Анатолий Краснянский: Чтобы правильно понять то, о чем пишут А.Л. Венгер, Г.Р. Калимуллина, А.Г. Каспржак, К.Н. Поливанова, О.В. Соколова и Ю.А.Тюменева, необходимо посмотреть раздел сайта: "Anti-PISA. Системный анализ заданий программы PISA": https://avkrasn.ru/category-2.html
А.Л. Венгер, Г.Р. Калимуллина, А.Г. Каспржак, К.Н. Поливанова, О.В. Соколова, Ю.А.Тюменева
Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003
Данная публикация подготовлена в рамках проекта «Реформа системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров на средства займа, предоставленного Российской Федерации Всемирным банком. Авторы: Венгер А.Л. (раздел 4), Калимуллина Г.Р . (дополнения и пояснения к разделу 4), Каспржак А.Г . (введение, заключение, раздел 2), Поливанова К.Н. (раздел 5), Соколова О.В. (раздел 4), Тюменева Ю.А (раздел 5).
Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003 / А.Л. Венгер, Г.Р. Калимуллина, А.Г. Каспржак, К.Н. Поливанова, О.В. Соколова, Ю.А. Тюменева; под общей редакцией А.Г. Каспржака, К.Н. Поливановой. — М.: Логос, 2006. 1) URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/163882095 2) https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/fyhps9go99/direct/163881841
Представлены результаты сравнительного анализа успешности участия пятнадцатилетних российских школьников в международных исследованиях PISA-2000 и PISA-2003. Освещены концептуальные основы и технология международных исследований, раскрыты новые представления о качестве образования, динамика учебных результатов российских школьников. На основе анализа полученных данных предложены новые пути решения проблем развития отечественной школы. Содержит приложение на лазерном диске.
Для работников органов управления образованием, учителей и преподавателей учреждений общего среднего и профессионального образования.
Выдержки из статьи
1.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ
Инструмент1 (тест) каждого из исследований PISA независимо от того, на проверку какой из компетентностей делается акцент (математическая, естественнонаучная грамотность, грамотность чтения или умение решать проблемы), состоит из комплексных задач. Каждая задача — это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация (проблема), обычно жизненная. К этому тексту формулируется от 1 до 6 заданий-вопросов различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся понять проблему, связанную с рассматриваемой в тексте ситуацией, и решить ее, используя знания из той или иной предметной области. При этом предметное знание и (или) умение является ресурсом лишь в той степени, в которой оно помогает ему решить жизненную (читай — нестандартную) ситуацию. Достигается это за счет искусственного снижения сложности предметного материала2 и, параллельно, проду- манными и проверенными требованиями к набору тех интеллектуальных умений, которые позволят ученику выполнить задание.
1 Разрабатывался в процессе интерактивной деятельности Консорциума ПИЗА (PISA Consortium), Руководящего Совета ПИЗА (PISA Governing Board), Директората по образованию (OECD Directorate for Education) различных международных экспертных комиссий и ведущих специалистов участвующих стран.
2 В заданиях обычно испытуемые должны использовать материал, который они изучали в 5–7 классах. Кроме того, в раздаточном материале, который они получают для выполнения теста (в тетрадях), приводятся основные расчетные формулы, выражения, необходимые при решении задач.
Применяемые в исследовании задания и вопросы могут быть охарактеризованы по следующим параметрам:
• предметное содержание — разделы программы по математике;
• виды деятельности, которые должен продемонстрировать учащийся;
• ситуации, описываемые в задачах.
Для того чтобы облегчить участь читателя, приведем в качестве примера две задачи.
Первая — на грамотность чтения — «Граффити», которая уже стала хрестоматийной; вторая — на математическую грамотность — «Яблони».
Решая задачу «Граффити» (отвечая последовательно на вопросы, приведенные после текста), ученик должен сопоставить содержание приведенных писем и стиль их написания, проанализировать убедительность приведенных в письмах доводов.
К сожалению, решая эту задачу, российские школьники часто подменяют вопросы. Они представляют и аргументируют свое собственное отношение к граффити, хотя об этом их спрашивают только в вопросе 3. Да и отвечая на этот вопрос, игнорируют содержащееся в нем указание отвечать, «используя то, что сказано в одном из писем или в них обоих», а пространно и эмоционально выражают свое отношение к граффити.
При решении задачи «Яблони» от учащихся требуется интерпретировать описание проблемной ситуации, связать его с информацией, представленной в таблице, чтобы определить характер числовой последовательности и составить формулу ее общего члена. Учащиеся должны работать с предложенной моделью и связать выраженную в двух формах (рисунка и таблицы) информацию о двух зависимостях (линейной и квадратической), чтобы продолжить эти последовательности. Далее учащиеся должны найти способ (путем подбора или с помощью алгебраического метода), который позволит определить, когда обе функции будут иметь одинаковое значение. Неоднозначность варианта решения часто ставила наших соотечественников в тупик. (Страница 16 и 17).
Сопоставляя трудности и успехи российских школьников, мы вынуждены заключить, что российская школа учит, но не развивает наших школьников. Фактически обладая большим арсеналом предметных умений и умея их применять в предметных заданиях (прямой результат обучения), наши школьники не могут строить самостоятельных гипотез и проверять их (непрямой результат обучения, характеристики развитого мышления). Таким образом, мы можем с сожалением констатировать, что отечественная школа, обучая, препятствует нормальному развитию интеллекта учащихся. (Страница 55).
Российская школа: от PISA-2000 к PISA-2003
Скриншоты страниц 1, 2, 16, 17, 18, 25, 55. URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/163882095