Carl-August Fleischhauer. Декларация в международном праве.

Декларация — это односторонний акт одного государством или совместное заявление нескольких государств, принятый в рамках конференции или международной организации. Декларация также может быть частью двусторонней или многосторонней сделки.

 

Декларация в международном праве

Carl-August Fleischhauer, опубликовано в Encyclopedia of Public International Law, vol. 7, 1984, pp. 393-394. © North-Holland, Amsterdam.        URL:  https://interlaws.ru/deklaracija-v-mezhdunarodnom-prave/         

 

 

Декларация в международном праве является юридическим инструментом, посредством которого государства и другие субъекты международного права выражают свою волю, свое намерение или свое мнение в области международных отношений. По сути, декларация — это односторонний акт одного государством или совместное заявление нескольких государств, принятый в рамках конференции или международной организации. Декларация также может быть частью двусторонней или многосторонней сделки.


Декларация может быть как в устной, так и в письменной форме; ее содержанием может быть любое заявление. Будет ли декларация обладать обязательным характером в отношении государства или другого субъекта международного права, от имени которого она сделана, зависит от формулировки и обстоятельств, при которых делается заявление. Конечно, не все декларации имеют юридически обязательную силу. Часто государства и другие субъекты международного права делают заявления лишь с целью оглашения своих намерений, позиций или мнений. Требуется ли нотификация или нет, зависит от характера конкретной декларации. Автор декларации должен обладать правом сделать это; по крайней мере, должны быть законные основания презюмировать наличие у него таких полномочий.

Декларация в международном праве, в принципе, не требует какой-либо определенной формы, тем не менее, определение «декларация», если оно используется в официальном смысле, обычно подчеркивает некоторую степень торжественности.


Декларация всегда использовалась в качестве юридического инструмента в международных делах. Достаточно упомянуть законы и обычаи войны. Классические авторы часто выступали за необходимость принятия официальной декларации об объявления войны, предваряющей начало военных действий между двумя странами. Сам Гуго Гроций поддерживал подобную точку зрения (De jure belli ac pacis, Книга III, Глава 3, § XI). Хотя норма, закрепляющая абсолютную обязательность принятия декларации об объявлении войны, не сформировалась, необходимость официальной декларации, по-видимому, связана с признанием состояния войны с вооруженными повстанческими движениями. Менее всеобъемлющее признание де-факто повстанческих движений не требует официальной декларации и может быть неявно реализовано поведением признающего государства в отношении повстанцев. В соответствии с правилами ведения войны, для установления морской блокады требуются официальная декларация. История развития правил военных действий на море в целом и морских блокад, в частности, позволяет привести два примера, иллюстрирующих излишне широкое и часто вводящее в заблуждение использование термина «декларация». Как Парижская декларация 1856 года по морскому праву, так и Декларация, принятая на Лондонской военно-морской конференции 1908/1909 годов, в действительности классифицируются как многосторонние международные договоры.

 

В связи с установлением состояния войны между двумя или более странами третьи государства в прошлом выступали с официальной декларацией о нейтралитете. Официальные декларации сыграли историческую роль в отношении нейтрального статуса некоторых государств или районов. Подобный нейтральный статус закрепляется официальной декларацией держав-гарантов или нейтральных государств. В международной практике для признания новых государств традиционно использовались официальные декларации; однако, под влиянием доктрины Эстрады в последние годы такие декларации в отношении признания вновь сформированных правительств принимаются все реже.

 Современная практика международных отношений все чаще обращается к другой форме применения официальных деклараций. После окончания Второй мировой войны ООН и другие международные организации, а также отдельные государства, все чаще стали использовать «декларации» для провозглашения важнейших принципов.

Яркими примерами подобной практики в рамках ООН являются: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (Рез. 217 А (III)), Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 (Рез. 1514 (XV)), Декларации о постоянном суверенитете над природными ресурсами от 14 декабря 1962 года (Рез. 1803 (XVII)), Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 года (Рез. 1904 (XVIII)), Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года (Рез. 2625 (XXV)) и Декларация принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции от 17 декабря 1970 года (Рез. 2749 (XXV)).

В отличие от вышеупомянутых деклараций, принятых на морских конференциях в Париже в 1856 году и в Лондоне в 1909 году, данные декларации ООН не являются международными договорами. Тем не менее мнения авторов относительно их юридического характера различаются. Превалирующая точка зрения сводится к тому, что подобные документы не имеют обязательной юридической силы, поскольку Генеральная Ассамблея ООН не имеет права принимать решения такого рода. Однако указанные декларации могут, полностью или частично, являться выражением существующих норм или принципов международного права. Более того, как свидетельство убеждения и как отражение практики государств, принимающих эти декларации, они могут оказывать влияние на разработку новых норм международного права либо как общие принципы права, либо как нормы международного обычного права.

В обоих случаях многое зависит от отношения отдельных государств к принципам, изложенным в декларациях, причем не только при голосовании в ООН, но и в международных делах в целом. То же самое относится к аналогичным декларациям о принципах, принятых другими международными организациями или международными конференциями, такими как Декларация принципов Хельсинкской конференции и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничестве в Европе. Декларации о принципах, которые часто принимались в эпоху разрядки отношений между Востоком и Западом на встречах глав государств или правительств, обычно классифицируются как декларации о намерениях.

Автор: Carl-August Fleischhauer, опубликовано в Encyclopedia of Public International Law, vol. 7, 1984, pp. 393-394. © North-Holland, Amsterdam.

 

 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: