Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

1. Член-корреспондент РАН РНЦ «Курчатовский институт» В.А. Сидоренко. Государственное регулирование ядерной безопасности. Февраль 2010 года. Промышленные ведомости. № 1-2. Январь - февраль 2010 года. 2. Примечание Анатолия Краснянского.

27.02.2016 12:43      Просмотров: 653      Комментариев: 0      Категория: Ядерные объекты и технологии


 

Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум Письмо в редакцию
«ПВ» № 1-2 январь, февраль 2010  -  cодержание номера  


 


В.А.  Сидоренко

член-корреспондент РАН  РНЦ «Курчатовский институт»

Государственное регулирование ядерной безопасности


URL:    http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1829&nomer=63

 

Государственное регулирование играет основополагающую роль в обеспечении ядерной и радиационной безопасности в стране, использующей атомную энергию и ядерные технологии. Возвратиться к этой проблеме меня подтолкнула череда чрезвычайных техногенных катастроф, в первую очередь, авария на Саяно-Шушинской ГЭС, системные причины которой практически полностью совпадают с коренными причинами чернобыльской катастрофы.

Создание в 1983 году системы государственного регулирования безопасного использования атомной энергии, которая с годами совершенствовалась и была законодательно закреплена принятием в 1995 году Федерального закона «Об использовании атомной энергии», в последние годы последовательно разрушалась административными преобразованиями и законотворческими инициативами. Принятие Закона «О техническом регулировании» коренным образом подорвало нормативную базу обеспечения безопасности в области атомной энергетики.

Обеспокоенность этими обстоятельствами неоднократно выражали специалисты, пытаясь обратить внимание властных структур на недопустимость происходящего. Принятые поправки к статье 5 Закона «О техническом регулировании» только частично устранили опасность разрушения системы обеспечения ядерной безопасности. Эту опасность усугубляют неоднократные разрушительные преобразования органа государственного регулирования ядерной безопасности.

В последние годы специалистами неоднократно направлялись обращения к высшим представителям власти с аргументацией необходимости кардинального усиления государственного органа, призванного осуществлять регулирования безопасности в ядерной области. Первое обращение было направлено Президенту Российской Федерации В. В. Путину в 2007 году. Обращение подписали 10 специалистов, среди которых были 6 академиков и один член-корреспондент Российской Академии наук, в том числе вице-президент РАН, а также академик Российской Академии медицинских наук и два депутата Государственной Думы.

В 2009 году в аппарат Председателя Правительства было передано повторное обращение на имя Председателя Правительства. Но на эти обращения до сего времени не последовало никакой реакции. Поэтому я решил придать последнее обращение публичной огласке, однако не называю фамилии подписавших его, а указал лишь выше их должностной статус, поскольку не счел целесообразным дополнительно заручаться их согласием на публикацию текста.

При этом я опираюсь на свой опыт участия в создании Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в атомной энергетике СССР и многолетний опыт руководства деятельностью этого комитета, а также опыт своей деятельности в Министерстве атомной энергетики и промышленности СССР и Министерстве атомной энергии России, включая опыт работ по ликвидации причин и последствий чернобыльской аварии.

Вместе с тем, я распространяю на себя определенную моральную ответственность за обеспечение ядерной и радиационной безопасности использования атомной энергии в нашей стране, поскольку под международной Конвенцией о ядерной безопасности стоит по поручению Правительства и моя подпись. А при рассмотрении в Государственной Думе Федерального закона «Об использовании атомной энергии» я был официальным представителем Правительства Российской Федерации.


Председателю Правительства Российской Федерации  В. В. Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!



В связи с поставленной Вами задачей и реализуемой в настоящее время программой интенсивного развития атомной энергетики мы, в числе группы обеспокоенных специалистов, занятых в области использования атомной энергии, сочли необходимым в минувшем году обратить Ваше внимание на одну из ключевых проблем по обеспечению дальнейшего безопасного развития ее гражданского использования и безопасности атомной энергетики – непременное обеспечение и постоянное усиление государственного регулирования безопасности в этой области.

Пройдя в сентябре-октябре 2007 года по поручению администрации Президента через аппараты ряда органов государственной власти, наше обращение не имело последствий; в то же время, последующие правовые акты, касающиеся использования атомной энергии, обострили приведенную в этом обращении аргументацию, а проведенные преобразования структуры Правительства характеризуются ослаблением государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности.

Так, в начале 2004 года федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности, был расформирован как самостоятельный орган, и его остатки были включены в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Затем, в 2008 году, эта Федеральная служба, включающая подразделения, осуществляющие функции государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, была переведена в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, что привело к невозможности выполнения функции государственного регулирования (потеря полномочий и сокращение численности).

Эти обстоятельства побудили нас обратиться к Вам, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, как к руководителю Правительства Российской Федерации с изложением нашей оценки положения и задач в области безопасности использования атомной энергии.

1. Специфическая опасность деятельности, связанной с использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ, определила особое внимание к формированию в мире единого согласованного подхода в обеспечение того, чтобы использование ядерной энергии было безопасным и хорошо регулируемым.
Этой цели посвящен целый ряд международных конвенций, участником которых является Россия. Центральной в этом ряду международных соглашений является «Конвенция о ядерной безопасности».

Подтверждая, что ответственность за ядерную безопасность лежит на государстве, под юрисдикцией которого находится ядерная установка, Конвенция определила, что государство создает «законодательную и регулирующую основу» для обеспечения безопасности ядерных установок и «учреждает или назначает регулирующий орган, которому поручается реализация законодательной и регулирующей основы» и «который наделяется надлежащими полномочиями, компетенцией и финансовыми и людскими ресурсами, необходимыми для выполнения порученных ему обязанностей». Это создает базу для единого подхода во всех странах к определению места, полномочий и дееспособности государственного органа регулирования безопасности в ядерной области.

Основополагающим правовым актом России, регулирующим отношения в области использования атомной энергии, является Федеральный закон «Об использовании атомной энергии». В рамках этого закона основным направлением регулирования правовых отношений является регулирование вопросов обеспечения безопасности, согласующееся с международной практикой.

2. До последнего времени в соответствии с законодательством России существовала исключительно государственная собственность на ядерные материалы (включая радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы) и ядерные установки. В рамках опережающего развития атомной энергетики были предприняты действия по реконструкции отрасли, подразумевающие переход на полноценные рыночные отношения в мирной атомной энергетике, в том числе и в секторе международных торгово-рыночных отношений.

Федеральный закон «Об особенностях управления имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательно подтверждает возможность передачи в собственность юридических лиц ядерных материалов и ядерных установок (в том числе и определенные права иностранных юридических лиц), тем самым вводит в гражданский оборот ядерные материалы и ядерные установки.

Федеральный закон «О государственной корпорации «Росатом» вносит принципиальные изменения в структуру государственного управления – совмещение корпоративного управления хозяйственно-экономической деятельностью и осуществления функций государственной власти.

Мы полагаем, что эти законодательные акты вносят принципиальные изменения в правовые отношения в сфере использования атомной энергии и делают предельно актуальным усиление государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности.

3. Таким образом, заданные тенденции развития атомной энергетики России указывают на возрастающие требования к органу государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, диктуемые намечаемым ростом роли атомной энергетики в экономике страны, возрастанием объемов практических задач, принципиальными изменениями в организационно-правовой базе отрасли.
Следует отметить, что в международной практике происходит постоянное усиление статуса органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

В Соединенных Штатах Америки, обладающих крупнейшим парком атомных электростанций на основах частной собственности, изначально действует государственный орган по ядерной безопасности с соответствующими своим задачам полномочиями, финансированием и штатной численностью. Усилились государственные позиции регулирующих органов во Франции и Канаде. Соответствующие решения по выделению органа регулирования в качестве отдельного органа исполнительной власти были приняты, в конечном счете, на Украине с учетом рекомендаций миссии МАГАТЭ.

4. Созданному в результате проведенного реформирования объединенному надзорному органу – Ростехнадзору вменены полномочия, существовавшие ранее у Госатомнадзора России и у Госгортехнадзора России, а также полномочия по надзору в электроэнергетике, экологическому надзору, надзору за безопасностью гидросооружений, надзору за производством и обращением взрывчатых веществ и по строительному надзору. Диапазон задач возложенных на этот государственный орган не имеет прецедента в мировой практике.

Неядерным направлениям надзорной деятельности свойственны подходы к решению проблем безопасности, существенно отличающиеся от подходов, принятых в мировой практике для целей регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Отрицательный опыт слияния надзорных органов уже был в Советском Союзе в период с 1989 года по 1991 год, когда был создан Госпроматомнадзор СССР путем объединения Госатомэнергонадзора СССР и Госгортехнадзора СССР.

Практика показала, что такое слияние снизило внимание к вопросам ядерной и радиационной безопасности. Вопросы регулирования ядерной и радиационной безопасности неизбежно оттеснялись на задний план иными вопросами, связанными с большим количеством чрезвычайных ситуаций в других поднадзорных отраслях и многочисленных случаях травматизма на производстве.

Проблемы ядерной и радиационной безопасности растворялись в проблемах совершенно других, более многочисленных, но не всегда важных с точки зрения их возможных негативных последствий для страны в целом.

По нашему мнению в целях реализации задач по усилению государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, поставленных Вами в «Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных 4 декабря 2003 года, необходимо выделение самостоятельного федерального органа исполнительной власти с полным набором функций регулирования – нормативной, разрешительной и надзорной, обеспеченного адекватными людскими, финансовыми и материальными ресурсами, который бы целиком сосредоточился на решении задач безопасности при использовании атомной энергии.

На основании всего изложенного просим Вас предпринять эффективные действия для усиления государственного регулирования безопасности использования атомной энергии, что является важнейшим элементом гарантий безопасности при широкомасштабном развитии атомной энергетики России.


Примечание Анатолия Краснянского


Сидоренко обратил внимание на то, что Ростехнадзор имеет множество полномочий:

"Созданному в результате проведенного реформирования объединенному надзорному органу –  Ростехнадзору вменены полномочия, существовавшие ранее у Госатомнадзора России и у Госгортехнадзора России, а также полномочия по надзору в электроэнергетике, экологическому надзору, надзору за безопасностью гидросооружений, надзору за производством и обращением взрывчатых веществ и по строительному надзору. Диапазон задач возложенных на этот государственный орган не имеет прецедента в мировой практике.

Неядерным направлениям надзорной деятельности свойственны подходы к решению проблем безопасности, существенно отличающиеся от подходов, принятых в мировой практике для целей регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Отрицательный опыт слияния надзорных органов уже был в Советском Союзе в период с 1989 года по 1991 год, когда был создан Госпроматомнадзор СССР путем объединения Госатомэнергонадзора СССР и Госгортехнадзора СССР.

Практика показала, что такое слияние снизило внимание к вопросам ядерной и радиационной безопасности. Вопросы регулирования ядерной и радиационной безопасности неизбежно оттеснялись на задний план иными вопросами, связанными с большим количеством чрезвычайных ситуаций в других поднадзорных отраслях и многочисленных случаях травматизма на производстве.

Проблемы ядерной и радиационной безопасности растворялись в проблемах совершенно других, более многочисленных, но не всегда важных с точки зрения их возможных негативных последствий для страны в целом".


По-видимому,  предложение В.А. Сидоренко власти проигнорировали.  Информация с сайта РОСАТОМ:

"Безопасность российских АЭС

АЭС Российской Федерации эксплуатируются надежно и безопасно, что подтверждается результатами регулярных проверок как независимых органов (Ростехнадзора), так и международных организаций (ВАО АЭС и др.) За последние 16 лет на российских АЭС не зафиксировано ни одного серьезного нарушения безопасности, классифицируемого выше первого уровня по Международной шкале ИНЕС".

URL:   http://www.rosatom.ru/nuclearindustry/npp_safety/          Дата обращения: 27 февраля 2016 года.



 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна