Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Основные положения и цели системного анализа учебной литературы.

18.03.2009 8:36      Просмотров: 4352      Комментариев: 0      Категория: Системный анализ учебной литературы. Ошибки в учебниках


Вопросы гуманитарных наук". 2004.  № 6. С. 228 –  230.

Анатолий Владимирович Краснянский

Основные положения и цели системного анализа учебной литературы

 

Не бойся незнания, бойся ложного знания.

От   него   все   зло  мира.     Л.Н. Толстой

 

1. Введение

      Эффективность обучения во многом зависит от качества учебной литературы: учебников,  пособий к практическим занятиям, справочников, сборников задач. Главным организационно-педагогическим средством   является учебник. За последние 15 лет  в российских школах появились учебники, содержащие  логические, фактические и дидактические  ошибки (!) [1 – 7].  Можно предположить, что основными  причинами возникновения (и сохранения) дефектов в учебниках являются:  недостаточное знание предмета,  поспешность и невнимательность при подготовке учебников,   очень низкий уровень работы федеральных экспертных советов,  слабые обратные связи (или их блокировка?),  трагическое для России несовпадение управленческих и интеллектуальных центров в системе образования.  Дефектные учебники –  признак и одновременно фактор деградации   системы образования в России.

2. Системный анализ учебной литературы

      Системный подход – метод исследования какого-либо объекта как системы   (целостного множества взаимосвязанных элементов). При целенаправленном изучении на первом шаге осуществляется разбиение (разделение, расчленение) системы на подсистемы (этап анализа системы). Каждая из подсистем рассматривается затем как система и проводится анализ каждой из этих систем.   Анализ – операция расчленения вещи, явления, свойства или отношения между предметами (объектами) на составные части, выполняемая в процессе познания и практической деятельности. Разбиение проводится с точки зрения, характеризующей взгляд исследователя на систему и задающей способ выделения подсистем [8].    Например,   учебник химии (систему)  можно рассматривать как совокупность (подсистему) взаимосвязанных химических фактов, моделей, теорий; как подсистему, элементами которой являются понятия, суждения, силлогизмы; как подсистему, построенную на определенных дидактических принципах и теориях.  В системном анализе учебной литературы в области естествознания можно выделить следующие основные  операции: 1) анализ научной информации; 2) логический анализ; 3) педагогический анализ. Между этими операциями невозможно провести четкие границы, но это и не нужно. Главная цель – наиболее полно  исследовать объект.  При изучении учебной литературы в области обществознания имеет смысл проводить дополнительно этический и правовой анализ.  Полезны и более узкие (специализированные) операции. Отдельные примеры таких операций:  логический анализ основных понятий в учебнике, анализ системы внутрипредметных (или межпредметных)  связей, анализ естественнонаучной информации в учебниках обществоведения.    Интересную информацию  могут дать статистические методы  (А.С. Мищенко, МГУ).

   2.1. Анализ научной информации. Учебник является основным источником научной информации для ученика.  Поэтому актуальной задачей на первом этапе анализа является проверка достоверности информации, содержащейся в учебниках (выявление фактических ошибок). В частности, в учебнике О.С. Габриеляна для 8 класса [7]  была обнаружена ложная, неполная или неточная информации о физических и химических свойствах веществ,  химическом составе  веществ,  физических и химических процессах,  терминах и единицах измерения физических величин.

   2.2. Логический анализ.   При логическом анализе учебник  рассматривается как подсистема, элементами которой являются понятия, суждения, умозаключения, доказательства, вопросы,  объяснения, модели и теории.  В логическом анализе можно выделить следующие операции:   1) анализ структуры учебника; 2)  анализ   определений  основных понятий, 3) анализ связей между понятиями  и  последовательности их введения;  4) анализ  законов,    правил,  теоретических    концепций   и  связей  между  ними;  5) анализ   обоснований   и   доказательств; 6) анализ объяснений; 7) анализ   заданий   (вопросов   и  задач).   Целью  анализа на первом этапе  является обнаружение логических дефектов в учебниках, а в дальнейшем – совершенствование логической структуры учебников и создание учебников по каждому учебному предмету  в виде непротиворечивых систем.         

   2.3. Педагогический анализ. Педагогика – наука о воспитании человека.  Воспитание – подготовка растущего человека к жизни, это процесс передачи опыта одним поколением и усвоения его другим, обеспечивающим развитие человека. Общественный опыт – это знания, умения, навыки, способы творческой деятельности, социальные, нравственные и эстетические отношения. При педагогическом анализе учебник рассматривается с самых общих позиций:  какой опыт авторы учебника передают,  как  его передают, что способствует развитию детей, а что – нет. Следует учитывать, что обобщения, переходы от  частных факторов к общим заключениям  в  педагогике  дают не достоверные, а лишь вероятные знания. Дидактический анализ – часть педагогического анализа.  Учебник как средство обучения должен соответствовать основным требованиям к обучению – дидактическим принципам. Эти требования выводятся из системы специфических закономерностей обучения. Обучение должно быть: научным, систематическим и последовательным, доступным, прочным,  проблемным, наглядным, активным и сознательным. Известны и другие дидактические принципы, например:  единство конкретного и абстрактного в обучении,  единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Целью дидактического анализа на первом этапе является выявление грубых нарушений принципов обучения.    

3.  Системный анализ –  метод исследования учебной литературы    

   Во-первых, только системный подход может дать наиболее полную информацию об учебной литературе. Следовательно,  он является научной основой для экспертизы учебников и конкурсного (объективного!) отбора учебников. Во-вторых,  системный анализ позволяет находить в учебнике новые идеи, подходы и приемы, а также выявлять и классифицировать различные дефекты учебника: все это нужно  для повышения качества действующих учебников и необходимо для создания учебников нового поколения. В-третьих, всесторонний анализ учебников позволяет получить достоверные сведения о работе экспертных советов, министерства образования (и науки?), о состоянии всей системы образования, так как учебники – основное средство обучения, которое создается и используется в системе образования.

4. Литература

   [1]  Краснянский А.В. Химия и логика: понятие о логической экспертизе   учебника. 35 с. Деп. в ВИНИТИ 18. 02. 2002. № 319 – В 2002.  [2]  Краснянский А.В.  Химия и логика: логический анализ  учебной литературы по химии. Часть 1.  36 с.  Деп. в ВИНИТИ 20. 03. 2002. №  508 – В  2002.  [3]   Краснянский А.В.  Химия и логика: логический анализ  учебной литературы по химии. Часть 10. 33 с. Деп. в ВИНИТИ 24. 10. 2003. №  1861 – В 2003. [4] Краснянский А.В. Когда авторы учебника не в ладах с логикой…  "Учитель". 2004.  № 3. [5] Краснянский А.В.  Логический анализ учебников обществоведения. Часть 1. Некорректные вопросы. "Педагогические науки". 2004 год. № 3. [6]  Краснянский А.В. Логический анализ учебников обществоведения. Часть 2. Плеоназмы, тавтологии, противоречивые, парадоксальные и бессмысленные  высказывания.    "Педагогические науки". 2004 год. № 4.  [7] Краснянский А.В. Системный анализ учебников химии. Часть 1. Анализ научной информации в учебнике для 8 класса О.С. Габриеляна. Педагогические науки. 2004 год. № 5. [8]  Логический словарь ДЕФОРТ. М. "Мысль". 1994.

 

Файл: Систанализучеблит3

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна