1. Юрий Михайлович Лужков. Рассказ «Бой». 2. Некоторые сведения о Юрии Лужкове. 3. Отрывки из статьи Юрия Лужкова и Гавриила Попова о Гайдаре.

Ю.М. Лужков: "Недавно на праздновании юбилея Победы один иностранец, подняв бокал, сказал, что любовь к свободе у русских оказалась сильнее, чем у европейцев. Это красиво, но не верно. Тут решала не страсть к свободе, а особое, чисто сыновнее отношение к земле. И еще одно обстоятельство. Россиянин самим цивилизационным укладом изначально приспособлен к чрезвычайным ситуациям. Хаос не деморализует его. Он не теряется в обстановке развала, когда ни общего плана, ни связи со штабом, ни поддержки. Он не пасует, сталкиваясь с новым и непонятным, с чем-то таким, что возникло неизвестно откуда, и нет прошлого опыта, на который можно было бы опереться. В обстановке военной неразберихи он вырабатывает в себе способность относительно нормально жить под огнем. Таков национальный характер".

Источник информации — http://www.luzhkov.ru/pul/

Юрий Михайлович Лужков

 

Бой

 

   Эта пуля лежала в маленькой жестяной коробочке с надписью "Монпансье". Сосед открывал коробочку и давал потрогать. Иначе как "сволочь" он эту пулю не называл. Долгое время я думал, что "сволочь" и "пуля" — одно и то же.
         Мне было шесть. Шла война. Крошечная немецкая сволочь лежала, вымазанная соседской кровью, и притворялась мертвой. Я столько ее разглядывал, что кажется, помню все вмятины и царапины до сих пор.
         Пулю вытащили из соседской груди, откуда-то из-под сердца. Для нас, всей дворовой ребятни, это было большой удачей. Теперь мы смогли играть в войну, опираясь на вещественные улики и информацию из первых рук.
         Информация была скупой и однообразной. Это сейчас мальчишки играют в киношных победителей пластмассовыми стрелялками. А тогда, в сорок втором, вместо ружей у нас были арматурные заточки, и играли мы совсем не в победу. В сопротивление.
         Разумеется, детские игры менялись по мере движения фронта. Но в начале войны большого разнообразия не было. Бежать под воздушным обстрелом по открытому полю, то есть дворовой свалке. Или пробираться по ночному лесу (на деле по цехам мыловарки), чтобы выйти к своим. Или лежать в заледенелой грязи рядом с неразорвавшейся бомбой, не шевелясь в виду немецкого поста.
         Разыгрывая все эти сценки со слов забинтованного соседа, мы подражали взрослым в главном и общем деле: выстаивать несмотря ни на что. Дрались до последнего. Сдаваться было нельзя. "Ничего ты со мной не сделаешь" — вот этический принцип из тогдашнего детского словаря.
         Сегодня Отечественная война вспоминается от конца, от победы. В памяти она сохранилась как бы в обратном времени. На деле все было не так. Фрицы стояли вплотную к Москве. Мир со дня на день ждал капитуляции русских. Все было, по нормальным понятиям, кончено.
         Ведь французы незадолго до этого испытали такой же удар и быстро сдались. Бельгию германская армия оккупировала вообще без единого выстрела. Свободолюбивые европейцы не стали сопротивляться тысячелетнему рейху. Они не были готовы держаться не только до последнего солдата, но и до первого. Они не посчитали свободу той ценностью, ради которой стоит жертвовать людьми, опустошать землю, разорять благоустроенный быт. Они действовали в своей рационалистической логике и были по-своему правы. Всякая война когда-то кончается, ко всему человек приспосабливается, под фашистами тоже можно жить. Так рассуждали граждане свободной Европы, и весь опыт истории был на их стороне.
         Но логика русской войны иная. Она опрокидывает сами основы европейской рациональности. По какой-то неведомой миру причине именно в ситуации безнадежности сопротивление россиян становится особенно отчаянным. Вот как пишет об этом один из ветеранов войны, участник московского ополчения:
         "В 1941 году советская армия была разгромлена. Остатки отступали в хаосе, но в этом хаосе отдельные части продолжали сопротивление, видимо бессмысленное, и продержали немцев до жестоких морозов."
         Геббельс объяснял это примитивностью русского характера, неспособностью понять, что война проиграна. Но Геббельс сам не все понял. Типического русского солдата хаос не деморализует, наоборот — вдохновляет на упорство, мужество отчаяния, вдохновение полета над хаосом. Когда вода "доходила до горла", к русскому солдату, офицеру, генералу приходило второе дыхание, энергия стресса". (Г.Померанц.)
         Это — парадоксальная, на взгляд европейца, реакция. Сопротивление без расчета и смысла. Не выживание, а выстаивание. Ни прагматически, ни рационально такое поведение объяснить нельзя. Оно не имеет ни обоснований, ни аргументов. Оно самоценно и иррационально, не подчинено никакой разумной калькуляции, рассуждениям о потомстве и прочем.
         Стоять до последнего солдата, последнего патрона, умереть в последнем окопе. Отрезать всякую надежду, что потом найдется какой-то иной выход.
         Таков уж национальный характер. Какая-то упертость воли "у бездны мрачной на краю". Человек опускается на дно отчаяния, но именно там его ждет преображение духа, победа над телесным страхом, выход в иное измерение, где открывается второе дыхание, третье, четвертое…
         Сейчас говорят: "Сталин не жалел людей". Это правда. Но правда и то, что люди не жалели себя сами. Никаких заградотрядов тогда под Москвой не было. Вождь мог отдавать свои приказы потому только, что солдаты и ополченцы, вроде нашего соседа, держали сопротивление, в совершенно безнадежном положении продолжали обороняться. Отстаивали последнюю высотку, овраг, превращали хуторской дом в неприступную крепость. Поднять руки, сдаться, капитулировать не приходило в голову. Не на тех, как говорится, напали.
         Недавно на праздновании юбилея Победы один иностранец, подняв бокал, сказал, что любовь к свободе у русских оказалась сильнее, чем у европейцев. Это красиво, но не верно. Тут решала не страсть к свободе, а особое, чисто сыновнее отношение к земле. И еще одно обстоятельство.
         Россиянин самим цивилизационным укладом изначально приспособлен к чрезвычайным ситуациям. Хаос не деморализует его. Он не теряется в обстановке развала, когда ни общего плана, ни связи со штабом, ни поддержки. Он не пасует, сталкиваясь с новым и непонятным, с чем-то таким, что возникло неизвестно откуда, и нет прошлого опыта, на который можно было бы опереться. В обстановке военной неразберихи он вырабатывает в себе способность относительно нормально жить под огнем. Таков национальный характер.
         Обо всем этом рассказывал наш сосед. Он пошел в московское ополчение в первые дни войны. На призывном пункте получил трофейную канадскую винтовку и двадцать патронов к ней. "Больше ничего нет, — сказал военком. — Подберешь у кого-нибудь".
         И вот с этой винтовочкой вместе с тысячами других москвичей пошел оборонять столицу от немецких танков. А потом были кровь, грязь, мороз, горы трупов и все, о чем мы слышали в его рассказах. И несгибаемость, несмотря ни на что.
         Когда его подстрелили, война для него вовсе не кончилась. Он лежал забинтованный, а рядом на столике лежала вынутая из его тела немецкая пуля. Никакой другой мысли, кроме как возвратиться на фронт, у него не было. Жизнь как бы остановилась и потеряла на время смысл.
         У него родилась идея, по нормальным меркам сумасшедшая. Он решил вернуть эту пулю. Как можно быстрее поправиться и отправиться на передовую.
         И что вы думаете, так и вышло. И поправился, и отправился. Весь двор провожал своего героя. Пулю, конечно же, взял с собой. Что было дальше, я уже знаю гораздо лучше, потому что когда сосед снова вернулся, мне было десять. Вернулся весь в орденах, с нашивками за ранения и осколками в позвоночнике, почему получил кличку Кривой.
         А рассказ был такой. Однажды на фронте, оказавшись в какой-то деревне, подобрал слесарные инструменты. Выковырял из ружейного патрона родную российскую пулю, приладил немецкую. Положил отдельно в карман. И решил: увидит немца, прицелится и вернет.
         И вот как-то раз на Белорусском фронте, в местечке с названием, каких много, Сосновка, решил эту свою идею осуществить. Увидел фигуру с вражеской стороны. Зарядил заветный патрон, прицелился, спустил курок. Немножко далековато. Фигура упала. Он был отмщен.
         Наступило спокойствие, какого ни до, ни после он никогда в жизни не переживал.

* * *

         Вся эта история вспомнилась мне недавно по какой-то ассоциации, но не прямой, а, как говорят математики, "от противного". Но очень противного. Представьте себе: еду по мирной, красивой, залитой солнцем Москве, включаю по случайности радио. А там какая-то дама, специально приглашенная в студию, рассуждает о будущем нашей страны.
         — Скажу крамольную вещь, — вещает в эфире дама, — но Россия станет великой страной, только когда войдет в свои естественные пределы. А громадная страна, от Калининграда до Камчатки, — это не естественные пределы.
         — А какие же естественные? — интересуется ведущий. — Московия какая-нибудь?
         — До Урала наши естественные пределы! — уточняет дама. — "Сверхдержава" — это идея. А мы живем каждый день с вами, дорогие мои слушатели. Нам нужно покупать еду, одежду, платить квартплату, ездить в поезде, видеть друзей, дарить им подарки. Мы живем каждый день, и мы должны жить нормально, как люди. Нужно ли для этого стать сверхдержавой? Не уверена!..
         Вся эта пошлость не стоила бы выеденного яйца, если бы так думала одна эта дамочка, у которой весь горизонт — в гости ходить да подарки дарить. Но вот что подобная система ценностей распространяется все шире, идеал обывателя отождествляется с ценностями демократии и почему-то ведет к развалу страны, куда более тревожно.
         Недавно российские СМИ бросились обсуждать доклад ЦРУ о грядущем распаде России. И знаете, что выяснилось? Никто даже не ужаснулся. Наоборот, когда радиостанция "Эхо Москвы" задала слушателям вопрос: "Считаете ли вы эту угрозу реальной для нашей страны?" — почти две трети (71 %) спокойно ответили "ДА".
         Во как! Нет, вы только вдумайтесь: две трети! Наших с вами сограждан! Позволяют себе такую святотатственную, такую недопустимую вещь, как сомнение в будущем существовании России.
         Как это могло случиться? Ведь еще недавно ничего подобного нельзя было себе представить. Мы всегда ощущали собственную страну как священный дар, полученный от предков. Защищали этот дар не жалея жизни. И вдруг свыкаемся, оказывается, с мыслью, что от России не останется ничего, кроме нескольких малозначащих государств? Я всерьез спрашиваю.
         Почему один и тот же народ в той, реальной войне держится до конца, а в этой, виртуальной, "холодной", мифической, вдруг теряет волю к победе, капитулирует и даже готов, в качестве контрибуции, сдать страну?
         Почему, когда была угроза, край, бездна, люди в буквальном смысле отдавали жизни, собственной кровью и телами защищали отчизну — а сейчас, когда ничего этого нет, тот же народ с такой легкостью признает свое поражение, объявляет об этом на весь мир, подвергает сомнению всю свою историю — и готов сдать отчизну на растерзание и развал? Куда делась способность к сопротивлению?
         Это необъяснимо. Может быть названа сотня причин и тысяча виновных — у нас насчет виноватых всегда все в порядке. Но, если по делу, тут нечто загадочное, и никакие гипотезы о происках забугорных спецслужб ничего не дают.
         Есть в русском народе какая-то тяга к крайностям. Что-то такое, что отражается в национальных поговорках: "пан или пропал", "все или ничего", "либо петля надвое, либо шея прочь"…
         Отчаянное самопожертвование, с каким отстаивали страну от фашистских полчищ, и необъяснимая апатия, постигшая многих сейчас, — это две стороны одной медали. Единый инстинкт национальной спайки, который в обоих случаях дает нестандартный результат. Тот самый народ, который тогда отчаянно сопротивлялся, сейчас разочарован. В этом разочаровании — та же страсть, та же способность сносить несчастья, но не позор. Жертвы, но не унижения. Тяготы, но не втаптывание в грязь, не очернение всего, ради чего мы жили. Доза этого яда оказалась большей, чем мог вынести российской народ.
         Приведу размышление человека, которого возмутившая меня интеллигентная дама наверняка почитает, но плохо прочла.
         "Никакое количество русских… еще не образует народ. Это чистое количество, эта пшеница человеческая жаждет быть размолотой, обращенной в муку, выпеченной в хлеб. Состояние зерна в хлебах соответствует состоянию личности в том совершенно новом и не механическом соединении, которое называется народом. И вот бывают такие эпохи, когда хлеб не выпекается, когда амбары полны зерна человеческой пшеницы, но помола нет. Политическая независимость больше не делает народа. Только бросив свой мешок на новую мельницу, под жернова новой заботы, мы получим обратно уже чистую муку — нашу новую сущность как народа".
         Это пророчество написал не какой-нибудь идейный государственник, а замученный в лагере великий поэт О.Мандельштам.
         Сейчас мы — механическая сумма частных граждан, электорат, население. Но не народ в том глубинном понимании, о котором говорит поэт. Не люди, объединенные чувством причастности к целому, общенациональному пониманию смысла и жизненной цели.
         Гитлер о таком противнике даже мечтать не мог. Он боролся именно с народом — и проиграл. Но вот подточилась какая-то спайка, и вдруг тех самых людей, которые могли выдержать войну, блокаду, отступление, приглашают стать коллаборационистами, способными лишь выживать, но отнюдь не выстаивать.
         Позор, унижение выбивают из народа кураж. Произошел обвал — насаждая чернуху, переписывая историю, лишая прожитую жизнь смысла, превращая людей в частных, тихой сапой стремятся покончить с русским народом, лишить его чувства общности, сделать каждого человека отдельным и отчужденным. Народ как бы опустили перед лицом истории, отменили право на существование. Как следствие — утрата воли к жизни, способности к сопротивлению, готовность признать свое историческое и национальное поражение. Никто — ни политик в Кремле, ни солдат в Чечне, ни олигарх, ни последний забулдыга — сегодня не ощущают себя частью единой национальной сущности. Огромная, стосорокамиллионная страна висит в воздухе, лишенная цели и точки опоры. Обрублена смыслопорождающая ветка.
         И все-таки что ни говори, как ни крути, куда ни кинь… — все равно где-то внизу, подспудно, это чувство общности тлеет. И разгорится, когда "дойдет до горла". Какие бы обманы ни происходили, какую бы холодную войну ни проигрывали — все равно пока есть хотя бы два русских, сохраняется этот записанный в основном национальном инстинкте духовный код. Он обязательно проснется. Тогда покажем, что еще можем выстоять. И включим второе дыхание, третье, четвертое. Тогда вернется и драйв, и энергетика, и пассионарность.
         Сегодня мы питаемся прогнозами, делаем пессимистические выводы. Но эти прогнозы и выводы слишком линейны, они рождены рационалистической, европейской логикой. На деле страна стоит на ином цивилизованном принципе. Мы лишены формы, но не стержня. Нас можно унизить, но не победить. Здесь держит какая-то иная скрепа, чувство причастности к земле. Оно прорывается спорадически. В скучной повседневности его, может, не видно.
         Сейчас нас так же, как в сорок первом, хотят приговорить к поражению. Но эти пророки могут так же ошибиться. Потому что еще не подступило. Нас в этом убеждают, и мы так же отступаем, сдаем позиции одну за другой. И историю, и территорию.
         Но хочу сказать всем тем, кто уже привык к мысли о грядущем распаде России: не дождетесь! Или, выражаясь по-западному, "мне очень жаль, господа". Наши предки осваивали суровые просторы страны не потому, что преисполнялись предчувствий о нефти и газе. Мы любим эти земли, наши пращуры выбрали их для жизни. Вот и весь разговор.

* * *

         Эта детская история имела неожиданное продолжение. Недавно был в Германии. И вот на деловом обеде слышу, как один бизнесмен с немецкой стороны рассказывает между делом, что его отец воевал в России. Был ранен, вылечился, вернулся. Однако всю жизнь возвращался мыслью к той боевой ситуации, где его подстрелили. Дело в том, что когда врач вынул пулю, он был поражен. То была немецкая пуля. Хотя стреляли с русской стороны.
         — А на каком фронте это было? — спрашиваю.
         — У вас он назывался Белорусский фронт.
         Я хотел уточнить название местечка. Но не стал. А вдруг это оказалась бы та самая пуля…

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

2.  Некоторые сведения о Юрии Михайловиче Лужкове

Источник информации — http://ru.wikipedia.org/wiki/Лужков

Патенты

   Юрий Михайлович Лужков владеет правами на использование многих изобретений. В его активе более сотни патентов, в том числе таких, как метод производства водорода и тепловой энергии и роторный двигатель внутреннего сгорания, два варианта спортивно-оздоровительного комплекса «Воробьёвы горы» и способ фотоинактивации вируса «птичьего» гриппа.

В базе Роспатента Лужков значится соавтором в 123 патентах, 49 заявках на изобретения и 10 промышленных образцах (решение, определяющее внешний вид изделия).

Вот неполный список патентов Юрия Михайловича Лужкова:

   1. Устройство для извлечения гелеподобного концентрата при переработке углеводородных масел.
   2. Установка для опреснения солёной воды и способ опреснения солёной воды с использованием установки.
   3. Установка для озонирования воды и способ озонирования воды.
   4. Средство и способ защиты неметаллических материалов от биоразрушений
   5. Способ фотообеззараживания воды.
   6. Способ получения хлорида алюминия.
   7. Способ получения фильтрующего материала и фильтрующий волокнистый материал.
   8. Способ получения гидрохлорида 5-аминолевулиновой (5-амино-4-оксопентановой) кислоты.
   9. Способ анализа многокомпонентных газовых смесей.
  10. Сорбционный гамма-резонансный детектор.
  11. Многофункциональный полиномный противогазовый фильтр.
  12. Кватернизованные фталоцианины и способ фотообеззараживания воды.
  13. Катализатор для очистки воздуха от монооксида углерода.
  14. Cпособ подавления роста опухолей.
  15. Cпособ лечения субретинальной неоваскулярной мембраны и тетраазахлорины как фотосенсибилизаторы для фотодинамической терапии.
  16. Доильный стакан (устройство для механизации дойки коров).
  17. Установка культивирования пекарских дрожжей.
  18. Способ производства сбитня.
  19. Способ производства напитка из творожной сыворотки «Алёна».
  20. Способ производства морса.
  21. Способ производства медового напитка.
  22. Способ производства кваса или напитков брожения из зернового сырья.
  23. Способ производства cбитня, расстегая, кулебяки, пирога открытого, пирожка печеного полуоткрытого.
  24. Способ получения пищевого биологически-активного продукта переработки дрожжей.
  25. Консорциум микроорганизмов propionibacterium shermanii, streptococcus thermophilus, acetobacter aceti, используемый для приготовления кисломолочных продуктов, и способ производства кисломолочного продукта.
  26. Раздвижное сопло ракетного двигателя.
  27. Раздвижной улей и способ круглогодичного содержания в нем пчел.
  28. Одежда для сотрудников сети быстрого питания «Русское бистро».
  29. Крыльцо для сети быстрого питания «Русское бистро».
  30. Интерьер автомобиля-такси.

Награды

Лужков имеет большое количество наград.

Российские награды:

    * Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (21 сентября 2006) — за выдающийся вклад в укрепление российской государственности и социально-экономическое развитие города.
    * Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 ноября 1995) — за заслуги перед государством, большой личный вклад в реализацию реформ, направленных на перестройку экономики города, успешное проведение работ по реконструкции исторического центра столицы, возрождению храмов, сооружению мемориального комплекса Победы на Поклонной горе.
    * Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
    * Орден «За военные заслуги» (1 октября 2003) — за большой личный вклад в повышение боевой готовности войск и обеспечение обороноспособности Российской Федерации.
    * Орден Почёта (19 августа 2000) — за большой вклад в сохранение и восстановление памятников культуры и архитектуры города Москвы.
    * Медаль «Защитнику свободной России» (9 ноября 1993) — за исполнение гражданского долга при защите демократии и конституционного строя 19-21 августа 1991 года.
    * Медаль «В память 850-летия Москвы».
    * Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга».

Советские награды:

   * Орден Ленина.
    * Орден Трудового Красного Знамени.
    * Медаль «За укрепление боевого содружества».

Награды регионов России:

    * Орден имени Ахмата Кадырова (2006, Чеченская Республика).
    * Медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой» (2005).
    * Орден Республики (2001, Тува) — за многолетнее плодотворное сотрудничество и большой личный вклад в социально-экономическое развитие республики.
    * Медаль «60 лет образования Калининградской области» (2006).
    * Орден «За заслуги перед Калининградской областью» (Калининградская область, 16 января 2009 года) — за особые заслуги перед Калининградской областью, связанные с внесением большого вклада в социально — экономическое развитие Калининградской области и значительный вклад в дело защиты прав граждан.

Иностранные награды:

   * Орден Святого Месропа Маштоца (Армения).
   * Орден Дружбы народов (Белоруссия, 16 февраля 2005) — за большой личный вклад в укрепление экономических, научно-технических и культурных связей между Республикой Беларусь и городом Москвой Российской Федерации.
    * Орден Франциска Скорины (Белоруссия).
   * Медаль Франциска Скорины (Белоруссия, 19 сентября 1996) — за значительный вклад в укрепление дружественных отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией.
    * Юбилейная медаль «Тынга 50 жыл» («50 лет целине») (Казахстан).
    * Медаль «Астана» (Казахстан).
    * Орден «Данакер» (Киргизия, 27 февраля 2006) — за значительный вклад в укрепление дружбы и сотрудничества, развитие торгово-экономических отношений между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.
    * Орден Ярослава Мудрого V степени (Украина, 23 января 2004) — за весомый личный вклад в развитие сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией.
    * Орден Полярной звезды (Монголия).
    * Орден Ливанского Кедра.
    * Баварский орден «За заслуги» (ФРГ).
    * Государственная премия мира и прогресса Первого Президента Республики Казахстан (2003).

Награды религиозных организаций:

    * Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (ноябрь 1993) — за участие в восстановлении собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.
    * Орден святого преподобного Сергия Радонежского I степени (РПЦ).
    * Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени (РПЦ).
    * Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени (РПЦ).
    * Орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского I степени (РПЦ, 2009).
    * Орден преподобного Андрея Рублева I степени (РПЦ, 2009).
    * Орден святителя Макария, митрополита Московского II степени (РПЦ).
    * Орден Св. Саввы I степени (Сербская православная церковь).
    * Орден «Аль-Фахр» (орден Почёта) (Совет Муфтиев России).

Ведомственные награды:

    * Медаль Анатолия Кони (Министерство юстиции Российской Федерации).
    * Золотая медаль Министерства сельского хозяйства России «За вклад в развитие агропромышленного комплекса России».
    * Медаль «Участнику чрезвычайных гуманитарных операций» (МЧС России).
    * Олимпийский орден (МОК, 1998).
    * Медаль «100 лет профсоюзам» (ФНПР).

Общественные награды:

    * Международная Леонардо-премия 1996 г.
    * Почётный знак (орден) «Спортивная слава России» I степени (редакция газеты «Комсомольская правда» и коллегия Олимпийского комитета России, ноябрь 2002) — за организацию массового строительства спортивных объектов в Москве.

Премии и почётные звания

    * Три благодарности Президента России.
    * Лауреат Государственной премии СССР.
    * Лауреат Государственной премии России.
    * Лауреат Государственной премии Мира и Прогресса Первого Президента Республики Казахстан.
    * Лауреат Премии МВД России.
    * «Заслуженный химик Российской Федерации».
    * «Заслуженный строитель Российской Федерации».
    * «Заслуженный работник железнодорожного транспорта».
    * Почётный гражданин Великого Устюга (1999).
    * Почётный гражданин Еревана (2002).
    * Почетный гражданин Тирасполя.
    * Почетный гражданин Кишинева.


3. «Народ никогда не простит»

Юрий Лужков, Гавриил Попов

Источник информации — http://www.aif.ru/politic/article/32230

 

Аналитический материал Гавриила Попова и Юрия Лужкова, опубликованный в «Московском комсомольце», некрологом не является. Это попытка дать трезвую, взвешенную оценку деятельности Егора Гайдара. Того самого Гайдара, который в октябре 1993-го призывал москвичей идти защищать мэрию Лужкова от сторонников парламента, а четыре с половиной года спустя опубликовал в ныне покойных «Московских новостях» резкую статью «Почему в Москве жить хорошо» о структуре управления столицей – по сути, прямое обвинение столичных властей в паразитизме. Памятный суд Лужков выиграл со второй попытки.

Но едва ли сейчас Лужков сводит старые счёты. Оценка Попова и Лужкова ценна тем, что у авторов нет сейчас никаких политических амбиций, им не нужно накручивать рейтинг за счёт непопулярного Гайдара. Они обладают счастливой возможностью говорить то, что думают. Свою правду.

Приведём выдержки из материала московских мэров.

«Надо сказать правду: Гайдара со всей силой толкал к рулю Ельцин, отбросивший всех других претендентов».

 «Неолиберальная модель Гайдара игнорировала и российскую науку, и российскую культуру. Модель Гайдара, не создав независимых источников существования науки, культуры, образования, спорта, оставляла их потенциальными просителями в кабинетах олигархии. Обрекала деятелей этих сфер на выезд за рубеж, а то и просто на голодную смерть».

«В модели Гайдара никакой державной роли России не предусматривалось… позиция Гайдара очень пришлась по душе США».

«Приватизация при Гайдаре из инструмента перехода России к рыночной экономике превратилась в инструмент грандиозного обогащения номенклатуры и “одобренных” ею олигархов, в инструмент грандиозного ограбления трудящихся масс, главных создателей социалистической собственности…»

«Гайдар переложил все тяготы выхода из социализма на народные массы. Обеспечил захват подавляющей части государственной собственности номенклатурой и олигархами. Посадил российское государство на западную наркоиглу нефте- и газодолларов».

«Тогда уже как бы в поддержку гайдаровских реформ на полном серьезе высказывалась идея о том, что России нужно всего 45 млн. человек. Этого достаточно, чтобы качать нефть, остальное лишнее. Это политика, жестокая и бесчеловечная. Именно это народ понял, и именно этого он никогда Гайдару не простит».

Жёстко. Но даже это не самое главное. Потому что начинается текст даже не с этого, а с иллюстрации беспредельного цинизма Гайдара:

«Один из авторов этой статьи проинформировал Гайдара о том, что в Зеленограде наша медицина зафиксировала 36 смертей из-за голода. На это Гайдар ответил просто: идут радикальные преобразования, с деньгами сложно, а уход из жизни людей, неспособных противостоять этим преобразованиям, – дело естественное. Тогда его спросили: Егор Тимурович, а если среди этих людей окажутся ваши родители? Гайдар усмехнулся и сказал, что на дурацкие вопросы не намерен отвечать».

Не отказывая Гайдару в искренности, Попов и Лужков по сути показывают его негодяем, из-за которого в России до сих пор столько нерешённых проблем.
Люди узнают правду.

Этот текст написан в форме открытого письма к главному редактору «Московского комсомольца» Павлу Гусеву. Ответа пока нет, но едва ли он нужен: редакция вольна размещать любые материалы, в том числе не совпадающие с позицией издания. На прямой же диалог с Лужковым и Поповым Чубайс идти не хочет: слишком много кошек пробежало между прорабами демократизации и либерализации нашего общества…

 


 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: