Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Дмитрий Гутгарц. Возврат к Конституции 2004 года и права гражданина Украины.

11.03.2014 22:18      Просмотров: 877      Комментариев: 0      Категория: Украина и киевские путчисты

 Дмитрий Гутгарц

Возврат к Конституции 2004 года и права гражданина Украины

Источник информации - http://www.prostopravo.com.ua/klub_yuristov/yuridicheskiy_rynok/stati/vozvrat_k_konstitutsii_2004_goda_i_prava_grazhdanina_ukrainy  . 6 февраля 2014 года.

 

В силу сложившейся политической обстановки в Украине сегодня часто поднимается вопрос о возврате к нормам Конституции Украины 2004 года. Однако для многих граждан страны это словосочетание мало о чем говорит. Prostopravo.com.ua разбирался, как же повлияет на жизнь, права и интересы рядового гражданина Украины "возврат" к нормам Конституции Украины в редакции 2004 года.

 

Немного истории

Начнем с того, что следует понимать под Конституцией Украины 2004 года. Принятие изменений к Конституции Украины, получивших название конституционной реформы, 8 декабря 2004 года также связано с революционными волнениями в Украине, связанными с выборами Президента Украины, состоявшимися в ноябре 2004 года. Тогда Верховная Рада Украины, преодолевая политический кризис, приняла Закон Украины «О внесении изменений к Конституции Украины» (далее  - Закон №2222-IV). Закон был подписан Президентом Украины Леонидом Кучмой прямо в сессионном зале Парламента. Этот закон также вошел в историю нашего государства, как «конституционная реформа».

Конституция в редакции Закона №2222-IV действовала до 30 сентября 2010 года, когда Конституционный Суд Украины своим решением №20-рп/2010  в деле по конституционному представлению 252 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины «О внесении изменений к Конституции Украины» от 8 декабря 2004 года №2222-IV (дело о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины) признал неконституционным Закон №2222-IV в связи с нарушением конституционной процедуры его рассмотрения и принятия. Соответственно, Закон №2222-IV утратил силу с момента принятия Конституционным Судом Украины указанного решения, и Украина вновь вернулась к первоначальной редакции Конституции, принятой в 1996 году.

Таким образом, «возврат» к Конституции Украины 2004 года будет означать возврат к тем нормам, которые были установлены Законом №2222-IV, фактически отмененным Конституционным Судом Украины в 2010 году.

 

Основные положения Закона № 2222-IV

Теперь коротко о том, какие изменения нес в себе Закон № 2222-IV. Если коротко выразить суть «Конституционной реформы» 2004 года, то она изменила государственное устройство Украины, сделав ее из Президентско-Парламентской, Парламентско-Президентской республикой. В чем это выразилось? Такие полномочия, как назначение Премьер-министра Украины, Министра обороны Украины, Министра иностранных дел Украины и Председателя Службы безопасности Украины были переданы Парламенту, который назначал на эти должности кандидатов, предложенных Президентом. Кандидатуру для  назначения   на  должность   Премьер-министра Украины Президент   Украины вносил по  предложению коалиции депутатских  фракций в  Верховной  Раде   Украины,  либо депутатской фракции, в состав которой  входит большинство  народных  депутатов. Соответственно, Парламент назначал и всех остальных членов правительства, но уже по представлению Премьер-министра Украины, которому свои кандидатуры также называла коалиция. Нынешняя редакция Конституции Украины наделяет Президента Украины полномочиями самостоятельно принимать решения относительно кандидатуры Премьер-министра Украины, вносить ее в Парламент, который простым большинством утверждает предложенную ему кандидатуру.

Кроме того, Верховная Рада Украины получила полномочия назначать Председателя   Антимонопольного   комитета  Украины,  Председателя  Государственного комитета  телевидения и  радиовещания  Украины,  Председателя   Фонда государственного имущества  Украины.

Отдельно следует сказать о коалиции фракций. Изменения, внесенные в статью 83 Конституции Украины, предписывали, что в Верховной  Раде Украины по  результатам выборов и на основании согласования политических  позиций  формируется  коалиция  депутатских фракций,  в состав которой, как уже говорилось, входит  большинство  народных депутатов Украины от  конституционного состава Парламента, составляющего, напомним, 450 депутатов. На формирование коалиции Основной Закон отводил один месяц со дня открытия первого заседания Парламента после очередных  или внеочередных выборов народных депутатов. Если же коалиция не сформируется в указанные сроки, Президент Украины был вправе распустить Парламент, что влекло за собой досрочные парламентские выборы.

Свои полномочия Кабинет Министров Украины слагал перед вновь избранной Верховной Радой Украины, а не перед вновь избранным Президентом Украины, как это происходит по действующей редакции Конституции Украины.

Особенностями конституционной реформы можно также назвать то, что закон, принятый Парламентом после преодоления вето Президента, не подписанный и не опубликованный Президентом на протяжении 10 дней, мог быть немедленно опубликован за подписью Председателя Верховной Рады Украины.

Также были расширены полномочия прокуратуры надзором за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением  законов по этим  вопросам  органами  исполнительной  власти, органами местного  самоуправления,  их  должностными и  служебными лицами.

   Подытоживая сказанное выше, скажем, что Конституция Украины в редакции Закона №2222-IV ограничивала полномочия Президента, давая более широкие полномочия Парламенту, возлагая, в то же время, на Парламент ответственность за стабильность в стране через формирование коалиционного правительства, стойкого парламентского большинства (в том числе и фактическим запретом выхода народного депутата из состава своей фракции), которое позволяло бы действенно голосовать за те или иные законопроекты.

Права граждан в свете возврата к Конституции редакции 2004 года

Что же изменится в правах простого гражданина Украины, если Парламент примет решение «вернуться» в 2004 год? Если подходить к вопросу исключительно с юридической точки зрения, то фактически ничего, поскольку Закон №2222-IV  касался лишь вопросов политического устройства и соотношения ветвей законодательной и исполнительной власти. С гражданской точки зрения, необходимо будет более взвешенно подходить к вопросам выборов народных депутатов Украины, поскольку от Парламента будет зависеть, насколько слаженно будет работать государственная машина.

    Отсутствие согласия в Верховной Раде может привести к частым досрочным парламентским выборам, к тому, что Парламент в течение месяца будет существовать лишь номинально, не имея возможности осуществлять свои основные функции, а также к несформированному Правительству, что также не будет позитивно отражаться на функционировании всего государства.

Однако такая система сможет обеспечить невозможность концентрации власти в руках одного должностного лица – Президента Украины.

Решение же, с какой Конституцией нам жить, – за политиками.

Опубликовано на сайте: 06.02.14.
Автор: Адвокат Дмитрий Гутгарц
 Источник: Prostopravo.com.ua

  

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна