Русские в Якутии появились намного раньше, чем принято считать.

Русское Устье, на арктическом побережье Якутии – уникальное свидетельство «ожившей старины». Люди, проживающие в этом селении, по сей день общаются на языке, характерном для жителей Новгорода ХV- ХVI века
Русские в Якутии появились намного раньше, чем принято считать
 Источник информации — http://www.1sn.ru/26741.html .
 
 
ИА SakhaNews. Русское Устье, на арктическом побережье Якутии – уникальное свидетельство «ожившей старины». Люди, проживающие в этом селении, по сей день общаются на языке, характерном для жителей Новгорода ХV- ХVI века! Летом трое коренных представителей этого «русского племени» прошли путь, которым пришли в седую тундру их предки. О том, что русские появились на территории Якутии гораздо раньше, чем принято считать, возможным свидетельством станет и шахматная фигурка, найденная путешественниками.

В случайной горсти земли, которая по обычаю была зачерпнута на берегу реки «на память» о родных местах, оказалась небольшая плоская фигурка из моржовой кости – походная (оттого и плоская!) шахматная фигура коня. Кто знает, сколько времени земля хранила в себе этот «знак старины», и дала подсказку именно тем, кто «ищет свои корни». Мистика? Пожалуй, все, что связано с русскими в Арктике, похоже на ожившую сказку!

В краю вечных снегов, среди просторов бескрайней тундры чудесным образом (иначе и не назовешь) сохранился крошечный островок русской культуры – Русское Устье. Как ни удивительно, их потомки сумели сохранить не только народные обычаи, традиции, но даже мелодичный, образный язык древних славян. Русскоустьинцы используют в своей речи слова, которые даже во времена наших прадедов уже считались «устаревшими», причем с той же естественностью, с какой мы вставляем слэнговые словечки. Кажется, что люди говорят на каком-то ином, неведомом языке, родственном нашему, русскому.

Весь их уклад жизни поражает своей самобытностью, мудростью, с какой приспособились жить в суровом арктическом климате это трудолюбивое племя. Жили издавна, как и все их предки, в рубленых избах, построенных без единого гвоздя. Именно они построили знаменитый деревянный город Зашиверск. Эти дома старожилов, можно с уверенностью сказать, стали первыми деревянными строениями в Якутии. Стоп! А как же башни казацкого острога, с которого, к примеру, «начал бысть» Якутск? И тут начинаются загадки!

Вот что рассказал корреспонденту ИА SakhaNews Наталье Богдановой исконный русскоустьинец, ветеран ЖКХ Иннокентий Новгородов. Когда казаки пришли на реку Индигирка, то выяснилось, что там давным-давно живет русское племя поморов (так они себя называют), и живут на «макушке земли» (Аллаиховский район) по меньшей мере – полвека! Собственно, и сама Индигирка называлась тогда по-другому — «Собачья река», ведь основным транспортным средством в те времена для тундровиков были собачьи упряжки.

Да и уклад жизни этого «русского племени» — далеко «не казачий». К примеру, в домах были открытые очаги — сооружение, приподнятое над полом на деревянных ножках-сваях — на нем и разжигали костерок, и готовили еду. В потолке было проделано отверстие, через которое выходил дым. Спали на лежаках – урулах, сверху покрытых травой и шкурами. На окнах вместо стекол зимой вставляли бруски льда, а летом выстилали окна сшитыми в единое полотно шкурками налима.

Используются древние символы, которые были приняты только у поморов — сохранились деревянные флюгеры, так называемые сорочки, которые устанавливали на кочах (лодках) и возле домов. На сорочках – сквозное изображение креста или утки. С помощью сорочки передавали знаки на большие расстояния – вот такая беспроводная связь!

Утка, кстати, символизирует коч — удивительное изобретение поморов. Это судно как нельзя лучше приспособлено для опасного плавания в водах Северного Ледовитого океана. Когда льдины сходятся и, казалось бы, должны раздавить беспокойных мореплавателей — лодку попросту выталкивает на верх, на льдину, не причиняя лодке ни малейших повреждений! Отважные поморы не боялись уходить за тысячи километров от берега в плавание по Северному Ледовитому океану среди льдов. И остров Новая Земля также был открыт отважными мореплавателями, правда, раньше он назывался — остров Груманд.

Откуда же пришли поморы в наш край ледяного ветра и льдов? Обратимся во времена царя Ивана Грозного. Усмирять непокорных бояр – казнями и гонениями для него дело привычное. Так было и в то время, когда подозрительный царь (якобы новгородские бояре попытались перейти к шведам в подданство 430 лет назад в «лохматом 1570 году) Иван Грозный разгромил бояр на реке Шелонь. Оставшиеся в живых разбрелись по белу свету, спасаясь бегством. Одним из них был боярин Федор Чихачев (потомки — Чикачевы, Чухичевы), пройдя длительный опасный путь по Северному Ледовитому океану. Он-то и основал со своими товарищами в Арктике, в Устье Елони первое русское селение – Гулянка.

Название этого места говорит само за себя – здесь пили и гуляли отважные путешественники. Помимо пятнадцати изб (по числу семей), которые построили поселенцы, разобрав свои лодки, поставили баню, часовню и … кабак! Надо признать, что водкой они запаслись вдоволь. Предназначалась «огненная вода» для сугреву и на случай болезней. Однако, она сыграла злую шутку с перпоселенцами. Дозу – легко превысить, а пьянство, как известно, до добра никогда не доводило — несколько человек утонули в первую же зиму. Место признали несчастливым и поселились в другом месте, на реке Индигирка, которое и было названо Русским Устьем.

Поселились старожилы в низовьях Индигирки и низовьях Колымы. Сегодня их насчитывается около пятисот человек, они проживают в селах Походск, Русское Устье, поселках – Черский и Чокурдах.

В будущем году Батюшка Новгород отмечает свое 1150-летие. И, что примечательно, на Аляске найдено захоронение выходцев из Новгорода (а надо учесть, что Аляска ранее была русской землей), и был составлен свод всех новгородских боярских фамилий и их потомков, и лишь фамильная ветвь Федора Чикачева оказалась затерянной во времени – напротив его фамилии пробел… Спустя четыреста лет история дала подсказку и дала возможность найти потерянное поколение!

Минувшим летом три земляка — Иннокентий Новгородов, Вениамин и Игорь Чикачевы сделали попытку повторить исторический путь своих предков и пройти водным путем по реке Индигирка до Русского Устья (а это 1100 километров!), а также пройти путем, которым прошел казацкий отряд под предводительством Ивана Реброва и Постника Иванова (Губаря).

По пути они посетили те селения, которые были основаны землепроходцами – общались со старожилами, собирая крупицы истории. Дарили местным библиотекам и музеям книги своего земляка, историка, краеведа Алексея Чикачева, который посвятил свою жизнь изучению истории края, обычаев и традиций народа, собиранию фольклора и составлению разговорного словаря (квинтэссенцией его трудов стали историко-этнографические очерки «Русские в Арктике: полярный вариант культуры», изданные уже после смерти исследователя, в 2007г.).

Достигнув цели, потомки поморов установили на месте, где располагалась знаменитая Гулянка, сорочку (Иннокентий Иванович обнаружил это древнее место поселения помор случайно еще полвека назад). Помимо, желания «прочувствовать» трудности пути, которым прошли их предки, путешественники ставили цель и более произаическую, но гораздо более важную – привлечь внимание республиканских (а, возможно, и федеральных властей) к проблемам арктических поселений.

Речь идет о выживании – исчезновении уникальной славянской культуры, очагов которой не сохранилось по всему побережью, и лишь этот островок существует вопреки времени и обстоятельствам. Чудом сохранилась деревянная церковь.

В этом году исполняется 370 лет, как в эти края пришли русские (по официальным данным), и более 430 лет – по исчислению самих старожилов. Однако, эта дата никак не отмечена на государственном уровне, хотя в апреле этого года в селении побывал президент республики Вячеслав Шыров. Но жители по-прежнему надеются на перемены к лучшему, в связи с его приездом…

Русскоустьинцев остается все меньше. Та исконная деятельность, которая приносила прибыль трудолюбивым поселенцам — рыбный и пушной промыслы, ныне «сошла на нет». Причины? Государство не заинтересовано в покупке «мягкого золота», как когда-то называли — пушнину, а рыбу… смешно признаться – попросту негде хранить! Этим летом в Индигирку упал ледник, а восстановление рыбохранилища требует огромных затрат.

Так и живут русскоустьинцы – на бабушкины пенсии. А куда им уезжать с родины, от могилы предков? Кстати, и погост постепенно смывается в Индигирку, которая, похоже, и станет для этого островка древнерусской культуры — рекой забвения…

 

Роман Засосов Роман, Анна Хaритонова

История появления русских поселений

Источник информации — http://okonim.narod.ru/istoria.html .

 

Зона распространения русского топонимического пласта ограничена, в основном вдоль больших рек, по верхнему и среднему течениям Лены, а также по северным рекам. Русские поселенцы первые селения называли аборигенными наименованиями рек и других водоемов. При заселении Якутско-Иркутского тракта по берегам реки Лены в 1730- 1740 гг. сначала было на территории Якутии только двадцать восемь станций. Появились вперемешку с аборигенными и русские названия: Березовская, Солянская, Песковская, а потом прибавились еще Крестовская, Каменская, еще позже Белая, Русско-Реченская, Кочегарская, Еловская, Тинная и другие. В XIX веке за полярным кругом русские осели в небольшом количестве в Верхоянске, Среднеколымске и в устьях больших рек.

Предками их, как считает Ф.Г. Сафронов, были заброшенные судьбой на дальний Север казаки и те "вольные промышленники", которые в большинстве своем, пространствовав годы по тундре и по студеному морю, гибли на суше и на море, уходили в другие края, часть их приживалась в местах, богатых зверем и рыбой. Потомки их во многом усваивали образ жизни местного населения края, а себя стали называть "местными русскими". Особую стойкость проявили в сохранении родного русского языка обитатели низовий Индигирки и Колымы. Старожилы поселков Русское Устье, Походск владеют удивительным русским говором, в котором сохранились элементы языка ХVI — XVII вв.

Этот основной костяк в XIX в. лишь изредка пополнялся приезжими из ссыльнопоселенцев, отставных казаков и мещан. В середине XIX в. в среднем. течении Вилюя, под селом Нюрба, появились русские деревни пашенных крестьян Александровка и Аммосовка, позже Антоновка. Как рассказывают старожилы, Александровка названа по церкви, воздвигнутой в честь победы Александра Невского, Аммосовка ¬известного в тех местах исправника, а Антоновка — по фамилии первого поселившегося здесь ссыльного из скопцов. К XIX веку в Якутии было уже несколько городов. Прежде всего Якутск- областной центр, столица огромного северного края, самый крупный город северо-востока Сибири. Город получил свое название по народу. Название народа "якуты" русские впервые услышали в XVII в. от эвенков.

Относительно происхождения слова "якут" существует большая литература. Большинством исследователей в настоящее время принята гипотеза Д.Баназарова О.Н.Бетлингка — Е.У. Убрятовой, согласно которой данное слово восходит к монгольской форме множественного числа от древнего самоназвания якутов — Йака. Данное предположение дополнительно подтверждается тем, что в русских документах ранней поры якуты имели еще другое название — яколь, что является эвенкийской формой множественного числа слова "яко" — эвенкийского названия якутов. В донесениях так и писали "Якольская землица", а позже "Якуцкий город", "Якуцкая земля".

В 1632 году на берега Лены пришли енисейские казаки. Сотник Петр Бекетов с ватагой заложил "острог для государева величества в дальней Украине и для государева ясачного сбору, для приезда якуцких людей … " В XVH — XVHI вв. город служил исходным пунктом для освоения отдаленных земель, для ряда научных экспедиций. Якутск имел 248 жилых домов и 98 юрт. А с XIX в. возрастает его административное значение, усиливается его роль как важного торгового центра на северо-востоке страны. Вилюйск вырос из Оленского зимовья (название по озеру: якут. олон "осока"), основанного сотником П.Бекетовым в 1634 году. Городом стал в 1828 году и был превращен в место ссылки политических противников царизма. Здесь жили в свое время в ссылке М.И. Муравьев-Апостол, великий революционер- демократ Н.Г. Чернышевский, Украинский поэт-революционер П.А. Грабовский, революционер-большевик Н.А. Скрыпник. В городах Верхоянске, Среднеколымске отбывали ссылку не одно поколение неугодных царскому правительству передовых людей своего времени.

Русских по происхождению ойконимов в данное время становится все больше. Они тоже мотивированы и несут определенную информацию. их условно можно поделить на несколько групп (См. Приложение 2): а) по рельефу местности (Заречный); б) по полезным ископаемым (Алмазный); в) идеологического плана (Заря, Мирный, Депутатский); г) по национальному признаку (Русский); д) названия, отражающие северную экзотику (Полярный, Таёжный); е) по рекам, водоемам, на котором располагается населенный пункт (Русское устье); ж) ойконимы — посвящения (Чернышевский). Указанная модель с большим будущим: никогда не исчезнет потребность давать названия в честь замечательного человека, группы людей или знаменательного события. С середины XIX в. в Якутскую область несколько увеличивается приток населения из центральных областей России, из Сибири, а также ссыльных. Появляются в связи с этим новые населенные пункты с русскими и якутскими названиями.

 

Русские субэтнические группы походчан и русскоустьинцев наделены правами, которыми традиционно обладают коренные малочисленные народы РФ

Источник информации — http://www.gumilev-center.ru/korennye-russkie-obladayut-vsejj-polnotojj-prav-tolko-v-yakutii/ .

4jjmOAng7Fc

 

В настоящее время лишь в 1 субъекте Российской Федерации русские субэтнические группы походчан и русскоустьинцев наделены правами, которыми традиционно обладают коренные малочисленные народы РФ. Этот субъект – Республика Саха (Якутия). Таким образом, лишь незначительная часть русских арктических старожилов имеют право на защиту своей исконной среды обитания, методов хозяйствования и промыслов. Об этом пишет НОЦ “Поморский институт”

Остальные субэтносы, в том числе и поморы, таким правом не обладают.

Немного Якутии специально для вас, господа…
Источник информации  —  http://paul-salvy.livejournal.com/39892.html  .  3 ноября 2017 года выяснилось, что журнал был удален. Смотрите скриншот № 1.
cross
paul_salvy
Якутия — моя малая родина. Отец и родители моей матери уехали туда в советское время за длинным рублём, поэтому я появился на свет там. Якутию называют Русской Индией и Ледяным сфинксом России. В Якутии существуют месторождения практически всех известных науке полезных ископаемых, поэтому Якутия по праву может считаться главным сокровищем России. Выжить, особенно зимой, здесь не просто, я Вам скажу. Климат северо-европейской части России, который обычно называют суровым, не идёт ни в какое сравнение с тем ледяным адом, который творится там.
 
Якутия — земля контрастов. Зимой температура в некоторых её районах достигает до — 70 °C, летом бывает +30 — +35 °C. Но люди ко всему приспосабливаются, привыкают.
Население также контрастирует и делится, в основном, на русских и якутов. Однако есть ещё китайская и кавказская диаспоры. Также я в своей жизни встречал там парочку негров. Как они оказались там, не знаю. Русские в Якутии, в целом, образованные и красивые люди, хотя все они довольно сильно разнятся внешне, так как мигровали туда из совершенно разных регионов. Среди якутов, напротив, много люмпенов, которых называют улусниками. Улусы — это такие якутские деревни, улусник — колхозник, деревенщина, по-нашему. Улусников презирают не только русские, но и довольно многочисленная якутская интеллигенция, разросшаяся в советское время.
 
Интеллигентные, городские якуты, в основном, русскоговорящие, очень часто бывают смешаны с русскими, не знают якутского языка и обладают европеоидными чертами лица, хотя среди них и распространены якутский национализм и круговая порука. Среди русских также распространён бытовой национализм, правда, менее открытый. Русские в Якутии научились быть хитрыми и их поведение можно сравнить, к примеру, с поведением евреев в центральных регионах России, по этой причине среди русских в Якутии не распространён антисемитизм.
 
В целом, в советское и постсоветское время русские в Якутии были намного более успешными, нежели их соплеменники в других регионах. Здесь русские чувствовали себя элитой, несмотря на так называемое "национальное квотирование" и искусственное стимулирование якутов государством.
 
Однако в последнее время в Якутии отчётливо просматривается заметная убыль русского населения, так как были утрачены естественные стимулы проживания русских в данном суровоклиматическом регионе. Как следствие этого, наблюдается значительный рост автохтонного населения и растет миграция якутов из улусов в города.
 
Также растут китайская и кавказская диаспоры. Между якутами, китайцами и кавказцами происходят межнациональные стычки, в которых русские не принимают участия, так как являются, по всей видимости, лишними на этом празднике жизни.  
 
Скриншот № 1
 
URL:  http://paul-salvy.livejournal.com/39892.html

 
 
 
 
 
 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: