Get Adobe Flash player
Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Проект Конституции России. Институт национальной стратегии. Статьи: 1. О суверенитете. 2. О статусе гражданина. 3. О гражданстве. 4. О территории России и историческом пространстве России. 5. О государственном устройстве России. 6. Об источнике государственной власти. 7. О системе государственной власти России. 8. О местном самоуправлении. 9. Об ответственности государственной власти (и другие статьи).

9.12.2013 10:57      Просмотров: 1574      Комментариев: 0      Категория: Законодательство России

Источники информации:

http://www.russiantheory.ru/archives/113 . 28 марта 2010 года. Русская идея и православный мир. Русская интернет-библиотека Романа Пашкова. 

http://www.apn.ru/userdata/files/konst/red_book.pdf#page=1&zoom=auto,0,575 .

http://www.apn.ru/userdata/files/konst/red_book.pdf .

http://wwwinfo.jinr.ru/~kras/tanja/zakon/konst/0.html .

http://constitutions.ru/archives/1029 .

Проект Конституции России


КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ

Проект Института национальной стратегии

 

Мы, граждане России, сохраняя в веках созданное наши¬ми предками и ведомое Божьим промыслом Российское государство, учреждаем его Основной закон.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ

Статья 1. О суверенитете

1. Россия (Российская Федерация) есть государство, основанное на исторической преемственности по отноше¬нию к Союзу ССР, Российской Империи, Московскому царству, древней Руси как этапам развития российской цивилизации.

2. Россия – суверенное и демократическое государство, призванное осуществлять справедливость в жизни людей, воплощать свободу и солидарность своих граждан.

3. Государственный суверенитет России неотчуждаем и неделим. Он принадлежит российской нации.

4. Российская нация есть единство русского народа и других коренных народов России, открытое для всех людей верных России, действительное во всех поколениях, прошлых, настоящих и будущих и до конца времен.

5. Россия является Родиной и национальной территорией всех коренных народов России. Коренные народы России не имеют иной государственности, кроме государственности России.

6. Сохранение государственного суверенитета России – долг граждан России перед прошлыми и будущими поколениями. При угрозе утраты независимости России, вер¬ховенства ее власти и законов, граждане России обязаны восстановить полноту государственного суверенитета России любой ценой.

7. Наименования Россия и Российская Федерация рав¬нозначны.

Статья 2. О статусе гражданина

1. Государство признает и гарантирует неотъемлемые права и свободы гражданина и требует выполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из солидарности граждан России и их ответственности перед прошлыми и будущими поколениями российской нации.

2. Достоинство гражданина России охраняется государством внутри и вне государственных границ России как атрибут государственного суверенитета России.

Статья 3. О гражданстве

1. Гражданство России приобретается по праву рождения от граждан России, по праву на репатриацию и в порядке пожалования.

2. Каждый представитель коренного народа России, где бы он ни проживал, имеет неотъемлемое право на приобретение гражданства России и на репатриацию в Россию.

3. Гражданство России является единым и равным независимо от оснований приобретения. Граждане России обладают равными правами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией и законами России.

4. Принятию гражданином России гражданства другого государства должен предшествовать отказ от российского гражданства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами России. Право гражданина на выход из гражданства России может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности страны.

5. Принимая гражданство России, гражданин другого государства приносит присягу на верность России, текст и процедура принесения которой устанавливаются законом.

6. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства, за исключением случаев добровольного вступления в гражданство другого государства.

Статья 4. О территории России и историческом пространстве России

1. Государственный суверенитет России распространя¬ется на всю территорию России в равной степени.

2. Конституция России обладает верховенством на всей территории России. В тех частях исторического пространства России, на которые не распространяется государственный суверенитет России на момент принятия настоящей Конституции, она вступает в силу при их воссоединении с Россией.

3. Историческое пространство России составляют области традиционного расселения коренных народов России, входившие в состав государственных образований, по отношению к которым Россия осуществляет историческую преемственность. Россия обеспечивает интересы своих коренных народов на всем историческом пространстве России.

4. Территория России неделима и неприкосновенна как основа российской цивилизации и достояние российской нации во всех ее поколениях – прошлых, настоящих и будущих. Всякая деятельность, направленная против целостности территории России, преследуется по закону.

5. Сохранение территории России и освоение исторического пространства России – долг граждан России перед прошлыми и будущими поколениями.

Статья 5. О государственном устройстве России

1. Государственное устройство России представляет собой федерацию равноправных субъектов (Земель).

2. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении полномочий между органами государственной власти федерации и органами го¬сударственной власти в субъектах федерации, равноправии и самоуправлении исторических регионов (Земель), их совместном участии в управлении государством.

Статья 6. Об источнике государственной власти

1. Единственным источником государственной власти в России являются граждане России как представители российской нации во всех ее поколениях, прошлых, настоящих и будущих.

2. Граждане России осуществляют государственную власть России через всеобщее прямое равное тайное голосование на выборах и в форме общегосударственного референдума.

Статья 7. О системе государственной власти России

1. Олицетворением и прямым выражением государственного суверенитета России является избираемый гражданами России Президент России.

2. Государственную власть в России осуществляют Президент России, Государственное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Рос¬сии, Высший совет национального единства, суды России.

3. В систему органов государственной власти России входят органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти в субъектах Российской Федерации осуществляется настоящей Кон¬ституцией и законами России о разграничении предме¬тов ведения и полномочий.

Статья 8. О местном самоуправлении

1. В России признается и гарантируется местное самоуправление.

2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 9. Об ответственности государственной власти

1. Президент России и иные органы государственной власти России не правомочны, вместе или по отдельности, подписывать акты о капитуляции от имени России, заключать соглашения об отчуждении части государственной территории России или национального достояния России, передавать часть функций государственной власти России другим государствам или межгосударственным органам, или принимать иные решения, направленные против государственного суверенитета России.

2. Принятие и содействие принятию таких решений является преступлением против суверенитета, а их последствия – юридически ничтожными. Никто не может обладать неприкосновенностью от наказания по обвинению в совершении преступлений против суверенитета.

3. Преступления против суверенитета не имеют срока давности.

Статья 10. О гарантиях государственного суверенитета России

1. Гарантом государственного суверенитета, независимости, территориальной целостности России и ее конституционного порядка являются единые Вооруженные силы России и все граждане России.

2. Россия – ядерная держава. Ядерные силы России охраняются как неотъемлемый и неотчуждаемый атрибут государственного суверенитета России.

3. Государственные органы, общественные организации, должностные лица и граждане России несут обязанности по обеспечению безопасности страны, определяемые законом.

Статья 11. О государственном языке и официальных языках России

1. Русский язык – государственный язык России. Сферы обязательного применения государственного языка устанавливаются федеральным законом.

2. Федеральный закон устанавливает официальный статус для языков коренных народов России и определяет их перечень.

Статья 12. О национальном достоянии России

1. Национальное достояние России является неотъемлемым и неотчуждаемым, так как принадлежит российской нации во всех ее поколениях – прошлых, настоящих и будущих.

2. Земля, воздух, недра и другие природные ресурсы; памятники культуры; технические и промышленные объекты, имеющие стратегическое значение для жизнедеятельности и обороноспособности страны, используются и охраняются как национальное достояние России.

3. Объекты национального достояния не могут находиться в собственности иностранных государств и их граждан. Право собственности на объекты национального достояния регулируется государством в интересах всей нации.

4. В отношении воды, воздуха, полезных ископаемых и других жизненно важных природных ресурсов, критерии и перечень которых определяются законом, государство осуществляет исключительное право собственности в интересах всей нации.

5. Каждый гражданин России имеет неотъемлемое право на пользование исключительной собственностью государства.

Статья 13. О социальных обязанностях государства

1. Государство как распорядитель национального достояния и воплощение единства нации несет неотъемлемые обязанности перед гражданином, семьей и обществом.

2. Государство создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого гражданина России, устанавливая гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия по нетрудоспособности и иные гарантии социальной защиты.

3. Государство способствует укреплению семьи, осуществляя экономическую поддержку материнства, отцовства и детства, обеспечивая благоприятный для традиционных семейных ценностей информационно-культурный климат.

4. Государство способствует развитию российского общества как единой системы служения Отечеству и разделения труда, обеспечивая занятость для граждан России, поддерживая науку и высокотехнологичные отрасли производства, поощряя частную инициативу, нацеленную на создание общественных благ.

5. Единство социальных обязанностей государства воплощается в охране труда, здоровья и образования. Государство гарантирует каждому гражданину России право на труд и на справедливое вознаграждение за труд, право на бесплатное медицинское обслуживание, право на бес¬платное начальное, среднее и высшее образование.

Статья 14. Об экономических основах государственного суверенитета России

1. В России обеспечиваются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств. На террито¬рии России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов.

2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

3. Денежной единицей в России является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком России. Введение и эмиссия других денег в России не допускается.

4. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются федеральным законом.

5. В России признаются и защищаются в равной степени государственная, общественная и частная собственность.

6. Государство регулирует экономическую деятельность в форме поощрения, контроля и непосредственного уп¬равления в целях развития российской экономики как единого целого на службе российской нации.

7. Государство поддерживает свободную конкуренцию и частную хозяйственную инициативу. Предприятия, явля¬ющиеся естественными монополиями, перечень кото¬рых определяется федеральным законом, не могут нахо¬диться в частной собственности.

Статья 15. О религиозных основах российского государства

1. Православие является государственно образующей и исторической религией России. Религиозное и социальное служение Русской Православной Церкви пользуется поддержкой государства.

2. Государство покровительствует традиционным вероисповеданиям всех коренных народов России и проживающих в России этнических общин и солидарно с ними в осуществлении целей и ценностей, лежащих в основа¬нии российской государственности.

3. Государство не вмешивается во внутренний порядок управления Русской Православной Церкви и других вероисповедных организаций. Русская Православная Церковь и другие вероисповедные организации находятся в финансовой независимости от государства.

4. Никто не может быть лишен гражданских прав по мотивам религиозных убеждений; никто не может по этим же мотивам отказываться выполнять какие-либо гражданские обязанности.

5. Никто не может быть принуждаем присоединяться к какому-либо религиозному исповеданию против своей воли.

Статья 16. Об основах общественно-политической деятельности

1. В России признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность.

2. Общественные объединения равны перед законом.

3. Государство поддерживает общественные объединения, деятельность которых основана на принципах государственного патриотизма, гражданской доблести, социальной солидарности, способствует их участию в решении политических, экономических и социально-культурных вопросов.

4. Государство содействует социальной организации на основе вертикальных отраслевых объединений, связан¬ных общностью функций и интересов в системе национального производства, стремится к повышению политической роли и обеспечению политического представительства таких объединений.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ государственного строя России, подрыв государственного суверенитета, территориальной целостности и безопасности России, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 17. О действии Конституции и законов

1. Конституция России имеет значение Основного закона России, высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Действие Конституции России ни в какой её части не может быть приостановлено ничьей властью.

2. Международные акты и договоры России, признанные Конституционной палатой Верховного суда России противоречащими настоящей Конституции, не подлежат применению. Все последствия их применения являются не правовыми.

3. Ни один международно-правовой акт не может быть ратифицирован Россией без положительного заключения Конституционной палаты Верховного суда России о его соответствии Конституции России.

4. Положения настоящей главы Конституции составляют основы государственного строя России. Никакие положения Конституции России не могут противоречить основам государственного строя России.

5. Законы и другие правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции России.

6. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не имеют силы. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и их союзов, не имеют силы, если они не опубликованы официально во всеобщее сведение .

ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА

Статья 18. Об основах статуса гражданина

1. Перечисленные в настоящей Конституции права, свободы и обязанности составляют основу правового статуса гражданина России.

2. Россия признает и гарантирует права иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с принятыми ею стандартами международного права и международными договорами России.

3. Перечисление в настоящей Конституции основных прав, свобод и обязанностей гражданина не должно трактоваться как отрицание и умаление других прав, свобод и обязанностей гражданина, регулируемых общественной нравственностью и законами России.

4. Осуществление прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19. Права и свободы гражданина

1. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими.

2. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 20. Равенство перед законом и судом

1. Все люди независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине¬ниям, а также других обстоятельств равны перед законом и судом.

2. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы.

Статья 21. О применении смертной казни и медицинских опытов

1. Смертная казнь может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

2. Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

3. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22. Право на свободу и личную неприкосновенность

1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стра¬жей допускаются только по судебному решению. До су¬дебного решения лицо не может быть подвергнуто задер¬жанию на срок более 48 часов.

3. Каждый человек имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

4. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину России возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 23. Право на жилье

1. Жилище человека неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 24. Национальная принадлежность и родной язык

1. Никто из граждан России не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый человек, проживающий на территории России, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

3. Каждый гражданин России обязан владеть русским языком.

Статья 25. О свободе передвижения

1. Каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы России.

2. Гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.

Статья 26. Свобода совести и вероисповедования

Каждому человеку, проживающему на территории России, гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 27. Свобода мысли и слова

1. Каждому человеку, проживающему на территории России, гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиоз¬ную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Запрещается публичное оскорбление символов государственности России, государствообразующей религии России, традиционных религий коренных народов России и проживающих в России этнических общин.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Гражданин России имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять ин¬формацию любым законным способом. Перечень сведе¬ний, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Государством гарантируется свобода средств массовой информации и их ответственность перед обществом.

Статья 28. Свобода общественных, профессиональных и политических объединений

1. Каждый человек, проживающий на территории России, имеет право на вступление в общественное объеди¬нение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Граждане России имеют право свободно объединяться в политические союзы и ассоциации для выражения и отстаивания своих убеждений.

3. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 29. Свобода собраний

Граждане России имеют право проводить собрания, ми¬тинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 30. Участие граждан в управлении государством

1. Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане России имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане России имеют право участвовать в отправлении правосудия.

6. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обра¬щения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 31. Свобода экономической деятельности

1. Граждане России имеют право на свободное исполь¬зование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Статья 32. Право частной собственности

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

3. Право наследования гарантируется.

Статья 33. Право на землю

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. В целях рационального использования земли как общенационального достояния и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства и ограничения на частную земельную собственность.

Статья 34. Право на труд

1. Каждый человек имеет право на труд и на свободный выбор рода деятельности и профессии.

2. Каждый гражданин России обязан трудиться. Государство признает и охраняет труд во всем многообразии его форм.

3. Люди, законно проживающие на территории России, имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

4. Граждане России имеют право на защиту от безработицы.

5. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

6. Каждый человек, трудящийся на территории России, имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 35. Материнство, детство, семья

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 36. Право на социальное обеспечение

1. Каждому человеку, трудящемуся на территории России, гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статья 37. Право на жилье

1. Каждый гражданин России имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Военнослужащим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 38. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

1. Каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическо¬му и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с феде¬ральным законом.

Статья 39. Право на благоприятную окружающую среду

1. Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоро¬вью или имуществу экологическим правонарушением.

2. Каждый человек, проживающий на территории России, обязан сохранять природу и окружающую среду, бе¬режно относиться к природным богатствам.

Статья 40. Право на образование

1. Каждый гражданин России имеет право на образование.

2. Гражданам России гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый гражданин России вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование для граждан России обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 41. О свободе творчества и праве на участие в культурной жизни

1. Каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Гражданин России имеет право на пользование учреждениям и культуры и на доступ к культурным ценностям.

3. Гражданин России обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 42. Защита прав и свобод

1. Государственная защита прав и свобод гражданина в России гарантируется.

2. Каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 43. Судебная защита

1. Каждому человеку, находящемуся на территории России, гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Статья 44. Гарантии правосудия

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет пра¬во на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 45. Юридическая помощь

1. Каждому человеку, проживающему на территории России, гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 46. Презумпция невиновности

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 47. Гарантии справедливого наказания

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 48. Свидетельствование

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 49. Права потерпевших

1. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом.

2. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 50. Возмещение вреда

Каждый человек имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 51. Обратная сила закона

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 52. Ограничение прав и свобод

1. В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина.

2. Права и свободы гражданина России могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 53. Ограничение прав и свобод в ситуации чрезвычайного положения

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при нали¬чии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (часть 2), 21, 22 (часть 1), 23, 25, 31 (часть 1), 43-48 Конституции Российской Федерации.

Статья 54. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

1. Каждый человек, трудящийся на территории России, обязан платить законно установленные налоги и сборы.

2. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 55. Защита Отечества

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина России.

2. Гражданин России несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин России имеет право на замену военной службы альтернативной трудовой службой, порядок несения которой устанавливается федеральным законом

Статья 56. Гражданская правоспособность

Гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 57. Защита и покровительство гражданам России

1. Гражданин России не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству.

2. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Статья 58. Иностранные граждане

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут ответственность наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных Конституцией, федеральными законами или международными договорами России.

Статья 59. Политическое убежище

1. Россия предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с признанными ею нормами международного права.

2. В России не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в России преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора России.

ГЛАВА 3. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

Статья 60. Статус и наименование Земель

1. В составе Российской Федерации находятся Земли, перечень которых устанавливается федеральным конституционным законом.

2. Наименование Земли определяется ее уставом, принятым и утверждённым в соответствии с Конституцией России.

3. Статус Земли определяется Конституцией России и Уставом Земли.

Статья 61. Условия изменения федеративного состава России

1. Слияние и разделение Земель, изменение границ Земель производится на основании федерального конституционного закона.

2. Принятие в состав России нового субъекта федерации, не затрагивающее границ существующих Земель, осуществляется в порядке издания федерального закона.

Статья 62. Столица России

1. Местоположение столицы России и ее статус устанавливается федеральным конституционным законом.

2. Населенные пункты, выполняющие функции столицы России, образуют особый столичный округ. Особый столичный округ не является субъектом Российской Федерации или частью Субъекта Российской Фе¬дерации и не имеет представительства в Совете Федерации.

Статья 63. Предметы исключительного ведения Российской Федерации

В ведении Российской Федерации находятся:

1) принятие и изменение Конституции России, принятие и изменение федеральных законов, толкование Конституции и федеральных законов, контроль за соблюде¬нием Конституции и федеральных законов;

2) определение соответствия уставов и законов Земель Конституции и федеральным законам;

3) вопросы государственного суверенитета, государственной границы, национальной безопасности и обороны России;

4) государственно-территориальное устройство и состав Российской Федерации;

5) сношения с иностранными государствами и межгосударственными организациями, заключение с ними до¬говоров и соглашений, дипломатическая и консульская служба, вопросы войны и мира;

6) гражданство России, вопросы эмиграции, иммиграции и репатриации;

7) защита прав российских граждан, находящихся за пределами России;

8) установление системы федеральных органов власти, порядка их устройства и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;

9) установление основ федеральной политики и феде¬ральные программы в области политического, экономического, социального, культурного, экологического и национального развития России;

10) установление правовых основ единого экономического пространства; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; единая денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

11) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные займы, федеральные фонды регионального развития;
12) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, радиоактивные материалы; пути сообщения, транспорт и средства массовых коммуникаций федерального значения;

13) законодательство о недрах;

14) космические программы;

15) оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, ядовитых и наркотических средств, лекарственных препаратов;

16) управление федеральной собственностью;

17) основы политики в области дисциплины и оплаты труда;

18) судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законода¬тельство; амнистия и помилование; гражданское, граж¬данско-процессуальное законодательство; правовое ре¬гулирование интеллектуальной собственности;

19) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, ме¬трическая система и исчисление времени; геодезия и картография, наименования географических объектов; государственный статистический и бухгалтерский учёт;

20) государственные награды и почётные звания России;

21) федеральная государственная служба.

Статья 64. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов

В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся:

1) защита человеческого и национального достоинства граждан России, их прав и свобод;
2) защита семьи, материнства, отцовства и детства;
3) вопросы здравоохранения и социального обес¬печения;
4) обеспечение общественного порядка, местная по¬лиция;
5) разграничение государственной собственности;
6) охрана окружающей среды и обеспечение экологи¬ческой безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
7) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
8) попечение о ветеранах и инвалидах;
9) демографическая политика и внутренние миграции;
10) политика в области распределения трудовых ресурсов;
11) осуществление мер по борьбе с катастрофами, сти¬хийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их по¬следствий;
12) установление общих принципов налогообложения и сборов;
13) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, лесное, водное право;
14) защита исконной среды обитания и традицион¬ного образа жизни малочисленных этнических общ¬ностей;
15) установление основ устройства системы органов власти Земель и местного самоуправления.

Статья 65. Об иерархии законов

1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты органов государственной власти России, имеющие прямое действие на всей территории России.

2. По предметам совместного ведения Российской Феде¬ рации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и другие нормативные правовые акты Земель.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Федерации и её субъектов, Земли принимают законы и иные нормативные правовые акты.

5. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые Землями, не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Статья 66. Система органов власти Земли и местного самоуправления

1. Система органов власти Земли устанавливается Зем¬лёй в соответствии с Конституцией России, Уставом Зем¬ли и основами устройства представительных и исполни¬тельных органов власти Земель, установленными феде¬ральным конституционным законом.

2. Система органов местного самоуправления Земли ус¬танавливается Землёй в соответствии с Конституцией России и основами устройства местного самоуправле¬ния, установленными федеральным законом.

3. Единицей местного самоуправления является округ. Несколько смежных округов объединяются в район или город. 4. Районное и окружное деление устанавливается Землёй.

Статья 67. Основные принципы организации власти субъекта федерации

1. Законы Земли принимаются Палатой Депутатов Земли, избираемой на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком от 3 до 5 лет.

2. Исполнительным органом власти Земли является Правительство Земли, ответственное перед Палатой Депутатов Земли.

3. Председатель Правительства Земли избирается Палатой Депутатов Земли абсолютным большинством от общего числа членов Палаты. Состав Правительства Земли предлагается Председателем Правительства Земли и утверждается Палатой Депутатов Земли. Палата Депутатов Земли абсолютным большинством от общего числа её членов выражает недоверие Правительству Земли и отправляет его в отставку.

4. Президент России в соответствии с федеральным конституционным законом вправе распустить Палату Депутатов Земли и назначить новые выборы. В этом случае правительство Земли автоматически уходит в отставку, а президент России обязан назначить и.о. главы Правительства Земли, которому принадлежит исполнительная власть в регионе в переходный период.

Статья 68. Основные принципы конституционного механизма субъекта федерации

1. Устав Земли, изменение Устава считаются принятыми, если за них проголосует не менее 3/5 от общего числа членов Палаты Депутатов Земли. Принятие и изменение Устава Земли могут также выноситься на референдум, проводимый в соответствии с Конституцией, федеральным конституционным законом и Уставом Земли.

2. Устав Земли не должен противоречить Конституции России и федеральным законам.

3. Устав Земли, изменение Устава Земли вступают в силу через 30 дней со дня принятия Палатой Депутатов Земли или референдумом, если за указанный срок Кон¬ституционная палата Верховного Суда России не сочтёт Устав противоречащим Конституции России или федеральным законам. В последнем случае Конституционная палата Верховного Суда направляет в Палату Депутатов Земли предложения по приведению Устава Земли в соответствие с Конституцией и федеральными законами.

4. В случае, если Конституционная палата Верховного Суда России признает изменения, внесённые в Устав Земли во исполнение п. 4 настоящей статьи, противореча¬щими Конституции России или федеральным законам, Президент России издаёт Указ о роспуске Палаты Депута¬тов Земли и проведении новых выборов не позднее, чем через два месяца после роспуска Палаты.

Статья 69. Единство исполнительной власти

1. В пределах ведения Федерации и полномочий Земель по предметам совместного ведения Федерации и Земель федеральная исполнительная власть и органы исполни¬тельной власти Земель образуют единую систему исполнительной власти России.

2. Федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать со¬ответствующих должностных лиц.

3. Правительство России обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России.

4. Федеральная исполнительная власть включает право Правительства России отдавать распоряжения правительствам Земель по вопросам, находящимся в совместном ведении Федерации и Земель.

5. Федеральная исполнительная власть вправе отдавать исполнительной власти Земель любые распоряжения по вопросам, имеющим значение для национальной безопасности России.

6. В соответствии с федеральным конституционным законом полномочия Правительства Земли могут быть переданы Правительству России на срок не более одного года. Допускается одновременная передача таких полномочий Правительствами нескольких Земель.

Статья 70. Прямое федеральное правление

1. Президент России вправе принять решение о введении прямого федерального правления на территории одного или нескольких субъектов Российской федерации.

2. Прямое федеральное правление вводится указом Президента России, одобренным Советом Федерации.

3. Основанием для введения прямого федерального правления является неисполнение органами власти субъекта федерации своих конституционных обязанностей, приведшее к угрозе государственному суверенитету, территориальной целостности или национальной безопасности России, жизни, правам и свободам российских граждан, связанное с систематическим нарушением Конституции и законов России.

4. Прямое федеральное правление вводится на срок не более одного года. По инициативе Совета Федера¬ции Президент вправе продлить его ещё на один год.

5. Порядок введения и действия прямого федерального правления регулируется федеральным конституцион¬ным законом.

 

ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ РОССИИ

Статья 71. Президент России

1. Президент России является главой государства. Президент России как глава государства осуществляет в России единую верховную власть.

2. Президент России как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

3. Президент России является гарантом Конституции России, прав и свобод гражданина.

4. Президент России ответствен перед гражданами России за сохранение государственного суверенитета Рос¬сии, ее независимости и государственной целостности.

5. Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государст¬ва, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

6. Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России. В случае военной агрессии против России Президент России вводит на территории России или в субъектах России военное положение с незамедлительным сообщением об этом Государственному Собранию России. В случае возникновения чрезвычайной ситуации Президент России вводит на всей территории России или в ее отдельных местностях чрезвычайное положение. Военное и чрезвычайное положение Президент России вводит указом Президента России.

7. Президент России осуществляет руководство внешней политикой России, ведет переговоры от имени российского государства и подписывает международные договоры России, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

8. Президент России:

а) решает вопросы гражданства России и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами России, присваивает почетные звания России, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование;

г) назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил России;

д) присваивает воинские звания;

е) назначает послов, иных дипломатических представи¬телей России в иностранных государствах и междуна¬родных организациях;

ж) назначает и освобождает от должности высших должностных лиц, непосредственно подчиненных президентской власти:

 Министра иностранных дел России

 Министра обороны России

 Министра юстиции России

 Министра государственной безопасности

 Начальника Генерального штаба Вооружённых сил России;

з) формирует и возглавляет Совет Безопасности России, статус которого определяется федеральным законом;

и) назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка России;

к) назначает половину состава судей Верховного суда России; назначает судей других федеральных судов;

л) вносит в порядке законодательной инициативы законопроекты в Государственную Думу;

м) назначает выборы палат Государственного Собрания России;

н) распускает Государственную Думу в соответствии с федеральным конституционным законом;

о) назначает исполняющего обязанности Председателя правительства на период от роспуска Государственной Думы и до начала заседания нового состава Государственной Думы;

п) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

р) подписывает и обнародует федеральные законы;

с) ежегодно направляет Государственному Собранию Послание об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

т) распускает Палаты Депутатов Земель в соответствии с федеральным конституционным законом и назначает новые выборы.

9. Президент России избирается на семь лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин России не моложе 40 и не старше 75 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

10. Правом выдвижения кандидата на выборах Прези¬дента России обладают: действующий Президент России, Высший совет национального единства, каждая из Палат Государственного Собрания России, не менее 1/4 Палат Депутатов Земель.

11. В случае отстранения Президента от должности или его смерти, отставки или неспособности осуществлять связанные с должностью права и обязанности последние переходят к Председателю Высшего совета национального единства. Последний обязан немедленно объявить досрочные выборы, которые проводятся в трехмесячный срок после прекращения исполнения обязанностей Президентом. В этот период Председатель Высшего совета национального единства именуется исполняющим обязанности Президента. Исполняющий обязанности Президента не имеет права на роспуск Государственной думы, роспуск Палат Депутатов Земель и объявление референдума.

12. Президент России издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента России обязательны для исполнения на всей территории России. Указы и распоряжения Президента России не могут противоречить Конституции России и федеральным законам.

13. Президент России обладает неприкосновенностью за исключением случаев, установленных настоящей Конституцией.

14. Президент России может быть отстранен от должности решением Высшего совета национального единства на основании выдвинутого Государственном Собранием России обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Порядок отрешения Президента России от должности определяется федеральным конституционным законом. Решение Высшего совета национального единства об отрешении Президента от должности должно быть принято двумя третями голосов.

Статья 72. Высший совет национального единства

1. Высший совет национального единства (далее – Высший Совет) осуществляет блюстительные функции во имя обеспечения преемственности государственной вла¬сти и развития общественно-политической жизни Рос¬сии на основе принципов настоящей Конституции, государственных интересов России и ценностей российской цивилизации.

2. Состав Высшего Совета формируется на 1/3 Всеармейским офицерским собранием, на 1/3 – Русской православной церковью и организациями, официально представляющими другие традиционные конфессии России, на 1/3 – Российской Академией наук и государственными университетами. Механизм формирования Высшего Совета и статус организаций, участвующих в его формировании, регулируются федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Срок полномочий членов Высшего Совета – 6 лет. Каждые два года состав Высшего Совета обновляется на 1/3.

4. Высший Совет избирает своего Председателя абсо¬лютным большинством голосов. Председатель Высше¬го Совета избирается на срок до истечения своих полномочий.

5. К ведению Высшего Совета относится:

 выдвижение кандидата на выборах Президента России;

 отрешение Президента России от должности на основе выдвинутого Государственным Собранием России обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Высший Совет

 осуществляет контроль за соблюдением свободы слова и уважением общественной нравственности в федеральных средствах массовой информации;

 обеспечивает систему квалификационных экзаменов для высших категорий государственных служащих;

 осуществляет контроль за качеством действующих в России образовательных программ и стандартов;

 выполняет иные функции, отнесенные к его ведению настоящей Конституцией и федеральным конституционным законом.

7. Для обеспечения своих полномочий Высший Совет формирует постоянно действующие Надзорные комиссии.

8. Высший Совет принимает постановления, обращения и запросы по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей Конституцией и федеральным конституционным законом.

Статья 73. Государственное Собрание России

1. Государственное Собрание России является представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти России.

2. Государственное Собрание России состоит из двух па¬лат – Совета Федерации и Государственной Думы.

3. Депутаты Государственной Думы и Совета Федерации избираются гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном го¬лосовании.

4. Депутаты Государственной Думы избираются сроком на 4 года. Государственная Дума избирается по пропор¬циональной системе. Количество мест в Государственной думе – 450. Участвовать в выборах Государственной Думы могут только политические партии.

5. В Совет Федерации России входят по два представителя от каждой Земли, избранных жителями Земли на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы проходят на альтерна¬тивной основе. Кандидаты могут быть выдвинуты политическими партиями, общественными объединениями, организациями и движениями. Срок полномочий членов Совета Федерации равен сроку полномочий Палаты Депутатов Земли, от которой они избраны. Выборы членов Совета Федерации от региона и Палаты Депутатов Земли проводятся одновременно.

6. Государственная Дума и Совет Федерации заседают раздельно. Заседания палат российского парламента проводятся открыто. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

7. Совместные заседания палат российского парламента проводятся при заслушивании ежегодного Послания Президента России.
8. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Государственная Дума и Совет Федерации образуют Счетную палату.

9. Для проведения парламентских слушаний, парламентских расследований и парламентского контроля Государственная Дума и Совет Федерации образуют из числа депутатов постоянно действующую парламентскую комиссию Государственного Собрания России.


Статья 74. Компетенция Государственной Думы России

1. Принятие федеральных законов.

2. Избрание Председателя Правительства. Государственная дума избирает Председателя Правительства на аль¬тернативной основе из числа депутатов Государственной Думы. Для избрания Председателя Правительства требуется абсолютное большинство голосов депутатов нижней палаты парламента. Если Государственная Дума в течение месяца со дня начала заседаний не избрала Председателя Правительства, Президент обязан распус¬тить ее и назначить новые выборы.

3. Избрание заместителя Председателя Правительства по представлению Председателя Правительства.

4. Выражение недоверия Председателю Правительства. Государственная Дума выражает недоверие действующему Председателю Правительства путем избрания его преемника. Для начала процедуры недоверия требуется собрать 1/5 голосов депутатов в поддержку кандидатуры нового Председателя Правительства. В случае, если при голосовании кандидат на должность Председателя Правительства получит абсолютное большинство голосов депутатов, прежний Председатель автоматически уходит в отставку. Кандидат, за которого проголосовала Государственная Дума, становится Председателем Правительства.

5. Принятие парламентского запроса.

6. Принятие постановлений по политическим вопросам.

7. Объявление амнистии.

8. Обсуждение и принятие федерального бюджета.

9. Ратификация и денонсация международных договоров России.

10. Решение вопроса о недоверии Председателю Прави¬тельства России, недоверии Председателю Счетной пала¬ты и ее аудиторам.

11. Выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности.

Статья 75. Компетенция Совета Федерации России

1. Одобрение или отклонение федеральных законов, принятых Государственной Думой.

2. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации.

3. Санкционирование использования Вооруженных Сил России внутри и за пределами территории России.

4. Утверждение режима прямого федерального правле¬ния в субъекте Российской Федерации.

5. Назначение выборов Президента России.

6. Поддержка обвинения против Президента России для отрешения его от должности.

7. Выражение недоверия федеральным министрам. Недоверие может быть выражено только двумя третями го¬лосов. Лицо, которому выражено недоверие, обязано уйти в отставку и в течение 1 года не имеет права занимать государственных должностей.

8. Назначение на должность половины состава судей Верховного суда России.

9. Назначение на должность и освобождение от должности Заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

10. Принятие парламентского запроса.

Статья 76. О порядке принятия законов

1. Президент России, депутаты парламента России, Пра¬вительство России обладают правом законодательной инициативы.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Порядок рассмотрения федеральных законов в Государственном Собрании России регулируется федераль¬ным конституционным законом.

4. Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту России для подписания и обнародования.

5. Президент России в течение четырнадцати дней обязан подписать федеральный закон и обнародовать его, либо направить в Конституционную палату Верховного суда запрос о его соответствии Конституции России и федеральным законам, либо вынести его на общенародный референдум.

6. В случае если Конституционная палата Верховного суда сочтет федеральный закон противоречащим Конституции России или федеральным законам, Президент России направляет федеральный закон на доработку в Государственное Собрание России. В случае если Конституционная палата Верховного суда сочтет федеральный закон соответствующим Конституции России и федеральным законам, Президент России обязан в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать его либо вынести на общенародный референдум.

7. Решение общенародного референдума о принятии или отклонении федерального закона является окончательным.

Статья 77. Правительство России

1. Исполнительную власть в России осуществляет Правительство России.

2. Правительство России состоит из Председателя Пра¬вительства России, Заместителя Председателя Прави¬тельства России и Федеральных Министров.

3. Правительство России:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет;

б) обеспечивает исполнение федерального бюджета;

в) осуществляет единую государственную финансовую, налоговую, кредитную и инвестиционную политику;

г) проводит единую государственную политику в сфере науки и образования, промышленного, технологического и экономического развития России, социального развития и здравоохранения, обороны и военной стратегии, транспорта, информации и информатизации, национальной безопасности, правового порядка, неприкосновенности собственности и декриминализации общества.

4. Правительство России для обеспечения государственной политики издает Постановления, утверждает структуру, функции, территориальное расположение органов Правительства России, должностные обязанности государственных служащих Правительства России.

5. Председатель Правительства избирается Государственной Думой.

6. Председатель Правительства:

 представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Правительства,

 назначает федеральных министров, иных руководителей федеральных служб, кроме назначаемых Президентом.

Федеральные министры действуют под руководством Председателя правительства и ему подотчетны.

7. Председатель Правительства уходит в отставку:

а) по собственному желанию;

б) в случае выражения недоверия Государственной Думой;

в) в случае роспуска Государственной Думы Президентом России;

г) в первый день заседаний Государственной думы нового созыва.

8. Председатель Правительства несет ответственность за деятельность Правительства перед Государственной Думой.

Статья 78. Судебная власть

1. Правосудие в России осуществляется Верховным судом России и нижестоящими судами посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. Верховный суд России, состоящий из конституционной, гражданской, административной и уголовной палат, является высшим органом судебной власти в России.

3. Судебная власть распространяется на все дела, решаемые по закону и по праву справедливости.

4. В своей профессиональной деятельности все судьи руководствуются Конституцией и федеральными законами. Федеральные судьи обеспечивают равенство граждан России перед законом, осуществляют судопроизводство на основе состязательности и равноправия сторон, с участием присяжных заседателей в открытых судебных заседаниях.

5. Верховный суд России возглавляет Председатель Верховного Суда России. Заместителями Председателя Верховного Суда являются Председатели конституционной, гражданской, административной и уголовной палат Верховного Суда России.

 

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна