Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анатолий Владимирович Краснянский. Практикум для студентов-юристов. Системный анализ международного права. 1.1. Совет безопасности ООН ввел санкции против Ирана. 1.2. Принципы международного права. 2. Санкции ООН против Ирана – это нарушение международного права. Приложения 1 и 2: Договор о нераспространении ядерного оружия. Приложения 3 и 4: Израиль призвали избавиться от ядерного оружия. Приложение 5: Делегация США покинула зал ООН во время выступления Ахмадинежада.

25.04.2011 21:49      Просмотров: 3201      Комментариев: 0      Категория: Международное право

 

Анатолий Владимирович Краснянский

Санкции ООН против Ирана –  нарушение  международного права

1. Исходная информация

1.1. Совет безопасности ООН ввел санкции против Ирана

Источник информации  –  http://www.izvestia.ru/world/article3142798/    (10.06.10. Петр Иноземцев)

В среду в Нью-Йорке Совет Безопасности ООН проголосовал за введение новых, беспрецедентно жестких санкций против Ирана. В поддержку предложенной Вашингтоном резолюции высказались 12 стран, в том числе все пять постоянных членов - Россия, США, Франция, Великобритания и Китай. Против проголосовали Бразилия и Турция. Ливан воздержался.

В принятой резолюции содержится призыв ко всем государствам - членам ООН проявлять бдительность в отношении денежных переводов с участием иранских банков, в том числе Центрального банка. В нее включено также обращение ко всем государствам "принять необходимые меры для запрещения открытия на их территориях новых отделений и офисов иранских финансовых учреждений", если их активность может внести вклад в развитие ядерной программы Тегерана.

Кроме того, предполагается создание международного механизма мониторинга передвижения грузовых судов Ирана. Осуществлять их досмотр в открытом море можно будет в том случае, если возникнет подозрение, что на борту находятся грузы, которые имеют отношение к осуществлению ядерной и ракетной программ.
Среди прочих мер - расширение уже существующего списка вооружений, продажа которых Ирану запрещена. В перечень вошли штурмовые вертолеты и ракеты. Устанавливаются жесткие ограничения, препятствующие приобретению материалов для производства баллистических ракет.

К документу прилагаются списки иранских физических и юридических лиц, вовлеченных в реализацию иранской ядерной программы. Их зарубежные активы будут заморожены.

Постпред США при ООН Сьюзен Райс обратила внимание на то, что санкции, предусмотренные новой резолюцией, "не направлены против иранского народа". По ее мнению, перед тем как принять данный документ, представители международного сообщества "сделали все, что могли" для того, чтобы договориться с Ираном. В своем выступлении она еще раз обвинила Тегеран в нежелании идти на конструктивное сотрудничество по вопросам, волнующим весь мир.

Российский МИД прокомментировал итоги голосования следующим образом: "Такое решение можно считать определенным сигналом Ирану, сигналом о том, что проблемы, связанные с ядерной программой Ирана, надо решать. Если Иран пойдет на предложения, содержащиеся в резолюции, то можно будет вернуться к тем переговорам, которые ранее вела "шестерка" (пять постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия. - "Известия")".

Иран уже назвал эти санкции ошибочными и неэффективными. Ранее президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пригрозил России, что в случае поддержки новых санкций она будет считаться врагом его страны. Американцев иранский лидер заверил в том, что санкции не заставят его быть более сговорчивым.

"Я уже сказал, что администрация США и их союзники сильно заблуждаются, если считают, что могут размахивать резолюцией Совета Безопасности, а потом сесть с нами за стол переговоров. Такого не произойдет", - заявил он.

 

1.2. Принципы международного права

Источник информации - http://ru.wikipedia.org/wiki/Jus_cogens

 

 

 Основные принципы международного права носят императивный характер. Эти принципы являются главным критерием правомерности всех международно-правовых норм. В  международном праве выделяют десять основных принципов:
    * Принцип неприменения силы и угрозы силой;
    * Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
    * Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
    * Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
    * Принцип равноправия и самоопределения народов;
    * Принцип суверенного равенства государств;
    * Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
    * Принцип нерушимости государственных границ;
    * Принцип территориальной целостности государств;
    * Принцип уважения прав человека и основных свобод.

 

2. Санкции ООН против Ирана – это нарушение международного права

 


 Иран имеет право, как член Договора о нераспространении ядерного оружия,   для мирных целей производить уран, обогащенный изотопом уран-235,   то есть   имеет право строить заводы по обогащению урана. Ни одна комиссия  Международного агентства по атомной энергии не обнаружила доказательств того, что  Иран создает ядерное оружие.

 Интересно, что некоторые государственные деятели на Западе рассуждают так: "Комиссии МАГАТЭ  не нашли признаков производства ядерного оружия в Иране. Но это не значит, что Иран не собирается сделать ядерное оружие.  Поэтому его надо наказать".

Анализ этого утверждениия. Будем рассуждать по аналогии. Предположим,  у правоохранительных органов есть подозрение, что у Иванова есть пистолет, но нет лицензии на него. Провели обыск на даче и в квартире, но пистолет не  нашли.  Действительно, если у Иванова ни на квартире, ни на даче не  нашли пистолет, то это не значит, что у него нет пистолета и он его где-нибудь не хранит. Но существует презумпция невиновности: Иванов не обязан доказывать, что у него нет пистолета. Это правоохранительные органы должны доказать, что пистолет у Иванова есть. Представьте, если юристы рассуждали бы так, как деятели ООН: не нашли пистолет, но это не значит, что у него его нет. Накажем Иванова!

Иран не делает и не собирается делать ядерное оружие. Как член Договора о  нераспространении ядерного оружия  1 июля 1968 года, он имеет право производить обогащенный уран. (Смотрите Приложение 2, статью IV). Любые санкции, любое давление на Иран в этом отношении - это нарушение международного права. Следовательно, ООН нарушает международное право, а именно принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств.

Дополнительная информация об Иране:

1.  Иран был в числе тех стран, которые первыми присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия  1 июля 1968 г.

2. Иран не вышел из этого Договора.

3. В начале 1970-х годов в Иране при поддержке США была принята программа строительства энергетических реакторов. Тысячи молодых специалистов прошли подготовку по ядерным специальностям в США, Великобритании, Франции, Германии. В этот период фирмы из западных стран, соревнуясь друг с другом, поставили в Иран значительное количество оборудования. В 1974 г. западногерманская компания «Kraftwerk Union» заключила с правительством Ирана контракт и приступила к строительству двух реакторов в Бушере.

4. После смены режима в Иране в 1979 г. все сотрудничество страны с Западом в ядерной сфере было свернуто. Попытка Ирана достроить реакторы, которые подверглись значительным разрушениям во время ираноиракской войны, натолкнулись на противодействие США. Западные компании, проявившие интерес к проекту по достройке реакторов, под давлением Соединенных Штатов отказались от участия в нем. Иран прибег к помощи России (достройка реактора в Бушере) и Китая (поставка топлива для исследовательских реакторов, гексафторида урана и диоксида урана, помощь в строительстве завода по конверсии в Исфахане).

5. Иран был вынужден предпринимать меры для получения обогащенного урана для своих строящихся атомных электростанций, в частности,  приобрел газовые центрифуги для получения урана, обогащенного ураном-235.  Возможно, в настоящее время в Иране разработали свои центрифуги для обогащения урана.

6. Иран   не собирается прекращать работы по созданию обогатительного предприятия и в поддержку своей позиции приводит следующие аргументы:

6.1. Дискриминация покупателей на международном рынке ядерных услуг. В качестве примера Иран приводит собственный опыт сотрудничества по ядерной программе: отказ западных стран от завершения строительства станции в Бушере, лишение Ирана права пользования приобретенными им акциями французской обогатительной компании.

6.2.  Иран имеет право развивать и иметь в своем распоряжении технологии, определяющие его статус высокоразвитой страны.

6.3.  Суверенное право Ирана как члена ДНЯО иметь обогатительное производство для мирных целей.  С точки зрения международного права, ИРАН  ИМЕЕТ ПРАВО СТРОИТЬ ЗАВОДЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ УРАНА. Любое давление на Иран в этом отношении - это нарушение международного права - смотрите статьи III и  IV Договора. (При написании пунктов 1 - 6 использовалась информация, ранее находившаяся по адресу  http://www.carnegie.ru/ru/pubs/books/volume/10828Ядерн_исп8.pdf  (статья Анатолия Дьякова).

7. В  декабре 2003 г. Иран подписал Дополнительный протокол и предоставил МАГАТЭ право проводить достаточно интрузивную инспекцию своей ядерной программы,заморозил на некоторое время работы по программе обогащения.  военной ядерной программы. В августе 2005 г. Иран возобновил работы по конверсии урана, а в апреле 2006 г. заявил об успешном запуске обогатительного каскада из 164 центрифуг и проведении обогащения урана до уровня 3,5%.

8. Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед эль-Барадеи считает, что возможности Ирана в деле создания ядерного оружия сильно преувеличены. "Угроза от иранской ядерной программы раздута", - сказал он в интервью австрийской газете "Прессе", опубликованном в воскресенье. "Я не верю, что мы проснемся однажды утром и заметим, что Иран обладает ядерным оружием",  –  добавил глава МАГАТЭ. Бомбардировка иранских ядерных установок, которой угрожает Израиль, по его словам, не решит проблему. "Израильская бомбардировка превратила бы весь регион в огненный шар", - отметил он. По словам эль-Барадея, прежде всего "необходимо обеспечить длительный мир в регионе и весь Ближний Восток должен стать зоной свободной от ядерного оружия". Однако он отметил, что для этого требуется время. "Но мы также должны постоянно иметь в виду, что неравновесие, когда одна страна, а именно Израиль, находится вне Договора о нераспространении ядерного оружия в то время, когда другие связаны обязательствами в рамках договора, не может существовать в длительной перспективе", - подчеркнул эль-Барадеи. ВЕНА, 18. 10.2009 - РИА Новости, Тарас Лариохин  (http://www.rian.ru/world/20091018/189439517.html).  Контролирует ли МАГАТЭ ядерные объекты Израиля? - вопрос, конечно, риторический.

9. 20 октября 2009 президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад призвал Вашингтон «отказаться от политики двойных стандартов» и трезво оценивать ситуацию вокруг иранской ядерной программы.

 

Внимание! Это первый (неокончательный) вариант статьи!

 

Приложение 1

Источник информации - http://ru.wikipedia.org/wiki/Договор_о_нераспространении_ядерного_оружия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

 

 

Договор о нераспространении ядерного оружия

Договор о нераспространении ядерного оружия — многосторонний международный акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия; создать широкие возможности для мирного использования атомной энергии.

Одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 и открыт для подписания 1 июля 1968 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 (Российская Федерация — правопреемник СССР по выполнению Договора). Вступил в силу 5 марта 1970 после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами-депозитариями (СССР (подписал в 1968), США (1968), Великобритания (1968)), а также 40 другими странами. Франция и КНР подписали Договор в 1992. 11 мая 1995 свыше 170 стран-участниц договорились продлить действие Договора на неопределённый срок без каких-либо дополнительных условий.

Участниками договора являются почти все независимые государства мира. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

Договор устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие или устройство до 1 января 1967 (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

По Договору, каждое из государств — участников Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними.

Каждое из государств — участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного и/или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними ни прямо, ни косвенно; равно как и не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств и не принимать какой-либо помощи в их производстве.

Договор закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии с Договором. Договор обязывает его участников обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией, содействовать получению благ неядерными государствами от любого мирного применения ядерных взрывов.

Важным дополнением к договору являются резолюция Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 и идентичные заявления трёх ядерных держав — СССР, США и Великобритании по вопросу о гарантиях безопасности неядерных государств — участников договора. В резолюции предусматривается, что в случае ядерного нападения на неядерное государство или угрозы такого нападения Совет Безопасности и прежде всего его постоянные члены, располагающие ядерным оружием, должны будут немедленно действовать в соответствии с Уставом ООН для отражения агрессии; в ней подтверждается также право государств на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со статьёй 51 Устава ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности. В заявлениях, с которыми каждая из трёх держав выступила при принятии этой резолюции, указывается, что любое государство, совершившее агрессию с применением ядерного оружия или угрожающее такой агрессией, должно знать, что его действия будут эффективным образом отражены при помощи мер, принятых в соответствии с Уставом ООН; в них провозглашается также намерение СССР, США и Великобритании оказать помощь тому неядерному участнику договора, который подвергнется ядерному нападению.

Контроль за нераспространением ядерного оружия осуществляется с помощью Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ, IAEA — International Atomic Energy Agency), с которым каждый участник Договора, не обладающий ядерным оружием, обязан заключить соответствующее соглашение.

Пять государств, обладающих ядерным оружием, приняли на себя обязательства не применять его против государств, не располагающих таким оружием, за исключением ситуации, когда они отвечают на ядерный удар или на нападение с применением обычных средств, совершённое в союзе с ядерным государством. Эти обязательства, однако, не были включены в текст самого Договора, и конкретная форма таких обязательств могла со временем изменяться. США, например, указывали, что они могут применить ядерное оружие в ответ на нападение с применением неядерного «оружия массового уничтожения», такого как биологическое или химическое оружие, поскольку США не могут применить в ответ ни то, ни другое. Министр обороны Великобритании Джофф Хун косвенно указывал на возможность применения ядерного оружия в ответ на нападение с применением обычного оружия, осуществлённое каким-либо из «государств-изгоев».

В статье VI и преамбуле Договора указывается, что ядерные государства будут стремиться к сокращению и уничтожению своих ядерных запасов. Тем не менее, за более чем 30 лет существования Договора мало что было сделано в этом направлении. В статье I ядерные государства обязуются не «побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, … приобретать ядерное оружие» — однако принятие ядерным государством военной доктрины, основывающейся на возможности нанесения упреждающего удара, равно как и иные угрозы применения вооружённой силы, можно в принципе рассматривать как такого рода побуждение. В статье X говорится, что любое государство вправе выйти из Договора, если оно сочтёт, что вынуждено сделать это ввиду какого-либо «чрезвычайного события» — например, ввиду предполагаемой угрозы.

Три государства — Индия, Пакистан и Израиль — отказались подписать Договор. Эти государства утверждают, что Договором создан своего рода избранный клуб ядерных государств, куда остальные не допускаются — однако в Договоре не содержится этического обоснования законности такого разделения.[источник не указан 727 дней] Индия и Пакистан обладают ядерным оружием, что запрещено Договором. Израиль занимается ядерными разработками в ядерном центре в городке Димона (пустыня Негев). Техник ядерного центра Мордехай Вануну рассказал лондонской газете Sunday Times, что в центре разрабатывается ядерное оружие, и что Израиль с 1958 года накопил от 100 до 200 боеголовок. Официальный Израиль отказывается подтвердить или опровергнуть утверждения о своих ядерных разработках.

В ЮАР была осуществлена программа создания ядерного оружия — предположительно, при содействии Израиля, и возможно, был произведён испытательный ядерный взрыв над Атлантикой, однако впоследствии ядерная программа была закрыта и ЮАР подписала ДНЯО в начале 1990-х, предварительно уничтожив свой небольшой ядерный арсенал. Индия и Пакистан объявили об обладании ядерным оружием и провели его испытания.

КНДР ратифицировала Договор, но отозвала свою подпись после конфликта с МАГАТЭ (см. Ядерная программа КНДР). Иран также подписал Договор, но с 2004 он находится под подозрением в нарушении Договора и разработке ядерного оружия. МАГАТЭ не может доказать причастность Ирана к разработкам ядерного оружия.

Основной проблемой с точки зрения контроля за соблюдением ДНЯО является то, что один и тот же процесс — обогащение урана — может быть использован как для получения ядерного топлива для АЭС, так и в создании ядерной бомбы. Выработка ядерных материалов для бомбы может осуществляться тайно, под видом производства ядерного топлива (в чём подозревают Иран) — или, как в ситуации с Северной Кореей, государство-участник ДНЯО может просто выйти из Договора. Другими словами, наличие или отсутствие политической воли — это всё, что может помешать любому государству, развивающему ядерную энергетику, создать собственную ядерную бомбу. Однако, создание ядерной бомбы представляет собой значительно более сложный процесс, чем обогащение урана в мирных целях. Для запуска процесса на АЭС урановая руда должна быть обогащена до 4-5% содержания чистого урана, для атомного реактора на АПЛ - 20%, для бомбы - 75%.

Мохаммед аль-Барадеи, экс-руководитель МАГАТЭ, считает, что в наше время ядерную бомбу могли бы создать не менее 40 государств — было бы желание. В мире существует настоящий «чёрный рынок» ядерных материалов, всё новые и новые страны предпринимают попытки приобрести технологии производства материалов, пригодных для использования в ядерном оружии. Налицо также явно выраженное желание террористов заполучить оружие массового уничтожения. Всё это, по мнению аль-Барадеи, радикально изменило общую ситуацию в области ядерной безопасности.

Каждые пять лет проводятся конференции по рассмотрению действия ДНЯО. Последняя такая конференция прошла в мае 2010 г.

На этой конференции аль-Барадеи представил предложения по укреплению режима нераспространения:

    отказ от строительства новых установок по обогащению урана и выделению плутония на ближайшие пять лет;
    перевод всех исследовательских реакторов, работающих на высокообогащенном уране, на использование низкообогащенного урана;
    ужесточение требований по проведению инспекций МАГАТЭ;
    ужесточение действий Совета Безопасности ООН в отношении любой страны, которая выходит из ДНЯО;
    ужесточение расследований и судебных преследований любой незаконной торговли ядерными материалами и технологиями;
    ускорение ядерного разоружения государств — участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием;
    принятие мер, направленных на устранение существующего дефицита безопасности в регионах, подобных Ближнему Востоку и Корейскому полуострову.

Страны — участницы Договора

    Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир,  Андорра,  Ангола,  Антигуа и Барбуда,  Аргентина,  Армения,  Афганистан,  Багамы, Бангладеш,    Барбадос,  Бахрейн, Белоруссия, Белиз, Бельгия, Бенин, Болгария, Боливия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бразилия, Бруней,  Буркина Фасо,    Бурунди,  Бутан, Вануату, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Восточный Тимор, Вьетнам, Габон, Гаити, Гайана, Гамбия, Гана, Гватемала,    Гвинея, Гвинея-Бисау, Германия, Гондурас, Гренада, Греция, Грузия,  Дания, Джибути,  Доминика,  Доминиканская Республика, Египет, Замбия,  Зимбабве
Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Ирландия
Исландия Испания Италия Йемен Кабо-Верде Казахстан Камбоджа Камерун Канада Катар Кения   Кипр Кирибати Кита Коморские острова    Республика Конго  Конго, Демократическая Республика (бывший Заир)    Колумбия    Коста-Рика    Кот-д'Ивуар    Куба    Кувейт    Киргизия    Лаос    Латвия    Лесото    Либерия    Ливан    Ливия    Литва    Лихтенштейн    Люксембург    Маврикий    Мавритания    Мадагаскар    Македония    Малави    Малайзия    Мали    Мальдивы    Мальта    Марокко    Маршалловы Острова    Мексика    Мозамбик    Молдавия    Монако    Монголия    Мьянма    Намибия    Науру    Непал    Нигер    Нигерия    Нидерланды    Никарагуа    Новая Зеландия    Норвегия    ОАЭ    Оман    Палау    Панама    Папуа — Новая Гвинея    Парагвай    Перу    Польша    Португалия    Россия    Руанда    Румыния    Сальвадор    Самоа    Сан-Марино    Сан-Томе и Принсипи    Саудовская Аравия    Свазиленд    Северная Корея*    Сейшельские острова    Сенегал    Сент-Винсент и Гренадины    Сент-Китс и Невис    Сент-Люсия    Сербия и Черногория    Сингапур    Сирия    Словакия    Словения    Соединённые Штаты Америки    Соломоновы Острова    Сомали    Судан    Суринам    Сьерра-Леоне    Таджикистан    Таиланд    Танзания    Того    Тонга    Тринидад и Тобаго    Тувалу    Тунис    Туркменистан    Турция    Уганда    Украина    Узбекистан    Уругвай    Федеративные Штаты Микронезии    Фиджи    Филиппины    Финляндия    Франция    Хорватия    Центральноафриканская Республика    Чад    Чехия    Чили    Швейцария    Швеция    Шри-Ланка    Эквадор    Экваториальная Гвинея    Эритрея    Эстония    Эфиопия    ЮАР    Южная Корея    Ямайка  Япония.

    * официально КНДР является участником договора, но после подписания не признаёт его.

 

Приложение 2

     ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

Источники информации - http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/npt.htm , http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_36521.html , http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/npt.htm ,


    Государства, заключающие настоящий Договор, ниже именуемые "Участниками Договора",

    учитывая опустошительные последствия, которые имела бы для всего Человечества ядерная война, и вытекающую из этого необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны и принять меры для обеспечения безопасности народов,

    считая, что распространение ядерного оружия серьезно увеличило бы опасность ядерной войны,

    в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающими к заключению соглашения О предотвращении более широкого распространения ядерного оружия,

    обязуясь сотрудничать в целях содействия применению гарантий Международного агентства но атомной энергии в отношении мирной ядерной деятельности,

    выражая свою поддержку усилиям по исследованию, усовершенствованию и другим усилиям, направленным на содействие применению в рамках системы гарантий Международного агентства по атомной энергии принципа эффективных гарантий в отношении движения исходных и специальных расщепляющихся материалов посредством использования приборов и других технических способов в определенных ключевых местах,

    подтверждая тот принцип, что блага мирного применения ядерной технологии, включая любые технологические побочные продукты^ которые могут быть получены государствами, обладающими ядерным оружием, от развития ядерных взрывных устройств, должны быть доступны для мирных целей всем государствам - участникам Договора, как обладающим, так и не обладающим ядерным оружием,

    будучи убежденными, что в осуществление этого принципа все участники настоящего Договора имеют право участвовать в возможно самом полном обмене научной информацией для дальнейшего развития применения атомной энергии в мирных целях и вносить в это развитие свой вклад по отдельности или в сотрудничестве с другими государствами,

    заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении ядерного разоружения,

    настоятельно призывая к сотрудничеству всех государств в достижении этой цели.

    напоминая о решимости, выраженной участниками Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. в его преамбуле, стремиться достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия и продолжать переговоры с этой целью,

    стремясь содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, с тем чтобы способствовать достижению прекращения производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов и исключению ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем,

    напоминая, что а соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой -или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций, и что следует содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения,

    согласились о нижеследующем:

    Статья I

    Каждое из государств - участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами,

    Статья II

    Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

    Статья III

    1. Каждое из государств — участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с Международным агентством по атомной энергии а соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии и системой гарантий Агентства, исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии С настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемых настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала, независимо от того, производится ли он, обрабатывается или используется в любой основной ядерной установке или находится за пределами любой такой установки. Гарантии, требуемые настоящей статьей, применяются ко всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было.

    2. Каждое из государств - участников Договора обязуется не предоставлять: а) исходного или специального расщепляющегося материала или б) оборудования или материала, специально предназначенного или подготовленного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии, требуемые настоящей статьей,

    3. Гарантии, требуемые настоящей статьей, осуществляются таким образом, чтобы соответствовать статье IV настоящего Договора и избегать создания препятствий для экономического и технологического развития Участников Договора или международного сотрудничества в области мирной ядерной деятельности, включая международный обмен ядерным материалом и оборудованием для обработки, использования и производства ядерного материала а мирных целях в соответствии с положениями настоящей статьи и принципом применения гарантий, изложенным в преамбуле Договора.

    4. Государства - участники Договора, не обладающие ядерным оружием, заключают соглашения с Международным агентством по атомной энергии с целью выполнения требований настоящей статьи либо в индивидуальном порядке, либо совместно с другими государствами в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии. Переговоры о таких соглашениях начинаются в течение 180 дней со времени первоначального вступления в силу настоящего Договора. Для государств, сдавших на хранение свои ратификационные грамоты или документы о Присоединении по истечении периода в 180 дней, переговоры о таких соглашениях начинаются не позднее даты такой сдачи. Такие соглашения вступают в силу не позднее восемнадцати месяцев со дня начала переговоров,

    Статья IV

    1. Никакое положение настоящего Договора не следует толковать как затрагивающее неотъемлемое право всех Участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии со статьями I и II настоящего Договора.

    2. Все Участники Договора обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Участники Договора, которые в состоянии делать это, также сотрудничают в деле содействия, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях, особенно на территориях государств- участников Договора, не обладающих ядерным оружием, с должным учетом нужд развивающихся районов мира.

    Статья V

    Каждый из Участников настоящего Договора обязуется принять соответствующие меры с целью обеспечения того, чтобы в соответствии с настоящим Договором, под соответствующим международным наблюдением и посредством соответствующих международных процедур потенциальные бпага от любого мирного применения ядерных взрывов были доступны государствам-участникам настоящего Договора, не обладающим оружием, на недискриминационной основе, и чтобы стоимость используемых изрывных устройств для таких Участников Договора была такой низкой, как только это возможно, и не включала расходы по их исследованию и усовершенствованию. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, будут в состоянии получать такие блага в соответствии со специальным международным соглашением или соглашениями через соответствующий международный орган, в котором должным образом представлены государства, не обладающие ядерным оружием. Переговоры по этому вопросу начнутся так скоро, как это возможно, после вступления в силу настоящего Договора. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, которые пожелают этого, могут также получать такие блага в соответствии с двусторонними соглашениями.

    Статья VI

    Каждый Участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем.

    Статья VII

    Никакое положение настоящего Договора не затрагивает право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях.

    Статья VIII

    1. Любой Участник настоящего Договора может предложить поправки к этому Договору. Текст любой предложенной поправки представляется правительствам-депозитариям, которые рассылают его всем Участникам Договора. Затем, если этого потребует одна треть или более Участников Договора, правительства-депозитарии созывают конференцию, на которую они приглашают всех Участников Договора для рассмотрения такой поправки.

    2. Любая поправка к настоящему Договору должна быть утверждена большинством голосов всех Участников Договора, включая голоса всех государств-участников. обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки такой поправки. Поправка вступает в силу для каждого Участника Договора, сдающего свою грамоту о ратификации поправки, после сдачи на хранение таких ратификационных грамот большинством всех Участников Договора, включая ратификационные грамоты всех государств - участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки этой поправки. Впоследствии она вступает в силу для любого другого Участника Договора после сдачи им на хранение своей грамоты о ратификации поправки,

    3. Через пять лет после вступления в силу настоящего Договора в Женеве (Швейцария) созывается конференция Участников Договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор, чтобы иметь уверенность в том. что цели, изложенные в преамбуле, и положения Договора осуществляются. Через каждые последующие пять лет большинство Участников Договора может, путем представления предложения с этой целью правительствам-депозитариям, добиться созыва дальнейших конференций с той же целью рассмотрения того, как действует Договор.

    Статья IX

    1. Настоящий Договор открыт для подписания его всеми государствами. Любое государство, которое'не подпишет Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время,

    2. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

    3. Настоящий Договор вступает в силу после его ратификации государствами, правительства которых назначены в качестве депозитариев Договора, и 40 другими подписавшими настоящий Договор государствами и сдачи ими на хранение ратификационных грамот. Для цепей настоящего Договора государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года.

    4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

    5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления в силу настоящего Договора, дате получения любых требований о созыве конференции, а также о других уведомлениях.

    6. Настоящий Договор должен быть зарегистрирован правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

    Статья Х

    1. Каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы.

    2. Через двадцать пять лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того. чтобы решить, должен ли Договор продолжать оставаться в силе бессрочно или действие Договора должно быть продлено на дополнительный определенный период или периоды времени. Это решение принимается большинством Участников Договора.

    Статья XI

    Настоящий Договор, русский, английский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора препровождаются правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившимся к нему.

    В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

    Совершено в трех экземплярах, в городах Москве, Вашингтоне и Лондоне, июля месяца I дня тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года.

    Приведенный текст договора соответствует опубликованному в книге Р.М. Тимербаева "Россия и ядерное распространение 1945-1968", Москва, "Наука", 1999, с. 354-359

Приложение 3

Израиль призвали избавиться от ядерного оружия

 Источник информации - http://nuclearno.ru/text.asp?7386   (13 декабря 2003)

Эль-Барадеи: МАГАТЭ предполагает. что у Израиля есть ядерное оружие

Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед эль-Барадеи призвал Израиль избавиться от возможно имеющегося у него ядерного оружия во имя будущего мира на Ближнем Востоке.

Мохаммед эль-Барадеи заявил в интервью израильской газете "Хаарец", что подобное оружие "не стимулирует безопасность".

Он также добавил, что Израиль должен подписаться под Договором о нераспространении ядерного оружия.

Израиль никогда не признавал, что обладает ядерным оружием, однако существует широко распространенное мнение, что оно у него имеется.

В своем первом интервью израильской газете эль-Барадеи сказал, что МАГАТЭ предполагает наличие у Израиля ядерного оружия, несмотря на отсутствие официального подтверждения.

Он предупредил: вера Израиля в то, что обладание ядерным оружием обеспечивает большую безопасность обманчива, поскольку другие ближневосточные страны видят в наличии такого оружия угрозу для себя.

"Откровенно говоря, меня не устраивает статус-кво, потому что я вижу массу недовольства на Ближнем Востоке тем фактом, что Израиль обладает ядерным оружием, в то время как другие стороны в регионе следуют договору о нераспространении [ядерного оружия]", - сказал эль-Барадеи.

Он добавил, что Израиль должен начать диалог с соседями, для того чтобы предотвратить распространение ядерного оружия на Ближнем Востоке.

"Меня беспокоит, что в отсутствие такого диалога в регионе будет существовать стимул для создания оружия массового поражения, которое равнялось бы по уровню разрушительности израильскому арсеналу", - сказал он.

По словам корреспондента Би-би-си Джеймса Рейнолдса, осторожные высказывания главы МАГАТЭ - египтянина по происхождению - отражают его понимание, что в глазах многих израильтян он является не просто заинтересованным лицом, а гражданином страны, одно время являвшейся врагом Израиля.
 

Приложение 4

Страны – участницы договора о нераспространении ядерного оружия призвали Израиль подписать этот документ и пустить на свои объекты инспекторов ООН. Соответствующий пункт под нажимом арабских стран включен в резолюцию международной конференции, завершившейся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Израиль считает документ рекомендацией, но не исключает ее «далеко идущих последствий».

Источник информации  - http://www.gazeta.ru/politics/2010/05/29_a_3376665.shtml

189 стран – участниц договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в пятницу приняли детализированный план по постепенному разоружению, сообщает ВВС. План был подписан на международной конференции, проходившей в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке с начала мая. Окончательный текст итогового документа был согласован участниками в последний день форума. На предыдущей конференции, состоявшейся в 2005 году, итоговый документ согласован так и не был.

В 28-страничном документе содержится подтверждение приверженности пяти признанных ядерных держав – России, США, Великобритании, Франции и Китая – сокращению своих ядерных арсеналов, сообщает ИТАР-ТАСС. Кроме того, в декларации содержится призыв к проведению в 2012 году международной конференции «по установлению на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия и другого оружия массового поражения».

В конференции должны будут участвовать все страны региона, в том числе Израиль, отмечает AFP. Пункт об этом был включен в документ по настоянию арабских стран, уточняет ИТАР-ТАСС, с тем чтобы усилить давление на Израиль и заставить его отказаться от ядерного арсенала, которым он, предположительно, обладает.

Кроме того, участники нью-йоркской конференции призвали Израиль присоединиться к ДНЯО и поставить свои ядерные установки под надзор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), пишет Reuters.

США поддержали итоговый документ конференции, но президент страны Барак Обама заявил, что он «решительно против» того, чтобы к Израилю в этой связи предъявлялись отдельные требования, сообщает ВВС. По мнению Вашингтона, иначе будет сложно убедить Израиль принять участие в переговорах 2012 года.

До сих пор Израиль не декларировал наличия у себя ядерного оружия, хотя и не отвергал подобных подозрений. Под аналогичным подозрением находятся Индия и Пакистан. Ни одна из этих трех стран не присоединилась к ДНЯО, однако только Израиль упомянут в резолюции нынешней конференции. Ничего не сказано и о Северной Корее, которая вышла из договора в 2003 году и с тех пор проводила испытания ядерного оружия. Вопрос по ядерной программе Ирана в ходе конференции затрагивался, и представитель Тегерана заверил коллег в намерении своей страны следовать пунктам ДНЯО (Иран – участник этого договора).

Израильские власти отреагировали на документ внешне спокойно.

В Иерусалиме заявили, что резолюция носит рекомендательный характер и не имеет обязывающей силы, сообщает израильское агентство «Курсор». Вместе с тем дипломаты не исключили, что резолюция «может иметь далеко идущие последствия, если ее одобрит Совет Безопасности ООН».

В частности, от Израиля могут потребовать отказаться от ядерного потенциала под угрозой международной изоляции, не исключил источник агентства. Позиция Израиля по вопросу безъядерного Ближнего Востока не составляет тайны: власти страны требуют, чтобы арабские соседи признали ее право на существование и заключили мирные договоры, пишет NEWSru Israel.

В начале мая генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано обратился к мировому сообществу с призывом оказать давление на Израиль и заставить его присоединиться к ДНЯО и разрешить проинспектировать все свои ядерные объекты.

Пятерка крупнейших ядерных держав в начале конференции по ДНЯО распространила заявление о поддержке идеи безъядерного Ближнего Востока.

В Израиле с настороженностью восприняли эти действия, сообщали тогда израильские СМИ. По оценкам международных экспертов, Израиль имеет в своем арсенале от 150 до 200 ядерных боеголовок. Угроза применения атомного оружия, как полагают многие израильские аналитики, является главным сдерживающим фактором для Ирана и враждебных арабских государств. Основа ядерного щита Израиля – отсутствие достоверной информации о ядерном потенциале этого государства. Поэтому Иерусалим отказывается от вступления в ДНЯО, так как присоединение к договору предполагает инспекции МАГАТЭ на ядерных объектах.

Приложение 5

Делегация США покинула зал ООН во время выступления Ахмадинежада

Материал предоставлен изданием РИА «Новости»

22 Сентября 2011, 22:06

Источник информации - http://news.mail.ru/politics/6886910/

 
 
ООН, 22 сен — РИА Новости, Иван Захарченко. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад подверг в четверг резкой критике политику США и европейских стран, обвинив их в стремлении к мировому господству, и потребовал установления нового мирового порядка на основе равенства всех народов.

Выступая с трибуны ООН на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи, иранский лидер построил большую часть своей речи из вопросов, ответы на которые подразумевали обвинение США практически во всех бедах человечества.

В частности, он заявил, что американское правительство использовало теракты 11 сентября 2001 года в США в качестве предлога для вторжения в Ирак и Афганистан.

«Смогут ли цветы демократии зацвести от ракет НАТО?», — спрашивал Ахмадинежад.

Во время по сути антиамериканского выступления президента ИРИ делегация США в ГА ООН покинула зал.

«Они не терпят ни вопросов, ни критики, и вместо того, чтобы объясниться за свои нарушения,

Подробнее:
http://news.mail.ru/politics/6886910/они всегда предъявляют претензии», — сказал Ахмадинежад, подразумевая своих противников.

Критике был подвергнут и Совет Безопасности ООН, который неоднократно путем санкций пытался добиться от Ирана прояснения деталей его ядерной программы.

«Состав Совета Безопасности несправедлив и неравен, он нуждается в реформировании», — подчеркнул Ахмадинежад.

В речи иранского лидера переплелись и философия, и религия, с помощью которых он взывал к миру.

«Всем нам надо осознать тот факт, что нет иного пути, кроме как коллективно управлять миром для того, чтобы положить конец нынешним беспорядкам, тирании и дискриминации по всей планете», — сказал иранский президент.

После окончания выступления Ахмадинежада в зале Генассамблеи прозвучали аплодисменты. Вместе с тем, в двух кварталах от здания ООН проходила антииранская демонстрация протеста.

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна