Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анатолий Владимирович Краснянский. Практикум для студентов-юристов. 1. Системный анализ российского законодательства. Раздел 1.1. Ошибки в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Раздел 1.2. Анатолий Краснянский. Системный анализ статьи 42 Конституции Якутии.

25.04.2011 18:46      Просмотров: 3466      Комментариев: 0      Категория: Анатолий Краснянский. Системный анализ юридических документов. Ошибки в российском законодательстве

 

Анатолий Владимирович Краснянский 

 

 Практикум для студентов-юристов.

 

  1. Системный анализ российского законодательства

 

 Раздел 1.1. 

1.1. Ошибки в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

 

Содержание раздела 1.1.

Предисловие Анатолия Краснянского

Статья "Системный анализ юридических документов.  Часть 3".

Приложение 1:  Статья 152 ГК РФ. Защита чести, достоинства и деловой репутации

 Приложение 2: Сведения о Юрии Михайловиче Лужкове 

Приложение 3:

Предисловие 

   В данном разделе приводится материалы по системному анализу подпункта «г» пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ и  Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 года  № 1183 "О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы".  Анализ показал, что  подпункт «г» пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ дает возможность выгнать руководителя региона без какого-либо обоснования вины, что и продемонстрировал Д.А. Медведев своим указом.

 

  Анатолий Краснянский

Указ  Медведева № 1183 «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы» противоречит Конституции Российской Федерации

Системный анализ пункта 1, подпункта «г» статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ  и  Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 года  № 1183. 

Первый вариант статьи под названием" Системный анализ юридических документов.  Часть 3" опубликован в журнале "Юридические науки".  № 5. 2010.  Издательство "Компания Спутник+"

Предлагаемый читателю текст отличается от журнального варианта

1. Введение

   В системном анализе юридических документов можно выделить следующие основные  операции: лингвистический анализ,  логический анализ и  юридический анализ. Между этими операциями не всегда можно  провести четкие границы,  но это и не нужно. Главная цель – наиболее полно  исследовать объект.   

В данной работе проведен системный анализ пункта 1, подпункта «г» статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ и  Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 года  № 1183.    В предыдущих работах был сделан  системный анализ статей 2, 9 и 40 Конвенции о правах ребенка. [1 – 3].

2. Объекты анализа

2.1.    Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статья 19, пункт 1, подпункт «г». [4]

Статья 19. Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

1. Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случае:

г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2.2.    Указ Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. № 1183 «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы». [5]

На основании подпункта «г» пункта 1 и подпункта «а» пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» постановляю:

1. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации.

2. Назначить Ресина Владимира Иосифовича временно исполняющим обязанности мэра Москвы на период до вступления в должность лица, наделённого полномочиями мэра Москвы.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации  Д.А. Медведев.

3. Лингвистический анализ Указа

   Лингвистический анализ Указа основан на анализе слов, содержащихся в первом пункте Указа и анализе суждений, вытекающих из него.

Сергей Иванович Ожегов. Словарь русского языка. Около 50 000 слов. Издание 5, стереотипное. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1963.

ДОВЕРИЕ. Уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь, и основанное на этом отношение к кому-нибудь.  Доверие избирателей к своим избранникам. Питать доверие к кому-нибудь. Цифры, не внушающие доверия. Оказать доверие кому-нибудь. Войти в доверие. Выйти из доверия. Терять чье-нибудь доверие. Пользоваться чьим-нибудь доверием. Заслужить доверие. Отнестись с доверием к чему-нибудь.

   Толковый словарь русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова (http://slovari.yandex.ru/Доверие/Толковый словарь Ушакова/Доверие/)

ДОВЕРИЕ. Убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь. Питать к кому-нибудь  доверие. Оказать доверие кому-нибудь. Злоупотребить чьим-нибудь  доверием. Лишиться доверия. Потерять чье-нибудь доверие. Нарушить чье-нибудь доверие. Слепое доверие. Вкрасться в доверие. || Уверенность в наличии каких-нибудь  положительных качеств. Иметь доверие к полученным сведениям. Питать доверие к чьим-нибудь способностям.

Словарь синонимов русского языка. Под редакцией А.П. Евгеньевой. Институт лингвистических исследований Российской академии наук. Астрель. АСТ. Москва. 2001.

ДОВЕРЯТЬ кому-чему (быть уверенным в надежности кого-либо, чего-либо, в чьей-либо искренности, честности, порядочности).

    Первый пункт Указа Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 1183 «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы: "Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации».  Это суждение (№ 1)  можно сформулировать следующим образом:

2. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил доверие к нему.

   Исходя из указанных в словарях значений слов «доверие» и «доверять» из суждения 2 получаем несколько суждений:

2.1. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил уверенность в его добросовестности.  (С.И. Ожегов.)

2.2. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил уверенность в его искренности.  (С.И. Ожегов.)

3.1. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил убежденность в его честности.  (Д.Н. Ушаков.)

3.2. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил убежденность в его порядочности.  (Д.Н. Ушаков.)

3.3. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил веру в его искренность.  (Д.Н. Ушаков.)

3.4. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил веру в его добросовестность.  (Д.Н. Ушаков.)

4.1. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил уверенность в его надежности.  (ИЛИ РАН.)

4.2. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил уверенность в его честности.  (ИЛИ РАН.)

4.3. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил уверенность в его порядочности.  (ИЛИ РАН.)

4.4. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил уверенность в его искренности.  (ИЛИ РАН.)

   Обратим внимание на то, что все суждения от 2.1  до 4.4. следуют из суждения 1 (из Указа Президента).  Рассмотрим суждения 2.2. и 3.3., в которых говорится о том, что Д.А. Медведев утратил уверенность в искренности (веру в искренность) Ю.М. Лужкова. Согласно С.И. Ожегову, искренний – это выражающий подлинные чувства, правдивый, откровенный.  Получаем еще несколько суждений:

2.2.1. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил уверенность в его откровенности.

2.2.2. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил уверенность в его правдивости.

3.3.1. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил веру в его откровенность.

3.3.2. Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил веру в его правдивость.

    Суждения 2.2.1. и 3.3.1. не могут быть основанием для отстранения Ю.М. Лужкова от должности мэра. Почему Лужков должен быть откровенным (всегда и во всем?) с Медведевым?

Рассмотрим суждение 4.1., в котором говорится о том,  Медведев  утратил уверенность в  надежности  Лужкова.  Согласно  Ожегову, надежный – это внушающий доверие, верный.  Можно получить еще несколько суждений, но обратим внимание только на одно:

4.1.1.  Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил уверенность в его верности. 

  Согласно Ушакову, верный (кому-нибудь, чему-нибудь) – это   вполне преданный, неизменный в своих чувствах, отношениях, в выполнении своих обязанностей, достойный полного доверия.  На связь  слова «верный» со словом «преданный» указывает также Ожегов: преданный – это исполненный любви и верности к кому-нибудь, чему-нибудь. Получаем еще одно суждение:

4.1.2.  Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с тем, что я, президент России,  утратил уверенность в его преданности.

    Суждение 4.1.2. не может быть основанием для отстранения Лужкова от должности мэра. Почему Лужков должен быть предан  Медведеву? Как государственный деятель, Лужков должен быть предан российскому народу.  Отсутствие у Лужкова личной преданности Медведеву не может быть основанием для его отстранения от должности мэра Москвы. 

       Из Указа следуют суждения, которые содержат обвинение Лужкова в недобросовестности (2.1., 3.4.), в нечестности (3.1., 4.2.) и непорядочности (3.2., 4.3.). Юрий Михайлович Лужков имеет право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности (Статья 152 ГК РФ, пункт 1).

4. Логический и юридический анализ

   Пункт 1, подпункт «г» статьи 19 Федерального закона  № 184-ФЗ (кратко –  норма закона 19.1) и подзаконный акт – Указ № 1183 противоречат принципу понятийной определенности.

Основные положения принципа понятийной определенности:

1. Определения правовых понятий должны адекватно отражать сущность определяемого предмета или явления. [6].

2. Недопустим плюрализм в определениях правовых понятий и различное понимание  одного и того же понятия. [6].

3. В юридических документах не должны использоваться многозначные слова. Если нельзя обойтись без  слова, имеющего несколько значений, то должно быть указано то значение слова, которое используется  в документе (А.В. Краснянский). В норме права 19.1. «г» ФЗ № 1183 используется многозначное слово «доверие».

Поэтому предложение «Отрешить Лужкова Юрия Михайловича от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации» имеет  много (больше двух) толкований (смыслов).   В логике известна логическая ошибка «амфиболия». Амфиболия (греческое слово аmphibolia – двусмысленность, двойственность)   – логическая ошибка, заключающаяся в том, что  грамматическое выражение (совокупность нескольких слов) допускает его двоякое толкование. ([7], с. 34.) В Указе сделана ошибка, которую можно обозначить как «полиболия» (греческое слово poly – много). Полиболия – логическая ошибка, заключающаяся в том, что грамматическое выражение имеет много толкований (смыслов), а из контекста неясно, какое толкование (какой смысл) подразумевается в грамматическом выражении.

   Норма права 19.1.«г» противоречит принципу адекватного отражения нормативно-правовых потребностей. [6].

На бытовом языке этот принцип можно сформулировать так: «Закон должен приносить пользу обществу, а не наносить вред». Норма права 19.1. «г» наносит вред обществу.

Во-первых, она позволяет президенту отстранять от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в связи с утратой доверия, в частности, с утратой президентом уверенности в личной преданности руководителя региона. Это вынуждает руководителей думать не только о том, как защищать права россиян и заботиться об их благе,  но и том, как наилучшим образом угодить президенту. 

Во-вторых, норма права 19.1. «г»  дает огромную власть одному человеку. Президент может за один день, без указания вины, сменить руководителей всех субъектов Российской Федерации. Исторический опыт показывает, что огромная власть, сосредоточенная в одних руках, ставит под угрозу существование государства и народа.

В-третьих, норма права 19.1.«г», позволяющая увольнять руководителей регионов из-за потери президентом уверенности, например, в верности ему руководителя региона, подрывает уважение народа к государственной власти и порождает правовой нигилизм.


   Норма права 19.1. «г» противоречит  закону достаточного основания.

Закон достаточного основания – один из четырех законов логики, согласно которому всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. ([7], с.163.) Этот закон относится к законам мышления, однако он применим и в сфере практической деятельности, поскольку перед тем как действовать, человек принимает решение. Это решение (мысль) должно быть обоснованно другими мыслями, истинность которых доказана. Например, за правовым суждением идет действие, в данном случае наказание. Согласно закону достаточного основания,   решение президента об отстранении от должности руководителя региона должно быть обосновано.

   Норма права 19.1. «г» противоречит принципу модальной сбалансированности. [6].

Одно из положений этого принципа: «Правовые нормативы должны быть согласованы». Нормальное, социально здоровое законодательство – это не произвольный набор того или иного количества правовых нормативов.  [6].

Сравним норму права 19.1. «г» с пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса РФ.  [8]. Он содержит  следующее основание для  расторжения трудового договора (в качестве наказания работника) по инициативе работодателя: совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя. 

Получается так: чтобы уволить продавца, необходимо совершение им виновных действий, причем не любых, а только тех, которые дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.  А чтобы Президенту уволить, например, губернатора, ему не нужно доказывать, что губернатор совершил «виновные действия».

  Юридические ошибки в подпункте «г» пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ.

В эту часть статьи 19 входит суждение: 

«Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случае  отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации».

   Президент утратил доверие   –  утратил уверенность (убежденность) в  искренности и (или) откровенности и (или) правдивости  и (или) добросовестности и (или) честности и (или) порядочности и (или) верности и (или) преданности Юрия Михайловича Лужкова, мэра Москвы. 

Досрочное отрешение от должности – это наказание. Но наказание может назначаться только за действие (действия), принесшее вред одному человеку и (или) нескольким и (или)  организации и (или) обществу, либо за бездействие с такими же последствиями.

Это требование не выполнено, смотрите приложение к статье (Юрий Лужков: "Причины отставки мне не назвали")

Подпункт «г» пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 184-ФЗ содержит юридическую ошибку – нарушение одного из основных требований к законам, предусматривающим наказание. 

Норма  права  19.1  «г»  позволяет наказывать  руководителя региона даже в тех случаях, когда отсутствуют какие-либо   доказательства   его   вины.  Наказание  без  обоснования (доказательства)  вины  унижает  человека,  умаляет  его  достоинство. Следовательно,  норма  права  19.1 «г» противоречит пункту 1 Статьи 21 Конституции  Российской  федерации:  «Достоинство  личности  охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

  5.    Доказательство тезиса: «Указ Президента Российской Федерации от 28 сентября 2010 года  № 1183 "О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы" противоречит Конституции Российской Федерации

   Указ Президента Российской Федерации (подзаконный акт) от 28 сентября 2010 года  № 1183 опирается на подпункт «г» пункта 1 статьи 19  Закона № 184-ФЗ, который противоречит Конституции Российской Федерации. Следовательно, этот Указ № 1183 противоречит Конституции Российской Федерации.

6. Выводы

1.    Подпункт «г» пункта 1 статьи 19  закона № 184-ФЗ содержит логические и юридические ошибки; в том числе  нарушение одного из основных  требований к законам.

2.    Подпункт «г» пункта 1 статьи 19  закона № 184-ФЗ противоречит Конституции Российской Федерации.

3.    Указ Президента Российской Федерации  № 1183 противоречит Конституции Российской Федерации. (следствие из пункта 2 выводов).

4.    Подпункт «г» пункта 1 статьи 19  закона № 184-ФЗ и Указ Президента Российской Федерации  № 1183 могут использоваться в качестве задания для студентов-юристов в следующей формулировке: «Найдите логические и юридические ошибки в пункте 1 статьи 19 закона № 184-ФЗ и в Указе Президента Российской Федерации  № 1183».


7. Источники информации

[1] А.В. Краснянский. Системный анализ юридических документов. Часть 1. «Современные гуманитарные исследования», 2010. № 1.  С.113 – 115. Издательство «Компания Спутник+».

[2] А.В. Краснянский. Системный анализ юридических документов. Часть 2. Юридические науки. 2010. № 2. С. 72 – 79. Издательство «Компания Спутник+».

[3] А.В. Краснянский. Фатальная ошибка в Конвенции о правах ребенка. Вопросы гуманитарных наук. 2010. № 3. С.       Издательство "Компания Спутник+"

[4]  Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, статья 19. (http://base.garant.ru/12117177/3/#300).

 [5] Российская газета, Центральный выпуск № 5298 (219) от 29 сентября 2010 года.  (http://www.rg.ru/2010/09/29/lujkov.html).

[6]  А.А. Кененов, Г.Т. Чернобель. Логические основы законотворческого процесса. «Правоведение». 1991. №6. С. 71 –  76.

[7] Н.И. Кондаков. Словарь-справочник. Издательство «Наука» Москва. 1975.

[8] Федеральный закон  от 30.12.2001 № 197-ФЗ, статья 81. (http://www.consultant.ru/popular/tkrf/14_17.html).
Файл: САЮД3ЮН

 

 

 Раздел 1.2. 

Анатолий Краснянский

Системный анализ  статьи 42 Конституции Якутии

 

1. Объект анализа

К   О   Н   С   Т   И   Т   У   Ц   И   Я

     (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 Принята Верховным Советом Республики Саха (Якутия) 4 апреля 1992 года

(с изменениями и дополнениями, внесенными законами Республики Саха (Якутия)
от 26 января 1994 года, от 20 апреля 1994 года,
 7 июля 2000 года, от 15 июня 2001 года, от 17 и 18 июля 2001 года,
 от 28 января 2002 года, от 6 марта 2002 года, от 29 апреля 2002 года, от 10 июля 2003 года,
от 25 апреля 2006 года, от 14 февраля 2007 года, от 22 июля 2008 года,
от 18 февраля 2009 года, от 22 апреля 2009 года, от 17 июня 2009 года, от 8 июня 2012 года)
 
Редакция текста утверждена 17 октября 2002 года

Источники информации - http://sakha.gov.ru/node/17668 , http://constitution.garant.ru/region/cons_saha/ .

 

 Статья 42

1. Республика Саха (Якутия) гарантирует сохранение и возрождение коренных народов Республики Саха (Якутия), а также русских и других старожилов.

2. Республика Саха (Якутия), уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права:

1) на владение и пользование в соответствии с законом землей и природными ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничьими, рыбопромысловыми угодьями;

2) на организацию социальной и медицинской программ с учетом экологических особенностей среды обитания, хозяйствования и этнической специфики организма человека;

3) на защиту от любой формы насильственной ассимиляции и этноцида, а также от посягательства на этническую самобытность, исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры.

3. Порядок и условия реализации прав коренных малочисленных народов Севера, не предусмотренных настоящей Конституцией, определяются законом.

 


Анализ части 1 статьи 42 Конституции Якутии.

Русские относятся к старожилам. Старожил - это не юридический термин. Следовательно, значение этого слова следует искать в толковых словарях русского языка. Старожил  (мужской род) - человек, который много лет живет в каком-нибудь одном месте. Пример: Московский старожил.  Женский род: старожилка, старожилки.  [1].

Первое замечание: Русские относятся к старожилам. Старожил - это не юридический термин. Следовательно, значение этого слова следует искать в толковых словарях русского языка. Старожил  (мужской род) - человек, который много лет живет в каком-нибудь одном месте. Пример: Московский старожил.  Женский род: старожилка, старожилки.  [1]. В части 1 статьи 42 идет речь о русских старожилах - мужчин русской национальности, долго живущих в Якутии, но ничего не сказано о русских старожилках: женщинах русской национальности, долго живущих в Якутии. В Якутии есть русские женщины,  долго живущие в Якутии, но о них (старожилках), ничего не сказано в Конституции Якутии. Следовательно, часть 1 статьи 42  противоречит статье 19  Конституции Российской Федерации и статье 15 Конституции Республики Якутия [2]. 

Второе замечание:  Слово "старожил" является неточным понятием, поскольку граница класса мужчин, к которым приложимо понятие "старожил", лишена четкости.  Неизвестно, сколько лет русскому нужно прожить в Якутии (10, 20, 30, 40, 50, 60, 70 или 80 лет), чтобы стать старожилом. В законодательстве нельзя использовать неточные понятия, это противоречит принципу понятийной определенности. [3]. 

Третье замечание: В состав части 1 статьи 43 (совокупности суждений) входит суждение: "Республика Саха (Якутия) гарантирует сохранение и возрождение  русских и других старожилов". Неясно, что означает "сохранение и возрождение старожилов", или, с учетом значения слова "старожил": "сохранение и возрождение людей, которые много лет живут в Якутии". Что старожилы не исчезнут в Якутии? (Смотрите значение слова "сохраниться в [1]). Возрождение  - появление вновь, возобновление, подъем после периода упадка, разрушения. [1]. Возрождение старожилов - это появление вновь старожилов; это подъем старожилов после упадка (разрушения).  Здесь нарушена лексическая сочетаемость слов (см. пункт 1.2.4. в [4]). 

Четвертое замечание: Русские появились на нынешней территории Якутии несколько сот лет назад. [5,6]. Поэтому русские - тоже коренной народ Якутии. Называть русских "старожилами" (некоренным народом) - это логическая ошибка (подмена понятия).

Анализ части 2 статьи 42 Конституции Якутии 

Первое замечание: Из части 2 статьи 42 Конституции следует, что правами "на владение и пользование в соответствии с законом землей и природными ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничьими, рыбопромысловыми угодьями; на организацию социальной и медицинской программ с учетом экологических особенностей среды обитания, хозяйствования и этнической специфики организма человека; на защиту от любой формы насильственной ассимиляции и этноцида, а также от посягательства на этническую самобытность, исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры" обладают только коренные народы Республики Саха (Якутия) и коренные малочисленные народы Севера, а "русские и другие старожилы" не обладают этими правами. Это противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.  

  Второе замечание: Часть 2 статьи 42 содержит неопределенное понятие: "этническая специфика организма человека".

 


Выводы

1. Статья 42 Конституции Республики Саха (Якутия) является нагромождением лингвистических, логических и юридических ошибок.

2. Статью 42 нельзя применять по прямому назначению, то есть в качестве правовой нормы (следствие из пункта 1).

3. Статью 42 можно применять в качестве задания для студентов юридических специальностей в следующей формулировке: «Найдите лингвистические, логические и юридические ошибки в статье 42 Конституции Республики Саха (Якутия)".


Источники информации

[1]  С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Около 50 000 слов. Издание 5, стереотипное. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1963.

[2] Конституция (Основной Закон) Республики Саха (Якутия) (с изменениями и дополнениями). URL: http://sakha.gov.ru/node/17668 , http://constitution.garant.ru/region/cons_saha/chapter/2/#block_200 .

[3]  А.А. Кененов, Г.Т. Чернобель. Логические основы законотворческого процесса. «Правоведение». 1991. № 6. С. 71 –  76. URL: http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=156521 .

[4]  Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учебное пособие. Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997.  448 с.  URL: http://avkrasn.ru/article-1048.html .

[5] Русские в Якутии появились намного раньше, чем принято считать. URL:  http://www.1sn.ru/26741.html , копии: http://avkrasn.ru/article-1838.html , http://avkrasn.com/article-1838.html

[6]  Википедия. История Якутии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%DF%EA%F3%F2%E8%E8 .

 

Приложение

Статья 15 Конституции Республики Якутия [2]

Граждане и лица, не являющиеся гражданами и находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, возраста, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и вида занятий, места жительства и других обстоятельств.
 

Статья 19 Конституции Российской Федерации

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

 

****************************************************************************************

 

К разделу 1.2. 

Приложения

к статье Анатолий Краснянского "Указ  Медведева № 1183 «О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы» противоречит Конституции Российской Федерации"

 

Приложение 1

 

Юрий Лужков: "Причины отставки мне не назвали"

Мумин Шакиров

Источник информации -  Bcnjxybr byajhttp://www.svobodanews.ru/content/article/24366487.htmlОпубликовано 21.10.2011 08:43


Годовщина пребывания Сергея Собянина на посту мэра Москвы, отмечаемая 21 октября, бывшему столичному градоначальнику Юрию Лужкову послужила поводом для воспоминаний о собственной отставке. В эксклюзивном интервью Радио Свобода Юрий Лужков дал понять, что помнит день своей отставки почти поминутно, и не жалеет о собственном отказе уйти добровольно.

Юрий Лужков предвидел свою отставку. У него не сложились отношения с президентом Дмитрием Медведевым, и рассчитывать на мирное разрешение конфликта с Кремлем не приходилось. В первой половине сентября на центральных телеканалах вышло несколько документальных фильмов с критикой деятельности Лужкова на посту мэра Москвы. Вскоре после этих показов на ТВ градоначальника пригласил к себе руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин:

– Нарышкин мне прямо сказал:

"Юрий Михайлович, президентом принято решение (это решение согласовано с Путиным) отправить вас в отставку".

После серии провокаций со стороны помощников президента по взаимодействию с прессой я понимал, зачем меня пригласили в администрацию. Я говорю Нарышкину: "Назовите мне причины. Я что, провалил работу в городе? Убил социальную систему, не решал вопросы развития города, совершал какие-то преступления?"

"Нет. Юрий Михайлович, вам нужно подавать заявление и уйти по собственному желанию. Это решение президента. Тогда все будет нормально, к вам в последующем не будет никаких претензий".

На тот момент Юрию Лужкову оставалось работать на посту мэра меньше года, и он, согласно его публичным заявлениям, хотел уже сам завершить работу в качестве градоначальника. Но в данной ситуации, Лужкову хотелось понять: почему от него хотят избавиться раньше срока:

Я говорю: "Я не понимаю причин. Почему вдруг такая спешка?"

"Ну, вы понимаете, начинается предвыборная работа и так далее, и нам это важно".

–  Я говорю: "А если я не соглашусь с этим?"

"Решение принято,

сказал мне Нарышкин мягким голосом, отводя глаза в сторону, – и я вам чисто по-человечески рекомендую не возникать".

–  Я говорю: "Ну, вы знаете, это не для меня. Я хозяйственник, я должен всегда понимать причины". Мне ничего объяснять не стали, и я сказал Нарышкину, что напишу заявление, но прошу дать мне возможность отметить свой день рождения. Он говорит: "Юрий Михайлович, я свяжусь с руководством, и, наверное, мы пойдем навстречу вам". Знаете, как – "чисто по-человечески", в кавычках.

Лужкову дали возможность взять короткий отпуск, чтобы он мог отметить свое 74-летие. Но, прежде чем выйти из кабинета Сергея Нарышкина, Юрий Лужков пообещал, что напишет заявление, но не такое, какое от него ждут в Кремле:

– Я предупредил Нарышкина, что это не будет заявлением об отставке, это будет мое заявление, в котором я выскажу свое отношение к происходящему в этот период по отношению ко мне. Он меня попросил никому не говорить о нашем с ним разговоре. Я обещал и слово свое сдержал.

Он сказал: "и мы со своей стороны сделаем паузу – четыре-пять дней". Я, нужно сказать, отмечал свой день рождения своеобразно, потому что оно проходило под знаком того, что решение уже принято, и через 20 лет после начала работы в качестве мэра (тогда еще председателя исполкома) я должен покинуть свой пост. Для меня это не было трагедией, и я был внутренне спокоен.

Хотя, что говорить, какое это может быть спокойствие в таких напряженных условиях. Конечно, я рассказал об этом своей жене, попросил ее тоже своим друзьям ничего не говорить. Потом я рассказал обо всем дочерям – у нас в семье так заведено, мы всегда советуемся с детьми, я считаю это правильным: восприятие детьми того, что происходит с родителями, является не менее важным, чем восприятие родителями всего того, что происходит с детьми. Я написал заявление, причем написал собственноручно и, как ни странно, практически без правок.

Это заявление на имя президента Дмитрия Медведева было отправлено в Кремль 27 сентября 2010 года. Текст этого документа также попал в прессу.

В письме мэр города выразил возмущение в связи с бездействием главы государства в отношении появления негативных передач на телевидении о Лужкове.

"У нас в стране страх высказывать свое мнение существует с 1937 года. Если руководство своими высказываниями только поддерживает этот страх, легко перейти к ситуации, когда у нас есть только один руководитель, слова которого ложатся в граните",

– писал Лужков, явно намекая на заявление Медведева о том, что его слова в граните отливаются.

Претензий в послании градоначальника президенту России было немало, но ответа не последовало.

28 сентября 2010 года Дмитрий Медведев подписал указ "О досрочном прекращении полномочий мэра Москвы". Согласно документу Лужков был освобождён от должности "в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации".

Сегодня Юрий Лужков нисколько не жалеет, что год назад пошел на конфликт с Кремлем, пытаясь защитить свою репутацию:

– А что, нужно было поднять лапки и во имя собственной спокойной жизни принять ту тенденцию, которую президент обозначил для России через, соответственно, работу со мной?

Вот такие действия по отношению ко мне – это неправильно, это было очень плохо и опасно, я думаю, не только для меня.



 

 

Приложение 2

 

Статья 152 ГК РФ. Защита чести, достоинства и деловой репутации

Источник информации: http://www.csgi.ru/gi/gi14/02.htm

О вопросах, возникших в связи с защитой чести, достоинства и деловой репутации, см. Определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 1995 г., Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации (приложение к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 23 сентября 1999 г. N 46), постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.

2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.

Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.

3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.

4. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.

5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

6. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.

7. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна