Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Б. П. Белозеров. Фронт без границ. 1941–1945 гг. Оглавление: 1. Историография и степень научной разработки проблемы безопасности фронта и тыла Северо-Западного региона в годы войны. 2. Северо-Западный регион и его правоохранительные органы накануне и в начале войны. 3. Войска и органы НКВД в обеспечении безопасности фронта и тыла Северо-Западного региона. 4. Состояние общественной безопасности в городах северо-запада и правовое положение правоохранительных органов в ее обеспечении.

11.02.2014 20:19      Просмотров: 1106      Комментариев: 0      Категория: Хрестоматия по истории СССР. Составитель: Анатолий Краснянский

Б. П. Белозеров

Фронт без границ. 1941–1945 гг.

Источник информации - http://www.nnre.ru/istorija/front_bez_granic_1941_1945_gg/index.php .

 

Предисловие

Введение

Глава I Историография и степень научной разработки проблемы безопасности фронта и тыла Северо-Западного региона в годы войны

Глава II Северо-Западный регион и его правоохранительные органы накануне и в начале войны

§ 1. Состояние войск и органов НКВД накануне войны и их задачи

§ 2. Изменение и подчинение органов государственной власти и управления борьбе с германским фашизмом

§ 3. Войска НКВД в боевых действиях на фронтах Северо-Западного региона

Глаза III Войска и органы НКВД в обеспечении безопасности фронта и тыла Северо-Западного региона

§ 1. Охрана войскового тыла действующей армии на северо-западе и ее правовая основа

§ 2. Структурные и качественные изменения органов НКВД в связи с обеспечением безопасности городов северо-запада в военные годы

§ 3. Внутренняя оборона Ленинграда в комплексной системе мер обеспечения безопасности фронта и тыла северо-запада

§ 4. Особенности военного судоустройства и его роль в обеспечении безопасности фронта и тыла

Глава IV Состояние общественной безопасности в городах северо-запада и правовое положение правоохранительных органов в ее обеспечении

§ 1. Криминогенная обстановка в городах северо-запада и ее особенности в блокадном Ленинграде

§ 2. Уголовное и гражданское законодательство как основа деятельности правоохранительных органов в обеспечении безопасности фронта и тыла

§ 3. Особенности профессиональной подготовки личного состава войск и органов НКВД Северо-Западного региона в военные годы

Заключение

Список источников и использованной литературы

Приложения

 

  Предисловие

 

2001-й год — год особый в истории России. 60 лет тому назад, в июне 1941 года, началась великая борьба советских народов за свою свободу и независимость. В сентябре того же года Ленинград был подвергнут блокаде и мужественно ее пронес через все 900 дней.

Весь северо-запад представлял собой сражающийся регион, не знающий границ. Фронт и тыл были слиты воедино. Здесь развернулись бои огромных группировок войск с одной и другой стороны.

В рядах воюющего народа, вступившего в смертельную схватку с врагом, был значительный отряд сотрудников и воинов правоохранительных органов. На их долю выпали нелегкие задачи, как непосредственное участие в суровых оборонительных и наступательных боях на различных фронтах и в движении сопротивления, так и в обеспечении безопасности фронта и тыла действующей армии, в поддержании необходимого общественного порядка в прифронтовых и тыловых городах и многое другое.

В условиях тотальной фашисткой агрессии, когда возникла прямая угроза существованию великой России и других советских республик, на войска и органы Наркомата внутренних дел, на все институты правопорядка легли задачи, не имевшие аналогов в довоенные годы. Важно было не только не допустить дальнейшее продвижение врага в глубь страны, но и создать такую систему, которая бы позволила сорвать намерения фашистов, предупредить массовые воздушные десанты, преградить путь проникновению диверсантам, шпионам и вражеским агентам в действующую армию, на оборонные предприятия и транспорт, обеспечить безопасность тыла.

Автор настоящей монографии, основываясь на богатейшем документальном материале, сумел проанализировать не только характер задач, выполняемых войсками и органами НКВД, другими институтами правопорядка в Северо-Западном регионе, но и представить ту нормативную базу, которой они руководствовались при выполнении этих задач. В книге широко дается анализ документов, имевших важное значение для обеспечения безопасности и общественного порядка, борьбы с преступностью в Северо-Западном регионе.

Автор подчеркивает, что в условиях войны резко возрастала физическая и морально-нравственная нагрузка на сотрудников органов и войск НКВД, других правоохранительных структур, им приходилось с большим напряжением сил подключаться к выполнению подчас не свойственных им функций из-за отсутствия четких и продуманных решений и соответствующей нормативно-правовой базы. Нередко к выполнению специальных задач привлекались совершенно неподготовленные сотрудники, что приводило к ненужным потерям и нарушению законности.

И в то же время в монографии убедительно просматривается способность правоохранительных структур к адаптации в новых условиях, к быстро меняющейся оперативно-боевой обстановке, к особенностям их деятельности на фронте и в тылу Северо-Западного театра военных действий.

Автор приводит многочисленные факты, когда командиры и начальники войск и органов НКВД входили с ходатайством о более целесообразном боевом и служебном использовании вверенных им частей и подразделений, убеждая в этом военные советы и соответствующих командующих.

Следует отметить, что в книге передана сложная атмосфера суровой действительности тех дней, несогласованных взаимоотношений частей действующей армии и войск охраны тыла, дается объективный анализ и оценка правовой базы тех лет, ее своевременность и полнота. В книге не умалчиваются факты нарушения законности, дается им оценка. Автор смело вступает в полемику с некоторыми исследователями, документально отстаивая свои подходы и оценки событий и фактов.

Представленные автором материалы помогут будущим юристам и историкам познакомиться с особенностями деятельности войск и органов НКВД, военных прокуратур и трибуналов в условиях военных лет, увидеть процесс их становления в новой чрезвычайной ситуации и способности успешно выполнять возложенные задачи. Это позволит глубже понять исторические процессы, связанные с совершенствованием государственно-правовой системы в годы войны, осознать всю ответственность за обеспечение безопасности страны.

Книга адресована всем читателям, интересующимся историей правоохранительных органов и их деятельности в годы Великой Отечественной войны.

Введение

Безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Важнейшим институтом существования любого государства выступает национальная безопасность. Она предполагает способность противостоять враждебным, деструктивным силам природного, технического и социального характера, нейтрализовать их. Она означает защищенность личности — ее прав и свобод, социальных и национальных групп — их статуса, функциональных ролей, самобытности общества — его материальных и духовных ценностей; государства — его территориальной целостности, суверенитета, конституционного строя. Безусловно, все эти уровни взаимосвязаны. Приоритеты здесь носят ситуативную основу и могут меняться в зависимости от обстоятельств[1]. Национальная безопасность обеспечивается системой мер и действий политического, дипломатического, экономического и военно-стратегического характера. В содержательном плане безопасность дифференцируется на экономическую, политическую, культурно-гуманитарную, технологическую, информационную, экологическую, военную, медико-санитарную и т. д.[2].

В системе национальной безопасности ключевое место занимает безопасность военная. Под ней понимается такое состояние страны и мира, при котором либо отсутствует возможность военного давления и агрессии, либо есть гарантии противостояния им. Способность государства предупредить, нейтрализовать или отразить попытки военного диктата, защитить свои интересы и реализовать цели зиждется на его силе[3].

Национальная безопасность может быть лишь тогда достаточно высокой, если государство имеет два непреложных условия — богатство и силу. Именно эти показатели являются характерными для России. Она всегда была великой державой глобального масштаба. Ее величие определяется рельефными территориями и численностью населения, природными богатствами, духовностью и нравственной силой народа, его патриотизмом, любовью к Отечеству, геополитическим положением и интеллектуальным потенциалом, национальными и историческими традициями общества. Ее военная политика была направлена на свою собственную вооруженную защиту от иноземных завоевателей. Никто не может отрицать, что Россия, ее расцвет или упадок, ее активность или пассивность на международной арене оказывала и оказывает влияние на весь мир. Россия неоднократно предотвращала поползновения к мировому господству отдельных государств и их политических вождей (Чингисхан, Наполеон, Гитлер). К богатствам России тянулись руки многих завоевателей, особенно с Запада. Германия не раз пыталась установить свой имперский порядок на всей территории России или на ее части.

Особенно это очевидно в планах вермахта гитлеровской Германии. В директиве фюрере № 21 от 18 декабря 1940 года (план «Барбаросса») прямо указывалось: «Немецкие вооруженные силы должны быть готовы к тому, чтобы еще до окончания войны с Англией, победить путем быстротечной операции Советскую Россию»[4].

Известный государственный деятель США Генри Киссинджер вынужден был признать, что «с одной стороны царская и советская империя выросли в постоянную угрозу балансу сил вдоль всего их огромного периметра в Европе, на Ближнем Востоке и Азии. С другой стороны, эти империи дважды спасли независимость европейских стран, поскольку без их вклада Наполеон и Гитлер одержали бы верх»[5]. Человечество пережило тысячи больших и малых войн. Вооруженные конфликты и войны были особо характерны для XX столетия. Среди них с масштабностью и жестокостью выделяется Вторая мировая война и ее составная часть — Великая Отечественная война. Это была самая масштабная война по численности войск противоборствующих сторон на советско-германском фронте. Достаточно подчеркнуть, что общая численность участников войны составляла: с советской стороны — 26,5-27 млн. человек, со стороны Германии — 18,6–19,1 млн. человек. Безвозвратные потери только на советско-германском фронте со стороны СССР составили 11,3 млн. человек, и 9 млн. человек со стороны Германии[6]. Прошедшая война в свою орбиту втянула сотни миллионов людей всей планеты, погубила более 60 млн. человек, почти половину из них — советских людей. Угроза, нависшая над страной, потребовала приведения в действие всех мер, обеспечивающих национальную безопасность государства и его народов. Не рассматривая всю суть довоенной политики национальной безопасности, ошибок и просчетов в осуществлении военного обеспечения национальной безопасности, следует отметить, что это есть серьезный урок для политиков и практиков современной и будущей России. К сожалению, многие политики и государственные деятели СССР и России последнего десятилетия уходящего века не считали для себя первоочередной задачей укрепление безопасности страны, а наоборот, сделали все, чтобы ослабить экономику, обороноспособность государства, разрушить то важное, которое было достигнуто многими поколениями наших сограждан, Именно это и подчеркнул американский президент еще в своем выступлении на закрытом совещании Объединенного комитета начальников штабов 25 октября 1995 г. Он заявил: «…последние десять лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока. Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы.

Правда, с одним существенным отличием — мы получили сырьевой придаток, а не разрушенное отсталое государство…»[7]. Далее Б. Клинтон определил новые задачи разрушения и дальнейшего ослабления России.

    «1. Расчленение России на мелкие государства путем региональных войн, подобных тем, что были организованы нами в Югославии.

    2. Окончательный развал военно-промышленного комплекса России и армии.

    3. Установление режимов в оторвавшихся от России республиках, нужных нам. Да, мы позволим России быть державой, но империей будет только одна страна — США»[8].

Это заявление убедительно свидетельствует о долговременной и целенаправленной доктрине США по разрушению советского государства и его основы — Российской Федерации. Именно это должно быть глубоко осознано современными государственными деятелями, всем народом. Нельзя допускать дальнейшего упадка, могущего привести к национальной катастрофе.

Созданный Совет Безопасности России в настоящее время организует работу по предупреждению к дальнейшему спаду состояния безопасности страны, определению мер по выходу из создавшегося критического состояния. Положительным ныне является то, что безопасность страны, ее правовое положение связано с наличием нормативной базы, регулирующей деятельность всех государственных структур. В ст. 6 Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» отмечается, что законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации; Закон «О безопасности»; законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере безопасности; Конституции, законы и иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации; нормативные акты государственной власти и управления краев, областей, автономных округов, которые приняты в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, признанные Российской Федерацией[9].

Законом Российской Федерации «О федеральных органах безопасности»[10] была определена и система безопасности страны. Ее образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Основными функциями системы безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным объектам, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление ими в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях: осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в районах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией[11].

Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 949 было утверждено «Положение о Совете Безопасности Российской Федерации», а 1 сентября 2000 г, утверждено Положение о Межведомственных комиссиях Совета Безопасности РФ по: проблемам Содружества Независимых Государств; отечественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией; конституционной безопасности; безопасности в сфере экономики; оборонно-промышленной безопасности; военной безопасности. Одновременно были определены составы комиссий по: международной безопасности, экологической безопасности, мобилизационной подготовке и мобилизации, информационной безопасности, пограничной политике, охране здоровья населения[12].

Основными силами обеспечения безопасности в Российской Федерации в настоящее время являются: Вооруженные Силы; федеральные органы безопасности; органы внутренних дел; органы внешней разведки; служба обеспечения безопасности органов законодательной и исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц; налоговая служба; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска; внутренние войска МВД РФ; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; таможенная служба; природоохранительные органы; органы охраны здоровья населения[13].

С особой силой важность национальной безопасности проявилась в битве СССР с германским фашизмом. Известно, что готовясь к войне против СССР, Гитлер и его генералы разработали далеко идущие планы уничтожения Советского государства. На территории СССР предполагалось создать четыре рейхскомиссариата-колонии Германии: «Остланд», «Украина», «Москва», «Кавказ»[14].

Выступая на секретном совещании германских генералов 30 марта 1941 года, Гитлер заявил, что война против России — это не обычная война. «Речь идет о борьбе на уничтожение… На Востоке сама жестокость — благо для будущего»[15]. По его указанию был разработан план «Ост» — план физического истребления славянских наций, в особенности русских, украинцев, белорусов, поляков, а также евреев и других. Германские вооруженные силы и власти на оккупированных землях должны были руководствоваться варварскими наставлениями Гитлера, воплощенными в приказы: «Мы обязаны истреблять население — это входит в нашу миссию… Нам придется развить технику истребления населения»[16]. Руководствуясь указаниями Гитлера, Кейтель писал: «Следует иметь в виду, что человеческая жизнь в странах, которых это касается, абсолютно ничего не стоит»[17].

В соответствии с планом «Ост» за 25–30 лет предписывалось ликвидировать 120–140 млн. человек и в конечном счете «уничтожить биологический потенциал» СССР[18]. Для выполнения этой каннибальской задачи наряду с вермахтом была создана, по сути, вторая армия из «особых команд», «групп действия», эсэсовских формирований, в которые входили десятки дивизий, укомплектованных отборными головорезами[19].

Этим планам не суждено было сбыться. Все народы многонационального Союза поднялись на борьбу с фашизмом. Все было подчинено разгрому врага. Одним из сложнейших театров военных действий здесь был Северо-Западный. На этом стратегическом направлении основной целью враг ставил захват Ленинграда. В плане «Барбаросса», Гитлер прямо указывал: «…уничтожить силы противника, действующие в Прибалтике. Лишь после выполнения этой неотложной задачи, за которой должен последовать захват Ленинграда и Кронштадта, следует приступить к операциям по взятию Москвы — важного центра коммуникации и военной промышленности. Только неожиданно быстрый развал русского сопротивления мог бы оправдать постановку и выполнение этих обеих задач одновременно»[20]. Таким образом, видно, что Ленинград был «ключом» к Москве. На этом направлении враг сосредоточил ударные силы группы армий «Север». С первых дней войны Ленинград стал ареной суровой битвы двух противоборствующих сторон, одна из которых ставила перед собой задачу — уничтожить город. Эта цель в планах врага неоднократно подчеркивалась.

8 июля 1941 года генерал-полковник Гальдер в своем военном дневнике записал: «Есть твердое решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы воспрепятствовать там остаться населению, которое мы должны будем кормить зимой. Города должны быть уничтожены авиацией». 8 июля, то есть в тот же день запись в журнале боевых действий ОКВ свидетельствует: «Фюрер принципиально подчеркнул, что он хочет сравнять с землей Москву и Ленинград. Это должна начать авиация»[21]. 7 октября 1941 года из ставки Гитлера подтвердили, что Ленинград надо «громить артиллерийским обстрелом и воздушными налетами, а население обращать в бегство». Это указание генерал Варлимонт уточнил в виде нескольких вариантов, один из которых предусматривал — снести город с лица земли[22]. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты[23].

7 октября в директиве верховного главнокомандующего (ОКВ) указывалось: «Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а также Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена противником…»[24]. Таким образом, Ленинграду была уготовлена судьба уничтожения.

Естественно, в этих условиях, другая сторона — защищающая свой город, часть великой страны — сделала все, чтобы бредовые планы фашистского командования не сбылись. Ленинградцы, как и все советские люди, понимали, что фашистская Германия, одержимая идеями завоевания мирового господства и создания нового мирового порядка, развернула и пытается осуществить программу покорения, порабощения и уничтожения «неполноценных» народов. Претворение этой программы в жизнь являлось тягчайшим преступлением против человечества. Именно поэтому народ поднялся на священную борьбу, на защиту своих прав, на борьбу за сохранение своей государственности, своего этноса, своих социальных завоеваний. С особой стойкостью эта борьба велась на северо-западе страны, в битве за Ленинград. Стойкость и мужество защитников Ленинграда поразила мир. Президент США Ф. Рузвельт в Почетной грамоте, направленной городу, писал: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиками от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода с 8 сентября 1941 по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республики всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии»[25].

В 12 часов дня 22 июня 1941 года Советское правительство обратилось по радио к народу, призывая его подняться на священную войну против немецко-фашистских захватчиков. Боевые действия развернулись на огромном пространстве от Баренцева до Черного морей. Началась самая тяжелая и жестокая война из всех, когда-либо пережитых нашей родиной.

В первые дни войны на базе военных округов были созданы пять фронтов — оперативно-стратегических объединений Советских Вооруженных Сил. В связи с увеличением размаха и напряженности военных действий, появлением новых операционных направлений, потребовалось развертывание новых фронтов. В разные периоды войны их число составляло 10–15. Историческая правда свидетельствует о том, что ни на одном из фронтов второй мировой войны (североафриканском, итальянском, западноевропейском, американо-японском) не было столь продолжительных, непрерывных и напряженных военных действий, как на советско-германском фронте. Именно здесь в течение всей войны действовало в среднем до 70 % дивизий гитлеровской Германии. Образно говоря, из четырех солдат гитлеровского вермахта трое постоянно воевали на востоке, и только один — на западе. На советско-германском фронте было уничтожено, разгромлено или пленено 507 немецко-фашистских дивизий. Советские войска уничтожили и большую часть боевой техники противника: 167 тыс. орудий, 48 тыс. танков, до 77 тыс. самолетов. Не менее 100 дивизий потеряли на советско-германском фронте союзники фашистской Германии. Людские потери Германии на советско-германском фронте составили свыше 73 % потерь, понесенных ею во второй мировой войне (13 600 тыс. человек)[26].

24 июня 1941 года на базе управления и войск Ленинградского военного округа образуется Северный фронт. Командующим фронтом был утвержден генерал-лейтенант М. М. Попов, членами Военного совета — корпусный комиссар Н. Н. Клементьев, дивизионный комиссар — А. А. Кузнецов и бригадный комиссар Т. Ф. Штыков, начальником штаба — генерал-майор Д. М. Никишев.

На четвертый день войны ударным вражеским танковым группировкам удалось захватить в Прибалтике Каунас, ряд других городов и продвинуться вперед на 125 километров. Ожесточенные бои велись за военно-морскую базу Лиепая (Либаву). 67-я стрелковая дивизия генерала Н. А. Дедаева и моряки во главе с командиром базы капитаном первого ранга М. С. Клевенским сорвали попытку врага с ходу захватить Лиепаю и в течение нескольких дней вели мужественную борьбу с численно превосходящим противником. Немецко-фашистские войска, не считаясь с потерями, рвались к Пскову и Острову. Угроза Ленинграду с юга все возрастала. В связи с созданием 10 июля Государственным Комитетом Обороны трех главных направлений: Северо-Западного, Западного и Юго-Западного произошла перестройка и в управлении фронтами. Северный и Северо-Западный фронты, а также Северный и Краснознаменный Балтийский флоты были подчинены главному командованию Северо-Западного направления, которое возглавили К. Е. Ворошилов — командующий, А. А. Жданов — член Военного совета, М. В. Захаров — начальник штаба.

23 августа 1941 года в соответствии с решением Ставки Северный фронт был разделен на два фронта — Ленинградский (командующий — генерал-лейтенант М. М. Попов) и Карельский (командующий — генерал-лейтенант В. А. Фролов), 17 декабря 1941 года Ставка образовала Волховский фронт (командующий — генерал армии К. А. Мерецков).

На протяжении всей битвы за Ленинград эти три фронта, а также вначале и Северо-Западный сражались во взаимодействии, не допуская врага к городу.

О масштабности оборонительных и наступательных операций в Прибалтике (22 июня — 9 июля 1941 года), в Заполярье и Карелии (29 июня — 10 октября 1941 года), в обороне Ленинграда (10 июля — 30 сентября 1941 года), Тихвинского сражения (10 ноября — 30 декабря 1941 года), операции по прорыву блокады Ленинграда («Искра» — 12–30 января 1943 года), Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции (14 января — 1 марта 1944 года), Выборгско-Петрозаводской стратегической наступательной операции (10 июня — 9 августа 1944 года) говорят следующие данные: в них было задействовано 194 стрелковых, моторизированных, танковых, воздушно-десантных дивизий и 61 бригада с общим числом личного состава в 2980 тысяч человек[27]. Таким образом, Северо-Западный театр военных действий в течение всей войны на территории СССР оставался самым напряженным. В боевых операциях советские войска здесь понесли значительные потери.

Только безвозвратные потери составили 508 769 человек[28]. Да, эти потери значительны, а с гибелью жителей и защитников Ленинграда и других городов они исключительно велики. Но именно благодаря мужеству, стойкости и самоотверженности воинов всех фронтов и особенно защитников города Ленинград был спасен, а, следовательно, и враг не сумел выполнить свои коварные цели. Последствия были бы непредсказуемые для существования государства. Исходя из этого и определялись меры советского военного и политического руководства по сдерживанию продвижения врага, изгнанию его с нашей территории. Они касались не только мобилизации всех ресурсов государства для отражения агрессии, коренной перестройки жизни и деятельности страны на военный лад, но и обеспечения безопасности фронта и тыла. Действующая армия с фронта в соответствии с уставами прикрывается инженерными сооружениями, передовым боевым охранением, в состав которого входят: дежурные подразделения с огневыми средствами, наблюдательные пункты, боевые дозоры и резерв. В чрезвычайно сложной боевой обстановке, наряду с организацией обороны с целью задержать продвижение врага, исключительно важной выступала задача охраны тыла и особенно войскового. Он представлял собой сложную систему, в которую входили: тыловые подразделения, части и учреждения, склады и базы с запасом материальных средств, железнодорожные, автомобильные, медицинские, ветеринарные и другие части, обеспечивающие фронт продовольствием, боеприпасами, связью и т. д. Особенно армейский тыл, был наиболее насыщен теми боевыми организмами, которые питали фронт. Здесь располагались командные пункты, узлы связи, оперативные резервы.

Именно тыл действующей армии и представлял для врага тот объект, уничтожение которого полностью или частично лишало фронт всего необходимого для сражения, делало его беспомощным. Поэтому прикрытие тыла, его защита, являлись первоочередной задачей и правильно считалось и считается, что фронт может быть боеспособным только при защищенном тыле. С тыла безопасность действующей армии обеспечивается своими специальными частями и подразделениями, которые на соответствующей глубине выполняют задачи заграждения, охраны штабов и коммуникаций, складов и баз. За армейскими тылами устанавливается прифронтовая полоса. Ее глубина зависит от многих факторов, она может быть от 10 до 25 и более километров. В этой полосе и осуществляется основная деятельность по обеспечению безопасности тыла действующей армии. Эти задачи решались комплексно. В них были задействованы органы государственного управления, войсковые формирования, партийные и советские органы, общественность. Особое место занимали правоохранительные органы. В условиях начавшейся войны к ним относились: войска и органы НКГБ-НКВД, органы Наркомата юстиции — военные трибуналы и суды; военная прокуратура, особые формирования по обеспечению безопасности фронта и тыла.

Следовательно, это были специально уполномоченные органы государства, основной функцией которых являлась охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с диверсантами и агентами врага, пресечение всех попыток нарушать безопасность.

Каждая из этих структур выполняла свои задачи, определенные ей специальными правительственными решениями. Так, на войска НКВД были возложены задачи обеспечения охраны военных заводов, электростанций, мостов, объектов и линий телеграфной и телефонной связи, борьба с диверсионно-разведывательными группами и десантами противника, распространителями провокационных слухов. Именно это обусловило создание в НКВД Главного управления войск по охране тыла действующей армии, которое помимо перечисленных задач осуществляло конвоирование военнопленных, поддерживало режим военного времени в городах, где вводилось осадное положение, обеспечивало охрану и конвоирование заключенных[29].

Кроме того, войска НКВД непосредственно сражались на всех фронтах войны. Большой вклад они внесли в ликвидацию фашистской агентуры в Западной Украине, Белоруссии, Литве, Латвии, Эстонии в последний военный и в первые послевоенные годы.

И тогда войска НКВД, а в настоящее время внутренние войска, имели и имеют специфическую природу. Их назначение в настоящее время обусловлено законами на данном этапе и заключается в следующих функциях:

— оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения;

— обеспечение совместно с другими государственными органами охраны прав и свобод граждан, правопорядка, целостности государства и законности;

— обеспечение мероприятий разведывательного характера;

— защита совместно с Вооруженными Силами Отечества и обеспечение его безопасности[30].

Таким образом, видим, что в соответствии со своим назначением внутренние войска, с одной стороны, неразрывно связаны со специальными органами государства, созданными для укрепления правопорядка и являются составной частью системы МВД, с другой — они занимают определенное положение в системе всей военной организации как резервная часть Вооруженных Сил для участия в территориальной обороне Российской Федерации[31].

Роль внутренних войск в системе МВД отлична от других субъектов охраны общественного порядка. Выполнение войсками в системе МВД России наиболее сложных и важных задач, связанных с применением Вооруженных Сил, обуславливает особенности их структуры и характера деятельности по сравнению с другими структурными звеньями МВД России. Среди основных особенностей можно назвать то, что части и подразделения внутренних войск — это наиболее многочисленные и мобильные субъекты системы МВД, организованные по военному типу, действующие на основе специальных уставов, наставлений и других нормативных актов. Они располагают определенными возможностями для выполнения своих задач, которыми не обладают органы внутренних дел, а также используют различные тактические способы действия, отличные от действий органов внутренних дел.

Задачи частей и подразделений внутренних войск вытекают из их назначения в системе МВД и определяются законами, указами, постановлениями, уставами и другими нормативными актами МВД России. В условиях минувшей Великой Отечественной войны все эти особенности были свойственны и войскам НКВД, лишь с несколько меньшим объемом нормативно-правовой базы.

Исключительно сложные задачи в условиях военного времени легли на органы внутренних дел. Являясь составной частью государственного аппарата управления, они выполняли ответственные функции по обеспечению общественной безопасности и безопасности граждан. И ныне на них возлагаются задачи обеспечения общественного порядка, под которым понимается — система мер экономического, социально-культурного, организационного и правового характера, направленных на поддержание и развитие общественных отношений, складывающихся во всех сферах социальной жизни общества, по реализации прав и свобод граждан, защиту интересов общества и государства от противоправных посягательств[32].

Исходя из этих задач, их особенностей на определенных исторических этапах развития общества происходит и совершенствование организационной структуры органов внутренних дел. Ее совершенствование базируется на следующих исходных положениях: органы внутренних дел являются условной единой системой с иерархической структурой управления; на каждом из уровней управления четко определены цели и задачи, свойственные данному уровню; органы внутренних дел центрального (федерального) и регионального уровней строятся на основе принципов разделения управленческих и рабочих функций; на каждый вышестоящий уровень передаются лишь те функции, которые не в состоянии эффективно реализоваться на нижестоящих; вышестоящий уровень управления осуществляет лишь те управленческие воздействия, в которых реально нуждается нижестоящее[33].

В чрезвычайных условиях военного времени как никогда важным обстоятельством успешного обеспечения безопасности фронта и тыла являлось тесное взаимодействие войск и органов НКВД. Многообразный характер совместной деятельности войск и органов, специфика выполняемых ими задач боевого и оперативно-служебного характера требовали согласованных действий, причем — на правовой основе.

В классическом понимании организация взаимодействия двух однородных структур (войск и органов) в единой системе (МВД) предполагает общие формы, такие как: анализ оперативной обстановки; подготовка и принятие управленческих решений; определение и планирование отдельных направлений деятельности; разработка и проведение мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; подготовка и проведение совместных итоговых совещаний, обмен опытом, разбор видов деятельности и др.

Вполне понятно, что согласованные действия также должны включать и такие обязательные элементы как: определение сил, которые будут выступать при проведении совместных действий; разработку общего плана действий сторон; постановку задач перед каждой из его сторон; определение способов и средств поддержания связи между субъектами взаимодействия; организацию и осуществление управленческих функций взаимодействия; осуществление контроля действий сторон и оценка их деятельности и др.[34].

Однако в обстановке чрезвычайно сложной, в какой оказались войска и органы НКВД Северо-Западного региона в годы войны, вполне понятно, четкого следования классической формуле взаимодействия не было и не могло быть в силу отсутствия соответствующей согласованной документации. Оно осуществлялось в большинстве своем интуитивно, исходя из меняющейся обстановки и по решению Военных советов фронтов, имеющих всю полноту власти на своих театрах военных действий. Следует особо отметить, что вопросам взаимодействия уделялось внимание в приказах и директивах центрального руководства НКВД, где определялись меры по согласованию действий войск и органов в осуществлении тех или иных режимных мер, принятых в интересах безопасности фронта и тыла. Проблемы согласованных действий внутренних войск и органов внутренних дел и сегодня остаются наиболее важными в плане взаимодействия их по выполнению своих конституционных задач.

Безопасность фронта и тыла обеспечивалась не только войсками и органами НКВД, но и теми правоохранительными структурами, которые осуществляли карательную и надзорную политику в отношении лиц, пренебрегших законом и тем более в условиях военного времени. Военные судьи в составе трибуналов и военные прокуроры стремились не только наказать преступивших закон, но и предупредить других о недопустимости этого.

Деятельность военных трибуналов и военных прокуратур по разному оценивается общественностью. Обвинения в излишней суровости и даже несправедливости в вынесении приговоров были и остаются предметом критического анализа. Однако нельзя не учитывать того, что в боевых условиях спрос за выполнение приказов и директив командования был более суров.

 

Примечания:

1.  Военная реформа: оценка угроз национальной безопасности России. М., 1997, С. 6.

2. Там же.

3. Там же, С 13.

4. Нюрнбергский процесс: Сб. документов. М., 1958. Т. 2. С 559–565.

5. Российская Федерации: безопасность и военное сотрудничество. М., 1995. С. 39.

6. Советская Россия. 2000. 20 апр.

7. Санкт-Петербургские ведомости. 2000. 8 июля.

8. Там же.

9. Жильский Н. Н. Органы внутренних дел и внутренние войска: взаимодействие при охране общественного порядка. СПб., 1997. С. 6.

10. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 33. Ст. 1508.

11. Жильский Н. Н.Органы внутренних дел и внутренние войска: взаимодействие при охране общественного порядка. СПб., 1997. С. 10–11.

12. Российская газета. 2000. 12 сен.

13. См.: Лукичев Ю. А., Вахмистрова С. И. Правоохранительные органы Российской Федерации. СПб., 2000. С 159–160.

14. См.: Дашичев В. И. Банкротство стратегии германского фашизма. Т. 2. М. 1973, Т. 1. С. 18.

15. Гальдер Ф. Военный дневник. Т. 2. С. 430, 431.

16. См.: Нюрнбергский процесс. Сб. материалов. В 7 т. Т. 3. М., 1957. С. 337.

17. Там же. С. 237.

18. Правда. 1987, 18 дек.

19. Волков Ф. Д. Тайное становится явным. М., 1980. С. 103.

20. «Совершенно секретно! Только для командования». М., 1967. С. 150–152.

21. Мировая война 1939–1945 гг. М., 1957. С. 153.

22. Блокада рассекреченная. / Сост. Демидов В. И. СПб., 1995. С. 151.

23. Нюрнбергский процесс: Сб. документов. Т. 1. М., 1952. С. 272.

24. Там же. С. 773..

25. Цит. по: Ленинград дважды орденоносный. Л., 1945. С. 39.

26. См.: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945. М.,1976, Т. 6. С. 8, 28, 29.

27. Подсчитано по: Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях, конфликтах. Статистические исследования. 1993. С. 165–166, 167–168, 172–173.

28. Там же. С. 165–168, 172–173.

29. Специальная тактика. М., 1982. С. 28.

30. Закон Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Сб. законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. С. 711.

31. Там же.

32. Жильский Н. Н. Органы внутренних дел и внутренние войска: взаимодействие при охране общественного порядка. СПб., 1997. С. 18.

33. Там же. С. 30–31.

34. Жильский Н. Н. Органы внутренних бел и внутренние войска: взаимодействие при охране общественного порядка. СПб., 1997. С. 143.



 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна