Орест Муштук. Сборник статей. 1. Русофобия как форма массовой паранойи на Украине. 2. Но… Потеряла ли Россия Украину?

Орест Муштук: "Истоки нынешнего разрушительного системного кризиса на Украине - не в политике России, а в технократически нелегитимной (непрофессиональной) политике правящих кругов, в том числе в сфере межнациональных отношений. Положенная в основу этой политике установка «одна держава, одна нация, одна мова» уже изначально содержала в себе мощный конфликтогенный заряд".

 

Орест Муштук

Русофобия как форма массовой паранойи на Украине

Опубликовал Politolog, 17-11-2014, 20:46.  Российское общество политологов. Московское областное отделение. URL:   http://politmos.ru/2148-orest-mushtuk-rusofobiya-kak-forma-massovoy-paranoyi-na-ukraine.html

 

Орест Муштук: Русофобия как форма массовой паранойи на Украине

 

Будет ли реализован в полном объеме проект США разорвать историческую связь Украины с Россией? Однозначного ответа на этот вопрос нет, и вряд ли его кто может дать сегодня. Но то, что в рамках этого проекта антироссийская истерия на Украине, по сути, приняла форму самой настоящей массовой паранойи – факт, который трудно оспорить. Обвинения сыплются как из рога изобилия и Москва изображается основным дестабилизирующим Украину фактором, первоисточником всех ее бед и трагедий. Включая и братоубийственную гражданскую войну на Юго-Востоке.

На самом деле истоки нынешнего разрушительного системного кризиса на Украине — не в политике России, а в технократически нелегитимной (непрофессиональной) политике правящих кругов, в том числе в сфере межнациональных отношений. Положенная в основу этой политике установка «одна держава, одна нация, одна мова» уже изначально содержала в себе мощный конфликтогенный заряд.

Ведь в отличие от Белоруссии, Украина к моменту распада СССР не представляла собой страны – нации, т.е. государства, олицетворявшего собой институционализацию (суверенитет) единой исторически (эволюционно) сформировавшейся нации с общностью не только территории, но и общей историей, языком, культурой. Это была (и остается до сих пор) двуязычная полиэтническая страна, в которой, по сути, не один, а два государство образующих народа – русский и украинский, не говоря уже о национальных меньшинствах, которые не в виде диаспор, а в статусе коренных этнических групп проживали (и проживают) на ее территории (в границах, установленных советской властью).

Но вместо того, чтобы признать эту многоликую в этническом плане реальность и предоставить право неукраинским украинцам на территориальную и культурную автономию с тем, чтобы со временем (через одно-два поколения) они стали «большими украинцами», был взят курс на их ненасильственную ассимиляцию через окультуривание (ускоренную тотальную «украинизацию»). В том числе, — языковую.

И когда одним из первых шагов новых правителей Украины стала отмена закона о статусе русского языка как регионального, принятого Верховной Радой в июле 2012 г., опасность своеобразного культурного геноцида по отношению к русским на Юго-Востоке приобрела реальные очертания. Пробудив в их среде присущий любому этносу инстинкт самосохранения и желание самим быть хозяевами собственной судьбы на земле, на которую они пришли не вчера. Ведь это земля, окультуренная и обустроенная их предками, обильно политая кровью их отцов и дедов в годы Великой Отечественной войны.

Но при этом изначально никто не ставил вопрос об отделении – все требования сводились изначально к требованию на территориальную и языковую автономию, праву жить по-людски с учетом того вклада, который вносится в благосостояние Украины. То обстоятельство, что на эти требования официальный Киев никак не реагировал и подобного политического дискурса в упор не замечал, как раз и стало одним из решающих факторов-детерминант той трагедии, которая сегодня разыгрывается на Юго-Востоке Украины.

Важно подчеркнуть и другое — эта трагедия не имела бы места быть, если бы на нее активно не работал еще один фактор, — внешний — одобрение и покровительство США (Украина-де имеет право на силовое решение проблемы) и их союзников по НАТО. Политика поощрения зла и насилия говорит, в том числе о том, что, по большому счету, «сытый» Запад плевать хотел на «бедный» Восток и его славян – как неких «недоделанных европейцев», выражаясь западным политическим дискурсом. Пусть истребляют друг друга, освобождая пространство для нашей (западной) экономической экспансии. Ведь они — славяне не делают историю. Эта риторика Исаака Бабеля — ключ к пониманию трагедии не только на Украине, но в других славянских странах, Югославии, прежде всего.

Орест Захарович Муштук, кандидат исторических наук, профессор. Московское областное отделение РОП.

 

Орест Муштук

Но… Потеряла ли Россия Украину?

URL:  http://politmos.ru/2173-orest-mushtuk-no-poteryala-li-rossiya-ukrainu.html

Потеряла ли Россия Украину? На этот вопрос журналист и обозреватель радио «Эхо Москвы» Матвей Ганапольский в своей статье «Рада, что не пророссийская», опубликованной на страницах «Московского Комсомольца» 30 октября 2014 года, отвечает однозначным «да». И в этом-де виновата сама Россия, которая «не дает украинскому обществу расслабиться». По этой причине у нынешнего украинского парламента, избранного на досрочных выборах в сентябре 2014 г., «будет одна черта, радикально отличная от парламента предыдущего: он будет однозначно проукраинским, без прежней оглядки на Восток».

Представляется, что рассуждать таким образом, значит утверждать, что Украина до майдана была независимым государством только формально (так сказать, де-юре), тогда как на самом деле (т.е. де-факто) являлась государством — сателлитом, всецело находившимся под влиянием России, послушно следовавшимв фарватере ее политики. Но так или это? Если посмотреть на историю взаимоотношений России со странами СНГ, то самым проблемным партнером для нее в этих отношениях всегда была именно Украина. В том числе и при Януковиче. Не говоря уже о том времени, когда Украиной правил тандем «оранжевой революции» 2004 г. в лице Ющенко и Тимошенко. Стало быть, Россия не могла потерять Украину в роли сателлита, поскольку та никогда им не была.

Не потеряла Россия Украины и в географическом смысле – она как граничила с Россией, так и будет граничить. Даже если отгородится от последней «восточным валом» и введет визовый режим миллионы гастербайтеры, как ездили в Россию на заработки, так и будут ездить. Тем более в условиях, когда галопирующими темпами растет безработица, а заверения, что украинских мигрантов на Западе все ждут с распростертыми объятиями, и они смогут свободно перемещаться от страны к стране, оказались мифом. А вот в России они действительно востребованы и, более того, имеют определенные преференции перед мигрантами из других стран. В том числе потому, что свободно владеют русским языком и по своим ментальным характеристикам мало чем отличаются от русских россиян.

Потеряла ли Россия Украину в качестве экономического партнера? Опять же все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд, учитывая, что до начала процесса ухудшения отношений доляУкраины во внешнеторговом обороте России (по итогам за 2012) г. составляла всего лишь 5,4% г., тогда как в обороте Украины доля России достигала 29,4%. Кроме того, некоторые секторы украинской экономики почти полностью были завязаны на российский рынок, и в одночасье переориентировать их на европейский рынок и сделать производимую ими продукцию конкурентно способной, соответствующей стандартам ЕС, практически невозможно.

А вот Россия вполне способна к замещению украинского импорта, в том числе в сфере ВПК. Что она, со всей очевидностью, продемонстрировала в ответ на подписание Украиной соглашения об ассоциации с ЕС. В результате товарооборот между Украиной и Россией уже просел почти наполовину и в случае его дальнейшего «проседания» страна, по признанию ее нынешнего премьер-министра А. Яценюка, будет терять ежегодно около 5 млрд. долларов.

В этой связи можно, не впадая в преувеличения, заключить, что очень скоро (или, по меньшей мере, не в столь отдаленной перспективе), в отношениях между Украиной и Россией не экономика будет концентрированным выражением политики, а как раз наоборот — политика будет концентрированным выражением экономики. И верх в правительственных решениях возьмёт не конъюнктурная политическая, а долгосрочная экономическая целесообразность и державно своекорыстный прагматизм.

Если брать во внимание нынешнюю антироссийскую истерию на Украине, в рамках которой Россия предстает уничижающим ее Левиафаном, то может создаться впечатление, что для России Украина с прилагательным «братская» канула в Лету. На самом деле это не так. Субъектом – носителем ненависти к России является не народ, а нынешняя профессионально негодная власть, для которой жупел России – бренд, призванный скрыть ее неспособность предложить стране ничего, кроме как «Запад нам поможет», оправдать развязывание братоубийственной гражданской войны, в победу которой верит все меньше народа. Простых граждан – жертв массированной информационно-психологической войны против России, которые на фоне стремительно ухудшающейся ситуации в экономике и социальной сфере все в большей мере осознают пагубность того курса, который навязан Украине США и их союзниками по НАТО.

Так потеряла ли Россия Украину? Если уж говорить о потере, то все обстоит с точностью до наоборот. Не Россия потеряла Украину, а Украина теряет Россию как действительно братскую страну, от которой Украина за двадцать лет независимости получила поддержку в общей сложности более чем на 50 млрд. долларов. Не говоря уже о многих миллиардах долларов, которые пересылают на Украину работающие в России гастербайтеры.

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: