В.В. Гетманов. Логика — традиционный, необходимый компонент образования.

Древнейшая наука логика, появившаяся задолго до нашей эры и имеющая глубокие корни и традиции в России, была причислена после определенных исторических событий к "буржуазной" науке. Ученым нашей страны, вносящим и по настоящее время ценный вклад в развитие логической культуры, заново приходится заниматься проблемами обоснования логики для возобновления ее изучения в системе школьного образования. Логика, важнейший инструмент познания, напоминает засыхающее деревце, которое поливают только для того, чтобы оно окончательно не засохло. Иначе отношение к ней будет уж слишком очевидным.

Источник информации: http://www.bytic.ru/cue99M/cqgwtuhoe4.html

ЛОГИКА — ТРАДИЦИОННЫЙ, НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Гетманов

    Познание есть поступательный исторический процесс развития от незнания к знанию. Основные задачи общеобразовательной школы как общественно-социального института необходимо сформулировать полнее и убедительнее. И в первую очередь это касается логического образования и информатики, значительно оторванной от самой науки логики. Проблема трактовки логики как практической дисциплины оказывается связана с радикальными изменениями во всех сферах жизни России. Периоды преобразований неизбежно обостряют вопрос о рациональности членов общества, понимаемой как способность человека выносить собственные суждения и действовать на их основе.
 
    Логические формы, категории и законы мышления формируются в процессе общественной практики. Потребность разрешения проблем связана с самим процессом познания и вызвала к жизни теорию познания и логику. Специфика логики заключается в том, что она изучает не объективный мир природы и не субъективный мир переживаний, а абстрактное мышление, посредством которого человек познает и то и другое. Представление о логике как науке, о правильном мышлении, ведущем к познанию истины, формировалось в борьбе с софистикой, с беспринципностью и со словесной эквилибристикой. Особенности современной логики выражены в использовании ею сложных методов исследований, что привело к появлению формализованных искусственных языков и исчислений.
 
    Перед общеобразовательной школой ставятся проблемы введения логики как обязательного предмета, знания которого могли бы быть практически применены во всех сферах деятельности человека, и в особенности в анализе гуманитарного и обыденного знания.
 
    Логика в России, начиная с 1701 года, является предметом преподавания в духовных академиях и семинариях. Курсы логики в Киевской духовной академии, учрежденной в том же году, читались на латинском языке. В 1759 г. в Москве появился учебник "Логика теоретическая, собранная из разных авторов и удобным порядком расположения". Автор этого учебника — префект Московской славяно-греко-латинской академии иеромонах Макарий Петрович — был сербом по происхождению. Книга была первым учебником логики, написанном на русском языке. В книге автором была использована в частности античная логика /Аристотеля/ и новая логика /Вольф и Пурше/. В 1743 году М. В. Ломоносов написал сочинение "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия", затем расширенное и увеличенное в объеме, вышедшее под названием "Краткое руководство к красноречию". Из философских дисциплин М. В. Ломоносов особое значение придавал логике, "поскольку она доказывает то, что утверждает". О значении логики Ломоносов говорит, что для познания и правильного поведения необходим природный рассудок, подкрепленный "логикою, которая после грамматики есть первая путеводительница ко всем наукам". Ценный вклад в развитие логики сделал современник М. В. Ломоносова знаменитый математик Эйлер, бывший в то время академиком Петербургской академии. В формальной логике известен его прием изображения отношений между понятиями в виде наглядных геометрических кругов. А. Н. Радищев предвосхищает современное учение науки о единстве мышления и языка, в частности на развитие ребенка, у которого мышление и речь находятся в тесном взаимодействии. Известный переводчик Платона В. Н. Карпов, понимая логику как формальный инструмент познания, признавал логику как науку, согласную с учением православного богословия. По его мнению, логика не в состоянии обогатить нас какими бы то ни было фактами, но знакомит с фактами человеческой мысли, каковыми являются понятия, суждения и умозаключения людей.
 
    Итак, древнейшая наука логика, появившаяся задолго до нашей эры и имеющая глубокие корни и традиции в России, была причислена после определенных исторических событий к "буржуазной" науке. Ученым нашей страны, вносящим и по настоящее время ценный вклад в развитие логической культуры, заново приходится заниматься проблемами обоснования логики для возобновления ее изучения в системе школьного образования. Логика, важнейший инструмент познания, напоминает засыхающее деревце, которое поливают только для того, чтобы оно окончательно не засохло. Иначе отношение к ней будет уж слишком очевидным. Наиболее серьезная аргументация против возобновления изучения логики в России — перегруженность учебных программ. Ну, что же, вероятно, важнее знать на уроках биологии, как происходит усвоение пищи в живых организмах, нежели изучать мыслительные процессы. Важнее на уроках труда и физкультуры накачивать мышцы и вязать спицами, но "накачивать" интеллект и умение связанно излагать мысль в России неужели не необходимо? Важно грамотно писать и считать, но кто подсчитает убытки в области патентоведения в России, основанной на законах логики, где раскрытие понятия играет основную роль? Правовое государство не мыслится без логического образования. И какая будет польза от граждановедения, когда не ликвидирован логический хаос в прессе, в умах некоторых избирателей и избираемых? Логику необходимо ввести как профилирующую дисциплину и как составную часть информатики в школе и в ВУЗе.
Литература:  А. О. Маковельский. История логики. М.,1967.
 

 Комментарий А.В. Краснянского.  Те "образованцы", которые командовали в течение 74 (1917 — 1991)  лет российским образованием после Октябрьского переворота и до распада СССР   и те, кто командует российским образованием  сейчас — делали и делают все возможное, чтобы не допустить логику в  школу, не допустить повышения логической культуры российского народа. Почему? Логика — враг всего темного и запутанного.     Об этом хорошо сказал английский логик Джон Стюарт Милль: "Логика — великий преследователь темного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время когда мы его не понимаем. Я убежден, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы для выработки точных мыслителей, остающиихся верными смыслу слов и предложений и находящихся постоянно настороже против терминов неопределенных и двусмысленных, как логика". Нацию, обладающую высокой логической культурой (культурой мышления), труднее ввести в заблуждение, труднее ограбить (под предлогом  реформ), труднее увлечь какой-нибудь вздорной теорией и т.д. Вот поэтому логику не пускают в  российскую школу уже более 90 лет, если не считать  короткого послевоенного периода, когда логику  (по распоряжению И.В. Сталина)  ввели  в  школьную  программу.

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: