Анатолий Краснянский
Ошибки в группе заданий «Рабочая сила» международной программы PISA-2000
1. Введение
Цель группы заданий «Рабочая сила» — проверка грамотности чтения. Деятели программы PISA определяют грамотность чтения как способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Выпускник основной школы должен понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. Однако системный анализ заданий программы PISA показал, что значительная часть этих заданий не соответствует декларируемым целям.
Группа заданий «Рабочая сила» состоит из 5 заданий.
2. Фрагмент № 1 (диаграмма и вопроса № 1) и его анализ
2.1. Фрагмент № 1
На диаграмме показана структура работоспособного населения в некоторой стране. Численность всего населения этой страны в 1995 году была примерно равна 3,4 миллиона.
Примечания
1. Численность различных групп населения указана в тысячах.
2. К работоспособному населению относят людей в возрасте от 15 до 65 лет.
3. Население, которое не входит в состав рабочей силы, — это те, кто активно не ищет работу и (или) кто не может работать.
Вопрос 1. R088Q01
На какие две основные группы разделено работоспособное население?
A Имеющие работу и безработные.
B Работоспособного возраста и неработоспособного возраста.
C Люди с полной занятостью и люди с частичной занятостью.
D Входящие в состав рабочей силы и не входящие в состав рабочей силы.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Несплошной
Ситуация: Образование
Код 1: Ответ D – «Входящие в состав рабочей силы и не входящие в состав рабочей силы»
Код 0: Другие ответы.
2.2. Анализ фрагмента № 1 (диаграммы и вопроса № 1)
2.2.1. Анализ диаграммы. Из диаграммы видно, что работоспособное население делится на входящих в рабочую силу и не входящих в состав рабочей силы. Согласно примечанию 3 (смотрите диаграмму) среди не входящих в состав рабочей силы есть те, кто не ищет активно работу, и те, кто не может (не способен) работать. Получается противоречие: в состав работоспособного населения входят люди, которые не способны работать.
3.2.2. Анализ вопроса № 1 "На какие две основные группы разделено работоспособное население?" и ответа на него: "Входящие в состав рабочей силы и не входящие в состав рабочей силы".
Вопрос № 1 основан на той части диаграммы, которая содержит логическую ошибку: ошибку в делении понятия «работоспособное население». Это деление (с учетом примечания 3) приводит к противоречию. Следовательно, первый вопрос основан на противоречивой информации и поэтому является логически некорректным. На логически некорректные вопросы нет истинных (правильных) ответов.
Авторы вопроса считают правильным ответ D. Но ответ D – неправильный ответ: работоспособное население нельзя делить на население, входящее в состав рабочей силы и на население, которое не входит в состав рабочей силы, поскольку в состав последнего, согласно примечанию 3 в диаграмме, входит неработоспособное население.
Источником ошибок является неправильный (неэквивалентный) перевод словосочетания “working-age population” в предложении: "The tree diagram below shows the structure of a country’s labour force or “working-age population”" . (Смотрите текст группы заданий на английском в приложении 2).
"Работоспособное население" (смотрите схему) — это неэквивалентный перевод словосочетания "working-age population" в предложении: "The tree diagram below shows the structure of a country’s labour force or “working-age population”" . (Смотрите текст группы заданий "Рабочая сила" на английском в приложении 2).
Эквивалентный перевод “working-age population” — "население в трудоспособном возрасте". Неэквивалентный перевод привел к логической ошибке: "противоречие" в схеме и в вопросе № 1.
Чтобы избежать противоречия следует использовать вместо понятия «работоспособное население» понятие «население в работоспособном возрасте». Это разные понятия. Например, есть люди, которые не могут работать в трудоспособном возрасте – инвалиды первой и второй группы допенсионного возраста. Они находятся в трудоспособном возрасте, но не относятся к трудоспособному населению. Население в трудоспособном возрасте можно делить на рабочую силу и на население, среди которого есть нетрудоспособные люди.
Статья не закончена!
Вопрос 2. R088Q03
Какова численность работоспособного населения, которое не входило в состав рабочей силы? (Запишите только число, проценты не указывайте).
Оценка выполнения задания
Деятельность: Выявление информации
Формат текста: Несплошной
Ситуация: Образование
Код 2: Указано число: 949.900. Явно видно, что верно объединено число, указанное на диаграмме, и сведения из примечания, о том, что все числа выражены в тысячах. Принимаются приближенные значения от 949.000 до 950.000, записанные в виде числа или словами. Также принимаются 900.000 или один миллион (записанные словами или цифрами).
Примеры ответов:
• 949.900
• чуть меньше девятисотпятидесяти тысяч
• 950.000
• 949,9 тысяч
• почти миллион
• около 900 тысяч
• 949,9 х 1000
• 949.900
• 949(000)
Код 1: Явно видно, что число, указанное на диаграмме, определено верно, но замечание о том, что числа указаны в тысячах, учтено неверно. Принимаются приближенные значения, сравнимые с теми, которые указаны для кода 2.
Примеры ответов:
• 949,9
• 94.900
• почти тысяча
• чуть меньше 950
• около 900
• чуть меньше 1000
Код 0: Другое
Примеры ответов:
• 35,8%
• 7,50%
Вопрос 3. R088Q04
К какой группе населения, представленной на диаграмме, можно отнести людей, перечисленных в левой части таблицы? Отметьте крестиком соответствующую клетку таблицы. В первой строке таблицы показано, как это можно сделать.
“Входящие в состав рабочей | “Входящие в состав рабочей силы: Безработные” | “Не входящие в состав рабочей силы” | Нельзя | |
Официант, 35 лет, работает неполный рабочий день | + |
|
|
|
Женщина-предприниматель, 43 года, работает 60 часов в неделю | + |
|
|
|
Студент дневного отделения, 21 год |
|
| +
|
|
Мужчина, 28 лет, недавно продал свой магазин, ищет работу |
| + |
|
|
Женщина, 55 лет, никогда не работала и не хотела работать вне дома |
|
| + |
|
80-летняя бабушка, все еще работает несколько часов в день в семейной торговой лавке |
|
|
| + |
Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Несплошной
Ситуация: Образование
Код 2: Отмечено 5 верных ответов
Код 1: Отмечено 3 или 4 верных ответов
Код 0: 2 или меньше
Вопрос 4. R088Q05
Предположим, что сведения о работоспособном населении публикуются в форме приведенной ранее диаграммы ежегодно.
Ниже перечислены четыре вида сведений, которые представлены на диаграмме. Укажите, будут ли меняться эти сведения из года в год. Обведите слово «Изменится» или «Не изменится». В первой строке показано, как это надо сделать.
Сведения, представленные на диаграмме | Ответ |
Названия групп населения, представленных на диаграмме (например, «Входящие в состав рабочей силы») | Изменится / Не изменится |
Проценты (например, “64,2%”) | Изменится / Не изменится |
Численность различных групп населения (например, “2656,5”) | Изменится / Не изменится |
Примечания, которые даны под диаграммой | Изменится / Не изменится |
Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Формат текста: Несплошной
Ситуация: Образование
Код 1: Отмечено 3 верных ответа.
Код 0: Отмечено 2 или меньше.
Вопрос 5. R088Q07
Информация о структуре рабочей силы дана в виде приведенной ранее диаграммы, но ее можно представить другими способами, например, с помощью словесного описания, в виде графика, таблицы или диаграммы другого вида, например, круговой.
Представленная ранее диаграмма выбрана потому, что она наиболее удобна для того, чтобы показать:
A изменения во времени.
B численность всего населения страны.
C категории населения, входящих в состав каждой из выделенных групп.
D численность каждой группы населения.
Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Формат текста: Несплошной
Ситуация: Образование
Код 1: Ответ С – «категории населения, входящих в состав каждой из выделенных групп».
Код 0: Другие ответы.
Краткое описание особенностей задания.
Характерными для исследования были задания, основанные на диаграмме, демонстрирующей структуру работоспособного населения в некоторой стране («Рабочая сила»). С такими текстами наши учащиеся встречаются на уроках истории и обществоведения весьма редко. Но главное – они выступают не как материал для упражнений, а как иллюстративный материал.
Часть вопросов этого задания (вопросы 1, 2 и 4), направленные на прямое обнаружение информации в диаграмме, установление связей между частями ее содержания. На эти вопросы правильно отвечает 55-60% наших учащихся. Вопрос 3 представляет собой познавательную задачу: людей по их описанию (возраст, сфера занятий и др.) надо было отнести к той или иной группе населения, указанной в диаграмме. Трудность этого комплексного задания по международной шкале была достаточно высокой. И именно на этот вопрос учащиеся ответили слабо (от 6% до 29,5% правильных ответов о каждом из примеров людей).
Приложение 1
Скриншоты
Приложение 2
СКРИНШОТЫ
URL: http://www.oecd.org/pisa/38709396.pdf
a1e
a2e
a3e
a4e
a5e
a6e
a7e
a8e
a9e
a10e
a11e
a12e