Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Александр Дугин. Сумерки свободы.

26.10.2019 16:55      Просмотров: 152      Комментариев: 0      Категория: Либерализм - человеконенавистническая теория и практика

 

 Александр Дугин

Сумерки свободы

 URL:  http://www.odnako.org/magazine/material/sumerki-svobodi/

 

 

 Сегодня многие говорят о крахе либерализма, коллапсе либеральной цивилизации, провал глобального либерального проекта очевиден. Это выражается и в явной несостоятельности американских претензий на мировую гегемонию, и в выходе из-под американского контроля процессов в исламском мире, и в неумолимо надвигающейся новой волне финансового кризиса, и в наметившемся распаде Евросоюза, и в том числе в резком спаде оппозиционной активности в России.

 

Либерализм гибнет на наших глазах, погружаясь в сумеречное состояние. Это уже не та идеология, которая еще совсем недавно была способна вдохновить миллионы жителей земли. Сегодня быть «либералом» неприлично — подобно тому, как марксизм начал быстро выходить из моды в интеллектуальных кругах Европы после публикации серии критических книг Солженицына. Судьба либерализма складывается печально, конечно, по иной логике — преступления либеральных режимов и издержки «строителей демократии» пока не задокументированы в книге или в серии книг. Мы видим это вокруг себя — в тысячах информационных сообщений, в новостных заголовках, в биржевых сводках, в образах, транслируемых ТВ из различных уголков мира. Сомнений нет — это агония. Время либерализма сочтено, измерено.

 

Принцип «свободы от...»

Сейчас самое время задаться вопросом: каковы причины кризиса либерализма? Бросается в глаза, что этот кризис разразился как раз в тот самый момент, когда либеральная идеология одержала победу над своими главными противниками — фашизмом и коммунизмом. Конец ХХ века ознаменовался именно триумфом либерализма, когда он одержал верх одновременно на всех фронтах: в геополитической плоскости установилась однополярность, при полной и единоличной доминации США; в экономике рынок в планетарном масштабе полностью вытеснил социалистические модели общества; индивидуализм и идеология «прав человека» одержали верх над любыми апелляциями к коллективной идентичности и солидарности, национальной, социальной, религиозной, классовой или какой-то еще. Выходит, что кризис настигает либералов в тот самый момент, когда они отпраздновали свою полную и совершенную победу над историческими врагами. Это парадокс, но такими парадоксами полна история.

 

Либерализм справился со своими оппонентами, но не смог справиться с самим собой. Когда он выступал за свободу, причем понимая под свободой политический строй либеральной демократии, в корне отличающейся от разных типов тоталитаризма (как фашистского, так и советского), это было для многих привлекательно. По сравнению с закрытыми обществами, эта свобода выглядела конкретно, содержательно и притягательно. Но когда формальные враги либералов пали и его принципы стали доминировать в глобальном масштабе (а это и есть глобализация), все почти мгновенно изменилось. Да, либералы давали свободу в сравнении с тоталитарными режимами, и это было доказательно и наглядно. Но получив свободу, общества оказались перед проблемами: на что эту свободу можно употребить? Каково ее содержание? Кто устанавливает ее границы? Свобода от чего, было понятно, но свобода для чего? Эти вопросы остались открытыми.

 

Чтобы по-настоящему восторжествовать и овладеть умами человечества, либералы должны были дать положительный ответ на эти принципиальные вопросы: не тот ответ, который они давали в ходе прежних этапов идеологической борьбы, когда вся суть состояла в процессе освобождения, когда свобода была самодостаточным принципом, когда речь шла о противостоянии конкретной и ощутимой несвободе — диктатуре, тоталитаризму, деспотии, тирании.

 

Но вот власть тиранов пала. Либеральные режимы и нормы стали универсальным эталоном. Подавляющее большинство жителей земли живет в условиях либеральной демократии, свободного рынка, юридической системы, признающей законодательно права человека, парламентской модели правления и разделения властей в согласии с Конституцией. Границы между государствами стираются. Перемещение по планете становится все более и более простым. Программу-минимум либерализма следует признать осуществленной в планетарном масштабе. Свобода есть. Но что это такое? Что с ней делать? К чему применить? Как использовать? И где мера свободы? Достаточно ли нам той, которая есть, или нам нужно что-то еще?

 

Вот здесь у либерализма произошел сбой

Дело в том, что либерализм является идеологией, которая полностью исчерпывается принципом «свободы от». Она хорошо знает, от чего стремится освободить индивидуума. Ответ прост: от любых форм коллективной идентичности. В основе либерализма лежит философский индивидуализм, в котором вся реальность сводится к «единственному и его собственности» (как у М. Штирнера). Нормативным субъектом либерализма является индивидуум сам по себе, без каких-либо отсылок или связей с иными субъектами (которые заведомо лишь ограничили бы его свободу). А нормативным объектом — тот объем частной собственности, которую индивидуум способен приобрести, удерживать, охранять и приумножать. И также в отрыве от каких-то иных предположительных совладельцев. «Я — это только я». «Мое — это только мое». Таковы философские основания либерализма.

 

Пока эта программа противопоставляется фашизму и коммунизму, она обладает достаточной силой притяжения.

 

В этатистском, националистическом, а тем более расистском обществе индивидуум неотделим от нации, от расы, превращается в песчинку больших потоков, не имеющую для целого особого значения. А если индивидуум принадлежит еще и к меньшинству, то его судьба и вовсе трагична. На этом фоне лозунг «индивидуум имеет значение сам по себе» не только привлекателен, но подчас и спасителен. Так либералы выигрывают у националистов — не только в войне армий, но и в войне идей. Индивидуальный субъект стремится освободиться из-под гнета национального коллектива, и это легитимно и оправданно. «Единственный» хочет утвердить себя. И делает это, выбирая либерализм.

 

При социализме коллективизации подвергается еще и собственность, передаваемая в общее владение — государственное или групповое, не имеет значения. Индивидуум растворяется в классе, в его, как сказал Маяковский, «миллионопалой руке». Социализм отбирает и частную собственность, помещая субъекта в прямую зависимость от социума, лишая его приватности во всех смыслах. Когда либералы протестовали против этого, они вступали в резонанс с индивидуумами, уставшими от социализма и жаждущими приватности, собственности, самих себя. И снова это вполне можно понять, и в таком сопоставлении либеральный проект выглядит вполне обоснованно и привлекательно.

 

Одним словом, либерализм как свобода от фашизма, национализма, расизма и социализма — идеология вполне достаточная, содержательная и способная зажигать на борьбу и вызывать как минимум стремление поддержать те общества, где такая либеральная модель уже победила.

 

Шесть ударов

Но все радикальным образом меняется в тот момент, когда либерализм одерживает победу. Теперь свободу можно сравнить только с самой свободой. И либерализм призван дать ответ, чему служила в конечном итоге вся предшествующая драматическая история освобождения? И вот здесь обнаруживается самое главное: либерализм на этот вопрос дать ответ не может ни при каких обстоятельствах. Не потому, что он его не знает, а потому что этого ответа не существует. Либерализм — это последовательная идеология, ратующая за многоуровневое освобождение индивидуума от конкретных ограничений, лимитов, пределов. Когда их больше нет, остается только сам процесс, лишенный всякого содержания. Освобождение ради освобождения, все большего и большего, от всего, чего попало, лишь бы не тормозилось действие — как они говорят, show must go on.

 

Здесь мы подходим вплотную к такому явлению, как либеральный нигилизм. После того как либерализм одерживает верх над своими прямыми противниками, то есть теми идеологиями, которые настаивали на нормативности коллективной идентичности — национальной, классовой, социальной, расовой и т.д., он вынужден продолжать «чистку» и освобождать индивидуума от всех остатков «коллективности», которые еще смогли сохраниться в нем по инерции. Но это уже удар по себе.

 

Первый удар наносится по государству. И хотя буржуазное национальное государство (как правило, с демократическим парламентским укладом) было когда-то главным политическим инструментом либеральной буржуазии, сражавшейся против сословного общества и священных империй, сегодня оно лишь сдерживает либеральные процессы, связывая индивидуумов и политически (национальные рамки), и экономически (для либералов любой налог, отличный от нулевого, уже есть «посягательство на частную собственность» и «экспроприация»). Отсюда рождается либеральный план перехода от государства к гражданскому обществу. На первом этапе это гражданское общество строится внутри государства, а затем перерастает его границы и становится глобальным, а государства отмирают. Поэтому либерализм неразрывно связан с глобализацией. Любой последовательный и логически законченный либерализм есть движение к конечной десуверенизации государства и его упразднению. Гражданское общество строится вместо национального государства. И снова «свобода от». На сей раз от государства. Это не случайное совпадение — это железная логика либерализма: государство должно исчезнуть. Свобода от государства есть ось современных сетевых процессов, технологий и НПО. Отсюда же и акцент на «правах человека». Под «человеком» здесь понимается индивидуум в отрыве от какой бы то ни было коллективной идентичности, в первую очередь от государственности. Поэтому «правами человека» занимаются международные транснациональные инстанции. «Права человека» есть стратегия подрыва государственного суверенитета. Именно это и происходит в мире победившего либерализма. Но если объяснить это столь же ясно и открыто, то совершенно очевидно, большинство человечества откажется от такого проекта, отвергнет глобализацию, не согласится добровольно отказаться от государств. А либерализм, в свою очередь, не может не настаивать на своем: у него на повестке дня именно слом суверенитетов. И он не может, сохраняя идеологическую стройность и последовательность, не идти в этом направлении. Глобальное управление вместо суверенных правительств. Governance вместо governments.

 

Так, врагами победившего либерализма становятся государства как таковые — в том числе и демократические. Раз они все еще государства, а не гражданские «открытые общества», то демократии в них явно недостаточно.

Второй удар наносится по гендерной принадлежности и институту семьи, на ней основанной. Раз либерализм имеет дело только с индивидуумом, то пол как еще одна форма коллективной идентичности также подлежит упразднению. Свобода от пола, от его «диктатуры» и предопределенности превращается из несущественной детали в острие социальной и политической стратегии. Отсюда тематика защиты прав сексуальных меньшинств. Это не случайность, это суть идеологической программы либерализма. Либерализм должен освободить индивидуума от пола. Пол становится делом свободного выбора, игрой, социально приобретенным статусом. Поэтому каждый должен иметь возможность его выбрать, поменять или вернуть снова — и так бесчисленное количество раз. Отсюда условность семьи, усыновление детей однополыми родителями или регистрация браков из более чем двух персон. Либеральная программа не будет реализована, пока пол не окажется упраздненным. Ясно, что в нашем мире такая повестка дня, хотя и логичная для либералов, найдет слишком много противников: едва ли до этого дозрело большинство человечества и вряд ли институт семьи готов полностью испариться, уступив место клонам и суррогатам.

 

Третий удар наносится по самому человеку. Ведь человек как вид есть форма коллективной идентичности. Индивидуум является человеком никогда не в одиночку, но всегда разделяя это с другими индивидуумами. А значит, он не свободен. А значит, «человек есть нечто, что следует преодолеть», подходим мы к либеральному толкованию формулы Ф. Ницше. Но если Ницше предлагал преодолеть человека вверх, через Сверхчеловека, то современные либералы преодолевают его в ином, неопределенном направлении — в пользу постчеловека, трансгуманизма. Все начинается с того, что новые изобретения в области техники, биологии, механики, химии, вычислительной техники, генной инженерии, по мнению «прогрессивных ученых», позволяют улучшить человеческие функции, в частности, спасти безнадежно больных, калек, пострадавших или избежать гарантированного недуга у зародыша. Так, под предлогом гуманизма в человека внедряется нечто нечеловеческое, объем чего будет постепенно возрастать. Hard disc позволяет увеличить память. Приборы ночного видения, вживленные в хрусталик глаза, помогут видеть ночью так же ясно, как и днем (и даже сквозь стены). Человек сможет прыгать выше, бегать быстрее, жить дольше и, наконец, летать. Но это уже будет кто-то иной, нежели человек. Индивидуум, освобожденный от всех границ и сконструированный заново. Внедрение этих научных проектов в жизнь — дело ближайшего времени. И этот процесс никто не остановит, так как в его основе лежит либеральная идея — свобода от. На сей раз — от самого человека.

Четвертый удар целит в конкретную рыночную экономику и ее фундаментал, выражающийся в балансе спроса и предложения. Цены на фондовых рынках меняются трендами. Финансовые механизмы и объемы средств, вращающиеся в глобальных рынках в полном отрыве от производства реальных товаров и услуг, превосходят многократно реальный сектор всех экономик мира. Новая экономика, связанная исключительно с третичным сектором и в основном с финансами, упраздняет значение как сельского хозяйства, так и промышленности. Страны «Богатого Севера» превращаются в зоны оказания услуг, в первую очередь финансовых, делая из промышленности, товаров, вещей — условность, а цены ставя в зависимость не от качества продукта или соотношения спроса/ предложения, а от масштаба рекламных компаний и биржевых стратегий. В конечном итоге весь мир начинает потреблять не вещи, но имиджи, символы, знаки. Либерализм освобождает деньги от товаров, а товары от их материального присутствия. Все сводится к коду, к набору цифр. Экономика отрывается от своей материальности, от своей физики и превращается в модерируемую мировой финансовой олигархией спекулятивную игру, где самостоятельные роли производителя и потребителя утрачивают какое бы то ни было значение. Деньги живут своей собственной жизнью и по своим законам. Этот катастрофический разрыв между мировыми финансами и реальным сектором является причиной неизбежного обрушения всей мировой экономики в ближайшем будущем. Но и этого либералы предотвратить не в силах: нынешнее положение дел есть прямой результат их успешной экономической стратегии, закономерно ведущей мир к гибели.

 

Пятый удар победивший либерализм наносит по реальности. Реальность ограничивает индивидуума. Значит, необходимо освободить его от реальности, погрузив в управляемый модерируемый сон. Это и есть виртуальность, онлайн бытие, постепенно затягивающее в себя все больший процент человечества. В реальном мире всегда есть границы и преграды, их нет в мире компьютерных коммуникаций, игр, сетей.

 

Шестой удар либерализм наносит по языку. Вначале всеобщим языком становится английский, как язык ядра либеральной цивилизации. Затем он сменяется машинным языком, представляющим набор схематических жестов и протоколов. И наконец, каждый индивидуум получит возможность создать свой собственный язык, на котором он сможет беспрепятственно выражать любые состояния и оттенки чувств. Либерализм не выполнит своей программы, если не уничтожит классические языки мира, не освободит индивидуумов от необходимости оперировать с чьей-то, но не своей собственностью.

 

Все эти удары либерализм наносит одновременно. При этом отныне он не противодействует какой-то иной идеологии, но реализует свою программу свободно и беспрепятственно.

 

Однако легко заметить, что тем самым он бьет по своей собственной основе. Не имея никаких позитивных целей по определению, либерализм предлагает только одно: освобождаться все больше и больше, освобождаться от всего, от чего только можно, от всего неиндивидуального, коллективного, ограничивающего, а затем, в конечном счете, и от самого индивидуального. Так, на последнем горизонте побеждающего либерализма мы различаем только фигуру философского ничто. Бесполый виртуальный индивидуум, говорящий на никому не понятном языке, живущий везде и нигде одновременно, оперирующий с финансовыми кодами доступа к сетям, не имеющий при этом никакого смысла или содержания, которыми можно было бы поделиться с окружающими, — вот к чему мы стремительно движемся в лоне либеральной цивилизации. И снова: речь идет не о карикатуре и не случайности — это падение в ничто гарантировано самой структурой либерализма, а победивший либерализм просто не может двигаться в каком-то ином направлении. Оставшись наедине с самим собой, он, в конце концов, начнет освобождаться и от самого себя. Это своего рода короткое замыкание. Оно-то и происходит на наших глазах.

 

И последнее. В России либерализм и либеральные сети распространены довольно широко. Они маршируют на оппозиционных шествиях. Они до определенной степени контролируют экономическую политику правительства. Они задают тон в СМИ. Они включают в себя большинство экономической элиты и значительную часть политической. Стало быть, в нынешних условиях они являются носителями именно такого радикального нигилизма, который является последним словом их реформаторских программ. Реализуя эти программы, мы гарантированно теряем суверенитет, государство, семью, пол, экономику, язык, реальность и человечность. От всего этого либералы готовы нас освободить. Это надо четко усвоить. Другого плана у либералов для нас с вами нет.

 

Совершенно очевидно, подавляющее большинство населения земли такая повестка дня, становящаяся все более прозрачной и угрожающей, явно не устраивает. Не устраивает она и Россию, и российское общество. И здесь закономерно поставить вопрос об альтернативе: если мы отвергнем либерализм и его логику, какую идеологию нам выбрать взамен? На этот очень глубокий и серьезный вопрос я попытаюсь ответить в следующей статье. Это, надеюсь, и станет своего рода идейной программой консервативного фланга нашего общества в новом политическом сезоне.

 

Пока же было важно показать глубинное измерение и ключевые парадоксы либеральной идеологии. В «Так говорил Заратустра» Ницше есть эпизод, когда Заратустра показывает народу фигуру Сверхчеловека, чтобы возбудить в нем волю к высшему. Но это не производит впечатления, все предпочитают смотреть на ужимки канатного плясуна. Тогда Заратустра использует риторический прием и начинает — от обратного — рассказывать о «последних людях»: «Что есть истина? Говорят последние люди и моргают». Народ слушает внимательно, но и тут Заратустра не достигает своей цели: «Дай нам этих последних людей», — кричит народ. Заратустра хотел их напугать и вызвать отвращение, но народу, наоборот, все очень понравилось. Народ все устроило. Им тоже, видимо, хотелось моргать... Надеюсь, что в отличие от истории с ницшеанским Заратустрой, этот анализ либерализма особых симпатий ни у кого из читателей не вызвал. Хотя как знать…

 

 

 

 

Комментарии

 

 

 

Нуша Ukraine 26 сентября 2012 16:23

 Отличный анализ. Но незавершенный. И не только потому, что перечислены не все виды "освобождения" - недоговорено об освобождении от религии, морали, совести. Но за скобки дошедшего до абсурда либерализма выведены и его движители - те, кто под музыку саморазрушительной атомизации подгребает под себя мировые активы: землю, нефть, лес, воду, пока ещё прикрывая их финансовыми пузырями. Но после всеобщего "освобождения" от всего эти реальные, необходимые, но уже недостижимые вещи предстанут перед глазами обманутой биомассы в своём чистом виде, как в первый день творения... "И в жёлтых окнах засмеются, что этих нищих провели"... 

 

Роберт Робертсон www.odnako.org 22 сентября 2012 02:29, Tallinn

Прекрасная, замечательная тема!

 

Абдумомунов Абдукадыр Russian Federation 27 сентября 2012 14:29, Moscow

«Я — это только я». «Мое — это только мое». Таковы философские основания либерализма.---------------------Очень верно замечено. И отсюда далеко идущие выводы, причём неутешительные.А Христос не зря устами Апостола сказал "Носите бремена друг друга и так исполните закон Христов".

 

Алексей АнатольЇвич Марчук Belarus 22 сентября 2012 09:17, Gomel

Мне кажется сейчас самое время заняться двумя вещами.

1. Вырастить качественные пророссийские агентства новостей типа ТАСС. 

2. Снизить доход той части общества которая занимается малополезной для общества деятельностью (финансы офис). Сейчас самое время.  В ближайший год - два  увеличение числа митингующих в Москве даже в несколько раз мало-опасно.

 

Лилиана Евгеньевна Суворинова Australia 25 сентября 2012 12:15, Melbourne

Вот именно.

ну её на фиг, такую философию. Практика и кадры, это решает всё. Но для тех, кто людьми быть не хочет и сознательно отказывается от своей человеческой природы, надо оставить места для применения либерального проекта, в Храмах Самоубийства.

Чем не религия? - под пляски феменов, тихо-мирно принять цикуты.

 

Боровой Коля Russian Federation 22 сентября 2012 16:31, Samara

«...чем больше будем продвигаться вперед, чем больше будем иметь успехов, тем больше будут озлобляться останки разбитых эксплуататорских классов, тем скорее будут они идти на более острые формы борьбы, тем больше они будут пакостить Советскому государству, тем больше они будут хвататься за самые отчаянные средства борьбы как последние средства обреченных» 

Иосиф Виссарионович Сталин .

Всегда удивлялся его гениальности и прозорливости.

 

Вадим Старцев Russian Federation 26 сентября 2012 12:40, Abakan

Если считать эту фразу гениальной, то по логике надо считать, что наибольшее сопротивление (усиление классовой борьбы)   враждебные классы должны оказывать в момент своего полного исчезновения! Вот только кто ж тогда должен пакостить советской власти?

 

Alexander Novitskiy Russian Federation 27 сентября 2012 11:02, Moscow

Вы электротехнику изучали?

Наибольший удар по электрической цепи происходит непосредственно после размыкания цепи, _когда_цепь_уже_разорвана_!

Приборы и электрические устройства в 90+% случаев сгорают при выключении.

 

Sun Gun Ukraine 08 января 2013 00:21, Kharkov

Теперь я понял, что подразумевают трансгуманисты под "сингулярностью"!

 

dkcc Canada 08 октября 2012 20:30, Terrebonne

Я когда прочитал его работу ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗМА В СССР вообще был поражен, как четко и ясно сформулированы основы соц.государства, разделение капитала и т.д. Проблема была только в том, что социализм, как на порядок более ментальный строй, требует более качественных руководителей, чем капитализм. Откуда "Кадры решают все". Отсюда и наши провалы, когда рулили всякие Горбачевы да Хрущевы. А вот капитализм более устойчив к дуракам, там даже Буш может руководить.


Opozdavshiy Russian Federation 22 сентября 2012 18:30, Saint Petersburg

В том, что пиндосы гадить будут и дальше сомнений нет. В том, что гадить они будут иначе, чем гадят сейчас, тоже сомнений нет.  Обсуждению подлежит, на мой взгляд, наиболее эффективные алгоритмы дестабилизации России. Хомячки оказались неэффективными. Ну так они и есть хомячки. Расслабляться не стоит. 

 Как там у Губермана: 

 "...И вспухают удавами слизни. И по-лисьи к ним ластятся волки". 

 Вспухнет что-нибудь обязательно...

 

Хозяин Russian Federation 22 сентября 2012 22:19, Volzhskiy

Не всё так прекрасно в нашем государстве. Да цветная революция не задалась, но наша известная беда "дураки", тем более если от них зависит реформа, в данном случае ЖКХ, не  дремлют. Думское лобби от ТЭК "подогрела" их и вот народ на улице. Законы и правила по ЖКХ дума выпускает антинародные, а значит утопические.

Так что с жарким ноябрем хомячки  не промахнулись.

 

Подольск Russian Federation 23 сентября 2012 13:12, Podolsk

Надежды юношу питают?? Сказано в морг ...

 

ю го блин Russian Federation 23 сентября 2012 15:30, Krasnodar

та с такими героями итог закономерен...

 

Opozdavshiy Russian Federation 25 сентября 2012 01:19, Saint Petersburg

...И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним;..

 И каково имя всадника на бледном коне либерализма?

 Ведь есть же оно ?...

 

Лилиана Евгеньевна Суворинова Australia 25 сентября 2012 12:17, Melbourne

Дегенератизм.

 

Opozdavshiy Russian Federation 25 сентября 2012 12:19, Saint Petersburg

Если бы...


Лилиана Евгеньевна Суворинова Australia 25 сентября 2012 14:02, Melbourne

А что же ещё-то?

За дегенерацией следует смерть, и это иной раз и полезно.

Притом. что есть только два варианта - либо жизнь, либо её отсутствие, так уж я не знаю, чем ещё можно напугать.

 

Станислав Евсеев Russian Federation 25 сентября 2012 09:26, Kirishi

Если слишком много перечитать воспоминаний ветеранского поколения, можно на время изменить своё восприятие и мир временно становится проще. Хипстер, сетевик, веган и антикоррупционер видится как сочетание понятий "юноша" и "придуривается". Компьютер, вместо таинственного окна в параллельный мир воспринимается как "электроприбор" "библиотека" и "средство связи". Дворник южной национальности вместо объекта культурной экспансии воспринимается как "дворник". Любителям расширять сознание рекомендую провести такой опыт.

 

corrector Ukraine 27 сентября 2012 13:34, Kiev

+1000! И кто "не побоится провести такой опыт" -  попадет в реальный мир.

 

Александр Владимирович Russian Federation 25 сентября 2012 10:52

"Рассматривая Вселенную как замкнутую систему и применяя к ней второе начало термодинамики, Клаузиус пришел к утверждению, что энтропия Вселенной когда-нибудь достигнет своего максимума. Это означает, что все формы движения со временем должны перейти в тепловую. При этом переход теплоты от горячих тел к холодным приведет к тому, что температура всех тел во Вселенной станет одинаковой, т. е. наступит полное тепловое равновесие и все процессы во Вселенной остановятся — наступит тепловая смерть Вселенной."

 

Предельная свобода как раз достигается полным отсутствием взаимодействия элементов системы, исчезновением любых разделяющих барьеров и ограничений, т.е. соответствует максимуму энтропии и тепловой смерти системы. Глобализация делает человеческую систему замкнутой, а либерализация уничтожает все остальные барьеры и ограничения - в итоге как раз получаем рост энтропии в замкнутой системе.

 

 

 

 

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна