Ольга Васильева: У нас миссианские и мессианские всегда идеи, но покрасить у себя заборы, штакетник сделать, чтобы он не валялся, чтобы в луже не купались гуси…
Анатолий Краснянский: Многие деятели системы образования РФ верят результатам программы PISA. Кузьминов тоже верит. Однако значительная доля заданий PISA является нагромождением ошибок. Наиболее распространенные типы дефектов: логические (например, подмена понятия), лингвистические (например, плеоназм); фактические (например, физическая ошибка), нарушение требований к тестам. Ошибки могут содержаться в вопросах и в ответах. Подробнее - Системный анализ заданий международного исследования: URL: http://avkrasn.ru/category-2.html
В 2019 году в региональной выборке приняли участие 59 646 учащихся из 1400 образовательных организаций 14 регионов. Анатолий Краснянский: "Многие задания PISA являются нагромождением ошибок".
Ярослав Кузьминов, Любовь Духанина и Борис Рудник считают, в частности, что российская образовательная система должна сравнить себя с другими эффективно развивающимися системами, добиваться не столько самобытности и уважения к былым заслугам, сколько конкурентных преимуществ в мировом соревновании в сфере образования. Речь идет о необходимости участвовать в международных программах PISA и PIRLS
Профессор Мартин Карной верит результатам программы PISA и уверен, что программа достоверную информацию об умениях пятнадцатилетних учащихся применять знания на практике.
Авторы верят результатам исследований Programme for International Student Assessment (PISA): российские учащиеся в своем большинстве не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний.
Цель № 1 государственной программы РФ "Развитие образования" - качество образования, которое характеризуется: {...} повышением позиций России в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году, в том числе: сохранением позиций России в 2018 году по естественно-научной грамотности (диапазон 30 - 34 места), по читательской грамотности (диапазон 19 - 30 места) и повышением позиций России в 2021 году по естественно-научной грамотности не ниже 30 места, по читательской грамотности не ниже 25 места, по математической грамотности - не ниже 22 места.
Анатолий Краснянский: руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО убеждена, что Programme for International Student Assessment (PISA) дает достоверную информацию о знаниях и умениях российских школьников, в частности, что большинство учащихся не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний. Однако PISA не дает достоверных результатов, так как содержит разного рода ошибки, в том числе дефектные задания.
В этом разделе можно найти материалы по читательской грамотности, математической грамотности и естественнонаучной грамотности, а также по материалы по подготовке к очередному "спектаклю": PISA-2018.
Ректор ВШЭ: Результаты последних международных сопоставлений показывают (PISA-2000 и PISA-2003), что учащиеся российских школ не только отстают от сверстников в способности применять полученные знания (PISA), но ухудшают результаты в освоении фундаментальны наук (TIMSS).
Центр оценки качества образования: Результаты программы PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, математической грамотности и естественнонаучной грамотности.
Авторы статьи верят результатам PISA и ТIММS. Многие задания этих программ содержат дефектные задания и поэтому выводы авторов нельзя считать достаточно обоснованными.
Выводы авторов статьи: Школа России, обеспечивая учащихся значительным багажом знаний {...} не формирует у них умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. {...} В большинстве своем они не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний в повседневной жизни, во всяком случае — на уровне тех требований, которые предъявляются в международных тестах.
Анатолий Краснянский: На "Граффити" как на образцовое задание ссылаются во многих публикациях. Указаны авторы и названия публикаций,.Поскольку "Граффити" являются нагромождением ошибок, то выводы авторов научных (?) статей вызывают, мягко говоря, сильные сомнения. Приложение содержит статью: Дефекты в группе заданий "Граффити".
Из статьи Натальи Тимирбаевой следует, что деятели Министерства образования Киргизии верят результатам программы PISA. И напрасно: многие задания PISA по определению "функциональной грамотности" являются нагромождением ошибок.
Галина Ковалева: "Сегодня во всем мире проводятся мониторинговые исследования качества образования (например, международные исследования TIMSS и PISA). В разработке материалов участвуют профессионалы высочайшего класса, используются новейшие разработки...". Анатолий Краснянский: "Несмотря на то, что в составлении заданий программы PISA "участвовали профессионалы высочайшего класса", многие задания являются нагромождением различного рода дефектов".
Авторы статьи верят программе PISA (стр. 5 статьи): "PISA {...} измеряет, насколько хорошо 15-летние школьники и ученики профессиональных образовательных учреждений могут применить полученные знания и навыки в практических, реальных жизненных ситуациях, обычно не знакомых для учащихся".
Кузьминов о программе PISA: "... с начала 90-х годов мы упали в таком объективном показателе, как PISA. Это международное измерение качества общего образования, то есть качества школ. Условно говоря, наши школьники владеют фундаментальными знаниями не хуже других, но применять, интерпретировать эти знания они умеют очень плохо. У них практически не развиты проектная деятельность, навыки поиска информации и обоснования точки зрения".
Анатолий Краснянский: Авторы статьи некритически относятся к результатам программы PISA и не сомневаются в том, что российские подростки сильно отстают от своих сверстников из большинства стран ОЭСР и ряда стран Центральной и Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.
Г.С. Ковалева: "...Ни одно международное сравнительное исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA. Для объяснения результатов, полученных в исследовании в 2000-2012 годах, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования".
Надежда Филипповна Голованова упоминает в своем учебнике программу PISA: "Существует даже авторитетное Международное исследование достижений учащихся — PISA, которое определяет уровень грамотности выпускников основной школы и по его результатам дает оценку качества образовательной политики государства, образовательных систем отдельных стран и образовательных доктрин того или иного педагогического сообщества".
Доктор псих. наук Галина Цукерман и кандидат этих же наук Ирина Ермакова, исходя из ответов российских школьников на задания программы PISA "Гоночная машина" и "Яблони" (стр. 13), пришли к глубокомысленному выводу, что "некомпетентность наших школьников объясняется тем, что в отечественном образовании отсутствует направленность на становление умений , входящих в понятие "компетентность". На самом деле некомпетентность проявили авторы заданий и указанные психологи: задание "Яблони", например, является нагромождением ошибок.
Сергей Кравцов о программе PISA: Результаты российских учащихся по естественнонаучной грамотности практически не изменились (рис. 7, 8 и 9). В соответствии с международной шкалой уровней математической грамотности 81 % российских 15-летних учащихся продемонстрировали готовность адекватно применять математические знания и умения, они достигли порогового уровня или превысили его.
Глава Рособрнадзора: 1) "Мы добились абсолютной объективности при проведении ЕГЭ". 2) "А в регионах Северного Кавказа число выпускников, не набравших минимальные баллы по русскому языку и математике для получения аттестата, уменьшилось за два года в несколько раз".
Анатолий Краснянский: Самое страшное в выступлении Сергея Кравцова - это угроза разрушить предметное обучение - систематическое изучение отдельных учебных предметов. Цитирую: "Дело в том, что обучение часто проходит по предметному принципу, но жизнь гораздо разнообразнее, и в реальной жизни мы часто имеем дело с комплексными проблемами на стыке многих дисциплин".
Глобальные компетенции – способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях . Они включают: заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Правительство РФ верит "ПИЗЕ": "Повышение качества включает в себя: Повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся (повышение рейтинга PISA))...".
Марина Пинская, Ирина Щеглова: Россия – в числе стран с наибольшим числом детей, которые не обладают базовыми умениями, обеспечивающими читательскую грамотность. Анатолий Краснянский: Авторы статьи беспокоятся о детях, которые не попали в число "пизообразных". Пизообразные - это учащиеся, которые успешно отвечают на задания программы PISA. По данным программы PISA-2009 в России только 41 % учащихся превысили базовый (второй) уровень грамотности чтения.
Из аннотации к статье заведующего лабораторией контроля и мониторинга в образовании Института управления образованием РАО, кандидата педагогических наук И.А. Вальдмана следует, что он доверяет результатам программы "ПИЗА".
С.С. Кравцов верит "ПИЗЕ": "Улучшение результатов российских учащихся по направлению читательской грамотности связано с введением ФГОС, в котором читательская и информационная грамотность занимают важное место".
Дмитрий Медведев верит "ПИЗЕ": "Результаты международных сопоставительных исследований PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике".
Дмитрий Медведев верит "ПИЗЕ" и обещает, что в 2018 году 75 % российских школьников достигнут базового уровня в "ПИЗЕ" по "читательской грамотности", 73 % - по математической грамотности и 80 % - по естественнонаучной грамотности.
Дмитрий Медведев верит "ПИЗЕ": В пункте 2.5.14. Госпрограммы указано, что Россия в IV квартале 2020 года вошла (уже вошла? или войдет? - А.К.) в число 20 лучших стран мира в международном рейтинге "ПИЗА", а в 2024 году займет 12-е место. Академик РАН Виктор Васильев не верит "ПИЗЕ": По результатам PISA сделать какой бы то ни было разумный вывод (относительно школьного образования - А.К.) невозможно.
Авторы утверждают: 1. "... Российская школа учит, но не развивает наших школьников. Фактически обладая большим арсеналом предметных умений и умея их применять в предметных заданиях (прямой результат обучения), наши школьники не могут строить самостоятельных гипотез и проверять их (непрямой результат обучения, характеристики развитого мышления)". 2. "...Отечественная школа, обучая, препятствует нормальному развитию интеллекта учащихся".
"Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия...".
А.Ю. Пентин: Стоит ли всерьез рассматривать аргументы сторонников той точки зрения, что PISA ничего не говорит нам о качестве нашего образования? В общем-то, не стоит, потому что у них просто нет серьезных аргументов. Есть вера, а вера, как известно, в доказательствах не нуждается. Анатолий Краснянский – аргументы есть: "Anti-PISA. Системный анализ заданий программы PISA". URL: http://avkrasn.ru/category-2.html
Высшие чиновники участвовали в Программе, например: PISA-2000 - Из Министерства образования РФ участвовали: Филиппов В.М. (министр), Болотов В.А., Киселев А.Ф., Шадриков В.Д. PISA-2003 - Министерство образования РФ: Филиппов В.М. (министр), Болотов В.А., Киселев А.Ф., Баранников А.В. PISA-2006 - Министерство образования и науки РФ: Фурсенко А.А. (министр), Калина И.И., Реморенко И.М.
Анатолий Краснянский: Значительная часть заданий программы PISA содержат различного рода дефекты. Из статьи следует, что Анатолий Каспржак некритически относится к заданиям программы PISA, в том числе к заданиям "Граффити", "Озеро Чад", "Озон". Поэтому выводы Каспржака вызывают сомнения.
Выводы: На результаты тестирования российских школьников (в том числе с использованием заданий "Граффити", "Яблони" и "Дневник Семмельвайса" - Анатолий Краснянский) могли повлиять следующие основные причины {...}: 1. Недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественно на учным дисциплинам, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей школьника. 2. Перегруженность программ и учебников учебными материалами. 3. Недостаточное внимание к формированию общеучебных умений. Названные недостатки программ и учебников — следствие крайностей академического и фундаментального подходов, реализуемых средним образованием в России.
Группы заданий по математической грамотности: "Яблони", "Площадь континента", "Скорость гоночной машины", "Треугольники", "Жилой дом". Группы заданий по естественнонаучной грамотности: "Дневник Семмельвайса", "Озон". В данном разделе сайта пока нет скриншотов по грамотности чтения.
Анатолий Краснянский: К.Н. Поливанова не сомневается в "объективности" программы PISA. Она уверена, что российские учащиеся отстают от других "по шкалам, отражающим способность к анализу полученных данных и их применению в реальных жизненных ситуациях".
Анатолий Краснянский: Один из выводов, сделанных авторами статьи - "Слабые результаты, выявленные в процессе исследования грамотности чтения, оказались вызваны недостаточно формируемыми у российских учащихся такими качествами, как самостоятельность мысли и инициатива в выборе собственной жизненной позиции". Авторы некритически относятся к заданиям программы PISA. Задание "Граффити" привели в качестве "образцового".
Анатолий Каспржак: "«Пиза» — это философия новая образования, это новая идеология. Проверяются не знания школьников, а их способность использовать полученные в школе знания для жизни. Лозунг «Пиза» — это учёба для жизни". Ефим Рачевский о пизообразных учителях: "К сожалению, школа, наша отечественная школа, хорошая школа на самом деле, всё не так безнадёжно. И приходят в школу замечательные, молодые, компетентные, пизообразные учителя, и ещё что-то хорошее происходит".
Анатолий Краснянский: Основные выводы Галины Цукерман основаны на заданиях программы PISA: "Подарок" и "Парниковый эффект". Эти задания содержат дефекты. Чтобы правильно понять то, о чем говорится в статье Галины Цукерман, необходимо посмотреть раздел: "Системный анализ заданий программы PISA": http://avkrasn.ru/category-2.html
Анатолий Краснянский: Дмитрий Гущин и Антон Юрченко нашли ошибки только в нескольких заданиях программы PISA. Авторы статьи не сумели (или не захотели) выявить дефекты во многих других заданиях.
Анатолий Краснянский: Дмитрий Гущин и Антон Юрченко нашли ошибки только в нескольких заданиях по математической грамотности программы PISA. Авторы статьи не сумели (или не захотели) выявить дефекты во многих других заданиях.
На основании результатов программы PISA-2000 в России авторы делают вывод о несоответствии используемых в отечественной школе учебных материалов и способов (технологий, методик) преподавания задачам современной школы.
Исследование PISA имеет следующие особенности : 1. Является одним из крупнейших международных широкомасштабных мониторинговых исследований в области образования. 2. В исследовании принимают участие учащиеся 15-летнего возраста. 3. В исследовании оценивается, насколько учащиеся «готовы к жизни». 3. Материалы исследования PISA являются конфиденциальными. Ни при каких обстоятельствах НЕЛЬЗЯ показывать тетради, а также материалы компьютерного тестирования посторонним лицам или делать с них копии.
Анатолий Краснянский: Галина Ковалева в своем докладе сослалась на задание "Кислотные дожди" как на "образцовую" или "типичную" задачу. Это задание является нагромождением разного рода ошибок (смотрите приложение).
22 января 2004 года в Москве в Государственном университете — Высшей школе экономики состоялась дискуссия на тему «Неочевидные уроки исследования PISA-2000». В дискуссии приняли участие специалисты по проблемам оценки качества образования. Анатолий Краснянский: Интересно, что никто из специалистов не усомнился в "объективности" результатов программы PISA.
Галина Ковалева: "PISA дает объективную информацию о состоянии образования в стране"; Эдуард Днепров: "...наши школьники не умеют: а) распознавать практические задачи; б) формулировать их; в) переводить проблемы в формат задач; г) соотносить их с контекстом полученных знаний; д) анализировать и оценивать результаты. Они обучены лишь воспроизводить заученное и решать задачи “по образцу”.
Анатолий Краснянский: В качестве типичных (образцовых?) заданий программы PISA Анатолий Каспржак приводит задания "Граффити" и "Озеро Чад". Однако оба задания содержат дефекты, причем "Граффити" - это вообще нагромождение разного рода ошибок. Следовательно, вывод Анатолия Каспржака о том, что "ПИЗА" определяет некие "компетентности", является ошибочным.
2000 год. 1. Министерство образования РФ (2000 год): Филиппов В.М., Болотов В.А., Киселев А.Ф., Шадриков В.Д., Леонтьева М.Р., Коровин В.А. 2. Институт общего среднего образования РАО: Дик Ю.И., Дюкова С.Е., Украинский Д.Л., Резникова В.З. 3. Центр оценки качества образования ИОСО РАО: Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснокутская Л.П., Краснянская К.А., Баранова В.Ю., Каменщикова Е.К., Кошеленко Н.Г., Левицкая М.Л., Найденова Н.Н., Нурминская Н.В., Гущина О.В.
Из письма: "Для завершения подготовительных работ необходимо до 27 февраля 2015 года представить в Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования информацию об обучающихся образовательных организаций, отобранных для исследования".
Авторы цитируют Галину Ковалеву, директора Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования: «В нашей школе пытаются впихнуть в головы учеников как можно больше знаний, совершенно не заботясь о том, пригодятся ли они в будущем. Между тем 90 % полученной в классе информации забывается уже через год-два. На Западе учат совсем по-другому. Там главное — заинтересовать ребенка в предмете, научить его учиться.»
Д.М. Ковалевский верит "ПИЗЕ": "Если мы не хотим потерять страну, в которой более четверти (27 %) молодых людей сегодня не достигли порогового уровня читательской грамотности, необходимо самое пристальное внимание уделить именно этой группе «педагогического риска»".
Разрушительные идеи авторов статьи: 1. Недостатки существующих программ и учебников — это следствие крайностей академического и фундаментального подходов, реализуемых средним образованием в России". 2. Нужно сократить содержание образования по каждой из учебных дисциплин. "Обоснование" идей: результаты ответов российских учащихся на задания программы PISA: "Граффити", "Яблони", "Дневник Семмельвайса".
Анатолий Краснянский: Директор Информационно-координационного центра по сотрудничеству с ОЭСР ИМОМС ГУ ВШЭ Татьяна Мешкова верит программе PISA. Чтобы правильно понять то, что пишет Татьяна Мешкова относительно программы PISA, необходимо посмотреть раздел сайта: "Anti-PISA. Системный анализ заданий программы PISA": http://avkrasn.ru/category-2.html
Галина Цукерман утверждает (страница 45), что к 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказалась существенно ниже мировых стандартов. Однако этот "факт" вызывает сомнения: многие задания PISA являются нагромождением различного рода дефектов: URL: http://avkrasn.ru/category-2.html
Отдельные высказывания Кузьминова: 1. Подрастающее поколение России практически не умеет осмысливать прочитанный текст, анализировать его и использовать полученную информацию. 2. Наше время требует принципиально новых технологий образования и воспитания. Это школа полного дня, где нет классно-урочной системы". 3. Нам надо разгружать школьное образование. Комментарии Анатолия Краснянского: Пункт 1: Кузьминов ссылается на результаты программы PISA-2000. Пункт 2 и 3: "Мечтает" об отмене классно-урочной системы и "разгрузке" знаний.
Елена Пискунова: "В настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи. Одна из причин этого явления – крайности в реализации академической направленности российской школы, перегруженность программ и учебников, ориентация учебного процесса на изучение содержания отдельных предметов".
Поддержка группы заданий "Граффити" сотрудниками Высшей школы экономики и других научных организаций. Список сотрудников: Анатолий Георгиевич Каспржак, профессор Института образования ВШЭ; Галина Сергеевна Ковалева, заведующая Центром оценки качества образования Институт стратегии развития образования РАО. Всего в списке 9 человек.
В течение последних десяти лет в системе образования проводят радикальные реформы ("модернизацию"). "Модернизация" - это разрушение советской системы образования. Для разрушения системы было необходимо убедительное обоснование. Для этого использовали данные программы PISA. Это программа "показала", что наши пятнадцатилетние учащиеся якобы не умеют применять свои знания. Работы Анатолия Краснянского ( http://avkrasn.ru/category-47.html ) доказывают, что многие задания программы PISA являются логически некорректными.
В исследовании PISA в 2003 году впервые выделяется новое направление – оценка компетентности в решении проблем, которые не связаны напрямую с определенными учебными предметами или образовательными областями. Рассмотрены основные подходы к оценке функциональной грамотности в области математики, чтения, естествознания и решения проблем; дана характеристика инструментария исследования, проанализированы результаты выполнения учащимися международных тестов. Анатолий Краснянский: Многие задания PISA являются логически некорректными (содержат логические и фактические ошибки) - Anti-PISA: Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования.