Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

О планах создания Еврейской Советской Социалистической Республики в Крыму. Сборник статей. 1. Александр Ефимов. Еврейская Советская социалистическая республика в Крыму. 2. Проект создания Еврейской Советской Социалистической республики в Крыму. Письмо Соломона Михоэлса, Шахно Эпштейна и Ицика Фефера заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Вячеславу Михайловичу Молотову. Москва, 21 февраля 1944 года.

21.10.2015 10:30      Просмотров: 1224      Комментариев: 0      Категория: Российское государство

 

Александр Ефимов

ЕВРЕЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА В КРЫМУ

К истории одного проекта

URL:  http://www.ozet.ort.spb.ru/rus/index.php?id=1484

 

 

Содержание

Разработка плана создания Еврейской автономии в Крыму
Начало переселения евреев, возникновение конфликта
Репрессии к местному населению в связи с переселением евреев.
Некоторые итоги.

Разработка плана создания Еврейской автономии в Крыму

Одним из основных элементов германской оккупационной пропаганды стал факт массового переселения в Крым евреев и планы создания на территории полуострова Еврейской Республики. На страницах выходившей в Симферополе с 1942 по 1944 гг. газеты на крымскотатарском языке "Азат Крым" помещались материалы об имевших место мероприятиях в этом направлении: "Большевики забрали самые плодородные земли (342.5 тыс. гектаров) на которых посадили жидов". (16 июля 1943, № 84), "Сталин получил диктаторскую власть в России за продажу Крыма жидам"(20 марта 1942, № 17). Естественно эти сообщения нуждались в проверке.

Согласно выявленным в архивных собраниях Крыма документам мы можем отчасти восстановить ход событий и попытаемся определить основные подходы в освящении истории землеустройства на территории Крымской АССР евреев-переселенцев, деятельности организации - Комитет земельного устройства трудящихся евреев (КомЗЕТ).

Одним из видных членов советского правительства Ю. Лариным (Лурье) разрабатывался план создания Еврейской автономии в Крыму и поселения на его территории - для создания большинства в этом районе - 280 тыс. евреев. В ноябре 1923 г. появился так же еще один проект, автором которого являлся руководитель еврейской секции РКП(б) А. Брагин, предложивший образовать автономную область евреев на территории Северного Крыма, южной степной полосы Украины и Черноморского побережья вплоть до границ Абхазии.

Как отмечало Еврейское телеграфное агентство (ЕТА) 20 февраля 1924 г., этот проект одобрили советские руководители: члены Политбюро ЦК РКП(б) Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, кандидат в члены Политбюро Н.И. Бухарин и Председатель Госплана СССР А.Д. Цурюпа. Однако против него выступил, ставший в июле 1923 г. Наркомом земледелия, Александр Петрович Смирнов, усмотревший в таком решении вопроса угрозу обострения межнациональных отношений в регионе предполагаемого расселения.

Для решения вопросов поднимаемых в обращениях Юрия Ларина и Брагина, связанных с переселением евреев из "местечек" Украины и Белоруссии Президиум ЦИК СССР на своем заседании 29 августа 1924 г. постановил образовать Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся, и Общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся. КомЗЕТ возглавил П.Г. Смидович, ОЗЕТ возглавил уже нам известный Юрий Ларин.

Решение о необходимости переселения еврейских семей КомЗЕТом объяснялось следующим: "По социальному составу насчитывается евреев членов профсоюзов, включая и безработных, триста тысяч ... а вместе с членами семей 850.000 чел. и около 130.000 душ земледельцев.

Остальная часть в 1.750.000 чел. падает на кустарей, мелких торговцев и лиц без определенных занятий... Совершенно ясно, что такая экономическая структура еврейского населения совершенно неприспособленна к Советскому строю, с его курсом на госторговлю, кооперацию и концентрацию промышленности и что если не будет принято экстренных мер по переводу еврейского населения на производственный труд, то значительная часть его будет поставлена перед перспективой вымирания и вырождения".

КомЗЕТ решил ориентировать свою деятельность на переселение 500-600 тыс. человек. В мае 1926 г. определен перспективный план переселения евреев по СССР на 10 лет - 100.000 семей. В июне того же года был утвержден план на ближайшие 3 года - 18.000 семей.

Основной базой переселения КомЗЕТом была определена Крымская АССР.

Согласно перспективному плану земельного устройства евреев трудящихся в 1927-1936 гг. утвержденному в 1926 г., подлежало переселению всего: 96.000 семей. В Крым по этому плану за три года должно было переселиться 10.700 семей или 55,6 % от общего числа переселенцев. На период с 1930 по 1936 гг. число еврейских семей направляемых в Крым по перспективному плану не указывалось, но исходя из данных на 1927-1929 гг. можно предположить, что число их не должно было быть меньше 60% от общего числа переселенцев. Исходя из этого, в Крыму должно было быть размещено в 1927-1936 гг. - около 250-300 тысяч еврейских переселенцев.

В соответствии с решением ЦК ВКП(б) от 26 июля 1928 г. Крымская АССР наряду с Биробиджаном являлась основной базой еврейского переселения.

Начало переселения евреев, возникновение конфликта

Всего к октябрю-ноябрю 1928 г. в Крыму выделено 131.901,24 гкт. Всего зачислено на землю 4.767 семей или 26.269 едоков, однако осело на земле за 1925-28 гг. 3.822 семьи или 20.380 чел.

Важным вопросом является источники финансирования этих мероприятий. 16 декабря 1924 г. СНК СССР утвердил договор с "Агро-Джойнтом", разрешив ему проводить работу в пределах СССР по созданию еврейских сельскохозяйственных коммун.

В 1926 г. в СССР приезжал руководитель еврейской благотворительной организации "Джойнт" Джеймс Н. Розенберг, в результате встреч с руководителями страны была достигнута договоренность о финансировании Д. Розенбергом мероприятий по переселению евреев Украины и Белоруссии в Крымскую АССР. Помощь оказывали также Французское еврейское общество, Американское общество помощи еврейской колонизации в Советской России и др. 31 января 1927 г. заключен новый договор с "Агро-Джойнтом". По нему организация выделяла 20 млн. руб. на организацию переселения, советское правительство выделяло для этих целей 5 млн. руб.

За четыре года (1924-1928) на обустройство евреев: 4.859.685 руб. из этой суммы "Агро-Джойнт" - 3.817.710 руб., ОЗЕТ - 799.999 руб., КомЗЕТ - 241.976 руб.

Для понимания всей сложности переселенческой политики необходимо знание фактических данных об общей численности земли и населения в Крыму в рассматриваемый период.

Как известно, площадь Крыма равна 2.578.800 гектаров из них на середину 20-х годов приходилось 1.571.900 гектаров пахотных земель, а остальная площадь - леса и неудобья. Основным вопросом истории Крыма XVIII - нач. XX вв. являлся вопрос земельный, передача после присоединения полуострова к России всевозможным царедворцам до 1796 г. 320.039 (гкт.). В связи с этим основным вопросом национальной политики стало расселение малоземельного крестьянства (в основном из татарских сел) на освободившиеся земли Степного Крыма. Для переселения и расселения крымского крестьянства был определен республиканский фонд, который к 1926 г. составил 234.421 гкт.

21 апреля 1926 г. выездное заседание Бюро ОК ВКП(б), проходившее в Бахчисарае, одобрило перспективный переселенческий план по республике. По нему подлежало переселению 9.534 крестьянских двора. Для проводимого междуселенного землеустройства недоставало по материалам представленным в ОК 47.000 десятин (52.217 гкт.).

На Первом Всекрымском съезде было решено начать работу по проведению переселения в Крым татар-эмигрантов и их потомков, проживавших в Добрудже и Турции. Позднее было решено для размещения реэмигрантов в количестве 4.000 хозяйств (200.000 человек) забронировать земельный фонд в 100.000 десятин (111.100 гкт.). Для проведения этих мероприятий требовалось вложение 2 миллионов рублей. Предложения по решению этого вопроса ОК и Крым ЦИКом был направлены в центр.

Таким образом, переселение евреев в Крым противоречило установкам местных властей на оказание помощи в земельном устройстве татарского крестьянства.

Конфликт между крымскими государственными и партийными учреждениями и Москвой разрастался.

7 апреля 1926 г. в Симферополе открылась Всекрымская еврейская конференция. В связи с освящением ее деятельности произошел неприятный для КомЗЕТа инцидент. В номере от 11 апреля "Красного Крыма" были опубликованы основные положения прозвучавшего на идиш выступления представителя Отдела национальностей ВЦИК тов. И.М. Рашкеса. В том числе следующие:

"Мы стремимся создать сплошную земельную площадь с автономией в перспективе не для концентрации всемирного еврейства, а в целях устройства на земле трех миллионов евреев СССР".

Через три дня там же было опубликовало письмо тов. Рашкеса, в котором он отказывался от этих слов, называя напечатанный текст "явно нелепой мыслью". Редакция, сославшись на недостаточное знание своим сотрудником еврейского языка, извинилась перед столичным товарищем. Необходимо указать, что Рашкес регулярно присутствовал на заседаниях КомЗЕТа, и наверняка знал о проектах Ларина.

Одним из главных противников массового переселения евреев в Крым становится Председатель Крымского Центрального Исполнительного Комитета Вели Ибраимов. Когда ситуация на полуострове вышла из под контроля В. Ибраимов выступил со статьей о еврейском переселении в крымскотатарской газете "Ени-Дунья": "От нас требуют земли на переселение в Крым 8.000 еврейских хозяйств, однако, как я выше сказал, наши излишки не удовлетворяют даже своих внутренних нужд, а поэтому крымское правительство нашло невозможным удовлетворение данного требования. Недавно этот вопрос мы поставили в Москве и надеемся, что он будет решен в нашу пользу".

Репрессии к местному населению в связи с переселением евреев

26 сентября 1927 г. Ларин предложил комплекс новых мероприятий по обустройству еврейских переселенцев в Крыму. Согласно этому плану основной специализацией хозяйства в 6.000 переселенческих хозяйствах должно было стать производства виноградного спирта для снабжения крымских винзаводов. Одним из важных пунктов стало предложение НКВД Крымской АССР "разработать ... план разделения на сельсоветы отводимых для еврейского земледелия площадей с учреждением соответствующих сельсоветов по мере фактического заселения и с признанием в них языками делопроизводства русского и еврейского на равных правах". Что по нашему мнению являлось первым этапом к созданию автономных еврейских территориальных образований на полуострове.

Все эти предложения встретили яростное сопротивление руководителей Крымской АССР и, прежде всего, Вели Ибраимова. Для его устранения центральным аппаратом ОГПУ была разработана хитроумная операция. В. Ибраимов был вызван в Москву, где под давлением вынужден был признаться в организации убийства одного из татарских активистов и сокрытии бандитов.

Через несколько дней после признания В. Ибраимова и ареста его группы, 14 февраля 1928 г. КомЗЕТ обсуждал предложения Ларина в отношении мероприятий по Крыму. Вновь Ларин выступил с предложением по созданию Еврейской республики.

5 сентября 1930 г. решением Крымского ЦИКа Фрайдорф становится центром еврейского национального района. В 1931 г. ОК ВКП(б) и Крымское правительство в своих решениях констатировало, что "еврейское переселение в Крым себя политически и хозяйственно оправдало". В республике создан еврейский национальный Фрайдорфский район, 32 еврейских национальных сельсовета, издавалась газета "Ленин Вег" на идиш.

Переселение евреев совпало с раскулачиванием и насильственным выселением из Крыма зажиточных крестьян. ГПУ развернуло сеть концентрационных лагерей по всему полуострову. Только в одном Симферопольском районе их было четыре. Согласно доклада сотрудника Крымского ОГПУ Салынь на 26 марта 1930 г. раскулачено и определено к выселению 16 тыс. человек. За 1930-1931 гг. из Крыма было выселено 4325 семей (из них на Урал - 2772, в северный край - 1553). Общее число выселенных достигало 25-30 тыс. человек. К 1 мая 1931 г. отобрано у кулаков 50.000 гектаров.

Подобная политика шла в разрез с устремлениями местных национальных руководителей. В феврале 1931 г. председатель ЦИК Крымской АССР Мемет Исмаил Кубаев на партконференции Джанкойского района заявил, что Москва проводит политику великодержавного шовинизма, разоряет трудовые массы Крыма и прежде всего татар. На бюро ОК это выступление расценено как "контрреволюционное". Кубаев был немедленно снят с поста председателя ЦИКа.

Некоторые итоги

Прибывающие в Крым евреи не были приспособлены к сельскохозяйственному труду. По социальному составу еврееи-переселенцы: торговцы - 50%, ремесленники - 20%, рабочие - 10%, неопределенных занятий - 15%, интеллигенция - 5%.

В Крыму они попали в непривычные для них условия. Так один из переселенцев Гирш Берков Лившиц писал: "Прибыв в Крым ... мои средствы так исчезли что я кое как жил сам занимался мелким торговлем по деревням. После засева вернулся да дому собрал свои монатки и приехал с семьей который состоит из 5 душ 2 мужчин и 3 женщин все взрослые. После вся наша страдание из 15-го февраля 1927 г. до жнивы т.е. до 1 августа которые самая первая блюда хлеб с водой...".

Из письма другого переселенца Владимира Исаковича Гринбанда: "Уже четыре месяца семья на участке буквально голодает я ежедневно с ломом в руках рыл камни и на своих плечах с семейством переносил на усадьбу, работал впроголодь (другие переселенцы) между собой неуладили, погрызлись и разбежались".

Переселение евреев встречало в некоторых населенных пунктах неприятие со стороны местного населения. Земельные, экономические конфликты переходили в национальные. Так в апреле 1928 г. на 75 переселенческом участке группа жителей дер. Айбары с криками "бей жидов спасай экономию", "мы их выживем отсюда", "будем резать жидов" избила часть переселенцев. Ночью кто-то кинул камень в окно переселенческого дома, от чего находившаяся в нем беременная женщина упала в обморок и т. д.

В связи с этими фактами к июлю 1928 г. наблюдался большой отход переселенцев, в особенности из Белоруссии, - из 202 семейств отошли 103 (51 %), Украины из 421 семейств - 80 (19 %). По Евпаторийскому и Джанкойскому районам из зачисленных на землю 942 семейства, отход 204 семейства (21.26 %).

К 1933 г. из переселенцев 1924 г. по колхозам Фрайдорфской МТС осталось всего 20-25 %, а по Лариндорфскому МТС всего 11 %. По отдельным колхозам текучесть доходила до 60 - 70 %. По колхозам Смидовической МТС из 265 переселенцев вербовки 1932 г. убыло 190 человек. В колхоз им. Калинина прибыло 32 - убыло 25; в колхоз "Ротштерн" - прибыло 24, убыло 15 и т.д. Ситуация во Фрайдорфском районе: на участке № 21 из прибывших 43 семей уехали 28, участке № 62 из 36 семей уехали 15, участок № 22 из 36 семей уехали 30.

На заседании Бюро Крымского ОК ВКП(б) 27 февраля 1934 г. прозвучало, что сроком установленным правительством для окончания работ по вселению еврейских переселенцев является конец 1935 г.

Отделение "Джойнт" в СССР было ликвидировано по Постановлению Политбюро ВКП(б) от 4 мая 1938 г. Д. Розенберг израсходовал на мероприятия по созданию еврейских колоний в Крыму 30 миллионов долларов.

По переписи 1926 г. из 39.921 еврея в сельской местности проживало 4.083 чел. К 1930 г. в Крым переселилось до 4.000 еврейских хозяйств, которым отведено на к 1932 г. 344.269 гектаров, из них пашни - 235.413.

При чем на 1 января 1930 г. из 49.100 евреев, проживавших в Крымской АССР, лишь 10.140 проживало в селе, остальные 38.970 - в городах. К 1937 г. в Крыму проживало 54.813 евреев. К 1941 г. число евреев увеличилось, по некоторым данным до 70 тыс., из них в 86-ти еврейских колхозах проживало всего лишь 17 тыс. человек.

Александр Ефимов, www.moscow-crimea.ru/history/20vek/republic.html

 

 

Проект создания Еврейской Советской Социалистической республики

Письмо Соломона Михоэлса, Шахно Эпштейна и Ицика Фефера заместителю Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Вячеславу Михайловичу Молотову

Москва, 21 февраля 1944 года

 

"Записка о Крыме". Отрывок из статьи Украинский гамбит (операция новый иерусалим) - 12.  March 11th, 2014.  URL:  http://zlobnig-v-2.livejournal.com/302472.html

 

"Зам. Председателя Совета Народных Комиссаров СССР тов. Молотову В.М.
Дорогой Вячеслав Михайлович!

В ходе Отечественной войны возник ряд вопросов, связанных с жизнью и устройством еврейских масс Советского Союза.

До войны в СССР было до 5 миллионов евреев, в том числе приблизительно полтора млн. евреев из западных областей Украины и Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Буковины, а также из Польши. Во временно захваченных фашистами советских районах, надо полагать, истреблено не менее 1,5 млн. евреев.

За исключением сотен тысяч бойцов, самоотверженно сражающихся в рядах Красной Армии, все остальное еврейское население СССР распылено по среднеазиатским республикам, Сибири, на берегах Волги и в некоторых центральных областях РСФСР.

В первую очередь, естественно, ставится и для эвакуированных еврейских масс, равно как и для всех эвакуированных, вопрос о возвращении в родные места. Однако в свете той трагедии, которую еврейский народ переживает в настоящее время, это не разрешает во всем объеме проблемы устройства еврейского населения СССР.

Во-первых, в силу необычайных фашистских зверств, в особенности в отношении еврейского населения, поголовного его истребления во временно оккупированных советских районах, родные места для многих эвакуированных евреев потеряли свое материальное и психологическое значение. Речь идет не о разрушенных очагах - это касается всех возвращающихся на родные места. Для огромной части еврейского населения, члены семей которого не успели эвакуироваться, речь идет о том, что родные места превращены фашистами в массовое кладбище этих семей, родных и близких которых оживить невозможно. Для евреев же из Польши и Румынии, ставших советскими гражданами, вопрос о возвращении вообще не стоит. Оставшиеся там родственники их истреблены, и стерты с лица земли все следы еврейской культуры.

Во-вторых, ввиду необычайного роста среди братских народов национальных кадров, строящих свою культуру, значительная часть интеллигенции еврейской национальности, ранее работавшая в различных областях национальной культуры братских народов, находит все меньшее применение своим силам, что приводит к дисквалификации большого круга этой интеллигенции.

Накопленную веками культурную энергию интеллигенция еврейской национальности могла бы с огромной пользой применить в строительстве еврейской советской культуры, которая имеет большие достижения. Но распыленность еврейского населения, составляющего во всех республиках незначительное меньшинство, не дает возможности это осуществить.

Фактически прекратилась политико-воспитательная и культурно-просветительная работа среди еврейских масс на родном языке. Имеющееся незначительное количество культурных еврейских учреждений (несколько театров, одно издательство и одна-единственная еженедельная газета) не в состоянии удовлетворить культурные нужды и потребности более трехмиллионного еврейского населения.

Оставление огромной массы еврейского населения в распыленном виде, без политического и культурного воспитания на родном языке создает свободное поле для происков чуждых и враждебных влияний.

В ходе войны обострились некоторые капиталистические пережитки в психологии отдельных прослоек различных народностей, включая и часть их интеллигенции. Одним из наиболее ярких выражений этих пережитков являются новые вспышки антисемитизма. Эти вспышки всячески разжигаются фашистскими агентами и притаившимися вражескими элементами с целью подрыва важнейшего достижения советской власти - дружбы народов.

Эти нездоровые явления воспринимаются крайне болезненно всеми слоями еврейского населения СССР, которые показали себя подлинными патриотами родины героизмом своих лучших сынов и дочерей на фронтах Отечественной войны и в тылу. Проявление антисемитизма вызывает острую реакцию в душе каждого советского еврея без исключения еще и потому, что весь еврейский народ переживает величайшую трагедию в своей истории, потеряв от фашистских зверств в Европе около 4 миллионов человек, т. е. 1/4 своего состава. Советский Союз же единственная страна, которая сохранила жизнь почти половине еврейского населения Европы. С другой стороны, факты антисемитизма в сочетании с фашистскими зверствами, способствуют росту националистических и шовинистических настроений среди некоторых слоев еврейского населения.

С целью нормализации экономического роста и развития еврейской советской культуры, с целью максимальной мобилизации всех сил еврейского населения на благо советской родины, с целью полного уравнения положения  еврейских масс среди братских народов, мы считаем своевременной и целесообразной в порядке решения послевоенных проблем постановку вопроса о создании Еврейской советской социалистической республики. В свое время была создана Еврейская автономная область в Биробиджане с перспективой превращения ее в еврейскую советскую республику, чтобы таким образом разрешить государственно-правовую проблему и для еврейского народа.

Необходимо признать, что опыт Биробиджана, вследствие ряда причин, в первую очередь, недостаточной мобилизованности всех возможностей, а также ввиду крайней его отдаленности от места нахождения основных еврейских трудовых масс, не дал должного эффекта. Но, невзирая на все трудности, Еврейская автономная область стала одной из самых передовых областей в Дальневосточном крае, что доказывает способность еврейских масс строить свою советскую государственность. Еще более эта способность проявлена в развитии созданных еврейских национальных районов в Крыму.

В силу всего вышеизложенного мы бы считали целесообразным создание еврейской советской республики в одной из областей, где это по политическим соображениям возможно.

Нам кажется, что оной из наиболее подходящих областей явилась бы территория Крыма, которая в наибольшей степени соответствует требованиям как в отношении вместительности для переселения, так и вследствие имеющегося успешного опыта в развитии там еврейских национальных районов.

Создание еврейской советской республики раз и навсегда разрешило бы по-большевистски, в духе ленинско-сталинской национальной политики, проблему государственно-правового положения еврейского народа и дальнейшего развития его вековой культуры. Эту проблему никто не в состоянии был разрешить на протяжении многих столетий, и она может быть разрешена только в нашей великой социалистической стране.

Идея создания еврейской советской республики пользуется исключительной популярностью среди широчайших еврейских масс Советского Союза и среди лучших представителей братских народов.

В строительстве еврейской советской республики оказали бы нам существенную помощь и еврейские народные массы всех стран мира, где бы они ни находились. Исходя из вышеизложенного, предлагаем:

1. Создать еврейскую советскую социалистическую республику на территории Крыма.

2. Заблаговременно, до освобождения Крыма, назначить правительственную комиссию с целью разработки этого вопроса.

Мы надеемся, что Вы уделите должное внимание нашему предложению, от осуществления которого зависит судьба целого народа.

С. М. МИХОЭЛС
ШАХНО ЭПШТЕЙН
ИЦИК ФЕФЕР
Москва, 21 февраля 1944 года."

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна