Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Г.Н. Фадеев, Э.Г. Злотников. О судьбе химии в школах России. Очерк второй: «Рыцарь науки преподавать – В.Н. Верховский».

6.04.2009 14:08      Просмотров: 4382      Комментариев: 0      Категория: Педагогика и психология

Источники информации: 1)   http://him.1september.ru/articlef.php?ID=199904701       2) http://www.xenoid.ru/materials/materials_chem/history/verhovsk.php

Г.Н. Фадеев, Э.Г. Злотников.

О СУДЬБЕ ХИМИИ В ШКОЛАХ РОССИИ

Очерк второй:

«Рыцарь науки преподавать – В.Н.Верховский»

 


Рис. В.Солдатенко

 

Предыдущий очерк (см. № 35/99) закончился на том, что использовавшиеся в 1925–1931 гг. программы и технологии «метода жизненных комплексов», введенные почти административными методами при поддержке сверху, не принесли ожидаемых результатов. По мере проведения эксперимента выяснилось, что знания школьников по химии становятся все более хаотичными, отрывочными и неглубокими. После известных постановлений 1931–1932 гг. партийной и государственной власти на смену «методу жизненных комплексов» пришла тенденция упорядочения учебных программ и изменения их содержания на базе систематического курса химии средней школы.


На этом этапе истории развития российской методики преподавания химии нельзя обойти вниманием роль Вадима Никандровича Верховского (1873–1947) – ученого, педагога, выдающегося химика-экспериментатора. До сих пор в школьном химическом обиходе можно услышать: штатив Верховского, эвдиометр Верховского, озонатор Верховского и т. д. С его именем связано становление в российских школах химии как самостоятельного учебного предмета.

В борьбе с нежизненными «жизненными комплексами» (просим прощения за каламбур) Вадим Никандрович был основным пропагандистом и обоснователем «системного курса» в преподавании химии. Он считал, что только система теоретических знаний, подкрепленная экспериментом, позволяет объективно изучать существующие в природе закономерности.

Однако лишь одним превращением химии в самостоятельную школьную дисциплину задача обучения химии школьников еще не могла быть выполнена. У нового школьного предмета должны были появиться принципы построения. Нужно было определить его содержание, объем учебного материала и распределение этого материала по годам обучения.

В 1932 г. по поручению Наркомпроса вместе с С.А.Балезиным, Л.М.Сморгонским и другими своими последователями Верховский разрабатывает первую российскую программу систематического курса основ химии для средней школы с учетом начала изучения химии в 7-м классе. Авторы этой программы получили премию Наркомпроса. В связи с этим следует отметить, что в принятии решения участвовала Н.К.Крупская. Несмотря на то что Надежда Константиновна ранее поддерживала московский проект, программа, представленная Верховским с соавторами, ей понравилась, и она ее одобрила.

После 1932 г. парадигмой российской средней школы стал предметоцентризм. Как основной принцип организации учебного процесса он и сегодня остается в силе. С этого времени для России стало традиционным строить обучение на предметной основе.

Верховский впервые (!) в истории преподавания химии в российских школах привлек педагогическое наследие Д.И.Менделеева. Он выдвинул и глубоко обосновал идею построения учебного курса химии для школы на основе периодической системы Менделеева. «Без понимания сходства элементов никакой химии нет: это будет суррогат химии, алхимия, набор фактов», – писал Верховский. Химическое образование (опять-таки впервые в мировой учебной практике) стало основываться не только на теоретических воззрениях, но и на обучающем эксперименте. До сего времени практические лабораторные и экспериментальные контрольные работы, принцип которых был разработан Верховским, остаются неотъемлемой частью школьного курса химии.

С начала 1930-х гг. наступает новый этап в развитии преподавания химии в отечественных школах. В 1932 г. появляется «Учебная книга по химии», а в 1933 г. – первый советский стабильный учебник по этой дисциплине. В их создании под руководством Верховского принимали участие В.А.Жегалова-Агаханянц, Я.П.Орловская, Я.Л.Гольдфарб (раздел органическая химия), Л.М.Сморгонский. По этому учебнику российская средняя школа проработала до 1949 г., обучив не одно поколение учеников. По стройности логической схемы и простоте изложения учебник Верховского (под таким названием он вошел в историю педагогики) не имеет себе равных.

В нем, как и в других учебных книгах и учебных пособиях тех лет, были воплощены идеи «системного курса», но с учетом положительных сторон московского проекта «жизненных комплексов». Так, например, уже в первых главах рассказывалось о роли химии в технике и ее связи с жизнью. Их наполнение соответствовало тому, что мы сейчас называем пропедевтическими (предварительными) знаниями (см.: Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика. Химия, 1999, № 26 (начало). В них не приводились ни формулы, ни уравнения химических реакций, не вводились даже символы химических элементов.

Конечно, такое изложение могло иметь успех только при исключительно высоком педагогическом мастерстве авторов изложения. Это подтвердила вышедшая в 1934 г. первая отечественная методика преподавания химии, написанная В.Н.Верховским в сотрудничестве с Л.М.Сморгонским, Я.Л.Гольдфарбом, К.Я.Парменовым и при участии А.Н.Коковина – редактора книги. Это было методическое подспорье для учителей, ведущих обучение по учебнику Верховского. Цель методики – «помочь учителю сознательно вести преподавание химии, пользуясь наиболее эффективными, с точки зрения авторов, методами, содействовать творческой работе учителя над методами преподавания...».

Что же было нового в предложенной Верховским с соавторами методике преподавания химии, что можно использовать и сегодня? Оставляя в стороне вопрос о длительности обучения (10- или 12-летнем), обратим свое внимание на само содержание школьной педагогики, на те ее основы и принципы, заложенные более полувека назад, которые, будучи востребованы, способны качественно изменить облик школы в XXI в.

Во-первых, самое главное – целостность и самостоятельность курса химии, которую Вадим Никандрович отстоял. В острейших дискуссиях с апологетами комплексного обучения – сторонниками московского проекта – он, с одной стороны, доказал опасность формализма («технологизация») при изучении «динамики производственных процессов», положенных в основу построения курса разработчиками «метода жизненных комплексов». С другой стороны, была опасность, не исчезнувшая до сего времени, превращения школьного курса химии в общеобразовательный, общекультурный курс. (Этот курс должен был не столько давать знания, сколько на материале химии поднимать культурный уровень школьников; в нем развитие химии рассматривалось в историческом аспекте и оценивался ее вклад в прогресс цивилизации.)

Леонид Михайлович Сморгонский – один из ближайших соратников Верховского – в работе «О так называемом культурном курсе химии» (1937), посвященном преподаванию химии в школах США, показал неприемлемость этого пути. Сморгонский проанализировал и сравнил методику преподавания химии в школах США и Западной Европы (французских и немецких) и убедительно доказал, что российские химики-педагоги нашли свой собственный путь преподавания химии, во многих отношениях превосходящий зарубежные теории и опыт.

Во-вторых, лишь после 1934 г. утвердилась фундаментальная парадигма преподавания химии в средней школе – изучение объективно существующих в природе закономерностей в границах не только своей, но и смежных наук, в первую очередь физики и биологии. Основой методики является изучение теоретических представлений, подкрепляемых «служебным значением химических знаний». Это дает ученикам возможность овладеть основами химии как самостоятельной науки, а химическое образование становится составной частью естественно-научного.

В-третьих, возобладал принцип единства теории и практики, исходя из которого программа школьного курса химии должна формировать мировоззрение учащихся. «Между теорией и практикой, – писал Верховский, – между теорией и мировоззренческим материалом не должно быть разрыва: только тогда, когда наука в школе будет поднята на высшую ступень, мы достигнем цели, которую ставим себе при преподавании». Мировоззренческий характер обучения – это результат, обусловленный потребностями и идеалами общества, это отражение того социального заказа, который всегда присутствует в школьном образовании (см.: Минченков Е.Е. А каков социальный заказ будущей школе? Химия, 1999, № 41).

В-четвертых, впервые именно в России были введены «лабораторные уроки». Классы, где проводились занятия по химии, стали превращаться в подобие химических лабораторий. (Сегодня, в отсутствие нормального финансирования школ и оскудения запасов химических реактивов, нас возмущает, что школьная химия все более превращается в «меловую». Оказывается, еще 65 лет назад это никого бы не удивило.) Практические лабораторные и экспериментальные контрольные работы, принцип которых был разработан Верховским, до сего времени остаются неотъемлемой частью школьного курса химии. Он открыл роль эксперимента не как познавательного, а как обучающего метода в химии.

Верховский и его коллеги разработали и ряд важнейших методических проблем преподавания химии. Практически вся творческая жизнь ученого-методиста прошла в коллективе Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, ныне Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург). Здесь на химическом отделении, преобразованном впоследствии в факультет, впервые был введен (1934) теоретический курс неорганической химии под названием «Дополнительные главы неорганической химии».

Работы коллектива, возглавляемого Вадимом Никандровичем, немало способствовали превращению методики преподавания химии в самостоятельную научную область. Кроме вопросов частной методики рассмотрены и в значительной степени решены глобальные методологические проблемы. Так был поднят вопрос о связи методики обучения химии с историей химии, который при дальнейшем анализе перерос в проблему логического и исторического в обучении.

До сего времени средняя школа пользуется термином «формирование понятий». Впервые он тоже был разработан и введен в практику преподавания Верховским, который использовал для его обоснования свои психологические наблюдения педагога и богатейший дидактический опыт преподавания.

В стенах Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена получила свое развитие проблема политехнического образования, которой Верховский усиленно занимался в середине 1920-х гг. и дал в результате проделанной работы прекрасные образцы дидактической обработки схем технологических процессов и аппаратов, вошедших затем в учебники и различные пособия.

Вместе с ним работали и проводили исследования его соратники, сотрудники и аспиранты. Наряду с уже упоминавшимися выше соавторами Верховского в ряде последующих работ, развивающих представления Вадима Никандровича и имеющих принципиальное значение для методики преподавания химии, участвовали Ю.В.Ходаков, С.Г.Шаповаленко, Д.А.Эпштейн, В.П.Гаркунов, Л.А.Глориозов, Д.М.Кирюшкин, А.Д.Смирнов, В.С.Полосин, Г.И.Шелинский и многие другие. С их именами связан новый этап развития методической мысли в химическом образовании школьников.

Исключительное значение придавалось наглядности в обучении. Были разработаны объемные пособия, «модели-схемы» аппаратов и даже заводов. По этим пространственным моделям, показывающим как внешний вид, так и внутреннее устройство изучаемых объектов, учащиеся гораздо легче, чем по чертежам и схемам, познают основные принципы устройства и работы отдельных установок, а также всего завода в целом. До сих пор такого рода макеты успешно демонстрируются в залах отдела химии Политехнического музея в Москве. Благодаря прозрачности башен и камер появляется возможность наблюдать химические процессы, происходящие внутри аппаратов.

Следует отметить заботы Вадима Никандровича о внеклассном чтении учеников средних школ. Первоначально они выразились в переводе и редактировании им серии книжек А.Слоссона «Созидающая химия», где в увлекательной форме рассказывалось о роли химии в развитии современной материальной культуры и о связи химии и природы.

В 1928 г. он приступил к изданию «Химической хрестоматии» (М.–Л.: Гос. изд-во). В ней Верховским и его соавторами по всем разделам были написаны отдельные статьи. И хотя эти статьи были посвящены больше специальным, чем общехимическим, проблемам, изданием хрестоматии был сделан, по существу, первый шаг в сторону создания специальной дополнительной литературы для обучения химии в средней школе. «Химическая хрестоматия» выдержала несколько изданий.

Через 18 лет опыт был продолжен: в 1947 г. появилась «Книга для чтения по химии» (ч. 1), где составителями были Парменов и Сморгонский – соавторы Верховского по «Химической хрестоматии».

Обращает на себя внимание то, как Верховский привлекал к преподаванию химии такое искусство, как кино. В 1937–1938 гг. им совместно с Коковиным созданы пять учебных кинофильмов: «Производство водорода по железно-паровому способу», «Применение водорода», «Жидкий воздух и кислород, их производство и применение», «Круговорот азота в природе», «Производство соляной кислоты и сульфата натрия». Знаменательна широта тематики фильмов – от конкретного производства до природных сфер, – отражающая широту подхода автора.

Особую популярность и всемирное признание получила его «Техника и методика химического эксперимента» (Л.: Гос. изд-во, 1925, т. 1; 1928, т. 2), выдержавшая немало изданий. Она сразу же стала настольной книгой учителя химии, методиста-химика и каждого, кто занимается учебным химическим экспериментом не только в средней, но и в высшей школе. Это теперь уже классическое пособие включает обширное количество опытов – от самых простых до сложнейших, требующих создания лабораторных установок. С полным правом можно сказать, что Верховским впервые была разработана система обучающего эксперимента в химии.

Книга «Техника и методика химического эксперимента» представляет собой уникальный в своем роде учебник химика-экспериментатора. Аналога ему нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе первой половины ХХ в. И даже во второй его половине эта книга пользовалась известностью далеко за рубежом. В 1957 г. ее переводы были сделаны в Польше, а в 1962–1963 гг. она вышла в Японии двухтомным изданием.

Завершая этот очерк событиями середины нашего столетия и подводя итоги, можно утверждать, что в истории развития отечественной методической школы преподавания химии в ряду выдающихся методистов по праву стоит имя профессора В.Н.Верховского. Им была создана, апробирована, отработана и внедрена система химического образования в средней школе, основанная на обучающем эксперименте, подтверждающем важнейшие теоретические идеи.

Методическое наследие Верховского не является уделом только истории преподавания химии. Сейчас, когда решается вопрос о перестройке среднего образования, главное внимание должно уделяться не длительности обучения, а его содержанию и методике внедрения этого содержания в сознание ученика-школьника. Образование не есть механическая сумма знаний, как можно подумать, если судить по некоторым современным школьным учебникам. Поэтому методические идеи Верховского по-прежнему нужны нашей отечественной школе и глубокое их изучение весьма важно для поиска путей развития среднего образования в России.

Г.Н. Фадеев, Э.Г. Злотников



Дополнение

Герман Николаевич Фадеев

Интегративно-аксиологические основы конструирования и применения химической литературы для общего среднего образования


Автор научной работы: Фадеев, Герман Николаевич
Ученая степень:   доктора педагогических наук
Место защиты: Санкт-Петербург
Год защиты:  2002
Специальность ВАК РФ:   13.00.02

URL:  http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-integrativno-aksiologicheskie-osnovy-konstruirovaniya-i-primeneniya-himicheskoy-literatury-dlya-obschego-srednego-obrazov

 

Диссертация по педагогике на тему «Интегративно-аксиологические основы конструирования и применения химической литературы для общего среднего образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Содержание диссертации автор научной статьи: доктора педагогических наук, Фадеев, Герман Николаевич, 2002 год

Актуальность исследования. Происходящая реформа российских школ неизбежно влечет существенный пересмотр педагогического информационного пространства. Литература по химии - непременный компонент химического образования в российских школах. Как следствие этого, в числе прочих проблем, возникает и проблема использования в учебном процессе литературы по химии, соответственно новой ситуации. Положение, в которое поставлена химическая дисциплина в школе: постоянно увеличивающийся объем материала и неуклонно уменьшающееся число часов, требует привлечение всех ресурсов для сохранения достаточно высокого уровня естественнонаучного образования.

Сегодня учитель и учебник - не единственные источники знаний в современном школьном образовании. Учебник по-прежнему остается центральным стержнем системы обучения, но далеко небезразлично, как будет строиться вокруг него информационная среда. Требуется создание целостной системы химической литературы, специально предназначенной для применения в сложных современных условиях преподавания химии в средней школе. Стремление насытить школьный учебник фактами современной химии так, чтобы он не отставал от уровня химической науки, принципиально трудно выполнимо. По данным ООН, сумма научных знаний удваивается каждые 15 лет, а образование постоянно и со всё возрастающим отрывом не поспевает за развитием цивилизации.

Мы придерживаемся убеждения, что литература, используемая в процессе обучения химии в средней школе, должна не только сообщать определенные факты химической науки, но и показывать ценность приобретаемых учеником знаний, выводить учащихся, образно говоря, из пространства формул, законов, теорий в мир жизненного смысла и жизнедеятельности. Не следует забывать, что для большинства людей полученное в школе общее химическое образование остается таким на всю последующую жизнь.

Знания, однако, становятся ценностью лишь тогда, когда человек с лощью создает или извлекает благо из окружающего мира. Химиче-е знания и умения должны сопровождаться наличием высоких нравст-. ы.ч мотивов и идеалов, без присутствия которых в полученном хими-. ком образовании у субъектов обучения может формироваться ангиоб-ственная позиция по целому ряду жизненно важных вопросов: 'ывчатые вещества и наркотики, водопользование и отходы производ-, удобрения и их использование без учета экологического равновесия и многое другое.

Таким образом.вопрос переходит в плоскость формирования свойств личности при получении общего химического образования учащимися средних школ. Человек в процессе химического образования путем усвоения знания учится видеть связь конкретных химических явлений с объективной единой научной картиной мира. Учится распознавать эту связь, а главное — определять место человека и, прежде всего своё, в объективно существующем мире.

По нашему мнению, главной задачей химической литературы на современном этапе развития общего среднего образования становится воспитание личности субъекта обучения путем создания в его сознании системы ценностей, постигаемых при обучении химии.

Для достижения этих целей мы предлагаем подходить к применению химической литературы в средней школе с учетом позиций аксиологии — философского учения о ценностях. Проблема направленности, нацеленности химической литературы, предназначенной для учащихся средней школы, состоит в поисках путей и методов образования и воспитания человека в гармоничном единении его химического образования с условиями окружающей его действительности.

Заключение диссертации по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

ВЫВОДЫ

1. Осуществлен анализ блока изданий книг соискателя, нашедших применение в образовательном процессе при изучении школьной химической дисциплины пяти стран: России, Болгарии, Киргизии, Литвы, Узбекистана. Выявлен состав и структурировано аксиологическое содержание литературы, используемой при обучении химии в средней школе.

2. Концептуальная идея интегративно-аксиологического подхода к созданию и применению литературы при получении общего химического образования в средней школе помогает оценивать произведение химической литературы не только по содержанию сведений химической науки, но, в первую очередь, по аксиологической направленности, по тому вкладу, который оно вносит в выработку свойств химико-акснологи-ческого сознания при формировании личности субъекта обучения.

3. Использование концептуально-теоретическая модель инте-гративно-аксиологического подхода к созданию и применению литературы в общем среднем химическом образовании позволяет устранить противоречие между традиционно предметным содержанием школьного химического образования и необходимостью отражения в нем аксиологических составляющих химической картины природы и единой научной картины мира. Подчеркивает необходимость более активной роли литературы в процессе обучения и формирования личности при получении среднего образования.

4. Сформулированные и научно обоснованные аксиологические цели применения литературы в процессе обучения химии позволяют выделить главную из них — создание в сознании учащихся объективной аксиологической шкалы, охватывающей не только круг химических явлений, но и позволяющей ему аксиологически верно ориентироваться в окружающем мире.

5. Понятийный аппарат интегративно-аксиологического подхода включает ведущие принципы и методологические условия создания и применения литературы в общем химическом образовании, конкретизирует для педагогики химической школьной дисциплины содержание таких понятий как ценности обучения и специализированное химико-аксиологическое сознание.

6. Специфические критерии аксиологической направленности произведений химической литературы для средней школы должны включать не только фактологb. химической науки, но и содержать нравственные оценки, в наибольшей степени способствующие социализации личности: показ духовной ценности химического образования, признание и закрепление нравственных норм и идеалов.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ


Применение результатов работы соискателя в практике обучения химии осуществлялось в школах, специальных средних и высших педагогических учебных заведениях (как отечественных, так и зарубежных) использованием блока книг соискателя из 20 наименований и его методических работ (см. приложение).

Кроме этого, апробация включала доклады и обсуждения на следующих научных собраниях и научно-практических конференциях и публикации в печати:

1. XVI Менделеевский съезд по общей и прикладной химии. Постсимпозиум по химическому образованию. Москва, 1998 г.

2. Актуальные проблемы реформирования химико-педагогического образования. 46-е Герценовские чтения. Санкт-Петербург, 1999г.

3. VII Всероссийское координационное совещание. Курск, 1999г.

4. Всероссийский семинар по методике обучения химии Московского государственного педагогического университета. Москва, 1999 г.

5. Политехнические чтения "Идеи Менделеева: история и будущее". Москва', 1999 г.

6. Конференция НИИ РШУ им. А.И. Герцена "Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования-2000".СПб, 2000 г.

7. "Оэвершенствованиё методов химического и химико-педагогического образования". Расширенное заседание УМК Министерства образования РФ по химии направления "Естествознание". СПб, 2000 г.

8. IV Московская международная выставка "Школа-2000". Круглый стол "Школа: время реформ". Москва, 2000 г.

9. Всероссийская научно-практическая конференция по актуальным проблемам многоуровневого химико-педагогического и химического образования. 47-е Герценовские чтения, СПб, 2000 г.

10. Научно-техническая конференция — 170 лет Московскому государственному техническому университету им.Н.Э.Баумана, М,2001 г.

11. Всероссийская конференция "Непрерывные процессы в природе и технике". Москва, 2001 г.

12. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Актуальные проблемы современного химико-педагогического и химического образования", Санкт-Петербург, 2001г.

Публикации в печати

13. Фадеев Г.Н. Аксиологическая концепция мониторинга дополнительной литературы. Журнал "Стандарты и мониторинг в образовании",№ 6, 1999, с.54.

14. Фадеев Г,И. Периодическая система в курсе химии средней школы. "Химия" (приложение к газете "Первое сентября"), № 27,1999.

15. Фадеев Г.Н. Школа: время реформ ?! "Химия", № 30,1999.

16. Фадеев Г.Н. Мифы и реальность. "Химия", № 33, 1999.

17. Фадеев Г.Н. О судьбе химии в школах России. Очерк первый: Нет пророка в отечестве своем, "Химия", № 35,1999.

18. Фадеев Г.Н, Злотников Э.Г. О судьбе химии в школах России. Очерк второй: "Рыцарь науки преподавать —В.Н.Верховский". "Химия", № 4. 2000.

19. Фадеев Г.Н. Нужен съезд учителей ! "Химия", № 2, 2000.

20. Фадеев Г.Н., Пак М.С. Интегративно-аксиологический подход к созданию и применению литературы в химическом образовании; Тезисы 47-х Герценовских чтений. Санкт-Петербург. Изд-во РГТТУ, 2000, с.23,

21. Пак М.С., Фадеев Г.Н,, Куанышева И.Б. Интегративно-аксиологический аспект послевузовской подготовки учителя. Сб. "Актуальные проблемы многоуровневого химико-педагогического и химического образования", Санкт-Петербург. Изд-во РГПУ, 2000, с. 117.

22. Горбунов А.И., Филиппов Г.Г., Фадеев Г.Н. Периодическая система Менделеева: третье измерение, "Химия", № 6, 2000.

23. Фадеев Г.Н. Миф или реальность, "Химия", № 28,2000. '

24. Фадеев Г.Н,, Егоркина М.Л. Научный потенциал будущего определяется сегодня, "Химия", № 46, 2000.

25.Горбунов, А.И. Филиппов, Г.Г. Фадеев Г.Н. О количественной формули-" ровке Периодического закона. Сб. "Необратимые процессы в природе и технике".

М: МГТУ 2001, с. 17.

26. Фадеев Г.Н., Основы интегративно-аксиологического подхода к использованию литературы в общем химическом образовании, Сб. "Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образования", Санкт-Петербург, 2001, с.36.

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна