Сборник документов. Документ № 1. Совет народных комиссаров СССР. ЦК ВКП(б). Постановление от 17 ноября 1938 года № 81. Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия. Документ № 2. 21 февраля 1939 года. Спецсообщение Л.П. Берии, А.Я. Вышинского и Н.М. Рычкова И.В. Сталину с приложением приказа о ходе выполнения постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года «об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». Документ № 3. Записка А.Я. Вышинского и Л.П. Берии И.В. Сталину с приложением проекта решения «об устранении недостатков в отношении порядка согласования арестов…».

В целях проверки выполнения органами НКВД и Прокуратуры постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» в части организации следственной работы и осуществления прокурорского надзора за следствием,

ДОКУМЕНТ № 1

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
 
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 ноября 1938 г. N 81

ОБ АРЕСТАХ, ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ И ВЕДЕНИИ СЛЕДСТВИЯ

Источник информации — http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4167.htm 

СНК СССР и ЦК ВКП(б) отмечают, что за 1937 — 1938 гг. под руководством партии органы НКВД проделали большую работу по разгрому врагов народа и очистке СССР от многочисленных шпионских, террористических, диверсионных и вредительских кадров из троцкистов, бухаринцев, эсеров, меньшевиков, буржуазных националистов, белогвардейцев, беглых кулаков и уголовников, представлявших из себя серьезную опору иностранных разведок в СССР и, в особенности, разведок Японии, Германии, Польши, Англии и Франции.

Одновременно органами НКВД проделана большая работа также и по разгону шпионско-диверсионной агентуры иностранных разведок, переброшенных в СССР в большом количестве из-за кордона под видом так называемых политэмигрантов и перебежчиков из поляков, румын, финнов, немцев, латышей, эстонцев, харбинцев и проч.

Очистка страны от диверсионных повстанческих и шпионских кадров сыграла свою положительную роль в деле обеспечения дальнейших успехов социалистического строительства.

Однако не следует думать, что на этом дело очистки СССР от шпионов, вредителей, террористов и диверсантов окончено.

Задача теперь заключается в том, чтобы, продолжая и впредь беспощадную борьбу со всеми врагами СССР, организовать эту борьбу при помощи более совершенных и надежных методов.

Это тем более необходимо, что массовые операции по разгрому и выкорчевыванию вражеских элементов, проведенные органами НКВД в 1937 — 1938 гг., при упрощенном ведении следствия и суда — не могли не привести к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и прокуратуры. Больше того, враги народа и шпионы иностранных разведок, пробравшиеся в органы НКВД как в центре, так и на местах, продолжая вести свою подрывную работу, старались всячески запутать следственные и агентурные дела, сознательно извращали советские законы, проводили массовые и необоснованные аресты, в то же время спасая от разгрома своих сообщников, в особенности, засевших в органах НКВД.

Главнейшими недостатками, выявленными за последнее время в работе органов НКВД и прокуратуры, являются следующие:

Во-первых, работники НКВД совершенно забросили агентурно-осведомительную работу, предпочитая действовать более упрощенным способом, путем практики массовых арестов, не заботясь при этом о полноте и высоком качестве расследования.

Работники НКВД настолько отвыкли от кропотливой, систематической агентурно-осведомительной работы и так вошли во вкус упрощенного порядка производства дел, что до самого последнего времени возбуждают вопросы о предоставлении им так называемых "лимитов" для производства массовых арестов.

Это привело к тому, что и без того слабая агентурная работа еще более отстала и что хуже всего, многие наркомвнудельцы потеряли вкус к агентурным мероприятиям, играющим в чекистской работе исключительно важную роль.

Это, наконец, привело к тому, что при отсутствии надлежаще поставленной агентурной работы следствию, как правило, не удавалось полностью разоблачить арестованных шпионов и диверсантов иностранных разведок и полностью вскрыть все их преступные связи.

Такая недооценка значения агентурной работы и недопустимо легкомысленное отношение к арестам тем более нетерпимы, что Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) в своих Постановлениях от 8 мая 1933 года, 17 июня 1935 года и, наконец, 3 марта 1937 года давали категорические указания о необходимости правильно организовать агентурную работу, ограничить аресты и улучшить следствие.

Во-вторых, крупнейшим недостатком работы органов НКВД является глубоко укоренившийся упрощенный порядок расследования, при котором, как правило, следователь ограничивается получением от обвиняемого признания своей вины и совершенно не заботится о подкреплении этого признания необходимыми документальными данными (показания свидетелей, акты экспертизы, вещественные доказательства и проч.).

Часто арестованный не допрашивается в течение месяца после ареста, иногда и больше. При допросах арестованных протоколы допроса не всегда ведутся. Нередко имеют место случаи, когда показания арестованного записываются следователем в виде заметок, а затем, спустя продолжительное время (декада, месяц и даже больше), составляется общий протокол, причем совершенно не выполняется требование статьи 138 УПК о дословной, по возможности, фиксации показаний арестованного. Очень часто протокол допроса не составляется до тех пор, пока арестованный не признается в совершенных им преступлениях. Нередки случаи, когда в протокол допроса вовсе не записываются показания обвиняемого, опровергающие те или другие данные обвинения.

Следственные дела оформляются неряшливо, в дело помещаются черновые, неизвестно кем исправленные и перечеркнутые карандашные записи показаний, помещаются неподписанные допрашиваемым и незаверенные следователем протоколы показаний, включаются не подписанные и не утвержденные обвинительные заключения и т.п.

Органы прокуратуры, со своей стороны, не принимают необходимых мер к устранению этих недостатков, сводя, как правило, свое участие в расследовании к простой регистрации и штампованию следственных материалов. Органы прокуратуры не только не устраняют нарушений революционной законности, но фактически узаконяют эти нарушения.

Такого рода безответственным отношением к следственному производству и грубым нарушением установленных законом процессуальных правил нередко умело пользовались пробравшиеся в органы НКВД и прокуратуры — как в центре, так и на местах, — враги народа. Они сознательно извращали советские законы, совершали подлоги, фальсифицировали следственные документы, привлекая к уголовной ответственности и подвергая аресту по пустяковым основаниям и даже вовсе без всяких оснований, создавали с провокационной целью "дела" против невинных людей, а в то же время принимали все меры к тому, чтобы укрыть и спасти от разгрома своих соучастников по преступной антисоветской деятельности. Такого рода факты имели место как в центральном аппарате НКВД, так и на местах.

Все эти отмеченные в работе органов НКВД и прокуратуры совершенно нетерпимые недостатки были возможны только потому, что пробравшиеся в органы НКВД и прокуратуры враги народа всячески пытались оторвать работу органов НКВД и прокуратуры от партийных органов, уйти от партийного контроля и руководства и тем самым облегчить себе и своим сообщникам возможность продолжения своей антисоветской, подрывной деятельности.

В целях решительного устранения изложенных недостатков и надлежащей организации следственной работы органов НКВД и прокуратуры СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановляют:

1. Запретить органам НКВД и прокуратуры производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению.

В соответствии со ст. 127 Конституции СССР аресты производить только по постановлению суда или с санкции прокурора.

Выселение из погранполосы допускается в каждом отдельном случае с разрешения СНК СССР и ЦК ВКП(б) по специальному представлению соответствующего обкома, крайкома или ЦК нацкомпартий, согласованному с НКВД СССР.

2. Ликвидировать судебные тройки, созданные в порядке особых приказов НКВД СССР, а также тройки при областных, краевых и республиканских Управлениях РК милиции.

Впредь все дела в точном соответствии с действующими законами о подсудности передавать на рассмотрение судов или Особого совещания при НКВД СССР.

3. При арестах органам НКВД и прокуратуры руководствоваться следующим:

а) согласование на аресты производить в строгом соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 июня 1935 года;

б) при истребовании от прокурора санкций на арест — органы НКВД обязаны представить мотивированное постановление и все, обосновывающее необходимость ареста, материалы;

в) органы прокуратуры обязаны тщательно и по существу проверить обоснованность постановлений органов НКВД об арестах, требуя в случае необходимости, производства дополнительных следственных действий или представления дополнительных следственных материалов;

г) органы прокуратуры обязаны не допускать производства арестов без достаточных оснований.

Установить, что за каждый неправильный арест, наряду с работниками НКВД, несет ответственность и давший санкцию на арест прокурор.

4. Обязать органы НКВД при производстве следствия в точности соблюдать все требования Уголовно-процессуальных кодексов.

В частности:

а) заканчивать расследование в сроки, установленные законом;

б) производить допросы арестованных не позже 24-х часов после их ареста; после каждого допроса составлять немедленно протокол в соответствии с требованием статьи 138 УПК с точным указанием времени начала и окончания допроса.

Прокурор при ознакомлении с протоколом допроса обязан на протоколе делать надпись об ознакомлении с обозначением часа, дня, месяца и года;

в) документы, переписку и другие предметы, отбираемые при обыске, опечатывать немедленно на месте обыска, согласно ст. 184 УПК, составляя подробную опись всего опечатанного.

5. Обязать органы прокуратуры в точности соблюдать требования Уголовно-процессуальных кодексов по осуществлению прокурорского надзора за следствием, производимым органами НКВД.

В соответствии с этим обязать прокуроров систематически проверять выполнение следственными органами всех установленных законом правил ведения следствия и немедленно устранять нарушения этих правил: принимать меры к обеспечению за обвиняемым предоставленных ему по закону процессуальных прав и т.п.

В связи с возрастающей ролью прокурорского надзора и возложенной на органы прокуратуры ответственностью за аресты и проводимое органами НКВД следствие признать необходимым:

а) установить, что все прокуроры, осуществляющие надзор за следствием, производимым органами НКВД, утверждаются ЦК ВКП(б) по представлению соответствующих обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий и прокурора Союза ССР;

б) обязать обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий в 2-месячный срок проверить и представить на утверждение в ЦК ВКП(б) кандидатуры всех прокуроров, осуществляющих надзор за следствием в органах НКВД;

в) обязать прокурора Союза ССР т. Вышинского выделить из состава работников центрального аппарата политически проверенных квалифицированных прокуроров для осуществления надзора за следствием, проводимым центральным аппаратом НКВД, и в двухдекадный срок представить их на утверждение ЦК ВКП(б).

7. Утвердить мероприятия НКВД СССР по упорядочению следственного производства в органах НКВД, изложенные в Приказе от 23 ноября 1938 г. В частности, одобрить решение НКВД об организации в оперативных отделах специальных следственных частей.

Придавая особое значение правильной организации следственной работы органов НКВД, обязать НКВД СССР обеспечить назначение следователями в центре и на местах лучших, наиболее проверенных политически и зарекомендовавших себя на работе квалифицированных членов партии.

Установить, что все следователи органов НКВД в центре и на местах назначаются только по приказу народного комиссара внутренних дел СССР.

8. Обязать НКВД СССР и прокурора Союза ССР дать своим местным органам указания по точному исполнению настоящего Постановления.

 
* * *
СНК СССР и ЦК ВКП(б) обращают внимание всех работников НКВД и прокуратуры на необходимость решительного устранения отмеченных выше недостатков в работе органов НКВД и прокуратуры и на исключительное значение организации всей следственной и прокурорской работы по-новому.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) предупреждают всех работников НКВД и прокуратуры, что за малейшее нарушение советских законов и директив партии и правительства каждый работник НКВД и прокуратуры, не взирая на лица, будет привлекаться к суровой судебной ответственности.

Председатель Совета

Народных Комиссаров СССР

В.МОЛОТОВ

Секретарь Центрального

Комитета ВКП(б)

И.СТАЛИН

ДОКУМЕНТ № 2

Спецсообщение Л.П. Берии, А.Я. Вышинского и Н.М. Рычкова И.В. Сталину с приложением приказа о ходе выполнения постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года "об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия"

21.02.1939

№ 676/б

ЦК ВКП(б) товарищу СТАЛИНУ

В целях проверки выполнения органами НКВД и Прокуратуры постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» в части организации следственной работы и осуществления прокурорского надзора за следствием, в НКВД СССР было созвано 19 февраля с.г. совещание, в котором приняли участие 26 начальников областных, краевых УНКВД и наркомов внутренних дел союзных и автономных республик и ряд ответственных работников прокуратуры центра и периферии.

На совещании было установлено, что в данное время в органах НКВД имеется большое количество незаконченных следственных дел, что отрицательно влияет на качество следственной работы, все еще отстающей от требований, предъявляемых постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года.
Совещание вскрыло весьма слабое состояние прокурорского надзора за следствием как в центре, так и в особенности на периферии.

Слабость прокурорского надзора объясняется несоответствием как с политической, так и с деловой стороны ряда прокурорских работников, а также большим разрывом между потребным количеством работников и наличным составом.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) в части, касающейся проверки и представления на утверждение ЦК ВКП(б) кандидатур всех прокуроров, осуществляющих надзор за следствием в органах НКВД, несмотря на истечение установленного срока, не выполнено.

Особо необходимо отметить слабое участие прокуроров в следственной работе, проводимой органами НКВД, недопустимую задержку проверки дел, поступающих из органов НКВД, и волокиту с передачей дел по подсудности, что находится в прямой зависимости от недостатка кадров и практикующейся рядом прокуроров самостраховки.

Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г., в связи с ликвидацией судебных троек, созданных в порядке особых приказов НКВД СССР, а также троек при областных, краевых и республиканских управлений, обязывало Наркомюст и судебные органы (военные трибуналы, областные и верховные суды, линейные суды железнодорожного и водного транспорта) подготовиться к приему этих дел, чтобы обеспечить правильное и своевременное разбирательство поступающих дел из органов НКВД. Для этого следовало пересмотреть и укрепить судебные органы проверенными квалифицированными кадрами, такой подготовки со стороны Наркомюста проведено не было.

Во многих судебных инстанциях разбирательство дел осуществляется чрезвычайно медленно, дела задерживаются рассмотрением месяцами, само рассмотрение судебных дел неудовлетворительно, имеется много случаев неосновательного возвращения дел на доследование.

В целях обеспечения выполнения постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 года просим ЦК ВКП(б):

1. Увеличить количество работников прокуратуры, осуществляющих надзор за органами НКВД, на 1100 человек.

2. Поручить тов. ВЫШИНСКОМУ совместно с обкомами, крайкомами и ЦК нацкомпартий проверить личный состав прокуроров, осуществляющих надзор за следствием, и удалить сомнительных и негодных работников. О результатах проделанной работы в месячный срок сообщить в ЦК ВКП(б).

3. Обязать обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий оказать полное содействие тов. ВЫШИНСКОМУ в проверке личного состава прокуроров.

4. Обязать обкомы, крайкомы и ЦК нацкомпартий под личную ответственность первых секретарей укомплектовать в месячный срок местные органы прокуратуры, надзирающие за следствием в органах НКВД, проверенными и квалифицированными работниками. Отчет о проведенной работе представить в ЦК ВКП(б).

5. Обязать тов. тов. МАЛЕНКОВА и ВЫШИНСКОГО подобрать для прокуратуры СССР 100 человек, преимущественно из числа окончивших высшие учебные заведения.

6. Обязать Наркомюст СССР тов. РЫЧКОВА и председателя Верховного Суда СССР тов. ГОЛЯКОВА принять меры к рассмотрению судами накопившихся дел, переданных из органов НКВД и прокуратуры, и установить порядок, гарантирующий в дальнейшем своевременное и правильное рассмотрение дел, передаваемых в суды.

7. Поручить тов. РЫЧКОВУ совместно с соответствующими партийными организациями в 2-х декадный срок проверить и укомплектовать судебные органы Ленинграда, Саратова, Украины (Сумская, Кировоградская и Запорожская области), Ростова, Челябинска, Перми и других и о результатах доложить ЦК ВКП(б).
Прилагаем копию приказа НКВД СССР и прокурора СССР о мероприятиях по обеспечению выполнения постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года.

Наркомвнудел БЕРИЯ

Прокурор СССР ВЫШИНСКИЙ

Наркомюст СССР РЫЧКОВ

 


ПРИКАЗ

НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР И ПРОКУРОРА СССР за 1939 год

О ходе выполнения Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия»

« » февраля 1939 г. гор. М о с к в а

В целях проверки выполнения органами НКВД и Прокуратуры Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» в части организации следственной работы и осуществления прокурорского надзора за следствием, в НКВД СССР было созвано 19 февраля сего года совещание, в котором приняли участие 22 начальника областных и краевых УНКВД и Наркомов Внутренних дел союзных и автономных республик и ряд ответственных работников Прокуратуры центра и периферии.

На совещании было установлено, что в данное время в органах НКВД имеется большое количество незаконченных следственных дел, что отрицательно влияет на качество следственной работы, все еще отстающей от требований, предъявляемых Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года.

Совещание вскрыло, что прокурорский надзор за следствием как в центре, так и в особенности на периферии осуществляется весьма слабо.

Особо необходимо отметить слабое участие прокуроров в следственной работе, проводимой органами НКВД, недопустимую задержку проверки дел, поступающих из органов НКВД, и волокиту с передачей этих дел по подсудности.

В целях решительного устранения недостатков в деле выполнения органами НКВД и Прокуратуры СССР Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 года

ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Всем Наркомам внутренних дел союзных и автономных республик и начальникам краевых и областных Управлений Особых и транспортных органов НКВД:

а) для быстрейшего окончания накопившихся следственных дел укрепить следственные части работниками за счет других оперативных отделов;

б) принять меры к устранению имеющихся недостатков в следственной работе (слабая документация, несоблюдение требований УПК, особенно в части сроков ведения следствия и обязательного составления протоколов после каждого допроса и т.д.).

2. Прокурорам союзных и автономных республик, краев и областей, военным прокурорам, прокурорам железнодорожного и водного транспорта, районным прокурорам:

а) установить деловой контакт с органами НКВД, обеспечивающий своевременное и оперативное разрешение всех возникающих в процессе следствия вопросов с момента возникновения дела до его окончания и передачи по подсудности;

б) усилить прокурорский состав путем привлечения к рассмотрению следственных дел, накопившихся в республиканских, краевых, областных прокуратурах и прокуратурах военных округов, ряда работников центральных и периферийных органов прокуратуры;

в) обеспечить установление такого порядка рассмотрения поступающих из органов НКВД следственных дел, при котором сроки рассмотрения этих дел в органы прокуратуры не превышали бы 10 дней;

г) обратить внимание прокуроров на недопустимость возвращения в органы НКВД дел для доследования по малозначительным, большей частью формального порядка основаниям, особенно в случаях, когда недочеты следствия могут быть устранены непосредственно самими прокурорами без возвращения дел на доследование;

д) при предъявлении требования о разделении или объединении дел в соответствии со ст. 117-й УПК РСФСР и соответствующей ст. УПК Союзных республик исходить из конкретных обстоятельств каждого дела, учитывая политическую целесообразность и практическую необходимость и возможность осуществления этих требований.

3. Установленный приказом НКВД СССР за № 701 от 23 октября 1938 года порядок продления сроков ведения следствия отменить и впредь руководствоваться статьей 116 УПК РСФСР и соответствующими статьями УПК других союзных республик.

4. Настоящий приказ зачитать на совместных оперативных совещаниях работников органов НКВД и прокуратуры и наметить необходимые практические мероприятия.

Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Л. БЕРИЯ

Прокурор Союза ССР ВЫШИНСКИЙ

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 6. Л. 172—175. Подлинник. Машинопись.

 ДОКУМЕНТ № 3

Записка А.Я. Вышинского и Л.П. Берии И.В. Сталину с приложением проекта решения "Об устранении недостатков в отношении порядка согласования арестов…"

Источник нформации — http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/58720

04.03.1940

№ 949/б

Совершенно секретно

ЦК ВКП(б) товарищу СТАЛИНУ

При этом представляем проект решения ЦК ВКП(б) «Об устранении имеющихся недостатков в отношении порядка согласования арестов, а также освобождения из-под стражи органами суда, НКВД и прокуратуры лиц, арестованных по делам НКВД».

Прилагаем постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 1-ого декабря 1938 года.

Л. БЕРИЯ

ВЫШИНСКИЙ

Копия послана т. Вышинскому.

ПРОЕКТ

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ВКП(б)

«Об устранении имеющихся недостатков в отношении порядка согласования арестов, а также освобождения из-под стражи органами суда, НКВД и прокуратуры лиц, арестованных по делам НКВД»

В целях устранения имеющихся недостатков в отношении порядка согласования арестов, а также освобождения из-под стражи органами суда, НКВД и прокуратуры лиц, арестованных НКВД, в дополнение к постановлениям ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17.XI.—1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» и от 1.XII.—1938 года — «О порядке согласования арестов», Центральный Комитет ВКП(б) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Предложить судебным органам, прокуратуре СССР и НКВД СССР впредь руководствоваться следующим:

1. Категорически воспретить производство арестов с нарушением порядка, установленного постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 1.XII.—1938 года, обязав органы НКВД и Прокуратуры привлекать к строжайшей ответственности должностных лиц за нарушение этого порядка.

2. Разрешения на аресты высшего начальствующего и политического состава РККА и военно-морского флота (от командира и комиссара полка и выше и по соответствующим им должностям в военно-морском флоте) даются лишь по предварительному согласованию с Народным комиссаром Обороны или Народным комиссаром военно-морского флота по принадлежности и санкции Секретариата ЦК ВКП(б).

3. Установить, что освобождение из-под стражи лиц, арест которых был произведен по согласованию с партийными органами, может иметь место только по предварительному согласованию с соответствующими партийными органами.

4. Установить, что освобождение Прокуратурой из-под стражи лиц, арестованных по делам, переданным Прокуратуре из органов НКВД, может иметь место лишь по предварительному уведомлению органов НКВД.

При наличии возражений со стороны органов НКВД освобождение арестованных не может иметь места впредь до разрешения вопроса вышестоящими органами Прокуратуры и НКВД.

В случае же разногласий между НКВД СССР и Прокуратурой СССР — вопрос переносится НКВД СССР на разрешение ЦК ВКП(б).

5. Категорически запретить какую-либо ссылку в материалах следственного и судебного производства на решения и постановления партийных органов.

6. Обязать прокуроров принимать активное участие в предварительном следствии, производимом органами НКВД с тем, чтобы еще в процессе расследования устранять замеченные недочеты следствия, своевременно направлять следственные дела по подсудности и предотвращать возвращение их к доследованию без достаточных оснований.

Органы прокуратуры в случае необходимости сами обязаны проводить дополнительные следственные действия по полученным из НКВД следственным делам.

Участвуя в судебных процессах, прокуроры обязаны принимать все меры к выяснению всех обстоятельств дела. В случае вынесения судами необоснованных оправдательных приговоров и определений о возвращении дел к доследованию прокуроры обязаны опротестовывать такие приговоры и определения в установленном порядке.

7. Обязать председателей Верховных, Краевых, Областных, Окружных, Городских и Специальных судов полностью обеспечить в процессе судебного следствия исчерпывающее расследование всех обстоятельств дела и в случае необходимости обеспечить дополнение данных предварительного следствия новыми материалами судебного следствия.

Возвращение судами дел к доследованию может иметь место лишь в тех случаях, когда недостатки предварительного следствия невозможно восполнить в самом судебном заседании.

8. Обязать судебные органы во всех случаях вынесения ими оправдательных приговоров и освобождения из-под стражи обвиняемых по делам, переданным им из органов НКВД, немедленно сообщать о вынесенных приговорах органам НКВД.

9. Отметить наличие в ряде случаев поверхностного и невнимательного рассмотрения органами прокуратуры и суда дел, передаваемых из НКВД, и формальный подход их к решению вопросов, связанных с прекращением дел и направлением их на доследование.

10. Поручить тов. БЕРИЯ и тов. ВЫШИНСКОМУ на совещании руководящих работников суда и прокуратуры СССР и руководящего состава оперативных работников НКВД СССР разъяснить настоящее постановление.

« » марта 1940 года

АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 7. Л. 24—28. Подлинник. Машинопись.
 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: