи были старые. Но главное, народ так не убедили в том, чем же «новые» лучше «старых». Хотя, для видимости, и пытались. Да, собственно, какое это все имеет значение, когда команде разработчиков уже заплатили, без всякого согласования с этим самым «народом», приличные суммы.

Это в то время, как «широкие круги общественности», включая ученых Российской академии наук, преподавателей и методистов ведущих вузов страны криком кричали: «Не сливайте курсы русского языка и литературы в один предмет! Вырастите безнравственное и неграмотное поколение!». Слили, никому ничего не объяснив. Часы на литературу под видом интеграции сократили, наверх – отрапортовали, мол, так и так – задание выполнено, экономия бюджету обеспечена.

С другой стороны – выпустили «под общей редакцией академика РАО М.В. Рыжакова» утвержденные Российской академией образования программы — две… по литературе и русскому языку. То есть, как бы оба предмета все же имеют право на существование по отдельности. А что означает тогда «единый предмет»? Словом, не желая, видно, нового всплеска общественного негодования — а то ненароком опять кто-нибудь пойдет к Президенту и будет его грузить всякой ерундой – решило Минобрнауки на всякий случай подстраховаться.

А тут еще общественность принялась внимательно изучать программы и раздавать журналистам гневные и недоуменные интервью.

Например, народ никак не может понять, как в классики, которые обязательно должны быть изучены школьниками, специалисты, составлявшие программу, умудрились запихнуть фигуры просто несопоставимые. Так, гордостью отечественной литературы ХХ столетия, согласно базовой программе, предложено считать Ю. Домбровского, Л. Улицкую, А. Эппель … А вот Н. Рубцов, В. Астафьев, А. Вампилов, В. Белов такой чести не удостоены, оттого и в программу базового уровня не попали…

Не в обиду им, из программы изъяты и И. Крылов, В. Жуковский, А. Грибоедов, Н. Гоголь, поэты пушкинской поры, в том числе Е. Баратынский, К. Рылеев, А. Кольцов, И. Никитин, кроме того, А. Толстой, А. Майков, Н. Лесков, а также И. Шмелёв, К. Симонов, М. Исаковский…

Конечно, такое можно было бы списать на обычную вкусовщину г-на М. Рыжакова и его коллег из РАО, если бы за подобным отбором явно не торчали «идеологические уши» тех, кто ее «окормляет» и реформирует наше образование. Судите сами, в перечне рекомендованных писателей, они расставлены просто по алфавиту: за А. Островским следует Б. Пастернак, за В. Пелевиным с его «Generation «П» — А. Платонов, потом А. Пушкин с несколькими лирическими произведениями…

Задумаемся, а почему учителю рекомендованы не только столь разномаштабные литературные фигуры, но и расставлены они просто в алфавитном порядке?

А вероятно для того, чтобы «свободный от догм» учитель мог не заморачиваться, ища пути погружения ученика в эпоху, пытаясь объяснить ему, что факт появления на свет того или иного произведения теснейшим образом связан с историческими событиями, неотрывен от идейных и нравственных исканий определенного периода в истории, наконец, от побед и поражений страны в ту или иную эпоху.

И хотя составители программы уверяют, что она построена «с учетом историко-литературного принципа», складывается впечатление, что именно он-то и отброшен в первую очередь по сугубо идеологическим соображениям.

Иначе придется объяснять школьникам, почему в России в ХХ веке появились писатели-деревенщики, что кроме пастернаковского «Доктора Живаго» есть еще немало замечательных произведений, блистательно отражающих этот период отечественной истории, что имя некоего г-на Эппеля появилось в программе не зря. А объяснить последнее простой учительнице, работающей на далеком Севере, невозможно: ну, не знает она, за что этот господин попал в программу! Не читала его, и все тут.

…Нет, не понять простой учительнице, воспитанной на великой русской классике, всей глубины идеологического замысла «перестройки литературного образования». А если бы поняла она, что вся эта заваруха организована для того, чтобы окончательно разрушить отечественную школу, ей стало бы проще — хотя бы понятно, что творится…

На фоне уверенно проведенного разгрома сети сельских школ, глупейшей «болонизации» высшей школы России, «подушевого» финансирования средней школы, нынче, видно, пришло время добить и содержание образования в ней.

Интернет полон гневных откликов на вводимый «новый стандарт». Судя по всему, борьба за то, чтобы не позволить реализовать программу оболванивания российских детей, продолжится.

Не будет возможности на примере русской литературы морально и нравственно воспитывать детей в школе – получим в итоге шариковых.

Блогер с ником timosha, впрочем, полагает, что процесс уже вовсю пошел: «Дичаем помаленьку! Заливаем в детей литературное дерьмо».

А академик РАН Всеволод Юрьевич Троицкий уверен: «Сверхзадача последнего документа (новой программы по литературе – А.Р.) прозрачна: он приближает филологические знания современного ученика (и без того уже не соответствующие задачам школы в России) к уровню, при котором у школьника не может сложиться должного представления о самых значительных явлениях русской словесности в историческом развитии, в основополагающих национальных устремлениях к человечности и любви, в соцветье важнейших её идеалов, патриотизма, пафоса созидания, уважения к труду, стремления к Истине, добру, справедливости и вере в окончательную победу добра».

Трудно с этим выводом не согласиться. А последние программы по литературе, выпущенные и утверждённые «свыше», достойны уже не просто осуждения, но и наказания: ведь с помощью их «ограблено» целое поколение русской молодёжи! У него отняты законно принадлежащие ему сокровища русской национальной культуры, получившие всемирное признание.

«При этом, — замечает академик В. Троицкий, — они (программы — А.Р.) еще обнаружили неприятие «русского духа», «русского ума и сердца», то есть того, на чём держалась и держится вся русская культура».

Не плохо бы чиновникам понять, что «без русского духа», «русского ума и сердца» — нет русской культуры, а без русской культуры — не может быть и вообще культуры в России.

Специально для Столетия

Комментарии (не все)

http://www.stoletie.ru/obschestvo/standarty_dla_sharikovyh_447.htm

Савелий
21.01.2013 21:19

Пора реформаторов всех мастей к ответу призвать и пусть возмещают нанесённый ущерб из собственного кармана. В последствии этих реформаторов отправить на Новую Землю клубнику выращивать.

Харьковчанин
21.01.2013 21:40

Если рассматривать русскую культура как величественное здание построенное на фундаменте, коим являются произведение российских классиков, то станет понятно разрушая фундамент "реформаторы" рискуют развалить и все здание.

P.S. Для меня классик это творец чье  произведение созданное 200-100 лет и сегодня звучит современно.

Уж больно много живых классиков развелось, это меня и настораживает, не к добру это.

Эдуард
21.01.2013 22:14

  Россию уничтожет масонская мафия. Только с устранением с политической сцены ее приспешников возможно возрождение России.

Dkflbvbh2
21.01.2013 23:45

   По моему, не будут читать и это. Телевидение и интернет дезориентируют их за долго до знакомства с литературой. Как — то наблюдал за игрой детей лет 8-9 лет во дворе. Девочки с куклами Монстр хай. Это даже не Барби. Поискал в интернете, оказалось монстры, это приличные ребята, так сказать, положительные герои. А отрицательные, это нормальные люди. Смешно, да? подмена понятий полная. Это девочки. Мальчики, не поверите, играли в агентов ЦРУ. Я не удержался, поинтересовался "персонажами". Оказывается, это сказочные герои. ЦРУ — сказка. Гитлер, со временем, будет Дедом морозом, а Снегурочкой — Наполеон. Извините за сарказм. Когда я им объяснил правильное значение, они сначала удивились, а потом пошли дальше играть в агентов ЦРУ. Мало ли сумасшедших вокруг бродит, я, видимо, из их числа. А истина там, в "ящике".

Стас
21.01.2013 23:48

Друзья мои, живущие в России! У меня насущный вопрос. Что происходит с ЕГЭ по литературе, точнее что с ним будет происходить (мне для дела надо, я ребенку помогаю)? Я заглянула на интернет на варианты экзамена, у меня волосы зашевелились. Я в той части, где тест, отвечаю правильно примерно на половину вопросов.

А что же с детьми происходит? "Как называется глава в "Капитанской дочке", откуда этот отрывак ( приведен отрывок про заячий тулупчик )" Вы помните, как называются главы в "Капитанской дочке"? Я — нет. И вообще — что сейчас официально проходят по программе. Сайтов полно, вариантов куча, но если им верить, то они проходят все, что проходили мы, плюс "Тихий Дон", Булгакова, Ахматову, Солженицина… А вопросы такие, что помнить все это надо чуть ли не наизусть. Да еще куча дурацких вопросов про названия литературных приемов, где-то меня попросили ямб от хорея отличить. Все в нава — и Маяковский, и Есенин в таких количествах, в каких у нас не было. И горячо "любимая" мною еще со школы "Гроза", которая "луч света в темном царстве". Какая-то дикая мешанина вполне старорежимных сентенций про купечество, крепостничество — и тут же "Как звали героя романа М&М, про которого можно сказать "я часть той силы…", и тут же "Кому на Руси жить хорошо". Это самодеятельность составителей? Вроде нет, какие-то мне и официальные тексты попадались.  И как это могут сдать дети? И вообще, что у этих бедных детей в голове? Растолкуйте мне пожалуйста. Если у кого есть ссылки на официальную программу по литературе ( мне нужен 9-й класс) — поделитесь, а то у меня голова кругом идет.

Нашу школьную программу за 9-10 класс я помню. Но там такого компота не было, да и мы вообще только сочинение писали, и тем было куда меньше.

polinova_n
21.01.2013 23:52

Литература мне не кажется особым случаем. Цель уроков литературы ( в идеале) — не любовь к чтению, а погружение в некий культурный контекст, без знания которого многие вещи в других книгах, не входящих в школьную программу будут непонятны или понятны частично, умение проанализировать литературныый (и не только) текст и аргументированно высказать свою точку зрения, желательно в письменном виде, чем многие от природы не владеют, но чему можно научить, умение понимать прочитанное, выделять основные мысли, сжато и логично изложить это. Пригождается в любой области деятельности, кроме физического труда. Ну и морально-этический аспект, который можно разбирать на примерах классических произведений. Это может дать хороший учитель, или даже средний, но владеющий методикой. Про плохих я уже сказала.

Так же цель математики (не арифметики, а математики) — не выучить определенное количество теорем или определений, а научиться систематически мыслить.

Большую часть школьной программы мы забываем ( много вы помните про пестики и тычинки, а ведь тоже обязательный предмет), а определенные навыки остаются. В этом мне видится цель образования.

 

Евгений, учитель
22.01.2013 0:05

К сожалению, учитель сегодня бесправен. По результатам ЕГЭ оценивается в ряде регионов его зарплата. Но как можно сравнить элитную гимназию в престижном районе и школу в поселке с детьми из неблагополучных семей?

М.Н. Шведчикова отличник просвещения РСФСР
22.01.2013 1:13

Президент пообещал Н.Солженицыной обсудить с Минобразования возможность увеличить количество часов литературы в школе. В то же время он добавил, что навязывать идею сверху неправильно, надо, чтобы профессиональное сообщество само решило. Но сколько "профессиональное сообщество" протестовало, и кто его слышал?

  Выкинуть  этот предмет из программы, конечно же, не выкинули, а учебные часы на нее действительно сократили. Об этом рассказали мои бывшие коллеги-словесники и завучи столичных школ. По их словам, русский язык в 5–6 классах стоит в расписании три раза в неделю, литература — два. В седьмых-восьмых классах русскому учат три урока в неделю, литературе также  два. В старшем звене только по 2–3 часа литературы. Зато русский язык в выпускном одиннадцатом преподается два урока в неделю (один из них дополнительный), а литература — три.

Больше меня беспокоит то, что  из   школы  «выкинули» государственный экзамен — сочинение, вместо которого сдают «угадайку»-ЕГЭ. Еще волнует, что за последние 20 лет наша молодежь совсем перестала читать классику. А в новой школе знание текстов, судя по всему, учителя не требуют, как это делали мы в свое время. Ну, коль нет экзамена, так зачем требовать?

И вот вам уродливые плоды новой школы. Певица и ведущая Первого канала Юлия Ковальчук в популярной игре «Как стать миллионером?» затруднила ведущего Дмитрия Диброва сделать хорошую мину при плохой игре. Уже в первой пятерке вопросов она в своем ответе перепутала героя Достоевского Раскольникова с… гоголевским Чичиковым! Еще раньше, на ночной телепередаче «Школа злословия», опозорилась Анастасия Волочкова. Ведущий спросил, как она относится к фразе: «Быть знаменитым некрасиво» и кому она принадлежит. Автора слов (великого Пастернака), бедная Настя не знала. Впрочем, когда балерине его назвали, она (скорее всего, соврав) пролепетала: «Да, да, конечно, я его читала, читала, конечно».

Недавно я снова смотрела фрагмент одной интеллектуальной игры. Очередную «звезду» спросили: «Какая литературная героиня восклицала: «Отчего люди не летают! Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?» Не долго думая, «умница» ответила: «Чайка», перепутав Катерину из «Грозы» А. Островского с чеховской Ниной Заречной.

Но это еще что! На последней игре «Что? Где? Когда?» ни один (!) из знатоков не мог прочесть наизусть первые десять строк начала романа Пушкина «Евгений Онегин»!

Наталья Солженицына не напрасно бьёт в набат, обеспокоенная таким беспамятством нашего общества. Но даже ее Президент не слышит. Что же сделать еще?
Может быть сложить руки и перестать писать все эти умные и правильные статьи? Автор прав во всем, кроме одного — ее голос никто из тех, кто должен услышать, не услышит. Спасибо Столетию за его позицию.

 

rex
22.01.2013 7:41

То, что мерзавцы не остановятся и будут продолжать разрушать систему образования нет никакого сомнения))ю  Эта система им не нужна, они вместе со своим баблом все уже там, за кордоном:))

var
22.01.2013 10:42

Савелий, что за гуманизм?

Реформаторам необходимо просто оказать помощь в обустройстве жизни в строгом соответствии с реальными закономерностями декларируемых ими принципов (подробности по мему "демгородок").

При анализе взаимоотношений России с т.н. "цивилизованным" миром необходимо помнить про отмеченную К.Крыловом уникальность страны: Россия — единственная (!) страна в мире, где западоиды не имели возможности самовластно хозяйничать (если что и внедрялось, то в порядке заимствования, а не самими носителями информационного вируса).

лесник
22.01.2013 12:14

    Уточняем термины.
   Исключение из программы изучения русской литературы Николая Васильевича Гоголя, Лескова, "обкарнывание" Пушкина и т.д. есть не реформирование, а убийство, убийство русской культуры.

   Народ лишённый своей культуры перестаёт быть народом.

   Так что это не "реформирование", а измена Родине. Уточняю — русской Родине.

   Время сейчас военное. Законы — военного времени.

Дарья Юрьевна
22.01.2013 12:33

Я считаю недопустимым введение интегрированного курса за счет сокращения уроков русского языка и литературы. Учебный план утвержден в начале сентября, а сейчас его с 3 четверти будут подстраивать под "новый стандарт" — где логика? В конце учебного года итоговая аттестация по русскому языку в виде тестов. А тут еще и сокращение часов. Уроков литературы вообще 2 часа. Да еще и — отчитайся в конце года за новый курс, мало учителям заботы…

Л-кий учитель Серпухов
22.01.2013 12:38

Как педагог высшей квалификации постоянно слушаю и читаю этот реформаторский  бред. Самое главное пока во глав государства не встанут люди болеющие за интересы Родины, в России толку не будет. В стране идет уничтожение образования так такового. Мы и здесь уже — в самом хвосте стран что второго, что девятого мира.
Противно так, что жить не хочется.

Буба
22.01.2013 12:43

Русский и литературу нужно преподавать по отдельности (в этой части автор убедителен). Разными преподами или одним — не принципиально.  Совмещать предметы, только на основании, что "много общего" — вызывает серьёзные сомнения. Мои учителя-практики прекрасно практиковали — им было легче — не было тех, кто нынче "..не прислушивается к мнению учителей-практиков.." P.S. К моим учителям у меня единственная претензия: мало меня, дурака, гоняли.

Евгений
22.01.2013 12:50

Если мы хотим в стране готовить только по одной специальности – охранник газовой трубы, то тогда так нужно и сделать. Кроме того, есть еще одна очень серьезная вещь: идет очень серьезный демографический сдвиг, и даже в московских школах есть уже такие классы, где для большинства ребят русский язык не является родным. Тут уже впору начинать готовить учителей, преподающих русский язык как иностранный.

Е. Митяева
22.01.2013 12:52

26 лет работы меня убедили в том, что не то, чтобы объединять эти предметы нельзя — их нужно разъединять, и вести русский язык и литературу должны разные преподаватели. Русский язык я оцениваю как точный предмет. Он организован как математика, он строг и логичен. А литература всегда воздействует на эмоции, на развитие души человеческой.

И если это разработчиками стандарта не учтено, то это не значит, что они банальные вещи не понимают. И них какая-то другая установка на этот результат.

Гражданинъ
22.01.2013 12:56

Бред какой-то, а не , , новый стандарт, , !Того, кто предложил объединить русский и литературу — на кол!. . . . Чтоб другим идиотам неповадно было. . .

Варнава
22.01.2013 14:47

На Рождество общался с русским монахом из Афона, который приехал в Москву на короткое время. Так вот, по предсказаниям всех старцев появились и с катастрофической быстротой плодятся признаки конца света- Апокалипсиса. И "реформа" образования — из их числа. Кстати, этот монах — кандидат технических наук из Москвы.

пётр
22.01.2013 15:50

   По-видимому настало время — пока ещё не поздно — объявлять всероссийский сбор подписей под обращением к Президенту с требованием о прекращении многочисленных реформ несущих вред и деградацию населения, и "реформа" образования является одной из первых.

ус
22.01.2013 16:27

А разве эти "реформы" не идут от заглавных рос.чинуш восхишаюшихся бреднями Со-ЛЖЕ-ницина.Так что же на каго то пенять.

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: