Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Единый государственный экзамен (2004): анализ типовых тестовых заданий по обществознанию.

17.03.2009 8:10      Просмотров: 9850      Комментариев: 0      Категория: Единый государственный экзамен

 
Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
 
Единый государственный экзамен (2004): анализ типовых тестовых заданий по

обществознанию

 
1. Введение

   Единый государственный экзамен в форме всеобщего тестирования имеет методологические, организационные, правовые и другие нерешенные проблемы. Многие специалисты критически относятся к тестам ЕГЭ. Так, анализ содержания контрольно-измерительных материалов показал, что более 90 % заданий контролирует формальную полноту удерживаемой информации, а не осмысленное употребление знаний [1]. Автор статьи [2] четко обозначил основной недостаток тестов:  "Что проверяют эти тесты? Только память!"

   Значительная часть заданий ЕГЭ представляют собой тесты закрытой формы. Каждое такое задание содержит несколько ответов, один из которых правильный.

 

 

 

2. Требования к тестовым заданиям

   2.1. Задания не должны быть тривиальными (примитивными), т.е. ответы на них не должны быть самоочевидными или подсказываться формулировкой заданий [3]. 2.2. Неправильные ответы должны быть правдоподобными, то есть похожими на правильные ответы [4]. 2.3. Задания должны контролировать усвоение именно того положения, ради которого они введены, а не каких-либо побочных моментов [3]. 2.4. Задания представляют собой сложные разделительные (дизъюнктивные) вопросы, поэтому каждое задание можно выразить в виде нескольких простых вопросов. Эти вопросы должны быть логически корректными. Логически корректным (правильно поставленным) считается вопрос, предпосылкой которого является истинное суждение. На этот вопрос можно дать истинный ответ.   Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно (адекватно отражает действительность). Ответ ложный, если выраженное в нем суждение неверно. На логически некорректный вопрос невозможно дать истинный ответ. Различают несколько видов логически некорректных вопросов [5].   А. Вопрос содержит выражения, не смыслы, ни значения которых не известны (бессмысленный вопрос). Пример: "Представляет ли собой общество тотальность, внутри себя недифференцированную?". Здесь неясно, что такое "тотальность, внутри себя недифференцированная". Б. В формулировке вопроса содержатся многозначные слова и из контекста не ясно, в каком из возможных значений они употребляются в данном случае. Такие вопросы называют недоопределенными. Пример: "Верно ли, что предшественник человека – духовная субстанция". Слово "субстанция" два значения [6,7]. В. Предпосылкой вопроса является ложное суждение. Пример:"Является ли мистика философской наукой?" Предпосылка этого вопроса – ложное суждение: "Мистика – это наука". Г.  На вопрос нельзя дать ответа, снижающего познавательную неопределенность, поскольку таковой нет. Такие вопросы называют тавтологичными.  Пример: "Между кем и кем была русская-японская война?" [5].   В тестах ЕГЭ не найдены тавтологичные вопросы, но встречаются вопросы, которые можно назвать тривиальными: ответы на эти вопросы являются самоочевидными или подсказываются формулировкой заданий. Пример: "Является ли обществознание комплексом наук об обществе и человеке?"

    Тестовое задание считается "хорошо работающим", если знающие ученики выполняют его правильно, а незнающие выбирают любой из ответов с равной вероятностью [4].

 
 

3. Объект анализа

   Обществознание. Единый государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Учебно-практическое пособие. Автор: С.А. Нижников. Издательство "Экзамен". Москва. 2004.   Пособие   содержит 10 типовых вариантов тестов ЕГЭ 2004 года по обществознанию. Каждый экзаменационный тест состоит из 3 частей, включающих 50 заданий. Часть I включает 38 тестовых заданий с выбором правильного ответа: А1 – А38. Часть II состоит из 4 заданий: В1 – В4. Ответы к этим заданиям нужно сформулировать самостоятельно.    Часть III включает 8 заданий (С1 – С8) с развернутым свободным ответом.

   В данной статье рассматриваются тестовые задания из первой части (серия А) экзаменационного теста.

Примечание. В Министерстве образования и науки заявляют, что несут ответственность только за те учебные пособия, которые выпущены издательством "Просвещение". 

 
 

4. Логический анализ тестовых заданий

 

   Примеры обозначений: 1-А1 означает первое тестовое задание из экзаменационного теста № 1; ?1 – первый вопрос в тестовом задании; звездочкой отмечены правильные (по мнению разработчика) ответы: 3* в задании 1-А1.

1-А1.  Общество представляет собой: 1. Тотальность, внутри себя недифференцированную; 2. Набор разнородных элементов; 3*. Целое с интегрированными в нем частями; 4. Условное соединение различных элементов, внутренне друг с другом не связанных. Это задание можно сформулировать в виде 4-х вопросов. ?1. Представляет ли собой общество тотальность, внутри себя недифференцированную? Неясно, что означает "тотальность" и "тотальность, внутри себя недифференцированная", поэтому ?1 – бессмысленный вопрос. ?2. Является ли общество набором разнородных элементов? Этот вопрос можно считать тривиальным. ?3.  Можно ли рассматривать общество как целое с интегрированными в нем частями? Можно, но такое   определение понятия "общество" является слишком широким. Например, каждый из объектов: атомное ядро, атом, молекулу, кусок гранита, автомобиль тоже можно рассматривать как целое с интегрированными в нем частями. ?4. Является   ли общество условным соединением различных элементов, внутренне друг с другом не связанных? Вопрос бессмысленный, поскольку неясно, что такое "условное соединение". 

1-А24. Обществознание это: 1. Строгая наука; 2. Сфера познания, в которой нет ничего объективного; 3*. Комплекс наук об обществе и человеке; 4. Сфера естественнонаучного знания. ?1. Является ли обществознание строгой наукой? Науки не делят на строгие и нестрогие (см. научную литературу), они делятся на естественные и науки и науки об обществе. Поэтому неясно, что такое "строгая наука".     Например, экономика, в отличие от философии, широко использует математические методы, но экономика и философия – части обществознания.    ?2. Является ли обществознание сферой познания, в которой нет ничего объективного? Это некорректный вопрос, так как базис вопроса – ложное суждение: "Есть сферы познания, в которых нет ничего объективного". Какое же это познание, если оно не дает ничего объективного? ?3. "Является ли обществознание комплексом наук об обществе и человеке?" – тривиальный вопрос. ?4. "Является ли обществознание естествознанием?" тоже тривиальный вопрос, поскольку, проучившись в школе 11 лет, очень трудно не узнать, что науки делят на естественные и "неестественные", т.е. на естествознание и обществознание. 6 – А25. Человек, согласно современным представлениям, есть существо: 1. Биологическое; 2. Социальное; 3. Духовное; 4*. Биосоциальное. ?3. Является ли человек духовным существом? ?4. Является ли человек биосоциальным существом? Нельзя разделять: человек или духовное, или биосоциальное существо.  Здесь два правильных ответа: человек и духовное, и биосоциальное существо.Кроме того, нет в мире социальных существ "в чистом виде" (без приставки "био"). 8 – А25. Предшественником человека является: 1. Обезьяна; 2*. Человекоподобное существо; 3. Духовная субстанция; 4. Представитель внеземной цивилизации. ?2. "Является ли предшественником человека человекоподобное существо?" – тривиальный вопрос, так как очевидно, что предшественник человека должен быть похож на человека.   ?3. "Является ли предшественник человека духовной субстанцией?" – недоопределенный вопрос. ? 4. "Является ли предшественником человека представитель внеземной цивилизации" – некорректный вопрос, поскольку основан на том, что представители внеземной цивилизации существуют, но неизвестно, являются ли они предшественниками человека. 2 – А24. Обществознание изучает: 1. Внеземные цивилизации; 2. Человечество в его чисто умозрительном, теоретическом аспекте; 3*. Различные общества (российское, американское и т.д.). 4. Мелкие группы и сообщества людей (по интересам, профессии и т.д.)  1. "Изучает ли обществознание внеземные цивилизации?" – некорректный вопрос, поскольку его предпосылкой является суждение: "Внеземные цивилизации существуют", и требуется лишь выяснить, изучают ли "внеземные цивилизации" на уроках обществознания. Кроме того, этот вопрос не имеет познавательной неопределенности для учащихся, которые посещали уроки обществознания. 2. "Изучает ли обществознание человечество в его чисто умозрительном, теоретическом аспекте" (путем созерцания, умозрительно, отвлеченно)?" – некорректный вопрос, поскольку предпосылкой вопроса является ложное суждение: "Есть наука, которая изучает человечество чисто умозрительно (путем созерцания, отвлеченно)?" 3 – А24. Методом обществознания являются: 1. Эксперимент; 2. Монолог; 3*. Единство теоретических и эмпирических методов; 4. Исключительно умозрительное (теоретическое) познание. ?2: "Является ли монолог методом обществознания?" – некорректный вопрос, так как основан на ложном суждении: "Монолог – научный метод". Монолог – развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, в эпических и драматических жанрах.   4 –        А24. Общество представляет собой: 1. Сумму людей; 2*. Совокупность общественных отношений; 3. Нерасчлененное единство; 4. Объединение живых существ. ?1. Представляет ли общество сумму людей? Сумма – результат сложения. Вопрос бессмысленный, поскольку неясно, что такое "результат сложения людей". ?2. Является ли общество совокупностью общественных отношений?" По мнению разработчика, на этот вопрос следует ответить: "Да". Однако знающий логику ученик будет сомневаться в правильности этого ответа, так как определение "Общество представляет собой совокупность общественных отношений" содержит ошибку: "тавтология в определении". ?3. "Является ли общество нерасчлененным единством?" –   бессмысленный вопрос, поскольку содержит неясное понятие: "нерасчлененное единство". "Нерасчлененное единство" – результат дихотомического деления объема понятия "единство" на "расчлененное" и "нерасчлененное". Расчлененное единство – это уже не единство (противоречивое словосочетание). Нельзя делить дрова на горючие и негорючие, так как негорючие дрова (противоречивое словосочетание) – уже не дрова, а что-то другое. 9 – А24. Природа и общество: 1. На общество распространяются все природные законы; 2. Общество существует независимо от природы; 3*. Природные законы действуют в обществе в преломленном виде. 4. Общество диктует свои законы природе. ?3 Неясно, о каких природных законах говорит автор тестов. Законы природы: законы сохранения массы и энергии, закон всемирного тяготения и другие законы природы действуют в обществе, причем не в преломленном виде. Если речь идет об этих законах, то правильным является ответ 1, а не 3.   4 –А29. К философским наукам можно отнести: 1. Биологию; 2. Уфологию; 3*. Обществознание; 4. Мистику. 1?. Является ли биология философской наукой? Это тривиальный вопрос. Наверное, трудно найти ученика, который бы не знал, что биология не является философской наукой. ?2. Является ли уфология философской наукой? ?4. Является ли мистика философской наукой? Это некорректные вопросы, так как предпосылки этих вопросов – ложные суждения: "Уфология – наука"; "Мистика – наука". 7 – А25. Согласно современным представлениям, человек является продуктом: 1. Внеземного разума; 2. Аномального происшествия (радиации и др.); 3*. Естественного развития жизни на Земле (эволюции); 4. Инволюции (грехопадения).?1. "Является ли человек продуктом внеземного разума?" – некорректный вопрос.   ?3. Является ли человек продуктом естественного развития жизни на Земле? Этот вопрос (и тестовое задание в целом) проверяет знания не по обществоведению, а по биологии, в которой рассматривается эволюционное учение. 8 – А28. Формированию морали способствует: 1. Наука; 2. Мистика; 3*. Философия; 4. Суеверия.  Здесь два правильных ответа: 1 и 3, поскольку философия является наукой. Примечание. Одни ученые относят философию к науке, другие – нет. 10 – А25. Суеверия не могут совмещаться: 1. С научным мировоззрением; 2. С религиозным мировоззрением; 3*. С философским мировоззрением; 4. С обыденным мировоззрением. Поскольку философское мировоззрение – это научное мировоззрение, то это задание тоже имеет два правильных ответа: 1 и 3.

 

5. Выводы

5.1. Часть тестовых заданий (из серии A) по обществоведению ЕГЭ   содержит различного рода погрешности: логически некорректные вопросы, тривиальные вопросы, два правильных ответа (вместо одного).

5.2.  Доля некорректных заданий составляет 5 – 10 %.

5.3. Тестовые задания закрытой формы нецелесообразно использовать в качестве экзаменационных заданий по обществоведению. 

 
 

6. Литература

[1] М.Г. Минин, Н.С. Михайлова. Психолого-педагогическая диагностика качества знаний. Химия в школе. № 3. 2003. 

[2] А.П. Прохоров. Я возражаю. Преподавание истории в школе. № 6. 2003.

[3] В.Б.Лукьянов. Методическое обеспечение учебного предмета. "Знание". М. 1983.

[4] Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. "Логос". М. 2002.

[5] Ю.В.Ивлев. Логика. "Проспект". М. 2004.

[6] С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М. 1963.

 

[7] Большой энциклопедический словарь. Том 2. М. 1991.             

 

Файл:ЕГЭобщвопргумнаук№3,05

 

                                                                                                     

 
 

    В Интернете можно найти информацию о том,  как деятели Минобрнауки сняли с себя ответственность за тесты, составленные  С.А. Нижниковым.  Обоснование: 1. Минборнауки не отвечает за издательство "Экзамен", а  отвечает, в частности, за издательство "Просвещение". 2. С.А. Нижников якобы никогда не составлял тесты для Единого государственного экзамена. 

 
 
 
 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна