Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анатолий Кошкин. Поправки к Конституции и переговоры о Курилах. Сборник статей. 1. Курилы: Кому верить – Марии Захаровой или Джеймсу Брауну? 2. Курильские острова России: ни шагу назад! 3. Продолжит ли МИД РФ в свете поправки к Конституции «переговоры о Курилах»? 4. Анатолий Кошкин Станет ли поправка в Конституции «точкой» в переговорах о Курилах? 5. Анатолий Кошкин. Как «безголовый» министр иностранных дел России русскими землями торговал.

5.06.2020 17:15      Просмотров: 58      Комментариев: 0      Категория: Международные договоры с участием СССР и России


Анатолий  Кошкин  

Поправки к Конституции и переговоры о Курилах

Сборник статей

 

Содержание сборника

1. Курилы: Кому верить – Марии Захаровой или Джеймсу Брауну? 

2. Курильские острова России: ни шагу назад! 

3. Продолжит ли МИД РФ в свете поправки к Конституции «переговоры о Курилах»? 

4. Станет ли поправка в Конституции «точкой» в переговорах о Курилах?

5. Как «безголовый» министр иностранных дел России русскими землями торговал.

Дополнение к теме: Валерий Филимонов . Японцы ожидают от России «гибкости» по Курилам.

 

 

 

Статья 1

Анатолий  Кошкин

Курилы: Кому верить – Марии Захаровой или Джеймсу Брауну?

4 июня 2020 года.    Аннотация:  У голосующих за поправки в Конституцию не должно быть недопонимания и сомнений.   URL:  https://regnum.ru/news/polit/2972521.html    




Мне уже неоднократно задавали вопрос, не может ли внесенная самим президентом РФ Владимиром Путиным оговорка в поправке к Конституции о запрете отчуждения российских земель о допустимости демаркации, делимитации и редемаркации границ быть использована при территориальных уступках, например, Курильских островов Японии. Так как я уже давно не принадлежу к властным структурам и не имею допуска к соответствующим документам, отсылаю спрашивающих к заявленной позиции по этому вопросу официального представителя МИД РФ Марии Захаровой.


Отвечая на запрос ИА REGNUM, г-жа Захарова, в частности, заявила: «В ответ на Ваш запрос сообщаем, что в российско-японских отношениях со времени окончания Второй мировой войны сохраняется проблема мирного договора. Именно по ней, а не вопросам демаркации или делимитации ведутся переговоры в соответствии с договоренностью на высшем уровне в Сингапуре в ноябре 2018 г. на основе Совместной декларации 1956 года.

…Как мы неоднократно отмечали, в том числе в ходе переговоров с японской стороной, первоочередным шагом к урегулированию данной проблемы должно стать признание Японией итогов Второй мировой войны в полном объеме, включая российский суверенитет над южными Курильскими островами».

И все же вопросы остаются. Думаю, не грех было бы МИД РФ пояснить, для каких случаев министерство попросило президента Путина вписать в поправку допущение изменения границ под видом демаркации и делимитации. Глядишь, и японские аналитики успокоились бы и перестали «наводить тень на плетень». Да и, прямо скажем, с этими оговорками как-то не получается реализовать поддержанный Путиным призыв актера Владимира Машкова: «Отдавать — нельзя и даже вести переговоры по этому поводу нельзя. Железобетонно!».

Одним из оснований для направления запроса была публикация в японском издании «Тоё кэйдзай» ранее отбывшего тюремный срок за финансовые махинации с государственными средствами бывшего сотрудника МИД Японии Масару Сато, ныне именующего себя «писателем». На страницах этого издания он убеждал японского читателя в том, что Токио достаточно будет требовать, чтобы Россия «вернула острова Хабомаи и Шикотан на основе Советско-японской декларации», и для этого останутся-де возможности даже после изменений в Конституции. В своем ответе Мария Захарова отметила, что указанная «публикация издания «Тоё кэйдзай» не имеет под собой каких-либо оснований».

Однако попытки представить оговорки по поводу «демаркации, делимитации и редемаркации» как лазейку для отторжения Курил в пользу Японии продолжаются. Так, в опубликованном Московским центром Карнеги переводе статьи доцента японского филиала в Токио американского университета Темпл Джеймса Брауна, обычно представляемого как аналитика, специалиста по японско-российским отношениям, утверждается ни много, ни мало следующее: «Источники в президентской администрации сообщили японским СМИ, что Японии не о чем беспокоиться, потому что поправка разрешает переговоры о «делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы».

Так кому верить — Марии Захаровой или Джеймсу Брауну? Хотя, честно говоря, мне бы хотелось верить губернатору Сахалинской области Валерию Лимаренко, который после выдвижения инициативы включения в Конституцию запрета не только на передачу российских территорий, но и на переговоры об отчуждении наших земель заявил: «Это справедливая инициатива, которая могла бы окончательно и бесповоротно поставить точку в бессмысленных спекуляциях на тему принадлежности Курильских островов».

И все же вопросы остаются. Думаю, не грех было бы МИД РФ пояснить, для каких случаев министерство попросило президента Путина вписать в поправку допущение изменения границ под видом демаркации и делимитации. Глядишь, и японские аналитики успокоились бы и перестали «наводить тень на плетень». Да и, прямо скажем, с этими оговорками как-то не получается реализовать поддержанный Путиным призыв актера Владимира Машкова: «Отдавать — нельзя и даже вести переговоры по этому поводу нельзя. Железобетонно!».


 

Статья 2

Анатолий Кошкин

Курильские острова России: ни шагу назад!

25 октября 2017 года.  URL:  https://regnum.ru/news/polit/2335859.html

 

Курильские острова являются частью границы РФ, которая не только служит линией пограничного размежевания с Японией, но и представляет собой естественный передовой рубеж защиты всего дальневосточного побережья России, позволяющий контролировать всю акваторию Охотского моря, обеспечивать свободный выход российского военно-морского флота в Тихий океан. При этом особую важность имеют незамерзающие и глубоководные проливы между южнокурильскими островами, на которые претендует Япония.

При рассмотрении военно-стратегического аспекта ситуации в зоне южнокурильских островов следует исходить из того, что Япония является военно-политическим союзником США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а в последнее время и в глобальном масштабе.

Курильские острова имеют важное хозяйственное значение. Немалую ценность представляют запасы минеральных ресурсов южнокурильских островов: углеводороды — около 2 млрд. тонн, золото и серебро соответственно около 2 тыс. тонн и около 10 тыс. тонн, титана — около 40 млн тонн, железа — свыше 270 млн тонн, серы — 117 млн тонн. На острове Итуруп имеется источник исключительно важного для электронной промышленности редкого металла рений, ежегодный вынос которого составляет 36 тонн — годовое потребление в мире. Другого месторождения рения в России нет. Курильские острова богаты местными энергетическими ресурсами, используя которые, возможно решить проблему энергообеспечения по количеству, качеству и с более низким тарифом. Особенно перспективна геотермальная энергетика, запасы которой на Курилах огромны.

Главным же богатством региона являются крупнейшие ресурсы ценных пород рыб и морепродуктов. Район южных Курил является местом, где отмечается довольно редкое явление, именуемое апвеллинг, а именно зоной встречи теплого и холодного морских течений. В результате происходит турбуленция воды и подъем с морского дна корма для рыб и морепродуктов. Это привлекает сюда огромные стада рыб. Считается, что на планете подобных мест всего десять.

Стоимость добываемых ресурсов превышает 4 млрд. долларов. В районе южных Курил в больших количествах добываются минтай, треска, навага, камбала, окуни, сайра, скумбрия, лосось, анчоус, тунцы, крабы, креветка, морские ежи, гребешок и многие другие виды. Курильские острова располагают мощной сырьевой базой для развития производства биофармацевтической продукции. В настоящее время существуют уникальные отечественные и зарубежные технологии по переработке имеющихся в изобилии на Курилах бурых, красных и зеленых водорослей, из которых изготавливаются весьма ценные биопрепараты. Единственная промысловая база в России по добыче анфельции (сырья для производства агара) имеется только на о. Кунашир в заливе Измена.

Вопрос о судьбе южнокурильских островов не может быть ограничен лишь соображениями военно-стратегических и экономических интересов. Это весьма острый вопрос чести и национального достоинства государства и народа.

Происходившее в 90-е годы ослабление России, падение ее престижа и влияния в мире до сих пор весьма болезненно воспринимается населением страны, независимо от места проживания людей. Постановка японским правительством в близкой к ультимативной форме вопроса о «возвращении» Курильских островов воспринимается как проявление реваншизма, неуважение вклада СССР в победу над фашистской Германией и милитаристской Японией, стремление воспользоваться временными трудностями нашей страны для отторжения принадлежащих ей территорий.

Следует сознавать, что навязанная нам японцами и бывшим руководством страны так называемая «курильская проблема» давно переросла из дипломатической в острую проблему внутриполитической борьбы, что оказывает воздействие на расстановку политических сил в центре и в региoнах. Территориальные уступки в период сложных и болезненных социально-экономических преобразований, да еще под жестким давлением из-за рубежа, явятся социальной травмой в сознании народа, могут стать фактором внутригосударственной и международной нестабильности. Народ едва ли согласится с ситуацией, когда Россия приобретет имидж страны, по существу торгующей территориями.

Принимаемые российским правительством меры по социально-экономическому развитию Курильских островов объективно направлены на укрепление позиций России в территориальном споре с Японией.

Интерес к данному району проявляет не только Япония, но и США. Уход России с южных Курил и переход их под японский контроль могут привести к тому, что на них будут созданы новые рубежи передового развертывания объединенной японо-американской военной группировки. Такую возможность признают представители японского руководства.

Необходимо в ближайшее время принять правительственное решение о возвращении к прежней практике установления для жителей островов различного рода льгот, существенных надбавок к окладам, а также выплатам «за отдаленность». При этом важно не допустить сопровождающего повышение доходов роста потребительских цен, витка «местной инфляции». Одновременно должны быть приняты меры по созданию на островах привлекательных рабочих мест. Для успешного осуществления вышеуказанных мероприятий важно развернуть в российских средствах массовой информации кампанию по разъяснению преимуществ условий работы и жизни на островах.

С другой стороны, на межгосударственных переговорах с японским правительством следует вести честный диалог, разъяснять невозможность для России поступаться принадлежащими ей территориями. Примером такого подхода является заявление президента РФ Владимира Путина о том, что он «не считает южнокурильские острова спорными». Это укладывается в положения Совместной декларации 1956 года, где говорится не о «возвращении» островов Хабомаи и Шикотан, а об их возможной «передаче» в виде жеста доброй воли.

Согласие российского политического руководства вернуться к положениям шестидесятилетней давности не ведет к автоматическому переносу этих условий в наши дни, ибо с тех пор произошли кардинальные изменения, требующие специального обсуждения таких вопросов, как рыболовство в 200-мильной экономической зоне, разработка месторождений на шельфе островов, использование их в военных целях и др.

Было бы разумным эффективно использовать наметившуюся в последнее время тенденцию на развитие политических, торгово-экономических, культурных и иных связей для создания в общественном мнении обеих стран позитивного образа страны-соседа. Ибо, как показывает опыт, только при условии взаимопонимания, доверия, уважения интересов друг друга и искреннего, а не конъюнктурного, стремления к добрососедству и взаимовыгодному сотрудничеству возможны какие-либо новые идеи и подвижки в решении столь деликатных, затрагивающих глубокие национальные чувства народов территориальных проблем.


Статья 3

Анатолий Кошкин

Продолжит ли МИД РФ в свете поправки к Конституции «переговоры о Курилах»?

1 июня 2020 года. Аннотация: Как сообщили японские и российские СМИ, в наступившем месяце после вызванного пандемией коронавируса перерыва продолжатся консультации МИД России и Японии по вопросам двусторонних отношений на уровне заместителей глав МИД и в рамках рабочей группыURL:  https://regnum.ru/news/polit/2968830.html 

 

 

Российская сторона акцентирует внимание на предстоящих консультациях по совместной хозяйственной деятельности на южной части Курильских островов. А в Токио стремятся в первую очередь, как сообщает японское информационное агентство Киодо, «сблизить (позиции) лидеров двух стран при обсуждении вопроса о возвращении островов, захваченных Советским Союзом после капитуляции Японии во Второй мировой войне». По поводу японской «формулировки» о «захвате после капитуляции» поговорим в следующий раз.

А сейчас обратим внимание на то, что японское правительство, в частности внешнеполитическое ведомство, похоже, демонстративно игнорирует ожидаемое внесение в Конституцию РФ поправки о том, что «действия, направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Попытки японских «толкователей» этой поправки представить дело таким образом, что президент РФ Владимир Путин, чуть ли не в заботе о Японии, предложил дополнить поправку словами: «за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами», МИД РФ отвергает. Так, в ответе на запрос ИА REGNUM по этому поводу официальный представитель внешнеполитического ведомства России Мария Захарова сообщила, что МИД РФ не ведет с Японией переговоры о границах. Поэтому спекуляции по поводу внесенных в поправку уточнений, по меньшей мере, неуместны. Тем более в ситуации, когда МИД Японии, а, значит, правительство громогласно подтвердило свое намерение выступать на переговорах с Россией с позиции законодательно объявленных еще в 2009 году обеими палатами японского парламента всех принадлежащих России южно-курильских островов территориями, на которые «распространяется суверенитет Японии». И это не комментарии и интерпретации политологов, а официальное заявление министра иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги, который недавно объявил: «Мы не меняем свою позицию на протяжении нескольких последних десятилетий. Россия должна решить с нами вопрос касательно Курильского архипелага. Только после этого мирный договор будет подписан официально. Мы не готовы идти на компромиссы, если из-за них будут страдать суверенитет и территориальная целостность страны. В остальном Япония полностью открыта для переговоров».

Плохо представляю, как на таких условиях МИД РФ сможет продолжать переговоры, да еще за закрытыми дверями, с представителями занимающего такую позицию японского правительства. В связи с этим хотелось бы получить разъяснения той же Марии Захаровой, как теперь понимать ее заявление о том, что «ведутся переговоры в соответствии с договоренностью на высшем уровне в Сингапуре в ноябре 2018 г. на основе Совместной декларации 1956 г.». Как известно, в этой декларации сделанное Никитой Хрущевым допущение уступки островов Шикотан и Плоские (Хабомаи) исключало передачу островов Большой Курильской гряды — Кунашира и Итурупа. Японское же правительство сегодня безапелляционно и, скажем прямо, нахраписто в качестве непременного условия подписания мирного договора требует острова, что называется, «все и сразу». Разве не так, господа-дипломаты?

Весьма сомневаюсь, что российским переговорщикам удастся убедить своих японских коллег согласиться вести хозяйственную деятельность на Курилах с соблюдением законодательства Российской Федерации. Ибо, как показано выше, японское правительство отказывается признавать южно-курильские острова российскими и настаивает на своем суверенитете над ними.

Какой же «выход» предлагает Токио? Об этом откровенно пишут весьма информированное агентство Киодо и близкая к МИД Японии англоязычная газета The Japan Times. Оказывается, японское правительство устроила бы изобретенная в ельцинско-козыревские времена нарушающая российское законодательство формула, когда при заключении в 1998 году рыболовного соглашения о ловле рыбы и добычи морепродуктов японскими рыбаками… в территориальных водах России (?!) договорились, по сути, тайно не упоминать в документе российский суверенитет в омывающих южно-курильские острова акваториях.

Напомним, что об этом говорил не без удовлетворения уже в наше время один из «изобретателей» этой формулы, в то время посол России в Японии Александр Панов: «Японцы прямо не признают суверенитет России над Курилами и поэтому могут потребовать особых экономических зон со своими правилами. Это вполне возможно. Не теряя своего лица, обе стороны могут согласиться на такое экономическое сотрудничество… Примерно так же мы сделали, когда договорились о так называемом промысле японцев возле этих островов. Тогда Россия фактически пошла на изменение (читай — грубое нарушение. А.К.) своего законодательства, хотя это не афишировалось, о том, что японские рыбаки могут осуществлять рыболовство в территориальных водах этих островов. Ни одно государство фактически не разрешает осуществлять рыболовство в своих территориальных водах».

The Japan Times выступает за такое «решение» проблемы законодательства для японцев и на самих южно-курильских островах: «Подобная договоренность была достигнута в 1998 г. при заключении двустороннего соглашения по рыболовству, когда Россия позволяла японским рыболовным судам осуществлять лов в указанных районах вблизи спорных островов при откладывании в сторону вопроса о суверенитете над водами в этих районах».

Небезынтересно, какую позицию займет российская делегация на предстоящих переговорах, памятуя, что заместитель министра иностранных дел РФ Игорь Моргулов, комментируя подготовку нормативной базы для реализации совместной хозяйственной деятельности на Курилах, не раз выражал намерение вести обсуждение на основе исключительно российских законов: «Любые будущие договоренности по совместной хозяйственной деятельности России и Японии на Курильских островах не должны противоречить российскому законодательству, которое в полном объеме распространяется на этот регион». Об этом же, напомним, заявлял помощник президента РФ Юрий Ушаков по итогам переговоров «с глазу на глаз» глав двух государств в декабре 2016 года.

И еще одно важное признание The Japan Times: «Москва хочет через такую совместную хозяйственную деятельность, как туризм и рыбоводство развивать экономику своего Дальнего Востока, в то время как Токио видит в экономическом сотрудничестве шаг вперед в переговорах о возвращении контролируемых русскими островов — Кунашир, Итуруп, Шикотан и островной группы Хабомаи, известных в России как южные Курилы».

Исходим из того, что это хорошо известно в Кремле и на Смоленской площади.


 

 Статья 4

Анатолий Кошкин

Станет ли поправка в Конституции «точкой» в переговорах о Курилах?

9 июня 2020 года. URL: https://regnum.ru/news/polit/2976247.html

 


Аннотация

Станет ли поправка в Конституции «точкой» в переговорах о Курилах? Тем более что собирающиеся идти 1 июля голосовать по предложенным поправкам, и в первую очередь жители Сахалина и Курил, рассматривают недопущение отчуждения наших земель как конституционное препятствие именно тем, кто пытается претендовать на Курильские острова, Крым и Калининград.


Как все помнят, на встрече рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию с президентом РФ Владимиром Путиным актер Владимир Машков рассказал, что, проехав по стране от Калининграда до Владивостока, понял, что «у людей есть опасения». «В иностранной прессе, особенно рядом с пограничными территориями проскакивают слова некоторых зарубежных политологов о том, что, «пока Путин — президент, мы ничего не сможем сделать, но после того, как президентский пост перейдет к другому человеку, откроется «окно возможностей», возможностей забрать себе, допустим, Курильские острова, кто-то претендует на территорию Крыма, кто-то даже присматривается к Калининграду», — говорил Машков. «Мне кажется, что было бы неплохо закрепить в Конституции запрет на отчуждение территорий России. Отдавать — нельзя, и даже вести переговоры по этому поводу нельзя. Железобетонно», — убежден актер.


Известно и то, что президенту предложение понравилось и он предложил его соответствующим образом юридически оформить. Однако в результате оформления поправка оказалась отнюдь не «железобетонной». В нее были включены дополнения, оставляющие, на взгляд автора этих строк, лазейки и надежды желающих продолжать требовать российские земли. Именно так посчитали и в Японии, где, несмотря на поправку о запрете переговоров о границе, сочли возможным на переговорах с российским правительством продолжать выдвигать необоснованные претензии на российские Курильские острова. Основанием для этого послужили именно дополнения в предложение Машкова о том, что изменение границы все же допускается под видом демаркации или делимитации.


На сегодняшний день поправка сформулирована следующим образом: «2−1. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». Видимо, в таком виде она будет вынесена на общенародное голосование. При этом нет должных разъяснений МИД РФ или других государственных структур, в каких случаях возможно применение положений о «демаркации и делимитации».


А без этого в Японии восприняли поправку в Конституцию о запрете отчуждения российских земель как внутреннее дело России, якобы не имеющее отношения к навязываемым Токио Москве переговорам о «возвращении» Курил.

За примерами далеко ходить не приходится. Так, в японском издании «Тоё кэйдзай» бывший сотрудник МИД Японии утверждает, что Токио достаточно будет требовать, чтобы Россия «вернула острова Хабомаи и Шикотан на основе Советско-японской декларации», и для этого останутся-де возможности и после изменений в Конституции. Правда, отрекомендованный как «располагающий обширными связями в политических кругах Японии и США журналист и политолог» Юкио Касияма, в издании WedgeInfinity, ссылаясь на то, что в поправку внесена оговорка о нераспространении ее на случаи «ведения работы по демаркации границ» и это-де не касается «северных территорий», напоминает: «Но ведь ни Путин, ни другие российские официальные лица никогда не говорили о том, что северные территории могут быть изъяты из принципа недопустимости отчуждения российских земель». При этом он, как и все правые силы страны, требует от премьер-министра Японии Синдзо Абэ прекратить поиски компромиссного решения проблемы «северных территорий» и решительно требовать на переговорах с президентом Путиным все без изъятия южно-курильские острова — Кунашир, Итуруп, Шикотан и островную группу Плоские (Хабомаи, по-японски).


И совсем скандальным и требующим ответа Москвы заявлением явилось утверждение в опубликованной Московским центром Карнеги в переводе на русский язык статье доцента японского филиала в Токио американского университета Темпл Джеймса Брауна, обычно представляемого аналитиком и специалистом по японско-российским отношениям. Аналитик берет на себя ответственность заявить: «Источники в президентской администрации сообщили японским СМИ, что Японии не о чем беспокоиться, потому что поправка разрешает переговоры о «делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы».


Хотя авторы статей в японских СМИ иногда позволяют себе представлять желаемое за действительное, а подчас и публикуют непроверенную информацию и домыслы, все же утверждение со ссылкой на президентскую администрацию слишком серьезно, чтобы оставить его без внимания. Тем более что собирающиеся идти 1 июля голосовать по предложенным поправкам, и в первую очередь жители Сахалина и Курил, рассматривают недопущение отчуждения наших земель как конституционное препятствие именно тем, кто пытается претендовать на Курильские острова, Крым и Калининград. И именно так они воспринимают телевизионные ролики того же Машкова, зовущего на голосование. Так что, сказавши «а», надо говорить и «б». Иначе разговор о «железобетонности» принципа нерушимости границ России повисает в воздухе…


 

 

 Статья 5

 

Анатолий Кошкин

Как «безголовый» министр иностранных дел России русскими землями торговал

22 октября 2017 года. URL: https://regnum.ru/news/polit/2336864.html



Во время общения президента РФ Владимира Путина с экспертами дискуссионного клуба «Валдай» профессор Таллинского университета Рейн Мюллерсон поведал о встрече в начале 90-х годов тогдашнего главы МИД РФ Андрея Козырева с экс-президентом США Ричардом Никсоном. На встрече Козырев сказал, что «у России нет национальных интересов, а есть только общечеловеческие интересы». «Никсон только головой покачал», — рассказал эксперт.

«Это говорит о том, что у Никсона есть голова», — отреагировал Путин. И продолжил: «А у господина Козырева, к сожалению, отсутствует. Коробка есть черепная только. Но головы как таковой нет».

Однако Козырев был не только безголовым министром, но и прямым предателем интересов нашей страны. С согласия Бориса Ельцина и его клевретов вроде Бурбулиса он тайно готовил сдачу всех Курильских островов, на которые, не имея законных оснований, претендует японское правительство. Ельцин был готов пожертвовать дальневосточными территориями ради получения от «благодарной Японии» экономической помощи. Он, по сути, дал Козыреву карт-бланш на разработку схемы передачи островов Японии.

Для подготовки жителей Курил к переселению и приходу японцев Козырев в октябре 1991 года направил на острова группу высокопоставленных «агитаторов» в составе замминистра иностранных дел РСФСР Г. Кунадзе, члена Комитета по правам человека при Верховном Совете России С. Сироткина и народного депутата СССР, бывшего генерала КГБ О. Калугина (в 2002 году был заочно осужден за государственную измену и приговорен к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима).

Курильчанин Анатолий Самолюк так описал в своей книге «Трижды теряя…» этот «визит» эмиссаров Козырева:

«После встречи с жителями Курильска и Рейдово (остров Итуруп — А.К.) парламентеров тут же окрестили «главноуговаривающими». У многих курильчан сложилось однозначное мнение, что столичные гости приехали подготовить нас к мысли о неизбежности передачи родных островов. Представитель МИД России еще пытался как-то завуалировать за потоком успокаивающих слов истинную ситуацию, а его спутники, менее искушенные в таких делах, открыто говорили, тот же Сироткин, что судьба курильчан будет постоянно находиться в центре внимания возглавляемого им комитета. И еще до возвращения островов Японии жителям будет предложено несколько вариантов дальнейшего определения своей судьбы…

Калугин же предлагал оценить шаг нового демократического правительства России, которое разъясняет жителям Курил свою политику еще до решения вопроса, а не ставит их перед фактом и не скрывает возможные варианты…

Кунадзе с группой поддержки быстро отбыл в Южно-Курильский район. Если на Шикотане его общение с местными жителями прошло относительно спокойно, то на Кунашире «уговаривающих» встретили свистками и отнюдь не самыми лестными словами. Позднее собкор «Правды» (в Японии — А.К.) И.Латышев писал в своей книге, как однажды вечером смотрел по одному из каналов японского телевидения репортаж с митинга на центральной площади Южно-Курильска. Было показано, как местные жители согнали с трибуны и чуть не избили Кунадзе, прибывшего на Курилы, чтобы морально подготовить население южных Курил к возможной передаче островов под контроль Японии».

Однако проникшие на Олимп внешней политики России новоявленные «либеральные дипломаты» упорно гнули свою линию на сдачу желанных Токио русских дальневосточных земель. В марте 1992 года Козырев втайне от российской и японской общественности предложил министру иностранных дел Японии Митио Ватанабэ следующий вариант:

«Мы заключаем российско-японский мирный договор. Россия, следуя положению Совместной декларации 1956 года, передает Японии два острова — Хабомаи и Шикотан. По поводу принадлежности островов Кунашир и Итуруп стороны продолжат переговоры».

Это был разработанный в российском МИД сторонниками уступок Японии план сдачи южнокурильских островов в два этапа по пресловутой схеме «два плюс альфа». Осуществить задуманное руководство МИД намеревалось в ходе запланированного на сентябрь 1992 г. официального визита президента РФ в Японию. Однако развернувшееся в России широкое движение протеста против ничем не обоснованных территориальных уступок Японии заставило Ельцина скоропалительно, за три дня до отъезда, отменить этот визит. Колебания тогдашнего президента России объяснялись не сомнениями по поводу правомерности сдачи российских земель, а исключительно заботой о своем политическом будущем. Он объяснял японским журналистам:

«Российскому народу сейчас трудно. Добавить ему еще территориальную проблему — он не выдержит и взорвется. Из Японии я уеду под аплодисменты, а в Россию меня не пустят».

Становилось очевидным, что вопрос об уступке российских дальневосточных земель из дипломатического все больше превращался в политический.

О том, как козыревский МИД готовил сдачу Курил, рассказывал занимавший в 1991—1994 годах должность первого заместителя начальника главного управления охраны РФ генерал-майор Борис Ратников:

«21 августа 1992 г за подписью Гайдара вышло распоряжение Правительства РФ N 1553-р «О подготовке визита Президента РФ Б.Н. Ельцина в Японию». Была создана рабочая группа во главе с С. Глазьевым, тогдашним первым замом министра внешних экономических связей России. Исторический визит наметили на сентябрь. Мне стало известно, что в Токио Ельцин готовился передать Японии 2−3 острова Курильской гряды для демонстрации своего нового политического курса. Борису Николаевичу хотелось показать себя миротворцем. Хрущев, Брежнев, Горбачев не отдали острова, я смог! К такому шагу его склонял ряд фигур из ближайшего окружения.

Козырев, например, министр иностранных дел. Японцы на радостях уже пообещали нам первый кредит в $100 млн. Но Курильские острова — очень щекотливый вопрос. Это и целостность России, и судьба наших граждан, проживающих там. Куда им-то деваться? Программы переезда, трудоустройства не было. Все это вызвало бы возмущение в стране. Мы с генералом Георгием Рогозиным решили протестировать ситуацию и посмотреть возможные варианты развития событий. Рогозин был сильным «оператором-экстрасенсом». Полученная информация нас буквально ошеломила. Как только Ельцин передаст Японии острова, Китай сразу предъявит России претензии на свои спорные территории. У нас же тогда сотни километров границы с Поднебесной были не маркированы. Мог начаться вооруженный конфликт.

На этот раз конфликт мог стать более масштабным и даже перерасти в большую войну, которая ослабила бы Россию и Китай, двух конкурентов США. На что и был расчет за океаном. Через агентов влияния в ЦК КПК Вашингтон подтолкнул бы руководство Китая к решительным действиям. Русские отдали спорные Курилы Японии, а мы чем хуже? Не отдают территории — возьмем сами! В обойме у янки был ведь не только Козырев, ныне живущий в США, но и ответственные китайские товарищи. Международное сообщество объявило бы Китай агрессором. ООН и ряд стран применили бы экономические и политические санкции против агрессора, посягнувшего на суверенную территорию другого государства. А возможно, и разделили бы Поднебесную на этнические районы. Пекин мешал Вашингтону установить однополярный мир после развала СССР и Восточного блока. Москва тоже мешала, но она, потеряв советские республики, была на втором плане.

Вот к какому катастрофическому сценарию вела невинная, вроде бы, миротворческая передача Японии спорных Курильских островов, к чему Ельцина подталкивал Козырев.

Я решил через органы разведки и контрразведки проверить, имеет ли эта информация под собой основу, может развитие событий пойти по предсказанному сценарию? Тщательная проверка показала, что предполагаемая ситуация и её последствия вполне реальны. Острова отдавать было нельзя.

Выводы наших разведслужб я сразу доложил своему непосредственному начальнику, руководителю Службы безопасности президента Александру Коржакову и секретарю Совета Безопасности России Юрию Скокову. Скоков был очень дальновидным и компетентным человеком, кстати, непьющим, за что Ельцин его недолюбливал. Скоков нас полностью поддержал и немедленно отправился к Президенту, настаивая на отмене визита. Но в ответ, помимо нелицеприятных слов, услышал от Ельцина: «Царь я или не царь?! Захочу — отдам, не захочу — не отдам!»

Мы поняли, что ожидать осмысленных поступков от Ельцина бесполезно, и решили действовать сами».

Хотя генерал Ратников в своей оценке ситуации ссылался и на «экстрасенсорные данные», в целом анализ был верный, что впоследствии подтвердилось и российскими, и японскими источниками.

Недовольство японских властей неожиданной отменой визита Ельцина в сентябре 1992 года было вызвано не столько грубым нарушением дипломатического протокола, сколько плохо скрываемым разочарованием по поводу того, что вроде бы уже согласованная с Козыревым и его помощниками сделка сорвалась.

Итак, президент Путин на весь мир нелицеприятно, но справедливо охарактеризовал ныне пригревшегося на пляжах Флориды первого министра иностранных дел «демократической России». Остается вопрос, а как охарактеризовать Бориса Ельцина, который шесть лет держал на одном из высших постов государства столь некомпетентного и недалекого человека, прямо вредившего нашей стране? Или это было пожелание заокеанских друзей «дорогого Андрея», как к нему обращались из Вашингтона?

22 октября 2017 года. Анатолий Кошкин.

 

 

Дополнение к теме:

 

Валерий Филимонов 

Японцы ожидают от России «гибкости» по Курилам

О спекуляциях японских СМИ вокруг статьи 67 новой редакции Конституции

14 марта 2020 года.  Курилы и мирный договор с Японией.  Конституционная реформа Путина.  URL:  https://ruskline.ru/news_rl/2020/03/14/yaponcy_ozhidayut_ot_rossii_gibkosti_po_kurilam

   

 

«Японские СМИ услышали в словах Путина намек на Курилы», «Японцы увидели в поправках к Конституции РФ лазейку для Курил», «Toyo Keizai (Япония): поправки в Конституцию России и перспективы переговоров по "северным территориям"», - появившиеся в последние дни статьи с такими заголовками имеют под собой основание. В них, в частности, отмечается: «Путин посетил рабочую группу по конституционной реформе, согласившись с пунктом, запрещающим передачу его территории в другую страну, но понимая, что это положение не запрещает “пограничные переговоры”. На переговорах о мирном соглашении с Японией передача северных территорий считается вопросом демаркации границы, и существует вероятность того, что после внесения поправки в Конституцию будет проявлена гибкость...

 

Нынешний глава правительства Японии Синдзо Абэ уже неоднократно встречался с президентом РФ Владимиром Путиным в попытке договориться по вопросу Курильских островов. Более того он самонадеянно отмечал, что данный вопрос уже практически решен, хотя никаких видимых результатов не наблюдалось.

 

Заявление российского Правительства о новых поправках и вовсе всколыхнуло японских экспертов. Они сочли, что подобные нововведения поставит крест на их надежды по возвращению Курил. Однако нашлись и те, кто увидел в этих поправках некоторую лазейку. Гласящая в поправках формулировка “за исключением случаев проведения демаркации или редемаркации границ с соседними государствами” дает основание полагать, что все дальнейшие переговоры на счет Курил не будут входить в данный запрет...

 

Администрация Абэ последовательно проводит подготовку территориальных переговоров. В связи с этим особую важность представляла встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его японского коллеги Тосимицу Мотэги, прошедшая вечером 15 февраля в Мюнхене. В ходе встречи Мотэги заявил, что сотрудничество России и Японии уверенно развивается. Он также добавил: “Я хочу продолжить обсуждение двухсторонних проблем, включая вопрос подписания мирного договора, чтобы этот год стал плодотворным”. После встречи японский министр пояснил журналистам: “Сейчас другая фаза. Борьба принципов закончилась. Мы на этапе конструктивного общения. Я хочу осуществлять совместную работу по устранению принципиальных разногласий и развивать переговоры”», - таковы ключевые моменты из указанных сообщений.

 

В тексте законопроекта № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, говорится:

 

«Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

 

1) в статье 67:

 

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

 

“1. Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом”;

 

б) дополнить частью 21 следующего содержания:

 

“21. Российская Федерация  обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются”».

 

Раскроем понятия, вошедшие в «исключения»:

 

1. «Делимитация границы (лат. delimitatio “разметка”) - а) Определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров. Постановления о делимитации обычно являются составной частью мирных договоров или специальных соглашений об установлении или изменении государственных границ; б) Делимитация границы - договорное определение линии границы и нанесение её на карту с подробным описанием её прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.

 

2. Демаркация (англ. demarcation “разграничение”) границы - проведение государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками. Демаркация границы осуществляется на основании документов о делимитации границы (договор, описание линии государственной границы с приложением специальной карты) совместными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах».

 

3. Редемаркация границ - проверка и восстановление линии государственной границы на местности и обозначение её пограничными знаками на основе ранее составленных документов, как правило двустороннего характера (протокола-описания, карт и протоколов пограничных знаков)».

Япония - сопредельная с Россией страна (сопредельный: соседственный, порубежный, прилегающий, близкий). С Японией Россия имеет морскую границу. Это узкие проливы: Лаперуза, Кунаширский, Измены и Советский, отделяющие Сахалин и Курильские острова от японского острова Хоккайдо. Длина границы с Японией примерно 194,3 километра.

 Внесённое представителями рабочей группы в текст поправки в качестве «исключения» положение о «делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами», как ожидают японцы, открывает для их страны «лазейку» для дальнейших переговоров по «северным территориям».

 Как считает ряд японских экспертов, имеющаяся в поправке формулировка «выведет дальнейшие японо-российские переговоры за скобки законодательного запрета».

 Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна