Анатолий Владимирович Краснянский, кандидат химических наук, старший научный сотрудник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Системный анализ группы заданий «Рабочая сила» международной программы PISA-2000.

Группа заданий "Рабочая сила" содержит несколько дефектов. В статье указаны дефекты в диаграмме и в вопросе № 1.

 

Анатолий Краснянский

 

Ошибки в группе заданий «Рабочая сила» международной программы PISA-2000

 

1. Введение

  Цель группы заданий «Рабочая сила» — проверка грамотности чтения. Деятели программы PISA определяют грамотность чтения как  способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.  Выпускник основной школы должен понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.     Однако системный анализ заданий программы PISA показал, что значительная часть этих заданий не соответствует декларируемым целям.   

     Группа заданий «Рабочая сила» состоит из 5 заданий. 

  

2. Фрагмент № 1 (диаграмма и вопроса № 1)  и его анализ

2.1.  Фрагмент № 1

 

На диаграмме показана структура работоспособного населения в некоторой стране. Численность всего населения этой страны в 1995 году была примерно равна 3,4 миллиона.

 

 

Примечания

1. Численность различных групп населения указана в тысячах.
2. К работоспособному населению относят людей в возрасте от 15 до 65 лет.
3. Население, которое не входит в состав рабочей силы, — это те, кто активно не ищет работу и (или) кто не может работать.
 

Вопрос 1.                                R088Q01


     На какие две основные группы разделено работоспособное население?

A       Имеющие работу и безработные.

B       Работоспособного возраста и неработоспособного возраста. 

C       Люди с полной занятостью и люди с частичной занятостью. 

D       Входящие в состав рабочей силы и не входящие в состав рабочей силы. 

Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Несплошной
Ситуация: Образование

Код 1:    Ответ D – «Входящие в состав рабочей силы и не входящие в состав рабочей силы»
Код 0:    Другие ответы.

  

2.2. Анализ фрагмента № 1 (диаграммы и вопроса № 1) 

   2.2.1. Анализ диаграммы.    Из диаграммы  видно, что работоспособное население делится на входящих в рабочую силу и не входящих в состав рабочей силы. Согласно примечанию 3 (смотрите диаграмму)  среди  не входящих в состав рабочей силы есть те, кто не ищет активно работу, и те, кто не может (не способен) работать. Получается противоречие:  в состав работоспособного населения входят люди, которые не способны работать.

  3.2.2. Анализ вопроса № 1  "На какие две основные группы разделено работоспособное население?" и ответа на него:  "Входящие в состав рабочей силы и не входящие в состав рабочей силы". 

Вопрос № 1 основан на той части диаграммы, которая содержит  логическую ошибку: ошибку в делении понятия «работоспособное население». Это деление (с учетом примечания 3)  приводит к противоречию. Следовательно, первый вопрос основан на противоречивой информации и поэтому является логически некорректным. На логически некорректные вопросы нет истинных (правильных) ответов.

Авторы вопроса считают правильным ответ D. Но ответ D – неправильный ответ:  работоспособное население нельзя делить на население, входящее в состав рабочей силы и на население,  которое не входит в состав рабочей силы, поскольку в состав последнего, согласно примечанию 3 в диаграмме, входит неработоспособное население. 

Источником ошибок является неправильный  (неэквивалентный) перевод словосочетания “working-age population” в предложении:  "The tree diagram below shows the structure of a country’s labour force or “working-age population”" .  (Смотрите  текст группы заданий на английском в приложении 2).

   "Работоспособное население" (смотрите схему) — это неэквивалентный перевод словосочетания "working-age population" в предложении:  "The tree diagram below shows the structure of a country’s labour force or “working-age population”" .  (Смотрите  текст группы заданий "Рабочая сила" на английском в приложении 2).

  Эквивалентный перевод  “working-age population” — "население в трудоспособном возрасте".  Неэквивалентный перевод привел к логической ошибке: "противоречие" в схеме и  в вопросе № 1.    

Чтобы избежать противоречия  следует использовать вместо  понятия «работоспособное население» понятие    «население в работоспособном возрасте».  Это разные понятия. Например, есть люди, которые не могут работать в трудоспособном возрасте – инвалиды первой и второй группы допенсионного возраста. Они находятся в трудоспособном возрасте, но не относятся к трудоспособному населению. Население в трудоспособном возрасте можно делить на рабочую силу и на население,  среди которого есть нетрудоспособные люди.         

 

 

Статья не закончена! 

 Вопрос 2.                                  R088Q03
     Какова численность работоспособного населения, которое не входило в состав рабочей силы?  (Запишите только число, проценты не указывайте).
Оценка выполнения задания
Деятельность: Выявление информации
Формат текста: Несплошной
Ситуация: Образование
Код 2:        Указано число: 949.900. Явно видно, что верно объединено число, указанное на диаграмме, и сведения из примечания, о том, что все числа выражены в тысячах. Принимаются приближенные значения от 949.000 до 950.000, записанные в виде числа или словами. Также принимаются 900.000 или один миллион (записанные словами или цифрами).
Примеры ответов:
•    949.900
•    чуть меньше девятисотпятидесяти тысяч
•    950.000
•    949,9 тысяч
•    почти миллион
•    около 900 тысяч
•    949,9 х 1000
•    949.900
•    949(000)
Код 1:    Явно видно, что число, указанное на диаграмме, определено верно, но замечание о том, что числа указаны в тысячах,  учтено неверно. Принимаются приближенные значения, сравнимые с теми, которые указаны для кода 2.
Примеры ответов:
•    949,9
•    94.900
•    почти тысяча
•    чуть меньше 950
•    около 900
•    чуть меньше 1000
Код 0:    Другое
Примеры ответов:
•    35,8%
•    7,50%

Вопрос 3.                                   R088Q04
     К какой группе населения, представленной на диаграмме, можно отнести людей, перечисленных в левой части таблицы?  Отметьте крестиком соответствующую клетку таблицы.   В первой строке таблицы показано, как это можно сделать.

  

 

 

“Входящие в состав рабочей
силы: Работающие”

“Входящие в состав рабочей силы: Безработные”

“Не входящие в состав рабочей силы”

Нельзя
отнести
ни к одной из категорий

Официант, 35 лет, работает неполный рабочий день

+

Женщина-предприниматель, 43 года, работает 60 часов в неделю

+

Студент дневного отделения, 21 год

 

 

+

 

Мужчина, 28 лет, недавно продал свой магазин, ищет работу

+

Женщина, 55 лет, никогда не работала и не хотела работать вне дома

+

80-летняя бабушка, все еще работает несколько часов в день в семейной торговой лавке

+

Оценка выполнения задания
Деятельность: Интерпретация текста
Формат текста: Несплошной
Ситуация: Образование

Код 2:    Отмечено 5 верных ответов
Код 1:    Отмечено 3 или 4 верных ответов
Код 0:    2 или меньше

Вопрос 4.                                             R088Q05
     Предположим, что сведения о работоспособном населении публикуются в форме приведенной ранее диаграммы ежегодно.
     Ниже перечислены четыре вида сведений, которые представлены на диаграмме. Укажите, будут ли меняться эти сведения из года в год. Обведите слово «Изменится» или «Не изменится». В первой строке показано, как это надо сделать.

 

Сведения, представленные на диаграмме
Ответ

Названия групп населения, представленных на диаграмме (например, «Входящие в состав рабочей силы»)

Изменится / Не изменится
Проценты (например, “64,2%”)
Изменится / Не изменится

Численность различных групп населения (например, “2656,5”)

Изменится / Не изменится
Примечания, которые даны под диаграммой
Изменится / Не изменится

 
Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Формат текста: Несплошной
Ситуация: Образование
Код 1:    Отмечено 3 верных ответа.
Код 0:    Отмечено 2 или меньше. 

Вопрос 5.                                        R088Q07
     Информация о структуре рабочей силы дана в виде приведенной ранее диаграммы, но ее можно представить другими способами, например, с помощью словесного описания, в виде графика, таблицы или диаграммы другого вида, например, круговой.
     Представленная ранее диаграмма выбрана потому, что она наиболее удобна для того, чтобы показать:
A       изменения во времени.
B       численность всего населения страны.
C       категории населения, входящих в состав каждой из выделенных групп.
D       численность каждой группы населения.

Оценка выполнения задания
Деятельность: Рефлексия и оценка
Формат текста: Несплошной
Ситуация: Образование

Код 1:    Ответ С – «категории населения, входящих в состав каждой из выделенных групп».
Код 0:    Другие ответы.

Краткое описание особенностей задания.

Характерными для исследования были задания, основанные на диаграмме, демонстрирующей структуру работоспособного населения в некоторой стране («Рабочая сила»). С такими текстами наши учащиеся встречаются на уроках истории и обществоведения весьма редко. Но главное – они выступают не как материал для упражнений, а как иллюстративный материал.
Часть вопросов этого задания (вопросы 1, 2 и 4), направленные на прямое обнаружение информации в диаграмме, установление связей между частями ее содержания. На эти вопросы правильно отвечает 55-60% наших учащихся. Вопрос 3 представляет собой познавательную задачу: людей по их описанию (возраст, сфера занятий и др.) надо было отнести к той или иной группе населения, указанной в диаграмме. Трудность этого комплексного задания по международной шкале была достаточно высокой. И именно на этот вопрос учащиеся ответили слабо (от 6% до 29,5% правильных ответов о каждом из примеров людей).

 

Приложение 1

Скриншоты

 

 

 

 

 

Приложение 2

СКРИНШОТЫ

URL:  http://www.oecd.org/pisa/38709396.pdf

 

 

 a1e

 

a2e

 

a3e

 

a4e

 

a5e

 

a6e

 

a7e

 

 a8e

 

 

 

 

 

 

a9e

 

 

 

 

 

a10e

 

 

 

 

a11e

 

 

 

 

a12e

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: