Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Математики против "образовательных стандартов". 1. Наталия Демина. 451 градусов по Кондакову. Репортаж с заседания Московского математического общества. 2. Резолюция заседания Московского математического общества по стандарту старшей школы.

17.02.2012 17:10      Просмотров: 3216      Комментариев: 0      Категория: Педагогика: "Образовательные стандарты"

 

 Наталия Демина

451º по Кондакову

Репортаж с заседания Московского математического общества
 

Источник информации - http://www.polit.ru/article/2011/02/14/mmo_standart/ (14 февраля 2011).

 8 февраля 2011 г. на мехмате МГУ состоялось очередное заседание Московского математического общества. Такие встречи ведущих математиков Москвы проводятся практически еженедельно в форме коллоквиумов, на которых заслушиваются доклады коллег из России и других стран мира. Но в этот день заседание ММО было посвящено обсуждению проекта стандарта старшей школы. В повестке дня было два вопроса: «Считаете ли Вы возможным принятие данного проекта в качестве основного нормативного документа для школ?» и более короткий, но определяющий нерв всей российской жизни «Что делать?».

Напомним, что Московское математическое общество имеет давнюю историю, оно было создано в 1864 году. Рассказывают, что выдающийся математик, академик Колмогоров считал свой пост президента ММО наиболее важным и почетным из всех других и занимал его в 1964–1966 и 1973–1985 гг. Другими президентами Общества являлись уникальные ученые: И.М. Гельфанд (1966–1970), И.Р. Шафаревич (1970–1973), С.П. Новиков (1985–1996). С 1996 года по 2010 г. общество возглавлял Владимир Игоревич Арнольд. После его смерти на пост президента ММО был избран академик РАН Виктор Анатольевич Васильев. Он и ректор Независимого московского университета Юлий Сергеевич Ильяшенко были заместителями Арнольда.

О значимости общества в истории науки лучше всех, пожалуй, сказал почетный президент ММО, возглавлявший общество более 30 лет, один из авторов «письма трехсот» против Лысенко, академик Павел Сергеевич Александров. На столетии ММО (20 октября 1964 г.)  он отметил, что «в течение десятилетий Московское математическое общество было тем местом, на котором произрастали и жили математические открытия, искания, волнения, все творческие эмоции московских математиков нескольких поколений. … Московское математическое общество было школой математической эстетики, математического вкуса, очень взыскательного, и школой математической этики, научной этики, тоже очень взыскательной...».

Юлий Ильяшенко. Фото: Наталья Демина

Ректор НМУ Юлий Ильяшенко. Фото: Наталия Демина

Перед заседанием академик РАН, президент ММО Виктор Васильев в комментарии «Полит.ру» рассказал, что в пятницу, 4 февраля, состоялась встреча членов двух комиссий РАН по стандартам и учебникам (точное название см. в прим. 1) и по образованию с одним из разработчиков образовательного стандарта, генеральным директором издательства «Просвещение» Александром Кондаковым. Ректора МГУ, главы комиссии по образованию Виктора Садовничего не было, и встреча проходила под председательством академика, главы комиссии по стандартам и учебникам, директора Математического института РАН Валерия Козлова.

Академиков не убедила презентация А. Кондакова, и представители разных научных дисциплин, академики РАН: математик Виктор Васильев, физик Александр Литвак, механик Феликс Черноусько, географ Николай Касимов, эксперт в области информационных технологий Владимир Бетелин и др. выступили с достаточно жесткой критикой проекта стандарта. (Виктор Васильев также возглавляет комиссию РАН по преподаванию математики в средней школе).

Как и на любом собрании, посвященном обсуждению какого-то документа, на заседании Общества были несколько его участников, еще не прочитавших проект стандарта старшей школы. Поэтому у них знаменитая страничка 56 с перечнем обязательных (ОБЖ, «Россия в мире», физкультура и индивидуальный проект) и предметов по выбору поначалу вызвала некоторую оторопь. Автором этого документа они посчитали самого В.А. Васильева. Как мог такой умный человек как Виктор Анатольевич, такое написать и так неправильно расставить запятые! – удивлялись они вслух.

Виктор Васильев Фото: Наталья Демина

Виктор Васильев рассказывает о стандарте старшей школы. Фото: Наталия Демина

Проблеме запятых на стр. 56 в проекте стандарта было уделено некоторое время. Всем интересующимся академик Васильев порекомендовал прочитать статью в «МК» (6 февраля 2011 г.), где о запятых также говорилось немало. В этой статье разработчик стандарта А. Кондаков в диалоге с учителем Сергеем Волковым, автором знаменитого письма против проекта стандарта, признался, что лишние запятые в проекте есть и, например, два разных предмета по выбору «русский язык, литература» надо читать как единый предмет «русский язык и литература» (см. в прим. 2).

Президент ММО предложил, что с запятыми не всё гладко и в области математики и информатики. Сейчас на стр. 56 проекта стандарта ученикам предлагается сделать выбор между четырьмя предметами: математикой и информатикой, алгеброй и началами анализа, геометрией, информатикой. По мнению В. Васильева, необходимость выбора между алгеброй и геометрией противоречит не только самой концепции документа, но и здравому смыслу. «По-видимому, опять проблема в «запятой», способной, однако, радикально повлиять на систему образования в целой стране», –  отмечалось в проекте резолюции ММО, подготовленной В.А. Васильевым и член-корром РАО Александром Абрамовым и законченной В.А. в ночь перед заседанием Общества.

После некоторого обсуждения, кто такой А. Кондаков и откуда он взялся, и зачем вообще нужны новые стандарты, члены ММО все-таки обратились к сути стандарта и обсуждению проекта резолюции. «Стандарт должен быть написан ясным, конкретным, а не казенным языком», «Даже моего образования не хватает, …я такой язык просто не понимаю», – звучали реплики известных математиков, которые успели ознакомиться с официальным текстом.

Владимир Антонович Зорич, профессор мехмата
МГУ. Фото: Наталья Демина

Профессор мехмата МГУ Владимир Зорич. Фото: Наталия Демина

Участники заседания начали вносить свои предложения по проекту резолюции. Все соглашались с тем, что его главным выводом должен стать призыв признать проект образовательных стандартов несостоявшимся и попробовать сделать эту работу заново, по возможности измененным составом исполнителей.

В проекте также содержалась критика в адрес образовательного стандарта за недооценку роли конкретного знания и учебного труда и крайне преувеличенной роли «воспитательных мероприятий», освоения плохо проверяемых «универсальных учебных действий». Крайне опасное следствие всей этой концепции – фактически запрограммированное резкое снижение учебного времени, отводимого на конкретные предметы. «Невозможно "научиться учиться" таким образом, чтобы при этом ничему конкретному как следует не научиться», – говорилось в проекте документа.

Васильев выступил против намерения авторов стандартов использовать образование в качестве инструмента социального выравнивания по результатам. И в качестве комментария, что из этого может получиться, он прочитал своим коллегам следующий фрагмент. На мгновение мне показалось, что он был взят из проекта закона "Об образовании". Но нет, это был Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». «Слово "интеллектуальный" стало бранным словом, каким ему и надлежит быть. Человек не терпит того, что выходит за рамки обычного. Вспомните-ка, в школе в одном классе с вами был, наверное, какой-нибудь особо одаренный малыш? Он лучше всех читал вслух и чаще всех отвечал на уроках, а другие сидели, как истуканы, и ненавидели его от всего сердца? И кого же вы колотили и всячески истязали после уроков, как не этого мальчишку? Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а  просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество», – так объяснял брандмейстер Битти пожарнику Гаю Монтэгу, почему было принято решение сжигать все «опасные» книги. Но Монтэга это не убедило, как не убедил математиков проект стандарта А. Кондакова.

Виктор Васильев зачитывает фрагмент из книги
Рэя Брэдберри. Фото: Наталья Демина

Виктор Васильев зачитывает фрагмент из книги Рэя Брэдберри. Фото: Наталия Демина

И хотя в эпоху компьютеров и Интернета книгам, пожалуй, ничего не грозит, главный посыл романа Брэдбери оказался очень актуальным. Так, из признаний главного пожарника Битти можно было бы еще взять и эту фразу: «Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, – ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо "факты", которыми они напичканы, это нечто неизменное».

Несмотря на много дельных вещей, которые были сформулированы в проекте резолюции, математики сочли его очень длинным и не достаточно жестким. Они отметили, что заявление такой уважаемой научной организации, представляющей цвет российской математики как Московское математическое общество, должно быть четким, громким и выразительным, таким, от которого не мог бы отмахнуться ни один правительственный чиновник.

Фото: Наталья Демина

Михаил Виноградов, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. Фото: Наталия Демина

Ректор НМУ, профессор мехмата МГУ, заместитель президента ММО Юлий Ильяшенко предложил включить в резолюцию отрывок из выступления В.И. Арнольда на парламентских слушаниях по образованию 23 октября 2002 г. «Этот план производит общее впечатление плана подготовки рабов, обслуживающих сырьевой придаток господствующих хозяев: этих рабов учат разве что основам языка хозяев, чтобы они могли понимать приказы». Прозвучали мнения, что эту цитату стоит сделать эпиграфом к резолюции.

Виктор Васильев отметил, что не хотел бы уходить в стилистику заговора, ведь если какой-то товар можно украсть и каждый пятый этим воспользуется, то не надо в этом обязательно искать следы сговора. «Хотели как лучше, а получилось как всегда», – тут же прозвучало из зала. «Как могут, так и делают!», – развел руками президент ММО.

Математик, один из создателей математического образования в нашей стране – Николай Константинов заметил, что из нового стандарта фактически исчезла важная цель – повышение уровня учителей [3]. По его мнению, на эту проблему нужно обратить внимание в резолюции. «У нас в целом контингент учителей слабо подготовленный, хотя, конечно, есть хорошие учителя. А ведь речь идет о крупной реформе. Если учителя не готовы, то все наверняка провалится». Он призвал всех членов ММО и всех математиков, которых беспокоит проблема повышения квалификации школьных учителей, обращаться к нему с предложениями «Что нужно сделать?» по адресу konstantinovnn (at) ya.ru.

Николай Константинов. Фото: Наталья Демина

Николай Константинов. Фото: Наталия Демина

Директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко рассказал, что проблема изменения стандарта старшей школы действительно назрела. «Все понимают, что в школе происходит что-то не то. Другое дело, как и что с этим делать». До трети городских школьников учатся по явной или скрытой форме экстерната. Качество обучения в сельских школах (а это 35% всех школ России) оставляет желать лучшего. Согласно проведенному МЦНМО анонимному опросу, почти 25% московских школьников не изучают геометрию в школе, т.е. ЕГЭ они как-то сдают, но на геометрию не ходят. В основе проекта стандарта просматривается явный экономический посыл, что государство должно платить за некий образовательный минимум, а за все остальное должны платить родители. Но явно сформулировать эту идею разработчики стандартов, наверное, побоялись.

Иван Ященко. Фото: mathnet.ru

Дирепктор МЦНМО Иван Ященко. Фото: mathnet.ru

Стоит напомнить, что, по мнению А. Кондакова, плюс нового стандарта в том, что ему удалось победить «предметные лобби» и стандарт критикуют именно представители этих лобби. Однако на заседании ММО звучали слова в защиту не только математики, но и литературы и русского языка, у коллег было понимание, что в резолюции нужно не забыть сказать и о других дисциплинах. 

В конце дискуссии прозвучали слова о том, что данный проект стандарта является покушением на Конституцию, об этом же, кстати, говорилось и на круглом столе в Фонде Горбачева 15 декабря 2010 г., на котором Михаил Сергеевич Горбачев выражал обеспокоенность тем, что новые проекты нарушают конституционную норму об общедоступности и бесплатности образования (ст. 43).

В течение нескольких дней члены Московского математического общества обменивались предложениями по проекту резолюции, к понедельнику 15 февраля окончательный текст был готов. Он будет отправлен высшим чиновникам страны, а также опубликован в СМИ (прочитать итоговую резолюцию ММО на сайте "Полит.ру").  

Между тем, Минобрнауки пообещал опубликовать 15 февраля новую версию стандарта старшей школы, в которой учтены замечания ученых. Далее общественное обсуждение этого проекта продолжится. Похоже в Министерстве надеются, что такие итерации по доработке проекта  приведут к некому  «удобоваримому» для общественности варианту. Однако из обсуждений на круглых столах, в блогах, СМИ, а теперь и на заседании ММО, складывается впечатление, что работу по стандарту нужно начинать с нуля и полностью менять команду разработчиков. И действительно, могут ли отечественные брандмейстеры Битти подготовить недекларативный документ о пользе чтения и любви к книгам?

 

Примечания:

1. Точное название комиссии, которую возглавляет В.В. Козлов: Экспертная комиссия РАН по анализу и оценке научного содержания федеральных государственных образовательных стандартов и учебной литературы для начальной, средней и высшей школы

2. В частности, в «МК» приведен такой диалог между учителем русского языка и литературы Сергеем Волковым, автором знаменитого письма против стандарта, и А. Кондаковым:

С. Волков: Подождите, но ведь русский язык и литература входят в одну область. Значит, надо выбирать между ними!
А. Кондаков: Русский и литература – один предмет.
С. Волков: В стандарте это два разных предмета: русский и литература идут там через запятую!
А. Кондаков: Да, запятую надо убрать. Спасибо! (…)
С. Волков: И литература с русским не будут разведены?
А. Кондаков: Нет, вы же сами помогли убрать запятую, после чего все встало на свои места.

С. Волков: Вы сейчас говорите очень важную вещь! Именно эта запятая породила массу вопросов. Учителя опасались, что образовательная траектория ученика старших классов пройдет мимо литературы. А ведь Толстого с Солженицыным до 9-го класса не дашь – рано!

А. Кондаков: Еще раз говорю: запятую убираем. А единый предмет я предложил бы назвать “русская словесность”, хотя добиться этого в переговорах с предметным лобби оказалось очень сложно. (…)

3. В 2008 году Н.Н. Константинов стал лауреатом Государственной премии за развитие математического образования в России и за создание Турнира Ломоносова. Турнир Ломоносова предполагает разностороннее развитие детей, они могут попробовать посоревноваться сразу в нескольких дисциплинах. Кроме того, Николаю Николаевичу принадлежит идея Турнира городов, который ежегодно проводится уже около 30 лет. Подробнее см. http://www.polit.ru/analytics/2010/09/29/matheducation.html

4. Фоторепортаж с заседания см. на странице http://www.mathnet.ru/php/showCImages.phtml?type=presentation&ID=2859&option_lang=rus

5. Резолюция заседания Московского математического общества по стандарту старшей школы

 



2. Резолюция заседания Московского математического общества по стандарту старшей школы

Источник информации - http://new.math.msu.su/news/?nid=b5e30437824fa9005d4e3864350ea1a8 . (Официальный сайт механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)



8 февраля 2011 года на мехмате МГУ состоялось очередное заседание Московского математического общества, на котором обсуждался проект стандарта старшей школы.

В оживленной дискуссии приняли участие академик РАН, президент ММО Виктор Васильев, профессор мехмата МГУ Владимир Зорич, ректор Независимого московского университета, профессор мехмата МГУ и Корнельского университета США Юлий Ильяшенко, директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко и другие математики. Итогом дебатов стала резолюция ММО, которую мы публикуем ниже.

Напомним, что с 1996 по 2010 год Московское математическое общество возглавлял академик РАН Владимир Арнольд.

Резолюция заседания Московского Математического Общества 08.02.2011, посвященного обсуждению проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Рассмотрев и обсудив проект «Стандарта», Московское математическое общество [1] констатирует:

1. Возмутительным посягательством на право ребенка получать широкое образование является однозначно вытекающий из нынешней формулировки документа (стр. 56) запрет выбрать для изучения одновременно физику, химию и биологию, или русский язык, литературу, алгебру и геометрию. Появившиеся недавно объяснения разработчиков, сводящиеся к якобы неправильным запятым в этом ключевом месте, очевидно убийственны для их деловой репутации. Будучи оставлены без внимания, эти запятые могли произвести эффект не менее сокрушительный, чем в пресловутой фразе «казнить нельзя помиловать» или чем одна-единственная неправильная цифра в инструкции по заливке топлива в ракету. Трагикомизм основного списка обязательных предметов, приведенного на той же странице, не нуждается в обосновании.

2. Предлагаемое в «Стандарте» для старшей школы решение о новой структуре учебного плана (стр. 56) разрушает традицию отечественной школы. Резко снижается уровень общей культуры, многие предметы фактически исчезнут. Декларируемая программа индивидуального выбора не реализуема: одному-двум ученикам не будут читать курс по выбору. Предлагаемые революционные меры не имеют ни серьезного теоретического, ни экспериментального обоснования.

3. Бедственное положение нашего школьного образования (приводящее к неудачам на некоторых международных испытаниях и служащее идеологической мотивировкой перманентной модернизации) имеет в первую очередь социальные корни: непопулярность и экономическую невыгодность учительской профессии, тяжелое состояние школ, разрушение педагогического образования, а также сокращение часов на содержательные дисциплины, не позволяющее пройти их на неформальном уровне.

К этому следует добавить несоразмерную престижность неконструктивных и спекулятивных видов деятельности (и соответственную непрестижность точного знания и мастерства) в условиях сырьевой экономики. Поэтому заложенная в этом стандарте борьба с фундаментальным знанием основана на неверном диагнозе болезней нашего образования и отвлекает от лечения их настоящих причин.

4. Принятие «Стандарта» в данном виде будет иметь катастрофические последствия для школьного математического образования. Явное указание на предполагаемое число часов, отводимое на изучение математики, отсутствует [2], но ясно, что речь идет о резком уменьшении. В проекте, подготовленном для начальной школы, указывается 4 часа в неделю вместо традиционных шести. Тем самым запрограммирована деградация: необходимые навыки счета и решения текстовых задач не будут сформированы, что предопределяет неусвоение курса большинством учащихся на следующих ступенях. Усугубляет ситуацию объединение в один курс двух предметов, имеющих разные цели: математика и информатика.

5. Предлагаемое в «Стандарте» расширение системы профильного обучения математике в нынешней ситуации не реализуемо. За последние 10 лет на государственном уровне практически ничего не сделано для развития школ, реализующих такое обучение: нет соответствующей системы подготовки учителей и регулярной системы обмена опытом, резко упал выпуск книг и журналов для учителей и учеников как по количеству названий, так и по тиражам.

Московское математическое общество, представляющее мнение профессионалов в наиболее признанной в мире области российской науки и образования, выражает сомнение в педагогической компетентности разработчиков предложенного стандарта, в частности в связи с выраженной в нем концепцией приоритетности воспитания перед обучением. Недооценена роль конкретного знания и учебного труда, крайне преувеличена роль «воспитательных мероприятий», освоения плохо проверяемых «универсальных учебных действий».

Крайне опасное следствие – фактически запрограммированное резкое снижение учебного времени, отводимого на содержательные предметы. Невозможно «научиться учиться» таким образом, чтобы при этом ничему конкретному как следует не научиться.

Московское математическое общество считает принципиально пагубным лежащее в основе этих концепций использование образования в качестве инструмента социального выравнивания по результатам (неправомерно подменяющего радикально отличающийся от него конституционный принцип равенства по рождению). Эта политика всегда фактически сводится к выравниванию по нижнему уровню, к системе препятствий, не дающих получать максимально хорошее образование детям любого происхождения, способным и желающим получить такое образование. Как следствие, она ведет к умственной, моральной и гражданской деградации общества, разрушает надежды на построение общества знаний, на создание или хотя бы осмысленное использование высоких технологий, лишает нашу страну перспективы достойной конкуренции с экономически развитыми и быстроразвивающимися странами, гарантирует стремительную экономическую и политическую катастрофу в случае падения цен на нефть.

В заключение приведем цитату из речи академика В.И. Арнольда на парламентских слушаниях 2002 г.: «Этот план производит общее впечатление плана подготовки рабов, обслуживающих сырьевой придаток господствующих хозяев: этих рабов учат разве что основам языка хозяев, чтобы они могли понимать приказы». Московское математическое общество считает, что слова, сказанные тогда одним из величайших ученых мира, относятся и к предлагаемым стандартам образования.

Московское математическое общество поддерживает по всем основным вопросам сетевое открытое письмо.

Московское математическое общество обращается к руководителям Российского государства и образования с призывом:

А) признать проект образовательного Стандарта негодным;

Б) организовать работу по подготовке Стандартов заново, включив в новый состав исполнителей лучших школьных учителей и ученых с мировым именем.

Президент Московского Математического Общества, академик РАН В. А. Васильев

Примечания:

1. Московское математическое общество, учрежденное в 1864 году «с целью содействовать развитию математических наук в России» координирует деятельность российского математического сообщества, способствует развитию математической науки, занимается совершенствованием преподавания математики. Его президентами были крупнейшие математики мира: А. Н. Колмогоров, И. М. Гельфанд, И. Р. Шафаревич, С. П. Новиков, В. И. Арнольд. Премия ММО для молодых ученых одна из наиболее котируемых в мире наград в области математики.

2. Основное содержание текста проекта - несколько сот абстрактных, как правило, не проверяемых и часто неоднозначно понимаемых благих пожеланий. Это делает документ неконструктивным. Как справедливо заявлял В.И. Арнольд, чтобы быть применимым, документ такого рода должен содержать указание не только на конкретные изучаемые факты, но и на модельный список задач, которые должен уметь решать учащийся, успешно прошедший обучение.


Наш адрес: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ, д.1, Главное здание, механико-математический факультет; e-mail:mmmf@mech.math.msu.su


 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна