Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Вадим Туркич. Техника Чернобыля. Фотографии уникальной техники и подробные комментарии к ним. 1. Защита техники от радиации. 2. Бетононасосы. 3. Гусеницы вместо колес. 4. БТР и БРДМ. 5. Краны.

7.02.2016 21:09      Просмотров: 3640      Комментариев: 2      Категория: Авария на ЧАЭС: причины и последствия.

 

Вадим Туркич

 Техника Чернобыля

 Фотографии  уникальной техники и подробные комментарии к ним

 

 

№ 1

Техника Чернобыля

 Защита техники от радиации

URL:   https://www.drive2.ru/b/2581168

Всем привет!

Как посмотрел, вам понравилась статья о машинах ЛПА на Чернобыльской АЭС, а точнее о бетононасосах. Что ж, продолжу. Вообще, первую статью начал писать в честь 30 этого события, которое будет только в апреле следующего года.

 

 

А сегодня расскажу про то, как люди защищали машины от воздействия радиации на их машины. А суть такова — металл довольно хорошо адсорбирует (т.е. впитывает) в себя эти смертоносные лучи. А техники требовалось много, выход ее из строя значил поступление новой. Да и сама работа водителя в тех условиях был труден, опять воздействие радиации. Для этого ликвидаторы и "одевали" своих машины в свинцовые латы. Причем сделано порой кустарно, а как же еще? С них и начнем.

 


Обычный КамАЗ миксер. Защиты от радиации ноль. По всей видимости, выезжал за пределы пром площадки. Но и он накопил столько радиации уже, что не больше не смог выехать за пределы 30 километровой зоны. На фото не различить госномер, значит уже присвоен свой, внутризоновский номер.

Еще КамАЗ миксер. На сей раз водителя побеспокоились о защите и обклепали место водителя листовым свинцом. Только что сделает 3-х миллиметровая "фольга" от тех рентген? Да, она снижала, но толку? Прошибала насквозь!


Видно, как пристукивали свинец к машине. Грубо и не эстетично? Зато хоть какая то задержка.


Трактор "Федя". Обернутый свинцом и начиненный аппаратурой, он чистил крышу машзала от обломков и кусков ядерного топлива. Судьба машина довольно быстро ясна — захоронена в спецмогильнике. А может и в
каскадной стене. Как правило люди там не бывали. В смысле в машинах.


А это уже тяжелое обмундирование. Самопально изготовленное из более толстого свинца, каким-то образом приклепана, и по всей видимости приварена, к бульдозеру ДЭТ-250. Ну тут уже посолиднее будет, хотя вполне возможно и эта техника была на дистанционном управлении, работала непосредственно на промплощадке у реактора.

 


Башенка того же бульдозера, обернутая в свинцовые доспехи. Представьте, насколько увеличился вес оного богатыря?

 

Фото из разряда — мой мозг взорван. БРДМ в свинцовых латах.


Машин химразведки было мало, а нести службу, то бишь ездить и замерять уровни радиации как у блока, так и по Зоне, то ликвидаторы и здесь отличились. Вес стал неэпически большим, тормоза просто горели, а гоняли они порой и под сто в час, а тормозили еще дольше. Управляемость? Не, не слышал. Фото разрывает все сознание. Кстати, о машинах химразмедки можете
прочитать здесь.
Если сказать вкратце, то от обычного БРДМа, у машины для химразведки стенки были дополнительно защищены свинцом, стояли фильтры для воздуха и еще некоторые улучшения. только все это сказалось на весе, скорости, маневренности и тесноте в салоне.

КрАЗы, ввиду своих богатырских способностей, старались привлекать на самых тяжелых работах — у стен будущего Саркофага — вывоз мусора, земли и прочего. Обшивка свинцом и вперед.

Немного прервем. Фото ценною в жизнь…

Создатель этого фото скончался через несколько дней.

Вы спросите — а были ли реально машины, которые предназначались для работы в условиях тяжелой радиации? Отвечу — да, были. Заводам были посланы соответствующие телеграммы.


Автобус Таджикистан, прозванный там "Свинцобус".
Вот отрывок из заводского очерка к 50-летию ЧАЗа:
"У всех нас еще осталась боль от событий, произошедших на Чернобыльской атомной электростанции. В 1986 году за 15 дней было изготовлено 10 специальных автобусов с радиационной защитой для работы в зоне по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Работы велись в чрезвычайных условиях по 16…17 часов в сутки, и первая партия была отгружена в начале июня, затем было изготовлено и отправлено еще несколько партий автобусов. Автобус был оснащен агрегатом очистки воздуха и обработан герметиком. Основной защитой от радиации был двойной слой свинца, покрытый сверху пластиком, сваренный как единое целое для удобства мойки салона. Количество сидячих мест было уменьшено до 20, изменена конструкция сидений, изготовлена новая входная дверь, дополнительно были навешены свинцовые решетки по боковине для защиты сидящих пассажиров. Автобусы доставляли аварийные бригады к месту аварии. Было изготовлено более 50 автобусов".
От себя добавлю что большинство этих уникальных автобусов было захоронено в различных могильниках, и лишь несколько единиц остались на площадке в Рассохе. А сейчас… Не буду о плохом.


ЛАЗ 692. Основные отличия ЛАЗ 692 от ЛАЗ 695: в 692 были установлены свинцовые листы,
закрывающие большую часть окна, отсутствовал люк в крыше, задняя площадка в салоне (над двигателем) была отгорожена (сидячих мест там не было), так же была установлена система фильтрации воздуха. Данные автобусы доставляли ликвидаторов на вверенные им участки работы, а если быть точнее, то на ЧАЭС. Т.к. в Россохе данных автобусов нет, можно сделать вывод, что они были утилизированы в Буряковке. Гражданские ЛАЗы вывозили людей при эвакуации.

Основной задачей радиоуправляемого бульдозера Komatsu D-355W, как, впрочем, и других радиоуправляемых бульдозеров, была расчистка стройплощадки ОУ от радиоактивного грунта. Т.к. радиус действия радиоуправления был небольшой, управление данной техникой производилось из кабины армейской бронетехники (например, из кабины ИМР). Остатки этого бульдозера и по сей день находятся на территории завода «Юпитер».


Обыкновенная "Стотридцатка" с необычной кабиной. Кабина была из свинцовых пластин и защищала от радиации. Носит полукустарный характер, но все же.


МАЗ 504В. Так такового прототипа не имеет, но имеет место быть.

Самое вкусное оставляю на потом.
КрАЗы 256.

 
А говорили, что в кадр не попадала. Фото много.

На завод в Кременчуге пришел приказ, изготовить срочно 18-20 самосвалов специально для Чернобыля. В течении пары недель машины уже были готовы к отправке. Из главных особенностей конструкции: одноместная кабина с броневой стали, хрустальное лобовое стекло, система очистки воздуха, кузов увеличенной емкости с высокими бортами. И вроде бы там в стенки кузова свинец залили. Подробнее про них можете прочесть здесь.

 
В окне виден водитель машины. Размер окна — чуть больше листа форматом А4. Толщина — 4 сантиметра и сделано было из хрусталя.
 
 
Работа непосредственно у стен саркофага. Понять не могу, кто втащил КрАЗ справа так, что у него короб с фарой почти оторван?

Машины, ввиду сильного радиационного загрязнение, захоронены в спецмогильниках и дальнейшая судьба неизвестна.

Сейчас идет строительство нового объекта Укрытие-2. Техники там много большой и разной. Только защиты от радиации у них нет, а может и есть, это никто не говорит. Но и сейчас там трудятся машины, которые когда то также самоотверженно работали там, защищая мир от смертоносных лучей. Данные машины уже никогда не выедут за пределы зоны, к ним также небезопасно приближаться. Работа на них не долгая. КрАЗы еще ездят так, старые и избитые, мятые. За ними ухаживают, поддерживают в бодром техническом состоянии. А дальше — переплавка, никакого захоронения. Рассохи уже нет.

Надеюсь, вам было интересно уделить некоторое количество своего времени для прочтения. На этом не остановлюсь и буду дальше писать про эту технику. А вот вам просто статья в интернете о самоотверженной работе людей в Зоне.

Спасибо, до встречи!


№ 2

Вадим Туркич

Техника Чернобыля

 Бетононасосы

URL:   https://www.drive2.ru/b/2556627/

 

 

Поскольку тема Чернобыльской катастрофы для меня не безразлична, поведую вам немного о, в своем роде, уникальной технике, которая принимала участие в ликвидации последствий аварии на четвертом энергоблоке.

 

 

После принятия решения о том, что будет происходит с реактором, началось строительство объекта "Укрытие", про который я писал ранее. Если сказать проще — реактор решено было закрыть бетонным Саркофагом. А вот как этот бетон туда укладывать — другое дело. Для этого из Германии были пригнаны несколько бетононасосов фирм "Putzmeister" и "Schwing" на базе грузовых автомобилей MAN. С их помощью возводилась северная, каскадная, стена, наиболее пострадавшая при взрыве. Про фирму "Worthington" ничего найти не удалось.

 
Красавец Putzmeister на промплощадке.

25 июня 1986 г. металлоконструкции «биологической» стены были смонтированы.

Из воспоминаний Сергея Григорьевича Дмитриева: «Когда 2-й район начал бетонировать стены саркофага, В.К. Сперанский взял к себе всех шоферов со своей стройки. Не думайте, что хвалюсь, но шоферы с нашей стройки опытные. Подъезжаем под погрузку к бункерам или на разгрузку к бетононасосам – и никогда у нас такого не было, чтобы кто-то дверь открыл, когда назад сдавал. Мы по зеркалам точно подъезжали».

Из воспоминаний Николая Васильевича Борисенко: «Насосы часто ломались. Наши отечественные насосы там вообще не работали. Для них нужен цемент и гравий, а были только цемент и щебень из реки Припять. Смесь получалась, как гречневая крупа, собиралась в комья. Наши насосы, так получилось, все сверху позаливали бетоном, даже моторы случайно «забетонировали». Работали только немецкие насосы – «Швингх» и «Пультмастер».

 
Во время работы.

Все бетононасосы были оборудованы пультами дистанционного управления и видеокамерами для дистанционного управления.

Что интересно, у этих автомобилей отсутствовала защита кабины водителя от радиации. Автомобиль просто устанавливался и с его помощью производилась укладка бетонной смеси в опалубки. Бетон на промплощадку доставлялся всеми возможными способами — миксерами, самосвалами, бочками… Чаще в хронике попадаются именно КамАЗы миксеры. Бетонные заводы уже были развернуты. Одна из основных задач — довести эти заводы до проектной производительности, потому что мало возвести саркофаг, его надо забетонировать. Заводы находились в относительно чистой зоне, а саркофаг — в Черной зоне. Бетон возили миксерами, и каждый этот многотонный самосвал-миксерочек надо было загрузить и перегрузить, чтобы уменьшить радиоактивную нагрузку на чистую зону. Бетонные заводы расположили в Лелеве, а перегрузочный пункт — возле Копачей. Сейчас он как монумент стоит. А тогда, в те дни, самосвал въезжал на эту эстакаду и вываливал бетон в стоящие внизу миксера, которые шли в Черную зону. Эти миксера подъезжали к саркофагу и давали бетон на бетононасосы.

 

Доставка свежего бетона. Данные автомобили больше не покинут зону отчуждения ввиду сильного радиационного загрязнения.

Бетонирование первого яруса каскадной стены.

Миксера один за другим подвозят бетон, обеспечивая бесперебойную работу бетононасоса.
Контейнеры с зараженным грунтом и зараженную технику в процессе очистки территории забрасывали за стену высотой 5 метров. В результате всех этих работ образовалась плита толщиной 5 метров. Для заезда автомашин на эту стену был отсыпан пандус. Это дало возможность монтажа первой стены каскада.

 
..
 
Не первый ярус уже, но все равно видно, что происходило.

Из воспоминаний Александра Васильевича Туркулецкого:
«Мы пару дней потренировались работать с насосами, и уже 1-2 июля погнали первые бетононасосы в зону, к самой ЧАЭС, и начали их устанавливать в ангары из бетонных блоков. Сами же операторы размещались в полукилометре от насосов, в относительно чистой зоне, сидели в бункерах, которые между собою называли «скворечниками». Нас подвозили к кабинам бетононасосов на БТР-ах. Подвозят одного оператора к «скворечнику», он стукает в дверь. Тот, оператор, что находился в кабине, выскакивает – в БТР и в бункер. А сменный оператор занимает его место в кабине «скворечника».

 
Работа на первом ярусе. Вероятно это не МАN, кабина не похожа.
 
 
 
Еще пример работы.

Бетонирование следующих каскадных стен саркофага.

Из воспоминаний Сергея Петровича Проскурякова: «Первый раз я увидел реактор 12 октября. В то время это была уже 3-я вахта, и как такового взорванного реактора уже не было, то есть, заканчивали возводить каскадную стенку, а также возводили разделительную стенку между 4-ым и 3-им энергоблоками. Мы уже подводили реактор под крышу. Тогда первый раз я сел в миксер за руль и стал работать самостоятельно».

 
 
 
 
 
 

В то время импортная техника подобного рода не могла войти ни в какое сравнение с нашей. Варианты трансформации и работа была совсем иного уровня. Поэтому эти машины гоняли "и в хвост и в гриву", дабы как можно быстрее закончить строительство Саркофага. А вот так "трансформировалась" машина, точнее, как "рука" насоса могла изгибаться, чтобы производить укладку смеси.

 

 

Схема строительства Саркофага в целом. Расположение бетоносасосов на ярусах при строительстве.

 
 
 
 
Бетонирование последующих ярусов.
 

 

Загрузка бетонной смеси КамАЗом в "Пультсмастер".

 

Своего рода уникальная фотография — что находилось в каскадной стене последнего яруса. Внутри этих ящиков — радиоактивный мусор, сильно радиоактивная техника, принимавшая участие ранее, прочий мусор и тд. Фотограф, по всей вероятности, уже давно скончался.

 

30 ноября 1986 официально было закончено строительство Саркофага над 4 энергоблоком Чернобыльской станции. В честь этого на "рукаве" бетононасоса был вывешен красный флаг, как символ победы над "мирным атомом".

 

 
Сам флаг в кадр не попал.

Как-то так. Спасибо за внимание!

Небольшой опрос по "Автокиногерою". Какой бы фильм вы хотели увидеть? В комментариях приведу несколько примеров. Под понравившимся вариантом просто ставите "лайк". По итогу, кто больше наберет голосов — тот и будет в воскресенье в данном рубрике.
И второе — после обзора на
"тройку" осталась небольшая "фотосессия" с ее масштабными копиями. Будете смотреть или нет?

Всем спасибо, до встречи!

 

 

№ 3

 Вадим Туркич

Техника Чернобыля

Гусеницы вместо колес

URL:   https://www.drive2.ru/b/2620893/
 

 

Всем привет!

Начну так — меня забанили) А все потому, что некоторые люди — дуры. Сами не могут, зато выдать на суд чьи-то творения — за милую душу. И подлизывать этому человеку сродни преклонению. Когда уже прекратите "унижать" чьи-либо дела? Вам завидно? Делать нечего? Зачем принижать взгляды на мир? Не сходятся, так его загнобить надо, выжить из общества? Вы знаете кто, после этого? Писать не буду, сами догадаетесь. Слова вам не скажи, прям ранимые души. Ненамного старше меня, а спеси прям вагон и маленькая тележка. И это не про мой блог. Про себя мне уже влом писать. Это про красивую девушку, ездящую на настоящем русском автомобиле, причем сделав обвес своими руками. Специально распространять ничего не буду.
По блоггу. Данная запись про технику ликвидации чернобыльской катастрофы в этом году последняя, ориентировочно 28-29 декабря будет новогодний автокиногерой, а 31 подведу итоги года. И да, курсовую я сдал) От волнения, мелкие недочеты, препод немного валил, 4-ка твердая) А дальше… Еще одна курсовая, дипломка и я "специалист") Точнее армия) Ну что, продолжим чтение и пополнение копилки знаний по катастрофе. К сожалению, ввиду ограниченности фото и материала, а также ее разграничения, сюда не попадет большое кол-во той информации, но что могу, то и выложу. К 26 апреля вряд ли все напишу, но что то да будет. Не расстраивайтесь =)

 

Вертолет над промплощадкой ЧАЭС, Распыление специальной связующей жидкости для подавления радиоактивной пыли и препятствие ее распределению.


Сегодня речь пойдет о спец технике, у которых вместо колес гусеницы. К сожалению, она не так часто попадала в кадр, ее работа была не просто на износ, а ооочень опасной и в данном месте и необычной.

Инженерная машина разграждения — ИМР.


Универсальность данной спецтехники позволило использовать ИМР-2 для решения широкого круга задач во время ликвидации последствий радиационной катастрофы на ЧАЭС.
Такие технические параметры машины, как высокая проходимость, оснащение крановым и бульдозерным оборудованием, противорадиационная защита, были направлены, по замыслу конструкторов, для устройства путей продвижения войсковых колон по территориям подвергшихся применению ядерного оружия.
Технические характеристики ИМР-2 позволяли прокладывать проходы, как в сплошных завалах леса в пересеченных условиях местности, так и проделывать путепроводы для военной техники в городских завалах.
Кроме того, ИМР был приспособлен для работы в неблагоприятных условиях окружающей среды (радиационное и химическое заражение) и даже для вождения под водой (на глубине до 5 метров).
Эти свойства ИМРа были крайне полезны и затребованы в работах на радиоактивно-загрязненных территориях чернобыльской зоны.
По состоянию на 1986 год ИМР-2 был достаточно новой машиной. ИМР-2 была принята на вооружение в 1980 году. Машина была разработана на базе танка Т-72А и серийно выпускалась ПО «Уралвагонзавод» в городе Нижний Тагил.
ИМР активно использовался при работах возле разрушенного энергоблока. Существовавшие в 1986 году уровни радиации (от 60 до 500 и более Р/час) исключали (существенно ограничивали) возможность использования обычных строительных и транспортных механизмов.
ИМР появились возле реактора в первых числах мая 1986 года.
Что бы понять в каких чудовищных радиационных условиях пришлось работать ликвидаторам и операторам машины разграждения, предлагаем ознакомится с картой мощности экспозиционной дозы возле разрушенного реактора ЧАЭС. Данные радиационной обстановки представлены на начало и середину лета 1986 года.
Благодаря установленной в передней части захвата, с ее помощью грузили высокоактивный "мусор" — ядерное топливо, бетонные куски и прочее.


Одной из первый задач, поставленной перед экипажами ИМР, был разбор завалов разрушенного 4-го блока. Данная спецтехника использовалась и для укрытия завалов слоем почвы и щебня. Таким образом удалось существенно снизить уровни излучений от завалов и приступить к сооружению основания Сакрофага. По сведениям некоторых литературных источников, уровни мощности дозы ионизирующего излучения на этих участках достигал 1000 Р/ч.
Имея уникальное оборудование, а бульдозерное оборудование ИМР-2 позволяло работать в двухотвальном, бульдозерном и грейдерном режимах (причем для этого экипажу не требовалось покидать машину), машина использовалась для целей дезактивации. Именно этими машинами был снят и захоронен верхний слой почвы на территории, прилегающей к ЧАЭС и 4-му блоку.
ИМР использовался и в работах по возведению защитной оболочки над разрушенным реактором. Так, при возведении пионерных стен Саркофага ИМР-2 выполнял загрузку контейнеров c высокоактивными отходами (уровни МЭД от контейнеров достигали 300-1000 Р\час) в основание стен. После установки контейнеров пространство заполнялось бетоном.
Данная спецтехника применялась при строительстве могильника «Подлесный», в котором захоранивали высокоактивные отходы с ЧАЭС. ИМРы также использовались для загрузки контейнеров с отходами в этот могильник.
ИМР применялся на особо опасных участках при ликвидации и захоронения (консервации) погибшего от высоких доз радиации леса (так называемый « Рыжий лес»). Работы выполнялись в соответствии с Проектом консервации Рыжего леса. Документ был утвержден в марте 1987 года Правительственной Комиссией.
В первые дни после аварии ИМР использовался также и для целей радиационной разведки.
Однако роль ИМР-ов была и иной. Разрушение зданий и построек. Причина — заражение выше допустимого, невозможность уже отмыть и просто, чтоб люди не могли вернуться…

Ладога — высокозащищённое транспортное средство


Уникальную спецмашину доставили в район разрушенного реактора уже 3 мая 1986 года. Для этого был организован спецавирейс Ленинград – Киев. Из аэропорта спецтехника своим ходом дошла до города Чернобыль и далее на промышленную площадку Чернобыльской АЭС. Спецмашина, на которую возлагались большие надежды специалисты, должна была обеспечить надежную защиту для персонала, выполняющего радиационную разведку с целью определения текущей радиационной ситуации в непосредственной близости от разрушенного реактора. Особо остро эта проблема стояла в первые месяцы после разгерметизации ядерного реактора.
Спецмашиной, которая могла решить проблему, была ВТС (Высокозащищённое Транспортное Средство) “Ладога”. Более подробно про эту уникальную вещь для ЧЗО можете прочесть
здесь.

Путепрокладчик БАТ-М.

Использование путепрокладчика БАТ-М в ликвидации последствий радиационной катастрофы на ЧАЭС обуславливается уникальными техническими характеристиками данной спецтехники.
Оборудованный герметизированной кабиной, которая позволяла экипажу работать в условиях радиационного и химического загрязнения местности, БАТ-М широко использовался для выполнения земляных работ непосредственно возле разрушенного энергоблока.
Сконструированный на базе артиллерийского тягача (АТ-Т) и оборудованный рабочим органом, который устанавливается в грейдерном, бульдозерном и двухотвальном положении, БАТ-М применялся для снятия верхнего, сильно загрязненного радионуклидами, слоя почвы на промплощадке ЧАЭС. Рабочий орган БАТ-М оборудован лыжей, что позволяло проводить снятие грунта на заданную, необходимую оператору, толщину. В транспортном положении рабочий орган закидывается на крышу, что позволяет снять нагрузку на перед машины и тем самым повысить проходимость. Обладая высокой проходимостью при весе в 27 тон, БАТ-М может использоваться для работ на пересеченной местности, устройства проходов в мелколесье и кустарниках, засыпки рвов и траншей, отрывки котлованов.
БАТ-М может использоваться и в разных условиях местности – на снегу, на заболоченных участках территории, а также на грунтах с легким механическим составом (пески и супеси).
Кроме того, БАТ-М оборудован лебедкой и краном (грузоподъемностью 2 тонны), что позволяет привлекать путепрокладчик для разбора завалов зданий и сооружений в зонах военных конфликтов или в местах техногенных аварий.

Вид 3/4 сзади.
Вид спереди. Грозность внушает доверие.

ПТС-2


Когда встал вопрос о вывозе с площадки вокруг реактора «радостноактивной» дряни в могильники, выход был найден в виде контейнеров для бытовых отходов (обычных, стандартных), которые ИМР захватом-манипулятором вполне захватывали и поднимали. Их устанавливали на ПТС-2 (по этому поводу в его кузове (для защиты экипажа) установили несколько ФСок и кабину покрыли свинцом). ПТС их вывозил на могильник (тот который сегодня заполняется). Там другая ИМР контейнеры выгружала в собственно могильник (котлован, облицованный и разделённый на несколько отсеков ФСками). Это был своего рода вездеход-грузовик. Возможно по этой причине эти машины имеют очень высокий уровень облучения из за чего и сохранились до наших дней.
А вот что такое это самое ПТС-2 — плавающий транспортер средний. Предназначен для транспортировки десанта, десантной переправы через водные преграды артиллерийских систем, колесных и гусеничных тягачей, бронетранспортёров, автомобилей, личного состава и различных грузов. Транспортёр обладает хорошей маневренностью, высокой проходимостью и большим запасом плавучести и может применяться в морских условиях при волнении моря до трех баллов. Он оснащен системой защиты расчета от отравляющих и боевых радиоактивных веществ, оборудованием для самоокапывания, радиостанцией, танковым переговорным устройством и прибором ночного видения.

ИСУ-152
СУ-152
Тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй Мировой Войны.

К сожалению пока нет достоверной информации о том как использовали ИСУ-152 при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Известно только то, что около десятка единиц этой техники было доставлено в Зону отчуждения для стрельбы по основанию разрушенного 4-блока (для получения доступа внутрь заваленных помещений). Но в последствии от этой идеи отказались. Есть фото, где с помощью ИСУ-152 разрушают здание в районе промплощадки станции.

Для уничтожения вплавившегося графита в кровлю машзала предполагалось использовать крупнокалиберные пулемёты. Во время ликвидации, для уничтожения стен, применялись самоходные установки ИСУ-152, 1944 года разработки.
Журналы "Крылья Родины", "Военное обозрение", "Чернобыльская тетрадь" Григорий Медведев, "Чорнобыль" Юрий Щербак.
Стреляли они кумулятивными снарядами. Что это такое, можете
прочесть здесь или посмотреть короткое видео, которое довольно доходчиво все объясняет.


ИСУ-152 на Рассохе.

Название следующего гусеничного гиганта я благополучно забыл, инфу собрать не смог. Огромное спасибо Sergio20 за подсказку! Это БТС-4, Знаю только, что у него сверху была труба, которую демонтировали, а затем "обшивали" свинцом. Эта "тарелка" использовалась для замеров уровня радиации вокруг станции.

Видна торчащая антенна.

Komatsu
Да, это трактор, он обязан здесь быть.


Высокий радиационный фон на стройплощадке ОУ не позволял рабочим и строителям долго находиться на стройплощадке ОУ. Но работы по отчистке территории ЧАЭС от радиоактивного мусора и возведению саркофага должны были быть завершены, притом в кратчайшие сроки. Тогда было принято решение использовать радиоуправляемую технику. Примером такой техники может стать радиоуправляемый бульдозер японской марки Komatsu. Основной задачей радиоуправляемого бульдозера Komatsu D-355W, как, впрочем, и других радиоуправляемых бульдозеров, была расчистка стройплощадки ОУ от радиоактивного грунта. Т.к. радиус действия радиоуправления был небольшой, управление данной техникой производилось из кабины армейской бронетехники (например, из кабины ИМР). Остатки этого бульдозера и по сей день находятся на территории завода «Юпитер». Так же были использованы стандартные бульдозеры Komatsu d155a. Количество единиц неизвестно. У некоторых из них была освинцована кабина.

Были представители и Челябинского ТЗ.

Трактора использовались для сгребания земли и обломков, фонящие как сам реактор. Были и на дистанционном управлении и под управлением человека. Естественно, обшивались свинцом.

 

 
 

Самое интересное я оставил на потом. некая помесь бульдога с носорогом, однако это была серийная машина ГПМ-54
Гусеничную пожарную машину ГПМ-54, построенную на шасси танка Т-55, в настоящее время выпускает и предлагает службам пожарной охраны Львовский бронетанково-ремонтный завод. Эта тяжелая бронированная машина предназначена для тушения пожаров высокого класса сложности в экстремальных условиях с помощью воды, воздушно-механической пены и порошка.


При ЛПА использовался для тушения, подавления пыли, благодаря своим характеристикам служил и тараном, при разрушении зданий. По факту — многоцелевой пожарный танк.

Ну что, на этом все, до встречи! Да, на ваши комментарии ответить хоть и не могу, поэтому пока буду оценивать.

 

№ 4

Вадим Туркич

Техника Чернобыля

БТР и БРДМ

 URL:   https://www.drive2.ru/b/2721638/

Всем привет!
Прошлая статья побила все рекорды. Абсолютное кол-во просмотров и "лайков". После и другие статьи влет набрали и просмотры и т.д. Не думал, что это настолько всех заинтересует. Заодно и узнал, сколько ликвидаторов на сайте. Спасибо вам огромное, что спасли нас от этого невидимого врага! Низкий вам поклон!

Продолжу тематику, расскажу про очередную технику Зоны Отчуждения — БТРы и БРДМ.

 
Редкий снимок октября 1986. установлены балка *кошкин дом* и первые секции контрфорсной стены

Бетононасосы
Защита от радиации
Гражданские машины
Гусеницы вместо колес
Краны
В небе над АЭС
Бетоновозы

Итак, в условиях тяжелого радиационного загрязнения, да и вообще, для разведки в полях активности (уровень радиации, площадь пятна загрязнения) использовали или БТРы или БРДМы. Почему? ИХ толстая броня способствовала хоть какой-то задержке от проникновения радиации и облучению людей. Плюс были готовые машины, БРДМ-2РХБ, для работы в условиях химического и иного загрязнения.
В первый же день, 26 числа, такие машины въехали в город для замеров уровня радиации, они первые узнавали, насколько все плохо. На уникальной видеосъемке в городе, днем, 26 числа мы видим эти машины.

 
Предположительно апрель 86 года.

Итак. Поскольку Зона оказалась довольно большой, то ездить для разведки надо было на транспорте, который отвечал бы определенным требованиям — быстрота, защищенность, вооружение (на крайний случай), проходимость. Последнее было тоже необходимо, замеры активности были везде. Наиболее маневренным (хотя и громко сказано), был БРДМ — боевая разведывательная дозорная машина

 
 
Пример БРДМ-2РХБ. Стрелочкой указан фильтр для очистки воздуха. Только ЗА люком.


На наиболее загрязненных участках (промплощадка АЭС) ездили машины с дополнительной освинцовкой, которую делали сами.

 
 
По рассказам дозиметристов. Возросшая масса машины, а вес был и без того большим, сказалась на управлении, разгоне и расходе топлива. А тормоза у таких горели сразу — разогнавшаяся машина могла останавливаться очень долго. Но защита была хорошей.


Также, по рассказам, внутри тоже старались сделать защиту — теми же свинцовыми листам устилали пол, сиденья. Использовали мешки с дробью, чтобы утолщить стены.
Замер уровня происходил следующим образом. Состав из трех человек ездил по определенному маршруту. На необходимой точке дозиметрист выскакивал (через люк, боковые выходы были заблокированы во избежание лишнего загрязнения) и замерял уровень — воздух, на высоте метр от земли и сама земля. Командир записывал и они ехали дальше.

 
Понимая, что техника уже не выедет за пределы Зоны уже никогда, помечали таким способом. В круге надпись Зона и дополнительно бортовой номер сбоку (у некоторых дублировали и спереди).


Но машины были нужны! Новую никто не даст, сильно загрязненную обызаны были списать, если дезактивация уже не спасала.

 
В конце *рабочего дня* технику обрабатывали на санпропускниках. Дозиметрист мерил фон у колес и днища, затем, независимо от полученной дозы (под конец она все равно большой была), машину отправляли на мойку.
 
 
 
В некоторых местах пропуск был строгим. Если загрязнение было выше допустимого и не отмывалась, машина могла остаться в внутри какой-либо зоны. Например, машина из 10-километровой уже не могла выехать в 20-ти, уровень был не тот.
 
 
Внутри БРДМ.
 
Дозиметристы в ОЗК проверяют на загрязнение. На одном из санпропускников.


По окончанию работ по ЛПА, все эти машины были отправлены в Рассоху.

 
 
 
Фото уже старое. На данный момент кладбище уже не существует, все отправили на переплавку.
 
 
 
Примерно вот так это и происходило.

У спец машин, подготовленных с заводы для химразведки, было приспособление, которое выстреливало штырями с приделанными к ним щитками со знаком радиации. Дабы лишний раз не облучаться, выстреливали штырем, который хорошо вонзался в землю.

Вторыми были БТРы. Автомобили такого рода использовали на самой промплощадке. И когда машину Кибенка вытаскивали, и когда проводили замеры у стен реактора. А кто такой Виктор Кибенок, можете прочесть здесь.

 
БТР с дополнительной листовой освинцовкой.
 
 
 
 
 
 
За достоверность ручаться не буду, предположу. Персонал для работы на энергоблоке по дезактивации помещений и тд, из автобуса пересаживался на БТРы и передвигались на объект. Или же это делегация. ИЗ БТРов снимали на кинокамеру многие уникальные кадры по ликвидации последствий аварии…
 
 
Пример внутриЗоновского обозначения. Бортовой номер БТРа. Учет был строгим. Иногда водители халтурили. Даже если машину уже не могли отмыть, на очередной круг уже не заезжали, а окольными путями линяли на стоянку. Делалось не от хорошей жизни, но все же. А еще такими машинами давили автомобили мародеров.
 
 
Уже на Рассохе. Хватанул недопустимую дозу. На заднем плане грузовик Татра.
БРДМ, правда, на разведке.
 
 
Ликвидация ликвидацией, а поднятие духа людей тоже было необходимо. Давали концерты певцы, устраивали представления. Приезжали кто на чем, плюс удобно было, с высоты посмотреть.
Музей техники в Чернобыле. Автомобили принимали участие в ЛПА. Фонят, да. УРАЛ цистрена на заднем плане справа, считается, принадлежал Виктору Кибенку. Но это неправда. Машина этого пожарного была у самого реактора, причем довольно долгое время. Уровень радиации крайне высок. Как хотели другие ликвидаторы, поставить на постамент, не получилось. Машина захоронена. А вот на Буряковке или в стене Саркофага — история умалчивает и укрывает стеной радиации…
 
Вдвойне уникальное фото. На разведке у цементо-перевалочного пункта.

После завершения строительства Саркофага и ЛПА, зимой 86/87 годов объезд территории населенных пунктов совершали на все тех же БРДМах.

 
Зимой в городе. Пленка на решетке у Волги для защиты радиатора от радиоактивных частиц. Не пишите, что для прогрева! У 24-ки есть жалюзи перед радиатором! Это сделано для более легкой мойки.

Все никак не соберусь сделать модель разведывательной машины, хотя бы напоминающую на БРДМ. Переделывать буду из БТРа, укорочу, оклею фольгой, под свинцовые листы и тд.

Так, народ, вопрос такой — чтобы вы хотели читать дальше? Варианты будут в комментариях, ставим лайк под соотвествующим. Самое большое — в следующей статью. И не просите написать про то или иное о катастрофе. Пожалейте меня, у меня еще есть учеба и другие статьи, плюс не все могу написать. Если интересно что-то, и это не написано у меня, напишите лучше в личку про это, не оставляйте комментарии, порой я их уже не прочитываю.

Надеюсь, было интересно. До встречи!

PS. У нас карантин на учебе объявили. Хотя головняка не стало меньше =)


 № 5

Вадим Туркич

 Техника Чернобыля

Краны

URL:   https://www.drive2.ru/b/2638438/

 

 

Всем привет!

С наступившим 2016 годом всех, отдельно тех, кто только сейчас проснулся после 1 числа =)

Начну год со статьи про Чернобыльскую технику.

Вэлком ту хэл! — Добро пожаловать в ад!

Сегодня речь пойдет о кранах, которые перегружали стойматериалы, поднимали вверх части будущего Саркофага. Они — одни из главных помощников в ЛПА на ЧАЭС.
Начну с этих.

Это — портовые краны. Их было несколько, один из них плавучий. С их помощью на берег сгружали щебень и песок, цемент и прочие материалы для строительства будущего Саркофага над четвертым энергоблоком. Порт был относительно молодым и в полную силу работать так и не смог.

Плавучий кран.
Портальные краны.
Модель этого крана КПП 10/12,5


Про их технические характеристики вы можете прочесть, пройдя
по этой ссылке.
Сталкер Андрей МШ в ходе своей, уже позапрошлогодней, вылазки в ЧЗО, отснял кое какой материал по этому порту. С чем и вас хочу ознакомить.

А вот те краны, которые принимали непосредственное участие в строительстве. Это краны марки Demag, судя по информации, взятой с rcforum-а:

Поднятие одной и частей стены будущего Саркофага. Номер 16 или 21

Всего было три крана серийные номера: 41016, 41020, 41021 далее краны различаются по "боевым номерам" последним цифрам заводских номеров (16,20,21)
— первый (номер 16) не имел суперлифта его можно отличить по отсутствию решетчатой распорки позади башни (см фото). он имел грузоподъемность 500 тонн
также на нем кабина расположена не сбоку а по центру башни, кроме того внизу на башне имеется что-то типа балкона.
— второй и третий (номер 20 и 21) имели суперлифт (дополнительный противовес на пневматических шинах подвешиваемый к распорке) т.е. на них имелась решетчатая распорка к которой подвешивались тележки противовеса общим весом 480 тн эти краны имели грузоподъемность 650 тонн.
— по поводу расположения то 16 и 21 работали рядом со стороны энергоблока (там где смонтирована основная конструкция "Саркофага") а кран номер 20 работал со стороны машинного зала.

1-й в 1987 году отправили на ЛАЭС.
2-й (после падения) был дезактивирован и захоронен… непосредственно за самой промплощадке. Частично, потому как при строительстве нового Саркофага была выкопана часть гусеницы.
3-й в 1997 был разобран и строительной фирмой из Чернобыля продан (в одну из прибалтийских стран).

Номер 21 предположительно, т.к. кабинка облицована и нет суперлифта.


Те краны, что работали у стен Саркофага, имели видеокамеры, по которым и ориентировались при установке детали конструкций. Угол обзора и условия работы были тяжелейшими, нужно было уметь попасть точно в цель, дабы установить многотонную конструкцию на свое место.
"В середине июня на станцию Тетерев начали поступать платформы с конструкциями трех кранов «Демаг». Их стали различать по последним цифрам заводского номера. Таким образом, краны с заводскими номерами 41016, 41020, 41021 превратились в короткие боевые — 16-й, 20-й, 21-й.Работы по монтажу этих кранов были поручены МСУ-116 треста «Спецмонтажмеханизация».
Монтировались они на расстоянии около одного километра от четвертого энергоблока.Чтобы представить все трудности и опасности этой работы, достаточно сказать, что узлы и детали каждого крана занимали при перевозке 32 железнодорожные платформы, а весил кран в собранном виде 1200 тонн.На монтажной площадке, где велась сборка, радиационный фон составлял 200 мр/час.Но монтажники МСУ-116 под руководством начальника управления — Владимира Анатольевича Ковальчука и главного инженера управления Валерия Давыдовича Мучника на площадке, расположенной в 15 минутах ходьбы от разрушенного блока, в кратчайшие сроки выполнили поставленную задачу.К 8 июля конструкции всех трех «Демагов» были доставлены в Чернобыль и уже 21 июля, раньше установленного срока первый «Демаг» — № 16 самоходом двинулся к аварийному четвертому блоку.

В самые ответственные моменты сборки, наладки, а потом и доставки кранов к блоку рядом со своими работниками находился К.Н.Кондырев. Причем его оптимизм и уверенность в успехе заставляли делать практически невозможное".

Сборка крана Demag.
Фото из серий — почувствуй себя маленьким. Гусеницы крана Demag.


Любая поломка кранов, приводящая к их остановке, парализовала сооружение «Саркофага». Следовала незамедлительная реакция со стороны Правительственной комиссии, больших и малых начальников, работа которых напрямую зависела от исправности кранов. Телефонные звонки и угрозы раздавались со всех сторон, но, несмотря на крайне нервозную обстановку, истощение физических сил, наши люди делали подчас невозможное.Краны работали. График строительства выполнялся.

По трое-четверо суток, когда шел монтаж каскадных стен, перекрытия машзала, основных несущих балок и других крупногабаритных конструкций, наши люди не покидали станцию. В «бункере» (6-я отметка ХЖТО) формировали ремонтные бригады, принимали оперативные решения, ели пищу, привозимую в полиэтиленовых пакетах из Чернобыля. Если удавалось, то прихватывали часок-другой сна на стоящих здесь же койках, покрытых поролоном.Огромную помощь нашим специалистам оказывали призванные на шестимесячные сборы военнослужащие, которых, видимо, за их полувоенный вид, все называли «партизанами».Умудренные жизненным опытом отцы семейств, часто высококвалифицированные специалисты 40 — 45-летние мужчины не отказывались ни от какой работы, лишь бы скорее выполнить свой долг и вернуться домой.Подчас, не понимая, какая опасность им угрожает при длительном нахождении в радиационной зоне, они выполняли самые тяжелые работы. Добровольно под руководством наших специалистов ремонтировали узлы и агрегаты кранов, меняли поломанные двухметровые траки гусеничного хода. Демонтировали проколотые арматурой огромные пневмоколеса суперлифта, вручную разгружали и догружали свинцовыми 40-килограммовыми чушками контейнеры самоходного противовеса.В случаях, когда выполнение задания бригадой принимало затяжной характер, принимали решение о выводе людей из радиоактивной зоны и подписывали ходатайство перед командиром части о досрочной демобилизации «партизан>На смену им приходили новые добровольцы и доводили дело до конца.

В помощь этим мастодонтам были еще одни телескопические краны — Liebherr.

 

Всего в различных источниках упоминается 3 крана марки Liebherr. 1-ый кран – LT-1300, рассчитанный на 300 тонн. Ещё 2 крана рассчитанные на 80 тонн (источник rcforum).
"Он, ЛИБХЕР г/п 250т (а то и 350, уже не помню), должен был прийти на строительство Игналинской АЭС (Лит. ССР), но не судьба. Поэтому его, не разгружая, (5 вагонов) отправили в Сосновый Бор, где обе кабины и компьютер облицевали свинцом. Прицепили ещё один вагон, пассажирский, и литерным (после освинцевания габариты вышли за допуски железнодорожников) отправили в Чернобыль. Сопровождающие в дороге немного попили. На конечной не досчитались 1 вагона, с ЗИПом, поискали, да не нашли. ЗИП крану так и не понадобился.
Когда кран работал на площадке, к нему на автобусе подвозили водителя и крановщика, быстро менялись местами с предыдущим экипажем. Работали не более получаса за заход. Следующий зависел от полученной дозы.

 

Краны Liebherr использовались при сборке кранов Demag, при строительстве ОУ, а так же при очистке крыши 3 энергоблока от радиоактивного мусора. Дальнейшая учесть данной техники достоверно не известна, но Liebherr LT-1300 точно хранится вместе с остатками одного из Demag-ов (где – неизвестно).

 

На данный момент в строительстве принимает участие гусеничный кран Manitowoc.

Закончу рассказ про краны вот этим. Отчасти потому, что с помощью и тех же кранов этот "батискаф" был в самом сердце источника зла — в самом развале реактора.

Для радиационной разведки сделали камеру, внешне похожую на глубоководный батискаф. Ее корпус изготовили из стали и свинца, а иллюминатор – из специального толстого стекла, не пропускающего радиацию. Специалистов, садившихся в этот “батискаф”, поднимали над ядерными руинами на подъемном кране. Одну такую кабину ликвидаторы изготовили самостоятельно еще в июне в Чернобыле и использовали первоначально для небольшого отдыха — человек следил за выполнением монтажных работ, затем выбегал, стропил и возвращался под защиту свинца. Второй «Батискаф» был заводской, весом 25 тонн. Внутренние размеры — 1,5 на 2 метра. Сверху он цеплялся крюком крана и поднимался им на любую высоту.
В кабине обязательно находился дозиметрист и была рация. «Батискаф» можно было закрепить на перекрытии, на стене, в завале и на короткое время выйти из него, он мог просто зависать в воздухе для осмотра, замера любого места. За бортом кабины — 150 р/час, а внутри — всего 0,2 рентгена. В «Батискафе» «летали» инженеры, конструкторы, проектировщики, монтажники.

На этом все, до встречи!


Краны: https://www.drive2.ru/b/2638438/

 


https://www.drive2.ru/b/2638438/


Всем привет!
С наступившим 2016 годом всех, отдельно тех, кто только сейчас проснулся после 1 числа =)
Начну год со статьи про Чернобыльскую технику.

Вэлком ту хэл! — Добро пожаловать в ад!

Сегодня речь пойдет о кранах, которые перегружали стойматериалы, поднимали вверх части будущего Саркофага. Они — одни из главных помощников в ЛПА на ЧАЭС.
Начну с этих.

Это — портовые краны. Их было несколько, один из них плавучий. С их помощью на берег сгружали щебень и песок, цемент и прочие материалы для строительства будущего Саркофага над четвертым энергоблоком. Порт был относительно молодым и в полную силу работать так и не смог.

 
Плавучий кран.
 
 
Портальные краны.
Модель этого крана КПП 10/12,5


Про их технические характеристики вы можете прочесть, пройдя
по этой ссылке.
Сталкер Андрей МШ в ходе своей, уже позапрошлогодней, вылазки в ЧЗО, отснял кое какой материал по этому порту. С чем и вас хочу ознакомить.

А вот те краны, которые принимали непосредственное участие в строительстве. Это краны марки Demag, судя по информации, взятой с rcforum-а:

Поднятие одной и частей стены будущего Саркофага. Номер 16 или 21

Всего было три крана серийные номера: 41016, 41020, 41021 далее краны различаются по "боевым номерам" последним цифрам заводских номеров (16,20,21)
— первый (номер 16) не имел суперлифта его можно отличить по отсутствию решетчатой распорки позади башни (см фото). он имел грузоподъемность 500 тонн
также на нем кабина расположена не сбоку а по центру башни, кроме того внизу на башне имеется что-то типа балкона.
— второй и третий (номер 20 и 21) имели суперлифт (дополнительный противовес на пневматических шинах подвешиваемый к распорке) т.е. на них имелась решетчатая распорка к которой подвешивались тележки противовеса общим весом 480 тн эти краны имели грузоподъемность 650 тонн.
— по поводу расположения то 16 и 21 работали рядом со стороны энергоблока (там где смонтирована основная конструкция "Саркофага") а кран номер 20 работал со стороны машинного зала.

1-й в 1987 году отправили на ЛАЭС.
2-й (после падения) был дезактивирован и захоронен… непосредственно за самой промплощадке. Частично, потому как при строительстве нового Саркофага была выкопана часть гусеницы.
3-й в 1997 был разобран и строительной фирмой из Чернобыля продан (в одну из прибалтийских стран).

Номер 21 предположительно, т.к. кабинка облицована и нет суперлифта.


Те краны, что работали у стен Саркофага, имели видеокамеры, по которым и ориентировались при установке детали конструкций. Угол обзора и условия работы были тяжелейшими, нужно было уметь попасть точно в цель, дабы установить многотонную конструкцию на свое место.

"В середине июня на станцию Тетерев начали поступать платформы с конструкциями трех кранов «Демаг». Их стали различать по последним цифрам заводского номера. Таким образом, краны с заводскими номерами 41016, 41020, 41021 превратились в короткие боевые — 16-й, 20-й, 21-й.Работы по монтажу этих кранов были поручены МСУ-116 треста «Спецмонтажмеханизация».

Монтировались они на расстоянии около одного километра от четвертого энергоблока.Чтобы представить все трудности и опасности этой работы, достаточно сказать, что узлы и детали каждого крана занимали при перевозке 32 железнодорожные платформы, а весил кран в собранном виде 1200 тонн.На монтажной площадке, где велась сборка, радиационный фон составлял 200 мр/час.Но монтажники МСУ-116 под руководством начальника управления — Владимира Анатольевича Ковальчука и главного инженера управления Валерия Давыдовича Мучника на площадке, расположенной в 15 минутах ходьбы от разрушенного блока, в кратчайшие сроки выполнили поставленную задачу.К 8 июля конструкции всех трех «Демагов» были доставлены в Чернобыль и уже 21 июля, раньше установленного срока первый «Демаг» — № 16 самоходом двинулся к аварийному четвертому блоку.

В самые ответственные моменты сборки, наладки, а потом и доставки кранов к блоку рядом со своими работниками находился К.Н.Кондырев. Причем его оптимизм и уверенность в успехе заставляли делать практически невозможное".

 
Сборка крана Demag.
 
 
 
Фото из серий — почувствуй себя маленьким. Гусеницы крана Demag.


Любая поломка кранов, приводящая к их остановке, парализовала сооружение «Саркофага». Следовала незамедлительная реакция со стороны Правительственной комиссии, больших и малых начальников, работа которых напрямую зависела от исправности кранов. Телефонные звонки и угрозы раздавались со всех сторон, но, несмотря на крайне нервозную обстановку, истощение физических сил, наши люди делали подчас невозможное.Краны работали. График строительства выполнялся.

По трое-четверо суток, когда шел монтаж каскадных стен, перекрытия машзала, основных несущих балок и других крупногабаритных конструкций, наши люди не покидали станцию. В «бункере» (6-я отметка ХЖТО) формировали ремонтные бригады, принимали оперативные решения, ели пищу, привозимую в полиэтиленовых пакетах из Чернобыля. Если удавалось, то прихватывали часок-другой сна на стоящих здесь же койках, покрытых поролоном.Огромную помощь нашим специалистам оказывали призванные на шестимесячные сборы военнослужащие, которых, видимо, за их полувоенный вид, все называли «партизанами».Умудренные жизненным опытом отцы семейств, часто высококвалифицированные специалисты 40 — 45-летние мужчины не отказывались ни от какой работы, лишь бы скорее выполнить свой долг и вернуться домой.Подчас, не понимая, какая опасность им угрожает при длительном нахождении в радиационной зоне, они выполняли самые тяжелые работы.

Добровольно под руководством наших специалистов ремонтировали узлы и агрегаты кранов, меняли поломанные двухметровые траки гусеничного хода. Демонтировали проколотые арматурой огромные пневмоколеса суперлифта, вручную разгружали и догружали свинцовыми 40-килограммовыми чушками контейнеры самоходного противовеса.В случаях, когда выполнение задания бригадой принимало затяжной характер, принимали решение о выводе людей из радиоактивной зоны и подписывали ходатайство перед командиром части о досрочной демобилизации «партизан>На смену им приходили новые добровольцы и доводили дело до конца.

В помощь этим мастодонтам были еще одни телескопические краны — Liebherr.

 

Всего в различных источниках упоминается 3 крана марки Liebherr. 1-ый кран – LT-1300, рассчитанный на 300 тонн. Ещё 2 крана рассчитанные на 80 тонн (источник rcforum).

"Он, ЛИБХЕР г/п 250т (а то и 350, уже не помню), должен был прийти на строительство Игналинской АЭС (Лит. ССР), но не судьба. Поэтому его, не разгружая, (5 вагонов) отправили в Сосновый Бор, где обе кабины и компьютер облицевали свинцом. Прицепили ещё один вагон, пассажирский, и литерным (после освинцевания габариты вышли за допуски железнодорожников) отправили в Чернобыль. Сопровождающие в дороге немного попили. На конечной не досчитались 1 вагона, с ЗИПом, поискали, да не нашли. ЗИП крану так и не понадобился.

Когда кран работал на площадке, к нему на автобусе подвозили водителя и крановщика, быстро менялись местами с предыдущим экипажем. Работали не более получаса за заход. Следующий зависел от полученной дозы.

 

Краны Liebherr использовались при сборке кранов Demag, при строительстве ОУ, а так же при очистке крыши 3 энергоблока от радиоактивного мусора. Дальнейшая учесть данной техники достоверно не известна, но Liebherr LT-1300 точно хранится вместе с остатками одного из Demag-ов (где – неизвестно).

 

На данный момент в строительстве принимает участие гусеничный кран Manitowoc.

Закончу рассказ про краны вот этим. Отчасти потому, что с помощью и тех же кранов этот "батискаф" был в самом сердце источника зла — в самом развале реактора.

Для радиационной разведки сделали камеру, внешне похожую на глубоководный батискаф. Ее корпус изготовили из стали и свинца, а иллюминатор – из специального толстого стекла, не пропускающего радиацию. Специалистов, садившихся в этот “батискаф”, поднимали над ядерными руинами на подъемном кране. Одну такую кабину ликвидаторы изготовили самостоятельно еще в июне в Чернобыле и использовали первоначально для небольшого отдыха — человек следил за выполнением монтажных работ, затем выбегал, стропил и возвращался под защиту свинца. Второй «Батискаф» был заводской, весом 25 тонн. Внутренние размеры — 1,5 на 2 метра. Сверху он цеплялся крюком крана и поднимался им на любую высоту.
В кабине обязательно находился дозиметрист и была рация. «Батискаф» можно было закрепить на перекрытии, на стене, в завале и на короткое время выйти из него, он мог просто зависать в воздухе для осмотра, замера любого места. За бортом кабины — 150 р/час, а внутри — всего 0,2 рентгена. В «Батискафе» «летали» инженеры, конструкторы, проектировщики, монтажники.

На этом все, до встречи!


 

№ 6

Бетоновозы

URL:   https://www.drive2.ru/b/2693117/

 

 

 

Всем привет!
Очень расстроен, что обзор про Volvo S80 не вышел на тот максимум, который я планировал. Постарался сделать все, как надо. Очень расстроен. Столько написать путного, по теме…
Заранее прошу прощения за некоторые ошибки, рука еще болит. Максимально исправлю все, но не обессудьте
Продолжу тему техники ЛПА Чернобыльской катастрофы. Как и обещал, на сей раз машины, с помощью которых доставляли бетон и раствор на промполщадку, к разрушенному реактору.

Бетононасосы
Защита от радиации
Гражданские машины
Гусеницы вместо колес
Краны
В небе над АЭС

Итак, первостепенной задачей в ходе ликвидации стало закрытие реактора бетонной оболочкой. А бетона требовалось ооочень много. О том, как строился сам объект "Укрытие", можете прочесть здесь. Скажу так — ушло всего около четырех сотен тысяч кубометров этой смеси. Для этого и привлекли к доставке этого материала спецмашины — бетономешалки (миксеры), смециальные смесители (погоняло цмычок, обычно доставляется в виде сухой готовой смеси, которую, смешивая с водой, подают куда необходимо), обычные самосвалы и в бочках-полуприцепах.

На момент строительства еще самой АЭС, там работал один завод по производству бетона, вполне отвечал тому спросу и производительности… Но в апреле 86 года реактор взорвался и бетона потребовалось очень много.
Недалеко от Чернобыля были экстренно возведены еще три завода, а также производилась доставка бетона и/или ее компонентов по ж/д путям. Там часть будущего Саркофага перегружали в машины и доставляли на промплощадку.

Проблема заключалась в том, что некоторая техника, которая была у реактора, фонила сотнями рентген. Естественно, что ее захоронили. Проблема была еще и в том, чтобы не выпускать такие вот машины за пределы промплощадки, в относительно чистую зону. Для этого были сооружены специальные перевалочные пункты, где бетон из *чистых* машин перегружали в *грязные*. Обратите внимание на отсутствие защиты на КамАЗе. Водителей машин называли смертниками.
Тут строительство почти окончено, но уровни радиации на промплощадке и близлежащей территории оставалась высокой.

Вот один из примеров таких пунктов. Машины (в данном случае скорее всего МАЗы-самосвалы) сгружают готовую смесь в "грязные" машины.

Те же машины, только в профиль.

Помимо пункта простой перегрузки, с машины на машину, была и с поездка на машину. К сожалению, такие архивные фото найти не удалось, ввиду ограниченности моих способностей. Но суть была такова — товарный вагон останавливался на специальной подставке, открывалась задвижка, весь раствор/бетон вываливался в недра перевозящей машины.
Вот еще пример, цветное фото. Ныне, естественно, не действует.
С высоты *птичьего полета*. Это именно перевалочный пункт был.
Еще ближе. Позади люди дочищают раструбы от оставшегося бетона. Что примечательно, машины для ликвидации собирали по всей советской стране. Данная, как видно, из Красноярска. А пригоняли из Нижнего Новгорода, Москвы и тд и тп. Судя по всему, машины были для промплощадки.
А это уже бетонный завод. Да, доставлялись и самосвалами, только у них кузова частенько были в застывшем бетоне, чистили под конец дня струей воды, заодно дезактивируя машину. Новый МАЗ, еще редкий, *морда* новая.
Позади соплеменника МАЗа *урагана*, МАЗ, это миксер, не седельный тягач с бочкой. На МАЗе спереди доставлялись части будушего Саркофага к месту строительства.
Тут загрузка в бочку-полуприцем на базе КамАЗ 5410. За подсказку спасибо Тарасу Timon-86.

К сожалению, найти эти машины именно на ходу во время строительства не представилось возможным, но что есть то есть, на Рассохе тоже пойдет. Машина на ликвидации не ограничивались только КамАЗами да МАЗами, были и менее заметные автомобили, несущие на себе оборудование для бетона.
Знаменитая Татра 815. Сама по себе редкая, а тут умудрились для ЛПА достать несколько.
Богатырь из Кременчуга. КрАЗ с мешалкой. Мародеры не гнушались вообще тырить запчасти. А что, сто грамм махнул (а может и больше) и вперед за рентгенами.
Евгением Buldozer52ru опознана как Татра 815. За что ему огромное спасибо!
А это уже укладка бетона. Как и говорил, готовая цементная смесь, только сухая, доставлялась на спец машинах, в простонародии цмычок. У данного агрегата сзади был бункер, сужающийся книзу, внутри множество шнеков, периодически перемешивающие смесь, чтобы не слежалась (такая машина на фото справа, за КрАЗом). Затем, при помощи установки на КрАЗе, данная сесь смешивалась с водой и под напором доставлялась в насос. Такие же машины применяются сейчас для цементирования стенок скважин при нефтедобычи. Будучи у отца на работе, довелось познакомиться с этими автомобилями. Эти же машины применялись при строительстве биологической стены. Но о ней потом, в одном из следующий выпусков.

Техникой просто так не раскидывались, как можно тщательнее (хотя это громко сказано, творили водители всякое), на санпропускниках их старались дезактивировать, т.е. очистить от радиации насколько возможно или невозможно, но нужно.

После загрузки на заводе или перевалочном пункте, машина направлялась на промплощадку, где с помощью бетононасосов укладывалась в опалубки будущего Саркофага.

Строительство очередного яруса. В белой будке водители пережидали выгрузку бетона.
Фото присутствия бетононасоса Schwing, которые были помимо Putzmeister.

Надеюсь, что эта глава истории была вам также интересна. На этом пока все, до встречи!

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Автор: Анатолий Краснянский - Борису Осколкову
Дата: 25.03.2016 14:39
Моя цель - выяснить истину. Материал собрал Вадим Туркич. Спасибо за поддержку.
Автор: Борис Осколков
Дата: 17.03.2016 17:18
Спасибо!!!! Замечательный материал!!!!
Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна