1. Законодательство о таможенных органах РФ. 2. С.Н. Овчинников. Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти.

Соглашение с Грузией о пограничном режиме с Абхазией и Северной Осетией противоречит Конституции РФ (Доказательство)

 

Соглашение с Грузией противоречит Конституции РФ

Соглашение с Грузией о пограничном режиме с Абхазией и Северной Осетией противоречит Конституции РФ

Доказательство

 

Сообщение:

"Установлен международный контроль над грузопотоком на абхазском и югоосетинском участках границы" (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Согласно российскому законодательству,  никакая организация или государство, кроме России, не имеет права контролировать грузы на российской границе:

1. Согласно Конституции Российской Федерации, таможенное регулирование находится  в  ведении Российской Федерации находятся (Конституция  РФ, статья 71, пункт "ж").  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

2. Согласно Таможенному кодексу таможенного союза таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов (Российской Федерации — А.К.). (глава 15,  статья 95 ТК ТС, пункты 1 и 2). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

3. Положение  о Федеральной таможенной службе.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации  функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (Постановление  Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года N 459). (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

4. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ. Контроль производится в зонах таможенного контроля, создаваемых вдоль таможенной границы РФ или в других местах. (Игорь Тимофеевич Балабанов, Андрей Игоревич Балабанов.  Внешнеэкономические связи. Учебник для вузов.). (ПРИЛОЖЕНИЕ  6).

5. Таможенный суверенитет находит свое закрепление в п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящей таможенное регулирование к исключительному ведению Российской Федерации. Это положение Конституции выражает единство таможенного регулирования на территории всей страны. Однако мало закрепить его в Конституции и Таможенном кодексе, необходимо его еще и реально обеспечить. В условиях федеративного государства необходимо добиваться верховенства федерального законодательства. Тем более что история современной России дает нам примеры отступления от этого принципа как со стороны федеральной власти, так и со стороны субъектов Федерации.  (Статья С.Н. Овчинникова "Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти"). (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Россия станет членом ВТО до конца года

Источник информации  http://www.kommersant.ru/doc/1809765?isSearch=True

Соглашение с Грузией о пограничном режиме с Абхазией и Северной Осетией достигнуто

Россия и Грузия согласовали проект соглашения, предусматривающий внешний мониторинг границ Абхазии и Южной Осетии с Россией и электронный обмен информацией о передвижении товаров через «торговые коридоры» КПП «Псоу» (Абхазия) и КПП «Рока» («Южная Осетия).

С российско-грузинской войны 2008 года решение этого вопроса являлось условием согласования Грузией вступления России в ВТО. Из-за разорванных дипломатических отношений между Россией и Грузией, переговоры осуществлялись при посредничестве Швейцарии.

«Мы добивались международного мониторинга Абхазского и Югоосетинского участков границы с 1992 года и, наконец, достигли успеха. Спасибо за сложную и скрупулезную работу»,

— заявил перед телекамерами президент Грузии Михаил Саакашвили, напутствуя членов грузинской делегации – помощницу президента по экономическим вопросам Тамару Ковзиридзе и замминистра иностранных дел Серги Капанадзе – перед вылетом в Женеву для окончательного оформления документа.

«Это компромисс, а в результате компромисса, как правило, выигрывают обе стороны» — сказал «Ъ» бывший посол Грузии в России (1998 – 2004 гг.) Зураб Абашидзе. – «Грузия выиграла то, что установлен международный контроль над грузопотоком на абхазском и югоосетинском участках границы, а Россия – то, что она вступает в ВТО».

Внимание: Слово "мониторинг" в международных отношениях означает "отслеживание", "контроль" (ВИКИПЕДИЯ), в экологических текстах — "наблюдение".

 

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1809765?isSearch=True


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конституция Российской Федерации

Источник информации — http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таможенный кодекс таможенного союза

Глава 15 — Общие положения о таможенном контроле

Статья 95 ТК ТС — Проведение таможенного контроля

Таможенный кодекс таможенного союза (ТК ТС) — с учетом изменений, внесенных на 05.04.2011 г.

1. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

2. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

3. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Внимание! В настоящее время действует Таможенный кодекс таможенного союза 

Таможенный кодекс РФ 

Редакция, действующая до 29.12.2010 года

Утратил юридическую силу с 29.12.2010 года

Глава 34 — Общие положения, относящиеся к таможенному контролю

Статья 358 ТМК РФ — Принципы проведения таможенного контроля

Источник информации — http://kodeks.systecs.ru/tmk_rf/tmk_glava34/tmk_st358.html

1. При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

2. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

3. Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.

5. В целях совершенствования таможенного контроля федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и другие таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).

7. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.


    ПРИЛОЖЕНИЕ 5
 

О Федеральной таможенной службе

(с изменениями на 20 июня 2011 года)

Источник информации — http://docs.cntd.ru/document/901990194


  ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2006 года N 459

О Федеральной таможенной службе

(с изменениями на 20 июня 2011 года)

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2008 года N 288 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 17, 28.04.2008);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 24, 16.06.2008);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 814 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 17.11.2008);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 43 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 6, 09.02.2009);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 23.03.2009);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 9, 01.03.2010);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 438 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 26, 28.06.2010);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года N 1002 (Российская газета, N 290, 23.12.2010). 
     постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 480 (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 480).
____________________________________________________________________

     На основании статьи 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 473 "Вопросы Федеральной таможенной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 20, ст.2162) Правительство Российской Федерации

постановляет:

     1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной таможенной службе.

     2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

     3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 года N 585 "О порядке осуществления контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 40, ст.4038).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 июля 2006 года N 459

ПОЛОЖЕНИЕ

о Федеральной таможенной службе 

(с изменениями на 20 июня 2011 года)

I. Общие положения

     1. Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями (пункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75; дополнен с 29 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 480 — см. предыдущую редакцию). *1)

        2. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации. *2)

     3. Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, а также настоящим Положением.

     4. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.*4)

  II. Полномочия

     5. Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

     5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

     5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

     5.2.1. порядок ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; *5.2.1,5.2.5)

     5.2.2. порядок ведения реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, банковские гарантии которых принимаются таможенными органами в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

     5.2.3. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75 — см. предыдущую редакцию;

     5.2.4. порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; *5.2.4)

     5.2.5. форма свидетельства о включении в реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и форма решения об отзыве этого свидетельства;

     5.2.6. форма и порядок использования таможенной расписки, выданной в подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, — по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

     5.2.7. порядок контроля таможенной стоимости товаров — совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

     5.2.8. форма и порядок принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, о стране происхождения товара;*5.2.8)

     5.2.9. порядок и технология производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства; *5.2.9)

     5.2.10. форма и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций; *5.2.10)

     5.2.11. перечни документов и сведений, требования к сведениям, которые необходимы для таможенного оформления, применительно к конкретным таможенным процедурам и таможенным режимам, а также сроки представления этих документов и сведений;

     5.2.12. форма и порядок заполнения таможенной декларации и транзитной декларации (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75 — см. предыдущую редакцию);

     5.2.13. форма и порядок выдачи свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями;

     5.2.14. обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля; *5.2.14)

     5.2.15. квалификационные требования к специалистам по таможенному оформлению, порядок проведения аттестации специалистов по таможенному оформлению, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи;

     5.2.16. порядок выдачи квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению и форма квалификационного аттестата;

     5.2.17. обязательные требования к обустройству складов магазина беспошлинной торговли, если такие склады расположены вне пределов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;

     5.2.18. порядок таможенного оформления товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация, — по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 — см. предыдущую редакцию);
    

     5.2.19. порядок применения к международным почтовым отправлениям процедуры внутреннего таможенного транзита — по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 — см. предыдущую редакцию);
    

     5.2.20. порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним, за исключением создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы;

     5.2.21. формы актов о проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств;

     5.2.22. форма акта о проведении личного таможенного досмотра физического лица;

     5.2.23. формы актов о проведении таможенной ревизии и осмотре помещений и территорий (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75 — см. предыдущую редакцию);

     5.2.24. порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их исследования при проведении таможенного контроля;

     5.2.25. форма акта об изменении, удалении, уничтожении или замене таможенным органом средств идентификации товаров и транспортных средств;

     5.2.26. порядок и условия использования для таможенных целей информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения; *5.2.26)

     5.2.27. порядок формирования и использования информационных ресурсов таможенных органов и требования к документированию информации, а также порядок получения информации, содержащейся в информационных ресурсах, находящихся в ведении таможенных органов;

     5.2.28. порядок выдачи лицензии на учреждение свободного склада и срок ее действия;

     5.2.29. порядок идентификации товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны;

     5.2.30. требования к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны, а также условия доступа на территорию особой экономической зоны для обеспечения эффективности таможенного контроля;

     5.2.31. форма заявления резидента особой экономической зоны и требования к сведениям, указываемым в нем, для предполагаемого ввоза товаров на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны;

     5.2.32. форма учета и отчетности, а также порядок и сроки представления лицами, осуществляющими деятельность на территории особой экономической зоны, отчетности таможенным органам — по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

     5.2.33. форма обязательства организации, осуществляющей ввоз (импорт) на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением;

     5.2.34. правила приобретения акцизных марок для ввоза (импорта) алкогольной продукции и контроля за их использованием;

     5.2.35. акты, определяющие размер суммы обеспечения исполнения обязательства организации, осуществляющей ввоз (импорт) на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, об использовании приобретаемых акцизных марок в соответствии с их назначением;

     5.2.36. формат нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой алкогольной продукции, считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, а также правила направления подтверждения о фиксации сведений об алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе и уведомления об отказе в фиксации указанных сведений;

     5.2.37. нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на основании нормативных правовых актов Центрального банка Российской Федерации; *5.2.37)
    
     5.2.38. форма и порядок использования таможенного приходного ордера (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.39. форма акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет Федерального казначейства (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.40. форма требования об уплате таможенных платежей (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.41. форма решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.42. форма решения таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.43. форма акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.44. порядок установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.45. порядок представления документов в форме электронных документов при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.46. формы свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита и письменного подтверждения о прибытии транспортного средства (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.47. форма квитанции, удостоверяющей принятие товаров на хранение на склад временного хранения таможенного органа (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.48. форма разрешения на переработку товаров на таможенной территории и форма отзыва разрешения на переработку товаров (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
     
     5.2.49. форма заявления об использовании таможенного режима переработки на таможенной территории и форма представления содержащихся в нем сведений (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.50. форма разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.51. форма заявления об использовании таможенного режима переработки для внутреннего потребления и форма представления содержащихся в нем сведений (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.52. форма разрешения на переработку товаров вне таможенной территории и форма отзыва такого разрешения (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
  
     5.2.53. форма заявления об использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории и форма представления содержащихся в нем сведений (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.54. обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
 
     5.2.55. форма квитанции, удостоверяющей принятие товаров таможенным органом на хранение на таможенный склад (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
 
   5.2.56. формы отчетности о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах таможенными брокерами (представителями), владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и таможенными перевозчиками, лицами, пользующимися специальными упрощенными процедурами, а также лицами, пользующимися и (или) владеющими условно выпущенными товарами (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
   5.2.57. упрощенный порядок таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
     5.2.58. порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
   
     5.2.59. форма акта таможенного органа, фиксирующего факт истечения срока временного хранения или срока хранения на таможенном складе (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
   5.2.60. форма акта таможенного органа, фиксирующего факт истечения срока для востребования товаров и транспортных средств, являющихся вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
   5.2.61. форма и порядок составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
     
   5.2.62. форма решения о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке, форма решения об отмене приостановления операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке на бумажном носителе и порядок направления указанных решений таможенным органом в банк (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
   5.2.63. формы разрешения на владение и пользование имуществом плательщика таможенных пошлин, налогов, на которое наложен полный арест, и разрешения на владение, пользование и распоряжение имуществом плательщика таможенных пошлин, налогов, на которое наложен частичный арест (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
   5.2.64. форма постановления о наложении полного или частичного ареста на имущество плательщика таможенных пошлин, налогов (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
   5.2.65. форма протокола об аресте имущества плательщика таможенных пошлин, налогов (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    
   5.2.66. форма постановления об отмене ареста имущества плательщика таможенных пошлин, налогов (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);

   5.3. на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности:

  5.3.1. осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

  5.3.2. обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

   5.3.3. осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации; *5.3.3, 5.3.15)

   5.3.4. осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль; *5.3.4)

  5.3.5. осуществляет в установленном порядке принятие решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, обеспечивает опубликование таких решений (подпункт в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 года N 1002, — см. предыдущую редакцию); *5.3.5)

    5.3.6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности; *5.3.6)

  5.3.7. принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

    5.3.8. ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; *5.3.8)

    5.3.9. ведет реестр банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

    5.3.10. подпункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75 — см. предыдущую редакцию;
    
    5.3.11. ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

    5.3.12. выдает квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению;*5.3.12)

    5.3.13. осуществляет аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению; *5.3.13)

    5.3.14. выдает лицензии на учреждение свободного склада;

    5.3.15. осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования; *5.3.3, 5.3.15)

   5.3.16. осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

   5.3.17. осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

    5.3.18. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность;
    
  5.3.19. осуществляет проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (подпункт дополнительно включен с 29 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 480);

   5.3.20. осуществляет санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) (подпункт дополнительно включен с 29 июня 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 480);

   5.4. ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

   5.5. информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

   5.6. осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности;

  5.7. осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

   5.8. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

   5.9. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

   5.10. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

   5.11. рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

  5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; *5.12)

  5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;
    
   5.13_1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 438);

   5.14. организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

  5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

  5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях; *5.16)

     5.17. в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 43 — см. предыдущую редакцию);

     5.18. осуществляет функции государственного заказчика по строительству таможен и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2008 года N 288; дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 43 — см. предыдущую редакцию);
    

     5.19. осуществляет функции государственного заказчика по изготовлению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (подпункт дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 43 — см. предыдущую редакцию);

     5.20. реализует программы развития таможенного дела в Российской Федерации;

     5.21. осуществляет метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов; *5.21)

     5.22. организует охрану объектов таможенной инфраструктуры;

     5.23. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. *5.23)
    

     5.24. обеспечивает опубликование в своих официальных изданиях правовых актов, принятых Службой, а также актов таможенного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);

     6. Федеральная таможенная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

     6.1. создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, в том числе специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров; *6.1)

     6.2. определять регион деятельности таможенных органов; *6.2)

     6.3. утверждать общие или индивидуальные положения о региональных таможенных управлениях, таможнях и таможенных постах; *6.3)

     6.4. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

     6.5. запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

     6.6. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

     6.7. осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

     6.8. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;

     6.9. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

     6.10. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; *6.10)

     6.11. разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды;

     6.12. издавать индивидуальные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности.

     7. Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

     Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления.

 III. Организация деятельности

     8. Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

     Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий в установленной сфере деятельности.

     Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Заместители руководителя Федеральной таможенной службы назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.

     Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, курирующий оперативно-разыскную работу таможенных органов, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю Федеральной таможенной службы, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.

     9. Руководитель Федеральной таможенной службы:

     9.1. распределяет обязанности между своими заместителями; *9.1)

     9.2. вносит в Правительство Российской Федерации:

     9.2.1. проект положения о Службе;

     9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников центрального аппарата Службы и таможенных органов;

     9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

     9.2.4. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;
    

     9.2.5. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации должностных лиц и работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов, должностных лиц и работников представительств Службы за рубежом, а также работников организаций, находящихся в ведении Службы (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 814);

     9.3. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования деятельности Службы;

     9.4. назначает на должность и освобождает от должности должностных лиц центрального аппарата Службы, начальников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также иных должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации, включая должностных лиц и работников представительств Службы за рубежом (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75 — см. предыдущую редакцию);

     9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной таможенной службе; *9.5)

     9.6. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности должностных лиц и работников, смету доходов и расходов на содержание Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; *9.6)

     9.7. утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников региональных таможенных управлений, таможен и организаций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации; *9.7)

     9.8. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы;*9.8)

     9.9 определяет порядок расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-разыскной деятельности;

     9.10. организует в таможенных органах в установленном порядке оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия;

     9.11. утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы; *9.11)

     9.12. имеет подарочный и наградной фонды (в том числе огнестрельного и холодного оружия) для награждения сотрудников, федеральных государственных служащих и работников таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении Службы, а также других лиц, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на таможенные органы, применяет другие предусмотренные нормативными правовыми актами виды поощрений (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75 — см. предыдущую редакцию); *9.12)

     9.13. определяет правомочия таможенных органов и их должностных лиц по решению организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов;

     9.14. издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

     9.15. представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий и учреждений, находящихся в ведении Службы.
    

     9.16. устанавливает типовую форму контракта о службе в таможенных органах и порядок его заключения (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);
    

     9.17. устанавливает порядок присвоения первого специального звания сотруднику таможенного органа, назначенному на должность среднего начальствующего состава или старшего начальствующего состава, и очередных специальных званий от майора таможенной службы до полковника таможенной службы (подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75);

     10. Финансирование расходов на содержание Федеральной таможенной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, а также средств иных источников, установленных законодательством Российской Федерации.

     11. Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     12. Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке.*12)

     13. Место нахождения Федеральной таможенной службы — г.Москва.

                      

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 июля 2006 года N 459

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 5 июня 2008 года)

     1. В Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 32, ст. 3878; 2006, N 3, ст.297):

     а) последнее предложение пункта 35 исключить;

     б) в пунктах 56, 76, 81, 84, 87 и 90 слова "Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации" заменить словами "Федеральной таможенной службой".

     2. В пункте 10 Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1999 года N 1335 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 50, ст.6221; 2005, N 52, ст.5752), слова "Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации" заменить словами "Федеральной таможенной службой".

     3. В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 года N 416 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст.2371; 2002, N 37, ст.3530; 2003, N 33, ст.3269; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2006, N 3, ст.297) слова "Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации" заменить словами "Федеральной таможенной службой".

     4. В наименовании и пункте "а" постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2002 года N 566 "О территориальных органах Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 31, ст.3115; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666) слова "Государственного таможенного комитета Российской Федерации" заменить словами "Федеральной таможенной службы".

     5. Пункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437. — См. предыдущую редакцию.
    

     6. В Положении о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258; N 49, ст.4908; 2005, N 52, ст.5755):

     а) в пункте 2 слова "Федеральной таможенной службой" заменить словами "таможенными органами";

     б) подпункт 5.2.12 изложить в следующей редакции:

     "5.2.12. порядок контроля таможенной стоимости товаров совместно с Федеральной таможенной службой;".

     7. В постановлении Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 года N 429 "О Федеральной таможенной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст.3637; 2005, N 25, ст.2504):

     а) наименование изложить в следующей редакции:

     "Вопросы Федеральной таможенной службы";

     б) пункты 1 и 2 признать утратившими силу;

     в) в пункте 7:

     слова "Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации" заменить словами "Федеральной таможенной службы";

     слова "Керамический проезд, д.59, " исключить.

     8. Пункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437. — См. предыдущую редакцию.
    

     9. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2005 года N 367 "О ведении товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 25, ст.2504) признать утратившим силу.

     10. В постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 866 "О маркировке алкогольной продукции акцизными марками" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 3, ст.300):

     а) в пунктах 3 и 4 слова "Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации" заменить словами "Федеральной таможенной службой";

     б) в подпункте "в" пункта 2 Правил нанесения на акцизные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции, утвержденных указанным постановлением, слова "Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации" заменить словами "Федеральной таможенной службой".

Редакция документа с учетом изменений и дополнений подготовлена ЗАО "Кодекс".

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  6

Функции таможенных органов*

  Источник информации — http://bibliotekar.ru/vneshneeconomicheskie-svyazi/25.htm

Таможенные органы выполняют следующие функции:

• участвуют в разработке таможенной политики и в ее реализации;

• обеспечивают соблюдение законодательства в области таможенного дела и принимают меры по защите прав и интересов участников внешне­экономической деятельности при осуществлении таможенного дела;

• защищают экономические интересы РФ;

• взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

• обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения то­варов и транспортных средств через таможенную границу РФ;

• ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и на­логового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

• осуществляют таможенную статистику внешней торговли и специаль­ную таможенную статистику РФ;

• ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

• осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизнен­но важных для интересов РФ материалов;

• осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

• обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части касающихся таможенного дела;

• другие функции.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов РФ путем проверки документов и сведений, необходимых для та­моженных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспорт­ных средств, личного досмотра); учета товаров и транспортных средств; устного опроса граждан; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных скла­дов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспош­линной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспорт­ные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ; в других формах, предусмотренных Таможенным кодексом и иными законо­дательными актами.

Контроль производится в зонах таможенного контроля, создаваемых вдоль таможенной границы РФ или в других местах.

* Подробно об источнике информации — http://bibliotekar.ru/vneshneeconomicheskie-svyazi/index.htm

Игорь Тимофеевич Балабанов, Андрей Игоревич Балабанов.  Внешнеэкономические связи. Учебник для вузов. Рецензенты:  1. Кафедра экономических наук Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права; 2. Заведующий кафедрой экономики и маркетинга Высшей Административной Школы Правительства Санкт-Петербурга, профессор, к. э. н. А.Н. Цацулин; 3. Заведующий кафедрой экономики и управления торговлей Санкт-Петербургского торгово-экономического института, доцент, к. э. н. А.Н. Соломатин. Тема 2. Регулирование внешнеэкономической деятельности.   2.1. Общие принципы регулирования внешнеэкономической деятельности. Функции таможенных органов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

    Таможенный суверенитет: верховенство государственной власти

    С.Н. Овчинников

Источник информации — http://justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=2252

    В юридической науке и законодательстве категория суверенитета встречается весьма широко и употребляется в разных смыслах. В Конституции РФ, в науке конституционного и государственного права используется понятие "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет". Так, в ст. 3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Статья 4 Конституции РФ устанавливает, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. В действующем законодательстве чаще всего встречается выражение "экономический суверенитет". Статья 6 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1> к полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относит защиту экономического суверенитета и экономических интересов РФ и российских лиц. Статья 5 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г., говорит о суверенитете РФ в области культуры <2>. Можно даже обнаружить выражение "верховный суверенитет государства в сфере земельно-имущественных отношений" <3>.
    ———————————
    <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4850.
    <2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
    <3> Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. N 848 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 51. Ст. 4895.

    Кроме того, в научной литературе выделяют также политический, правовой, территориальный, фискальный, налоговый, валютный, уголовно-правовой, продовольственный и другие разновидности суверенитета. В этом же ряду можно поставить и таможенный суверенитет.
    В традиционном понимании государственный суверенитет представляет собой свойство государственной власти, выражающееся в верховенстве власти государства внутри страны и независимости ее по отношению к другим государствам. Иные упомянутые суверенитеты, кроме народного и национального, можно рассматривать как стороны или аспекты государственного суверенитета. Иногда отмечается, что суверенитет государства имеет различное отраслевое содержание <4>. Если предположить, что речь идет об отраслях права, то такая характеристика представляется не совсем удачной. Далеко не во всех исследованиях отраслей системы российского права выделяется и рассматривается соответствующий суверенитет. Например, вряд ли можно встретить выражение "гражданско-правовой суверенитет". Не всегда выделяемые стороны государственного суверенитета соответствуют отраслям права. Суверенитет государства един и неделим, и когда к слову "суверенитет" добавляют различные прилагательные, то подчеркивают ту или иную сферу деятельности государства.
    ———————————
    <4> См., напр.: Остроухов Б.А. Международно-правовые проблемы фискального суверенитета государства // Юридический мир. 2009. N 3.

    В одном из своих Постановлений Конституционный Суд РФ использовал выражение "фискальный суверенитет государства" <5>. По мнению некоторых авторов, это "выражение с формально-юридической точки зрения вряд ли является корректным, поскольку суверенитет государства един и его расщепление на различные суверенитеты (фискальный, таможенный, экономический и т.д.) представляется необоснованным" <6>. Представляется, что недостаточно обоснованной является сама критика. В приведенном и иных подобных выражениях речь идет не о различных суверенитетах, а опять-таки о различных сторонах единого государственного суверенитета.
    ———————————
    <5> Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 1. Ст. 197.
    <6> Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Актуальные вопросы налогового права // Налоги и финансовое право. 2006. N 8.

    К.Г. Борисов пишет, что "суверенитет государства рассматривается в двух аспектах: во-первых, как государственный и, во-вторых, как экономический суверенитет государства" <7>. С такой позицией вряд ли можно согласиться, потому что создается впечатление о равнозначности государственного и экономического суверенитета как двух аспектах суверенитета государства. Экономический суверенитет государства — это одна из сторон государственного суверенитета. И если уж выделять аспекты суверенитета, то их можно обнаружить гораздо больше.
    ———————————
    <7> Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. 2-е изд., доп. М., 2001. С. 29 — 30.

    Действующее законодательство РФ не содержит прямого упоминания о таможенном суверенитете. В таможенном законодательстве эта категория не встречается. В ст. 10 Таможенного кодекса РФ 1993 г. среди основных функций таможенных органов РФ называлось обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ, являющейся основой экономического суверенитета РФ. Даже в тексте присяги сотрудника таможенного органа говорится об обязанности защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации <8>. Исследования в области таможенного права также редко затрагивают вопрос о таможенном суверенитете, чаще говорят об экономическом суверенитете, иногда экономический и таможенный суверенитет ставят рядом друг с другом <9>. В научной и учебной литературе таможенный суверенитет упоминается обычно в связи с понятиями "таможенная территория" и "таможенная граница" <10>. Но если такое понятие используется, значит, необходимо определить его смысл и содержание.
    ———————————
    <8> Ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3586.
    <9> См.: Райкова А.Ю. Международно-правовые аспекты упрощения и гармонизации таможенных процедур (на примере международных таможенных конвенций по Карнетам A.T.A.): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 16.
    <10> См., напр.: Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С. 46; Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2002. Глава 3. § 1.

    Исходя из вышеупомянутого традиционного понимания государственного суверенитета, таможенный суверенитет можно определить как верховенство и независимость государства в регулировании таможенных отношений, т.е. отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
    В таможенном суверенитете государства можно выделить внутреннюю и внешнюю стороны. Суверенитет с его внутренней стороны представляет собой верховенство государственной власти в регулировании таможенных отношений, в определении таможенно-тарифной политики и средств ее реализации. Таможенное регулирование является монополией государства. Таможенный суверенитет выражается прежде всего в единстве таможенной территории, таможенного законодательства, системы таможенных органов, которые отнесены к федеральным органам исполнительной власти. В.С. Грачев и К.Н. Серов к числу правовых средств обеспечения экономического суверенитета относят конституционное закрепление принципа государственного суверенитета, конституционное закрепление принципов федерализма, регламентацию на конституционном уровне разграничения властных полномочий между субъектами Федерации и федеральным центром, нормативное закрепление принципов соотношения норм международного и национального права и т.д. <11>. Названные средства обеспечения суверенитета носят общий характер и могут быть отнесены к любой стороне государственного суверенитета, а не только к экономическому суверенитету.
    ———————————
    <11> Грачев В.С., Серов К.Н. Правовые средства обеспечения экономического суверенитета современного государства // История государства и права. 2007. N 8.

    Таможенный суверенитет находит свое закрепление в п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, относящей таможенное регулирование к исключительному ведению Российской Федерации. Это положение Конституции выражает единство таможенного регулирования на территории всей страны. Однако мало закрепить его в Конституции и Таможенном кодексе, необходимо его еще и реально обеспечить. В условиях федеративного государства необходимо добиваться верховенства федерального законодательства. Тем более что история современной России дает нам примеры отступления от этого принципа как со стороны федеральной власти, так и со стороны субъектов Федерации.
    Уже после принятия действующей Конституции РФ были подписаны Соглашения между Правительством РФ и правительствами некоторых республик в составе Федерации (Башкортостан, Саха (Якутия), Удмуртская Республика), администрациями Краснодарского края, Ростовской области об урегулировании отношений в области таможенного дела, о разграничении полномочий в области таможенного дела и т.п. <12>. Конституция РФ не предусматривает совместного ведения и правового регулирования таможенного дела субъектами РФ или с их участием. Подобного рода соглашения нарушают закрепленный в ст. 5 Конституции РФ принцип равноправия субъектов РФ.
    ———————————
    <12> См. подробнее: Новиков А.Б., Новикова Э.В. Правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере внешнеэкономической деятельности // Таможенное регулирование. Вып. 1: Сб-к статей / Под ред. А.Б. Новикова. СПб., 2006. С. 43 — 48.

    Можно отметить попытки со стороны субъектов Федерации обжаловать законные полномочия федеральной власти в таможенной сфере. Так, Народное Собрание Парламента Чеченской Республики обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом, в котором оспаривается конституционность положений Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1999 г. N 1223 "О мерах по предотвращению проникновения на территорию Российской Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в пределах Северокавказского района". Этим Постановлением Государственному таможенному комитету РФ предписано временно прекратить таможенное оформление прибывающих из-за границы товаров и грузов, следующих в Чеченскую Республику, а также в адрес физических и юридических лиц, зарегистрированных на территории Чеченской Республики и действующих на территории Российской Федерации от имени и (или) в интересах Чеченской Республики. Конституционный Суд РФ отказал в принятии запроса к рассмотрению, поскольку в данном случае неопределенность отсутствует. Правительство РФ действовало в рамках своих законных полномочий <13>.
    ———————————
    <13> Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. N 22-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. N 3.

    Некоторые субъекты Федерации стремятся самостоятельно регулировать таможенную деятельность. Например, в 1998 г. Дума Приморского края приняла ныне уже отмененный Закон "О порядке утилизации, складирования, перемещения лома и отходов черных, цветных металлов и сплавов в Приморском крае" <14>. В названном Законе устанавливается перечень документов, которыми должны сопровождаться лом и отходы металлов, перемещаемые для таможенного оформления экспортной поставки потребителям. На Дальневосточное таможенное управление возлагается обязанность контролировать перемещение лома и отходов металлов и сплавов лишь при наличии документов, соответствующих указанному перечню. Экспортеры лома и отходов металлов и сплавов при отсутствии предписанных документов могут нести административную ответственность, причем право составления протоколов об этих административных правонарушениях предоставлено также таможенным органам. Нетрудно заметить, что рассматриваемый Закон Приморского края мало согласуется с Конституцией РФ и таможенным законодательством.
    ———————————
    <14> Закон Приморского края от 10 июля 1998 г. N 13-КЗ // Ведомости Думы Приморского края. 1998. N 10. Утратил силу в связи с принятием Закона Приморского края от 11 февраля 2002 г. N 194-КЗ // Ведомости Законодательного собрания Приморского края. 2002. N 107.

    Более того, свою лепту в таможенное регулирование вносят и муниципальные образования. Так, глава местного самоуправления г. Находка Приморского края 17 мая 1996 г. принял Постановление N 757 "О таможенном оформлении судов с автомашинами на борту в г. Находка" <15>. В этом Постановлении дается указание начальнику таможни организовать таможенное оформление автомашин с судов в определенных местах, предусмотреть особый режим таможенного оформления и т.п.
    ———————————
    <15> СПС "КонсультантПлюс".

    Приведенные примеры показывают, что таможенный суверенитет государства нуждается в постоянной поддержке. На верховенство государственной власти в таможенной сфере влияет также сложность системы нормативно-правовых актов в области таможенного дела, различные толкования норм таможенного права. В настоящей статье затронут лишь внутренний аспект таможенного суверенитета. Международно-правовой аспект таможенного суверенитета требует отдельного исследования.

   

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: