Доктор педагогических наук, профессор Марина Борисовна Челышкова. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Требования к заданиям в закрытой форме.

В разделе перечислены 19 требований к заданиям в закрытой форме, например: 1) в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок; 2) основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из семи-восьми слов.


Источник информации:
Марина Борисовна  Челышкова. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М. "Логос".  2002.

Доктор педагогических наук, профессор Марина Борисовна  Челышкова

Требования к  заданиям в закрытой форме (стр. 118 – 120)

   Дистракторы*  и основная часть заданий должны удовлетворять ряду требований, позволяющих правильно подойти к формулированию заданий теста. Часть требований носит достаточно общий характер и подходит для заданий всех форм, другая – крайне  специфична и годится только для заданий закрытой формы. В случае разработки предтестовых заданий с одним правильным ответом к таким требованиям обычно относят следующие:

1)    в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

2)    основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из семи-восьми слов;

3)    задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию,  в основной текст задания вводится не более одного придаточного предложения;

4)    в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;

5)    все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины либо правильный ответ может быть короче других, но не во всех заданиях теста;

6)    из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;

7)    частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;

8)    основная часть задания освобождается от всякого иррелевантного для данной проблемы материала;

9)    из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст заданий;

10)    в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда»  и  т. п., так как в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа;

11)    из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;

12)    при формулировке дистракторов не рекомендуется использовать выражения «ни один из перечисленных», «все перечисленные» и т.п., так как они способствуют угадыванию правильного ответа;

13)    из числа тестовых исключаются задания, содержащие оценочные суждения и мнения ученика по какому-либо вопросу;

14)    все дистракторы к каждому заданию должны быть равновероятно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа;

15)    ни один из дистракторов не должен являться частично правильным ответом, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный ответ;

16)    основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов;

17)    ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста, т.е. не следует использовать дистракторы из одного задания в качестве ответов к другим заданиям теста;

18)    если задание имеет среди прочих альтернативные ответы, не следует сразу после правильного приводить альтернативный ответ, так как внимание отвечающего обычно сосредоточивается только на этих двух ответах;

19)    все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания теста.

Выполнить все эти требования для начинающего разработчика трудно, а иногда и попросту невозможно. Правда, часть требований носит рекомендательный характер, что несколько облегчает ситуацию с анализом отдельных недостатков формы. Например, вряд ли тест не удастся, если будет задействовано не семь-восемь, а десять, двенадцать или даже больше слов в формулировках основной части заданий либо задания будут сформулированы в виде вопроса. Другая часть требований обязательна к выполнению.

   Тест явно не годится, если в заданиях есть неработающие дистракторы либо в формулировках присутствуют скользкие места, порождающие при чтении двусмысленность.

  Конечно, здесь многое зависит от специфики контролируемого содержания. Математические упражнения — наиболее подходящий объект для разработки заданий теста, так как правильность ответа обычно не вызывает никаких сомнений или разночтений. Гораздо сложнее обстоит дело, например, с историей, где зачастую появляются ответы, вызывающие сомнения в правильности, а также явно неправдоподобные дистракторы.

Примечание. *Дистракторы – неправильные, но похожие на правильные,   (правдоподобные) ответы.
 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: