Сайт Анатолия Владимировича Краснянского

Что такое умственная отсталость? Что такое умственная недостаточность? Оксфордский толковый словарь по психологии. Под редакцией А. Ребера, 2002 год.

5.04.2013 23:53      Просмотров: 4531      Комментариев: 0      Категория: Психиатрия, дефектология, коррекционная педагогика

Оксфордский толковый словарь по психологии. Под редакцией  А. Ребера, 2002 год.

URL: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/umstvenaja-otstalost-glubokaja

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ, ГЛУБОКАЯ. Название, используемое для тех, чьи показатели IQ ниже 20. Такие люди проявляют минимальное сенсомоторное функционирование в детстве. Во взрослом возрасте может произойти некоторое развитие речи и некоторое моторное развитие, и они могут, иногда. обучаться некоторому ограниченному самообслуживанию. Им необходимы сильно структурированное окружение, постоянное наблюдение и помощь. Только приблизительно 1 % умственно отсталых находится в этом классе.


URL: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/umstvenaja-nedostatochnost

УМСТВЕННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ. Как можно предположить, недостаточность умственного функционирования. Был предпринят ряд попыток разработать систематическую номенклатуру для классификации и градации различных форм таких недостаточностей в соответствии с интеллектуальными, поведенческими и судебным критериями. Одна из используемых сейчас градаций, в значительной степени устаревшая, это следующие показатели  (коэффициента интеллекта): границы недостаточности (70-80), дебильность (50-69), имбецильность (20-49), идиотия (ниже 20). В дополнение к этому, в литературе используется множество других терминов: слабоумный (слабоумие) используется в отношении всех показателей IQ ниже 70 (североамериканская модель употребления) и для показателей в диапазоне 50-69 (британская модель употребления); недостаточный свободно используется для обозначения любых показателей IQ ниже приблизительно 75 или 80; аменция иногда употребляется как синоним умственной недостаточности, хотя этимологически это понятие должно применяться только к критически низким показателям, в случаях отсутствия или потери способности. В любом случае, как бы ни противоречивы были способы употребления этих нескольких терминов, нельзя не упомянуть отчетливо негативные коннотации, которые они все содержат в обычном языке.

Большинство авторов прекратило их использовать, и общее название также ушло из специальной литературы. Сейчас предпочитается такой общий термин, как умственная отсталость, к которому следует обратиться для знакомства с принятыми в настоящее время  классификациями.

 

URL: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/umstvenaja-otstalost

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ. Современный термин, употребляемый наряду с некоторыми другими как общее название всех форм интеллектуального функционирования ниже среднего, по оценке стандартных тестов IQ. Система классификации, действующая в настоящее время в США, определяет четыре уровня: легкая (IQ в диапазоне, приблизительно, 50-69), умеренная (35-49), серьезная (20-34) и глубокая (ниже 20).

Обратите внимание, что эта градация основывается на представлении, что сам термин должен применяться только в отношении людей с показателями ниже 2 стандартных отклонений от среднего. Те, кто находятся в пределах 1 стандартного отклонения (то есть значения IQ  между 86 и 100), рассматриваются как нормальные, или, иногда, те, кто ближе к нижней части этого диапазона, – как тупой нормальный; в пределах 1 и 2 стандартных отклонений (то есть 70-85) рассматриваются как обладающие пограничным интеллектом. Эта система основана исключительно на показателях IQ тестов; здесь не выносится никаких суждений относительно происхождения или причин, относительно эмоциональных, мотивационных, социальных или семейных факторов или относительно прогноза.

В реальной практике, конечно, такие факторы очень важны, и это отражено в способе применения этих различных классификаций. Например, легкая умственная отсталость рассматривается как приблизительный эквивалент обучаемого умственно отсталого, а умеренная умственная отсталость – эквивалент тренируемого умственно отсталого. Обратите внимание, что в основном термине имеется давняя особенность; что точно обозначается понятием отсталость? Буквально это означает замедление, и, действительно, там, кажется, наблюдается, по крайней мере, два аспекта такого замедления функции. Во-первых, замедлено развитие когнитивного созревания, так что отсталый ребенок достигает стандартных вех в более позднем возрасте, чем нормальный ребенок.

Во-вторых, сами когнитивные процессы, кажется, протекают медленнее, так что отсталым людям обычно требуется больше времени для решения когнитивных задач, чем людям со средним интеллектом. Однако под этим термином также подразумевается нечто большее, чем простое замедление, это – сниженный потенциал или верхний предел: от умственно отсталого ребенка не ожидается, что он когда-либо достигнет даже нормального уровня, независимо от того, сколько времени отводится на развитие. Другими словами, умственная "отсталость" в действительности является умственной "недостаточностью", но это название настолько неправильно использовалось, что сейчас используется очень редко (обсуждение см. умственная недостаточность).

Одной из лексических попыток спасти положение было использование термина умственный инвалид в качестве общего термина, но не удивительно, что в понятии инвалид имеются свои собственные коннотативные трудности.

URL: http://vocabulary.ru/dictionary/487/word/idiotija

ИДИОТИЯ. Серьезная умственная отсталость. Термин идиот, от которого образован этот термин, считается устаревшим (см. умственная недостаточность и умственная отсталость), но сам термин идиотия сохранился в ряде составных форм в основном медицинского или психиатрического характера, обозначающих синдромы, получившие свои названия много лет назад, например амавротическая (семейная) идиотия.

 

 

Ещё статьи:
Комментарии:
Нет комментариев

Оставить комментарий
Ваше имя
Комментарий
Код защиты

Copyright 2009-2015
При копировании материалов,
ссылка на сайт обязательна