Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Мин-во образования и науки РФ. Институт стратегии развития образования РАО. Центр оценки качества образования. PISA-2018 год. Определение понятий: читательская грамотность, математической грамотность, естественнонаучная грамотность и другие материалы. Приложение: Анатолий Краснянский. Дефекты в задании «Метеороиды и кратеры».

1.04.2018 18:02      Просмотров: 21      Комментариев: 0      Категория: Anti-PISA: Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования

 

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Проведение исследования PISA-2018 в России

Министерство образования и науки Российской Федерации.  ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». Центр оценки качества образования.
   

 

Оценка читательской грамотности

URL:   http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html

 

 

 



Оценка математической грамотности   

http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_ml.html

 




 

Оценка естественнонаучной грамотности

URL:   Мистерство образования и науки Российской Федерации



       

 


   
Материалы по читательской грамотности, математической грамотности,  естественнонаучной

грамотности и других "грамотностей".  Программы семинаров и вебинаров

URL:   http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
      

 

 


 

Приложение

Anti-PISA

  Загадка для тех, кто кое-что понимает в физике, астрономии и логике:

Найдите ошибки в группе заданий "Метеороиды и кратеры"  PISA-2015.

 

 

Предисловие Анатолия Краснянского

Значительная доля заданий PISA является нагромождением ошибок. Например, каждая из групп заданий:  "Озон" (PISA-2000), "Кислотные дожди" (PISA-2006), "Парниковый эффект" (PISA-2006) содержит  не менее 10 ошибок.  Наиболее распространенные типы ошибок: логические (например, подмена понятия), лингвистические (например, плеоназм); фактические (например, физическая ошибка), нарушение требований к тестам. Ошибки могут содержаться  в вопросах  и в ответах, которые "эксперты" PISA оценивают как "правильные" или "неправильные".  Подробнее - Анатолий Краснянский. Системный анализ заданий международного исследования:  URL:   http://avkrasn.ru/category-2.html

Внимание! Информация от 19 мая 2018 года. Прошло 45 дней после публикации. На эту страницу пришло 200 человек и ни один не смог (или не захотел) найти ошибки в группе заданий  "Метеороиды и кратеры"


 
В качестве примера анализа заданий PISA привожу анализ преамбулы (вводной части) и неполный анализ задания № 1

 

Преамбула

  Эксперты PISA -  Метеороиды и кратеры:

Камни из космоса, попадающие в атмосферу Земли, называются метеороидами. Пролетая через атмосферу Земли, метеороиды разогреваются и начинают светиться. Большая часть метеороидов полностью сгорает раньше, чем они достигнут поверхности Земли. Если метеороид достигает поверхности Земли, он может образовать яму, называемую кратером.

 

Анатолий Краснянский.  Анализ преамбулы
 

Анализ предложения: "Камни из космоса, попадающие в атмосферу Земли, называются метеороидами".

Из этого определения видно, что эксперты PISA указали следующие существенные признаки:  это камни (1), попадающие в атмосферу Земли (2).

Общепринятого определения понятия "метеороиды" нет, поскольку астрономы пока не договорились об определении этого понятия.  Однако в этих определениях вместо слова "камень" используются понятия "тело", "твердый объект", "природный твердый объект" и нет признака: "попадающие в атмосферу Земли". В русском языке под словом "камень" обычно понимаются макрообъекты (куски горной породы). 

Следовательно, определение понятия "метеороиды" экспертов PISA - это определение на уровне бытового (не научного) знания.  Или, иначе, сделана логическая ошибка: "слишком узкое определение".

Материал из Википедии:

Согласно официальному определению Международной метеорной организации (IMO), метеороид — это твёрдый объект, движущийся в межпланетном пространстве, размером значительно меньше астероида, но значительно больше атома. [1].

Британское королевское астрономическое общество выдвинуло другую формулировку, согласно которой метеороид — это тело диаметром от 100 мкм до 10 м.  Другие источники ограничивают размер метеороида в 30 м.

[1] Glossary. Meteoroid. URL:   https://www.imo.net/resources/glossary/#m

В статье «Метеорит и метеороид: новые полные определения» в журнале Meteoritics & Planetary Science в январе 2010 года Alan E. RUBIN and Jeffrey N. GROSSMAN [2] предлагают научному сообществу следующие определения:

    Метеороид: природный твердый объект размером от 10 мкм до 1 метра, перемещающийся в межпланетном пространстве. Метеороиды могут быть как первичными объектами, так и производными фрагментами небесных тел большего размера (не только астероидов).

    Микрометеороид: метеороид размером от 10 мкм до 2 мм.

[2] Alan E. RUBIN; Jeffrey N. GROSSMAN (January 2010). «Meteorite and meteoroid: New comprehensive definitions». Meteoritics & Planetary Science 45 (1): 114—122.   URL:  https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/j.1945-5100.2009.01009.x



 

Задание № 1

Эксперты PISA. Задание № 1:  По мере приближения к Земле и к её атмосфере скорость метеороида увеличивается. Почему это происходит?

 

Анатолий Краснянский.  Анализ задания № 1.

Анализ словосочетания: "По мере приближения к Земле и к её атмосфере". 

 Можно ли приближаться к Земле и при этом не приближаться к ее атмосфере?  Очевидно, что это невозможно. Следовательно, слова  "и к ее атмосфере" является лишними (лингвистическая ошибка: плеоназм). 

Эксперты PISA пошли на использование лингвистической ошибки с целью скрыть мысль о том, что в задании рассматривается движение метеороида до его вхождения в атмоферу, так как после вхождения метеороида в атмосферу его скорость будет уменьшаться. Задание № 1 можно сформулировать  ясно: "По мере приближения к Земле (до вхождения в атмосферу) скорость метеороида увеличивается. Почему это происходит?" .  

Эксперты PISA. Ответ принимается полностью: Обучающийся выбрал: "Метеороид притягивается массой Земли".

Анатолий Краснянский. Анализ ответа:  "Метеороид притягивается массой Земли".

Метеороид (тело) притягивается массой Земли (массой другого тела). Одно тело притягивается массой другого тела. В физике не принято говорить:     "Метеороид притягивается массой Земли" или   "Масса метеороида притягивается Землей". Можно продолжить неправильные выражения: "Масса Луны притягивается Землей" или "Луна притягивается массой Земли". Метеороид притягивается к Земле, а Земля не притягивается? Правильно: "Метеороид и Земля притягиваются друг другу"; "Луна и Земля притягиваются друг к другу". 

Силы тяготения направлены вдоль прямой, проведенной через метеороид и центр Земли. Эти силы равны по модулю, но противоположны по направлению. Из закона всемирного тяготения следует, что ускорение метеороида  намного больше ускорения Земли - из-за сильного различия в их массах.     

Комментарий экспертов PISA.  Этот вопрос требует от  обучающихся применить простые научные знания,  чтобы выбрать правильное объяснение  того, почему объекты ускоряются по  мере приближения к Земле.

Эксперты PISA:

Тип вопроса: Просстой множественный выбор.

Компетенция: Научно объяснить феномены. 

Контекст:  Глобальный. 

Сложность 483 – 2 -й  уровень. 

ID  вопроса S641Q02/ 

 

Анатолий Краснянский.  Группа заданий "Метеороиды и кратеры" не может проверить так называемую "компетенцию" учащихся в научном объяснении явлений. Эксперты сделали логическую ошибкУ: подмена понятия "научное объяснение явлений" на понятие: "объяснение явлений на уровне бытового знания (на бытовом уровне)"

Обоснование:


Во-первых, вводная часть и задание № 1  содержат ошибки, то есть сформулированы на уровне бытового (не научного) знания: 

1. Вводная часть  содержит логическую ошибку: "слишком узкое определение" понятия "метеороиды".

2. Задание № 1 содержит две лингвистические ошибки лишние слова:  "к её атмосфере" и "масса" в "правильном" ответе: "Метеороид притягивается массой Земли".

Нельзя проверить "компетенцию" учащихся в научном объяснении явлений, если вопрос и "правильный" ответ сформулированы на уровне бытового знания.

Во-вторых,  "Научное объяснение – это подведение некоторого научного факта  или события под определенный научный закон или теорию, выведение объясняемых фактов и событий в качестве логических следствий некоторого научного закона или теории". [3]. 

[3] С.А. Лебедев,  К.С. Лебедев. Существует ли универсальный научный метод?   Вестник ТвГУ. Серия "ФИЛОСОФИЯ". 2015. № 2. С. 56 - 72.  URL:  http://eprints.tversu.ru/5539/1/Вестник_ТвГУ._Серия_ФИЛОСОФИЯ._2015.__2._С._56-72.pdf  . Подробнее: Логический словарь-хрестоматия. Составитель: Анатолий Краснянский. Определение понятия "научное объяснение".   URL:  http://avkrasn.ru/article-4129.html

В "правильном" ответе, данном "экспертами", нет ссылки на законы, в частности на закон всемирного тяготения. 

Кроме того, не имело смысла в 2015 году проверять так называемую "компетенцию" 15-летних российских учащихся (8-й и 9-й классы)  в научном объяснении астрономических явлений, поскольку в период с 2008  по 2016 год  в российской школе астрономию не изучали. 

Перечень дефектов в преамбуле и в задании № 1:  две логические ошибки (слишком узкое определение, подмена понятия) и две лингвистически ошибки (многословие).  Итого: 4 дефекта. Одна ошибка ("пятая ошибка") в задании № 1 не указана.

Не указаны: Один дефект в задании № 1 ("пятая ошибка"), один дефект в задании № 2 и один дефект в задании № 3. Надеюсь, что  эти ошибки сумеют выявить посетители сайта.

 

Пришла пора проверить "компетенции" экспертов PISA !    

 

 

 

Скриншоты

Скриншоты сделаны 5 апреля 2018 года. «Основные  результаты  международного  исследования  PISA - 2015»,  2017 год:  Национальный  отчет/С.Ирсалиев,  А. Култуманова,  Е. Сабырлы,  М. Аман азы – Астана:  АО «Информационно - аналитический центр», 2017  – 241 стр.   URL:   http://edu.gov.kz/upload/Files/PISA-2015.pdf

  

 

Метеороиды и кратеры - вопрос 1

URL: http://edu.gov.kz/upload/Files/PISA-2015.pdf

 

 

 

Метеороиды и кратеры - вопрос 2

URL: http://edu.gov.kz/upload/Files/PISA-2015.pdf

 

 

Метеороиды и кратеры - вопросы 3А и 3Б

URL: http://edu.gov.kz/upload/Files/PISA-2015.pdf

 

 

 




METEOROIDS AND CRATERS


RELEASED ITEMS FROM THE PISA 2015 COMPUTER-BASED SCIENCE ASSESSMENT:  ANNEX C1. PISA 2015/ RESULTS (VOLUME I):  EXCELLENCE AND EQUITY IN EDUCATION.  © OECD 2016.    URL:     http://euro.ubbcluj.ro/wp-content/uploads/OECD-2015-PISA-results.pdf
 

 

METEOROIDS AND CRATERS – QUESTION 1

URL:     http://euro.ubbcluj.ro/wp-content/uploads/OECD-2015-PISA-results.pdf

 

 

 

METEOROIDS AND CRATERS – QUESTION 2

URL:   http://euro.ubbcluj.ro/wp-content/uploads/OECD-2015-PISA-results.pdf

 

 

 

METEOROIDS AND CRATERS – QUESTIONS 3A AND 3B

URL:     http://euro.ubbcluj.ro/wp-content/uploads/OECD-2015-PISA-results.pdf

 

 

1: Пл/м, неправд..в.отв. 2: Неясн. п-е. 3: v мет. 

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна