А.В.Карпов: {...} в качестве источника принципиальных трудностей теоретического осмысления рефлексии выступает {...} недостаточность эмпирических и, в особенности, экспериментальных методов ее изучения, слабая включенность в экспериментальную психологию {...}.
Граффити - нелегитимные надписи и рисунки . Они наносятся мелом , ручками , карандашами , маркерами , краской , царапаются гвоздем на стенах домов , заборах , скамейках , в транспорте , лифтах , на лестницах , в общественных местах , на партах и даже на памятниках культуры . Эти надписи и рисунки нарушают эстетику окружающей среды , разрушают вещи , предметы , строения. В них содержатся сообщения , изречения , символы , ругательства , выражается склонность к девиантному поведению , снимается запрет на открытое выражение агрессии. Их называют граффити.
Одним из средств самовыражения небольшой части молодежи в современном мире становятся граффити. Феномен граффити не является предметом искусствоведения, так как неинституциональные надписи и рисунки не являются искусством, предметом литературоведения - так как граффити не литература, предметом лингвистики - так как граффити - фрагментированный язык. Примечание Анатолия Краснянского: Диссертация и автореферат содержат противоречивые суждения.
Попытки создать эффективные технологии обучению распознаванию лжи сразу же делают очевидными недостаточность знаний о закономерностях проявления неискренности.
Ксения Васильевна Ким: "Дети из межэтнических (русско-якутских) семей в выборе этнической принадлежности (в самоописании себя как личности) склонны выбирать биэтническую идентичность".
Авторы: "Современное состояние общеобразовательной и профессиональной школы вынуждает не только признать, что в педагогике отсутствует научная ясность в понимании сущности образования, воспитания и обучения, но и приступить к решению именно этих вопросов".
Западная система образования: "Охваченное школой население тщательно разделяется на две неравные массы, которые направляются в два разных типа образования: длительное, предназначенное для меньшинства, и короткое или сокращенное — для большинства".
Педагогическая психология - одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога.
М.В. Телегин: "Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Перманентные реформы образования со всей очевидностью показали: нельзя бездумно списывать традиционное обучение с корабля современности, иначе – регресс".
Средняя общеобразовательная школа в СССР является единой, трудовой, политехнической школой. Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и педагогическими принципами организации учебно - воспитательной работы. Общеобразовательная, трудовая и политехническая подготовка в школе осуществляется в процессе обучения и общественно полезного труда учащихся.
"Умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного преследования в связи с каким-либо деянием оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития".
Н.Н. Малофеев: "Отлаженные национальные системы специального образования, которыми еще вчера гордились, повсеместно подверглись тотальной модернизации".
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.
Пособие включает в себя основные вопросы курса «Педагогика», необходимые студенту для сдачи экзамена или зачета. Материал подобран в соответствии с программой Министерства образования и соответствует государственному стандарту для данной дисциплины.
Анализ учебных книг К.Д.Ушинского в контексте учебников для начальной школы, созданных в различные периоды развития российского образования. Критика современных учебников Е.Н. Леоновича, В. Плешакова, В.В. Репкина , Р.Н. Бунеева, Л.В. Бурмистровой и других.
Среди профессионально важных качеств работникам МЧС необходима эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, развитое техническое мышление, высокий уровень памяти и внимания.
Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, недисциплинированными, не привыкшими к труду. Макаренко сумел воспитать из этой молодежи горячо преданных социалистической Родине, дисциплинированных, любящих труд и умеющих работать настоящих советских граждан.
Харламов: "Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают".
Харламов: "Мировоззрение - специфическая форма сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни".
Что такое нравственные отношения? Харламов: Это – отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений); – отношение к труду (трудолюбие); – отношение к общественному достоянию, охрана природы и материальных ценностей общества (бережливость и т. д.); – отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность); – отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства).
"Под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом".
"Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие".
"Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями".
Харламов: "Всестороннее развитие личности: умственное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд".
Е.Л. Болотова: "Большинство представителей педагогических коллективов общеобразовательных учреждениях не знают о самых элементарных принципах защиты прав интеллектуальной собственности и не догадываются, что педагогические инновации могут представлять интеллектуальную собственность как учреждения, так и конкретного лица".
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.
Перечень универсальных учебных действий (ФГОС общего образования) не может считаться корректной классификацией, ибо в ней не соблюдены все основные правила классификации, в основе которых лежат определённые требования к логическому делению.
Суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием.
Цель курса: помочь студентам в освоении аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации.
Эрдниев Пюрвя Мучкаевич: "Путь от абстрактного к конкретному как раз и создает надуманные трудности. В то время как у Зайцева, скажем, трехлетние дети играючи осваивают чтение по "Кубикам". Людмила Аполлоновна Ясюкова: "Сейчас существует единственная программа, использующая зрительный метод обучения чтению — это "Кубики Зайцева".
А.М. Новиков: "Реформы образования в России проводятся постоянно. Подсчитано, что начиная с 1803 г. – года создания Министерства просвещения – в России было проведено 26 реформ. Слишком часто – в среднем каждые 8 лет! Только на памяти автора это реформы 1957 г., 1964 г., 1968 г., 1984 г., 1988 г., 1992 г. После 1992 г., поскольку слово «реформа» у работников народного образования стало вызывать нервный шок, стали использовать новые термины, словосочетания: новый этап развития реформы".
Автор обращает внимание на глобальную угрозу современного мира - ментальный терроризм, суть которого заключается в разрушении духовно-нравственных устоев общества и личности. Автор считает, что проблему терроризма следует рассматривать не только с точки зрения безопасности нации и государства, но и через призму безопасности каждой личности как составляющей общества.
Анатолий Краснянский: "Почитать интересно. Но в статье есть утверждения, с которыми трудно согласиться, например: 1. "Сегодня наука утратила роль системообразующего фактора организации общества". Почему вздор? Потому что "наука не утратила...", а науку, в частности, педагогику, заменили псевдонаукой (смотрите труды модных педагогов-теоретиков). 2. Автор отделяет понятие "развитие" от понятий "воспитание" и "обучение". Но может ли быть воспитание или обучение без нравственного и интеллектуального развития?"
Анатолий Краснянский: "Автор предлагает новое определение понятия "воспитание": "воспитание – это развитие направленности личности" Неубедительны нападки на так называемое "большевистское образование". Если под ним академик подразумевает советское воспитание, то его и сравнивать нельзя с "либерально-демократическим": последнее "воспитывает" эгоизм.
Новиков: "В самом общем виде знания определяются как продукт познания". Краснянский: "А что такое познание? Познание есть получение знания? Логический круг?"
Анатолий Краснянский: "Много слов, терминов, схем, но при этом очень скучно. Кому нужны эти схемы? Кто в них должен разбираться? Как хорошо, что мне никогда не придется стать студентом педагогического вуза!"
Анатолий Краснянский: "Статья начинается с «культурологического подхода», который использовался модернизаторами в качестве тарана для разрушения советской системы образования. Даны краткие определения: что такое "культура", "язык", "мораль"..." Указано, что "фактически компетенции являются синонимами умений".
Анатолий Краснянский: "Даны определения понятий. Что такое: мышление, память, внимание, воля.... Трудно согласиться с тем, что, по мнению Новикова, "обучение, воспитание, развитие – три неотъемлемых стороны образовательного процесса". А разве обучение - это не развитие? А разве воспитание - это не развитие?
Проект. Настоящий Федеральный закон принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья в получении образования и обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации указанных лиц и их интеграции в общество.
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование любого уровня и направленности в соответствии с их способностями и возможностями.
Автор и происхождение понятия "общечеловеческие ценности" неизвестны, «музыка и слова народные»; как таковое выражение «общечеловеческие ценности» появилось в России, по крайней мере, до «горбачёвской перестройки». 2. На каком – либо «официальном уровне» не закреплены и не определены, хотя в российских официальных документах само выражение встречается.
Статья 1. Работа посвящена актуальной проблеме преемственности в обучении математики уравнениям. В работе рассмотрены способы решения уравнений в начальном звене и способы решения уравнений в 5-ом классе.
В настоящее время, под эгидой борьбы с формализмом в образовании, понизилась требовательность к заучиванию и осмыслению определений, понятий и формулировок законов. По этому поводу надо отметить, что это приводит к еще большему вреду, так как появились «специалисты», которые оперируют терминами и понятиями, не понимая их смысла.
Учебник излагает систематический курс этнопсихологии. В нем предпринята попытка интеграции этнопсихологических подходов, существующих в разных науках – от психологии до культурантропологии.
Трудности с использованием моделирования в системе школьного и вузовского образования могут быть связаны с тем, что оно не рассматривается в качестве отдельного вида деятельности, и поэтому не становится предметом специального формирования.
Проблема использования учебных средств давно привлекает внимание педагогов и психологов. Вместе с педагогикой решая эту проблему, педагогическая психология ставит задачу — изучать психологические аспекты применения учебных средств с целью повысить качество обучения.
Проблема освоения знаково-символических средств и деятельностей с ними интенсивно разрабатывается в психолого-педагогической литературе. Накоплен большой фактический материал, полученный в разных условиях.
Знаки и символы повсюду окружают человека. Ребенок, рождаясь, попадает не только в мир реальности, но и в мир условностей. Он должен научиться понимать и оперировать знаками всякого рода. Обучение в школе, трудовая, профессиональная деятельность широко используют знаки и символы и требуют развития семиотической функции.
Определения таких понятий, как "знак", "модель", "моделирования" и "конструирование", взяты в основном из Большой Советской энциклопедии и Российской педагогической энциклопедии. В некоторых случаях определения дополнены примерами.
Амонашвили: "Мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становятся всё больше. Мы любим детей, но дети недолюбливают нас, а в обществе любовь не умножается. Мы даём уроки, но от них не видим никакого чуда. Мы дарим детям знания, а они не радуются. Мы несём обществу благо, а общество неблагодарно нам".
Одно из решений Съезд: "Обратиться к новому руководству Министерства образования и науки РФ с просьбой отменить приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".
Или мы вновь вернёмся в лоно традиционного обучения, ... Или позволим транснациональным корпорациям через агентов влияния в образовании самых разных стран, изуродовать целые поколения, превратить наших детей в постмодернистских манкуртов с разжиженными мозгами, в послушное манипуляторам стадо! Даёшь традиционное обучение!
С.И. Смирнова: "Основной принцип системно-деятельностного подхода - это принцип деятельности. Он заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности". А.В. Краснянский: "Принцип деятельности - только один из многих методов обучения. Нет универсальных методов обучения".
Л.П. Федорова: "Способность к созданию пространственных образов и оперированию ими во многом определяют успешность в занятиях художественно-графической и конструктивно-технической деятельностью". А.В. Краснянский: "Нынешнее министерство "просвещения" этот предмет непременно угробит, поскольку цель министерства - разрушение системы образования в России". Подготовка инженеров по некоторым специальностям без курса черчения в школе станет невозможной. Этого и добиваются "реформаторы" и "модернизаторы".
Статья 1. ГОСТ ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Даются краткие определения понятий "учебник", учебное пособие", "учебная программа". Статья 2. Основные требования, предъявляемые к школьному учебнику: знания должны раскрывать основы данной науки, всемерно содействовать воспитанию учащихся, формировать научное мировоззрение и готовить к практической деятельности, знания должны быть вполне доступны для учащихся данных возрастных групп.
Решение многих проблем в школьном химическом образовании зависит от исполнения или неисполнения самими педагогами и ряда наиболее важных принципов, сложившихся в системе образования за долгие годы.
Зайцев - основатель передовой образовательной программы "Методики Зайцева". По его методике дети начинают читать в два-три года. Несколько раз Зайцев со своими семинарами приезжал в США, где выступал в университетах и на конференциях.
Колягин: "Образец такого рода стабильности опять-таки показывают учебники А. П. Киселева. Я глубоко убежден в том, что только в условиях стабильности школьного учебника (когда учитель узнает его досконально и неоднократно испытает его на практике, уяснит для себя все достоинства и недостатки учебника), учитель может проявить полноценную творческую инициативу".
Одним из основных способов формирования и развития творческого мышления учащихся является решение задач. Ведущим и весьма сложным методом учебного процесса является формирование умения решать задачи. Для формирования этого умения необходим специальный отбор и построение оптимальной системы учебных задач, необходимой для развития системы понятий и умений при качественном овладении учебным предметом.
Разработка новых государственных стандартов в профессиональном образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным уровневым стандартам знаний.
Система образования в настоящее время переживает этап реформирования, связанный с изменением содержания, поиском оптимальных способов и технологий обучения, способных удовлетворить возрастающие требования личности и государства.
В числе свойств внимания выделяют свойство переключения. Под ним понимается способность человека быстро переключаться с одной деятельности на другую. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одних качеств или свойств на другие. Очевидно, что переключаемость внимания в сложных и быстро меняющихся условиях означает способность быстро в них ориентироваться. Легкость переключения внимания различна у разных индивидуумов – одни легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других этот переход оказывается трудным, требующим более или менее длительного времени и затраты определенных усилий.
Александр Ринатович Набиуллин: "Есть три аксиомы образования, которые нарушать нельзя. Первая: Не должно быть опережающих разрывов. Вторая: Не должно быть противоречивых теорий. Третья: Материал должен быть изложен лаконично, простым и понятным языком.
Педагогический словарь-хрестоматия - это экспериментальное учебное пособие. В пособии со временем будут даны определения (характеристики) всех основных понятий педагогики. Начало составления пособия - 28.04. 2010.
Татьяна Львовна Шишова : Лучше обходиться без наказаний. Это прекрасно, когда ребенку все можно объяснить. А еще замечательней, если он вас понимает и без лишних объяснений. Чуть только брови нахмуришь - инцидент исчерпан. Беда только в том, что таких детей: разумных, чутких, спокойных, покладистых, - сейчас довольно мало. И обычно это не мальчики. Впрочем, и среди девочек как-то все больше в последнее время попадается таких, которые вполне могли бы послужить Шекспиру прообразом героини его знаменитой пьесы "Укрощение строптивой". Однако не построив как следует систему поощрений и наказаний, родители лишаются рычагов воздействия на ребенка".
Анатолий Владимирович Краснянский: "Способ познания иностранного языка путем сравнения русского и иностранного текста в принципе отличается от классического метода. При обычном подходе Вы идете от значений слов к смыслу текста. А имея русский текст, Вы, зная смысл текста (на русском языке), переходите от смысла к значениям иностранных слов и лингвистическим конструкциям. И без напряжения, «автоматически», запоминаете как слова, так и конструкции".
Можно быстро научиться переводить и набрать словарный запас путем сравнения текстов на русском и иностранном языках. Проблема заключается в том, чтобы иностранный текст был ясным (логичным, понятным, то есть был написан умным человеком – «белиберду» и читать, и переводить вредно), и чтобы перевод на русский язык был эквивалентным, то есть выполнен квалифицированным переводчиком (знающим не только иностранный язык, но и специфику предмета).
В разделе перечислены 19 требований к заданиям в закрытой форме, например: 1) в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
2) основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из семи-восьми слов.
В ряде случаев нельзя понять особенности преодоления трудностей без понимания деятельности других субъектов по их преднамеренному созданию. Столкновение с преднамеренно созданными трудностями – это стресс особого рода, требующий особых стратегий совладания (копинга). В статье выделено три типа отношения субъекта, создающего проблемы и трудности, к другому субъекту, для которого он их готовит: а) как к подопечному, нуждающемуся в помощи в виде «развивающих трудностей»; б) как к равному партнеру в диалоге; в) как к сопернику, продвижение которого надо тем или иным способом остановить. Проведен теоретический анализ и представлены эмпирические исследования создания трудностей и совладания с ними в двух жизненно важных областях: экономике и образовании. Показано разнообразие зон развития в условиях разных социальных взаимодействий – содействия и противодействия. Доказывается, что связь обучения, развития, интеллекта, творчества, конструктивного отношения к жизни или же дезадаптации может быть понята лишь с учетом диалектики взаимосвязей «создание – преодоление трудностей».
В практике обучения наряду с помощью и кооперацией имеют место также и нечестное соперничество: помехи чужому обучению, использование ситуаций обучения для нанесения ущерба. Удар по способности учиться, по процессам овладения новыми видами деятельности является одним из наиболее эффективных, чтобы сделать конкурента несостоятельным в меняющемся мире. С точки зрения экономики, построенной на знаниях, противодействие обучению конкурента или же обучение его тому, что для него невыгодно – это закономерная работа по снижению роста данного вида человеческого капитала (потенциала) у соперника. В статье представлены теоретические подходы к данной проблеме и результаты ее эмпирических исследований.
Талантливой педагог Николай Александрович Зайцев предлагает свои методики для обучения дошкольников и младших школьников. По его методике пятилетние ребята легко решают задачи и примеры, с которыми многие восьми-девятилетки, модными системами замороченные, не справляются. Он критикует московских методистов:" Какие же чудеса методической изобретательности нужно проявить, чтобы 100 (по Занкову) или 95 часов отсидеть в однозначных числах! Петерсон, чтобы не показывать двузначных, разбавила свои четыре книги объёмом в более чем три сотни страниц малышами, Карлсонами, Незнайками, Винни-Пухом, Пятачком, Винтиком, Шпунтиком, Пилюлькиным, Пончиком, Мальвиной, Буратиной, Чипом, Дейлом, Зигзагом, Майк-Кря-ком, Скруджем, Шапокляком, Алисой, Мартовским Зайцем, Синей Гусеницей, Капризулей и прочим и прочим в игривом московском методическом духе". Н.А. Зайцев справедливо замечает: "Не учащиеся тупы - методика дурна, не с того конца за дело принимается. И не учащихся психологами лечить, а методистов, создающих для школы такие пособия".
1. Фрагменты из учебника И.Ф. Харламова: даны краткие определения педагогических понятий: "знание", "умения" и "навыки". 2. Фрагмент: "Усвоение знаний, умений и навыков" из учебника "Педагогическая психология". 3. Дополнения: Статьи Михаила Владимировича Телегина о ЕГЭ и о другом вздоре, сочиненном модернизаторами из Конторы под названием Министерство образования и науки.
В 1932 году по поручению Наркомпроса вместе с С.А. Балезиным, Л.М. Сморгонским и другими своими последователями Вадим Никандрович Верховский разрабатывает первую российскую программу систематического курса основ химии для средней школы с учетом начала изучения химии в 7-м классе. Авторы этой программы получили премию Наркомпроса. В связи с этим следует отметить, что в принятии решения участвовала Н.К.Крупская. Несмотря на то что Надежда Константиновна ранее поддерживала московский проект, программа, представленная Верховским с соавторами, ей понравилась, и она ее одобрила. После 1932 г. парадигмой российской средней школы стал предметоцентризм. Как основной принцип организации учебного процесса он и сегодня остается в силе. С этого времени для России стало традиционным строить обучение на предметной основе.