Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Академик РАН Виктор Анатольевич Васильев. Критика заданий международной программы PISA-2003 по определению естественнонаучной грамотности.

6.04.2009 6:13      Просмотров: 5712      Комментариев: 0      Категория: Anti-PISA: Системный анализ заданий программы PISA


Виктор Анатольевич Васильев

Критика заданий международной программы PISA-2003 по определению естественнонаучной  грамотности (смотрите дополнения 1 и 2)



ЗАДАНИЕ 1. ПОЛНЫЙ СВЕТОВЫЙ ДЕНЬ

Источник информации: Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА-2003. .  ИСМО РАО. Национальный фонд подготовки кадров. Москва. 2004.  

                

  Прочитайте текст и ответьте на вопросы

 ПОЛНЫЙ СВЕТОВОЙ ДЕНЬ 22 ИЮНЯ 2002 ГОДА
 

     В то время, как в Северном полушарии 22 июня 2002 года будут отмечать самый продолжительный день, в Австралии – самый короткий. В этот день в Мельбурне*, Австралии, Солнце взойдет в 7 часов 36 минут и зайдет в 17 часов 08 минут, и продолжительность полного светового дня составит 9 часов 32 минуты.  В этом же году самый продолжительный день в Австралии придется на 22 декабря. Солнце в этот день взойдет в 5 часов 55 минут и зайдет в 20 часов 42 минуты, а продолжительность полного светового дня составит 14 часов 47 минут.  Президент Астрономического общества, господин Перри Влахос, объяснил, что существование смены времен года в Северном и Южном полушариях было связано с наклоном земной оси на 23 градуса.
*Мельбурн – город в Австралии, расположенный примерно на 38 южной широты.

                                                                                                                ВОПРОС 1.
                                                                    Какое утверждение объясняет смену дня и ночи на Земле?

A     Земля вращается вокруг своей оси. (61%)*
B     Солнце вращается вокруг своей оси. (3%)
C     Ось Земли наклонена. (13%)
D     Земля обращается вокруг Солнца. (19%)
1 балл – полностью принимаемый ответ (трудность 592)
Верный ответ (A) - Земля вращается вокруг своей оси.


  *В скобках указан процент российских учащихся, выбравших данный ответ.

 

                                                                                                                ВОПРОС 2.
    Земля освещается солнечными лучами, как показано на рисунке.  (Рисунок здесь не приводится)
Предположим, что в Мельбурне в данный момент самый короткий день в году.
Проведите на рисунке земную ось, экватор и укажите Северное и Южное полушария. Обозначьте их или сделайте необходимые надписи.

2 балла – полностью принимаемый ответ (трудность – 720)
Процент российских учащихся, набравших данный балл, – 13%
- Для выставления максимального балла за выполнение задания ось Земли должна быть изображена наклоненной к Солнцу, под углом в пределах от 10° до 45° от вертикали.
- Нужно обратить внимание на обозначение Северного и Южного полушарий (обозначены они или нет, или обозначено только одно полушарие, а другое подразумевается).
1 балл – частично принимаемый ответ (трудность – 667)
Процент российских учащихся, набравших данный балл, – 10%
- Угол наклона оси Земли изображен в пределах от 10° до 45° по вертикали, Северное и Южное Полушарии обозначены верно (или обозначено только одно полушарие, а другое подразумевается), но угол наклона Экватора неверный, выходит за пределы 10° до 45° от горизонтали, или Экватор не изображен.
- Угол наклона Экватора изображен верно в пределах от 10° до 45° от горизонтали, Северное и/или Южное Полушарии обозначены верно (или обозначено только одно полушарие, а другое подразумевается), но угол наклона оси неверный, выходит за пределы от 10° до 45° от вертикали или ось не изображена.
- Угол наклона Экватора изображен верно в пределах от 10° до 45° от горизонтали, угол наклона оси Земли изображен верно в пределах от 10° до 45° от вертикали, но Северное и Южное Полушарии обозначены неверно (или обозначено неверно только одно полушарие, а другое подразумевается или они оба не обозначены).
ихся, выбравших данный ответ.

 

 



 Дополнение 1

Академик Виктор Васильев о группе заданий " Полный световой день 22 июня 2002 года" (фрагмент статьи Виктора Васильева Испытание "П", она  есть на  сайте)


   На картинке изображена Земля (кружок), освещаемая солнечными лучами (пучок параллельных линий со стрелочками). Вопрос: Какое утверждение объясняет смену дня и ночи на Земле? (Надо выбрать один ответ из четырех.)

  A)    Земля вращается вокруг своей оси
B)    Солнце вращается вокруг своей оси
C)    Ось Земли наклонена
D)    Земля обращается вокруг Солнца

Верным объяснением объявлено (А) – Земля вращается вокруг своей оси.

Этот ответ безграмотен по целому ряду причин; (подробное обсуждение некоторых из них см. на стр. 300–301 книги «Энциклопедия для детей. Том.8. Астрономия», Изд-во Аванта+, 2001). В частности, если бы этот ответ был верен, то период вращения Земли вокруг своей оси был бы в точности равен периоду смены дня и ночи, то есть 24 часам; в детской же энциклопедии доходчиво объясняется, почему последнее неверно. Правильное же объяснение состоит в том, что скорость вращения Земли вокруг Солнца отлична от скорости   ее вращения вокруг своей оси или, что то же самое, период обращения Земли вокруг своей оси не равен одному году. Отсюда же видно, что объяснение (D) равноправно с объяснением (A): если бы Земля не вращалась вокруг своей оси, а лишь вокруг Солнца, последовательно подставляя ему свои разные бока, то день все равно сменялся бы ночью (хотя и реже, чем сейчас).

   Итак, указанная авторами причина не является ни необходимой (если бы она не выполнялась, это, вообще говоря, не помешало бы дню сменяться ночью), ни достаточной (могло бы получиться так, что она выполняется, а день ночью не сменяется). Значит, их ответ ошибочен в любом возможном смысле.

   Эта задача прекрасно иллюстрирует порочность системы тестирования с выбором ответа. Очевидная стратегия решения таких тестов – отбросить наименее правдоподобные ответы и объявить истиной то, что осталось. Сами того не желая, авторы смоделировали ситуацию, типичную для реальных задач: ни одно из бросающихся в глаза объяснений не является верным и истину нужно искать глубже. Стратегия задач с выбором ответа в этом случае проваливается.

   Мне не жалко, если троечник, искренне считающий, что правильный ответ (А) (а следовательно, понимающий хоть что-то), получит положительную оценку. Мне жалко, что эта задача не предусматривает места под солнцем для хорошиста или отличника, понимающего правильный ответ: он оказывается перед гадкой альтернативой либо получить ноль, либо постараться угадать ответ, который глупые дяди и тети считают правильным.

 

                                                                                                   ЗАДАНИЕ 2. КЛОНИРОВАНИЕ


  Прочитайте статью из газеты и ответьте на вопросы.

 

 

 Копировальная машина для живых существ?


Без всякого сомнения, если бы был объявлен конкурс «Животное 1997 года», Долли была бы победителем! Долли – шотландская овца, которую вы видите на фотографии. Но Долли не простая овца. Она – клон другой овцы. Клон – значит копия. Клонирование – значит копирование «с единственного исходного образца». Ученые преуспели в создании овцы (Долли), идентичной овце, взятой в качестве «исходного образца».
«Копировальную машину» для овец придумал шотландский ученый Ян Вильмут. Он взял очень маленький кусочек вымени взрослой овцы (овца 1). Из этого маленького кусочка он выделил ядро и ввел это ядро в яйцеклетку другой (самки) овцы (овца 2). Но перед этим он удалил из яйцеклетки весь материал, который бы определил впоследствии характерис-тики овцы 2 в ягненке, родившимся из этой яйцеклетки. Ян Вильмут вживил обработанную таким образом яйцеклетку овцы 2 в еще одну (самку) овцу (овца 3). Овца 3 забеременела, и у нее родился ягненок – Долли.
   Некоторые ученые полагают, что в течение нескольких лет будет возможным клонировать и человека. Однако многие правительства уже решили принять закон о запрещении клонирования людей.

 


 

 

                                                                                                            ВОПРОС 1.
Какой овце идентична Долли?
    A                Овце 1
(58 %)
    B                Овце 2 (
14 %)
    C                Овце 3 (
20 %)
    D                Отцу Долли (
6 %)
1 балл – полностью принимаемый ответ (трудность 494)
Верный ответ - (А)  Овце 1.

                                                                                                             ВОПРОС 2
В строках 15-16 использованная часть вымени описывалась как «очень маленький кусочек». Из текста статьи вы можете понять, что имеется в виду под «очень маленьким кусочком».
«Очень маленький кусочек» – это
    A                 клетка.
(52 %)
    B                 ген.
(14 %)
    С                 клеточное ядро. (
27 %)
    D                хромосома.
(6 %)
1 балл – полностью принимаемый ответ (трудность 572)
Верный ответ – (A) клетка.
                                                                                                             ВОПРОС 3
    В последнем предложении статьи говорится о том, что многие правительства уже решили принять закон о запрещении клонирования людей.
Ниже приведены два возможных обоснования этому решению.
Являются ли эти обоснования научными обоснованиями?
Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

                                                                                       Обоснование                                                                                                   Научное ли?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Клонированные люди могут быть более чувствительны к отдельным болезням, чем нормальные люди.                       Да / Нет

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Люди не должны брать на себя роль Создателя.                                                                                                                              Да / Нет

 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 балл – полностью принимаемый ответ (трудность 507)
Процент российских учащихся, набравших данный балл – 55 %

 Верный ответ - обведено - "Да", "Нет" в указанном порядке.

 

 Дополнение 2

 

Академик Виктор Васильев о группе заданий "Клонирование" (фрагмент статьи Виктора Васильева: Испытание "П")

 



  "А вот и второе задание (из двух опубликованных). Оно называется "Клонирование". В самых общих чертах на 34 полустрочках объясняется понятие клонирования. Приведена фотография овечки Долли. Один из трех вопросов (а именно третий, видимо, самый продвинутый): В последнем предложении статьи говорится о том, что многие правительства уже решили принять закон о запрещении клонирования людей. Ниже приведены два возможных обоснования этому решению. Являются ли эти обоснования научными обоснованиями? Обведите «да» или «нет» в каждой строчке.

– Клонированные люди могут быть более чувствительны к отдельным болезням, чем нормальные люди.

–  Люди не должны брать на себя роль Создателя.

Академик Владимир Арнольд однажды спросил знакомого американского физика, как он ухитряется хорошо сдавать американские тесты. Тот ответил, что, по-видимому, у него выработалось адекватное представление об уровне глупости их авторов.

Для данной задачи угадать ответ, предполагаемый ее авторами, очень просто: конечно, первое обоснование надо объявить научным, а второе – нет.

   На самом же деле эта задача показывает лишь то, что эти авторы понятия не имеют о том, что такое наука и научное обоснование. Все, что в действительности испытуемый школьник может сказать про первый ответ, – это то, что он наукообразен, то есть сформулирован в терминах, на которых могут формулироваться и подлинно научные обоснования. Однако наука и лженаука очень часто говорят на одном языке. Для того, чтобы понять, действительно ли этот ответ научен, надо разобраться в проблеме по существу, то есть выяснить, не является ли это «могут быть» беспочвенным страхом. Вводной части задания для честного решения этого вопроса абсолютно недостаточно, хотя, повторюсь, ее совершенно достаточно для того, чтобы угадать ответ, угодный авторам.

   Ничего, кроме этого политико-психологического, то есть чисто гуманитарного, умения угадать и угодить, данный вопрос не тестирует. Диктуемые естественными науками правила приличия требуют, чтобы человек в подобных ситуациях, когда он уверен в ответе менее чем на 99% (в серьезной науке – меньше, чем на 99,99%), так и говорил: «я не уверен» – и шел разбираться в библиотеку или в лабораторию. Настоящее математическое, да и естественнонаучное образование приучает ученика поступать именно так. В испытании PISA он будет за это наказан.

Приведенная выше задача демонстрируют совершенно порочное представление о роли естественнонаучного образования. Они отвечают низшему уровню обывательских представлений о том, где научное знание может потребоваться обычному человеку в повседневной жизни.

 


 

 

 

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна