Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Т.Я. Анохина ,Т.Н. Зайцева, Е.Г. Солуянова. Лекции по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов всех специальностей Московского государственного технического университета «МАМИ».

22.12.2013 17:08      Просмотров: 1677      Комментариев: 0      Категория: Философия, логика и лингвистика
Т.Я. Анохина ,Т.Н. Зайцева, Е.Г. Солуянова
 
Лекции по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов всех специальностей Московского
государственного технического университета*  «МАМИ»
 
Источник информации - http://ru.convdocs.org/docs/index-181302.html .
 
Содержание
 
 
 

Русский общенациональный язык.
Русский литературный язык.
Русский язык советского периода.
ЦК, ВКП(б), ВОХР (внутренняя охрана), гороно, Совнарком, партком, НКВД, КГБ, РСДРП, ШКРАБ (школьный работник) и др.
Ленина, Энгельса, Маркса, Октября
Русский язык конца XX века.
Возвращены к жизни
О, бедный мой язык родной
Добираться до Магнитогорска на поезде
Для оценки положения в стране нет слов! Остались одни выражения!
У торговцев, у послов
Понятие «языковая норма».
Контрольные вопросы.
Где?С кем?
Пожалуйста, один с изюмом
Александр Александрович – Сан Саныч
Открывалка, увнучить
Дуракам закон не писан, у черта на куличках, сыграть в ящик, вешать лапшу на уши.
Мамочка, лапушка, солнышко, кривляка, пошлятина, домище, холодина.
Что уж говорить!
Ты говори, я слушаю.
Живу как придется.
Коля – он вообще добрый человек – хотел помочь…
Налим мечет икру в январе.
Нефть добывают.
Во-первых, во-вторых, наконец, итак, таким образом.
Общие черты официально-деловой речи.
МЧС, ВВС, СНГ, ЧП, ЛДПР, Минфин
Морфологические черты
Выяснение условий совершения преступления
Вызов эксперта обязателен для установления причин смерти
Публицистический стиль
Социальная оценочность
Где метро? – Там
Он… тоже пошел. В магазин. Сигарет купить
Реклама в прессе
Реклама на месте продаж
Морфологические особенности
Экспрессивные стили.
Лекция № 3. Лексическая ортология. Семантические процессы и стилистические преобразования в лексике. Иноязычная лексика.
Сематические процессы в лексике.
Стилистические преобразования в лексике.
Иноязычная лексика.
Моя твоя не понимает
Голос цифр не утешителен; В недалеком прошлом у нас всем зажимали языки
Нарушение лексической сочетаемости
Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение, зрители приветствуют их стоя
Ирригация имеет большое значение для развития земледелия в засушливых районах
Речевая избыточность.
Труп был мертв и не скрывал этого
Ты куда, Вольга, идешь? Куда путь держишь? Чтоб по имени тебе место дать, по изотчеству...
Победителю ученику от побежденного учителя
Речевая недостаточность.
Владельцы без намордников награждаться не будут
1. Фермеры стремятся добиться увеличения овец в хозяйстве.
Слова-паронимы и точность речи.
Предоставить что (гостиницу, льготы, отпуск); кому, чему (директору, кооперативу)
Предоставляю вам выбирать самостоятельно (= даю возможность выбирать).
Книга была представлена на выставке (= показана).
Заплатить за проезд — оплатить проезд
Одеть ребенка — надеть пальто
Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в речи. Фразеологические обороты.
Он закрыл глаза и быстро уснул
Устойчивые словосочетания.
К сожалению, на вечере, посвященном Л.С. Пушкину, задавали кляузные вопросы о Наталье Николаевне
Трудные случаи употребления имен существительных.
Определение рода несклоняемых имен существительных.
Следует запомнить
Склонение имен существительных,варианты падежных форм.
Родительный падеж множественного числа.
Родительный падеж от существительных, употребляющихся преимущественно во мн. ч.
Употребление форм имени числительного.
Обратите внимание!
Женский род
Склонение количественных числительных.
Склонение числительных 50, 60, 70, 80
Склонение составных количественных числительных.
Особенности обозначения дат.
Поздравляем с Восьмым марта
Сложные слова с первым компонентом – числительным.
Он идет по улице; он шел по улице; он пойдет по улице.
Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, натягиваю, сплю…Будит, сердится
Употребление форм вида глагола.
Образование и употребление форм лица.
Причины отсутствия форм
Смысловое различие
Стилистическое различие
Итак – о славе не мечтай
Встать! Стоять!
Делай (форма несовершенного вида) звучит более категорично и требовательно, чем сделай
Вы должны
Употребление возвратных глаголов.
Многие выпускники
Он должен
Многих выпускников направляют на работу…
Употребление причастий.
Ученик, напишущий сочинение без единой ошибки, получит высокую оценку.
Ученик, который напишет…
Каждый, пожелавший бы выступить на совещании, получит слово.
Каждый, кто пожелал бы выступить…
Лежащий портфель на столе принадлежит нашему преподавателю.
Служебные части речи.
Предоставить отпуск вследствие болезни
Контрольные вопросы.
Согласование и возможные ошибки
2, 3, 4 (два инженера, две лаборантки) и находится между
Дикий гусь и утка прилетели первыми
Больше всего шпионаж распространен в
Заселены уже пятый и шестой этажи нового дома.
Приступили к подготовке к соревнованию
Начали готовиться к соревнованию.
Поиски Пушкина новых средств и приемов художественной выразительности.
Оценка Добролюбовым «темного царства».
По структуре
Зима. Мороз
Быть грозе великой
Любите ли вы музыку
Совхозы области выполнили план поставок к 10 октября
Совхозы области план поставок к 10 октября выполнили
Возобновление игры производится после остановки ударом по мячу по команде судьи.
Учащиеся школы охотно помогали взрослым во время каникул на полях и фермах колхоза
Женщина стучала в пол рогами ухвата с потным лицом, красным и злым.
12 апреля 1961 г. состоялся полет Ю.А.Гагарина в космос, первый в истории человека.
Полет Ю.А.Гагарина в космос, первый в истории человечества, состоялся 12 апреля 1961 г.
Согласование сказуемого с подлежащим.
Двадцать один студент нашего университета
2, 3, 4 – сказуемое употребляется в форме множественного числа:За коляской бежали
Пять человек
Заводу выделено двенадцать автомашин.
Много книг стояло на полках.
Большинство студентов хорошо сдали сессию
Газета "Известия" опубликовала…
Врач Иванова пришла…
В комнату вошла/вошли женщина и мальчик
Мать с сыном торопливо шли по дороге
Лексико-грамматическая сочетаемость.
Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом
Мы собрали не только много грибов и ягод, но и поймали белку
На заводах, фабриках, совхозах и колхозах обсуждается вопрос о работе в новых условиях
План поставок области запасных частей был вовремя выполнен следующими заводами-поставщиками: Нижегородский автомобильный завод,
Прощаясь с друзьями
Буря мглою небо кроет
Возвращаясь домой
Когда я возвращался домой, меня застиг дождь.
Выполняя это упражнение, нужно руководствоваться указаниями, приведенными в задании.
Сложное предложение
Здесь темно
Надо ехать
Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела
В воздухе кружились мокрые желтые листья, и в аллеях стояли лужи.
Стало темно, и в доме зажгли огни
Хозяйством нельзя сказать, чтобы он (Манилов) занимался
Неизменным успехом пользуются
Деревня, в которой мы провели лето, находится на берегу реки, которая славится обилием рыбы.
Врачи считают, что болезнь настолько опасна, что приходится опасаться за жизнь больного.
Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких противоречий.
Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
Повесть о герое, который совершил беспримерный подвиг и заслуживает благодарность потомков.
Имя существительное –
Введение в текст чужой речи.
Прямая речь
Он спросил: "Что ты делаешь сегодня?"
Предложения с косвенной речью.
Петя сказал мне: "Я возьму твою книгу." –
Петя сказал мне
Связь между предложениями может быть параллельная
Это был мальчик. Волосы прямые, в скобку. Лицо небольшое, незначительное, старинно-русское, суздальское. Глаза под большими сонн
Я сказал мальчикам
На факультете 8 кружков, которые работают при кафедрах. Многие
Функционально-смысловые типы речи.
Описание = признак + признак + признак…
Повествование = событие + событие + событие…
Описание 1) общее представление о предмете;2) характеристика отдельных признаков;3) вывод.Повествование
Контрольные вопросы.

 *Примечание Анатолия Краснянского. Одним из факторов разрушения образования и науки является постоянная реорганизация институтов и университетов, в том числе их переименование.  Так, приказом Минобрнауки России от 28.12.2011 г. № 2898 Московский государственный технический университет «МАМИ» (МГТУ «МАМИ») и Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ) реорганизованы путем присоединения МГУИЭ к МГТУ «МАМИ» в качестве структурного подразделения.

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна