Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Академик Виктор Анатольевич Васильев критикует задания международной программы PISA. Дополнение: Анатолий Краснянский. Обращение к гражданам России.

22.03.2009 20:13      Просмотров: 5705      Комментариев: 2      Категория: Системный анализ заданий программы PISA

Академик  Васильев критикует задания международной программы PISA

В одном из заданий  PISA математика рассматривается как средство для политической проституции

     Академия наук и ученый совет МГУ провели на мехмате МГУ "круглый стол" - "Математика и образование". Центром дискуссии стал Единый госэкзамен. О том, к каким необратимым последствиям в самой системе обучения школьников приведет введение ЕГЭ, академик и председатель Комиссии по школьному образованию отделения математики РАН Виктор Васильев рассказывает обозревателю Наталье ИВАНОВОЙ-ГЛАДИЛЬЩИКОВОЙ.

известия: Недавно появилась информация о том, что по результатам международного исследования PISA, которое проводится в тестовой форме каждые 3 года, наше школьное математическое образование заняло 22-е место в мировом рейтинге. Для чиновников этот факт является лишним аргументом в пользу перемен в отечественном образовании (чтобы приблизить его к общемировому). Вы могли бы прокомментировать результаты исследования PISA?

Васильев: У исследования PISA абсолютно неправильные представления о том, что действительно должны знать дети. В западных учебниках математики нет ни логарифмов, ни тригонометрических функций. Теоремы Пифагора там тоже нет. Задачи уже прошедшего исследования PISA закрыты. Имеется отчет, в котором опубликовано примерно 4-5 задач по математике (в естественно-научной части - это ровно две задачи).Они, на мой взгляд, совершенно дурацкие.

известия: Что это за задачи?

Васильев: Ну, например: нарисована Земля, на которую падают лучи солнца. Школьникам нужно ответить: "Чем объясняется смена дня и ночи на Земле?" Приводятся 4 варианта ответа. Так вот правильным объявляется неверный вариант (смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси). Правильный же ответ не указан вовсе. Он состоит в том, что угловая скорость вращения Земли вокруг своей оси и Земли вокруг Солнца различны. Я решительно возражаю против такой системы тестов, которая указывает, что мы должны знать и чего не должны. На мой взгляд, важнейшей функцией экзамена (каким он дожен быть на самом деле) является стимулирующая функция. Форма экзамена должна быть такой, чтобы в процессе обучения дети ориентировались на настоящую науку.

известия: ЕГЭ же, вероятно, нужен главным образом для того, чтобы российские дети успешно сдавали тесты PISA. А школа "понимала", к чему ей стремиться.

Васильев: Да. А мне этого совершенно не хочется. Большинство математиков считают, что тестовая система с большим количеством простых заданий и выбором ответа (их в ЕГЭ - множество), не соответствует тому, что есть математика.

известия: Может быть, для будущих гуманитариев, которые не должны глубоко знать математику, хороши и тесты с выбором ответа?

Васильев: Нет. Это - неправильный подход к математике. Когда я был маленьким, у нас был такой дурацкий и, казалось бы, ненужный предмет, как "чистописание". Но оказалось, что он необходим: есть такое понятие, как мелкая моторика. Если этим не заниматься, дети вырастают глупее. Математика же нужна потому, что она - наука честная. И в ней все вранье сразу становится явным.

известия: Но почему тесты - это вранье?

Васильев: В программном документе PISA есть задача, ярко отражающая представление организаторов исследования о том, в чем состоит цель математики в современном мире. Эту задачу я опубликовал в сентябрьском номере "Заметок американского математического общества". Задача такая: в некоей стране национальный бюджет составляет 500 миллионов, а бюджет на оборону - 30 миллионов. В следующем году полный бюджет стал таким-то, а бюджет на оборону - таким-то. За это время инфляция составила столько-то. Задача состоит их двух подзадач. Первая: вас пригласили прочитать лекцию в обществе пацифистов. Вы собираетесь объяснить, что бюджет на оборону за это время понизился. Как вы это сделаете? Подзадача вторая: вас пригласили прочитать лекцию в военной академии. Вы собираетесь объяснить, что бюджет на оборону за это время вырос. Как вы сделаете это? После публикации этой задачи я написал в "Записках американского математического общества", что математика здесь рассматривается как средство для политической проституции. Несмотря на политкорректность, редколлегия статью напечатала.

известия: Один из аргументов чиновников в пользу тестовой формы ЕГЭ такой: все развитые страны проводят тесты.

Васильев: Но дело в том, что все развитые страны ориентируются на PISA. А я уже рассказал, что это такое. Когда министерство доказывает необходимость перехода на тестовую систему, в качестве аргумента приводится и такой теоретико-статистический термин, как "надежность", показывающий, хорош или нет экзамен или система экзаменов. По мнению Минобразования, у тестовой формы высокий показатель "надежности". А "надежность" высчитывается по определенной формуле. Математики на "круглом столе" доказали чиновникам, что стопроцентную надежность эта формула дает лишь в том случае, если в экзамене использованы 30 однотипных задач.

известия: Вы считаете,что с переходом на тесты математическое образование в нашей школе пойдет прахом?

Васильев: У нас есть еще два года, за которые учителя окончательно не перейдут на систему тестов. Если они перейдут, то значит - все.

Источник информации: WWW. INAUKA.RU

файл: PISAВасильев.

 

Обращение к гражданам России

Уважаемые соотечественники!

Мы живем в атмосфере лжи и полуправды. Нам говорят одно, думают другое, делают третье. Министерство образования и науки разрушает образование и науку, разрушает постепенно, но неуклонно. Бесполезно писать чиновникам, поскольку они понимают, что делают. 

Образование и наука - это мозг государства. Россия погибнет, если они будут разрушены. 

Во время Великой Отечественной войны многие на фронте и в тылу совершали подвиги для спасения Родины.

Я не прошу вас совершить подвиг. 

Я прошу вас написать письмо Президенту - только он сможет разогнать тех, кто разрушает образование и науку.

Неужели для спасения России у вас не найдется  10 минут, чтобы написать и послать письмо В.В. Путину?

На этом сайте десятки статей, из которых следует, что Минобрнауки разрушает образование и науку.

Как отправить письмо Президенту:  http://letters.kremlin.ru/

13 марта 2013 года. Анатолий Краснянский.

 

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Автор: А.В. Краснянский - ответ Александру Починку.
Дата: 17.02.2011 18:38
Александр! Дело в том, что задания программы PISA (и, вероятно, TIMSS) составляют неспециалисты и поэтому многие задания являются нагромождением ошибок. Те задачи, о которых говорит Васильев, я не анализировал. Скорее всего, причина противоречивого вывода (бюджет на оборону повысился и понизился - противоречивое выражение) связано с тем, что используемые понятия являются неясными, и (или) неточными. Спасибо за комментарий.
Автор: Александр Починок
Дата: 17.02.2011 10:39
К сожалению, подобные задачи не являются порождением ущербного американского капитализма. Они общеупотребительны в курсах статистики по всему миру и, страшно сказать, успешно решались целыми поколениями советских студентов. А в СССР официально политической проституции не было. Умение анализировать статистическую информацию человеку необходимо
Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна