Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Михаил Владимирович Телегин, доцент кафедры "Педагогическая психология" факультета "Психология образования" МГППУ, руководитель сектора "Философия для детей". Анализ учебника И.П. Подласого: "Теория и технологии воспитания". Содержание. Введение: воспитывать потребителя. Рыночно-торгашеский подход к воспитанию. Социальный дарвинизм. Дискриминация людей по социальному признаку. Сегрегация Биологизаторский подход к воспитанию. Мракобесие. Оккультизм. Клерикализм. Экуменизм. Смысловая карусель. Хаотизация. Шизофренизация сознания. Релятивизм. Антисоветизм. Призыв к «разгосударствлению» школы, атака на государство как таковое. Заключение: Лесков против волков.

13.09.2011 12:51      Просмотров: 4268      Комментариев: 0      Категория: Хрестоматия по реформам образования в России и за рубежом. Составитель: Анатолий Краснянский
 

Михаил Владимирович Телегин, доцент кафедры "Педагогическая психология" факультета "Психология образования" МГППУ, руководитель сектора "Философия для детей".

Воспитание потребителей

(нищета духовно-нравственного воспитания в современной России)

Источник информации - http://mtelegin.ru/pedagogika/vospitaniepotrebit

 



Аннотация:  автор анализирует современный, рекомендованный Министерством Образования учебник по теории и практике организации воспитательного процесса для студентов педагогических вузов (Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.3: Теория и технологии воспитания: учеб. Для студентов вузов, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям в обл. «Образование и педагогика»» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп.  – МВЛАДОС.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007).


   Обобщения и выводы, сделанные после критического прочтения указанного источника, показывают всю  нищету официальной педагогики, её  рыночно-торгашеский дух, направленность на «воспитание потребителя». Автор уверен – «бухгалтерскую педагогику» от «менеджеров воспитания» никогда не примет наш многонациональный народ!


   Жива ещё Русь! Скоро она проснётся, спохватится, и снова будет воспитывать детей по Лескову, по Ушинскому, по Макаренко, по Сухомлинскому… В любви, в сострадании, в жертвенности, в патриотизме, во «всемирной отзывчивости».  В «единстве истины с добром и с красотой» - В ПРАВДЕ!  


Содержание
Введение: воспитывать потребителя
Рыночно-торгашеский подход к воспитанию
Социальный дарвинизм. Дискриминация людей  по социальному признаку. Сегрегация 
Биологизаторский подход к воспитанию
Мракобесие. Оккультизм. Клерикализм. Экуменизм
Смысловая карусель. Хаотизация. Шизофренизация сознания. Релятивизм.
Антисоветизм
Призыв к «разгосударствлению» школы, атака на государство как таковое
Заключение: Лесков против волков
Литература

 

Введение: воспитывать потребителя

Нащупать в человеческих объединениях (от народа до семьи, включая профессиональные сообщества) точку максимального напряжения-натяжения, средоточие боли, слабое место… И садистски – иголочкой ранку растравив, затем гвоздиком поковырявшись, шильцем дырочку провертев, ножичком в болящую рану потыкав, со всего маху  вбить клин. Чтобы трещины до фундамента пролегли… «Шок и трепет» с последующим грабёжом, ненасытным захватом разного рода ресурсов, утилизацией, перевариванием жертвы.  
Разъять, расчленить, стравить, лоб в лоб свести бессмысленные части некогда единого целого. Умучить и сухим из воды выйти. ОТСКОЧИТЬ. «А мы здесь не причём», система сама себя порешила, самоубийством жизнь завершила.
А самим купоны стричь,  дивиденды  получать, вырядившись в изрядно засаленную тогу «борцов за народные интересы». Старый как мир принцип «разделяй и властвуй», обращённый не вовне, а внутрь, для колонизации  своих же сограждан.
Политическая система. Экономика: производство, ЖКХ, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, ВПК.  Армия. Правоохранительные органы.  Наука. Церковь. СМИ. Здравоохранение. Культура. Разделение. Разделение. Разделение. До  атомарного состояния. Вот и в образовании то же самое.
Пока общественность искусственно зациклена на, безусловно, важных, но «технических» проблемах образования (ЕГЭ, ФГОС, ФГТ и т.д.), на его ФОРМАХ… Происходит коварная подмена самой СУТИ отечественной школы, выхолащивание её культурно-исторического кода, похищение её ДУШИ. Русская, советская, традиционная школа была, прежде всего, школой ВОСПИТАНИЯ, СОЗИДАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ, МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА!
А во что российская «новая школа» трансформируется в процессе «модернизации»? В ярмарку тщеславия для богатеньких? В камеру хранения, «отстойник» для обездоленных? «Два мира – два детства». Между ними – пропасть, глазом не окинешь. И всё шире, всё глубже. Президент на форуме в Ярославле признал: децильный коэффициент (соотношение совокупного дохода 10% богатейших людей и 10% беднейших граждан) – 15 раз. Ни в какие ворота не лезет! Вот в чём корень бед! Единую, общеобразовательную школу «для всех»… Школу, «без заранее заданного социального масштаба развития»… Ножницы децильного коэффициента безжалостно искромсали. Само сердце  русско-российской школы теми ножницами садистски «вырезывается» (А.А.Перовский). 
Метафора традиционной школы – семья. Учитель – «заботливая вторая мама», строгий, но справедливый отец, старший брат ребятишкам. Учитель –  полпред культуры,  государев человек, слуга народа.  Наставник. Сеятель. Учитель –  авторитет. На учителя возложена священная  МИССИЯ. «Сеет разумное, доброе, вечное, скажет тебе спасибо сердечное, русский народ». Отношениями патернализма – заботы, участия, любви дышал и жил соборный организм традиционной школы.
Метафора «инновационной школы» - супермаркет, торжище. Механизм извлечения прибыли. «Деньги за учеником». Про душу вспоминают только в контексте «подушевого финансирования».
Инновационная школа –  буква, беззастенчиво попирающая дух. Формализм. Отчуждение. Мельтешение. «Механика корыстолюбивого беспокойства». С бесправным урокодателем-продавцом вместо Учителя. С прейскурантом гаджетов-«компетенций» вместо знаний.  С кассой-бухгалтерией вместо сердца.  С «потребителем образовательных услуг» вместо ученика. Вот оно, понял… «Потребителем»! Вот в чём соль. Вот откуда это министерское: «Воспитывать потребителя». «Воспитывать потребителя» - это всерьёз и надолго.
Перекодировать  Царства Божьего на земле строителей – в  мещан-потребителей. Коммунитарных, общинных жителей – в мещан-потребителей. Правдоискателей, мечтателей, справедливости вечных выкликателей, за правду воителей – в мещан-потребителей. Взять, разобрать, да и на новой матрице (С.Г.Кара-Мурза) пересобрать –  перезагрузить человека русско-российской культуры. По троцкистски его «переплавить» – в «гражданина мира», в «нового кочевника», в ПОТРЕБИТЕЛЯ. А наша «новая школа» - это плавильный тигель, мартен – вот что такое!
Водораздел. Точка бифуркации. Сталинград. Удастся ли «хозяевам дискурса» полностью подмять под себя школу? Кто из её стен выйдет в «прекрасный, дивный» постмодернистский мир? Потребитель или Человек? Вот в чём вопрос!
На него-то и попытаюсь ответить. Попытаюсь разобраться, на чью мельницу воду льёт современная ОФИЦИАЛЬНАЯ  российская система образования.  Кого воспитывает современная российская ОФИЦИАЛЬНАЯ педагогика  – потребителя или Человека? Что происходит в сфере духовно-нравственного воспитания наших детей?
Много материала я просмотрел, прочитал, перелопатил. Статьи на «воспитательные» темы в научно-популярных и специальных педагогических изданиях. Монографии маститых авторов. Концепции научных коллективов. Сборники тезисов. Обсуждения и форумы в интернете. Честно говоря, запутался в этом многоголосии, сбился с толку, увяз в бесплодных спорах. И опустил было руки…
Но, к счастью, на память пришла одна история из далёких теперь уже 90-х. Послали меня начальники встречать одного известного японского учёного, прибывшего в Москву на конференцию по развивающему обучению. Надо сказать, что японец в аспирантские годы несколько лет прожил в Москве, полюбил её,  хорошо овладел «великим и могучим». Идём мы, стало быть, с коллегой по Тверской, я любезно предлагаю куда-нибудь зайти (думаю о кафе, бюджет начальством выделен)…
Ну, он, естественно соглашается, «зайти»… И просит отвести… в книжный магазин, в «Педкнигу». Мысленно одобряю выбор. Успеется в кафе. Сворачиваем в известный переулок, я интересуюсь, почему в «Педкнигу»? Потомок самураев объясняет: «Очень хочу купить ваши учебники по истории, посмотреть, как трактуются ключевые события, и сделать вывод о том, насколько серьёзны-необратимы перемены, идущие в России». По учебнику истории японец судил. И правильно делал! Историю, как известно, пишут победители. И «тот, кто владеет настоящим,  –  владеет прошлым, а кто владеет прошлым,  –   владеет будущим».  Нет более «диагностичного», «информативного» критерия для внимательного, вдумчивого исследователя, чем учебник  истории. Узнаешь, каким образом молодёжь о тех или иных крутых поворотах истории информируют – сразу поймёшь, куда политический ветер дует.
Спасибо, Амано-сан! Надоумил. Туда же я свернул, в «Педкнигу». Алгоритм разработал следующий: куплю самый «тиражный», рекомендованный Министерством образования учебник по педагогике, для студентов педвузов, педучилищ. Да не просто по педагогике, а, конкретно, по теории и методике воспитания. Да чтобы автор известный, у всех на устах. Да чтобы формат академический. Да выдержавший не одно издание, всем учебникам учебник.
Продавец без колебаний указал на солидную книгу солидного автора. Привожу выходные данные без купюр. 
Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.3: Теория и технологии воспитания: учеб. Для студентов вузов, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям в обл. «Образование и педагогика»» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп.  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.
На титульном листе красовалось: «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области «Образование и педагогика».
Учебник превзошёл самые смелые ожидания. Прочёл на одном дыхании. То, что надо! Как в капле воды отражается общее состояние дел в воспитании! Действительно учебник, путеводитель, энциклопедия демократического воспитания! Удивительная книга, удивительным свойством обладающая – ум в порядок приводить. Всё распуталось, на свои места встало. Разрозненные пазлы в картину разом сложились. Ясность наступила полная. Как в солнечный прозрачный день бабьего лета. Стало мне ясно, КАК СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА УЧАТ ВОСПИТЫВАТЬ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ.
Подласый Иван Павлович,  доктор педагогических наук, -  УЧИТ (многие сайты именуют Ивана Павловича, ни много ни мало,  «ведущим специалистом по теории  и  истории педагогики на постсоветском пространстве»), а Государство Российское, в лице своего профильного министерства, под каждым словом Ивана Павловича подписывается, «рекомендует». А уж учителя-воспитатели-студенты-аспиранты тот учебник от корки до корки штудируют, и со всех ног в школу-детский сад бегут, да те указания-методики-технологии в жизнь воплащают-реализуют. Вы уж извините за игривый тон. Это я боль свою о судьбе русской школы  за шуткой-прибауткой скрыть пытаюсь. Но обо всём по порядку.
Анализируемый мною источник непрост, многослоен. На периферии – «подходящие», «правильные», «сообразные моменту, «подобающие в таких случаях», слова, реверансы и ссылки. Величавой чередою незыблемые авторитеты, великие имена. Обволакивающее, разоружающее, успокаивающее,  убаюкивающее мягкое облако. Всё как всегда. Обычный учебник по педагогике, естественно, в русле «трендов»  XXI века, «нос по ветру».
Но первое впечатление, ох, как обманчиво. Ухо улавливает лёгкое дребезжание, переходящее в тревожный зуммер, в звук рынды,  в звон вечевого колокола, в оглушительную сирену, в истошный сигнал: «ОПАСНОСТЬ». Ба, оказывается рыхлое-ватное облако скрывает  эскадрильи F-16, «Миражей», «Стелсов», атакующих  наши сокровенные педагогические святыни, выборы, символы веры. Безжалостный налёт, высокоточные бомбы вперемежку с кассетниками. Боеприпасы с обеднённым ураном, как в Ливии, как в Югославии! Облако прорывается свинцовым ледяным дождём, превращающих наших детей в Каев, в Каинов, в манкуртов, в ПОТРЕБИТЕЛЕЙ!
В общем, та ещё «начинка» в этой педагогической конфетке. Съел, и порядок,  Онищенко не спасёт. Стальной наконечник у этой пули, со смещённым в сторону от традиционных для русско-российского менталитета ценностей,  центром тяжести.
Сверху тишь да гладь, а «снизу каменное, каменное дно». Вилы в этом стожке сена! Мягко стелет, господин Подласый, да жёстко спать.
Слово не воробей, позвольте разъяснить свою позицию исчерпывающим образом, –  по пунктам, с цитатами и комментариями. Пусть никто меня не уполномочивал, но как человек, гражданин России, педагог и родитель хочу выставить свой счёт, выдвинуть свой обвинительный список всем адептам воспитания потребителей.

 

 Рыночно-торгашеский подход к воспитанию

Оно и не мудрено. Рынок – альфа и омега, божок, идолище «цивилизованного», «одномерного» человека. Вся планета «в торжище сведена». Человек взвешен, исчислен, найден слишком лёгким,  и отменён, точнее, запродан с потрохами. Я покупаю, следовательно, существую. Простое человеческое общение вытесняется  эквивалентным или не очень, «обменом». Акту «купли» - «продажи» придан  метафизический смысл. «Сначала был Рынок…». 
Воспитание не минула чаша сия. Напротив, проникновение рыночных отношений в воспитание выглядит уж как-то особенно неприглядно, грубо, зримо. Рынок овладел воспитанием, пардон, с особым цинизмом. Даже мизантропов коробит. Но только не господина Подласого.  Есть в его учебнике «проблемный блок», призванный «будить мысль, подталкивать к собственным выводам, для которых уже накоплены необходимые знания».  (Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.3: Теория и технологии воспитания: учеб. Для студентов вузов, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям в обл. «Образование и педагогика»» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп.  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007., стр. 5).
Приглашаю вас на «побудку» от Подласого, цитирую раздел два –   «Программа воспитания», подраздел, озаглавленный риторически: «Содержание или программы?».
«Попробуем представить себе заказчика воспитательных услуг на рынке. Чего он потребует? Скорее всего, он не станет вникать ни в цели воспитания, ни в его содержание. Он скажет просто: «Покажите мне программу, согласно которой вы будете осуществлять воспитательный процесс, скажите, какими будут конечные результаты, и сколько всё это будет стоить»! Это профессионалам следует вникать в теорию и прочие тонкости. А потребитель требует качественной услуги.
Получается, что цели, задачи, содержание воспитания должны быть переплавлены в программу воспитания – документ, в котором перечислены совершенно конкретные качества, которые будут сформированы в воспитательном процессе, гарантированный уровень их сформированности. Выражаясь современным языком, это будет бизнес-план, в который будут вложены деньги, чтобы получить прибыль.
Прибыль от воспитания?..
А что вы думаете по поводу рыночной стоимости воспитания?» ( Там же.  С. 47 – 48).
А мы думаем, что Я.А. Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Пестолоцци, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, В.Ф. Одоевский,  К.Д.Ушинский, Н.Ф.Бунаков, Л.Н.Толстой, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский в гробу перевернулись от подобного «невинного» вопроса.
Далее следует «информационный блок». Читайте подсказку по губам, блок называется «Приоритеты и программа воспитания».  Иван Павлович ясно даёт понять, с кем они, мастера культуры. Разумеется, с «программой». Читая информационный блок, я испытывал странное чувство,  будто проваливаюсь и лечу куда-то, лечу. Признаюсь, Иван Павлович сразил меня наповал, своей безукоризненной логикой, глубиной научной мысли, интуицией, граничащей с гениальностью. Приоткроем же дверь алхимической лаборатории Подласого, благоговейно переступим порог. И вот она, «Программа воспитания», вся в лейблах и ценниках!
Для зачина Иван Павлович выделяет приоритетные «задачи воспитания, отражающие вечные ценности жизни, с учётом нынешних реалий и будущих изменений». «Так появилась идея формирования 49 главных качеств (7 вечных добродетелей, умноженные на 7 витков прогресса, изменившего жизнь современного человека). ( Там же.  С. 48).
Действительно, чего там голову ломать, семь на семь перемножил… Да, не зря у нас докторскую степень дают, профессорами делают… Чуете, недюжинной научной мощью от аргументов Подласого так и тянет, так и веет?
Вам не терпится узнать, что за качества выделяет Иван Павлович, спешу уведомить, – самые достойные, выбирай на вкус: доброжелательность, умеренность, активность, дисциплинированность, чувство долга, чувство национальной гордости, толерантность, дисциплинированность, милосердие, коллективизм, психосексуальная подготовленность, деловитость и т.д. и т.п.
Ну а дальше, нечего кота за хвост тянуть, «а-ля-ля» разводить.
Дальше, как в сфере услуг, как в парикмахерской – ПРЕЙСКУРАНТ, как в ресторане – МЕНЮ и СЧЁТ, как в магазине – ТОВАР И ЧЕК. «Программа воспитания» лёгким движением превращается… в ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
«Формирование базисных качеств составляет программу воспитания – документ, в котором содержатся:
- полная характеристика конкретных качеств, которые будут сформированы в воспитательном процессе;
- гарантированный уровень их сформированности;
- сроки формирования каждого отдельного качества и выполнения всей программы в целом;
- стоимость формирования каждого качества и выполнения всей программы в целом». ( Там же.  С. 48).
Вот где собака зарыта. «Тиха украинская ночь, но сало лучше перепрятать». Слёзы умиления увлажнили очи мои. Практично и диалектично. «Денежки счёт любят». Вот она, долгожданная формула самоокупаемости воспитания  «стоимость формирования каждого качества», и «выполнения всей программы в целом». Лишь бы Кудрин не узнал, налогами, чего доброго, обложит.
В известном мультфильме «38 попугаев» мартышка моментально измерила длину удава в самых причудливых «единицах». Вернёмся к точному исчислению количества качеств (простите за каламбур), входящих по Подласому, в «программу воспитания». Напомню, что их именно 49 – не больше, не меньше. Почему?
Помимо «содержательных» моментов (добродетели, умноженные на витки прогресса) Подласый приводит и другие, АРИФМЕТИЧЕСКИЕ аргументы, их, собственно, три. Аргумент первый: слишком много качеств – плохо, их количество должно быть «обозримо, а не безмерно».
Аргумент второй: «Наконец, чисто арифметический подсчёт: сосредоточивать усилия в каждом новом году придётся всего лишь на пяти новых качествах, параллельно упражняя и укрепляя те, которые начали формировать». ( Там же.  С. 50).
Аргумент третий: тестологический аспект, как у педологов, его Подласый тоже в поле зрения удерживает. Качества должны быть заданы «диагностично», так, чтобы их «сформированность можно было проверить».
Архилюбопытно. Почти как у Оруэлла, «большой брат следит за тобой»… Всё видит. Через миллионы камер на улицах и площадях, через «социальные карты», контроль за интернетом, счетами, передвижением, болезнями, пристрастиями, пороками… А теперь ещё и через различные психологические инструменты, позволяющие «ДИАГНОСТИРОВАТЬ УБЕЖДЕНИЯ», «ЧУВСТВА ВОСПИТАННИКОВ» (И.П.Подласый).
А чего мелочиться? Какая там тайна личной жизни?  «Диагностировать убеждения», и… (это я от себя, фантазирую) стучать (извините, конечно, сообщать) куда следует, демонстрировать «благонадёжность». Да и, опять же, вдруг ещё и копеечкой разживиться удастся. А что, информация денег стоит.
Слава богу, мы живём в «демократическом» государстве, а не при сталинском «режиме» тотальной слежки и доносительства. Мы, наконец, не боимся дракона, мы по капле вытравили из себя раба. Но есть в развитой демократии свойство, чем-то отдалённо напоминающее феодализм…«Просто так, «с улицы» никого, нигде, никуда не берут» - раскрывает нам глаза на нынешние реалии Подласый. А коль так, «воспитанность поднимается в цене» ( Там же.  С. 50). Ну не учебник – цитатник! Не учебник – ведомость!  И не плохо бы, мечтает Подласый, оснастить выпускника своеобразным «паспортом воспитанности».
По моему непросвещённому мнению, это уж слишком, как-то тяжеловато звучит, кондово, неполиткорректно… Может, ну его, этот «паспорт», может нам его заменить-облагородить, выдавать что попривычнее, «справку о неблагонадёжности», например, или «свидетельство о лояльности». А судьи кто? Делать жизнь с кого?  Неужели  первосентябрьские презедентские инициативы прошли мимо вас? С них, УСПЕШНЫХ ЛЮДЕЙ, ЧЕСТНЫМ ПУТЁМ, ЗАРАБОТАВШИХ СВОИ МИЛЛИАРДЫ.
Подведём промежуточный итог. «Наращивать воспитанность необходимо. По некоторым оценкам, воспитание в нашей школе занимает всего 5 – 10% по сравнению с объёмом образования».  ( Там же.  С. 3).
  Педагог обязан «получить образовательный продукт заданного качества». «Продукт», понимаешь… (А уж какой бюджетец под это дело можно освоить, пальчики оближешь).
И рекламки, рекламки подпустить, имиджа, куда же без него, родимого, а то, чего доброго, заказчик к другому продавцу переметнётся.
«Гарантия полная: за 10 – 11 лет у нормального ребёнка можно сформировать все выделенные качества на достаточном уровне». ( Там же.  С. 3).
Не извольте беспокоиться, все риски застрахованы. Мещанин в педагогике!  Такого у нас на высшем научном уровне ещё не бывало.
Раньше, по крайней мере, в сфере воспитания, «рыночно ориентированные» деляги-мироеды и прочие «менеджеры»,  как-то «шифровались», чем-то срамоту коммерческого расчёта прикрывали… А теперь «долой стыд», «больше наглости».
Ну что остаётся, руками развести, да песню спеть, хотите грустную: «Бывали хуже времена, но не было подлей!». Хотите, весёлую: «Бухгалтер, милый-милый мой бухгалтер…». И сделать наоборот, чтобы педагогических приказчиков со счётами, кассиров с гроссбухами, банкиров с процентами –  на пушечный выстрел к детям не подпускать!

Социальный дарвинизм. Дискриминация людей  по социальному признаку. Сегрегация  

Начну с лирического отступления. В первых числах сентября 2011 года, по телевизору, я дважды видел разные выступления одного и того же мэра, не последнего в нашей стране города. Мэр выглядел просто потрясающе, испускал сияние – словно свежеотчеканеная пятирублёвая монета. Лицо холёное, гладкое, сытое. Костюмчик сидит как влитой. Антураж – загляденье. Мэр рассказывал, что много в городе сделано, после того, как прежнего градоначальника – известного пчеловода, за большие достижения  отправили… Ну уж, конечно, не на Колыму, а поближе, в «прекрасное лондонское далёко».  
И два раза (прямо очиточки, описочки, оговорочки какие-то по Фрейду) новый правильный мэр, витийствуя о своих наполеоновских планах, заявил «раньше здесь жили БОМЖИ И КРЫСЫ», а стараниями городских властей появится город-сад. И вот это «БОМЖИ И КРЫСЫ» - через запятую, без различения. 
Я не поклонник Запада. На Западе политик тоже может назвать человека крысой, если этот человек ВРАГ ЗАПАДА (называют же крысой М. Кадаффи). Но чтобы свих граждан! Чтобы вместо защиты, заботы, отстаивания интересов… «Социально ориентированная власть» ОКРЫСИВАЛАСЬ бы на свой же народ….  Впереди нас ждут тяжёлые времена. Кто знает историю, понимает, крысиный яд  погубит страну!  Ладно, бы мэр оговорился, но тенденция, однако. Один непотопляемый кинорежиссёр из звёздного семейства (для каждого нового правителя – по гимну), тоже вот любит о дворянах и «быдле» порассуждать. Да, сколько их ещё аристократов, голубых кровей высокоблагородий…  А потом будут обижаться, как в 1917, странные люди. Но к воспитанию… 
Раз мэру и режиссеру можно, то Подласому –  и подавно, сам дьявол велел. Вернёмся к обсуждению пресловутой Программы воспитания. Вы думали она «для всех»? А вот и не угадали. Адресат Программы жёстко локализован, у Подласого не забалуешь!    
«Но зададимся вопросом – для кого предназначена такая программа, ведь общество уже расслоилось: что подходит для одного слоя, не подходит другому. Не будем брать верхний слой, сливки общества, для которых общая программа ни к чему. Не будем брать и нижний слой, павших духом маргиналов, - им она тоже не к чему. Средний слой нашего общества – здоровый, сильный, жизнеспособный, имеющий относительный достаток и уверенно смотрящий в завтрашний день, вот кто станет потребителем нашей программы. Он со своим здоровым прагматизмом и трезвыми оценками реалий выбросит из неё всё, что не требуется для жизни, добавит всё что надо». ( Там же.  С. 49).
Логичный финал «борьбы с привилегиями». Значит, Иван Павлович, СЛИВКИ и ПАВШИЕ ДУХОМ МАРГИНАЛЫ. Сверху – белые, снизу – красные, посередине – голубые. Значит, этим самым «маргиналам» воспитание как бы ни к чему. Два вопросика, а с какого возраста ребёночек становится «павшим духом маргиналом»? И знает ли Иван Павлович о существовании ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЗАЩИТЫ РЕБЁНКА, И ЧТО ДО  18 ЛЕТ ПО ЭТОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ЛЮБОЙ ИНДИВИД СЧИТАЕТСЯ РЕБЁНКОМ? Если знает, и одновременно утверждает,  что кому-то программа воспитания «ни к чему», то он посягает на неотъемлемые права ребёнка. И ГДЕ ПОСЯГАЕТ? В РЕКОМЕНДОВАННОМ ГОСУДАРСТВОМ УЧЕБНИКЕ ПО ПЕДАГОГИКЕ!!!!!! Что это? Или КЛИНИКА, стойкое помутнение разума, или… Подождите, подождите… Что-то напоминает…
«Сливки» и «павшие духом маргиналы», патриции и плебеи, принцы и нищие,  морлоки и элои, лузеры и винеры, «сверх» и «недочеловеки». «Люди, будьте бдительны!». Отчего-то перед глазами побежали кадры из одного известного фильма, вышедшего на экраны в 1965 году, режиссёр – Михаил Ромм. 
Что же,  «все случайности – закономерны». В этом легко убедиться, если дальше учебник Подласого пролистнуть. Я поначалу долго врубиться не мог, потом некоторое время в прострации пребывал от следующего абзаца.      
«Всерьёз об изменении «людской природы» говорит специальная наука евгеника, название которой уже дважды возникало на страницах этого учебника. Термин «евгеника» происходит от греческого eugenes, что означает «породистый». В её основе известные нам положения Ф.Гальтона о врождённом гении. Гальтон посчитал, что вероятность рождения у талантливых людей талантливого ребёнка в 500 раз выше, чем у людей со средними данными. Наука начала накапливать факты о наследовании различных качеств и теперь утверждает, что улучшать «людскую природу» следует путём целенаправленного отбора». ( Там же.  С. 92).
 Имеющий уши, да услышит. Зачем Подласый так настойчиво упоминает «специальную науку» - евгенику, послужившую оправданием расовой доктрины фашизма?   Упоминает, обратите внимание, в нейтральных, если не в комплиментарных тонах.
Хотя, спустя несколько строчек, Иван Павлович понял, что перегнул палку,  констатировал: открытия евгеники  «сразу же взяли на вооружение фашиствующие режимы: дегенератов и маргиналов следует стерилизовать, чтобы они не размножались». ( Там же.  С. 92).
Однако, сделав необходимый реверанс, Иван Павлович вновь взялся за своё. Привёл «классический пример» семейства Джюков в Северной Америке, в котором на протяжении поколений рождались пьяницы, женщины лёгкого поведения, насильники и грабители. Посетовал: беспутная семейка причинила Соединённым Штатам ущерб в 1, 2 млн. полновесных долларов. И завершил свой пассаж на пронзительной, щемящей ноте: «Как видим, маргиналы приносят большие экономические убытки обществу, не говоря уже о моральных» ( Там же.  С. 92).
В сочетании с мнением Подласова о ненужности Программы воспитания для «павших духом маргиналов», последняя мысль сформулирована как приговор. Для приведения приговора в действие, глядишь, и очень «специальная наука» евгеника ко двору придётся. Арсенал евгенических методов борьбы с несовершенством человеческой породы поражает воображение. Тут тебе и стерилизация неполноценных, и «селекция человеческого материала», и «расовая гигиена», и «уничтожение путём искусственного отбора  проблемных групп», и эвтаназия, и генная модификация.
Попробую логически продолжить ряд. «Всё для человека, всё на благо человека». «Планетишка наша для веселья слабо оборудована», ресурсы истощаются, население растёт. Это сколько же лишних ртов развелось. А мы их евгеникой, мальтузианством, социальным дарвинизмом. Они ведь, как это лучше сказать, не совсем люди что ли, «павшие духом маргиналы». И что прикажете церемониться? Вот уж вряд ли. Не до жиру!  Ужо мы их без воспитания оставим, цену на водку ниже плинтуса опустим, да табачищем, да наркотиками, да СПИДом, да порнографию с утра до ночи, да продукты питания из опилок, да от медицинской   помощи с образованием отрежем, да череду цветных революций устроим… Нечего «золотой миллиард» заедать, самим мало. 
У меня вопрос, а СЛИВКИ, Иван Павлович, они много нашему многострадальному народу экономических и моральных дивидендов принесли? Где ЭФЕККТИВНЫЙ СОБСТВЕННИК?  Было ваше, стало наше. Большевики отняли у богатых – поделили на всех. А демократы отняли у всех, поделили на богатых. А что же бенефициарии приватизации, баловни судьбы, счастливчики, СЛИВКИ?  Сотня семейств из алмазной головки золотого миллиарда много за двадцать лет для страны, их вскормившей, для Родины сделала? Может нам их тоже того, «специальной наукой». А то уж очень вы как-то к «маргиналам» не равнодушны, профессор. Хотя рыночный резон есть, СЛИВКИ, если им польстить баксами осыплют, а от «маргиналов» ещё подхватишь чего-нибудь.

Биологизаторский подход к воспитанию

Тема близкая социальному дарвинизму. По моему мнению, Иван Павлович часто путает человеческое общество со стаей животных, РЕДУЦИРУЕТ, СВОДИТ «цветущую сложность» общественного бытия до дарвиновского «естественного отбора», жизнь ЧЕЛОВЕКА до существования амёбы.   По Подласому, воспитание человека  ничем принципиально, качественно не отличается, от приобретения, например, волчонком необходимых условных и безусловных рефлексов. И то и другое, и воспитание ребёнка, как «целесообразную, общественно значимую деятельность», и «научение» волчонка,  Подласый трактует одинаково–  «приспособление к среде».
   Категорично, без обиняков Подласый заявляет: воспитание – это «приспособление человека к условиям существования. Если человек приспособился к среде, в которой он существует, он воспитался. Если выжил, и продолжает жить, он воспитан, и этого воспитания хватит ему до конца жизни». ( Там же.  С. 8).
Интересно, интересно. Чикатило много лет жил среди нас, приспособился – значит воспитан. Юлиус Фучик, Георгий Димитров, герои-краснодонцы, подпольщики  – не смогли «приспособиться» к условиям оккупации, следовательно, не воспитаны? Вороватый чиновник взял откат и не попался – воспитан. Какой-нибудь Гриша Добросклонов, ищущий справедливости в наших судах – не воспитан. Старуха процентщица – воспитана. Дон Кихот – не воспитан. Уголовный авторитет, вор в законе – воспитан. Бессеребренник и мечтатель – не воспитан. Предатель-перевёртыш, разрушивший страну, трясущийся за свою шкуру – воспитан. А люди, пошедшие в огонь за свои убеждения – невоспитанны. Да что там, Распятый на кресте, и его апостолы…
Настоящий Человек – способен поступать «вопреки», наперекор. Человек обладает САМОСТЬЮ, «субъектностью», автономией в морально-нравственных вопросах. Человек способен жизнь принести на алтарь веры своей! Долг! Жертвенность! Совесть! Воля! Преодоление! Победа! Ведомы ли эти категории «воспитателю воспитателей» Подласому?
  Приспособленчество –  что может быть более омерзительным, унижающим человеческое достоинство? Но для «потребителя» просто необходимо чуять конъюнктуру, вихлять,  юлить, перевёртываться, перелицовываться, мимикрировать. «Есть только жажда твоя». «Имидж всё; остальное – ничто». Лишь бы мне, любимому, было хорошо. Гедонизм. Софистика. Двурушничество. «И нашим, и вашим».
  «И этого воспитания хватит ему до конца жизни». А так далеко я бы не загадывал, жизнь, она мудрая, всё на места расставит. Не сейчас, так позже, придёт час.        

Мракобесие. Оккультизм. Клерикализм. Экуменизм

 Устроим состязательный процесс. Я считаю,  –   мракобесием и оккультизмом щедро сдобрены страницы сей  книги.  Мнение автора (на обложку вынесено),  –  в учебнике «представлены теоретически выверенные положения, конкретные методики, достижения передового педагогического опыта».
Кому верить? Кашу маслом не испортишь. Поэтому выверяем выверенное ещё раз. И выявляем массу феноменальных «открытий», принадлежащих Подласому. Так, например, вопреки фундаментальному положению отечественной психологии гласящему,  «психика человека формируется прижизненно», Подласый раз за разом упоминает какие-то «врождённые идеи», «наследственные программы», «первичные инстинкты», «полученные в утробе матери впечатления», которые, «соединяясь со средой, становятся чертами характера, а через них и поведения». Ну ладно бы наследственные программы и первичные инстинкты, это генетика (а не евгеника) как-то признаёт. А вот «врождённые идеи», они-то, откуда берутся? По ночам транслируются инопланетянами?
Вообще-то идея о «врождённых идеях» не лишена определённого практического смысла. На них и прочую  хиромантию легко списать огрехи и ошибки в воспитании, несправедливое социальное устройство.  Опять же, «разные воспитательные траектории» для сливок и маргиналов, не от рынка-капитализма производны… А  от идей, у одних – есть, у других – нет. «Удобную религию придумали индусы».
Да, кстати, об индусах, о представителях других древних цивилизаций вы много нового узнаете. Не одну хвалебную строчку Подласый адресовал «медитациям», «инициациям», «созерцаниям», «сосредоточениям». Особенно повезло египтянам. Подласый заворожено повествует о подземных храмах Мемфиса и Фив, в которых будущие жрецы постигали тайны вселенной, «знакомились с символической живописью», как сказали бы марксисты, «распредмечивали и присваивали» значение древних символов.
 «Постепенно в сознании ученика возникали определённые связи между графическими изображениями и опытом собственной жизни, активизировались программы интеллектуальной деятельности, запускался механизм извлечения знаний из глубин подсознания в точном соответствии с рассмотренными выше схемами рекапитуляции врождённых идей» .( Там же.  С. 54).
Гарри Потер на метле свечой взмывает ввысь. Вий не дождётся третьих петухов. Кашпировский с Чумаком и Вангой нервно совершают пассы руками в сторонке. Куда им, против «теоретически выверенной» научно обоснованной педагогики. Но, молчи грусть, молчи…
«Сегодня элементы медитации проникли во многие религиозные системы и школы, ими направляемые. В некоторых западных учебных заведениях официально вводятся уроки «погружения», «самоанализа», «чтения», чтобы дети посидели и подумали. Странное впечатление производят такие занятия: на них ничего не делают. Единственное требование – сидеть тихо и спокойно, не мешать другим. <> Желающим раздаются чётки. Экспериментаторы утверждают, что уже через год-два ученики не могут обходиться без таких занятий, становятся спокойнее, добрее, отзывчивее». ( Там же.  С. 55).
Странное впечатление производят подобные учебники. Даёшь медитацию в российских школах?
Но апологетика медитации, извлечения знаний из глубин подсознания… Это, цветочки, детский лепет, по сравнению с дальнейшим воспарением научной мысли к совсем уже немыслимым горизонтам. Стратег, концептуалист Подласый играючи отвечает на два извечных наших вопроса. Кто виноват? Что делать?
Кто виноват в кризисе духовно-нравственного воспитания? Виновников немало. В том числе, прогресс, приведший к отделению церкви от школы. Подласый ополчается на светский характер духовно-нравственного воспитания, критикует светское воспитание с клерикальных позиций, по -говорухински рисует лубочные картинки «утраченного рая», «России, которую мы потеряли».
«В русской школе XVIII – XIX вв. духовность поддерживалась святыми отцами». «Преподаватель Закона Божьего был примером благочестивого поведения, мудро, зорко и неусыпно следил за развитием духовных качеств у своих учеников. Наставления, полученные на уроках, тут же воплощались в жизнь».
«Не только российская, но и школы других стран мира сделали большую ошибку, встав на «светский» путь воспитания. Духовность из учебных заведений ушла вместе с Законом Божьим». ( Там же.  С. 56).
Ушла духовность вместе с Законом Божьим, а теперь, глядь, в дверь стучится, вместе с учебником Подласого под мышкой. А что? Подласый, он ого-го. Классиков поправляет, небрежно по плечу похлопывает. Юпитер. Вот и для «солнца русской педагогики» Константина Дмитриевича Ушинского нашёл Иван Павлович добрые слова. Пожурил – припечатал, на чистую воду вывел. Трепещи, Ушинский! «Моська, знать, сильна…».
«К.Д. Ушинский попытался пересадить способы формирования духовного человека в русскую школу. Пламенно призывал к организации надлежащего морального влияния на подрастающие поколения, но вместе с тем весьма прохладно относился к изучению в школах Закона Божьего.  Преподавателя этого предмета Гречуловича называл «попом» и говорил, что тот «кадит всякие глупости». Требовал религиозное воспитание заменить светским. На этой почве возникали недоразумения, вследствие которых Ушинский был фактически отстранён от преподавания». «Отдавая должное его гению, мы должны теперь сказать, что великий педагог ошибался, пытаясь противопоставить отточенным веками методам формирования духовной личности «школьные» способы незрелого светского воспитания». ( Там же.  С. 56).
Гречулович  благословляет Подласого на праведный бой за возвращение Закона Божьего в школу. Но, что это, оказывается, что Подласый и здесь себе на уме, продолжает движение по одному ему известному инфернальному маршруту…
«Вернуть Закон божий вряд ли удастся, и вряд ли стоит это делать. Возрождать систему духовного воспитания следует на основах вечной мудрости. Направлять процесс будет курс духовности «Человек, его жизнь и счастье», свободный от положений какой бы то ни было религии, не имеющий ни этнической, ни национальной направленности». (Там же.  С. 57).
Жить в обществе и быть свободным от него. Без Родины, без убеждений, без истории-судьбы…   Шествовать по-над временем, припадать к родникам вечной мудрости вместе с Подласым, составившим собственный курс духовности. Я грешным делом начинаю думать, что «вечная мудрость», ни что иное, как врождённая идея Подласого. Экуменистическая «вечная мудрость», на стыке религий, духовных доктрин и учений. Подласый – её живая эманация, её последняя реинкарнация, её кульминация, её крещендо! Тут уже не только Ушинский, но и Будда с Осирисом и Аполлоном  призадумались.
И я призадумался, никак не могу разгадать ребус от гуру Подласого, кишка тонка, куда мне, простому смертному, с титанами тягаться.
«Курс не должен навязывать ученикам, ни религии, ни мировоззрения, ни мировосприятия. Всё, что может дать духовная наука, должно стать живым делом воспитания. Важным условием педагогического процесса должно стать осознание всеми педагогами и учениками единой духовной цели» (Там же.  С. 65).
Жаль, о цели Подласый ни «гу-гу». В следующем томе, наверное, расколется.
«Все учителя, а не только преподаватели духовных начал должны видеть в учениках ту божественную загадку, какую воспитатель, наполненный любовью, должен решить, когда подросток не найдёт самого себя». (Там же.  С. 65).
Витиевато, но убедительно. Автор жжёт не по- детски. «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я». Рано представители русской православной церкви радовались, поди, уследи за интеллектуальными извивами, мыслительными орнаментами господина Подласого.
Впечатление беспомощной дезориентации, подавленности космическо-вселенскими масштабами концепции Ивана Павловича, близится к апогею. Кажется, что может быть круче? А вот и может! В этом легко убедиться, если ознакомиться с Программой духовных занятий для старшеклассников (10 – 11 класс), со скромным, неброским названием: «Человек, его жизнь и счастье». В примерную тематику теоретических занятий, среди прочего, входит следующие пункты: Диоген, киники, стоики, эпикурейцы, друиды, Рама, Кришна, Гермес, Озирис, Моисей, Орфей, Дионис, Персефон, Пифагор, Будда, Платон, Иисус Христос, старец Даниил, Сергий Радонежский, Г.С.Сковорода, Порфирий Иванов; а так же «энергетика слова», «Культ Солнца» и «Культ Луны», «тайна символики Сфинкса», «испытание и посвящение в тайную мудрость», «влияние святых волхвов на царей», «этапы очищения», «наука чисел», «современные исследования Туринской плащаницы», «философские сочинения Г.С.Сковороды о вселенской вере», «система духовного и физического совершенствования П.К.Иванова», «соблазны», «искупление, жертва», «странствие по миру человеческих эмоций», «память сердца и его оздоровление», «целебная сила светлых мыслей», «три незримых битвы, в которых принимает участие человек: битва между волей человека и внешними обстоятельствами, сражение между порядком и хаосом, поединок между тёмными и светлыми силами», «геена огненная», «огневая эволюция человечества», «пророчества о космической эре человечества», «сказание о Матери мира», «космическое сознание», «браки заключаются на небесах», «Живая этика» о космической роли семейного союза»,  «движение духовной эволюции человека в соответствии  с законами Перёкрёстка», «расположение старинных знаков и их символическое значение».(Там же.  С. 60 – 65).
 Бедные, бедные старшеклассники! Тёзка Подласова Иван Петрович Павлов предупреждал: «даже сильную голову можно сломать». Перефразируя, заметим: даже сильную душу, психику можно сломать, если погрузить их в пучину хаоса!
Хорошо знаю современных старшеклассников, студентов-первокурсников. В их сознании и так, всё чрезвычайно подвижно, лабильно, шатко. Не на что опереться.  А если ещё ошарашить не устоявшуюся детскую психику программой «Человек, его жизнь и счастье», со столь странным содержанием (для упоминания о мужестве советских воинов, остановивших коричневую чуму, времени не нашлось, а для оккультизма, нумерологии, мистики – сколько угодно), боюсь, психика просто развалится, обратится в руины, сотрётся в пыль. Кому выгодно? Ради чего делается?
         Возможно, ответ содержится в заключительном, восемнадцатом пункте первой части программы. Пункт называется как всегда весьма многообещающе: «Международные центры духовности». Цитирую полностью.
 «Тибет. Шамбала. Международное общество Рерихов. Деятельность международного центра «Юнивер». Путешествие по Юнивер-Вселенной, методика «Маленький принц». Духовный календарь на каждый день. Программа «Искусство стать человеком». Деятельность международного центра Шри Чинмоя. Вывод – у ищущих духовного развития есть много возможностей получить поддержку». (Там же.  С. 63).
Начали Законом Божьим, зубодробительным ударом по К.Д.Ушинскому, защитой никому неведомого Гречуловича, закончили Рерихами, центром «Юнивер» и Шри Чинмоем. Неужели вы, уважаемые читатели, отдали бы своих детей обучаться счастью по программе И.П.Подласого. Я бы такую программу на пушечный выстрел к школе не подпустил!

Смысловая карусель. Хаотизация. Шизофренизация сознания. Релятивизм

Мышление – упорядочивание сознания. Воспитание – помощь в формировании когерентной, стройной, внутри себя логичной, последовательной картины мира. Кто распутывает – друг, кто запутывает, затягивает узлы неразрешимых противоречий, разводит софистику, насаждает релятивизм – враг. 
«Добро и зло всё стало тенью» (А.С.Пушкин). Царство невежественных мнений, взаимоисключающих мнений. Объединение несовместимого. Дурная эклектика. «Замес». «Смешались в кучу кони, люди». «Начали про Фому, закончили про Ерёму». «В Киеве бузина, в огороде дядька». «Крыша в пути». Христианские заповеди и либерально-рыночные установки, Православие и Католицизм, социальный дарвинизм и «непротивление злу», идеалы эпохи Просвещения и проклятия в адрес прогресса… Смешение всего и вся.  В одном флаконе. Подласый способен «сделать всё ,что угодно из всего, что годно» (В. Шекспир).
Переход в рассуждениях от частного к частному, минуя общее. Синкретизм. Религиозные догмы и научные термины. Сбить с толку и использовать. Смять способность анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы… И вампирить, высасывать ресурсы разного рода. Сделать так, чтобы «молодёжь металась, не зная выхода, и везде натыкалась на тупики или убийственные пути».  Воистину, если Бог хочет наказать человека, он лишает его разума. А без разума – субъект превращается в объект для манипуляций. «Кукол дёргают за нитки, на лице у них улыбки». Для каких, интересно, хозяев, наших детей превращают в марионеток. Уж не оранжевого ли цвета те кукловоды?

Антисоветизм

Был ли Подласый членом КПСС, защищал ли он диссертации, писал ли статьи с многочисленными ссылками на Карла Маркса, В.И.Ленина, решения очередного съезда КПСС. Сие мне неведомо. Зато очевидно другое – нельзя вымарывать из истории огромные, героические, духоподъёмные периоды.  Воспитатель всеми силами должен восстанавливать единство отечественной истории, живую связь времён… А не натравливать один период на другой, не провоцировать войну костей и символов, не посыпать солью былые раны, а окроплять их живой водой ПРАВДЫ, во всём её трагическом величии. 
В условиях психологической войны, без надёжного тыла – памяти, без уважения к судьбе своей страны – её истории… О сопротивлении, о борьбе, о победе не может быть и речи.
Побольнее пнуть советское время. Выстрелить в прошлое из пистолета. Ведро помоев вылить. Обгадить. Выслужиться перед сильными мира сего. Вот как характеризует Подласый советскую школу. 
«Окончательно разрушила духовные основы воспитания советская школа. Духовность заменили идеологией. Её формирование поручалось молодёжному крылу партии, состоявшему из октябрят, пионеров и комсомольцев». (Там же.  С. 63).
Уважил. Наверное, новая российская школа во главе с такими поводырями как Подласый восстановила духовные основы воспитания. Секс с 9-11 лет, алкоголь, сигареты, таблетки, клей, энергетические напитки, наркотики, детская проституция, рабство детей,  группа «Тату», извращения, волна насилия, педофилия, СПИД, мат перемат, музыка из двух притопов трёх прихлопов, негативизм, беспризорность, заброшенность, презрение к труду, неуважение родителей, желание «свалить из Рашки»…   
Детская популяция почти вдвое сократилась. И вы ещё тяфкаете на советскую школу. Судьи кто? Олигархи-воры? Их шестёрки-обслуга? Коммунистические расстриги? Перевёртыши? Вы то что сделали? Советская школа воспитала поколение, что выше античных героев, поколение, победившее фашизм. А вы кого взрастили? Уже весь мир пальцем показывает на нас. Нас демонизируют… Оранжевая технология. Сначала демонизировать, чтобы не жалко, мол, они «не совсем люди», «павшие духом маргиналы» а потом «программа воспитания» как в Югославии, Ираке, Афганистане. Далее везде?!
А вот ещё показательный документ из учебника Подласого «100 книг». Список из 100 книг для студентов «элитарного вуза». Шедевры всех времён и народов. Не ускользнуло ли что от внимания будущих педагогов, беспокоится Подласый.
Среди номинантов почётного списка Н. Рерих, Е.Рерих «Живая этика», Е. Блаватская «Голос безмолвия», Д.Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Само собой целая плеяда махровых антисоветчиков: Б.Пастернак «Доктор Живаго», А.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», В. Дудинцев «Белые одежды», В.Гроссман «Жизнь и судьба». На почётном месте В.Суворов – Резун с его «Ледоколом» (свастика и портрет Геббельса во весь борт у того ледокола). (Там же.  С. 88 – 91).
Островского, Маяковского, Шолохова… нет. Тенденциозность списка  обескураживает.   Идеологи холодной войны, такие «доброжелатели» СССР как Тэтчер, Киссинджер, Бжезинский,  Маккейн, Олбрайт могут спать спокойно, пока наша молодёжь осваивает «список Подласого».

Призыв к «разгосударствлению» школы, атака на государство

Простите за пространное отступление.  Послушаешь  радиоэфир, посмотришь теле, –  оторопь берёт. Те, кто четверть века назад, действовал заодно с прорабами перестройки (Горбачёвым, Яковлевым, Шеварнадзе и др.), те, кто разрушал СССР вместе с Ельциным… Те, кто пел  хвалебные гимны капитализму, называл Россию «этой страной», восхвалял «эффективного собственника», преклонялся перед реформами с лицом Гайдара и Чубайса, аплодировал расстрелу Конституции, женщин и детей в чёрном октябре 1993, подписывал письма к Ельцину, с призывом «раздавить красно-коричневую гадину»… Сегодня, как ни в чём ни бывало, забыв  о своих «шалостях», без стыда, без совести, не покаявшись (это они нас только каяться призывают), выступают главными радетелями за народ, социальную справедливость, равенство и братство… Главными обличителями олигархов, вороватых чиновников, мздоимцев… Имя им легион. Фарисейство и цинизм зашкаливают.

Сегодня Попцов и Веллер, Дементьев и Венедиктов, Ганапольский и Макаревич, Млечин и Сванидзе, Явлинский и Жириновский… Опять оседлали коня обличения, опять, как непорочные девы, учат нас жить… Но, позвольте, господа – ВЫ отцы этого криминально-олигархического строя, ВЫ призывали голосовать за Ельцина, ВЫ насадили отвратительный, бесчеловечный капитализм, ВЫ превратили прекрасную страну в Кущёвку, ВЫ идеологически готовили капитуляцию перед западом и доморощенным криминалом! Так чего же вы корчите из себя невинность? Что это вы вдруг все разом прозрели? Или вашингтонский обком приказал интенсифицировать работу по переводу относительно вялотекущей гражданской войны в горячую фазу? Или подоспел для современной России час окончательной демократизации по оранжевому или Ливийскому сценарию? Всё это, конечно, не имеет почти никакого отношения к учебнику Подласого. 

В своём учебнике господин Подласый всего лишь ратует за «разгосударствление» школы. «Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государственном дыхании». (Там же.  С. 104).

В качестве образца для подражания выставляется благословенный Запад. «Для преодоления процесса огосударствления школы в развитых странах создана сеть частных (общинных) школ реализующих цели определённых слоёв общества, которые могут и не совпадать с государственными. И, несмотря на то, что обучение в государственных школах бесплатное, а в частных – платное, большинство населения (от 50 – 85 % в разных странах предпочитает платить за возможность воспитания своих детей на общественно-личных ценностях». (Там же.  С. 104).

Когда я цитирую это специалистам, они хохочут в голос. И мне смешно, когда бы не было так грустно.Хотя, если быть справедливым, есть у Подласого и похвала государству.

«За последние десятилетия наша страна тоже существенно подвинулась по пути демократических преобразований, а финансовой поддержке школы со стороны государства могут позавидовать многие страны». (Там же.  С. 105).

Могут, страны экваториальной Африки. 

Здравствуй, когнитивный диссонанс!

Заключение: Лесков против волков

Если учебник Подласого – квинтэссенция нищеты официального духовно-нравственного воспитания в «демократической» России, то следующая сентенция – концентрированное выражение этого учебника, его предельное саморазоблачение. Подласый даёт будущим учителям советы. Слушаешь их, а перед глазами почему-то всем известная вдова, что сама себя высекла. Цитирую заключительный совет.

«Вы, конечно, уже уловили главное: чтобы запустился механизм самовоспитания, нужен толчок и весьма сильный. В животных сообществах таковым всегда являются холод, голод, жажда, т.е. борьба за существование. Человеческими аналогами могут считаться ненасытность, алчность, самолюбие. Во всех других случаях эти качества относятся к вредным, аморальным, но только не в самовоспитании и обучении. Раззадорьте свою гордыню до невероятных размеров, прикажите себе всё понять, всё освоить, до всего докопаться» (Там же.  С. 93).

Да, мы уже уловили главное… Что же, Подласый не одинок, много их нынче,  и на наших «суглинках и песочках», и за бугром. Для примера приведу цитату из книги «Карьера – суперигра», принадлежащей перу известного психотерапевта-консультанта В.Берга. Берг советует не хуже Подласого.

«Успешная карьера – эта не счастливая случайность. Постарайтесь не попадаться «на зуб» сумевшим сделать блестящую карьеру «волкам» экономики и политики, а научитесь выть и охотиться вместе с ними. Почему бы вам самому не начать травить окружающих вас коллег? Станьте убийцей, пока сами не стали жертвой. Но при этом всегда следует помнить, что это вам слегка подпортит совесть. Однако, ваши враги, ваши конкуренты, ваши завистники – коллеги… ведь они-то поступают точно так же. Травля, интриги, зависть более не вызывают чувство стыда».

Признаюсь, от подобных «советов» мне становится физически плохо. Хочется вымыть руки. На душе замятня, пустота. Дивно изукрашенный Божий мир скукоживается, я задыхаюсь, сердце выскакивает из груди. «Потолок пошёл снижаться вороном». Яркий, солнечный день одномоментно  чёрнеет. Обступает мгла.

Я спасаюсь чтением. Пушкин. Лермонтов. Есенин. Шолохов. Твардовский. А в последнее время, всё чаще и чаще лучом света в тёмном царстве для меня становится родной волшебник-сказитель Николай Семёнович Лесков и его «Кадетский монастырь».

Николай Семёнович повествует о нравах кадетского корпуса. Если кто из кадет провинился, посажен на хлеб и воду, - товарищи делали «передачу». Перед ужином по всему строю «шло приказание», передаваемое шёпотом, в короткой, лаконичной форме. Например: «Есть арестанты – пироги не есть». Начальство, зная непреклонный ребячий дух,  не придиралось, худа в укоренившейся «привычке» не видело.

«Это маленькое правонарушение служило к созиданию великого дела: оно воспитывало дух товарищества, дух взаимопомощи и сострадания, который придаёт всякой среде теплоту и жизненность, с утратой коих люди перестают быть людьми и становятся холодными эгоистами, не способными ни к какому делу, требующему самоотвержения и доблести». (Лесков Н.С. Кадетский монастырь: Повесть и рассказы. М.: Дет. лит., 2006., С. 201).

Жива ещё Русь! Скоро она проснётся, спохватится и снова будет воспитывать детей по Лескову, по Ушинскому, по Макаренко, по Сухомлинскому… В любви, в сострадании, в жертвенности, в патриотизме, во «всемирной отзывчивости».  В «единстве истины с добром и с красотой» - В ПРАВДЕ!  

 

Литература
1. Лесков Н.С. Кадетский монастырь: Повесть и рассказы. М.: Дет. лит., 2006.
2. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн.3: Теория и технологии воспитания: учеб. Для студентов вузов, обучающимся по направлениям подготовки и специальностям в обл. «Образование и педагогика»» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп.  – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.
3. Телегин М.В. Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.

Использованы материалы сайта www.mtelegin.ru

 

 

 
 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна