Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Логика – необходимый компонент современного образования.

15.11.2009 17:18      Просмотров: 17416      Комментариев: 4      Категория: Философия, логика и лингвистика

Анатолий  Краснянский

 
Логика – необходимый компонент современного образования


Запретный учебный предмет. Формальная логика состоит из двух наук: традиционной логики и математической логики. Традиционная логика - это первая ступень логики, как бы арифметика логики. В отличие от математической логики, которая необходима лишь узким специалистам, традиционная логика нужна всем людям. Логика (традиционная)  была обязательным предметам в гимназиях и университетах дореволюционной России. В нашей стране издавалось тогда много учебников по логике и книг по проблемам законов и форм мышления.

   Все выдающиеся люди России изучали логику и в совершенстве владели ею.

Например, больше двухсот лет тому назад М.В. Ломоносов в своей книге  "Краткое руководство к красноречию" блестяще доказал, что ключ к ораторскому красноречию следует искать в логике. 

Великий русский педагог К.Д. Ушинский совершенно справедливо основания разумной речи видел в верном логическом мышлении, а выдающийся русский ученый К. Тимирязев считал непременной обязанностью каждого гражданина развивать в себе способность к логическому мышлению.

  Основы логики разработал Аристотель. Логика – единственная наука, которую преподают 2300 лет. Естественно, что и в России ее преподавали с давних времен.

  Большевики пришли к власти в конце 1917 года и уже в 1918 году запретили преподавать логику в школе и  в высших учебных заведениях. Отношение большевиков к логике видно из статьи в Большой Советской энциклопедии (статья «формальная логика», том 58, 1936 год). Два фрагмента:  

"В руках контрреволюционной буржуазии формальная (традиционная – Анатолий Краснянский) логика стала реакционным орудием отстаивания всего старого и отжившего, подобно тому как в руках революционного пролетариата материалистическая диалектика является революционным орудием познания и изменения мира. Формальная логика представляет собой теоретическое оружие наших классовых врагов".

"Ее изучение имеет для нас значение даже и теперь не только потому, что необходимо знать своего врага, но и потому, что с диалектической точки зрения очень важно знать предыдущие этапы мышления. Формальная логика, если взять ее чисто логическое содержание, есть логика низшей ступени мышления".

Высшей ступенью для большевиков являлась диалектическая логика. Следует обратить внимание на то, что большевики логику считали "теоретическим оружием". 

 После Великой Отечественной войны, в 1946 году, Сталин ввел преподавание логики в  средней  школе. После войны Сталин, вероятно,  стал доверять российскому народу, считая,  что народ не направит против коммунистов «теоретическое оружие».  Однако при Хрущеве началась очередная борьба с перегрузкой учащихся: логику  как учебный предмет опять запретили, но оставили в качестве фрагмента в курсе психологии. А затем и психологию выбросили из школьной программы.

Следовательно, за последние 90  лет логику изучали в российских школах  около 10 лет! 

То, что логика за последние 90 лет преподавалась в школе только около 10 лет свидетельствует об упорном нежелании властей дать народу "теоретическое оружие"

Сейчас  логическая культура  общества настолько низка, что это угрожает национальной безопасности.  

     В настоящее время логика  не является обязательным предметом в школе.  "Модернизаторы" не в состоянии  вообще не пускать логику в школу (не то время!)  и поэтому они  разрешили  преподавать ее факультативно. Современные  школьники не получают элементарных знаний о формах и законах правильного мышления, не знают правил определения понятия и деления объема понятия, приемов доказательства истинной мысли и опровержения ложной мысли и т.д. Очевидно, что эти знания необходимы при изучении любой науки. Не нужно хватать звезд с неба, чтобы понять это. Однако этого не хотят понять те, кто сейчас "модернизируют" (разрушают?) образование в России.   Минобр (до 2004) и Минобрнауки (после 2004) сократили время на обучение основам естественных наук (математики, физики, химии, биологии, географии).  По-видимому, выкинут астрономию как самостоятельный предмет – сейчас нет утвержденного учебника – а нет учебника – нет и предмета.  «Модернисты» забили учебное время  ОБЖ, граждановедением и предметами типа "хобби" ("мировая" культура и т.п.).     

   Сейчас традиционная и (или) математическая логика  преподается на философских, юридических и некоторых других факультетах университетов, а также на некоторых факультетах  педагогических институтов; то есть только небольшая часть граждан России получают логические знания.  

   Цель данной статьи – обосновать  утверждение: логика  -  необходимый компонент современного образования. Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. В данной работе используется двухступенчатая аргументация: обоснование общего тезиса  сводится к   обоснованию нескольких  частных (менее общих, чем исходный)  тезисов, логически связанных с общим тезисом. Очевидным следствием из этого тезиса следует, что без изучения традиционной логики образование не может быть полноценным.

   Тезис 1.  Изучение  логики  в  школе повысит эффективность обучения.   Обоснование этого  тезиса   можно свести к обоснованию нескольких частных утверждений.
 

   Тезис 1.1. Логика разъясняет и уточняет формы мышления и познавательные средства,  использующиеся при изучении  математики и физики, химии и биологии, истории и географии, русского языка и литературы.     Логика изучает то, что используют все науки: а) формы мышления (формы мысли) –  понятия, суждения и умозаключения (дедуктивные и индуктивные); б) логические операции с понятиями – определение,  деление, классификацию, ограничение  и  обобщение  понятий; в) методы установления причинных связей между явлениями, г) умозаключения по аналогии и моделирование; д)  функции научной теории –  описание и объяснение явлений, получение новых знаний; е) структуру доказательства; ж) структуру вопросов и ответов.  Только в логике детально  рассматриваются   понятия,   определения понятий, ошибки в определениях, виды доказательств и требования к  ним, а также ошибки в доказательстве. Только в логике  глубоко обсуждаются такие понятия, как гипотеза, аналогия,  модель, теория, закон, объяснение и аргументация.  На эту особую роль логики указывал Гегель:  "Каждая наука есть постольку прикладная логика, поскольку она состоит в том, чтобы выражать свой предмет в формах мысли и понятия, правила оперирования которыми исследует и разрабатывает».     Логика предоставляет понятийную   инфраструктуру (систему понятий и познавательные средства), необходимую для изучения  естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.  Использование такой инфраструктуры (в  виде целостной системы) повысит  эффективность обучения в школе.    

  Тезис 1.2.  Преподавание  логики в школе сформирует новые межпредметные связи.     Межпредметные   связи играют  большую роль  в обучении – это  аксиома. Логика в системе учебных предметов неизбежно станет центром межпредметных связей, поскольку невозможно преподавать логику без использования примеров,    взятых из химии, физики, математики, биологии, истории и других научных дисциплин.  Изучение логики  легко связать с предметной специализацией школы. 

   Тезис  1.3.  Знание логики позволит лучше усвоить русский и другие  языки. Логика изучает законы и формы мышления, а мышление неразрывно  связано с языком, поэтому логика является также наукой о языке. Усвоение языка есть одновременно и усвоение логики. Без нее, как и без грамматики, нельзя, в сущности, хорошо владеть языком. В дальнейшем стихийно сложившееся знание грамматики систематизируется и шлифуется в процессе школьного обучения. На логику же специального внимания обычно не обращают, ее совершенствование остается стихийным процессом (речь идет о России).  

  Тезис 1.4.  Изучение логики улучшает специфическую для человека словесно-логическую память. Словесно-логическая память  включает в себя мысли, понятия, суждения, умозаключения,  она занимает ведущее место в обучении. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Информация намного легче запоминается, если она логически обработана, систематизирована. Логическая обработка информации облегчается, если человек обладает высокой логической культурой. Если информация вообще не подвергается логической обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Словесно-логическая память – специфически человеческая память, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от уровня ее развития в значительной степени зависит развитие всех других видов памяти. (Васильева Е. Е. Васильев В.Ю. “Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить?”, http://art-of-mind.ru/wordpress/?p=89).

   Тезис 2.  Введение логики в содержание  образования будет способствовать развитию личности и укреплению реальной демократии Логика приучает к ясности мысли, точности умозаключений и строгости выводов.    Человеку с  развитым логическим мышлением  легче осознать и реализовать свои способности, легче сформулировать жизненные цели и достичь их, чем человеку со стихийно сложившимися навыками мышления. Выдающийся русский философ И.А. Ильин подчеркивал, что демократия требует от народа "известных знаний и самостоятельного мышления о знаемом". Он писал: "Народ, не способный самостоятельно мыслить о своей судьбе и о своем государстве, будет цепляться за подсказываемые ему фальшивые лозунги и побежит за льстивыми предателями".  (В.И.Ильин. Наши задачи. М. "Рарог". 1992. С.139).

    Тезис 3. Логическая культура способствует безопасности общества и каждого человека.    Причиной многих аварий и катастроф является "человеческий фактор", то есть ошибки людей. Например, авария на Чернобыльской АЭС   произошла в результате грубых нарушений правил эксплуатации ядерного реактора.  Предвидеть последствия  нарушений регламента  могли  точно и ясно мыслящие специалисты, хорошо знающие специфические особенности  реактора РБМК-1000. Однако среди работников ночной смены (авария произошла в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года) таких не оказалось.

   Тезис 4. Логическая  культура – это один из  источников психического здоровья.  Логическое мышление является одним из источников эмоциональной безопасности человека. Сумбурное, хаотическое мышление часто ведет к напряжению и нервным срывам. Другим источником эмоциональной безопасности является вера в Бога.

  Тезис 5. Преподавание (факультативное) логики в  школах  (как в старших, так и в младших классах) дает  положительные  результаты. Это экспериментальный факт. Например,   в  школе № 356   преподают логику в течение  приблизительно десяти лет на основе методических материалов, разработанных профессором МПГУ А.Д. Гетмановой.  Директор школы А. Д. Алексеева на основании накопленного опыта утверждает: 1) логика учит детей мыслить четко,  лаконично,  правильно; 2) логика помогает обогатить словарный запас детей, расширяет их кругозор, учит их правильно мыслить, делать обобщения, сравнения, выводы; 3) логика облегчает   изучение многих школьных предметов (русского языка, математики, природоведения и др.);  4) задачи и логические упражнения вызывают у детей повышенный интерес, способствуют развитию интеллекта; 4) преподавание этой великолепной науки в школе надо начинать как можно раньше (http://ito.bitpro.ru/1999/I/2/241.html).

   Тезис 6. Знание логики позволяет человеку  не бояться споров, дискуссий, диспутов и успешно отстаивать свои права.  Как одолеть соперника в споре и убедить участников дискуссии? Современные учебники логики имеют  такой раздел, как логические  основы аргументации и критики.  

  Тезис 7.  Знание логики дает возможность выявлять в тексте  ложную информацию.  Знание логики позволяет обнаруживать логические ошибки.  Логические ошибки  (например, противоречия)  однозначно указывают на существование в тексте ложной информации. Проще говоря, человека с низкой  логической культурой легко обмануть. И поэтому власти не дают возможности большей части народа получить логические знания.

Выводы

1. Логика – необходимый компонент современного образования.

2. Без изучения логики нет и  быть не может полноценного образования (следствие из пункта 1).   

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Автор: Анатолий Владимирович - ответ Сергею Васильевичу.
Дата: 2.07.2011 9:18
Спасибо за ссылку!
Автор: Сергей Васильевич
Дата: 1.07.2011 10:02
Логика в химии
http://mati-himia.3dn.ru/load/knigi/moi_knigi/6-1-0-92
Автор: Анатолий Владимирович - ответ Илье.
Дата: 12.04.2010 22:51
У меня есть статья с задачами по математике для школьников. Поместите там эту задачу.
Автор: Илья
Дата: 12.04.2010 14:44
Решите задачу.За 7 часов токарь изготовил 63 одинаковые детали.Сколько часов ему потребуется для изготовления 70 таких деталей,если в час он будет изготавливать на одну деталь больше?
Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна