Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова. Ошибки в учебнике химии для 8-го класса (издание 2009 г.) О. С. Габриеляна. Часть 1.

Новый учебник химии для 8-го класса (издание 2009 г. О.С. Габриеляна содержит меньше дефектов, чем предыдущий учебник (1998 г. - 2005 г. ?). Здесь приводятся результаты проверки первых 37 страниц учебника ("Введение").







Анатолий Владимирович Краснянский, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.  

Ошибки в учебнике химии для 8-го класса (издание 2009 г.) О.С. Габриеляна. Часть 1.

 

 Объект изучения:   Учебник для 8 класса О.С. Габриеляна.  Имеет гриф: "Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации". "Дрофа". Москва. 15-е издание. 2009 год. Тираж 100000 экз.

 

 Введение. Параграфы 1-5. Стр. 5 – 37.

 

 

Стр. 6. «Из отдельных изолированных атомов состоят такие вещества, как неон, аргон, криптон, гелий. Их еще называют благородными или инертными газами, потому что их атомы не соединяются друг с другом и почти не соединяются с атомами других химических элементов. Совсем другое дело – атомы водорода. Они могут существовать поодиночке, как на Солнце, которое более чем наполовину состоит из отдельных атомов водорода».

 

   Во-первых, слово «изолированные» – лишнее слово. Изолированный – отдельный, единичный. (С.И. Ожегов). Во-вторых, химики и физики не знают, что такое «атомы почти не соединяются друг с другом». В-третьих, неясно, что значит "наполовину состоит?". По числу атомов: из 100 атомов солнечного вещества 90 – атомы водорода. По массе: в 100 г солнечного вещества содержится 68 г водорода (как в виде атомов, так и в виде молекулярного водорода), или речь идет о том, что химический элемент водород в солнечном веществе существует в виде атомов и молекул, но атомов водорода больше, чем молекул водорода. Здесь О.С. Габриелян сделал логическую ошибку, название которой: «амфиболия». Амфиболия (греч. amphibolia – двусмысленность, двойственность) – логическая ошибка, заключающаяся в том, что грамматическое выражение (совокупность нескольких слов) допускает его двоякое толкование.  Иcточник информации: Н.И. Кондаков. Логический словарь-справочник. Издательство «Наука». Москва. 1975.

Стр. 13. "Физическими явлениями называются такие, при которых могут изменяться размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным". (С.8).

   Здесь дано разъяснение посредством примеров, что такое "физические явления", но примеров всего три (размеры, форма тел, агрегатное состояние веществ).  Дополнительные примеры физических явлений, понятные для 8-классников: испускание света (электрические лампочки), рассеяние света (туман), поглощение света (вещества черного цвета) отражение и преломление света (бриллианты), люминесценция (используется в дорожных знаках, игрушках) магнитные явления (магниты), электрические разряды (молнии) и т.п.  

Стр. 27. «Другие элементы названы в честь небесных тел или планет Солнечной системы – селен и теллур (от греч. Селена – луна и Теллурис – Земля), уран, нептуний, плутоний». Планеты – вид небесных тел, поэтому неправильно говорить: «небесные тела или планеты».

Стр. 31. «Еще нагляднее другая модель: подобно тому как 33 буквы русского алфавита образуют различные комбинации десятки тысяч слов, так и 110 химических элементов в различных сочетаниях создают более 20 миллионов наименований веществ». «Наименование» – то же, что «название» (С.И. Ожегов). Химические элементы создают более 20 миллионов веществ, а не 20 миллионов названий веществ.

 

Стр. 34. «Размеры молекул, а тем более атомов настолько малы, что их невозможно рассмотреть даже в лучшие оптические микроскопы, дающие увеличение в 5 – 6 тысяч раз. Их невозможно рассмотреть и в электронные микроскопы, дающие увеличение в 40000 раз».

 

 

Стр.38. (Глава первая, параграф 6.) «Рис 28. Ученые могут сфотографировать атомы».  

 

О.С. Габриелян нарушил требования закона логики (закона противоречия): допустил логическую ошибку: «противоречие». Противоречие: «Атомы невозможно увидеть»; «Атомы можно увидеть на фотографии».

   Большие молекулы – молекулы белков, РНК и ДНК можно увидеть с помощью электронного микроскопа; атомы металлов, например вольфрама можно увидеть с помощью ионного проектора.  

   Электронный микроскоп – прибор для наблюдения и фотографирования многократно (до 106 раз) увеличенного изображения объекта, в котором вместо световых лучей используются пучки электронов, ускоренных до больших энергий (30 – 1000 кэВ и более) в условиях глубокого вакуума.  Источник информации: Физическая энциклопедия, том. 5, с. 574. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1998.

   Ионный проектор – безлинзовый ионно-оптический прибор для получения увеличенного в несколько миллионов раз изображения поверхности твердого тела (чаще металла). С помощью ионного проектора можно различать детали поверхности, разделенные расстояниями порядка 0,2 – 0,3 нанометра, что дает возможность наблюдать расположение отдельных атомов в кристаллической решетке. Источник информации: Физическая энциклопедия, том. 2, с. 209. Москва. Научное издательство « Советская энциклопедия». 1990.

 

Стр. 35. «В настоящее время ученые-физики и ученые-химики придерживаются мнения, что относительная атомная масса элемента – это величина, показывающая, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода».

 

Ученые не придерживаются мнения, а договорились между собой дать определение понятию «относительная атомная масса химического определения».

 

Стр. 37, задание 8.  Дайте полную характеристику глюкозы С6H12O6, используя пример описания CO2.

Из контекста (стр. 36) следует, что речь идет не о свойствах глюкозы как вещества. Вероятно, О.С. Габриелян хотел сказать: «Какую информацию содержит химическая формула глюкозы С6H12O6 ?».


 
 

 

Комментарии: 2
  1. Аватар
    Гаденыш

    Написали бы что такое физическое явление в крациииии!(((

    1. Анатолий Краснянский
      Анатолий Краснянский (автор)

      Вы забыли про «волшебное» слово «пожалуйста»!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: