Анатолий Владимирович Краснянский.
Ошибки в учебнике химии О.С. Габриеляна для 9-го класса (издание 2008 г.). Часть 1.
Объект анализа: О.С. Габриелян. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва. "Дрофа". 2008. Стр. 121 — 122.
Сочинение «Самый сильный окислитель» (см. с. 121-122 в учебнике) и анализ сочинения
Автор учебника дает задания учащимся: написать сочинения на тему «Художественный образ вещества или процесса». Одно из сочинений «Самый сильный окислитель» он привел в учебнике:
«Жил был Кислород. И был он таким сильным, что, с кем он не встретится, сразу окислит. И назвали Кислород окислителем, а вещества, получающиеся в реакции с Кислородом, – оксидами, сам процесс – окислением. Ходит Кислород по таблице Менделеева и со всеми в реакцию вступает. Стал он хвастливым, заносчивым и решил, будто в химическом мире нет никого сильнее него. И все же Кислород ошибся. Как-то раз встретил он в таблице Фтор. Решил Кислород окислить фтор. Позвал он на помощь Водород и, образовав в соединении с ним воду, пошел в наступлении на Фтор. И произошло чудо. Вода, которой тушат пожары, сама загорелась во Фторе. Кислород, считавшийся окислителем, в этой реакции стал восстановителем. Так Фтор превзошел Кислород и оказался самым сильным из окислителей».
Системный анализ сочинения
1. В первой половине сочинения Кислород — это молекулярный кислород (простое вещество) В результате его реакции со многими металлами и неметаллами образуются оксиды, например:
2Mg + O2 = 2MgO; S + O2 = SO2.
Степень окисления атомов кислорода в молекуле кислорода равна нулю, а в оксидах степень окисления атомов кислорода равна -2. (минус два). Каждый атом кислорода ("родом" из молекулы кислорода) принимает два электрона, каждый атом магния отдает два электрона, каждый атом серы отдает четыре электроны. Следовательно, в указанных реакциях атомы кислорода (входящие в состав молекул кислорода) — окислители, магний и сера — восстановители.
Во второй половине сочинения Кислород — это уже не молекулярный кислород, это атомы кислорода в степени окисления -2, входящие в состав воды. Атомы кислорода в степени окисления -2 не могут быть окислителями, поскольку у атомов кислорода нет степеней окисления -3, — 4 и так далее.
Повторяю: атомы кислорода в степени окисления -2 не могут быть окислителями, а могут быть только восстановителями. В молекуле воды атомам водорода приписывают степень окисления +1, атомам кислорода -2. Поэтому неудивительно, что при взимодействии воды с молекулярным фтором (простым веществом) вода выступает в роли восстановителя:
2F2 + 2H2O = 4HF + O2
Атом кислорода в составе молекулы воды имеет степень окисления -2. Атом кислорода отдает два элекстрона, превращается в атом кислорода, два атома кислорода (степень окисления 0) образуют молекулу кислорода (степень окисления 0). Атомы фтора в молекуле молекулярного фтора F2 имеют степень окисления 0, в результате реакции образуется фтороводород. В молекуле HF атом фтора имеет степень окисления, равную -1. Вывод: фтор окислитель, вода — восстановитель. Или, иначе, атомы фтора в молекуле фтора F2 — окислитель, атомы кислорода в молекуле воды — восстановитель.
Ученик совершил логическую ошибку: "подмена одного понятия другим". В первой половине сочинения под именем "Кислород" фигурирует молекулярный кислород, во второй половине под именем "Кислород" скрываются атомы кислорода в степени окисления -2, входящие в состав воды.
2. Суждение: "Кислород, считавшийся окислителем, в этой реакции стал восстановителем" является ложным суждением (химическая ошибка), поскольку атомы кислорода в степени окисления -2 не могут быть быть окислителями, не могут "считаться окислителем", как написано в сочинении. Эта ошибка (химическая ошибка) является следствием логической ошибки («подмена понятия»).
3. Легко доказать, что молекулярный фтор является более сильным окислителем, чем молекулярный кислород. Кислород ни при каких условиях не реагирует с ксеноном, а фтор (при облучении ультрафиолетовым светом) реагирует с ксеноном: F2 + Xe = XeF2. Образуются, в зависимости от условий проведения реакции, и другие фториды: XeF4 и XeF6.
В этих соединениях степень окисления атомов фтора равна -1 (минус один), атомов ксенона +2 (XeF2), +4 (XeF4), +6 (XeF6). В реакции F2 + Xe = XeF2 каждый атом фтора — "родом" из молекулы фтора (в которой его степень окисления равна нулю) принимает один электрон, в результате его степень окисления становится равной -1. Именно в таком состоянии он находится во фторидах ксенона. При образовании фторида ксенона(II) XeF2 атом ксенона в исходном (простом ) веществе отдает два электрона, в результате его степень окисления становится равной +2. Следовательно, фтор (F2) — окислитель, а ксенон (Xe) — восстановитель.
Вывод: сочинение содержит две ошибки: одну логическую ошибку и одну химическую ошибку.
Объект анализа. Учебник для 9 класса О.С. Габриеляна Имеет гриф: "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации". "Дрофа". Москва. 2008. 14-е издание, исправленное. Тираж 35000 экз.
Анатолий Владимирович я с вами полностью согласна! и вообще кто по химии предумал писать сочинения? о чем писать я не понимаю! даже если образцы дают и то они не правильные!
Настя! Вероятно, придумали задания (для девятиклассников) — сочинять сказки по химии — педагоги-теоретики, отрицающие один из главных дидактических принципов — принцип научности: язык учебника должен быть научным — ясным и точным, информация в учебнике — точной и логически обработанной и т.п. В результате получился учебник О.С. Габриеляна для 8 и 9 классов. Спасибо за комментарий.
а можно узнать как вообще писать сочинение по химии
Алена! Объясните учителю, что сочинения пишут по литературе, а не по химии. По химии пишут рефераты. Спасибо за вопрос.
да да….я вообще не знаю как писать…
гавно одно мучение для девятеклассников
Рекомендую старые учебники — учебники по неорганической химии: 1) Ходакова, Эпштейна, Глориозова, 2) Н.С. Ахметова.
Уважаемый Анатолий Владимирович! Согласен с Вами на 100%! Учебники Габриеляна — криминал! И не только 8-9 класс. 10 класс Профильный уровень — набор ксерокопий из вузовских учебников!! «Для оценки устойчивости переходного состояния (!) воспользуемся теорией (!) резонанса»!!! По этой теории каждая переходная частица(!) будет описываться набором граничных (канонических)!! структур, образующихся при «перетекании» электронной плотности (!) по системе сопряженных кратных (!) связей»….Оставляя за кадром некорректность в нескольких местах, возникает вопрос: сколько терминов из этого перла понятно 10-тиклассникам??? Объяснить резонанс школьникам одним предложением…Я преподаю органику в универе химикам — у меня не получается!!! А кето-енольная таутомерия (бещанная в п.19, но рассмотренная в п.17), оказывается, это — процесс (а в п.13 это все же называлось явлением)…И такое мозгоблудие — до бесконечности!!!
Спасибо за комментарий! Я учебник Габриеляна (10 класс, профильный уровень) не читал. Действительно, криминал. Сейчас занимаюсь ФГОСами. Тоже криминал, но более высокого уровня и зашифрованный. Министерство разрушения образования и науки постепенно и неуклонно разрушает образование.
Предполагаю, что это плохо кончится для невежд и предателей, которые ведут тайную войну против России.
С уважением — А.В.
Всё очень грамотно. Добавлю:
Крым не «с бухты-барахты» возвратился в Россию, а этому предшествовала многолетняя и трудная национально-освободительная борьба НАРОДА Крыма за своё освобождение и самоопределение.
Исстрадавшийся от украинской оккупации НАРОД Крыма САМ ВОЗВРАТИЛСЯ, причём ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ПРАВОВЫМ путём, через референдум в свою РОДНУЮ ГАВАНЬ — в Россию!
http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/2014neanexy.htm