Анатолий Краснянский: Чтобы правильно понять то, о чем говорится в статье Елены Витальевны Пискуновой, необходимо посмотреть раздел: "Anti-PISA. Системный анализ заданий программы PISA": https://avkrasn.ru/category-2.html
Елена Витальевна Пискунова
Анализ результатов исследования грамотности чтения российских школьников как источник совершенствования образовательных программ
URL: http://togirro.ru/assets/files/Vestnik/2013/vestnik_TOGIRRO_3_2013.pdf
Страница 48 (первая страница статьи):
Российская академия образования совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, начиная с 1988 г., ведут исследования по сравнительной оценке образовательных достижений школьников в России в рамках международных исследовательских проектов. Международные исследования (PIRLS [1], TIMSS [2] и PISA [3]) 4, проводимые Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluati on of Educational Achievement) и Организацией экономического сотрудничества и развития – OECD (Organisation for Economic Cooperation and Development), позволяют оценить состояние и тенденции развития общего образования в странах мира, выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школах разных стран, а также оценить качество общего образования в России с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом. К настоящему времени в названных международных исследованиях участвует почти 70 стран мира.
Сравнение результатов России с другими странами демонстрирует приоритеты отечественного общего образования от приоритетов, характерных для многих стран. Результаты международного исследования учебных достижений школьников TIMSS свидетельствуют, что уровень предметных знаний и умений российских восьмиклассников не ниже или превышает уровень учащихся многих стран, которые в исследованиях PISA показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных (например, Финляндия, Нидерланды, Канада, Австралия, Чешская Республика, Венгрия, Новая Зеландия, Швеция и другие).
Это говорит о том, что в настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи. Одна из причин этого явления – крайности в реализации академической направленности российской школы, перегруженность программ и учебников, ориентация учебного процесса на изучение содержания отдельных предметов.
4 PIRLS ( Progress inInternational Reading Literacy Study ) – Международное исследование прогресса в области грамотности чтения, TIMSS ( Trends in Mathematics and Science Study ) – международное исследование тенденций в математическом и естественнонаучном образовании, PISA (Programme for International Student Assessment) — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся.
Библиографический список:
1. Исследование качества чтения и понимания текста. [Электронный ресурс] // URL: http://centeroko.ru/pirls/pirls.htm
2. Международное исследование по оценке каче ства математического и естественнонаучного образования. [Электронный ресурс] // URL: http://centeroko.ru/timss_r/timss99.htm
3. OECD PISA Online. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pisa.oecd.org/pages/0,2987,en_32252351_32235731_1_1_1_1_1,00.htm
Скриншоты
Елена Витальевна Пискунова
Анализ результатов исследования грамотности чтения российских школьников как источник совершенствования образовательных программ
Пискунова Елена Витальевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург. Статья: Международные исследования как источник развития отечественного высшего педагогического образования. Вестник ТОГИРРО. 2013 год. № 3. Стр. 48 — 51. Сборник научных статей VI Всероссийской научно-практической конференции "Специфика педагогического образования в регионах России". Тюмень-Санкт-Петербург. 2013 год. URL: http://togirro.ru/assets/files/Vestnik/2013/vestnik_TOGIRRO_3_2013.pdf
.
Другие статьи Е.В. Пискуновой:
1. Пискунова Елена Витальевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург. Международные исследования как источник развития отечественного высшего педагогического образования. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1328.htm
2.