Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
«Научные достижения» авторов учебника обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой*, одобренные Министерством образования Российской Федерации в 2002 году
«Достижение» в области молекулярной физики:
Новая модель идеального газа.
«Научное достижение»: «Многие модели построены по принципу упрощения: «Опустим для ясности некоторые детали». Примером подобной модели является идеальный газ: под ним подразумеваются газ, в котором отсутствуют столкновения между молекулами, поэтому они двигаются полностью независимо друг от друга».
Учебник, в котором опубликовано «научное» достижение: Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Часть 1. 10 класс. Под редакцией Л.Н. Добролюбова, А.Ю. Лазебниковой. Гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации. «Просвещение». АО «Московские учебник. Москва. 2002. С. 109.
Комментарий Анатолия Краснянского. "Идеальный газ" — это модель, в которой предполагается, что: 1) при столкновенииях атомов или молекул не происходит превращения кинетической энергии этих частиц в какую-либо иную энергию (так называемые упругие столкновения); 2) частицы идеального газа в промежутках времени между столкновениями двигаются независимо друг от друга. Кроме того, в этой модели предполагается, что объем частиц (атомов и молекул) ничтожен по сравнению с объемом газа. Модель "идеальный газ" используется в химической кинетике (в учебных целях) для расчета числа столкновений в единице объема газа в единицу времени, если известна число частиц в единице объема, диаметр частиц и температура. Современные модели в области химической кинетики учитывают неупругие столкновения химических частиц. Из модели "идеальный газ" можно вывести уравнение Клапейрона-Менделеева: PV = nRT, где P давление газа, V — объем газа, n — количество вещества газа (моль), T — абсолютная температура, R — универсальная газовая постоянная (подробнее см. в учебниках физики). Это уравнение при определенных условиях (низких давлениях и высоких температурах) применимо к реальным газам. PV = nRT — полезная формула, помогающая решать многие задачи на газовые законы в курсе физики и химии.
Не исключено, что в физике плазмы есть модели, описывающие системы, в которых частицы (ионы и электроны) двигаются по криволинейным траекториям. В таких моделях, скорее всего, нет понятия "столкновение". Но эти модели не рассматриваются в школьном курсе физики и не называются "идеальным газом".
Если ученик на экзамене по физике или химии скажет, что "идеальный газ — это газ, в котором отсутствуют столкновения", то он получит двойку по теме: "Газы, газовые законы". Чтобы не попасть в неприятную ситуацию на экзаменах по физике, химии и биологии, надо критически относиться к информации естественнонаучного характера в учебниках обществознания.
«Достижение» в области патентоведения
«Научное достижение»: «Вот как, например, удалось разрешить довольно хитроумную задачу. В 800 г. папа римский должен был короновать Карла Великого. Перед Карлом встала серьезная проблема. С одной стороны, надо, чтобы папа возложил на него корону, так как в глазах подданных это означало бы, что Карл стал императором законно, с согласия церкви. Но, с другой – нельзя было допустить, чтобы папа возложил корону, так как это означало бы, что власть Кралу дал папа римский. Задача чисто изобретательская (выделил слова А.К.). И Карл Великий нашел правильное решение. Церемония проходила как положено. Но когда папа поднял корону, чтобы надеть ее на Карла, тот перехватил ее и сам надел на себя. Полпути корона проделала в руках папы, а полпути – в руках Карла. Противоречивые требования были разделены в пространстве и во времени.
Учебник, в котором опубликовано «научное» достижение: Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Часть 1. 10 класс. Под редакцией Л.Н. Добролюбова, А.Ю. Лазебниковой. Гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации. «Просвещение». АО «Московские учебник. Москва. 2002. С. 200.
Комментарий Анатолия Краснянского. Во-первых, хитроумный политический ход авторы назвали «чисто изобретательской задачей». Это неправильно. "Изобретение — техническое решение, обладающее новизной, практической применимостью, полезностью для хозяйственной деятельности. Чтобы быть признанным изобретением, это решение также должно иметь изобретательский уровень, то есть, не быть очевидным, исходя из текущего уровня знаний специалистов. В настоящее время объектами изобретения могут признаваться: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также новое применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма. (http://ru.wikipedia.org/wiki/Изобретение, смотрите также сайт: «Патентование», http://design.isarp.com/izo/index00.php.). Следовательно, изобретение не имеет ничего общего с хитроумными проделками людей, стремящихся к неограниченной власти. Во-вторых, изобретатели принципиально отличаются от многих людей тем, что стремятся к истине, а не к власти или богатству. На пути к истине им приходится от многого отказываться. Изобретатели приносят огромную пользу человечеству. Творческая энергия сотен тысяч неизвестных миру изобретателей в конечном итоге превращается в такие совершенные приборы, как компьютер или сотовый телефон. А наши гуманитарии исписали 8 (с 195 по 202) страниц на тему «Изобретательская деятельность» (параграф 18 в учебнике) и при этом умудрились не дать определение, что такое «изобретение» и не проанализировать ни одного изобретения!
Замечание: *Следует отметить, что цитируемый учебник — наименее плохой из учебников по обществознанию. Дело в том, что хороших учебников по обществоведению нет и быть не может, поскольку "съедомную" смесь из 4 — 5 гуманитарных дисциплин приготовить невозможно.
Дополнение
Учебный предмет "Обществознание" — это эклектическая смесь различных гуманитарных дисциплин. Граждановедение маскируется под основы обществознания. Нет такой науки, как обществознание, и нет такой науки как граждановедение. Первые учебники по граждановедению вызвали скандал в российском обществе (см. сайт), нынешние содержат логические и педагогические ошибки (см. сайт) и вызывают раздражение и скуку. В общем, и предмет несуразный, и учебники бестолковые.
Вместо такого рыхлого учебного монстра, как "обществознание", нужно ввести краткие, но логически структурированные (чтобы не было глупостей!) дисциплины: основы логики, основы психологии, основы теории государства и права, основы экономики и, может быть, основы социологии или политологии. Уверен, что эти дисциплины будут изучаться с гораздо большим интересом, чем длинный и скучный курс "обществознания". А главное — эти предметы, особенно логика, психология, теория государства и права и экономика будут давать именно те знания, которые необходимы для жизни.