Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Поддержка программы "ПИЗА" Правительством Российской Федерации. 2012 год. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р. "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы." Утратило силу. Извлечения из документа. Скриншоты страниц документа, в которых говорится о программе PISA. Предисловие Анатолия Краснянского: Терминологические ошибки в документе.

10.11.2017 18:49      Просмотров: 63      Комментариев: 0      Категория: Группа поддержки программы PISA в России

 

 

  Предисловие Анатолия Краснянского

Терминологические ошибки в документе 

 

 В  Распоряжении Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р   (смотрите скриншоты и приложение № 1) много раз встречается словосочетание:  "Удельный вес численности {...} в общей их численности {...}".    Знак  {...} означает пропуск текста.

В частности, используется показатель 2.7:

"Показатель 2.7 "Удельный вес численности российских школьников, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA) в общей их численности" обеспечивает возможность сравнения результатов обучения российских школьников с результатами школьников других стран. Результаты указанных исследований используются для оценки качества человеческого капитала и конкурентоспособности стран, эффективности национальных политик в сфере образования. Использование показателя должно стимулировать обновление содержания, технологий обучения и учебно-методического обеспечения в российских школах".

 Это словосочетание содержит физический термин "удельный вес", который "соединили" со словом "численность" и в результате сделали ошибку "подмена научного термина ненаучным".   Правильно: "доля". Доля часто выражается не в долях единицы, а в процентах: "доля (%)". 

Удельный вес, отношение веса тела Р к его объёму V, то есть величина g = P/V. Удельный вес может быть определён также по формуле g = rg, где r — плотность вещества, g — ускорение свободного падения. В отличие от плотности удельный вес не является физико-химической характеристикой вещества, так как зависит от значения g в месте измерений. В качестве единиц удельный вес применяются: н/м3 (СИ), дин/см3 (СГС система единиц), кгс/м3 (МКГСС система единиц). 1 н/м3 = 0,1 дин/см3 = 0,102 кгс/м3.  URL:  http://bse.sci-lib.com/article113612.html

  С учетом этого замечания первое предложение выглядит так: "Доля российских школьников (в процентах),   достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA) обеспечивает возможность сравнения результатов обучения российских школьников с результатами школьников других других стран".

 Однако сама по себе "доля" (или "удельный вес численности российских школьников {...} в общей их численности
{...}"  ничего не может обеспечивать. Правильно: "Использование термина "доля российских школьников (в процентах),   достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования" (PIRLS, TIMSS, PISA) дает возможность сравнивать результаты обучения российских школьников с результатами школьников других стран".

Следовательно, показатель 2.7. содержит две ошибки
логическую (подмена научного термина ненаучным) и лингвистическую (пропуск словосочетания: "использование термина").   

 
Распоряжение и приложение  № 1 к нему содержит много примеров подмены научного термина (доля) на словосочетание (удельный вес численности {...}  в общей численности {...} ). Вот некоторые из них:

удельный вес численности детей - инвалидов {...} в общей численности   –  доля (%)  детей - инвалидов {...}.

Удельный вес численности профессорско-преподавательского состава, прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, в общей численности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования
доля (%) профессорско-преподавательского состава {...}.

Удельный вес численности  детей, занимающихся в кружках {...} в общей численности   доля (%) детей, занимающихся в кружках {...}.

Выводы

1. Вместо научного термина  – "доля" в Распоряжении Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р использовалось словосочетание (ненаучный термин):  "удельный вес численности {...} в общей их численности {...}". Понятие "доля" (родовое понятие) и видовые понятия применяются в физике и химии: "массовая доля", "объемная доля", в социологии и демографии:  "доля сельского населения", "доля населения старше 65 лет", "доля находящихся в браке" и так далее.

2. Ни один "технарь" не участвовал в подготовке Распоряжения, поскольку любой специалист  в области технических и естественных наук вычеркнул бы из текста  словосочетание "удельный вес численности..." и заменил бы его на научный термин "доля".  Вывод 2 –  следствие из вывода 1. 

 

 

Чтобы правильно понять то, о чем говорится в Распоряжении № 2148-р относительно "ПИЗЫ", необходимо посмотреть раздел: "Системный анализ заданий программы PISA":   http://avkrasn.ru/category-2.html 

 

 

Поддержка "ПИЗЫ" Правительством Российской Федерации. 2012 год    

Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р

"Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы". Утратило силу

URL:   http://base.garant.ru/70265348/#friends

 

Извлечения из документа


.
  I. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I.1. Общая характеристика сферы реализации Программы

Качество: дошкольное, дополнительное и общее образование


"Результаты международных сопоставительных исследований PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития профильного образования, особенно в области естественных наук и технологии".


Результаты для детей и семей

"Улучшатся результаты российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA)".



Основное мероприятие 2.2 подпрограммы 2


Удельный вес численности российских школьников, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA) в общей их численности;

 

 

Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 2148-р "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 годы. Утратило силу.

 

 

 

 

Скриншоты страниц документа, в которых говорится о программе PISA

Скриншоты сделаны 10 ноября 2017 года. URL:   http://base.garant.ru/70265348/#block_185000

 

 

 

 

 

36

 

 

 Приложение № 1
к государственной программе
Российской Федерации
"Развитие образования"
на 2013-2020 годы

Сведения

о показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, ее подпрограмм, федеральных целевых программ, подпрограмм федеральных целевых программ и их значениях

 

 

Показатель (индикатор) (наименование)

Единица измерения

Значение показателей

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

 

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы

1.

Удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет

процентов

98,7

98,7

98,9

99

99,1

99,2

99,3

99,3

99,4

99,4

2.

Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе)

процентов

77

78

85

90

100

100

100

100

100

100

3.

Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена

отношение

1,86

1,84

1,82

1,74

1,7

1,66

1,62

1,58

1,54

1,5

4.

Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся

процентов

60

70

80

85

90

95

97

100

100

100

5.

Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности

процентов

40

42,2

44,4

46,7

48,9

51,1

53,3

55,6

57,8

60

6.

Охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы

процентов

22

26

30

37

37

41

45

49

52

55

7.

Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей от 14 до 30 лет

процентов

18

20

21

22

23

24

25

26

27

28

 

Подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования"

8.

Удельный вес численности студентов, обучающихся в ведущих образовательных организациях высшего образования, в общей численности студентов образовательных организаций высшего образования

процентов

5

7

8

10

12

13

15

17

18

20

9.

Структура подготовки кадров по программам профессионального образования (удельный вес численности выпускников программ профессионального образования соответствующего уровня в общей численности выпускников):

                     

а)

программы начального и среднего профессионального образования, в том числе программы прикладных квалификаций

процентов

41

39

38

37

36

35

33

32

31

30

б)

программы прикладного бакалавриата

процентов

-

0,2

3,3

6,4

9,7

13,1

16,8

20,4

20,7

21

в)

программы бакалавриата

процентов

7,2

12

14

17,1

19,8

21,9

23,7

25,1

28,3

31,7

г)

программы подготовки специалиста

процентов

50,5

46,5

41,3

35,1

29,1

23,6

19

13,9

10,4

6,7

д)

программы магистратуры

процентов

0,8

1,8

2,9

3,9

4,9

5,9

6,9

8

9

10

е)

программы послевузовского профессионального образования (с защитой диссертации)

процентов

0,5

0,5

0,51

0,52

0,53

0,55

0,57

0,58

0,59

0,6

10.

Удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе

процентов

3

5

8

10

13

15

18

20

25

25

11.

Удельный вес численности студентов организаций высшего образования прошедших в течение учебного года обучение в зарубежном вузе не менее одного семестра (кроме вузов государств - участников Содружества Независимых Государств), в общей численности студентов организаций высшего образования

процентов

0,1

0,1

0,5

1

1,5

2

2,3

4

5

6

12.

Отношение среднемесячной заработной платы преподавателей образовательных организаций профессионального образования (из всех источников) к заработной плате в экономике:

                     

а)

преподаватели и мастера производственного обучения организаций начального профессионального и среднего профессионального образования

процентов

70

70

75

80

85

90

95

100

100

100

б)

профессорско-преподавательский состав организаций высшего образования

процентов

80

84

110

125

133

150

175

200

200

200

13.

Удельный вес численности профессорско-преподавательского состава, прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, в общей численности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования

процентов

1

1,5

2

3

4,5

6

7,5

9

11

12

14.

Удельный вес числа государственных (муниципальных) организаций профессионального образования, направивших не менее 50 процентов от объема средств, полученных за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижения потребления энергоресурсов, на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда) в общем их числе

процентов

25

35

48

65

80

80

80

80

80

80

15.

Удельный вес числа организаций высшего образования, сформировавших фонды целевого капитала объемом не менее 100 млн рублей, в общем их числе

процентов

1

1

2

3

5

8

12

15

18

20

16.

Удельный вес численности иностранных студентов в общей численности студентов организаций высшего образования

процентов

2,3

2,4

3

4

6

7

8

10

10

10

17.

Обеспеченность студентов общежитиями (удельный вес численности студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях): государственные (муниципальные) образовательные организации среднего профессионального образования; государственные (муниципальные) образовательные организации высшего о образования)

процентов

87

87

89

90

92

94

96

100

100

100

18.

Число российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов

единиц

1

1

1

1

1

1

1

2

5

5

 

Подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей"

19.

Удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста

процентов

5

9

13

17

21

24

28

32

36

40

20.

Доступность предшкольного образования (отношение численности детей 5-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 5-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе)

процентов

71

78

85

90

100

100

100

100

100

100

21.

Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в общей численности детей-инвалидов, которым показана такая форма обучения

процентов

37

52

75

90

100

100

100

100

100

100

22.

Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет)

процентов

54

57

59

62

65

68

70

71

73

75

23.

Удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций

процентов

13

15

17

20

21

22

23

24

25

25

24.

Удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, общего, дополнительного образования детей

процентов

5

15

35

60

80

98

98

98

98

98

25.

Удельный вес численности российских школьников, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA), в общей их численности:

                     

а)

международное исследование PIRLS

процентов

98

98

98

98

98

98

98

98

98

98

б)

международное исследование TIMSS:

                     
 

математика (4 класс)

процентов

95

95

95

95

96

96

96

96

97

97

 

математика (8 класс)

процентов

91

91

91

91

92

92

92

92

93

93

 

естествознание (4 класс)

процентов

96

96

96

96

97

97

97

97

98

98

 

естествознание (8 класс)

процентов

95

95

95

95

96

96

96

96

97

97

в)

международное исследование PISA:

                     
 

читательская грамотность

процентов

-

73

73

73

74

74

74

75

75

75

 

математическая грамотность

процентов

-

71

71

71

72

72

72

73

73

73

 

естественнонаучная грамотность

процентов

-

78

78

78

79

79

79

80

80

80

26.

Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных):

                     

а)

дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в общем образовании соответствующего региона

процентов

80

80

100

100

100

100

100

100

100

100

б)

образовательных организаций общего образования к средней заработной плате в соответствующем регионе

процентов

86

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в)

организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате в соответствующем регионе

процентов

58

58

75

80

85

90

95

100

100

100

27.

Удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования

процентов

29

32

35

38

40

42,5

44

46

48

50

 

Подпрограмма 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"

28.

Число уровней образования, на которых реализуются механизмы внешней оценки качества образования

единиц

1

2

2

2

4

4

4

5

6

6

29.

Удельный вес числа образовательных организаций, в которых созданы органы коллегиального управления с участием общественности (родители, работодатели) в общем числе образовательных организаций

процентов

15

20

50

80

100

100

100

100

100

100

30.

Удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций

процентов

15

43

72

100

100

100

100

100

100

100

31.

Число международных сопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация участвует на регулярной основе

единиц

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

 

Подпрограмма 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику"

32.

Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет

процентов

9

11

11,2

11,4

11,6

11,8

12

12,2

12,4

12,5

33.

Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи, в общем количестве молодежи в возрасте от 14 до 30 лет

процентов

16

20

20,5

21

21,5

22

22,5

23

23,5

24

34.

Удельный вес числа субъектов Российской Федерации, реализующих проекты и программы по работе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в общем числе субъектов Российской Федерации

процентов

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

 

Подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы и прочие мероприятия в области образования"

35.

Удельный вес числа электронных инструктивно-методических и научно-методических ресурсов, разработанных в рамках Программы, к которым предоставлен доступ в сети интернет, в общем числе электронных инструктивно-методических и научно-методических ресурсов, разработанных в рамках Программы

процентов

   

15

40

65

100

100

100

100

100

36.

Количество проведенных мероприятий федерального и регионального уровней по распространению результатов Программы

единиц

   

52

315

690

1017

1434

1735

1911

2158

37.

Уровень информированности населения о реализации мероприятий по развитию сферы образования в рамках Программы (по данным опроса)

процентов

   

3

5

8

9

11

12

14

16

 

Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы

38.

Доля населения Российской Федерации, владеющего русским языком как родным, в общей численности населения Российской Федерации

процентов

81

82

83

84

85

-

-

-

-

-

39.

Доля обучающихся по программам начального общего и основного общего образования, изучающих русский язык как неродной, в общей численности обучающихся

процентов

21

22

23

24

25

-

-

-

-

-

40.

Количество зарубежных стран, в которых более 1 процента населения владеет русским языком

единиц

23

24

25

26

27

-

-

-

-

-

41.

Количество государств - участников Содружества Независимых Государств, в которых более 20 процентов населения владеет русским языком

единиц

8

9

10

11

12

-

-

-

-

-

42.

Доля соотечественников, проживающих за рубежом и сохраняющих языковые и этнокультурные связи с Россией, в общей численности соотечественников, проживающих за рубежом

процентов

39

40

41

42

43

-

-

-

-

-

 

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

43.

Уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от местожительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья

процентов

64,5

68

71,5

74

78

-

-

-

-

-

44.

Уровень соответствия образования современным стандартам

процентов

91

92

93

95

97

-

-

-

-

-

 

 



Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна