Курский институт развития образования. Научный информационный ресурс «Курсобр». Открытая лекция. Галина Сергеевна Ковалева «Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные)».

Г.С. Ковалева: "...Ни одно международное сравнительное исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA. Для объяснения результатов, полученных в исследовании в 2000-2012 годах, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования".

  

Анатолий Краснянский: Чтобы правильно понять то, что пишет Г.С. Ковалева о программе PISA, необходимо посмотреть раздел: "Системный анализ заданий программы PISA":   https://avkrasn.ru/category-2.html

 

 

Галина Сергеевна Ковалева

Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные)

Курский институт развития образования.  Научный информационный ресурс Курсобр. Информация о лекторе: Г.С. Ковалева, заведующий Центром оценки качества образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", кандидат педагогический наук, национальный координатор международных исследований TIMSS, PIRLS и PISA; почетный член Европейской Ассоциации оценки качества образования: "Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные)".   Открытая лекция.   URL:   http://www.kursobr.ru/otkrytaya-lektsiya-kovaleva-g-s.html


Различные современные международные и отечественные исследования в области оценки качества образования показывают, что большинство систем образования не поспевает за быстро меняющейся экономикой и не дает ученикам необходимых навыков, таких как, способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве. Реформирование методов оценки знаний крайне необходимо для реализации любых системных изменений в сфере образования, причем сегодня нужны не просто изменения, а преобразования глобального характера. Только они могут вооружить школьников навыками, необходимыми для успеха в мировой экономике завтрашнего дня.

Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор совместно с Российской академией образования начиная с 1988 г., ведут исследования по сравнительной оценке качества образования в рамках проектов, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организацией экономического сотрудничества и развития — OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development).

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в нашей стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Богатейший аналитический материал о программах, учебниках и требованиях к учебным достижениям школьников в странах мира дает возможность специалистам страны принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов второго поколения. Использование технологий педагогических измерений, разработанных ведущими специалистами мира, позволяет с наибольшим экономическим эффектом создать в России систему оценки качества образования на уровне мировых стандартов.

В государственной программе РФ «Развитие образования» в качестве целевого индикатора Подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» на 2013-2020 годы включено «число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация участвует на регулярной основе». Будет продолжено участие Российской Федерации в таких международных сопоставительных исследованиях качества образования, как PIRL, TIMSS, PISA. С 2013 года Российская Федерация включилась в новые исследования: оценку информационной и компьютерной грамотности ICILS, оценку граждановедческой компетентности ICCS, оценку профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений AHELO, оценку навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы предусматривается участие РФ в следующих международных исследованиях: PIRL, TIMSS, PISA, ICCS и TALIS.



 

За годы участия в международных сравнительных исследованиях создана организационная схема взаимодействия федеральных и региональных структур практически из всех субъектов Федерации, участвующих в проведении международных исследований в России. Сформированы базы данных образовательных организаций регионов, которые обновляются для формирования представительной выборки учащихся для проведения отдельных исследований.

Многие регионы, принимавшие участие в международных исследованиях, используют полученные материалы и приобретенный опыт в реализации региональных проектов в области оценки качества образования.

Таким образом, актуальность участия России в системе международного мониторинга качества общего образования обусловлена следующими факторами:

— необходимостью в получении объективной информации о качестве общего образования в России для повышения конкурентоспособности российского образования на международном уровне;

— потребностями овладения современными технологиями мониторинговых исследований качества образования с целью повышения объективности и педагогической эффективности проводимых исследований на федеральном и региональном уровнях.

В настоящее время две международные организации: Международная организация экономического сотрудничества и развития OECD (Organization for Economic Co-operation and Development) и Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements) проводят все международные исследования качества образования.

Три основных международных сравнительных исследования качества общего образования — PISA, TIMSS и PIRLS взаимно дополняют друг друга. Одновременное проведение этих трех исследований дает более полноценную информацию о системе образования, оценивая различные его стороны. Сравнение результатов исследований PISA, TIMSS и PIRLS позволяет выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом. Рассмотрим более детально основные международные исследования качества образования:

1)TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study), учащиеся 4, 8 и 11 классов, 1995 г., 1999 г., 2003 г., 2007 г., 2008 г., 2011 г., 2015 г. Заявлено участие РФ в 2019 г.

В 2008 году проводился второй цикл мониторингового исследования TIMSS-Advanced, целью которого является изучение качества образования выпускников средней школы, изучавших углубленные курсы математики и физики. Эти два предмета являются приоритетными областями в плане оценки интеллектуального потенциала стран и способности ее подрастающего поколения использовать и совершенствовать новые технологии.

2) PISA — международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment); математическая и естественнонаучная грамотность, грамотность чтения, решение проблем, учащиеся 15-летнего возраста, 2000 г., 2003 г., 2006 г., 2009 г., 2012 г, 2015 г.

В исследовании PISA-2015 тестирование проводилось на компьютерной основе, дополнительно было включено направление оценки финансовой грамотности. В планируемое исследование PISA-2018 вводится новое направление «глобальные компетенции».

Следует отметить, что ни одно международное сравнительное исследование качества образования не имело такого воздействия на образование стран, как программа PISA. Для объяснения результатов, полученных в исследовании в 2000-2012 годах, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования. Страны, используя результаты исследования, смогли определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других стран и определить направления совершенствования учебного процесса в школах. 6 декабря 2016 года будут открыты результаты PISA-2015 и 7-8 декабря планируется совещание Рособрнадзора по обсуждению его результатов.

3) PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study), учащиеся 4 класса, 2001 г., 2006 г., 2011 г., 2016 г. Реализуется IEA. Вся ответственность за организацию международных исследований возложена на бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США). Данное исследование в России осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвовавших в исследовании. Работа велась в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Проводится каждые 5 лет. Участие России: 2001 г., 2006 г., 2011 г., 2016 г.

4) TEDS – международное исследования по педагогическому образованию (подготовка учителей математики), (The Teacher Education and Development Study in Mathematics. В исследовании оценивается подготовка студентов педагогических вузов 5 курса по математике и преподавания математики. Впервые получены сравнительные данные, которые можно использовать для оценки качества педагогического образования в России.

5) Международное исследование качества гражданского образования (ICCS) – участие в третьем цикле данного исследования.

Основной целью проекта является организация и проведение международного сравнительного исследования качества гражданского образования ICCS- 2016 в соответствии с международным графиком проведения пятилетнего циклового исследования (2013-2017 г.г.), чтобы выявить на основании изучения учебных достижений по результатам тестирования знаний, понимания основных концепций и формирования компетенций в области общественно-социальных наук и практик, как российская школа готовит молодых людей к роли граждан 21 века, а также оценить подготовленность учащихся 14-летнего возраста, их намеренность (предрасположенность) быть активными участниками жизни общества.

Реализуется IEA. Участие России: 1999-2000 г., 2008 г., 2016 г.

Участие в данном исследовании особенно важно для России в силу значительного отставания преподавания общественных и социальных наук от социально-экономических изменений в стране. Данные исследования также будут играть большую роль для уточнения стратегии учебных заведений в сфере граждановедческого образования.

6) Международное исследование информационной и компьютерной грамотности ICILS. Основной целью исследования является оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся основной школы (International Computer and Information Literacy Study — ICILS). Проводится впервые, реализуется IEA. В 2010-2014 гг. Россия принимала участие в ICILS- 2013. Исследование ICILS дало знакомство с современными подходами к оценке качества образования, опыт адаптации материалов международного исследования и опыт выполнения работ с использованием специализированных компьютерных программ.

7) Международное исследование навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC («Программа международной оценки компетенций взрослых» (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC). Проект PIAAC реализуется ОЭСР с 2008 года с целью получения информации о навыках и ключевых компетенциях взрослого населения. Исследование ориентировано на такие ключевые компетенции, которые определяются как «грамотность чтения», «математическая грамотность», «решение проблем в технологически насыщенной среде». Оно позволяет определить образовательные, профессиональные и жизненные траектории взрослого населения.

Реализация данного проекта позволила впервые оценить уровень базовых компетенций взрослого населения, сравнить состояние человеческого капитала в России и других странах.

8) Международное исследование учительского корпуса (TALIS). Профессиональные качества преподавателя являются главным фактором, определяющим достижения учащихся на уровне школы, и что высококачественное обучение в течение нескольких лет может ликвидировать сложившийся дефицит знаний у слабоуспевающих учащихся.

Участие в международном исследовании TALIS отвечает актуальным для отечественного образования задачам совершенствования системы подготовки учителей, повышения профессионального потенциала педагогического корпуса. Участие РФ в этом исследовании запланировано в ФЦПРО 2016-2020 гг. Исследование служит базой для принятия обоснованных политических и организационных решений, направленных на подготовку учителей, отвечающую вызовам современной школы, оценку и поощрение учителей, стимулирующее их педагогический рост и соответствующие профессиональным запросам.

Подводя итоги рассмотрения международных исследований оценки качества образования, проводимых и планируемых в Российской Федерации, можно отметить, что богатейший аналитический материал программ, учебников и требований к учебным достижениям школьников в странах мира способствует распространению международных стандартов качества педагогических измерений, формированию культуры проведения мониторинговых исследований. Большинство известных мониторингов качества образования, проводимых федеральными или региональными центрами оценки качества образования, используют как общие концептуальные подходы, так и отдельные элементы инструментария международных исследований. При разработке контрольных измерительных материалов национальных экзаменов (ЕГЭ и ГИА 9) используется система обеспечения качества заданий, применяемая в международных сравнительных исследованиях.

Участие России в международных сравнительных исследованиях качества образования имеет большое значение для создания общероссийской системы оценки качества образования.

Национальные исследования качества образования

 В программных документах, определяющих цели и направления развития системы образования в Российской Федерации, например, в Государственной программе «Развитие образования на 2013–2020 годы» отмечается большой прогресс в становлении общероссийской системы оценки качества образования. Однако одной из ключевых проблем ее развития является «недостаточная целостность и сбалансированность системы процедур и механизмов оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений, реализуемых на федеральном и региональном уровнях системы образования, что не позволяет обеспечить формирование и развитие единого образовательного пространства». Отмечается также недостаток механизмов и инструментов для оценки образовательных результатов и учета влияния различных факторов на результаты деятельности образовательных организаций. Все это затрудняет принятие эффективных управленческих решений, позволяющих повысить качество российского образования.

В связи с этим весьма актуальной является задача построения сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования, позволяющей обеспечить получение надежной информации о состоянии различных компонентов региональных и муниципальных систем образования, в том числе, об их соответствии требованиям ФГОС, а также дающей возможность оценить состояние отдельных компонентов системы общего образования в Российской Федерации в целом.

Наиболее эффективно такая задача может быть решена путем проведения регулярных исследований качества образования, реализуемых на основе сбора и анализа широкого спектра данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования. Поэтому в 2014 г. по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО), целями которой являются:

— развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;

— содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;

— совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;

— развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;

— содействие эффективному внедрению ФГОС;

— содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (не реже 2 раз в год), каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы.

Каждый проект, реализуемый в рамках программы НИКО, имеет свои предмет исследования, цели и задачи, соответствующие актуальным направлениям развития системы общего образования, и является отдельным исследованием в области оценки качества образования.

В рамках каждого проекта предусматривается проведение среди обучающихся в организациях общего образования диагностических работ по отдельным учебным предметам или группам учебных предметов, сбор широкого спектра контекстных данных, непосредственно характеризующих процесс обучения в образовательных организациях, а также анкетирование участников исследования.

Диагностические работы выполняются участниками исследований в присутствии организаторов и независимых (от образовательных организаций, в которых проводятся процедуры исследований) наблюдателей. В процедурах могут принимать участие общественные наблюдатели ЕГЭ или ОГЭ.

Каждый проект НИКО реализуется на основе единой для всех участников организационно-технологической схемы, определяемой спецификой этого проекта. Представление и обсуждение результатов каждого проекта программы НИКО проводится на сайте программы edu-niko.ru, а также на очных межрегиональных конференциях по оценке качества общего образования. Используемые в инструментарии задания направлены на выявление у участников исследования широкого спектра предметных и метапредметных умений, а также сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность успешного продолжения обучения, а именно: сформированности понятийного аппарата по проверяемым разделам содержания; знания основных правил, формул, законов и умение их применять; владения навыками смыслового чтения, понимания и адекватной оценки информации, представленной в различных знаковых системах (текст, таблица, различные виды диаграмм, чертежи и т.п.); умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера; владения навыками решения широкого спектра учебных задач, в т.ч. с использованием ИКТ; способности использовать приемы анализа/синтеза, проводить классификации объектов по выделенным признакам, устанавливать причинно-следственные и другие связи, выстраивать логическую цепь рассуждений и распознавать логически некорректные рассуждения и др.

Региональные исследования качества образования

 С 2014 года в каждом регионе РФ проводятся региональные исследования качества образования (РИКО). Они проводятся с целью получения достоверной информации о качестве образования в общеобразовательных организациях региона, тенденциях его изменения и факторах, влияющих на его уровень.

РИКО позволяет оценить качество организации образовательного процесса, как в отдельных общеобразовательных организациях региона, так и на уровне муниципального образования и/или региона в целом.

Предметом региональных исследований качества образования являются:

— образовательные достижения обучающихся на ступенях начального, основного и среднего (полного) образования (предметные, метапредметные и личностные результаты);

— содержание реализуемых образовательных программ на предмет соответствия ФГОС;

— условия организации и уровень ресурсного обеспечения образовательного процесса в общеобразовательной организации.

Руководство и координацию проведения РИКО осуществляет министерство общего и профессионального образования региона. Методическое, организационно-технологическое и информационное сопровождение мониторинговых исследований осуществляет уполномоченный региональный орган. Для проведения мониторинговых исследований уровня обученности школьников используются контрольно-измерительные материалы (далее КИМы) по соответствующим предметам.

КИМы проходят независимую экспертизу, осуществляемую специалистами предметных областей (не менее 3-х экспертов), тестологическую экспертизу (не менее 1 эксперта) и апробацию на контрольной группе учащихся.

По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется планирование и прогнозирование развития, как отдельного образовательной организации, так и региональной системы образования в целом.

В каждом регионе свои программы РИКО, методики и сроки проведения. В таблице приведена примерная спецификация проведения регионального мониторинга качества образования. Таким образом складывается концепция мониторинговых исследований из совокупности процедур: международных, НИКО, РИКО, ВПР и МИКО (муниципальные исследования качества образования).

 

 

Скриншоты

Скриншоты сделаны 28 февраля 2018 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: