Б.С. Кажкеева. Опыт международного законодательства и отдельных зарубежных стран СНГ, предусматривающих наказание за массовые беспорядки

Особенности уголовного законодательства Азербайджана, Белоруссии, Кыргызстана, Украины, Китая относительно массовых беспорядков и призывов к массовым беспорядкам.

 

Б.С. Кажкеева

 Опыт международного законодательства и отдельных зарубежных  стран СНГ, предусматривающих наказание за массовые беспорядки

Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Казахстан. URL:  http://www.rusnauka.com/39_FPN_2016/Pravo/5_217795.doc.htm

 

 

В условиях международной интеграции рассмотрение массовых беспорядков как преступление в РФ и РК будет неполным без изучения международного законодательства и законодательства отдельных зарубежных стран.

Основу стабильности любого государства представляют гарантированные права человека. Необходимо отметить, что в международных документах ничего не говориться о вопросах предупреждения и пресечения массовых беспорядков, но определяются общие положения, касающиеся массового скопления людей.

Так, в соответствии с преамбулой к Всеобщей Декларации прав человека 1948 года «необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения»[1,с.14].

Статьей 20 данного документа предусмотрено право каждого человека на свободу мирных собраний[1,с.17]. Следующим одним из первых международным документом, признающим право каждого человека на мирные шествия и собрания является Международный пакт о гражданских и политических правах. Данное признание закреплено в статье 21. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц[1,с.41].

Таким образом, каждый международный нормативно-правовой акт содержит в себе такое неотъемлемое право человека как выражение своих взглядов путем мирных шествий и собраний, но в тоже время запрещают массовые беспорядки.

К тому же международное право в некоторой степени исследует и вопросы предупреждения и пресечения массовых беспорядков, примером такого правового акта может служить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 .12.1979 г, далее Кодекс. Статья 3 данного документа разрешает применение оружия только лишь «в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей». Кодекс рассматривает применение оружия, незаконное применение силы как уголовное преступление.

 

Все эти положения являются обязательными для исполнения если данные документы ратифицированы РФ и РК.

Необходимо отметить, что международные правовые акты только лишь устанавливают права и свободы человека и гражданина и раскрывают общие положения ответственности, а уже исходя из национальных условий, государства имеют права принимать свои нормативные акты. Изучение уголовного законодательства отдельных зарубежных стран и стран СНГ позволит сделать сравнительный анализ норм, предусматривающих ответственность за массовые беспорядки.

При исследовании данного преступления рассматривалось уголовное законодательство Азербайджана, Белоруссии, Кыргызстана, Украины, Китая. Уголовный кодекс Азербайджана предусматривает наказание за массовые беспорядки по статье 220, которая помещена в 25 главу «Преступления против общественной безопасности», объектом посягательства является, исходя из названия главы, общественная безопасность. Вызывает интерес построение данной нормы, которая предусматривает только 2 преступления:

1.        организация массовых беспорядков, указанная деятельность сопровождается насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств и оказанием вооруженного сопротивления представителю власти;

2.        призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами[5].

При этом участие в массовых беспорядках как преступление не дифференцированно, а отражено как альтернативный вид преступления. Некоторые отличия имеет и санкция статьи 220 УК АР, если наказание по ч. 1 статьи 212   УК РФ включает в себя лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет, а ч. 1 статьи  272 УК РК содержит наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до десяти лет, то по статье 220 УК АР за организацию массовых беспорядков следует наказание – лишение свободы на срок от четырех до двенадцати лет. Наблюдаются отличия в сроках лишения свободы, как видится более тяжкое наказание за это преступление предусмотрел именно российский законодатель.

Что же касается сроков наказания за призывы к массовым беспорядкам, то разница между санкциями достаточно невелика, казахстанский  и азербайджанский законодатель установили одинаковый срок ограничения и лишения свободы, по статье 212 УК РФ санкция мягче и содержит такой вид наказания как принудительные работы. Таким образом, отличия достаточно существенные, но по структуре статья 220 УК АР схожа со статьей 272 УК РК.

Несколько отличается норма о массовых беспорядках Уголовного кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З, в отличие от предыдущей рассматриваемой статьи, она представлена следующим образом: часть 1 статьи 293 УК РБ предусматривает ответственность за организацию массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, за такое действие лицо может быть наказано лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

Также указанная статья рассматривает участие в массовых беспорядках как самостоятельное преступление. В части второй статьи 293 УК РБ под участием понимается  непосредственное совершение действий, названных в части первой, наказание за которые наступает в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет.

И последняя часть статьи 293 УК РБ содержит признаки такого преступления как обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью первой статьи 293 УК РБ, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности, совершение этих действий влечет за собой следующее наказание: арест на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет[6].

При анализе статьи можно прийти к некоторым выводам: данное деяние представлено тремя преступлениями также как в РФ и РК. Особенностью нормы является:  отсутствие в части 1 статьи 293 оружия как признака объективной стороны, фактически получается если участники в ходе массовых беспорядков применяют оружие данное действие остается безнаказанным. Следующим отличием от норм УК РФ и УК РК является часть третья статьи, если в уголовном кодексе РФ и уголовном кодексе РК в рассматриваемой части статьи говориться о призывах к массовым беспорядкам или насилии над гражданами. Здесь же часть третья представлена обучением или подготовкой для участия в массовых беспорядках.

При этом не является уголовно наказуемым призывы к массовым беспорядкам, что не вполне понятно, так как и данные действия имеют повышенную степень опасности ввиду наступления негативных последствий. Также характерной особенностью является и указание в части третьей статьи 293 на финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности как преступление, ни УК РФ, ни УК РК такого признака массовых беспорядков не имеют.

Такую же по строение и внутреннему содержанию,  как и статья 272 УК РК имеет норма уголовного кодекса Республики Кыргызстан. Ответственность за массовые беспорядки наступает по статье 233, которая полностью схожа с нормой о беспорядках в уголовном кодексе Республики Казахстан и представлена следующими преступлениями: — организация массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, наказание за совершенное деяние — лишение свободы на срок от восьми до десяти лет;

— наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет и участие в массовых беспорядках, при условии совершения указанных в части 1 статьи 233 УК КР; 

— по части 3 ст. 233 УК КР уголовно наказуемыми являются призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, к массовым беспорядкам, к насилию над гражданами, которые наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет[4]. По результатам сравнения санкций норм, предусматривающих ответственность за массовые беспорядки по УК РФ, УК РК, УК КР можно сказать, что уголовное законодательство Кыргызской Республики фактически объединило в себе санкции обоих законодательств.

Интересна точка зрения украинского законодателя по поводу массовых беспорядков. Во- первых, данное преступление в  УК отнесено к преступлениям против общественного порядка и нравственности. Во- вторых, статья построена таким образом, где часть 1 ст. 294  — это простой состав, а ч. 2 ст. 294 —  квалифицированный:  1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, которые использовались как оружие, а также активное участие в массовых беспорядках —  наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

Квалифицированным составом являются все действия указанные в части 1 ст. 294 УК, но в качестве последствий украинский законодатель выделяет гибель людей или иные тяжкие последствия, наказание за которые лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет[7].  Статьи, предусматривающие ответственность за массовые беспорядки уже исследованных законодательств зарубежных стран построены иным способом.

 В статье  294 уголовного кодекса Украины в отличие всех выше рассмотренных уголовных законодательств, предусматривающих ответственность за массовые беспорядки отражены исключительные признаки, которые ранее не встречались: захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан. Следующей характерной особенностью является добавление квалифицирующего признака: «повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия». Ни одно уголовное законодательства стран СНГ не имеют таких признаков. Но при этом в уголовном кодексе Украины не предусмотрена ответственность за призывы к массовым беспорядкам.

Если нормы, предусматривающие ответственность за массовые беспорядки в УК стран СНГ имеют схожие черты, то, например, уголовный кодекс Китая, входящий  в состав стран БРИКС имеет существенные отличия.

Во- первых, данные преступные деяния по УК КНР называются «массовые общественные беспорядки».

Во- вторых, в отличие от всех выше рассмотренных законодательств, где массовым беспорядкам посвящена только одна статья, здесь исследуемое преступление характеризуется сразу несколькими статьями. Так, статья 290 УК КНР предусматривает ответственность зачинщиков массовых беспорядков и прочих активных участников.

Указанная статья предусматривает два субъекта, а также наступление конкретных последствий: невозможность нормального осуществления рабочей, производственной, хозяйственной, преподавательской и научно-исследовательской деятельности, и явившихся причиной значительных убытков, при отягчающих обстоятельствах, невозможность осуществления нормального функционирования государственного органа и причинившего значительный ущерб. Особый интерес также вызывает и наказания за данные деяния, зачинщики могут быть лишены свободы сроком от 3 до 7 лет, но при этом если их действия направлены на государственный органы, то срок увеличивается от 5 до 10 лет[8].

Активные же участники за свои противоправные деяния могут понести наказания следующих видов: лишением свободы на срок до 3 лет, арестом, надзором или лишением политических прав. Для них также предусмотрен квалифицированный состав, то есть если их деятельность будет связана с нападением на государственный орган, наказание аналогичное за исключением срока лишения свободы, здесь срок до 5 лет.

Если статья 290 УК КНР говорит об ответственности зачинщиков и активных участников массовых беспорядков, то статья 291 УК сужает круг субъектов беспорядков. По указанной статье ответственность несут также зачинщики массовых общественных беспорядков, но отличием является место осуществления их противоправной деятельности, а именно транспортные станции, причалы, аэропорты гражданской авиации, рынки, парки, кинотеатры, выставки и стадионы или в других общественных местах. Помимо места совершения преступления преступным будет и  противодействие и воспрепятствования при отягчающих обстоятельствах работникам государственных органов, осуществляющим контроль над общественным порядком, выполнения ими, в соответствии с законом, своих служебных обязанностей. Ответственности также подлежат и зачинщики массового блокирования транспортного сообщения, наказания за все выше представленные преступления по статье 291 УК КНР лишение свободы на 5 лет, арест или надзор. Отдельно УК Китая выделяет как преступления действия зачинщиков массовых драк и активных участников. 

Статья 292. УК предусматривает и квалифицирующие составы, такие как: неоднократные массовые драки, участие в массовой драке большого количества людей, крупные массовые драки; негативное влияние драки на общество, массовая драка в общественных местах или на важнейших транспортных магистралях, серьезно нарушающая общественный порядок; массовая драка с применением оружия.

А массовые драки, приведшие к тяжелым увечьям или смерти относятся к особо квалифицированному составу[8]. Именно этот состав преступления больше схож с составом хулиганства по УК РФ и УК РК нежели с массовыми беспорядками. Во всех представленных нормах субъектом являются только лишь зачинщики и участники.

При этом по словарю Ожегова смысловое содержание понятие зачинщик заключается в подстрекательстве. То есть организатор массовых беспорядков как субъект преступления исходя из буквального толкования не предусматривается или же в понятие «зачинщик» вкладывается смысл не только в подстрекательстве, но и организации и руководстве.

(http://www.asia-business.ru/law/law1/criminalcode/code/#1) Необходимо заметить, что при  проведении сравнения между нормами РФ и РК,  предусматривающих уголовную ответственность за массовые беспорядки и отдельные статьи УК Китая, наказывающие за аналогичное деяние, то наблюдаются существенные отличия не только структурные, но и содержательные.

Подводя итог необходимо заметить, что нормы, предусматривающие наказание за массовые беспорядки стран постсоветского пространства имеют схожие черты. Фактически состав данного общественно опасного деяния в Уголовных кодексах выше указанных стран одинаков, тем не менее ряд отличительных признаков характерен для конкретного состава того или иного уголовного кодекса страны. Что же касается УК Китая, то здесь отмечается целый ряд отличий, заключающиеся не только в квалифицирующих признаках, но и в более расширенном понимании такого преступления как массовые беспорядки.

 

 

Список использованной литературы:

1.                  Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов [Текст].- М.- Юрид. лит., 1990.- 672 с.

2.                 Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон № 63-ФЗ 13 июня 1996 г. (УК РФ) (с изменениями и дополнениями).

3.                 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс].-URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252

4.                 Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 [Электронный ресурс].-

URL: http://online.adviser.kg/Document/?doc_id=30222833

5.                 Уголовный кодекс Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999[Электронный ресурс].-

URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420353

6.                 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З[Электронный ресурс].- URL: http://kodeks.by/ugolovnyj-kodeks-rb/

7.                 Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 года № 2341-III[Электронный ресурс].-

URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30418109

8.                 Уголовный кодексКитайской Народной Республики от 14 марта 1997 г.[Электронный ресурс].-URL: http://www.asiabusiness.ru/law/law1/criminalcode/code/#1)

 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: