Критика заданий программы PISA по определению математической и естественно-научной грамотности пятнадцатилетних школьников. Выступление Виктора Антоновича Садовничего на общем собрании РАН 18 мая 2005 года. Приложение: Скриншоты.

Виктор Антонович Садовничий высказался о трех заданиях программы PISA: Задание первое - по математике: Мэри живет в двух километрах от школы, а Мартин - в пяти. Вопрос: на каком расстоянии друг от друга живут Мэри и Мартин? Второе задание - по естествознанию. День сме­няется ночью. Что является причиной смены дня и ночи? Третье задание - по математике. Садовник сажает яблони, а по периметру, чтобы ветер не сдул яблоки, сажает хвойные деревья. Если он по­садил одну яблоню - 8 хвойных дерева, если 4 яб­лони - 16 хвойных деревьев. Надо нарисовать кар­тинку для случая, когда 9 яблонь, сколько же по­требуется хвойных деревьев?







 
Критика  заданий программы PISA по определению математической и естественно-научной грамотности пятнадцатилетних школьников.

  Выступление Виктора Антоновича Садовничего на общем собрании РАН 18 мая 2005 года

Общее собрание Российской академии наук.  Выступления участников Общего собрания  18 мая 2005. Вестник Российской академии наук, 2005, том 75, № 10, с. 925-959. Tекст выступления академика В.А.Садовничего подго­товлен редакцией на основе стенограммы Общего собрания. URL:  http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/2005/10/925-959.htm

 

 

 Глубокоуважаемые коллеги! Мы обсуждаем важнейший вопрос — будущее России, а Академия наук и, я бы добавил, университеты, образование остались единственной скрепой, которая нашу страну держит. Если будет разрушена или пониже­на роль науки, академии и университетов, то на по­вестку дня выйдет вопрос о том, какой будет наша страна. В связи с этим я хотел бы коснуться, на мой взгляд, еще не затронутой темы, а именно темы образования — школьного и университетского.

Мне кажется, многое из того, о чем мы гово­рим, может оказаться ненужным, если сохранит­ся нынешняя тенденция в школе, да и в универси­тетах к понижению уровня фундаментального образования.

Признано, что на протяжении последних 15 лет содержание школьного образования деградирует, понижается уровень естественно-научной состав­ляющей и даже математики. Если посмотреть сейчас на школьные учебники и программы, то определенно можно сказать, что школьник знает меньше, знает хуже, а некоторых разделов не зна­ет совсем, и это опасно. Поэтому заняться на са­мом деле подтягиванием и изменением школьно­го образования — это по важности такая же зада­ча, как и задача сохранения фундаментальной науки, потому что если не будет талантливых школьников и талантливых студентов, то все, что мы планируем, обречено естественным образом: у нас не будет талантливого пополнения. И я уже стал думать: а может быть, когда придут прави­тельства, которые озаботятся содержанием на­уки в нашей стране, придется ввозить ученых из Китая, Индии или еще откуда-то?

Но вместе с тем нам "помогают" в таких оцен­ках, и я хочу сказать об одной такой "помощи". Это важно, потому что те исследования, о кото­рых я хочу сказать, стали цитировать чиновники высокого ранга, стараясь доказать, что по уров­ню математического образования Россия на 30-м месте среди 40 стран (дальше уже некуда!), по грамотности — на 37-м месте и что, в общем, в Рос­сии образования нет. Я говорю об исследованиях "TIMSS" и "PISA", которые проведены при под­держке Мирового банка и некоторых фондов. Мы обсуждали ситуацию неоднократно с В.А.Васильевым, академиком-математиком, поэтому можно сказать, что это наша общая оценка.

Исследование "PISA" поставило Россию на 29-е место по уровню математической грамотно­сти. Оно проведено в сотнях школ Академией об­разования, ее сотрудниками и, конечно, зарубеж­ными фондами. Пришлось посмотреть на вопро­сы и задачи, которые давали эти исследователи, с тем чтобы понять, справедливы их заключения или нет. Приведу несколько таких задач.

Задача первая — по математике: Мэри живет в двух километрах от школы, а Мартин — в пяти. Вопрос: на каком расстоянии друг от друга живут Мэри и Мартин?

Как математик могу сказать, что таких рассто­яний ровно континуум, то есть множество, кото­рое даже не имеет первого элемента. Но этот во­прос задается 15-летнему школьнику.

Вторая задача — по естествознанию. День сме­няется ночью. Нарисована картинка: Солнце, Земля. Вопросы такие.

Что является причиной смены дня и ночи? Да­ны ответы, надо выбрать из четырех один. Пер­вый: Земля вращается вокруг оси. Второй: Земля вращается вокруг Солнца. Третий: ось Земли на­клонена. Четвертый: Солнце вращается вокруг своей оси. Надо выбрать один из ответов. Пред­полагается, что правилен ответ "а": Земля враща­ется вокруг своей оси. В Детской энциклопедии написано, что такой ответ неверен, что вообще из всех предложенных ответов ни один не является верным. Тогда возникает вопрос: каков уровень самих этих исследований?

И задача, которая меня совсем убила: садовник сажает яблони, а по периметру, чтобы ветер не сдул яблоки, сажает хвойные деревья. Если он по­садил одну яблоню — 8 хвойных дерева, если 4 яб­лони — 16 хвойных деревьев. Надо нарисовать кар­тинку для случая, когда 9 яблонь, сколько же по­требуется хвойных деревьев? В этом задача. Так я как садовник могу сказать, что если вокруг яб­лонь сажать хвойные деревья, яблони сразу же погибнут. Сразу!

Опубликовано в Вестнике  Российской академии наук, 2005, том 75, № 10, с.925-959.  Комментарий Анатолия Краснянского:  В тексте исправлены две опечатки.

 

 Приложение

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ: АКАДЕМИКОВ А.А. ГОНЧАРА, Г.А. МЕСЯЦА И В.А. САДОВНИЧЕГО 18 мая 2005

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2005, том 75, № 10, с.925-959.  URL:  http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/vran/2005/10/925-959.htm    Скриншоты сделаны 2 октября 2017 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: