История разрушения российской системы образования. 2013 год. Ольга Артеменко. Умные власти не раздувают языковую проблему до федерального уровня.

Свою поддержку сторонников преподавания русского языка в школах Татарстана в объеме не меньшем, чем в «русских» регионах, подтвердила в среду руководитель Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольга Артеменко.

 

История разрушения российской системы образования

2013 год

 

 

Умные власти не раздувают языковую проблему до федерального уровня

Беседа руководителя Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольги Артеменко с Мариной Юдкевич, журналистом.  Источник информации — http://www.evening-kazan.ru/articles/umnye-vlasti-ne-razduvayut-yazykovuyu-problemu-do-federalnogo-urovnya.html  

31 мая 2013 года



 

Свою поддержку сторонников преподавания русского языка в школах Татарстана в объеме не меньшем, чем в «русских» регионах, подтвердила в среду руководитель Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольга Артеменко. Накануне принятия Госсоветом Татарстана законопроекта «Об образовании в РТ» она приняла участие в организованных Обществом русской культуры Татарстана общественных слушаниях.

— Все коллизии, которые возникают среди родительской общественности, связаны с тем, что идет манипуляция понятийным аппаратом.  Здесь, к сожалению, опять не учитывается статус русского как государственного языка РФ, — начала Ольга Артеменко, имея в виду законопроект «Об образовании в РТ», который только что изучила. — В этом законопроекте говорится: «Татарский и русский языки как государственные языки Республики Татарстан изучаются в равных объемах… Но не могут быть равноправными государственный язык Российской Федерации и государственный язык субъекта этой Федерации, такого положения нигде нет! Они имеют равноправие только в статусе родных языков.

К языку же в статусе государственного, по мнению ведущего методолога, другой подход:

— Мне часто задают вопрос: чем различается татарский язык в статусе родного и в статусе государственного. Язык в статусе родного изучается на грамматической основе, обогащенной культурологической составляющей. Это тот способ изучения языка, который позволяет сохранить его чистоту, готовить грамотных специалистов. А какова функция татарского языка как государственного? Конечно, коммуникативная, функция языка общения. Разумеется, политики приводят аргумент, что это ведь язык государственного делопроизводства… Но не все же идут в делопроизводство! А вариативность обучения позволяет готовить и специалистов, которые будут хорошо знать этот язык.

Кстати, законопроект «Об образовании в РТ» все же предусматривает преподавание татарского языка по программам,  «подготовленным с учетом различного уровня подготовки обучающихся».

Что касается русского языка, то в подтверждение необходимости преподавания его на более сложной и объемной основе директор Центра национальных проблем образования сослалась на мнение казанских учителей:

— Перед вашими учителями я сегодня выступала. Все они — а это были не только преподаватели русского языка — в один голос сказали, что русский — это язык конкурентоспособности. Что это язык, который обеспечивает мобильность детей по всей территории России. И что этот язык должен преподаваться на грамматической основе, чтобы все граждане Российской Федерации могли владеть им качественно, поскольку это обеспечит им конкурентоспособность.

Она рассказала и о новелле, введенной федеральным законом об образовании. Прежде организация образования на родном языке определялась уставом школы, «а дальше схема понятна: родители и сама администрация школы считают, что надо в этой школе вести образование на русском родном языке, а управление образования просто такой устав не утверждает»… Теперь  закон уточнил, что образование на родном языке определяется только локальным документом образовательного учреждения («мы предполагаем, что это протокол общего собрания родителей»), к которому «управленец» не имеет никакого отношения, подчеркнула Ольга Артеменко.

Участники общественных слушаний, конечно, предположили, что татарстанские «управленцы» без труда найдут управу на их «локальный документ», если он не будет соответствовать планам властей. И спросили Ольгу Артеменко, может ли она что-то сделать, чтобы и татарстанский закон об образовании давал те же права, которые, по ее словам, дает федеральный…

— Я являюсь руководителем секции по совершенствованию языкового законодательства при комитете по образованию Госдумы РФ, вхожу как эксперт в правительственную комиссию Козака, в рабочую группу Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям… Безусловно, я буду говорить об этом законопроекте. Здесь в самом понятийном аппарате есть нарушение федерального законодательства. Будем думать, как прописывать языки в статусе родного федеральным стандартом.

«В законе о языках народов РФ равноправие рассматривается как право выбирать любой язык, — подчеркнула Артеменко. — Присутствие и того, и иного языка в системе образования, возможность его изучать как родной — в этом заключается равноправие. В законе нигде нет, что равноправие — это равное количество часов».

— А почему тогда суды, которые мы проходим, говорят, что равноправие — это равнообъемность? — спросила Екатерина Беляева, представитель сообщества «Русский язык в школах Татарстана». — И еще, что государственный язык субъекта Федерации обязателен для изучения только в статусе коммуникативного — это в законодательстве не прописано нигде!

— В федеральном стандарте совершенно четко должен быть прописан функционал государственного языка субъекта РФ, и на какой основе — методической или содержательной —  он должен всеми детьми, независимо от этнической принадлежности, изучаться, — согласилась Ольга Артеменко. Впрочем, тут же призналась, что уже «потратила восемь лет жизни» на доказывание необходимости такого четкого определения и не знает, сколько еще времени на это понадобится…

— Существует этнолингвистический конфликт между родителями русскоязычных детей и региональной властью, которая находит поддержку в лице местных татарских сепаратистов, — сделал вывод руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов.

Этот эксперт интерпретировал смысл известного главного аргумента защитников обязательности обучения татарскому языку всех школьников в полном объеме, то есть как родного:

— Это, говорят они, необходимо для сохранения татарского языка… Похоже, этот аргумент свидетельствует: они понимают, что в условиях свободы выбора и из татар многие выберут русский! И через пару поколений они ассимилируются…

В школах Татарстана количество часов, выделяемых на русский язык за все годы обучения школьника, составляет 700 часов, а за пределами Татарстана, например, в соседней Ульяновской области — 1200 часов. «Разница —  40 процентов, — сказал Сулейманов.  — Компенсировать приходится за счет собственного кошелька, нанимая репетиторов. И самое печальное, что при этом знание татарского языка русскоязычными школьниками — практически нулевое. Таков результат эксперимента, который вводился 20 лет назад из сугубо благих намерений повысить статус татарского языка! И ведь тогда русское население воспринимало это вполне положительно, многие говорили: пусть наши дети учат татарский язык, это им пригодится, да и потом это некая дань уважения к живущему рядом народу… А сейчас приходится слышать: «Нам ваш язык на хрен не нужен, достал!». Это неправильная позиция, обидная для любого татарина, но понятно, что это следствие политики навязывания».

— Практика показала, что апелляция к региональным властям не дает результата. Если федеральный центр не найдет решения, то этнолингвистический конфликт в Татарстане может перерасти в межнациональный, — выдал эксперт тревожный прогноз.

— Есть надежда на федеральный центр, но, конечно, мы и сами должны активность проявлять, — заметил председатель Общества русской культуры РТ Александр Салагаев (перед этим вспомнили, что родители школьников, разочарованные отсутствием результативности борьбы за увеличение количества часов русского языка, собираются на акции во все меньшем количестве). — А то скажут: они молчат, значит, их все устраивает!

— А так и говорят, — подтвердила Ольга Артеменко…

…Беседуя позже с репортером «ВК», директор Центра национальных проблем образования еще раз подчеркнула, что ее первоочередной задачей является прописать «функционалы» регионального  госязыка и родного языка в федеральном стандарте.

— Государственный язык субъекта Федерации для общей массы людей, проживающих в этом субъекте, конечно, нужно изучать как бытовой, коммуникативный. Конечно, не на грамматической основе, не как литературный, — считает Ольга Артеменко. — А вот все языки в статусе родного должны изучаться на грамматической основе, обогащенной культурологической составляющей. И практически как может быть: сначала ребенок выбирает язык государственный для не владеющих им, потом государственный для владеющих этим языком, а потом и как татарский родной  — независимо от этнической принадлежности этого ребенка, если он от природы имеет склонность к филологии! Предпрофильные и профильные классы могут иметь в программе и русский, и татарский, а хотите, и латинский…

— Власти Татарстана очень осуждали запрет на латинскую графику языков в России, который положил конец очередной языковой реформе в республике…

— Кстати, федеральный закон в части регламентации алфавита  распространяется исключительно на языки в статусе государственных! Вот почему вепцы — у них ведь язык на основе латинской графики — не попали под эту «раздачу»?

— Потому что не стали объявлять его государственным?

— Да, потому что он не государственный. Так что для разумных людей есть масса вариантов.

— Вы объездили, и не раз, все субъекты РФ с национальными языками. Видели ли где-то примеры, чтобы напряжение, возникающее из-за множественности госязыков, разрешалось властями самого региона?

— Вот в Коми были довольно серьезные протестные настроения, вплоть до того, что когда замминистра образования выезжала в русские поселки, на нее кричали: «Нам вообще не нужен ваш язык!».

— А там было обязательное обучение языку коми?

— Да, когда вводили, не подумали, что это станет источником напряжения. Но увидев, что стало, умные власти не стали раздувать эту проблему до федерального уровня, решили все сами. Взяли наш методический подход, оставили два  часа в неделю…

…На это общественное слушание, как сообщил глава Общества русской культуры Казани Михаил Щеглов, были приглашены представители законодательной и исполнительной властей Татарстана — не явился никто. «А это вообще единственные общественные слушания, которые состоялись накануне принятия закона РТ «Об образовании», — подчеркнул он.

Правда, неделей раньше в Госсовете РТ состоялся «круглый стол» на тему образования. Мероприятие было организовано по принципу, который выглядит крайне экзотично: из учителей пригласили исключительно мужчин, и тема была: «Мужской взгляд на преподавание татарского языка». Впрочем, интригующий вопрос, почему именно для этого дела необходим мужской взгляд, и не предполагается ли приложить к нему так же и тяжелую мужскую руку, ибо сил государства уже не хватает, — так и остался непроясненным… Зато прозвучала любопытная статистика. Вице-спикер Римма Ратникова сообщила, что количество школьников-татар по сравнению с прошлым годом в Татарстане снизилось на 42 процента. Так что можно с уверенностью предположить: в связи с такой демографией татарский язык признают нуждающимся в усиленном режиме поддержки…

Комментарии (не все)

http://www.evening-kazan.ru/articles/umnye-vlasti-ne-razduvayut-yazykovuyu-problemu-do-federalnogo-urovnya.html .

 

Автор: Валентин, добавлено 03.06.13 09:17

"А то, что они русский не для нас учили, а для себя — потому что это язык страны, язык новостей, законов, образования, всей информации и т.д. — никак не дойдет до бедолаг…" Да всё они прекрасно понимают, но вероятно, преследуют какие то иные цели.
»
Автор: Эд, добавлено 01.06.13 23:05

// В законопроекте сохранены базовые принципы и нормы татарстанского образования// — не разрешать, принуждать, заставлять. Политика сокращения количества уроков русского языка и замены их уроками татарского, продолжается. Продолжается политика вытеснения русского языка из повседневного обихода. Местные власти пытаются заменить русский язык, как язык межнационального общения на татарский. Когда закончится период "рекомендаций", пришло время для более понятных и доходчивых методов убеждения федеральным центром своих региональных коллег. Становиться просто не понятно " кто в доме хозяин".Президент России называет "русский язык, той скрепой которые держат нас как единый народ", татарские чиновники выдвигают свои "базовые принципы и нормы", по которым русский язык можно душить. Почему не было открытого общественного обсуждения проекта закона. Предлагаю внести изменения в проект Закона Об Образовании РТ и гарантировать русским и русскоязычным гражданам – жителям РТ, добровольное изучение гос. национальных языков. В Законе прописать положение об изучении родных языков, включая русский. Таким образом, приняв закон о добровольном изучении татарского языка, мы выводим нашу республику из зоны затянувшего конфликта местной власти с народом. Принятием закона об обязательном изучении родных национальных языков, либо принятием соответствующих постановлений, мы гарантируем заботу и сохранение не только татарского языка, но и всех основных языков народов, проживающих в РТ. Принятием таких законов мы проявим действительную заботу обо всех народах Татарстана, покажем пример сотрудничества власти и народа в национальной политике всем национальным республикам. Вот тогда наши дети со школы будут воспитываться в атмосфере дружбы и уважения между людьми разных национальностей.

Автор: A-lika, добавлено 01.06.13 18:58

Ну вот втемяшило это аульное руководство себе в голову, что если они русский выучили, то и мы теперь с татарским маяться должны. А то, что они русский не для нас учили, а для себя — потому что это язык страны, язык новостей, законов, образования, всей информации и т.д. — никак не дойдет до бедолаг. Тратить время на татарский просто, чтоб прикрывать чьи-то комплексы? Глупо. Если бы не родители пожилые, давно бы регион поменяли. И, кстати, нужно добиваться, чтобы если аттестат портит только татарский, хотя бы в других регионах он должен признаваться равным золотой\серебрянной медали. Ребенок-то заслужил — он же не виноват, что здесь родился. И даже несмотря на каждодневный татарский, смог хорошо учиться по другим предметам.

Автор: Рашид, добавлено 03.06.13 16:30

Поменять регион Вам действительно следует. Например, в Рязани Вам будет намного лучше. Good luck!

Автор: Михаил Юрьевич Щеглов, добавлено 03.06.13 11:31

Почему же Вы миритесь с таким положением дел? Почему не сопротивляетесь произволу? Почему не объединяетесь с теми родителями, кто пытается противодействовать произволу местечковой системы в образовании? Слинять или немотивированно терпеть  — легче?

Автор: Ал, добавлено 01.06.13 11:42

"Повсеместно исчезают понятия о благородстве, совести и чести. Но ведь это уже много раз было в истории человечества. Вспомните Римскую империю. Посмотрите, как сегодня трясёт США, Великобританию, арабские страны. Один кризис следует за другим. Но любая фальшь закончится – исчезнет как дым, как всегда кончалось всё построенное на безнравственности. Нынешняя жизнь, искажённая лукавой рекламой, она как мираж – живёшь и думаешь: да не снится ли мне всё это?! Я знаю – верю, что к нам вернётся настоящая жизнь – жизнь в труде, верности и чести. Она действительно вернётся, потому что в ней есть невероятная потребность".  Равиль Бухараев

Автор: Тролль Евгений, добавлено 31.05.13 15:42

В последние 20 лет со словами "так говорят специалисты" нас заводят всё дальше и дальше в … (сами видите куда)

Автор: Олег Л, добавлено 31.05.13 15:22

Татары Башкортостана выступили против обязательного изучения башкирскому языку При этом активисты татарских организаций активно ратуют за принудительное обучение русских детей, и детей других национальностей татарскому языку в Татарстане, которое в регионе начинается с детских садов. Очень грустно за упертую недальновидность башкир-татар-националистов, которые пытаются путем изнасилования заставить полюбить (а вдруг понравиться…) А ведь татарскую культуру могли бы и полюбить по настоящему, а при таком агрессивном поведении кроме отторжения и раздражения в лучшем случае ничего другого теперь от татарского языка люди не получат. И сколько еще времени потребуется и любви чтобы залечить следы этой недальновидности и грубости.

Автор: Сева, добавлено 31.05.13 14:40

"Что значит больший объем, меньший? Глупостью это Вам не кажется? Для этого есть специалисты"   Совершенно верно, есть специалисты и эти специалисты и говорят, что для обучения просто бытовому общению достаточно двух часов в неделю. Ну так и сделали бы власти такой объём татарского для русскоязычных классов и всё бы успокоилось, но нет, не хотят местные власти, тут фраза О. Артёменко -" Но увидев, что стало, умные власти не стали раздувать эту проблему до федерального уровня, решили все сами. Взяли наш методический подход, оставили два часа в неделю…" весьма показательна!

Автор: Михаил Юрьевич Щеглов, добавлено 31.05.13 14:13

Местечковые законодатели и власти откровенно и демонстративно плюют на федеральное законодательство.Доколе? И это — вместо того, чтобы расширять сети татарских национальных школ, в которых бы действительно развивался и укреплялся бы татарский язык и обеспечивалось бы воспроизводство его ФАКТИЧЕСКИХ, ЕСТЕСТВЕННЫХ носителей, а не тех русскоязычных детей, кого тысячами выпускают из этих "пыточных камер" ежегодно БЕЗ какой-нибудь хоть малейшей пользы для татарского языка!

Автор: Взгляд, добавлено 31.05.13 12:20

Взгляд со стороны: дети ленятся, родители потакают. С таким же успехом дети отказались бы от изучения математики, химии, физики. Ан, нет, понимают, не откажутся в Минобрнауки от изучения этих дисциплин. А татарский можно и "задвинуть", можно поспорить. Отсюда и проблема, и больше ниоткуда.

Автор: Лилия, добавлено 31.05.13 22:16

Это — лукавство. Даже при заявленной "лени" и "нехотения" таких "заявок" не поступало. Химию-физику и без нас скоро выхолостят, да отменят. Отменили же изучение астрономии, никто и не заметил. А ведь чудесная наука, раньше всего пол-года учили, теперь…(

Автор: -Гость-, добавлено 31.05.13 17:02

Знания математики, химии, физики востребованы за пределами РТ, чего не скажешь о татарском.

Автор: Анна Казанка, добавлено 31.05.13 11:16

Всё бы хорошо, если бы так явно не "торчали уши" предвзятого отношения к теме автора материала. =)Я бы предложила посмотреть на проблему шире: как сделать так, чтобы эта проблема была решена без ухудшения отношений между народами? Что для этого нужно? Никто в Норвегии или Швеции, например, не страдает от того, что знает язык коренного народа. Мой знакомый с родителями выехал на постоянное жительство в Норвегию в возрасте 15 лет, сейчас ему 27. Помимо русского и английского, он владеет норвежским, шведским и датским языками, и у него нет никаких комплексов, что он был вынужден изучить местные языки для более полноценного существования в этой стране. Значит, ничего зазорного в этом нет.Да и татары смогли выучить очень непростой русский язык! А русские не способны, получается? Какая-то странная "упёртость" в этом просматривается: нам не нужен этот язык! Угол зрения и отношения к проблеме нужно изменить — и всё можно решить, на мой взгляд. Ведь по-настоящему этой проблемой должны были озаботиться не только "татары", но и русские! Знание татарского языка должно стать престижным, а уроки татарского не должны восприниматься как дополнительная нагрузка к программе. Всё в конечном итоге сводится к уважению друг к другу, а не к уму властей.

Автор: Egor, добавлено 01.06.13 23:05

Ваш знакомый выучил другие языки потому что, это было ему необходимо или из интереса. Я родился и прожил 20 лет в Екатеринбурге, и 20 лет живу в Казани. Моему ребёнку достаточно 2 часов в неделю для ознакомления с татарским языком. Вопросы ЕГЭ не делят для Татарстана и для России. В 1 классе достаточно добровольно-принудительного факультатива (2-3 уроком по расписанию) английского за 1000 р. в месяц.

Автор: Гость3, добавлено 31.05.13 14:09

Я "за" преподвание татарского языка, но не в том виде, в котором его преподают. В советские времена в школах учили иностранный язык 7 лет, в ВУЗах — 2-3 года, а языка не знали. Сейчас методику преподавания, учебные программы изменили и есть результат. Хотя количество часов в неделю- 2, не изменилось . А с татарским-  только трата времени, при 6 часах в неделю результаты нулевые. И дисциплины на уроках татарского никакой. Учителя не интересны и не могут заинтересоать детей. Да и про то, что татары выучили русский язык, как-то верится с трудом после разговоров с Учителем татарского языка. Про престижность- премию давать тому кто татарский язык знает? И лишать премии, кто не знает русский язык? Или давать премию и тем, кто хорошо знает русский? А как быть тем, кто вынужден приехать в Татарию из других республик , у кого нет "чувства языка" и им в принципе тяжело даются языки и они не учили его в школе? Вопросов много, но наши власти не могут и не хотят искать на них ответы. Нужно начинать с изменения методики преподавания, не так навязчиво и не в ущерб изучению других предметов школьной программы. И с подбора учителей .

Автор: казанец, добавлено 31.05.13 13:02

В конечном счете все сводится к амбициям кучки татарских националистов, захвативших власть в Татарстане.

Автор: Тролль Евгений, добавлено 31.05.13 13:42

Мне почему то даже кажется, что если бы не поведение этой "кучки" то все изучали бы татарский язык даже в обязательном порядке и не протестовали, люди ведь хорошо относятся к татарсокому языку и культуре, но вот те кто их пропагандирует невольно вызывают отторжение, которое как это не обидно может распространятся и на сам язык. Они умудряются вызвать непиязнь и у многих моих друзей, которые по национальности Татары.

Автор: Удащща, добавлено 31.05.13 10:34

Ключевая фраза: "Но увидев, что стало, умные власти не стали раздувать эту проблему до федерального уровня, решили все сами". 

Автор: Взгляд, добавлено 31.05.13 12:24

Что значит больший объем, меньший? Глупостью это Вам не кажется? Для этого есть специалисты.

Автор: Тролль Евгений, добавлено 31.05.13 12:50

Например 7 часов в неделю больше 5. Я думаю родители в основном этим недовольны. Если же в школе (по часам) объёмы равные то далее я с вами не спорю. Конечно, хотелось бы, чтобы мой ребенок когда пойдет в школу изучал татарский язык на добровольной основе, но это лишь моё желания, второй государственный язык вполне может быть обязательным к изучению. Другой вопрос в том насколько эффективны затраты государства на изучения татарского языка, сколько выпускников за всё время работы этой программы изучали татарский язык и сколько могут на нём говорить? Судя по результатам что- то работает не так. И неужели вы думаете что если сделать татарский язык необязательным, то татары не захотят на нем говорить? Ведь каждый человек, как мне кажется должен любить родной язык.

 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: