Обсуждение законопроекта о родном русском языке. Сборник статей. 1. В Башкирии выступают за возможность изучения русского языка как родного. 2. Сергей Тарасов. Или государственный, или родной. 3. Законопроект о родном русском языке поддержали 30 субъектов РФ.

Гаджимет Сафаралиев: "Почему татарский может быть и родным, и государственным, башкирский может быть, и другие языки тоже, а русский язык не может быть? Получается, около 100 млн человек поражены в правах. А то, что люди хотят выбрать язык или не выбрать — это уже их право.

В Башкирии выступают за возможность изучения русского языка как родного

Источник информации — http://www.regnum.ru/news/1712690.html , http://www.regnum.ru/news/1712690.html#ixzz2kLjH2Wz1 . 11 ноября 2013 года.

 

Активисты родительского движения за полноценное изучение русского языка в Башкирии поддерживают инициативу внесения поправки в ФЗ "О языках" о придании русскому языку статуса родного наряду с государственным, передает корреспондент ИА REGNUM.

Как ранее сообщалось, депутаты Госсовета Татарстана не поддержали предлагаемые изменения в ФЗ "О языках народов Российской Федерации", внесенные в Госдуму России. Такая реакция официального Татарстана уже вызвала критику со стороны депутатов Госдумы РФ. "Почему татарский может быть и родным, и государственным, башкирский может быть, и другие языки тоже, а русский язык не может быть? Получается, около 100 млн человек поражены в правах", — возмутился один из авторов инициативы председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев ("Единая Россия").

"Разделяю мнение Гаджимета Сафаралиева, — заявила ИА REGNUM организатор прошедшего в Уфе в августе 2013 года пикета за полноценное изучение русского языка Елена Захарова. — В Башкирии дело с изучением русского языка обстоит не самым лучшим образом, во многих школах его преподавание ведется по сокращенному курсу, а в таком регионе как Татария дело обстоит еще хуже, чем в Башкирии".

"Получается, что закон о русском родном языке необходим именно потому, что в некоторых национальных республиках преобладает не разумное отношение к образованию, а националистические амбиции, — считает Захарова. — В Башкирии эта проблема уже готова разрешиться, это вопрос лишь времени и широты информирования родителей региона о их правах, но противодействие местных чиновников от образования все еще слишком велико. В Татарстане же националистическое лобби не желает прислушиваться к голосу разума. Очень надеюсь, что федеральными властями это будет понято правильно и права русскоязычных жителей Татарстана будут восстановлены в кратчайшее время".

"Я не представляю, чтобы в каком-то из штатов США школьникам запрещали учить английский язык в качестве родного, в а России это происходит, — отметила другой активист родительского движения Галина Лучкина. Информационная блокада в вопросе положения дискриминации русских в Татарии и других национальных регионах скоро будет окончательно снята, и пусть и медленно, но неотвратимо последует реакция, власти должны это понимать. Самый верный способ разжигания межнациональной розни — это запрещение изучать родные языки в качестве родных и принуждение изучать предметы, не входящие в общероссийский аттестат об образовании".

"Самосознание русских начинает просыпаться, — считает руководитель РНЦ "Патриот" Виталий Луговой. — В каких-то регионах это происходит медленнее, в каких-то быстрее, но власти должны понимать, что положение русских в так называемых национальных регионах России в конечном итоге не оставит равнодушным большинство активного населения России, и последуют протесты, в том числе и митинги".
 
Русскую общественность в Башкирии заинтересовали также утверждения татарстанских депутатов о том, что их позицию в языковом вопросе "поддерживают некие депутаты из Башкирии". "Путем запросов мы планируем выяснить, кто из депутатов, представляющих в Государственной думе Башкирию, выступает против придания русскому языку статуса родного, — сообщил Виталий Луговой. — Пока что депутаты из Башкирии стараются не поднимать языковых тем".

Сергей Тарасов

Или государственный, или родной

  Источник информации — http://www.intertat.ru/ru/obschestvo/item/19950-ili-gosudarstvennyiy-ili-rodnoy.html . 18 Сентября 2013.

Негативные отзывы получили в Татарстане поправки в федеральный закон «О языках народов Российской Федерации». Противники законопроекта считают, что изменения принижают статус национальных языков, из-за чего, к примеру, в школах республики может стать меньше уроков татарского по сравнению с русским.

Свои претензии к законопроекту татарстанские парламентарии высказали на заседании Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам. Как рассказал Интертат.ру председатель комитета Разиль Валеев, депутатов беспокоит то, что новый законопроект противоречит Конституции РФ по многим пунктам.

— Согласно Конституции, языки имеют три статуса: государственный язык РФ (русский), государственный язык субъекта РФ и родной язык, — говорит депутат. — Каждому статусу предписаны определенные правила использования. Так, национальные субъекты в делопроизводстве обязательно используют два языка: русский и второй государственный. А новый закон делает использование второго государственного в делопроизводстве необязательным. Мы этим, естественно, недовольны. Также новый закон ограничивает самостоятельность  национальных нерусских СМИ. Они не смогут создавать оригинальные передачи на своем языке — только переводить русские сообщения. Самостоятельные передачи могут быть только обучающие языку.

Депутатам не понравилось и то, что в поправках фигурирует такое понятие, как «российская нация», которая превращает всех жителей страны в одну безликую массу.

Еще один камень преткновения — это придание русскому языку, который по Конституции является государственным, еще и статуса родного. Как пояснил Разиль Валеев, авторы поправок хотят, чтобы в школах национальных республик русский преподавался как государственный для всех, и как родной — для детей русской национальности, то есть в большем объеме. Напомним, что как раз за это в Татарстане борются сторонники движения «Русский язык в школах Татарстана», куда входят родители некоторых учеников. 

Однако депутаты считают, что в случае присвоения русскому дополнительного статуса в образовательной программе может произойти перекос — уменьшение количества учебного времени, выделяемого на изучение татарского в качестве государственного языка республики. А нарушить паритет депутаты ни в коем случае не хотят.

— Мне кажется, что разработчиками этого законопроекта являются некие деструктивные силы, которые пытаются расшатать межнациональные отношения в России. В последнее время много делается для упорядочения национальной политики, чтобы удовлетворить запросы всех народов. Но кому-то это, видимо, не нравится. Я надеюсь, что депутаты Госдумы не поддержат эти поправки, — заключил Разиль Валеев.

Заметим, что поправки в закон «О языках..» получили негативные отзывы в Минобрнауки, Минкульте, Академии наук, прокуратуре и других татарстанских ведомствах.

Сергей ТАРАСОВ.

  Комментарии

http://www.regnum.ru/news/1712690.html , http://www.regnum.ru/news/1712690.html#ixzz2kLjH2Wz1 ,  http://www.intertat.ru/ru/obschestvo/item/19950-ili-gosudarstvennyiy-ili-rodnoy/19950-ili-gosudarstvennyiy-ili-rodnoy.html?start=10 , http://www.intertat.ru/ru/obschestvo/item/19950-ili-gosudarstvennyiy-ili-rodnoy/19950-ili-gosudarstvennyiy-ili-rodnoy.html?start=30 .

 

 Среда, 02 Октября 2013 13:31 Кузнецова пишет:

    Многие не против изучения татарского, но не в ущерб русскому языку! У родителей русскоговорящих детей в Татарстане отсутствует право выбора — а именно — изучение русского языка как родного. Мы все обязаны изучать татарский как родной язык. Пусть соблюдают наши права! открывают школы, где русский язык будет изучать как родной, а татарский как факультативный. В Казани в настоящее время нет ни одной такой школы!
 

  Понедельник, 30 Сентября 2013 18:03 Алексу пишет:

    А кто запретит делопроизводство на татарском? По Конституции положено, но какому-то Аlex, видите ли, это не нравится :)))) Срочно, срочно запретить! :D

     Четверг, 26 Сентября 2013 16:35 ALEX пишет:

    Можно изучать на факультативах любой язык, хоть уругвайский, но если он кроме как в разговорной речи нигде не используется (максимум в местных газетках новости почитать или на базаре картошки купить), то зачем его с такой глупой настойчивостью вдалбливать в головы детям, особенно русским, которым этот татарский совершенно нигде не пригодится. Всё делоприозводство ведётся только на русском и на татарском оно никогда вестись не будет…. Глупость и упёртость местных депутатишек…

   Вторник, 24 Сентября 2013 08:04 Подумайте и об этом пишет:

    Как только в Латвии забыли про русский язык там сразу фашиская идеология побеждать стала. Там фашисты героями стали И на украине тоже к этому ведет.

    Понедельник, 23 Сентября 2013 15:19 Гостю пишет:

    А татар в Латвии совсем за людей не считают.И не знают кто это такие.У них теперь фашизм на уме, от радости что латвийский язык государственным стал.
  
   Понедельник, 23 Сентября 2013 10:18 гость пишет:

    "Вот если бы татарский язык был бы государственный и на нем велась бы делопроизводство ,как в Латвии ,в Украине,тогда тругое дело." Перечисленные вами страны являются отдельными и никак не могут быть нам примером в этом вопросе.
   
    Понедельник, 23 Сентября 2013 10:14 Сергей пишет:

    "Право за госсоветом? Ай-яй-яй, Серёжа, неужели Вы не знаете, что госсовет Татарстана НЕ МОЖЕТ уменьшить количество часов, отведенных на принудительное обучение русскому языку?" Вы не поняли, ну конечно же не может, но он может выйти с законодательной инициативой!
  
   Понедельник, 23 Сентября 2013 01:04 Мазай пишет:

    Татарский язык это фольклерный язык.На нем только частушки петь и на гармошке петь.Ну еще можно на кухне разговоривать с самим собой. Поэтому будущего у него нет. Вот если бы татарский язык был бы государственный и на нем велась бы делопроизводство ,как в Латвии ,в Украине,тогда тругое дело.Его бы все учили бы. Даже заставлять ненужно было бы.

  Воскресенье, 22 Сентября 2013 07:52 Ильдус Ганеевич пишет:

    Если ты считаешь Русский язык принудительным , то не изучай его и не дозволяй своим детям его изучать.Переведите все книги на тот язык на котором ты разговариваешь . Я вижу что ты провокатор и выходец из узбекистана.А нам татарам больше русский язык изучать нужнее чем родной . Мы все народы живём в Россси А ты и твои дети катитесь назад в свой чуркестан и не баламутьте народ своими высказываниями. Ты сам то на русском языке пишешь а не на языке своего народа- написать слабо.

  Суббота, 21 Сентября 2013 21:46 Гость пишет:

    Право за госсоветом? Ай-яй-яй, Серёжа, неужели Вы не знаете, что госсовет Татарстана НЕ МОЖЕТ уменьшить количество часов, отведенных на принудительное обучение русскому языку? Нет у госсовета Татарстана таких прав, не положено. Это могут сделать только московские федеральные чиновники. Так кого надо "перевыбирать"?)))

Суббота, 21 Сентября 2013 20:39 наблюдателю пишет

Видимо вы не читали новый закон об образовании, там предусмотрена возможность получать образование на родном языке. Всё зависит от родителей.

  Суббота, 21 Сентября 2013 16:53 Василий Ивановач наблюдателю пишет

Ты читать уважаемый внимательно научись.Не хочешь Русский язык изучать не изучай .Ты видимо тоже из националистов.И я тебе не навязываю ни какое обучение, а говорю о праве выбора каждого в изучении языка.Каждый должен ( специально повторяю ещё раз для тебя) изучать тот язык который хочет.

Суббота, 21 Сентября 2013 16:45 наблюдатель пишет

Василию Ивановичу. "А навязывание силой любого языка и его изучения это уже экстремизм и национализм" Браво, молодец!!!! Замечательные слова. А теперь начните с себя — прекратите навязывать изучение русского языка всем нерусским.

Суббота, 21 Сентября 2013 10:19 Василий Иванович пишет

Должно быть у каждого право выбора какой язык ему изучать.А навязывание силой любого языка и его изучения это уже экстремизм и национализм.Каждый должен решить сам какой язык ему больше нужен тот и будет он изучать.И это будет справедливо.И так будет.В этом и заключается равноправие языков.А желание научить кого то своему языку- это чёрный национализм

 Суббота, 21 Сентября 2013 09:29 местному пишет

Тогда может вы объясните почему в казанских школах учителей татарского почти в 2 раза больше чем по русскому?

Пятница, 20 Сентября 2013 20:29 Сергей пишет

"В ОБЪЁМЕ ПАРЫ ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ. В объёме вполне достаточном для освоения разговорного. " О уважаемый гость, я бы только ЗА эту Вашу инициативу и возможно многие русскоязычные только поддержали бы. Но нужна законодательная инициатива, а это право за Госсоветом, но они почему то молчат.)))

  Пятница, 20 Сентября 2013 17:55 Местный пишет

Надежда, может, Валеев и не в курсе, зато простые татарстанцы очень в курсе, сколько часов отдано татарскому языку в неделю и сколько русскому. Все это есть на сайте министерства образования, и там — надо же! ясно видно, что русского больше, чем татарского. А своей ложью Вы только унижаете русский народ.

  Пятница, 20 Сентября 2013 15:39 Надежда пишет

Разложение любой культуры начинается с силового насаждения этой культуры.

  Пятница, 20 Сентября 2013 15:37 Надежда пишет

"в школах республики может стать меньше уроков татарского по сравнению с русским."

Вы вообще о чем г. Валеев?

Вы в курсе, сколько часов отдано татарскому языку в неделю и сколько русскому? Особенно в начальных классах.

Вот это и есть разжигание национализма, ведь против такого обилия часов тат. языка выступают и сами татары.

И заметьте, дети татарстанских чиновников не учатся в таких школах, предпочитая заграничные колледжи и университеты.

  Пятница, 20 Сентября 2013 14:44 Казаночка пишет

"Перекос" в изучении языков, которого так боятся местные власти, очень и очень нуждендля обеспечения РАВНЫХ ПРАВ выходцев из Татарстана вне зависимости от национальности, получать качественное образование в любой точке России. А у нас, сейчас всех школьников, независимго от национальности, обделяют в этом. НУ НЕ НУЖЕН ТАТАРСКИЙ тем, кто хочет учиться в московских и питерских университетах! Так им его за госсчет втюхивают, а родители должны, выходит, потом платить за то, чтоб русский выпускнику до необходимого уровня довести. Наши депутаты против? Ага, ага. Пускай для начала своих детишек отдадут в районную школу и — никаких репетирово. И чтоб учиться в университеты не за границы их посылали, а в какую-нибудь Еладбугу. Вот тогда получится равноправие по-ихнему.

Четверг, 19 Сентября 2013 21:56 Гость пишет

Сережа, тогда и татары на всей территории Российской Федерации должны иметь возможность учить неродной русский язык В ОБЪЁМЕ ПАРЫ ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ. В объёме вполне достаточном для освоения разговорного. Иначе это не свобода выбора, а явная дискриминация.

Четверг, 19 Сентября 2013 19:15 Сергей пишет

Нет Рома, равноправие языков это, помимо всего прочего ещё и равнодоступность, свобода выбора. Однако я считаю что татарский должен быть обязательным в Татарстане для русскоязычных, НО В ОБЪЁМЕ ПАРЫ ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ. Этого объёма вполне достаточно для освоения разговорного.

 Четверг, 19 Сентября 2013 17:41 Роман пишет

Сергей, по твоей логике равноправие означает преподование НЕ в равных обьемах. Интересный ты человек!

Четверг, 19 Сентября 2013 17:38 татарке пишет

"Мораль сей басни такова — каждый палец на руке индивидуален и хорош, но отдельно от целого это мертвый палец. Так и с языком — должен быть единный государственный и обязательный" Браво, умница!!! Я тоже помню эти разговоры когда валили Советский Союз—вот заживём, но оказалось что те экономические показатели республик были возможны только когда вместе а после развала никто даже на уровень советский ещё не вышел. Все вместе надо жить и помогать друг другу.

  Четверг, 19 Сентября 2013 13:09 Сергей пишет

"Два языка равноправны и преподоваться они должны О Д И Н А К О В О" Всё не так! равноправие отнюдь не означает преподавание в равных объёмах! А вообще надо референдум проводить либо перевыбирать госсовет.

  Четверг, 19 Сентября 2013 10:10 Nikol пишет

Я тоже считаю, что в Татарстане нужно учить в больших объемах именно татарский язык а не русский!! Это избавит московские вузы и крупные российские компании от приезжих из национальных республик. Русские в татарстане сами обучат своих детей грамотному родному языку. А татары пусть на своем разговаривают

  Четверг, 19 Сентября 2013 09:31 Я тоже татарка пишет

Хромает качество преподавания татарского языка. Дети русской национальности, имеющие отличные оценки,на татарском языке не могут изъясняться на бытовом уровне и понимать элементарные выражения.

Четверг, 19 Сентября 2013 08:38 Татарка пишет

Когда-то, мы наблюдали развал СССР — сильного и могучего государства с которым считался весь мир. Многие республики и отдельные национальные субъекты кричали о своей независимости и национальной уникальности. В частности республики Средней Азии. Они были уверенны, что Россия и именно русские и татары обдирают их — вывозя их сырьевые ресурсы. и что после того как они станут независимы, они воспрянут и разбогатеют. За короткий срок провели мероприятия по искоренению русского языка из документации и соответсвенно выжили русских и татар. Что происходит в данный момент с этими субъектами. Нищие и с голой опой, но жутко-национально гордые. Теперь они не отдают свои ресурсы а продают, причем обогащается верхушка власти за счет продаж. А в городах и селах пропадает асфальт, газ, вода , электричество. А коренные жители ездят на заработки в Россию, чтобы выжить. Мораль сей басни такова — каждый палец на руке индивидуален и хорош, но отдельно от целого это мертвый палец. Так и с языком — должен быть единный государственный и обязательный.

Четверг, 19 Сентября 2013 08:11 Амин пишет

Для \русской\слушай дорогая а почему бы вообще вернуть прежнее время-\ВРЕМЯ ЗАСТОЯ\о котором постоянно \ЖУЖУКУЮТ\Российский дуэт ПУТИН-МЕДВЕДЕВ-у которых и так и ничего у самих ничего и не получается-там в этом \БАРДАКЕ\ было все так как ВЫ сейчас желаете.Так не бывает и СССР не нужен и РУССКИЙ хочу сколько пожелаю-что-то бесспорно должно меняться и правильно делает местная ВЛАСТЬ что не соглашается с Российской Властью-два языка равноправны и преподоваться они должны О Д И Н А К О В О

Среда, 18 Сентября 2013 22:21 Русская пишет

В кои-то веки москали решили поставить все на свои места и дать наконец возможность русским детям учить русский язык в большем объеме, чем татарский. Но разе ж татары могут такое стерпеть? Ни за что! Им непременно надо, чтобы русские помучались. Не понимаю этой истерии… Казалось бы, чего проще? Татары больше учат татарский, потому что он им родной, а русские — родной русский. И все были бы довольны, и никаких причин для скандалов. Самое обидное, что Москва снова испугается националов и никакие поправки не примет. А на русских, живущих в нацреспубликах, федералам наплевать.

Среда, 18 Сентября 2013 21:53 Артур пишет

А чем отличается государственный русский язык от родного русского языка? У нас ведь нет двух русских языка. Просто государственный статусом выше и пользуется более широкими полномочиями. А этот Сафаралиев всегда выступает с такой имперской позиции, бог ему судья.

  Среда, 18 Сентября 2013 21:24 Татарин пишет

Сафаралиев лукавит, так как сам является автором этого имперского законопроекта. В Татарстане татарский язык как и русский преподается как государственный ( а не родной!) и оба языка в равных обьемах. Будучи председателем комитета Госдумы по делам национальностей стоило бы знать об этом. Значит, кому — то не нравится конституционное равноправие языков и хочет на этом заработать московские политические дивиденды. Да, Ленин правильно говорил по этому поводу о обрусевших инородцах…

  Среда, 18 Сентября 2013 20:37 рабочий и крестьянин пишет

Всё,как в СССР…-потихоньку в старое русло идёт. Да и в средней школе(деревенской) у нас,из 6 татарских деревень(98 -1 00 % татар в классах) выбрали язык обучения-русский,а не национальный,и это за три-девять земель от Казани,в глуши…Наверное это что-то говорит?А вы всё навязываете своё…

Среда, 18 Сентября 2013 20:01 Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев пишет

Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев.
Законопроектом предлагается придать статус родного языка русскому языку. "Почему татарский может быть и родным, и государственным, башкирский может быть, и другие языки тоже, а русский язык не может быть? Получается, около 100 млн человек поражены в правах", — возмущен Сафаралиев. "А люди то, что люди хотят выбрать язык или не выбрать — это уже их право", — подчеркнул он.

Комментируя замечания правового управления аппарата Госсовета РТ — что законопроект содержит определенное противоречие — "предлагается ввести принцип свободного выбора родного языка из числа языков народов РФ, однако это ограничивает выбор родного языка только языками народов России", Сафаралиев напомнил, что "никто не запрещает изучать второй, третий иностранный язык, в зависимости от возможности школы". "Как может изучение родного языка ограничивать изучение других языков?" — удивляется депутат.

Среда, 18 Сентября 2013 18:24 рахимзян абы. пишет

Пусть изучают тот из трех, который нравиться и нечего навязывать то что не хочется человеку учить бесполезно.Мы живём в демократическом обществе а не в каком то первобытоно общинном строе. Пусть учтут авторы проектов это.Каждый отвечает за себя а не выскочки депутаты навязчики своего мнения о языках.

 

Законопроект о родном русском языке поддержали 30 субъектов РФ

Источник информации — http://nazaccent.ru/content/9110-zakonoproekt-o-rodnom-russkom-yazyke-podderzhali.html . 19 сентября 2013.

 

Более 30 субъектов РФ поддержали законопроект о родном русском языке. Об этом 19 сентября сообщил ИА REGNUM со ссылкой на главу комитета Государственной думы по делам национальностей Гаджимета Сафаралиева.

"В комитет поступают положительные отзывы на законопроект, в том числе от кавказских республик — Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики, — рассказал Сафаралиев. — Поддержали концепцию законопроекта органы исполнительной власти Республики Алтай, Республики Мордовия, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики, — всего свыше 30 субъектов РФ. Парламент Республики Северной Осетии-Алании написал о недостатках".

По его словам, отрицательного отзыва от Госсовета Татарстана не поступало, в отзыве республиканского комитета просто написано: "Это повлечет ущемление в изучении родных языков". "Не повлечет", — не сомневается Сафаралиев.

"Почему татарский может быть и родным, и государственным, башкирский может быть, и другие языки тоже, а русский язык не может быть? Получается, около 100 млн человек поражены в правах", — возмущен он. "А то, что люди хотят выбрать язык или не выбрать — это уже их право", — подчеркнул глава комитета Госдумы.

По его данным, Госдума может обсудить законопроект о статусе русского языка в первом чтении уже в октябре.

Между тем в Башкирии заинтересовались анонимными депутатами Курултая, которые, по словам председателя парламентского комитета Татарстана Разиля Валеева, полностью поддерживают "категорическое неодобрение предлагаемых изменений в федеральный закон "О языках". В республике подобных заявлений никто не делал.

Ранее Министерство образования и науки Татарстана не поддержало законопроект, поскольку он предполагает закрепление за русским языком статуса родного, "помимо того, что он носит статус государственного". В министерстве опасаются, что из-за этого уменьшится количество учебного времени, выделяемого на обязательное изучение татарского языка, так как гражданам будет предоставлено право изучать русский и как государственный, и как родной.

Поправки в ФЗ "О языках народов РФ" предполагают расширение сферы использования языков народов России, в некоторых случаях практически приравнивая их по статусу к государственным языкам республик в составе РФ. Закон также позволяет выбирать русский язык в качестве родного для обучения, что могло бы исчерпать языковой конфликт в национальных республиках.

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: