Резолюция
Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы. Москва, 4 — 6 июля 2012 года
Источник информации — http://philol.teacher.msu.ru/upload/resolution/resolution.pdf
Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы созван по инициативе ректора Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, вице-президента РАН академика В.А.Садовничего при поддержке и активном участии профессорско- преподавательского состава филологического факультета МГУ и призван продолжить традиции Всероссийских съездов преподавателей русского языка и литературы (1916, 1921), объединявших учительское сообщество и представителей академической науки.
На съезд прибыло 827 делегатов из 72 регионов Российской Федерации и из других государств. В его работе приняли участие учителя, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, представители академической русистики, специалисты по методике преподавания русского языка и литературы, сотрудники органов управления образованием и руководители образовательных учреждений.
Программный комитет съезда получил 1106 заявок, 224 тезиса докладов. На заседаниях 6 секций и 10 круглых столов с докладами и сообщениями выступило 117 человек. Выступая на Пленарном заседании с докладом «Размышления математика о русском языке и литературе» и говоря об университетских традициях сохранения преемственности филологического образования в системе школа-вуз, ректор Московского университета академик В.А.Садовничий охарактеризовал основные тенденции образования в сфере преподавания русского языка и литературы и сформулировал ряд проблем, связанных с реформированием образования (утверждением ФГОС, проведением ЕГЭ и др.).
Участники съезда в своих докладах и выступлениях на секциях, круглых столах и пленарных заседаниях как первоочередную задачу, стоящую сегодня перед учителями-
словесниками, определили совершенствование форм преподавания русского языка и литературы в современной тпколе. В то же время было отмечено, что некоторые наметившиеся тенденции реформирования филологического образования в школе вызывают тревогу и озабоченность педагогического сообщества. Прежде всего речь идет о судьбе учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература», которые в связи с принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) утратили свою самостоятельность, что не может не сказаться на качестве филологического общего образования школьников. Участники съезда выразили серьезную обеспокоенность тем, что в современной школе в условиях реформирования гуманитарного образования исчезает общественный смысл преподавания литературы, утрачивается понимание национальных задач, стоящих перед учителем-словесником: литература перестает восприниматься как носитель национального исторического и культурного кода, как энциклопедия национальной жизни. Выражая озабоченность снижением уровня подготовки современных выпускников по русскому языку и литературе, делегаты констатировали, что это может препятствовать их социализации, способствовать размыванию границ культурной идентичности и утрате целостности национального сознания, создаст опасность интеллектуальной, духовной и творческой деградации молодого поколения.
По итогам работы Съезд принял следующие решения:
1. Констатировать, что филологическое образование, изучение русского языка и литературы в школе является важнейшим и определяющим условием
• становления личности юного человека и его социализации,
• формирования нравственной и гражданской позиции,
• формирования у него целостной картины мира,
• развития его творческих и интеллектуальных способностей.
2. Выразить обеспокоенность
• снижением государственного статуса учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» в связи с утратой ими самостоятельности в структуре обязательных учебных дисциплин в школе;
• нежеланием разработчиков ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) учитывать мнение профессионального педагогического сообщества при принятии стратегических образовательных решений.
3. Считать недопустимым слияние в Федеральном государственном образовательном стандарте для старшей школы самостоятельных школьных предметов «Русский язык» и «Литература» в методически и дидактически немотивированное, лишенное концептуальной основы искусственное образование «Русский язык и литература», что препятствует профессиональному решению образовательных задач на уроках в школе.
4. Обратиться к новому руководству Министерства образования и науки РФ с просьбой отменить приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», принятый без необходимого обсуждения, вернуться к рассмотрению вопроса о содержании филологического компонента государственного образовательного стандарта и внести изменения, направленные прежде всего на возвращение самостоятельности учебным дисциплинам «Русский язык» и «Литература».
5. Разработать процедуру общественной экспертизы не только проектов ФГОС, но и других масштабных образовательных проектов, реализация которых может серьезно повлиять на состояние российского образования, и Приказом министра образования закрепить ее обязательность.
6. Предложить Министерству образования и науки РФ утвердить на федеральном уровне минимальный перечень художественных произведений, обязательных для изучения в основной и старшей школе с учетом традиций отечественного литературного образования, устранив разночтения, касающиеся концепции, целей и задач преподавания литературы, в различных федеральных нормативных документах.
7. Подчеркнуть, что учебной дисциплине «Литература» в современной школе должен быть возвращен статус обязательного предмета, наравне с другими приоритетными дисциплинами, так как ее изучение не только
• формирует нравственные основы личности,
• способствует духовному самоопределению молодого человека,
• развивает его творческие и исследовательские способности,
• создает условия для постижения универсальных законов общечеловеческих взаимоотношений,
но и
• знакомит подрастающее поколение с национальными общекультурными ценностями;
• играет объединяющую структурообразующую роль в процессе формирования гражданского самосознания в многонациональном государстве;
• способствует гармоничному сочетанию национальных и общечеловеческих ценностей.
8. Подчеркнуть, что обязательное изучение русской литературы, постижение ее духовной составляющей, ее связей с национальными литературами именно на этапе формирования личности молодого человека в многонациональной и многоконфессиональной России является стратегически важным, будучи одним из условий формирования общенациональных духовных ориентиров и сохранения целостности государства.
9. Поставить вопрос о возвращении выпускному экзамену по литературе статуса обязательного при условии введения уровневого принципа итоговой аттестации (базовый и профильный уровни) и совершенствования его формы с учетом специфики общегуманитарных и психологических задач проведения такого испытания на базовом уровне.
10. Констатировать, что снижение качества школьной подготовки по русскому языку и литературе в целом обусловлено
• уменьшением количества учебных часов, отведенных на изучение русского языка и литературы;
• перегруженностью классов;
• изменением направленности обучения, смещением акцента с общефилологической составляющей на подготовку к ЕГЭ, что сужает сферу получаемых школьником знаний;
• нерешенностью проблемы организации процесса обучения в классах с разноуровневым поликультурным составом учащихся.
11. Настаивать на необходимости увеличения часов на преподавание русской литературы в школе.
12. Подчеркнуть, что введение ЕГЭ и ГИА как единственных критериев итоговой оценки знаний учащихся, несмотря на позитивные тенденции совершенствования контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ГИА, пока в большинстве случаев приводит
• к значительной степени формализации образования;
• к исключению ряда разделов школьной программы, не проверяющихся во время ЕГЭ, из сферы внимания учителей, а следовательно, и учеников;
• к исключению из школьной практики преподавания литературы сочинения как важной формы развития речи.
13. Подчеркнуть необходимость
• принятия комплекса мер по предотвращению подмены систематического и сознательного изучения предмета «Русский язык» формированием механических навыков для выполнения типовых заданий и составления эссе по устоявшимся моделям ГИА и ЕГЭ;
• закрепления на законодательном уровне свободы выбора учащимися формы независимой итоговой аттестации по русскому языку и литературе при условии, что задания для любой формы итоговой аттестации не будут противоречить ни одной из рекомендованных или допущенных Минобразования и науки РФ программ.
14. Считать необходимым
• сохранение и развитие системы работы с мотивированными и одаренными детьми, творческих конкурсов, научно-исследовательских школьных конференций и предметных олимпиад по русскому языку и литературе, предполагающее организационную и финансовую поддержку на федеральном уровне, предметных олимпиад;
• проведение предметной олимпиады по русскому языку и литературе в форме научной конференции, дающей победителям право на льготы при поступлении в вуз;
• создание электронного банка данных о материалах проводившихся предметных олимпиад, творческих конкурсов, школьных научных конференций и научных обществ,
результатов проектной деятельности, которое призвано способствовать совершенствованию работы педагогов с мотивированными и одаренными детьми.
15. Создавать условия для обучения русскому языку и литературе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
16. Настаивать на необходимости
• официальной апробации школьных учебников по русскому языку и литературе, претендующих на получение грифа «Допущено» или «Рекомендовано», и их широкого обсуждения в профессиональном сообществе, а также выборочной независимой экспертизы этих изданий в школах и на профильных факультетах университетов;
• в целях повышения мотивации к чтению и уровня читательской культуры школьников введения обязательных уроков внеклассного чтения в 5-10 классах в объеме не менее одного часа в неделю за счет введения дополнительных часов на преподавание литературы;
• разработки Федерального перечня художественной и справочноэнциклопедической литературы для обязательного комплектования за счет государственного финансирования школьных библиотек на традиционных и электронных носителях;
• рассматривать показатель оснащенности учебного заведения этой литературой как обязательный критерий при аккредитации и лицензировании образовательных учреждений.
17. Настаивать на необходимости
• повышения государственного статуса учителя;
• признания того, что учитель выполняет важнейшую общегосударственную задачу формирования духовного и нравственного облика гражданина России, которому предстоит решать задачи инновационного характера;
• поддерживать и укреплять систему высшего педагогического образования, повышая качество профессиональной методической подготовки в педагогических вузах и на профильных факультетах государственных университетов.
18. Признать необходимым разработку новой системы аттестации с привлечением представителей научного и профессионального сообщества, при этом
• выработать объективные критерии оценки работы учителя, отражающие реальную ситуацию в преподавании;
• исключить из критериев работы учителя показатели успеваемости учащихся и результаты ЕГЭ и ГИА;
• внести изменения в существующую процедуру аттестации учителей, сведя к минимуму количество необходимых для нее документов;
• сохранить прежние квалификационные категории на период до введения новой системы аттестации.
19. Разработать систему мер по реальному повышению уровня профессиональной компетентности учителей, для чего • создать условия для повышения учителями профессиональной квалификации и прохождения переподготовки с отрывом от производства;
• узаконить в тексте стандарта право учителя на повышение квалификации по профильному предмету не менее 108 часов не реже одного раза в 5 лет без ущерба для трудового стажа;
• организационно и финансово стимулировать действительный профессиональный рост учителя, его творческую самореализацию, в частности, способствовать публикации работ, отражающих результаты профессиональной деятельности педагога;
• создавать условия для научного роста талантливых учителей, подготовки ими квалификационных учебно-методических, научных работ, защиты диссертаций;
• разрабатывать на базе школ совместные образовательные проекты школы и вуза, способствующие не только сохранению единого образовательного пространства, но и профессиональному росту учителя.
20. Считать целесообразным создание постоянно действующей межрегиональной Ассоциации школьных и вузовских преподавателей русского языка и литературы,
основными задачами которой являются
• консолидация всех заинтересованных представителей сообщества в целях сохранения непрерывности филологического образования в системе школа-вуз;
• активное участие в обсуждении стратегических вопросов профессионального образования;
• разработка и апробация инновационных методик, нацеленных на сохранение преемственности филологического образования в цепочке школа-вуз.
С этой целью Съезд поручает Организационному комитету создать рабочую группу для подготовки концепции и документов будущей Ассоциации.
21. Продолжить широкое общественное обсуждение критериев формирования списка «100 книг, которые должен прочитать каждый выпускник российской школы» в
профессиональном сообществе с привлечением преподавателей высшей школы, деятелей культуры и представителей творческой интеллигенции, специалистов в области социологии.
22. Возобновить работу «Совета по русскому языку» при Президенте РФ, сделав его работу гласной.
23. Создать Федеральную культурно-образовательную программу «Музеи — школе».
24. Оказывать всемерную поддержку учителям-русистам из стран СНГ, способствуя
• повышению их профессиональной квалификации (лекции, семинары, мастер-классы учителей и ученых из РФ на базе филиалов МГУ имени М.В.Ломоносова и других
партнерских организаций); • пополнению фондов библиотек школ с преподаванием предметов на русском языке русской и зарубежной классикой, произведениями современных российских авторов;
• установлению и развитию контактов между школами РФ и русскоязычными школами в странах СНГ в рамках программ культурного обмена и обучения школьников (поездки групп детей с проживанием в школах или семьях, дистанционное обучение, страноведческая практика).
25. Подтвердить востребованность инициативы МГУ имени М.В.Ломоносова по проведению Всероссийских съездов учителей-предметников на регулярной основе и рекомендовать провести съезд учителей русского языка и литературы через 4-5 лет, в связи с чем поручить Организационному и Программному комитетам данного Съезда провести необходимую аналитическую и организационную подготовительную работу.
26. Съезд обращается к МГУ имени М.В. Ломоносова с предложением
• стать одним из координаторов обсуждения реформирования школьного филологического образования в рамках программы «МГУ — школе»;
• создать электронную библиотеку научных изданий, способствующих расширению профессионального филологического кругозора школьников, и методической литературы по русскому языку и литературе, а также создать базу данных изданий методического характера, авторами которых являются учителя общеобразовательных учреждений (лицеев, гимназий, школ и т.п.).
27. Съезд поручает организационному комитету Съезда привлечь к сотрудничеству средства массовой информации, профильные периодические издания в целях распространения идей и документов съезда в профессиональном сообществе и прежде всего в учительской среде, а также к обсуждению предложений по изменению ситуации в школьном филологическом образовании.
28. Съезд поручает Организационному комитету
• опубликовать Резолюцию Съезда и тезисы участников в сети Internet, а также подготовить Материалы Съезда к публикации в печатном виде;
• направить данную Резолюцию во все образовательные учреждения России, в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в Г осударственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, в Министерство образования и науки РФ, Правительство РФ и Администрацию Президента РФ.
29. Съезд поручает Организационному комитету направить Рекомендации участников съезда (Приложение № 1 к Резолюции) в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в Министерство образования и науки РФ.
Председатель Программного комитета Съезда,
декан филологического факультета
МГУ имени М.ВЛомоносова
профессор M.JI. Ремнева
Секретарь Съезда В.Г. Моисеева
Результаты голосования за Резолюцию: За — 301. Воздержалось — 6. Против — 9.
В период работы Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы (4-6 июля 2012 года) и обсуждения проекта резолюции на сайте Съезда в адрес программного комитета от участников съезда поступили предложения и рекомендации по уточнению, дополнению и изменению проекта Резолюции. Ряд этих предложений и рекомендаций был учтен в тексте проекта резолюции.
Предложения и рекомендации, не вошедшие в предложенных авторами формулировках в текст резолюции, решено было представить как Приложение к Резолюции (пункт 30 Резолюции Съезда).
Рекомендации и предложения участников Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы (Приложение 1 к Резолюции Всероссийского съезда учителей русского языка и литературы /4-6 июля 2012 года, Москва/)
Источник информации — http://philol.teacher.msu.ru/upload/resolution/recomendation.pdf
I. В целях улучшения системы аттестации учителей необходимо:
• Отказаться от введения НСОТ как системы, провоцирующей в педагогическом коллективе нездоровые, исключительно корыстные мотивы.
• Изменить форму подачи заявления на аттестацию, отменив указания на разряд (учитель должен подавать заявление на переаттестацию без указания разряда, который по итогам аттестации должна присваивать компетентная комиссия, учитывая заслуги и достижения педагога).
• Присуждать автоматически высшую категорию всем лауреатам городского и областного этапа конкурса "Учитель года", доказавшим свою профессиональную состоятельность публично!
• В целях совершенствования школьного образования и привлечения в школу профессиональных кадров присуждать автоматически высшую категорию (в крайнем случае предельно упростить процедуру ее получения) кандидатам и докторам наук, ведущим уроки в школе на постоянной основе согласно расписанию в течение всего учебного года (речь не идет о каких-то там спецкурсах или дополнительных занятиях со школьниками — а именно об обычных уроках, стоящих в сетке расписания).
• Изменить формулировку в документах о повышении оплаты труда учителей и преподавателей — указывать размер не зарплаты, а исключительно ставки — т.е. оплаты 18 часов в неделю с тем, чтобы отражать реальную картину материального положения работников образования.
• Рассмотреть вопрос об отмене необходимости составлять рабочие программы с их обязательным представлением в Московский комитет качества образования.
• Ввести контроль в распределении средств за так называемое "качество труда" (на этой рекомендации особенно настаивали учителя из регионов, говорившие о многочисленных нарушениях на местах).
II. В целях совершенствования учебного процесса предлагается:
• Обратиться с предложением к Президенту РФ с просьбой утвердить федеральную целевую программу «Русская словесность и образование» (рабочее название).
• Признать на данном этапе недопустимым промежуточный и итоговый контроль по новым ФГОС, в том числе в школах, где эти стандарты внедряются в качестве эксперимента.
• Отказаться от использования в учебном процессе концентрических программ по литературы.
• Расширять условия и возможности для получения школьниками дополнительного образования по профильным дисциплинам в кружках при школах и вузах, в учреждениях дополнительного образования.
• Используя разноуровневый подход к сдаче ЕГЭ (базовый, профильный), отменить "порог успешности" и выдавать аттестаты с "2" (и переводить из класса в класс с "2").
• Рассмотреть вопрос о присуждении золотой/серебряной медали учащимся, которые «прошли» определенный порог ЕГЭ (например, 75).
• Включить экзамен по литературе в перечень обязательных экзаменов в той или иной форме для абитуриентов по следующим специальностям: философия, история, социология, психология, политология.
• Ввести устный экзамен по литературе — и на базовом уровне (например, собеседование), и на профильном (полноценные ответы). Пусть будет единый экзамен, но из 2-х частей.
• Создать условия для обучения русскому языку детей-мигрантов.
• Обратиться в Министерство образования и науки РФ с предложением утвердить нормативы соотношения в классе учащихся носителей русского языка и тех, для кого этот язык является неродным (иностранным); при наличии в классе таких учащихся в количестве более 30 человек предусмотреть деление класса на группы не менее 12 человек.
Ответственный секретарь Съезда Моисеева В.Г.