Р.В.Енгибарян, Э.В.Тадевосян. Конституционное право. Учебник для вузов. 2000 год.Раздел I. Наука конституционного права и конституция. Раздел II. Основы конституционного строя и конституционный статус личности. Раздел III. Государство и его конституционные формы. Раздел IV. Конституционные основы системы органов власти. Параграф пятый в главе 8 раздела III: Проблема суверенитета в РФ.

Учебник содержит краткое и обобщенное изложение основных тем и проблем теории конституционного права и практики их реализации в отдельных странах, прежде всего странах развитой демократии. Важно: Авторы указывают на противоречия в конституционном праве Российской Федерации (в частности, указывают на противоречия между Конституцией РФ и конституциями некоторых субъектов Федерации.

Р.В.ЕНГИБАРЯН, Э.В.ТАДЕВОСЯН

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

URL:  http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/index.htm

URL:  http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/index.htm , http://in1.com.ua/book/10331/ .

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. Р.В.ЕНГИБАРЯН Э.В.ТАДЕВОСЯН. «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО». Учебник для вузов. МОСКВА. ЮРИСТЪ. 2000.

Учебник содержит краткое и обобщенное изложение основных тем и проблем теории конституционного права и практики их реализации в отдельных странах, прежде всего странах развитой демократии.

Особое место в учебнике занимает анализ конституционного строя России. Для студентов юридических вузов и факультетов, слушателей высших школ, институтов и академий.

 

 

Введение

 

РАЗДЕЛ I. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА И КОНСТИТУЦИЯ

 

 

Глава 1. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВОВЕДЕНИЯ

§ 1. Конституционное право как объект науки конституционного права

Центральная, основополагающая и ведущая отрасль права

Социальная природа и сущность конституционного права

Объект конституционного права

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения

Источники конституционного права

§ 2. Предмет и метод науки конституционного права

Предмет науки конституционного права

Метод науки конституционного права

Конституционное право как учебная дисциплина

§ 3. Основные вехи и тенденции в развитии науки конституционного права

Предыстория науки конституционного (государственного) права

Становление и развитие науки конституционного права

 

Глава 2. УЧЕНИЕ О КОНСТИТУЦИИ

§ 1. Сущность, структура, содержание, формы и виды конституций

Понятие и основные свойства конституции

Структура и содержание конституций

Формы и виды конституций

§ 2. Разработка, принятие и изменение конституции

Принятие конституции

Изменение, дополнение и отмена конституции

§ 3. Охрана конституции

Сущность и необходимость охраны конституции

Объекты, содержание, формы и субъекты конституционного контроля

§ 4. Конституция РФ — Основной Закон российского общества и государства. Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля

Разработка и принятие Конституции РФ

Структура и основное содержание Конституции РФ.

Общие черты, свойства Конституции РФ.

Изменение и пересмотр Конституции РФ

Конституционный Суд РФ

 

РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

 

Глава 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

§ 1. Конституционные основы экономического строя

Общие основы и принципы

Собственность и ее формы

Труд и распределение

Экономическая деятельность и финансовая политика

§ 2. Конституционные основы социальной системы

Брак и семья

Экология, здравоохранение, социальное обеспечение

Социальная структура, занятость и межнациональные отношения

Права потребителя

§ 3. Конституционные основы политической системы

Общая характеристика и политическое участие

Политические партии и профсоюзы

Оборона, внешняя политика и международные отношения

§ 4. Конституционные основы духовной жизни

Образование

Государство и религия

Идеологическое многообразие

§ 5. Основы конституционного строя России

Понятие конституционного строя и его основ

Политические основы

Экономические основы

Социальные основы

Духовные основы

 

Глава 4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ГОСУДАРСТВОМ

§ 1. Всеобщие права человека и конституционный статус личности

Всеобщие права человека

Права человека и права гражданина

Государство и защита прав человека

Система прав и конституционный статус личности

§ 2. Гражданство — неотъемлемое право личности

Понятие гражданства

Приобретение, изменение и прекращение гражданства

Иностранцы, апатриды и бипатриды

§ 3. Личные права и свободы

Права на жизнь, достоинство, свободу и неприкосновенность личности

Права на частную жизнь и на неприкосновенность жилища; свободы передвижения и выбора места жительства

Свободы мысли и слова, совести и вероисповедания

§ 4. Политические права и свободы

Право участвовать в управлении делами общества и государства

Свобода печати и информации

Свободы объединения, собраний и манифестаций

§ 5. Экономические, социальные и культурные права и свободы

Экономические права и свободы

Социальные и культурные права

§ 6. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Общие основы и принципы

Гражданство в РФ

Личные права и свободы

Политические права и свободы

Экономические, социальные и культурные права

 

РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВО И ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФОРМЫ

 

Глава 5. ГОСУДАРСТВО КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

§ 1. Общие конституционные характеристики института государства

Народовластие или суверенитет народа

Социальное государство

Светское государство

§ 2. Государственный суверенитет. Единство государственной власти и разделение ее ветвей

Суверенитет государства

Единство государственной власти и разделение ее ветвей

§ 3. Россия — демократическое правовое социальное и светское государство

Россия — демократическое государство

Разделение ветвей государственной власти

Идеологическое многообразие и политический плюрализм в РФ

Россия как правовое государство

Россия как социальное государство

Россия — светское государство

 

Глава 6. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ

§ 1. Монархия и ее виды

Монархия

Абсолютная монархия

Дуалистическая монархия

Парламентарная (парламентская) монархия

§ 2. Республика и ее разновидности

Понятие республики

Президентская республика

Парламентарная (парламентская) республика

Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) республика

§ 3. Россия — президентская республика

Президентская или полупрезидентская республика

Власть Президента и власть парламента в РФ, их соотношение

 

Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

§ 1. Понятие государственно-политического режима

Государственно-политический режим

§ 2. Демократический и либеральный режимы

Демократический государственно-политический режим

Либеральный, или либерально-демократический режим

§ 3. Авторитарный и тоталитарный режимы

Авторитаризм

Тоталитаризм

§4. Государственно-политический режим современной России

От России тоталитарной к России демократической

Демократизм государственно-политического режима России

 

Глава 8. ФОРМЫ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВ И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

§ 1. Политико-территориальная организация государства и многообразие ее форм

§ 2. Унитарная форма государства

Понятие унитарного государства

Автономия в унитарном государстве

Автономия

§ 3. Федеративная форма государства

Федерализм в современном мире

Понятие федерации

Виды федераций

Субъекты и несубъекты федерации 

Проблема суверенитета в федерации 

Разграничение предметов ведения и полномочий в федерации 

Асимметрия и равноправие субъектов федерации 

Модели федерализма 

Американский федерализм 

Германский федерализм 

Швейцарский федерализм 

Бельгийский федерализм 

Индийский федерализм  

Бразильский федерализм  

Роль и значение федерализма

§ 4. Конфедерация и другие межгосударственные объединения

§ 5. Российский федерализм сегодня

Особенности современного российского федерализма

Конституционно-правовой статус РФ

Конституционно-договорный характер РФ

Субъекты РФ и их статус

Проблема суверенитета в РФ

Пути и перспективы совершенствования федерализма в России

 

РАЗДЕЛ IV. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

 

Глава 9. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Выборы

§ 1. Избирательное право

Сущность, содержание и виды избирательного права

Демократические принципы избирательного права

§ 2. Избирательная система и ее типы

Понятие избирательной системы

Основные типы избирательных систем

Избирательный процесс

Избирательные округа

Избирательные участки

Избирательные органы

Регистрация избирателей

Выдвижение и регистрация кандидатов

Предвыборная агитационная кампания

Голосование

Подсчет голосов и определение результатов голосования

§ 3. Референдум и другие формы волеизъявления избирателей

Референдум. Опрос. Обсуждение

Виды референдумов

Организация и проведение референдума

§ 4. Избирательное право и избирательная система современной России

Принципы избирательного права

Избирательная система и избирательный процесс

Составление списков избирателей

Выдвижение кандидатов

Регистрацию кандидатов

Предвыборная агитация в РФ

Голосование на выборах в РФ

Результаты выборов по избирательному округу

Финансирование выборов

Референдум

 

Глава 10. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА. § 1. Понятие, место, роль и полномочия главы государства

§ 2. Монарх

§ 3. Президент. Избрание

Статус и полномочия

§ 4. Президент Российской Федерации

Статус и функции

Полномочия

Избрание и прекращение полномочий

 

Глава 11. ПАРЛАМЕНТ.  § 1. Понятие, роль, структура и полномочия парламента

Понятие и роль парламента

Структура парламента

Полномочия парламента

§ 2. Формирование и роспуск парламента. Статус парламентариев

Формирование палат парламента

Роспуск парламента

Статус парламентария

§ 3. Механизм функционирования парламента и парламентские процедуры

Основные формы деятельности

Парламентские процедуры

Законодательный процесс

§ 4. Федеральное Собрание Российской Федерации

Государственная Дума

Совет Федерации

 

Глава 12. ПРАВИТЕЛЬСТВО

§ 1. Понятие, роль, состав и формирование правительства

Понятие и роль

Состав и формирование

§ 2. Полномочия и порядок деятельности правительства

Полномочия

Организация деятельности

§ 3. Правительство Российской Федерации

Конституционный статус

Состав и формирование

Компетенция

Организация деятельности

Сроки полномочий и отставка

 

Глава 13. СУД И ПРОКУРАТУРА

§ 1. Судебная власть и судебная система

Сущность и функции

Формирование и статус

Судебные системы

Основы правосудия

§ 2. Прокуратура

§ 3. Судебная власть и прокуратура в Российской Федерации

Судебная власть

Прокуратура

 

Глава 14. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

§ 1. Сущность, системы и компетенция местного самоуправления и управления

Системы местного самоуправления

Функции и полномочия

§ 2. Местное самоуправление в Российской Федерации. Конституционные основы

Становление, организация и деятельность

 

 

Проблема суверенитета в РФ

Параграф пятый в главе 8 раздела III в учебнике "Конституционное право" : Проблема суверенитета в РФ.

URL:  http://www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-1/149.htm

 

Проблема суверенитета в РФ. Есть общее и прочно утвердив­шееся мнение, что РФ — суверенное государство. Не менее общепри­знанно и то, что субъекты РФ, не являющиеся государствами, не обла­дают суверенитетом (хотя отдельные авторы ведут речь о том, что и эти субъекты РФ «обладают присущими суверенитету правами»). Значи­тельно сложнее обстоит дело применительно к республикам — субъек­там РФ. Одни, особенно те, кто считает невозможным совмещение двух суверенитетов на одной и той же территории, не признают их суверен­ными.

Другие, исходя из того, что суверенитет — атрибут государства, наоборот, безоговорочно признают за республиками их суверенитет, а иногда и то, что в рамках соответствующей республики ее суверенитет имеет своего рода приоритет перед суверенитетом РФ.

Третьи считают, что суверенитетом в определенных пределах обладают как РФ, так и ее субъекты — республики; эти суверенитеты совмещаются и взаимодей­ствуют в рамках признания в целом примата федерального суверени­тета. Четкое и определенное решение данной проблемы осложняется тем, что в Конституции РФ нет прямых указаний о суверенитете рес­публик  одновременно в ней нет и положений об их несуверенности. В то же время в ряде других важнейших документов о суверенитете республик говорится прямо и недвусмысленно.

Авторы данного учебника, стоя на общетеоретических позициях отрицания концепции «абсолютного суверенитета» и признания воз­можности сочетания двух суверенитетов в федеративном государстве (см. § 2 гл. 5 и § 3 гл. 8), склонны считать правильным третье из ука­занных решений. В пользу такого выбора говорит немало веских обсто­ятельств и аргументов.

Во-первых, еще в самом начале 90-х гг. ранее автономные республики РСФСР объявили себя суверенными государ­ствами, а в Конституции РСФСР в начале 1991 г. было исключено их наименование «автономная республика» и заменено наименованием «республика в составе РФ».

Во-вторых, в Федеративном договоре 1992 г. прямо закреплялся суверенитет республик — субъектов РФ.

В-третьих, многие конституции республик — субъектов РФ (Татар­стан — , Башкортостан — , Дагестан — , Саха (Якутия) — , Северная Осетия (Алания) — , Тува — , Ингушетия — и др.) совершенно ясно и, как правило, в своих первых статьях закрепляют свой суверенитет.

В-четвертых, Конституция РФ: называет республики государствами (ч. 2 ст. 5); указывает, что статус республики определяется как Консти­туцией РФ, так и конституцией республики (ч. 1 ст. 66) и не может быть изменен без ее согласия (ч. 5 ст. 66); содержит положения, что вне пределов ведения РФ и полномочий по предметам совместного веде­ния РФ и ее субъектов субъекты РФ обладают «всей полнотой госу­дарственной власти» (ст. 73) и что в случае противоречия между феде­ральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, издан­ным в рамках его исключительной компетенции, действует норматив­ный правовой акт субъекта РФ (ч. 6 ст. 76).

В-пятых, в ряде важных совместных документов РФ и республик, принятых уже после вступ­ления в силу Конституции РФ, эти республики прямо называются суверенными государствами в составе РФ (например, в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полно­мочий между РФ и Башкортостаном в августе 1994 г.).

В-шестых, ши­роко известно, что Президент РФ не раз в своих выступлениях уже после принятия Конституции РФ признавал определенную суверен­ность Татарстана и других республик.

В-седьмых, нельзя не учитывать, что в условиях роста национального самосознания народов и изжива­ния негативных последствий былого подавления самостоятельности республик и сверхцентрализации идея суверенности республик глубо­ко укоренилась в сознании массы населения многих республик, и было бы явно контрпродуктивно исходить, выступать и отстаивать тезис, что республики ни в какой мере и ни в каком отношении не являются суверенными.

Но необходимо подчеркнуть и другую сторону дела.

«Детская болезнь» суперсуверенизации начала 90-х гг. породила у многих другую крайность, связанную с непониманием того, что суверенитет государ­ства, входящего в федерацию, неизбежно ограничивается в пределах, необходимых для сохранения и упрочения единства и целостности об­щего государства, обеспечения реальности и действенности его власти.

Так, принятая в ноябре 1992 г. Конституция Татарстана не только про­возгласила, что «Республика Татарстан — суверенное демократическое государство» и что «государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан» (ст. 1), но и содержит немало таких положений, которые явно несовместимы с общепризнан­ными принципами построения и функционирования федеративного государства.

Чрезмерно педалируя свой суверенитет и даже не упоми­ная о факте распространения суверенитета РФ на территорию респуб­лики, о суверенных правах и полномочиях РФ, эта Конституция про­возглашает:

а) Республика Татарстан самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, эко­номического, социально-культурного строительства (ст. 59);

б) законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам республики (ст. 59);

в) Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения (напомним здесь, что Татарстан, как и Чечня, не подписал Федеративный договор 1992 г., но в феврале 1994 г. подписал указанный выше Договор);

г) Республика Татарстан вступает в отношения с другими государства­ми, заключает международные договоры, обменивается дипломатичес­кими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участ­вует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права.

С этим и рядом других положений категорически нельзя согласить­ся. И вовсе не потому, что признается суверенность Татарстана, а вслед­ствие того, как этот суверенитет понимается, толкуется и излагается. Приходится признать, что такому искаженному пониманию суверени­тета республики во многом способствовали провозглашенные в свое время высшим руководством страны непродуманные и нечеткие лозун­ги типа «берите суверенитета столько, сколько сможете», не содержав­шие даже указаний на то, что это можно делать лишь в пределах, не нарушающих суверенитет РФ.

Читая Конституцию Татарстана, созда­ется впечатление, что речь идет не о государстве — субъекте Федера­ции, а о полностью самостоятельном, независимом государстве, не вхо­дящем в состав другого государства. И в самом деле, ни в Конституции Татарстана, ни в его Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий с РФ нет исходного положения, что Татарстан — субъект РФ, хотя, между прочим, и упоминается, что «граждане Республики Татарстан обладают гражданством РФ» (ст. 19 Конституции Татарстана).

Поэтому не случайно, что приведенные положения Конституции Татарстана вступают в явное противоречие с общепризнанными устоя­ми и принципами современного федерализма, его мировым опытом и с Конституцией РФ.

Как показано выше (§ 3 гл. 8), в составе федерации могут быть отдельные ассоциированные территории и государства (на­пример, Пуэрто-Рико в США), но они обычно не являются субъектами федерации, которая не может строиться на началах лишь ассоциации, ибо это одно, единое суверенное государство, а не простая сумма так или иначе объединившихся суверенных государств. Уже созданная федерация не может нормально существовать, если самостоятельность ее субъектов даже в определении их государственно-правового статуса ничем не ограничена, ибо это равнозначно отрицанию суверенитета федерации.

Ни одна из существующих в мире федераций не признает за своими субъектами право сецессии и ни одна из них не признает безоговорочное верховенство законов субъекта федерации. Федерации не присуще и безоговорочное признание ее субъектов субъектами меж­дународного права, хотя в отдельных случаях они и могут обладать ограниченной международной правосубъектностью.

Поэтому, раз Татарстан — субъект РФ, указанные положения его Конституции должны быть приведены в соответствие с Конституцией РФ и общеп­ризнанными устоями и принципами теории современного федерализ­ма и его практики, особенно в связи с тем, что Конституция Татарстана принималась в специфических условиях непосредственно после распа­да СССР, роста центробежных тенденций в России и до принятия Конституции РФ.

К сожалению, болезнь суперсуверенизации затронула и конститу­ции ряда других республик РФ. Так, Республика Тыва в своей Консти­туции 1992 г. (ст. 1) закрепляет право выхода из РФ, хотя такого права Конституция РФ не предусматривает и им не обладают другие респуб­лики — субъекты РФ.

Конституция Республики Саха (Якутия) без достаточных на то правовых оснований безоговорочно заявляет о при­надлежности ее территории многонациональному народу республики и объявляет ее исконной землей традиционного расселения ее корен­ных народов.

Между тем в Конституции РФ речь идет о том, что суве­ренитет РФ распространяется на всю ее территорию (ч. 1 ст. 4), что в РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствую­щей территории (ч. 1 ст. 9) (заметим: используются и охраняются, а не принадлежат, не находятся в собственности) и что территория РФ включает в себя территорию ее субъектов (ч. 1 ст. 67).

При подписании Федеративного договора Башкортостан добился принятия дополни­тельного протокола, устанавливающего ряд особых полномочий этой республики по сравнению с другими республиками, хотя в этом дого­воре, в отличие от Конституции Татарстана и его договора с РФ, прямо говорится о Башкортостане как полноправном субъекте РФ. Все ска­занное создавало и создает свои трудности и противоречия в развитии современного российского федерализма.

Серьезный ущерб утвержде­нию демократического федерализма в России нанесла многолетняя неурегулированность отношений РФ с Чеченской республикой, где с начала 90-х гг. неуклонно усиливались сепаратистские тенденции вплоть до постановки вопроса о выходе из РФ и фактического нерас­пространения в течение нескольких лет власти РФ на ее территорию.

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: