Анатолий Краснянский: Книга необходима для химиков – студентов, исследователей, инженеров. Книга содержит материал, которого нет в других пособиях по переводу научных текстов. Вероятно, это второе пособие, в котором предлагается способ изучения иностранного языка путем сравнения русского и иностранного текста. Первое пособие: Практикум по английскому языку для юристов. Сравнение текстов на иностранном и родном языках как способ изучения иностранного языка: http://avkrasn.ru/article-247.html .
Учебное пособие для учащихся 7—10 классов составлено по программе средней школы, утвержденной Министерством просвещения СССР. В него включено около 2000 задач, которые учащиеся могут решать в классе и дома.
Л.М. Кузнецова: "Учитель должен организовать все виды учебно-познавательной деятельности. Он перестает быть информатором, и его педагогическая деятельность сводится не к объяснению, а к организации на уроках учебно-познавательной деятельности учащихся, в результате которой происходит усвоение знаний. Ученик при этом становится активным соучастником учебного процесса".
Учителю химии необходимо хорошо представлять процесс обучения в целом. Основные компоненты процесса обучения химии следующие: цели обучения, содержание учебного предмета химии, методы и средства обучения, преподавание (деятельность учителя химии), учение (деятельность учащегося, изучающего химию).
Содержание школьного курса — важнейший компонент процесса обучения химии. Знание принципов отбора содержания идей и основ построения учебного предмета помогает учителю правильно отобрать и раскрыть на уроках учебный материал, определить соответствующие ему средства и методы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся.
Временные рамки и познавательные возможности учащихся заставляют из необозримого многообразия веществ выбрать для изучения немногие. Основой для их выделения будет познавательная и практическая значимость. По этому признаку отбираются следующие вещества: 1) имеющие большое познавательное значение. На их основе формируется система понятий, создается фактологическая база для изучения теорий (водород, кислород, вода, некоторые металлы и неметаллы, типичные оксиды, кислоты, основания, соли);
2) имеющие большое практическое значение (минеральные удобрения, иониты, мыла, синтетические моющие вещества и др.); 3) играющие важную роль в неживой и живой природе (соединения кремния и кальция, жиры, белки, углеводы и др.); 4) на примере которых можно дать представление о технологических процессах и химических производствах (аммиак, серная и азотная кислоты, этилен, альдегиды и др.); 5) отражающие достижения современной науки и производства (катализаторы, синтетические каучуки и волокна, пластмассы, искусственные алмазы, синтетические аминокислоты, белки и др.).
Решение задач - важная сторона овладения основами науки. Хорошо составленные и систематизированные задачи дают возможность ученику: 1) развить логическое мышление; 2) получить прочные знания и умения; 3) понять, что химические знания являются неотъемлемой частью мировоззрения современного человека и необходимы для понимания процессов, происходящих в природе и обществе. Во второй части подробно обсуждается информация, содержащаяся в химических уравнениях, предлагаются оптимальные решения задач. Решения задач записывается в виде знаковых алгоритмов.
Решение задач - важная сторона овладения основами науки. Хорошо составленные и систематизированные задачи дают возможность ученику: 1) развить логическое мышление; 2) получить прочные знания и умения; 3) понять, что химические знания являются неотъемлемой частью мировоззрения современного человека и необходимы для понимания процессов, происходящих в природе и обществе. В первой части рассматривается взаимосвязь массы, объема, количества вещества и других физических величин, необходимых для проведения химических расчетов, детально обсуждается информация, содержащаяся в химических формулах, предлагаются оптимальные способы решения задач. Решение задач записывается в виде знаковых алгоритмов.
Вода является самым распространённым веществом на Земле – планете, которую точнее следовало бы назвать Планетой Воды или Океаном. Ведь водная поверхность составляет 2/3 земного шара, и если бы вся эта вода равномерно распределилась по нему, толщина слоя была бы около 4 км. Посчитано, что в живых организмах суммарный запас воды в несколько раз больше, чем в реках. В среднем в растениях и животных содержание влаги может доходить до 80% массы. Например, у человека она составляет: 95% – в эмбриональных клетках, 80% – в молодости, 60% – в старости; 85% – в мозге, 83% – в крови, 80% – в сердце, лёгких, почках, 40% – в жире, 30% – в костях. При потере 6–8% воды человек впадает в полуобморочное состояние. Если потери составляют более 12% наступает смерть: сердце не может проталкивать через кровеносные сосуды загустевшую кровь.
1. Метод деминерализации воды дистилляцией (перегонкой) основан на разности давлений паров воды и растворенных в ней солей. При не очень высокой температуре можно принять, что соли практически нелетучи и деминерализованная вода может быть получена испарением воды и последующей конденсацией ее парой. Этот конденсат принято называть дистиллированной водой. 2. Равновесия карбонатов: рассматриваются несколько систем, в том числе: карбонат кальция - вода, карбонат кальция - вода - углекислый газ.
Рассмотрены химические и биологические процессы, приводящие к образованию оксидов азота и серы. Оксид азота(II) образуется при горении угля и нефти как в результате взаимодействия азота N2 и кислорода O2 при высокой температуре, так и про горении азотсодержащих органических веществ. Оксиды азота генерируются в электрических разрядах в атмосфере. Каменный и бурый угли содержат серу в виде простого вещества, в виде органических соединений CxHySz и CxHySzOt , в виде сульфатов (гипса, ярозита), в виде сульфидов FeS2 (пирита, марказита). При горении углей образуется оксид серы (IV). Под действием анаэробных микроорганизмов из сульфатов образуется сероводород (который в атмосфере окисляется до оксидов серы и сульфат-ионов) и другие соединения серы.
О.С. Зайцев: "При прохождении электрического тока через металлы (проводники 1-го рода) химические реакции не идут, и металлы остаются неизменными. Если же электрический ток проходит через раствор или расплав электролита (проводники 2-го рода), на границе электролит – металлический проводник (электрод) происходят различные химические реакции и образуются новые вещества. Этот процесс называется электролизом".