Статьи об Иране. Статья 1: Анатолий Владимирович Краснянский. Санкции ООН против Ирана – это нарушение международного права. Статья 2: В.И. Сотников, кандидат исторических наук. Мифы и реальности ядерной программы Ирана. Статья 3: Как российские и западные СМИ делают из Ирана «ядерного монстра». Статья 4 из Википедии: Санкции США против Ирана.

Миф 1: Иран находится на пороге разработки ядерного оружия. Миф 2. Военный удар по Ирану покончит с его ядерной программой. Миф 3. Иран может быть серьезно подорван санкциями. Миф 4. Новое правительство в Ирана откажется от ядерной программы. Миф 5. Иран представляет собой главную ядерную угрозу на Ближнем Востоке. Комментарий Краснянского: Перед нападением НАТО на Ирак СМИ распространяли об Ираке лживые мифы. Сейчас СМИ, контролируемые НАТО, ведут информационную войну против Ирана. Не исключено, что распространение лживых мифов об Иране - это "обоснование" будущей агрессии НАТО и Израиля против Ирана.

Анатолий Владимирович Краснянский

Санкции ООН против Ирана –  нарушение  международного права

1. Исходная информация

1.1. Совет безопасности ООН ввел санкции против Ирана

Источник информации  –  http://www.izvestia.ru/world/article3142798/ (10.06.10. Петр Иноземцев)

В среду в Нью-Йорке Совет Безопасности ООН проголосовал за введение новых, беспрецедентно жестких санкций против Ирана. В поддержку предложенной Вашингтоном резолюции высказались 12 стран, в том числе все пять постоянных членов — Россия, США, Франция, Великобритания и Китай. Против проголосовали Бразилия и Турция. Ливан воздержался.

В принятой резолюции содержится призыв ко всем государствам — членам ООН проявлять бдительность в отношении денежных переводов с участием иранских банков, в том числе Центрального банка. В нее включено также обращение ко всем государствам "принять необходимые меры для запрещения открытия на их территориях новых отделений и офисов иранских финансовых учреждений", если их активность может внести вклад в развитие ядерной программы Тегерана.

Кроме того, предполагается создание международного механизма мониторинга передвижения грузовых судов Ирана. Осуществлять их досмотр в открытом море можно будет в том случае, если возникнет подозрение, что на борту находятся грузы, которые имеют отношение к осуществлению ядерной и ракетной программ.
Среди прочих мер — расширение уже существующего списка вооружений, продажа которых Ирану запрещена. В перечень вошли штурмовые вертолеты и ракеты. Устанавливаются жесткие ограничения, препятствующие приобретению материалов для производства баллистических ракет.

К документу прилагаются списки иранских физических и юридических лиц, вовлеченных в реализацию иранской ядерной программы. Их зарубежные активы будут заморожены.

Постпред США при ООН Сьюзен Райс обратила внимание на то, что санкции, предусмотренные новой резолюцией, "не направлены против иранского народа". По ее мнению, перед тем как принять данный документ, представители международного сообщества "сделали все, что могли" для того, чтобы договориться с Ираном. В своем выступлении она еще раз обвинила Тегеран в нежелании идти на конструктивное сотрудничество по вопросам, волнующим весь мир.

Российский МИД прокомментировал итоги голосования следующим образом: "Такое решение можно считать определенным сигналом Ирану, сигналом о том, что проблемы, связанные с ядерной программой Ирана, надо решать. Если Иран пойдет на предложения, содержащиеся в резолюции, то можно будет вернуться к тем переговорам, которые ранее вела "шестерка" (пять постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия. — "Известия")".

Иран уже назвал эти санкции ошибочными и неэффективными. Ранее президент Ирана Махмуд Ахмадинежад пригрозил России, что в случае поддержки новых санкций она будет считаться врагом его страны. Американцев иранский лидер заверил в том, что санкции не заставят его быть более сговорчивым.

"Я уже сказал, что администрация США и их союзники сильно заблуждаются, если считают, что могут размахивать резолюцией Совета Безопасности, а потом сесть с нами за стол переговоров. Такого не произойдет", — заявил он.

1.2. Принципы международного права

Источник информации — http://ru.wikipedia.org/wiki/Jus_cogens

 Основные принципы международного права носят императивный характер. Эти принципы являются главным критерием правомерности всех международно-правовых норм. В  международном праве выделяют десять основных принципов:
    * Принцип неприменения силы и угрозы силой;
    * Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
    * Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
    * Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
    * Принцип равноправия и самоопределения народов;
    * Принцип суверенного равенства государств;
    * Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
    * Принцип нерушимости государственных границ;
    * Принцип территориальной целостности государств;
    * Принцип уважения прав человека и основных свобод.

2. Санкции ООН против Ирана – это нарушение международного права

 Иран имеет право, как член Договора о нераспространении ядерного оружия,   для мирных целей производить уран, обогащенный изотопом уран-235,   то есть   имеет право строить заводы по обогащению урана. Ни одна комиссия  Международного агентства по атомной энергии не обнаружила доказательств того, что  Иран создает ядерное оружие.

 Интересно, что некоторые государственные деятели на Западе рассуждают так: Комиссии МАГАТЭ  не нашли признаков производства ядерного оружия в Иране. Но это не значит, что Иран не собирается сделать ядерное оружие.  Поэтому его надо наказать.

Анализ этого утверждениия. Будем рассуждать по аналогии. Предположим,  у правоохранительных органов есть подозрение, что у Иванова есть пистолет, но нет лицензии на него. Провели обыск на даче и квартире и не нашли пистолет. Действительно, если у Иванова ни на квартире, ни на даче не  нашли пистолет, то это не значит, что у него нет пистолета и он его где-нибудь не хранит. Но существует презумпция невиновности: Иванов не обязан доказывать, что у него нет пистолета. Это правоохранительные органы должны доказать, что пистолет у Иванова есть. Представьте, если юристы рассуждали бы так, как деятели ООН: не нашли пистолет, но это не значит, что у него его нет. Накажем Иванова!

Иран не делает и не собирается делать ядерное оружие. Как член Договора   нераспространении ядерного оружия  1 июля 1968 года, он имеет право производить обогащенный уран. Любые санкции, любое давление на Иран в этом отношении — это нарушение международного права. Следовательно, ООН нарушает международное право, а именно принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств.

Дополнительная информация об Иране:

1.  Иран был в числе тех стран, которые первыми присоединились к Договору о нераспространении ядерного оружия  1 июля 1968 г.

2. Иран не вышел из этого Договора.

3. В начале 1970-х годов в Иране при поддержке США была принята программа строительства энергетических реакторов. Тысячи молодых специалистов прошли подготовку по ядерным специальностям в США, Великобритании, Франции, Германии. В этот период фирмы из западных стран, соревнуясь друг с другом, поставили в Иран значительное количество оборудования. В 1974 г. западногерманская компания «Kraftwerk Union» заключила с правительством Ирана контракт и приступила к строительству двух реакторов в Бушере.

4. После смены режима в Иране в 1979 г. все сотрудничество страны с Западом в ядерной сфере было свернуто. Попытка Ирана достроить реакторы, которые подверглись значительным разрушениям во время ираноиракской войны, натолкнулись на противодействие США. Западные компании, проявившие интерес к проекту по достройке реакторов, под давлением Соединенных Штатов отказались от участия в нем. Иран прибег к помощи России (достройка реактора в Бушере) и Китая (поставка топлива для исследовательских реакторов, гексафторида урана и диоксида урана, помощь в строительстве завода по конверсии в Исфахане).

5. Иран был вынужден предпринимать меры для получения обогащенного урана для своих строящихся атомных электростанций, в частности,  приобрел газовые центрифуги для получения урана, обогащенного ураном-235.  Возможно, в настоящее время в Иране разработали свои центрифуги для обогащения урана.

6. Иран   не собирается прекращать работы по созданию обогатительного предприятия и в поддержку своей позиции приводит следующие аргументы:

6.1. Дискриминация покупателей на международном рынке ядерных услуг. В качестве примера Иран приводит собственный опыт сотрудничества по ядерной программе: отказ западных стран от завершения строительства станции в Бушере, лишение Ирана права пользования приобретенными им акциями французской обогатительной компании.

6.2.  Иран имеет право развивать и иметь в своем распоряжении технологии, определяющие его статус высокоразвитой страны.

6.3.  Суверенное право Ирана как члена ДНЯО иметь обогатительное производство для мирных целей.  С точки зрения международного права, ИРАН  ИМЕЕТ ПРАВО СТРОИТЬ ЗАВОДЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ УРАНА. Любое давление на Иран в этом отношении — это нарушение международного права. 

7. В  декабре 2003 г. Иран подписал Дополнительный протокол и предоставил МАГАТЭ право проводить достаточно интрузивную инспекцию своей ядерной программы,заморозил на некоторое время работы по программе обогащения.  военной ядерной программы. В августе 2005 г. Иран возобновил работы по конверсии урана, а в апреле 2006 г. заявил об успешном запуске обогатительного каскада из 164 центрифуг и проведении обогащения урана до уровня 3,5%.

8. Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед эль-Барадеи считает, что возможности Ирана в деле создания ядерного оружия сильно преувеличены. "Угроза от иранской ядерной программы раздута", — сказал он в интервью австрийской газете "Прессе", опубликованном в воскресенье. "Я не верю, что мы проснемся однажды утром и заметим, что Иран обладает ядерным оружием",  –  добавил глава МАГАТЭ. Бомбардировка иранских ядерных установок, которой угрожает Израиль, по его словам, не решит проблему. "Израильская бомбардировка превратила бы весь регион в огненный шар", — отметил он. По словам эль-Барадея, прежде всего "необходимо обеспечить длительный мир в регионе и весь Ближний Восток должен стать зоной свободной от ядерного оружия". Однако он отметил, что для этого требуется время. "Но мы также должны постоянно иметь в виду, что неравновесие, когда одна страна, а именно Израиль, находится вне Договора о нераспространении ядерного оружия в то время, когда другие связаны обязательствами в рамках договора, не может существовать в длительной перспективе", — подчеркнул эль-Барадеи. ВЕНА, 18. 10.2009 — РИА Новости, Тарас Лариохин  (http://www.rian.ru/world/20091018/189439517.html).  Контролирует ли МАГАТЭ ядерные объекты Израиля? — вопрос, конечно, риторический.

9. 20 октября 2009 президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад призвал Вашингтон «отказаться от политики двойных стандартов» и трезво оценивать ситуацию вокруг иранской ядерной программы.

В.И. Сотников, кандидат исторических наук

Статья 1: Мифы и реальности ядерной программы Ирана

Источник информации — http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/19-10-09.htm

    В последние недели иранская ядерная программа вновь привлекла к себе пристальное внимание международной общественности и экспертов по ядерному распространению. Недавнее раскрытие Тегераном существования второго секретного завода по обогащению урана вблизи г. Кум вызвало новые вопросы о реальном состоянии дел в Иране по работам в области производства ядерного оружия и привело к очевидному соглашению разрешить инспекторам МАГАТЭ провести проверки ключевых ядерных объектов страны ( с согласия Тегерана) и к решению Ирана передавать некоторое количество урана в третьи страны (Россию и Францию) для обогащения до использования этого урана в коммерческих ядерных реакторах. Сегодня должна состояться вторая за последние недели встреча представителей «шестерки» стран (пять постоянных членов СБ ООН + Германия) и Ирана по поиску компромиссных путей выхода их иранского ядерного тупика. Россия словами своего президента Д. Медведева намекнула, что в случае неудачи дипломатического пути разрешения кризиса вокруг иранской ядерной программы она может поддержать новые, более жесткие санкции против Ирана. Между тем западные державы проявляют единство в вопросе новых санкций СБ ООН и в то же время демонстрируют (с одобрения новой администрации США президента Б.Обамы) готовность предложить Тегерану новые побудительные мотивы для его отказа от военной ядерной программы. У международных экспертов возникло ощущение, что выход из иранского «ядерного тупика» уже близок, и дело остается за уступчивостью Тегерана и его желанием искренне сотрудничать с МАГАТЭ и международным сообществом, чтобы снять последние вопросы о своей противоречивой ядерной деятельности.

    Однако сегодняшние реалии иранской ядерной программы демонстрируют то, что иранская ядерная проблема еще далека до своего окончательного разрешения. Многое будет зависеть в вопросе возможных новых санкций от позиции России и Китая, в особенности Пекина, который может, при рассмотрении новых санкций в СБ ООН, воспользоваться правом вето. Кроме того, иранский режим по –прежнему демонстрирует двусмысленный подход к вопросу сотрудничества по ядерной проблеме. Но, как считают международные эксперты по ядерному распространению, перспективы разработки стратегии, имеющей крупные шансы на успех в деле решения иранской ядерной проблемы, только улучшаться, если избавиться от пяти настойчивых мифов об иранской ядерной программе.

Миф 1: Иран находится на пороге разработки ядерного оружия

     В течение ряда лет международная общественность сталкивалась с противоречивыми суждениями на этот счет. С середины 90-х годов прошлого века бытуют мнения среди некоторых (западных) экспертов о том, что Ирану остается несколько лет до Бомбы. Затем, два года назад, в 2007 году, разведывательное сообщество США опубликовало доклад, в котором сделало вывод о том, что Тегеран прекратил свои настойчивые усилия по разработке ядерного оружия в 2003 г. Сегодня имеется консенсус среди, прежде всего, западных экспертов о том, что Иран имеет техническую возможность создания «грубого ядерного взрывного устройства» в течение от года до трех лет – но в то же время нет свидетельства того, что иранское руководство приняло политическое решение по этому вопросу.

    В реальности наиболее вероятный путь иранских руководителей к Бомбе начинается на заводе по обогащению урана в Натанзе (центральная часть Ирана), месте, где за последние три года, по сведениям западной печати, было обогащено до низкого уровня обогащения около 1500 килограмм уранового газа – гексафторида урана. В идеале Иран мог бы выгнать инспекторов МАГАТЭ, выйти из Договора о нераспространении ядерного оружия и переработать этот газ до высокообогащенного урана в течение шести месяцев, но ему потребовалось бы еще по крайней мере полгода для того, чтобы конвертировать газообразный высокообогащенный уран в металлическую форму, необходимую для одного ядерного взрывного устройства (ЯВУ). Технические проблемы, связанные с этими двумя процессами, могли бы расширить этот период до трех лет. В конце концов, Ирану потребовалось бы еще пять дополнительных лет плюс несколько ядерных испытаний, для того, чтобы разработать ЯВУ, равное по мощности Хиросимской бомбе, которое можно было бы установить на баллистическую ракету.

    В реальности западные страны, прежде всего США, а также Россия и европейские страны будут наблюдать за движением Тегерана в этом направлении, а проницаемость или международные инспекции иранских ядерных объектов, находящихся под подозрением, осложнили бы конечную цель Ирана. Также можно и дальше расширить этот период путем лишения Ирана существенного ингредиента для ядерной бомбы – низкообогащенного урана. 1 октября 2009 года Иран согласился передавать большую часть своего урана в Россию для дальнейшей переработки в ядерное топливо. В течение ближайших нескольких недель международная общественность и эксперты поймут, будет ли Иран держать это свое обязательство. Если он сдержит свое слово, то т.н. «ударный потенциал» Ирана, т.е. способность быстро изготовить Бомбу – будет ликвидирован, по крайней мере, на два года, которые потребуются ему, чтобы обогатить больше урана.

  Миф 2. Военный удар по Ирану покончит с его ядерной программой

    На самом деле, как считает большинство международных экспертов, военный удар по Ирану лишь увеличит возможность Тегерана по разработке ядерной бомбы. Как заявил министр обороны США Роберт Гейтс в сентябре с.г., «Не существует никакого военного варианта [решения иранской ядерной проблемы] , который сделает больше, чем выиграть время». Оценки составляют от года до трех лет или около того. И это в случае, если американцы, по признаниям самих американских экспертов, нанесут удар по сотням целей на территории Ирана. Менее мощный удар Израиля мог бы нанести только ущерб иранским ядерным объектам, но не уничтожить их. К этому следует добавить и то обстоятельство, что иранские ядерные планировщики разместили большинство ключевых ядерных объектов во- первых глубоко под землей, во-вторых, они находятся возле священных мусульманских городов и мест с большим количеством населения, так что любой военный удар по этим объектам вызовет большие жертвы среди мирного населения и бурю возмущения во всем исламском мире.

    Что еще хуже, как считают западные эксперты, так это то, что бомбардировки Ирана подвигнут иранский народ, который в настоящее время, мягко говоря, скептически, настроен по отношению к нынешнему иранскому руководству – вероятнее всего на сплочение вокруг режима и внутренние дебаты по поводу того, надо ли иранцам иметь ядерное оружие или нет, прекратятся. Иран же в этом случае поставил бы свою ядерную программу на «быстрые рельсы» для того, чтобы создать бомбу для своей защиты. Ведь собственно говоря, большинство экспертов по Ирану сходятся во мнении, что Тегерану бомба нужна не для нападения, а для обороны, прежде всего от США и Израиля. А соображения престижа уже вторичны. После такого военного удара Иран мог бы нанести ответный удар – по Израилю или союзникам США в регионе или по самим США, чей флот присутствует в Персидском заливе. В этом месяце высокопоставленный чиновник Корпуса стражей исламской революции (КСИР) угрожал «взорвать сам дух Израиля», в случае, если он или США ударят первыми

    Симптоматично высказывание американского адмирала Майка Муллена, председателя Объединенного комитета начальников штабов армии США о последствиях такого удара по Ирану. Он сказал, что беспокоится «по поводу возможных непреднамеренных последствий такого удара…..имеющего воздействие на весь регион, которое было бы трудно предсказать». Добавим к этому, что на наш взгляд, военное нападение на Иран не покончит с проблемой – оно начнет третий американский вооруженный конфликт в регионе (после Ирака и Афганистана), что признают и сами американские эксперты.

Миф 3. Иран может быть серьезно подорван санкциями

  Дело здесь в том, что санкции редко, если вообще, работают сами по себе. Не существует сегодня такого универсального средства, которое заставило бы Иран подчиниться или развалиться как государство.

  Как считают американские эксперты, некоторая смесь санкций – либо ограничение поездок иранских официальных лиц, либо ограничения для иранских банков вести свой бизнес, дальнейшее ограничение на зарубежные инвестиции в Иран или даже лишение иранских граждан основных нужд, таких как газ – могут быть необходимы, в случае, если Тегеран не ограничит свою ядерную программу или не выполнит своих обязательств. Но, по мнению этих экспертов, ключ здесь лежит в соединении этих санкций и такого давления на Иран с возможностью достойного выхода для иранского руководства с целью «спасти лицо». Кстати, об этом постоянно говорит и Россия. Как говорилось в американской Национальной разведывательной оценке 2007 года по Ирану, стратегия санкций «должна предоставлять возможности для Ирана достичь своей безопасности, престижа и регионального влияния, используя другие методы и пути». Это, по мнению американских аналитиков, могло бы быть включение Ирана в региональный диалог по безопасности, приостановление действия санкций и безопасную поставку реакторного топлива для нужд ядерной энергетической программы Ирана, что, в свою очередь, привело бы к нормализации отношений с Западом. Добавим, что Россия давно предлагает прямой диалог США с Ираном, что существенно повысило бы климат доверия между Ираном и ведущими мировыми державами.

  Вообще говоря, ни одно государство в мире никогда нельзя было заставить отказаться от ядерных программ, но многих сумели убедить сделать это: таких как Бразилия, Аргентина, Украина, Беларусь, Казахстан, Южная Африка, и, совсем недавно, Ливия.

Миф 4. Новое правительство в Ирана откажется от ядерной программы

Некоторые, в основном западные, аналитики полагают, что в Иране правит иррациональное, апокалиптическое руководство, и что единственным решением вопроса является смена режима. Но, однако, реальность состоит в том, что имеется широкая поддержка среди политических элит и населения в Иране за право мирного использования ядерной энергии.

Тут самое время вспомнить о том, что ядерная программа страны началась при шахе, союзнике Вашингтона, у которого были планы построить 20 АЭС, подобно планам нынешнего руководства Ирана сегодня. Шах также начал тайную разработку ядерного оружия, а США, по признаниям самих американских аналитиков, знали об этом усилии , но смотрели в другую сторону: их интересовал шахский Иран прежде всего как жандарм всего региона. Поэтому они пошли так далеко, что поставили Тегерану ядерный исследовательский реактор на высокообогащенном уране в 1958 году.

Даже в случае с реформистским правительством в Иране, представляется маловероятным, что Тегеран быстро покончит со своей ядерной программой. Но его лидеров можно убедить в том, чтобы они ограничили потенциал ядерной программы страны. Опять-таки в уже упомянутой национальной разведывательной оценке США 2007 года говорится, что «решения Тегерана направляются соображениями экономии средств, а не гонкой ядерных вооружений в независимости от политических, экономических и военных издержек». Добавим, что, на наш взгляд, иранцы полностью понимают как велика цена обладания ядерной бомбой и нынешний режим в Иране не столь безрассуден, чтобы не отдавать себе в этом отчета.

Миф 5. Иран представляет собой главную ядерную угрозу на Ближнем Востоке

  На самом же деле реальная угроза от иранской ядерной программы состоит в том, что другие государства региона чувствуют, что должны сравняться с Ираном по своему ядерному потенциалу. Таким образом ядерная гонка, как считают американские аналитики, уже началась.

   В то время, как обладание Израилем ядерным оружием не подтолкнуло другие страны региона на разработку собственного «средства ядерного сдерживания», за последние три года около дюжины стран на Ближнем Востоке, включая Турцию, Египет, Саудовскую Аравию, ОАЭ и снова Ливию, начал свои гражданские ядерные программы. Эти программы прежде всего предназначены не для того, чтобы уменьшить расход угля и других энергоносителей в этих странах или выбросы в атмосферу углекислого газа – они представляют собой, по мнению западных аналитиков, гарантию против иранской бомбы. Эти государства начали насчитывающие уже десятилетия процессы разработки технических, коммерческих и инженерных потенциалов для создания ядерного оружия, в случае принятия ими соответствующего политического решения. На этой стадии остается неясным, остановит ли приостановка ядерной программы Ирана эти программы этих стран.

   Реальная опасность, по мнению большинства экспертов по ядерному нераспространению, состоит не Иране с ядерным оружием, а в Ближнем Востоке с большим количеством ядерных государств и нерешенными территориальными, экономическими и политическими спорами.

    Поэтому, по мнению этих экспертов, с которым согласен автор данной статьи, необходим всеобъемлющий план борьбы с распространением ядерного оружия на Ближнем Востоке, который должен создать барьеры против заполучения странами региона ядерных вооружений, и призван ограничить их мотивацию к заполучению этих вооружений. Это означает, что необходимо иметь дело с вопросами региональной безопасности и престижа, которые и являются мотивами для большинства стран по началу своих ядерных программ. Это требует глобального подхода, который имеет дело с обеими сторонами одной «ядерной медали»: разоружением и распространением. Понижение существующих ядерных запасов оружия создает необходимую поддержку для того, чтобы положить конец распространению ядерного оружия и наоборот, остановка ядерного распространения создает безопасность, необходимую для продолжения понижения ядерных арсеналов. Это отражено в Договоре о нераспространении ядерного оружия и в обязательствах, взятых по этому договору, ядерных держав. Только совместными, не дискриминационными и не унижающими никого усилиями можно не допустить, чтобы ядерный Иран стал реальностью.

 

Дополнение 1

Источник информации: http://www.radiomayak.ru/doc.html?id=161084

Радио "Маяк"

   "Россия и США могут прибегнуть "к другим средствам" помимо переговоров, если Иран не даст ответа относительно своей ядерной программы. Об этом Дмитрий Медведев заявил на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Бараком Обамой в Сингапуре.Он отметил, что цель переговорного процесса с Тегераном — добиться чётких гарантий относительно прозрачности ядерной программы, которая не вызывала бы озабоченности у мирового сообщества".

Комментарий А.В. Краснянского. Мы знаем, что: 1) Разведывательные службы США НЕ располагают информацией о том, что Иран занимается разработкой ядерного оружия.  2) Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед эль-Барадеи считает, что возможности Ирана в деле создания ядерного оружия сильно преувеличены и угроза от иранской ядерной программы раздута. В отличие от Медведева и Обамы, Мохаммед эль- Барадеи знает то, о чем говорит, поскольку он — СПЕЦИАЛИСТ.  Парадоксально, что у специалиста в области ядерных технологий и безопасности нет озабоченности по поводу ядерной программы Ирана, а у  Медведева и  Обамы эта озабоченность есть.        

 Мировые СМИ ведут информационную войну против Ирана.  Перед нападением НАТО на Ирак СМИ распространяли об Ираке лживые мифы. Распространение лживых мифов об Иране — это "обоснование"  будущей агрессии  НАТО и Израиля против Ирана.

 

     Дополнение 2

Иран готов обсуждать ядерную проблему без предварительных условий

Источник информации — http://www.rian.ru/world/20091130/196233651.html

12:15 30/11/2009

МОСКВА, 30 ноя — РИА Новости. Сооружение десяти новых заводов по обогащению урана станет рациональным ответом Исламской Республики на действия "шестерки" международных посредников по урегулированию иранской ядерной проблемы, заявил в понедельник руководитель Организации по атомной энергии Ирана Али Акбара Салехи.

Ранее власти Тегерана объявили о намерении построить в Иране десять новых заводов по обогащению урана. Правительство Исламской республики поручило иранскому ядерному ведомству начать строить пять новых заводов немедленно, к возведению еще пяти заводов планируется приступить в течение двух месяцев. Как сообщалось ранее, эти заводы будут аналогичными уже построенному ядерному объекту в Натанзе. Вместе с тем президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что Исламская Республика должна производить по 250-300 тонн ядерного топлива в год.

"Строительство десяти новых заводов по обогащению урана — жесткий ответ (Ирана) на действия "шестерки" (международных посредников)", — приводит иранское информационное агентство ИРНА слова Салехи.

Также Салехи отметил, что новые заводы по обогащению урана будут надежно защищены, и каждый из них будет вырабатывать достаточное количество урана для того, чтобы обеспечить потребности одной атомной электростанции.

"В соответствии с указом президента (Ирана) мы (Организация по атомной энергии) приступим к строительству пяти (новых) заводов (по обогащению урана) и более наши заводы не будут "игрушечными", так как мы построим их в горных пещерах", — сказал иранский ядерщик.

"Вырабатываемого материала на каждом из вновь построенных заводов будет достаточно для обеспечения функционирования одной атомной станции, такой как Бушерская АЭС", — добавил он.

Салехи, комментируя решение МАГАТЭ принять резолюцию по Ирану, сказал, что виновником принятого документа, осуждающего власти Исламской Республики за тайное строительство второго завода по обогащению урана "Форду", является не Агентство, а "шестерка", которая "предложила резолюцию для обсуждения".

У Ирана остается все меньше времени для начала диалога — Белый дом >>

"Иран создал атмосферу доверия (для решения своей ядерной проблемы). Однако, мы сожалением, что получили подобный ответ от "шестерки" (международных посредников)", — отметил Салехи.

"Принятая недавно резолюция Совета управляющих МАГАТЭ (по Ирану) — это не инициатива самого Агентства, поскольку ее проект был предложен Германией, следовательно, "шестерка" является инициатором принятия резолюции", — добавил он.

Совет управляющих МАГАТЭ 27 ноября большинством голосов принял резолюцию, в которой осудил Иран за строительство второго завода по обогащению урана "Форду", расположенного неподалеку от иранского города Кум в 100 километрах к югу от Тегерана, и призвал Тегеран подтвердить, что "не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены Агентству".

Иран грозит "серьезным уменьшением" сотрудничества с МАГАТЭ >>

МАГАТЭ призывает Иран "полностью и безотлагательно" выполнить резолюции Совета Безопасности ООН, а также требования Совета управляющих Агентства, включая немедленный отказ от эксплуатации второго завода по обогащению урана "Форду", отмечается в документе.

Совет управляющих также призвал Иран взаимодействовать с МАГАТЭ для выяснения всех остающихся вопросов, касающихся иранской ядерной программы, и обеспечить полный доступ к информации, необходимой Агентству.

 

Комментарий А.В. Краснянского. Повторяю: иметь (и значит, строить) обогатительные заводы для мирных целей —   суверенное право Ирана как члена ДНЯО.

 

   Сейчас многие государства и международные организации находятся под бдительным оком США и НАТО, в частности,  международные демократизаторы не допускают никакого вольгодумства. На МАГАТЭ тоже, по-видимому , оказывают давление. У Ирана и Израиля есть расхождения в идеологии. После Ирака и Югославию не нужно доказывать, что  НАТО действуют не по законам, а по понятиям.  По понятием США и НАТО, Иран следует наказать за вольнодумство.  

 

Статья 2: Как российские и западные СМИ делают из Ирана "ядерного монстра"

Источник информации — http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&_n=1&news_id=68704 (Российское Информационное Агентство Iran News — 2002, E-mail: info@iran.ru).

В мировой прессе было много сообщений о том, что в реальности израильское лобби в США, владея почти всеми главными национальными информационными агентствами, издательствами и другими крупнейшими телеканалами, дирижирует из Вашингтона также и британскими, европейскими, австралийскими и даже японскими средствами массовой информации.

Само по себе это обстоятельство считается как бы общеизвестным и комментариев не вызывает. Но прессу уже давно и по праву окрестили четвертой властью и не зря существует изречение: «кто владеет информацией, тот владеет миром». К сожалению, в настоящее время в России это правило оборачивается печальными последствиями в конкретных вопросах. Вседозволенность, прикрываемая «свободой слова» и якобы демократическими принципами, погоня за сенсацией создали благоприятную почву для насаждения в российских СМИ открыто прозападного, в частности проамериканского влияния. Все пропагандистские компании, инициированные в Вашингтоне, Лондоне или Тель-Авиве, почему-то весьма охотно подхватываются ведущими средствами информации России. Более того, создается впечатление, что деятельность ряда агентств, каналов, отдельных публицистов и политологов носит явно заказной антироссийский характер. Многие частные российские информагентства и телеканалы пользуются отсутствием государственной цензуры и по понятным причинам заинтересованы в распространении взглядов заказчиков. Порой, превосходя по своему рвению иностранных коллег в «старательности», они наносят России ощутимый вред.

Это легко проследить на примере одной из наиболее «горячих» тем последних лет — иранской ядерной программы. Если отвлечься от антииранской пропаганды и рассмотреть только факты, то в ядерной программе Ирана нет ничего опасного или хотя бы предосудительного для остального мира и для России, в частности. Для этого стоит обратиться к объективной действительности, поскольку факты – вещь упрямая.

Во-первых, Иран является членом Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и членом Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ). Это членство накладывает обязательство на страны-участники гарантировать непроведение ядерных исследований военной направленности. Инспекторы МАГАТЭ регулярно посещают все иранские ядерные объекты, контролируют их, следят за работой и снимают показания всех приборов. Этот мониторинг на протяжении многих лет показал, что ядерного оружия иранские объекты не производят и, что главное, даже технологически не могут произвести. Это также верно, как то, что нельзя сделать бомбу с помощью рентгеновского аппарата, хотя он тоже имеет радиоактивное излучение.

Во-вторых, в регионе Ближнего и Среднего Востока или, как принято сейчас говорить, Большого Ближнего Востока, где находится Иран, существует государство Израиль. Достоверно известно, что в 1950-1980-е годы эта страна с помощью Запада и ЮАР разработала в ядерном центре Димона технологию создания атомных бомб. По информации ряда источников, к 1986 году израильтяне произвели около 200 ядерных боеприпасов и даже провели их испытания в южноафриканской пустыне. При этом никто не знает, сколько еще таких бомб было собрано в Израиле за последующие годы. Единственный человек, который мог это знать и рассказать миру, был израильский физик Мордехай Вануну. Он сообщил иностранной прессе о работе центра в Димоне и создании там атомных бомб, после чего был выкраден израильской разведкой «Моссад» с территории Италии и угодил в израильскую тюрьму, где просидел 18 лет, причем от звонка до звонка. С тех пор среди израильских ядерщиков не находится людей, готовых приоткрыть завесу над ядерными испытаниями Тель-Авива и получать за это тюремный срок в два десятилетия.
Кроме того, Израиль является членом МАГАТЭ, но отказался присоединиться к ДНЯО и потому не связан обязательствами не производить ядерного оружия. Инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты он не допускал и не допускает. Отказ вступить в ДНЯО Тель-Авив мотивирует тем, что этот договор создал «клуб избранных ядерных государств», куда остальные страны якобы не допускаются. Хотя в тексте ДНЯО не содержится ничего, что подтверждало бы это утверждение, а подавляющее большинство членов этого договора, примерно 95%, не только не являются «избранными ядерными государствами», но из-за бедности с трудом кормят свое население.

Исламская Республика Иран (ИРИ) — одно из немногих крупных государств мира, которое обладая значительными сырьевыми ресурсами, не подчиняется давлению извне. В Иране крупнейшие запасы углеводородов, он занимает 2-3 место в мире по запасам нефти и газа, особенно газа, поскольку газовые месторождения там еще мало разработаны. Иран находится рядом с Афганистаном и Ираком, уже оккупированными американскими и натовскими солдатами, но ведет независимую политику, отказывается отдавать нефтяные месторождения зарубежным компаниям на их условиях и не использует доллар США в качестве расчетной валюты, продавая свои углеводороды на мировом рынке. Все это вкупе с особой, лидирующей позицией ИРИ в исламском мире является стратегическим «раздражителем» в политике глобализации США и НАТО.

Для народов Большого Ближнего Востока Иран – пример миролюбивой страны. Единственная война, в которой он реально участвовал в последние десятилетия, была восьмилетняя война с Ираком, чей лидер Саддам Хусейн пытался захватить южную нефтеносную провинцию Ирана Хузестан, пользуясь неразберихой в Тегеране после исламской революции 1979 года. Эта провинция Саддаму так и не досталась. Кровопролитная война, бывшая для иранцев оборонительной, закончилась для сторон ничем. Иран крайне лояльно относится к России и, также как она, всячески противодействует международному терроризму и наркобизнесу. Он не позволяет транспортировать по своей территории наркотики, не дает исламским экстремистам использовать свои регионы для подготовки боевиков. Иран заинтересован и стремится расширить торгово-экономические связи с Россией, несмотря на то, что она, под давлением Запада, присоединилась к антииранским санкциям Совета Безопасности ООН.

В отличие от Ирана, Израиль в течение последних десятилетий воевал со своими соседями минимум шесть раз, захватив значительную часть территорий Египта и Сирии. Кроме того, израильская авиация, совершив без санкции ООН неспровоцированные налеты на ядерные центры в Ираке и Сирии, разбомбила их, лишив эти страны возможности вообще вести какие-либо работы в области ядерных технологий, включая работы над мирным атомом. Израиль еженедельно грозится разбомбить объекты атомной промышленности Ирана, однако не получил еще на это «отмашки» из Вашингтона. К тому же Израиль вооружает современным оружием Грузию, прекрасно зная, что оно будет использовано против российских солдат в Абхазии и Южной Осетии.

Несмотря на эти объективные факты, на протяжении последних 10-20 лет ведущие мировые СМИ, находясь фактически под контролем США, каждый день распространяют сообщения, упрямо и настойчиво формируя у мирового общественного мнения образ Ирана, как ядерного «монстра». В них утверждается, будто Иран вот-вот создаст атомное оружие для завоевания регионального и мирового господства, что на своих ядерных объектах он якобы вырабатывает оружейный уран, чтобы начинять атомные бомбы, и при этом отказывается сотрудничать с инспекторами МАГАТЭ, умалчивая, что его специалисты почти непрерывно находятся в Иране.

При этом позитивные или хотя бы нейтральные сообщения из Ирана мировые СМИ или не публикуют вовсе или искажают так, что они принимают противоположное значение. Между тем ежедневно в Иране, 75- миллионной стране, происходит множество интересных событий. Практически ежедневно открываются новые предприятия, линии метро, стадионы, ежедневно появляется информация о новых товарах, производимых в стране или возможностях продавать в Иран российскую продукцию. Но в мире и в российских СМИ пишут об Иране лишь выдумки про его ядерную программу.
Наряду с угрозами силового воздействия на непокорный Иран, в мировых СМИ и политических кругах долгие годы распространяется ложь, будто Ахмадинежад собирался «стереть Израиль с лица земли». Хотя, на самом деле, иранский президент, выступая в Тегеране на известной конференции по сионизму, всего лишь однажды процитировал фразу основателя ИРИ аятоллы Хомейни о государстве Израиль, которая звучала совсем по-другому: «Имам (Хомейни) сказал, что режим, оккупирующий Кодс (Иерусалим), должен исчезнуть с исторической сцены (сцены времени)». То есть даже в самой цитате речь шла не об Израиле, как государстве, а о нынешнем режиме, оккупирующем Иерусалим, а понятия «государство» и «режим» — совсем разные вещи.

Причем на деле Иран не только не может, но и не собирается, в чем его неоднократно обвиняли, «стереть государство Израиль с лица земли». Как заявлял Ахмадинежад, у Ирана нет ни ядерного оружия, ни намерения создавать его. При этом не только западные СМИ его не слышат или не хотят слышать, но, что странно, и некоторые российские тоже. Но даже если бы у Ирана каким-то чудом появилась бомба, ее все равно нельзя было бы применить, ибо это было бы для него самоубийством. От ядерной бомбардировки пострадали бы не только израильтяне — евреи, но и арабы — палестинцы, ливанцы, сирийцы и иорданцы. Комментируя заявления о том, что Иран может иметь намерения создать ядерное оружие, бывший генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс недавно заметил, что такого оружия у Ирана нет, а предполагаемое намерение — не повод для бомбардировок. Ветеран МАГАТЭ попал в точку.

О целенаправленной политике по очернению Ирана говорит и тот факт, что олигархи и лидеры еврейских общин мира периодически собираются в разных странах с единственной целью — разработать согласованный и скорректированный план действий по дискредитации и изоляции Ирана во всем мире. Очередное такое собрание всех еврейских структур мира состоится 24-26 октября сего года в Берлине. Без всякого сомнения, решения, которые будут приняты лидерами и спонсорами еврейских организации, станут руководством к действиям для основных мировых СМИ и в том числе российских по дальнейшей демонизации Ирана и дискредитации российско-иранских отношений.
Сегодня российские СМИ, в значительной степени питающиеся западной «пропагандистской продукцией», все более настойчиво рисуют искаженный облик Ирана и его внешней политики. Они с готовностью публикуют любые негативные сообщения об Иране, полностью игнорируя новости о развитии экономики, о выставленных на аукционы нефтяных месторождениях, о введенных в строй предприятиях и дорогах. Фактически россиян дезинформируют, вбивая им в головы образ Ирана как мрачной архаичной страны, руководимой реакционным исламским режимом в лице «бородатых религиозных фанатиков» и агрессоров регионального масштаба.

На днях телеканал «ТВЦ» показал целую серию документальных фильмов об Иране, сделанных хоть и российскими журналистами, но в сотрудничестве с еврейским государством. На израильский след указывало даже то, что большинство кадров использованной в фильме хроники были сняты израильскими операторами, в нем лишь изредка проскакивали отдельные черно-белые иранские картинки. Закадровый текст, не подкрепленный никакими фактами и доказательствами, уверял, что Иран вот-вот произведет и испытает атомную бомбу, причем произойдет это в ближайшие месяцы. Эти фильмы «ТВЦ» по тональности и подаче очень напоминали пропагандистские поделки об «оружии массового уничтожения Саддама Хусейна», которые США распространяли по миру перед своим вторжением в Ирак. Причем уже замечено, что именно «ТВЦ» выделяется среди российских федеральных каналов антииранской направленностью. Часто в программах, где обсуждается иранская тематика, вместо авторитетных и хорошо известных специалистов-ирановедов, приглашаются такие политологи как Евгений Сатановский, Георгий Мирский, Леонид Радзиховский и многие другие, которые ни одного дня не занимались иранской проблематикой, никогда не были в этой стране и толком не представляют себе ее реалии. Но зато они говорят то, что хотелось бы услышать недоброжелателям Ирана. К великому сожалению, которое выражается многими российскими и зарубежными политологами, российские СМИ стали волей-неволей заложниками уже неприкрытой подготовки войны против Ирана.

Всякая современная война, как показывает опыт конфликтов, начинается с демонизации противника. Она является идеологическим обеспечением «справедливости» готовящегося вторжения в глазах простых людей и возможных союзников. Ведь никто не признается, что цель агрессии в чужую страну — завладеть ее нефтью, разместить на ее территории военные базы или обеспечить плацдарм для захвата еще более богатых ресурсами государств. Поэтому будущий противник всячески изображается в виде мстительного и дремучего реакционера, угрожающего соседям страшным оружием и вынашивающим планы мирового господства. Именно такими изображали американские СМИ Ирак, Югославию и Афганистан перед вторжениями в них натовских войск. Нынешние обвинения Ирану похожи на них как две капли воды.

Причем то, что, к примеру, в Ираке не оказалось и следов оружия массового уничтожения, в поисках которого напали на эту страну США и НАТО, впоследствии никого не интересовало, просто иракская нефть потекла в Соединенные Штаты. После войны в Югославии также сразу выяснилось, что режим Слободана Милошевича не занимался геноцидом косоваров. Как и то, что, наоборот, косовские албанцы, захватывая в плен молодых сербских мужчин и женщин, вырезали у живых людей, органы для трансплантации и за огромные деньги отправляли в немецкие клиники. Что касается войны в Афганистане, то и она показала, что вторжение в эту страну было нужно США не для борьбы с международным наркобизнесом и насаждением «демократизации» по американскому образцу, а для обеспечения «пояса влияния» в регионе Ближнего и Среднего Востока и подготовки возможного захвата иранской нефти. Не вызывает сомнения, что контролируемые американским и сионистским капиталом мировые информагентства и телеканалы работают на пропагандистское обеспечение войн США, американской политики, американского влияния в мире и на захват чужих ресурсов. Непонятно другое — зачем российские СМИ подыгрывают американцам в попытках демонизировать Иран, своего вполне миролюбивого соседа.

К сожалению, отношение к Ирану, сформировавшееся в результате распространения недобросовестной информации, проявилось в отказе поставить ему оборонительное оружие. Такое решение ослабляет Иран, как в свое время ослабило Югославию перед лицом натовских бомбардировок, и лишь приближает день американо-израильской агрессии против Ирана. Неужели непонятно, что в случае падения нынешнего, относительно лояльного Москве режима, пришедший ему на смену будет абсолютно прозападным и настолько антироссийским, что выходки грузинского президента Саакашвили покажутся россиянам детскими играми.
Кроме того, смена режима в Иране наверняка изменит ситуацию в Центральной Азии не в пользу России. На Каспий придет «терроризм», затем, по традиционному сценарию, под предлогом обеспечения безопасности нефтегазовых трубопроводов появятся военные флоты отнюдь не дружественных нам государств, прежний мир и спокойствие останутся в прошлом. На мировых нефтяных рынках проамериканский Иран, будет противостоять России, а западные СМИ назовут его «альтернативой» российскому влиянию. Даже приблизительные оценки показывают, что тогда упущенная для России экономическая выгода будет составлять десятки миллиардов долларов. Не говоря уже о том, сколько ей будут стоить меры по дополнительной защите своего южного «подбрюшья» от посягательств будущего, явно непартнерского окружения.

Согласно прогнозам американских аналитиков, антироссийский Иран даст два великих преимущества США и Западу. Откроется доступ к огромным и к тому же дешевым энергоресурсам этой страны, и с помощью марионеточного Ирана Запад фактически вытеснит Россию из ключевого региона Большого Ближнего Востока, из сферы ее жизненных интересов. Крайне негативное влияние всех этих факторов на мусульманские народы Кавказа и Российскую Федерацию в целом могут привести к необратимым последствиям, вплоть до обострения национализма и сепаратистских тенденций.

Это не пустые прогнозы, а реальные планы, которые уже сейчас воплощаются Западом не только с помощью манипулируемых мировых СМИ, но и большинства российских телеканалов и информагентств. Достаточно сказать, что почти все российские федеральные телеканалы имеют свои так называемые, ближневосточные представительства, призванные освещать события на Ближнем и Среднем Востоке. Однако почти все они расположены в Израиле, на 95% питаются информацией из израильских источников. В результате непосредственно проблемы населения мусульманских государств почти не затрагиваются. Именно из-за этого у российских зрителей и читателей создается впечатление, что весь Ближний и Средний Восток — это Израиль. Причем все эти «ближневосточные корпункты» содержатся за счет государственного бюджета.

Целенаправленная политика по демонизации и изоляции Ирана не только дезориентирует российскую общественность, но и накладывает серьезный отпечаток на деятельность важнейших государственных структур России. Возможно, из-за этого российское руководство крайне редко (один раз в 2-3 года, и то чисто протокольно, всего на несколько минут, на международных саммитах и форумах) встречается с лидерами Исламской республики, в то время, как общение с лидерами западных и других стран мира, напротив, происходит по нескольку раз в год. К примеру, Председатель Госдумы России Борис Грызлов и председатель комитета по международным делам Госдумы Константин Косачёв вот уже несколько лет не могут найти время для нанесения ответного официального визита в Иран. В то же время они совершают визиты в Европу и в другие страны мира практически ежемесячно, иногда по нескольку раз. В результате этого российско-иранские парламентские отношения практически приостановились. И руководители ряда министерств и ведомств России также редко и неохотно встречаются со своими иранскими коллегами. В то же время, при первой же возможности, они выезжают к своим западным коллегам, принимая подчас участие в даже малозначимых коммерческих форумах и конференциях, проводимых в Европе и в США.

Но даже на этом фоне особой активностью отличаются разного ранга израильские руководители, которые под различными предлогами, практически ежемесячно приезжают в Москву, добиваясь встреч с высшими руководителями страны. Невольно возникает вопрос — а кто же их в этом поддерживает в важнейших структурах российской власти? Вполне вероятно, что это те же самые лоббисты и «агенты влияния» организовывают эти «нужные встречи с нужными людьми и в нужное время». Они также блокируют и встречи наших руководителей с лидерами «неблагожелательных» стран, наподобие Ирана, тем самым провоцируя серьёзный перекос в отношениях России со своим ближним соседом.

В следующей статье редакция Иран.ру намерена проанализировать работу федеральных телеканалов, крупнейших российских СМИ, сознательно и целенаправленно искажающих информацию о реальной ситуации в Иране, о событиях происходящих не только в регионе Большого Ближнего Востока, но и в других частях мира, где затрагиваются жизненно важные интересы России.

Дополнение 1

Источник информации — http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&_n=1&news_id=68922  (19.10.10)

США довольны сотрудничеством с РФ и продолжат курс на сближение

   
США довольны диалогом с Россией и намерены углублять его, заявил заместитель госсекретаря по делам Европы и Евразии США Филип Гордон.

"Стратегия президента Барака Обамы принесла впечатляющие дивиденды: в наших двусторонних отношениях достигнут огромный прогресс, и началось практическое сотрудничество. Эффективный дипломатический курс в отношении России помог нам лучше решать приоритетные вопросы", — сказал Гордон, выступая в понедельник в вашингтонском университете Джонса Хопкинса.

Он напомнил, что после начала перезагрузки США и РФ смогли заключить договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), договориться о транзите грузов в Афганистан и сблизить позиции по Ирану.

"Договор об СНВ — это очень важный документ, предусматривающий значительное сокращения ядерных вооружений в США и РФ и укрепляющий режим нераспространения. Мы также сотрудничаем с РФ по транзиту в Афганистан и в области безопасности по Ирану — это очень важный для нас вопрос. Мы согласовали и приняли жесткую резолюцию в Совете Безопасности ООН, а также смогли предпринять дополнительные шаги, в том числе, предотвратить поставки ракетных комплексов С-300 в Иран. Мы проделали много работы, но еще больше нам предстоит сделать", — отметил представитель госдепартамента.
РИА Новости
 

Статья 3: Санкции США против Ирана

Источник информации — http://ru.wikipedia.org/wiki/Санкции_США_против_Ирана

Санкции США против Ирана — система дискриминационных торговых ограничений, наложенных правительством Соединённых Штатов Америки на Иран в 1979 году. Санкции включают в себя полный запрет гражданам и компаниям США вести бизнес в Иране или участвовать в совместных предприятиях с иранскими компаниями, в том числе в нефте-газовой отрасли. Американское правительство также подвергает санкциям предприятия третьих стран, которые нарушают условия американского эмбарго.

 История

Хотя действующие сегодня американские санкции были введены после революции в Иране в 1979 году, США поддерживали британский бойкот на иранские нефтепродукты в начале 50-х годов. Бойкот был ответом на национализацию принадлежавшей британскому правительству «Англо-иранской нефтяной компании». В связи с чрезвычайно серьёзным эффектом для британской экономики, правительство Черчиля совместно с американским руководством приняло решение свергнуть инициатора национализации премьер-министра Ирана Мохаммада Моссадека.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция. Вскоре появились слухи о том, что бежавший из страны незадолго до революции шах Мохаммед Реза Пехлеви, возможно, получит политическое убежище в США. В ответ на эти слухи группа радикально настроенных студентов захватила американское посольство в Тегеране, при этом 52 дипломата попали в плен. США ответили мгновенно, заморозив все иранские счета и золотые запасы в своих банках.

После вторжения иракской армии в Иран в 1980 году правительство США усилило санкции против Ирана. Введённые в 1984 году санкции предусматривали запрет международным финансовым организациям на выдачу кредитов Ирану, всем странам — на продажу оружия и всякую помощь Ирану. В 1987 году был полностью запрещён всякий товарообмен между США и Ираном. В этом же году иранские и американские корабли впервые сошлись в боевом столкновении. В 1995 году впервые были введены послабления в санкции: указом Клинтона было разрешено продавать в Иран американские товары (невоенные) через третьи страны.

В 1996 году Конгресс США утвердил закон о новых санкциях, в котором помимо прочего было указано, что любое государство, инвестировавшее в энергетику Ирана более 20 миллионов долларов будет также подвержено санкциям, среди которых:

    запрет на межбанковскую деятельность;
    аннулирование лицензий компаний-«нарушителей» на экспорт оборудования в США;
    запрет на кредиты в более 10 миллионов долларов у американских банков;
    запрет американским компаниями инвестировать средства в компанию-«нарушитель»;
    запрет на покупку долговых обязательств американского правительства;
    запрет американским компаниям импортировать оборудование в указанное государство.

Реформистское правительство Мохаммада Хатами не добилось практически никакого смягчения санкций, за исключением чисто символических жестов: снятие запрета на торговлю лекарствами, медицинского оборудования, икрой и коврами.

В 2005 году правительство Ахмадинежада приняло решение расконсервировать программу по обогащению урана на территории Ирана, свёрнутую Хатами. В ответ на это администрация Буша ввела целый ряд новых санкций: главным образом, против иранских банков а также компаний и физических лиц, так или иначе связанных с атомной и оружейной промышленностью Ирана.
 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: